Автобус специальный бронированный «Горец» модель 395800 (41 фото)

Междугородный автобус ЛиАЗ-5256. Фото ГАЗ

ЛиАЗ — известный бренд российских городских автобусов. Практически во всех уголках необъятной территории можно встретить это транспортное средство, произведенное Ликинским автобусным заводом. Начиная с самых первых, каждая новая модель имеет характеристики, которые улучшаются с внедрением в конструкцию ЛиАЗ передовых достижений технической мысли.

Устройство снаружи

Сколько весит

Весовые характеристики должны соответствовать техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Разрешенная полная масса по этому документу:

  • для двухосных — 18 тонн;
  • для трехосных, за исключением сочлененных автобусов — 25 тонн;
  • для трехосных сочлененных — 28 тонн.

Городской сочлененный автобус ЛиАЗ-6212. Фото Википедия

Полная масса двухосного ЛиАЗ-5256 составляет 17930 кг., полная масса трехосного сочлененного ЛиАЗ-6212 — 28000 кг, что соответствует нормативным данным. Минимальной полной массой из всей линейки моделей обладает ЛиАЗ-4292 — 14400 кг.

Документ ограничивает максимальную статическую вертикальную нагрузку на ось. Например, автобус с одной ведомой и ведущей осью должен иметь следующие разрешенные показатели :

  • ведомая — 10 тонн;
  • ведущая — 11,5 тонн.

У ЛиАЗ-5256 эти показатели соответственно — 6430 и 11500 кг.

Длина

Городской автобус ЛиАЗ-6213. Фото Википедия

Длина кузова напрямую влияет на вместимость транспортного средства. В отечественном отраслевом стандарте ОН 025 270-66 этот параметр даже заложен в качестве основного в классификацию пассажирских транспортных средств. В вышеуказанном техническом регламенте таможенного союза приведены следующие ограничения по длине:

  • двухосный автобус не должен иметь длину более 13,5 метров;
  • автобус с числом осей более двух не должен иметь длину более 15 метров;
  • сочлененный автобус не превышает габаритов в 18,5 метров по длине.

Длина двухосного автобуса ЛиАЗ-5256 — 11,4 метра, сочлененного ЛиАЗ-6212 — 17,64 метра. Максимальную длину имеет модель 6213 — 18,04 метра, минимальная 9,5 метров у модели 4292.

Высота

Техническим регламентом таможенного союза предусматривается ограничение по высоте — не более 4 метров. Данное ограничение касается автобусов, имеющих на крыше газовые баллоны или кондиционеры. Автобусы без дополнительных предметов на крыше с только сидячими пассажирскими местами имеют высоту 2,4…2,6 метров, а у автобусов, где предусмотрена перевозка стоячих пассажиров высота — 2,8…3,1 метра.

Пригородный автобус ЛиАЗ-5256. Фото ГАЗ

У ЛиАЗ-5256 высота 3,06 метра.

Ширина

Ширина ограничивается возможностью маневра на проезжей части. У автобусов она не превышает 2,55 метра и практически у всех одинаковая. Ширина ЛиАЗ-5256 — 2,5 метра.

Габаритные размеры «Газели»

вес автобуса

Автомобиль Горьковского авто скорее относится к грузовикам малого класса, его с таким же успехом можно причислить и к легковым машинам. Для управления «Газелью» достаточно прав категории «B», но транспортное средство порой перевозит грузы, который не увезет ни один легковой авто. С появлением ГАЗ 3302 в России зародился новый вид транспорта, который вернее всего нужно назвать коммерческим.

Так выглядит классический грузовичок ГАЗ 3302

Коммерческий транспорт сочетает в себе два замечательных качества – комфортность легкового автомобиля и грузоподъемность небольшого грузовика. Трудно представить, что когда-то в нашей стране такого класса машин не было. Удобство «Газелей» оценено многими, и с помощью их в наше время выполняется немалая доля перевозок грузов и людей.

Вернуться

Разновидности «Газелей»

Автомобили класса «Газель» предназначены для перевозки грузов на набольшие и средние расстояния (до 500-700 км). Средняя скорость на трассе равна 100 км/ч.

Вариант газели 3302 для перевозки людей

У грузового автомобиля в кабине размещаются до трех человек, включая водителя. В удлиненной кабине грузовике ГАЗель «Фермер» размещаются до 6 человек. Микроавтобусы с укороченной базой («Соболь», «Соболь Баргузин») могут вместить до 6 пассажиров плюс водитель, модель ГАЗ 3221 и модификации позволяют перевозить до 13 человек.

Базовой моделью коммерческого автомобиля считается бортовой ГАЗ 3302. Бортовые автомобили с завода комплектовались дугами и тентом.

Серийный выпуск машины начался в 1994 году, но с этого времени было произведено множество различных модификаций, в том числе на ГАЗ собирались и микроавтобусы.

В семействе «Газелей» можно отметить следующие модификации:

  • ГАЗ 2705 – трехместный металлический фургон;
  • ГАЗ-33023 – бортовой автомобиль с удлиненной семиместной кабиной «Фермер»;
  • ГАЗ-2752 – цельнометаллический фургон с укороченной базой «Соболь»;
  • ГАЗ-2217 – «Баргузин», микроавтобус на базе «Соболя»;
  • ГАЗ-3221 – микроавтобус со стандартной базой на базе цельнометаллического кузова 2705.

Установка лобового стекла на Газель

Модификаций «Газели» было очень много, и поэтому говорить о габаритах достаточно непросто – данные совсем разные. Также выпускались и кузова с удлиненной базой, с 2010 года пошла серия модифицированных автомобилей «Газель-Бизнес». А с 2013 года Горьковский автозавод приступил к выпуску коммерческих автомобилей нового поколения – «Газель Некст».

Вернуться

Грузоподъемность автомобилей «Газель»

Автомобиль ГАЗ 3302 рассчитан на грузоподъемность 1,5 тонны, но не во всех модификациях эта характеристика одинаковая.

Габаритные размеры автомобиля газ 3302

Грузоподъемность других марок семейства «Газель»:

  • ГАЗ 2705 – 1,35 т;
  • ГАЗ-3221 – в среднем 1-1.2 т в зависимости от модификации;
  • ГАЗ 33023 «Фермер» – 1,2 т;
  • ГАЗ-2752 «Соболь» (или ГАЗ-2217 «Баргузин») – от 0,6 до 0,9 т в зависимости от варианта исполнения;
  • ГАЗель Next – от 1,25 т или 1,5 т в зависимости от модели.

Часто владельцев коммерческого автомобиля грузоподъемность машины не устраивает и это понятно. Для бизнеса важно за рейс увезти как можно большее количество грузов. И поэтому предприниматели пользуются различными способами для увеличения столь важной характеристики авто.

Таблица технических характеристик ГАЗ 3302

Хотя и грузоподъемность бортовой «Газели» всего лишь полторы тонны, но сам кузов все-таки довольно объемный, и плотного тяжелого груза уместить в машину можно много. В результате перегруза проседают и лопаются рессоры, лопается рама. Увеличивают грузоподъемность двумя способами:

  • Устанавливают на все рессоры по дополнительному листу;
  • Усиливают раму.

После соответствующих работ грузоподъемность увеличивается на 500 кг. Но перегружать машину свыше установленной нормы все же не следует.

Вернуться

Вес «Газели»

Вес «Газели» также зависит от модификации автомобиля. К тому же, разные модели комплектовались разными двигателями, а вес двигателей не одинаков. Логично и то, что конструкция машины с длинной базой будет тяжелее «Соболя» или «Баргузина».

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Ikarus 260

Базовая модель ГАЗ 3302 имеет снаряженную массу 1800-1850 кг, а полная масса нагруженного автомобиля составляет 3500 кг.

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-2705

Масса других моделей:

МодельСнаряженная масса, кгМаксимальная масса, кг
ГАЗ-270520003500
ГАЗ-3221 микроавтобус2325/ 24453010/ 3135
ГАЗ 33023 «Фермер»1825/ 2100Не более 3500
ГАЗ-2752 «Соболь»1880/ 19302800
ГАЗ-2217 «Баргузин»2140/ 22602675/ 2795
ГАЗ-3221 микроавтобус20203050
ГАЗель Next19903500

Вариант грузовой Газели

Вернуться

Габариты

Габариты автомобиля Газели можно знать приблизительно, но порой необходимо точно знать все его размеры. К примеру, машине необходимо попасть в какой-нибудь тесный двор или проехать под низко расположенной линией электропередачи. Вот небольшая таблица с габаритами основных :

МодельДлина, метровШирина, метровВысота, метров
ГАЗ 33025,52,0982,2 (без тента) 2,57 (с тентом)
ГАЗ 2705 цельнометаллический кузов5,472,0752,2
ГАЗ 33023 «Фермер»5,472,0982,2 (без тента) 2,57 (с тентом)
ГАЗ-2752 «Соболь»4,812,032,2
ГАЗ-2217 «Баргузин»4,812,032,2
ГАЗ-3221 микроавтобус5,472,0752,2
ГАЗель Next (короткая база)5,632,0682,137
ГАЗель Next (длинная база)6,7092,0682,137

Но не только эти базовые модели выпускает Горьковский автозавод, помимо этого есть еще и другие модификации.

Так выглядит бортовой газ 330202

Бортовой ГАЗ 330202 имеет удлиненную базу, и при всех одинаковых габаритах с базовым авто 3302 у него длина увеличена до 6,6 м.

Вернуться

«Газель» с фургоном

На коммерческом автомобиле приходится перевозить разные грузы. Но простой кузов с тентом не рассчитан на перевозку скоропортящихся продуктов, да и мебель в нем перевозить не очень удобно. Поэтому многие производственные предприятия взялись за усовершенствование малогабаритного грузовика. Различные фургоны устанавливаются на базовое шасси ГАЗ 3303 или ГАЗ 33023 «Фермер».

Размеры фургонов неодинаковые и могут отличаться высотой и длиной. Как правило, стандартной является только ширина.

По назначению и типы фургоны также отличаются, они могут быть:

  • Изотермические (собранные из сэндвич-панелей);
  • Хлебные;
  • КУНГ для автомастерской;
  • Промтоварные (мебельные).

Двигатели ЗМЗ 406 на Газель

В промтоварном фургоне перевозят грузы, не нуждающиеся в особом температурном режиме.

Пример промтоварной Газели с фургоном

Обычно в таком кузове перевозят:

  • Мебель;
  • Бытовую технику;
  • Бытовую химию;
  • Хозяйственные товары.

Фургоны из сэндвич-панелей (изотермические) имеют низкий коэффициент теплопроводности, потому что его стены обшиваются высококачественным пенополистиролом. Этот материал хорошо удерживает созданный в закрытом объеме температурный режим.

Все фургоны могут быть собраны на шасси следующих моделей:

Вариант модификации газ 3302

  • ГАЗ 3302 – базовое шасси;
  • ГАЗ 33027 – шасси с колесной формулой 4х4 (полноприводный вариант);
  • ГАЗ 330202 – шасси с удлиненной рамой.

Соответственно, по длине фургоны могут быть трех видов: 3, 4 и 5 метров. Длина взята приблизительно, она может немного отличаться от приведенных цифр. Высота самого фургона может быть от 1,5 до 2,5 метров. А вот ширина обычно у всех фургонов приблизительно одинаковая, она находится в пределах от 1,9 до 2,3 м.

Вернуться

Салон внутри

Вместимость

Городской ЛиАЗ-5256. Фото ГАЗ

Для расчета вместимости салона существуют установленные расчетно-опытным путем нормы площади, приходящиеся на одного человека. Причем рассчитаны они для двух режимов: перевозке пассажиров в час пик и нормальном спокойном межпиковом режиме.

В случае расчета нормальной вместимости руководствуются значениями 0,315 м2 на сидячего и 0,2 м2 на стоячего пассажира.

Для расчета пиковой вместимости принимается одна величина — 0,125 м2.

Вместимость ЛиАЗ-5256:

  • нормальная — 89;
  • предельная — 117.

Схема мест

Одним из основных показателей схемы мест является количество рядов в салоне — оно может быть двухрядным, трехрядным, четырехрядным и комбинированным. Междугородные ЛиАЗ-5256 имеют 44 сидячих места в четырехрядном расположении. В городских моделях 5256 места в количестве 28 расположены в три ряда. Такое расположение сидений обеспечивает вход/выход пассажиров без помех и задержек.

Планировка (схема) салона специального автобуса ЛиАЗ-5256. ото Скат-Авто

Сиденья

Сиденья могут располагаться по ходу движения автобуса, против хода, вдоль боковых стенок кузова, иметь планировку купейного типа, смещаться от продольной оси. В междугородних автобусах оборудуются регулировкой спинок по высоте и углу наклона.

Кабина водителя

Нормативный документ, устанавливающий требования к рабочему месту водителя — ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011. Этот стандарт определяет требования к отоплению, кондиционированию, вентиляции, оттаиванию и запотеванию ветровых стекол, качеству воздуха, уровню шума.

Водительское место автобуса ЛиАЗ-4292. Фото ГАЗ

Кабина оборудуется устройствами, обеспечивающими выполнение требований стандарта. Так на моделях 5256 и 6212 в кабине водителя оборудованы два отопительных агрегата. Один из них выполняет обдув ветрового стекла и отопление салона, а второй отапливает исключительно рабочее место водителя. Лишний шум устраняет перегородка, отделяющая рабочее место водителя от салона. Кресло водителя ЛиАЗ-5292 оснащается пневматической подвеской с возможностями его регулировки для создания удобного расположения. Имеется возможность установки руля в нужное положение. В кабине водителя должен находиться вентилятор и при необходимости в зависимости от климатических условий кондиционер.

содержание .. 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 ..

5. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ МАССЫ ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ АВТОБУСА ПАЗ-32053

Наименование агрегатов и узлов

Вес, кг
Двигатель (со сцеплением и коробкой передач) 400
Коробка передач 56,5
Карданные валы 26
Передняя ось без рессор и колес (ООО «РязаньАвтоагрегат») 350
Передняя ось без рессор и колес (ОАО «КААЗ») 230
Задний мост без рессор и колес (ООО «РязаньАвтоагрегат») 495
Задний мост без рессор и колес (ОАО «КААЗ») 270

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ АВТОБУСА ПАЗ-32053

Наименование топлива, масла, смазки, рабочей жидкости ГОСТ или ТУ
Бензин «Нормаль-80», Регуляр-92 ГОСТ Р 51105-97
Бензин «Регуляр Евро-92» ГОСТ Р 51866-2002
Масло М-8В, М-43/6-В1, М-63/10В ГОСТ 10541-78
Масло ТСп-15К, ТСп-14гип, ТСп-10, ТАп-15В ГОСТ 23652-79
Масло «Омскойл Супер Т ТМ5-18» ТУ 38.301-19-62-95
Масло «Уфалюб Унитранс» ТУ 0253-001-11493112-93
Масло «Девон Супер Т» ТУ 0256-017-00219158-96
Масло веретенное АУ ТУ 38.101.586-75
Масло турбинное Тп 22 ГОСТ 9972-74
Смазка МС-1000 ТУ 0254-003-45540231-99
Смазка Литол-24 ГОСТ 21150-87
Смазка Солидол С ГОСТ 4366-76
Смазка Солидол Ж ГОСТ 1033-79
Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74
Смазка ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80
Смазка 158 ТУ 38.101.320-77
Смазка АЗМОЛ ЖТ-72 ТУ У 24.6-00152365-222:2006
Смазка ОНа-Ка3/10-2 (ЯНЗ-2) ГОСТ 19537-83
Смазка графитная УСсА ГОСТ 3333-80
Масло Р для гидросистемы ТУ 38.101.179-71
Тормозная жидкость «РОСДОТ» ТУ 2451-004-36732629-99
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т ГОСТ 23008-78
Низкозамерзающая жидкость: «Тосол ТС»

-ОЖ-40 «Лена»

-Cool Stream Standart 40

ТУ 2422-006-36732629-99 ТУ 113-07-02-88 ТУ 2422-002-13331573-04

содержание .. 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 ..

Устройство внутри

Двигатель/мотор

Городской автобус ЛиАЗ-5293. Фото ГАЗ

Автобусы ЛиАЗ комплектовались на протяжении всего периода своего существования на рынке пассажирского транспорта самыми разнообразными видами двигателей внутреннего сгорания — карбюраторными, дизельными, работающими на газовом топливе. В последнее время появились первые экологически чистые модели, работающие от электрической силовой установки (литий-ионные аккумуляторные батареи).

  • Бензиновый (карбюраторный). Первые модели автобусов ЗИЛ-158 и ЛиАЗ-677 выпускались с бензиновыми двигателями. На ЛИАЗ-677 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-509.10-401, мощностью 175 л.с.
  • Дизельный. Более экономичные дизельные двигатели пришли на смену карбюраторным. Основными отечественными поставщиками двигательных установок являлись КАМАЗ и ЯМЗ. В настоящее время основным отечественным поставщиком является ЯМЗ. Этими двигателями оснащаются практически все новые модели автобусов ЛиАЗ. На ЛИАЗ устанавливались также дизельные двигатели иностранного производства. Американская корпорация Caterpillar поставляла свои двигатели для установки на ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-5293. Европейским дизелем фирмы MAN оснащали некоторые модификации ЛиАЗ-5292 и сочлененную модель ЛиАЗ-6213. Двигатели Cummins комплектуются с некоторыми моделями ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293. На модель ЛиАЗ-5292.30 для работы на олимпийских объектах г. Сочи устанавливался дизельный двигатель шведской компании Scania.
  • Газовые. Газовые двигатели внутреннего сгорания потребляют более дешевое, чем бензин. В выхлопных газах содержится значительно меньшая концентрация СО2. Эти факторы явились главной движущей силой использования таких моторов на автобусах ЛиАЗ. Начало было положено установкой газовых двигателей Cummins (на городские версии моделей 5292, 5293 и 6213) и двигателей MAN (модификации моделей 5292 и 6213). В последнее время ЯМЗ усиленно работает над разработкой газовых двигателей собственного производства.

Автобус ЛиАЗ-6274. Фото Википедия

  • Электробусы. В крупных городах с большой интенсивностью движения все острее встает вопрос уменьшения количества выхлопных газов. Электробус ЛиАЗ-6274 – первый российский автобус, полностью исключающий выброс вредных отработавших газов. Установка компактных литий-ионных батарей с разработкой систем с быстрой подзарядкой позволяет успешно конкурировать с транспортными средствами на традиционном топливе.

Тормозная система

Работа тормозной системы автобусов ЛиАЗ обеспечивается давлением воздуха. С целью повышения надежности выполняется она по двухконтурной схеме, состоящей из раздельно действующих систем торможения передней и задней осей. Последние модели ЛиАЗ оснащаются электронными системами ABS — антиблокировочными устройствами.

  • Камера. Тормозная камера ЛИАЗ диафрагменного типа, имеющая в конструкции возвратную пружину, обеспечивающую диафрагме начальное положение после растормаживания.
  • Колодки. Колодки с фрикционными накладками устанавливаются в тормозных барабанах, расположенных на ступицах колес. Если на модели ЛиАЗ-677 использовались асбестовые накладки, то в дальнейшем стали применяться более экологически чистые безасбестовые.

Коробка передач

Автобус ЛиАЗ-677. Фото Википедия

Управление коробкой на автобусах ЛиАЗ может быть ручным и автоматическим.

  • АКПП. Автоматические коробки передач поддерживают нормальное физическое состояния водителя. Первым отечественным автобусом, оснащенным АКПП, считается ЛиАЗ-677. Альтернативы импортным АКПП производителей Allison, Voith и ZF со стороны российских производителей нет. Работы по разработке АКПП собственной конструкции ведутся инженерами «группы ГАЗ», в состав которой входит ЛиАЗ.
  • Ручная КПП. Некоторые модификации модели 5256 оснащались ручной коробкой передач. Однако несмотря на свою простоту и высокую ремонтопригодность в автобусах ЛиАЗ она в дальнейшем не нашла широкого применения.

Генератор

Генератор автобуса, помимо электрооборудования двигателя, должен обеспечивать освещение пассажирского салона. Поэтому они обладают повышенной мощностью, выполняются в комплекте с регулятором напряжения, выполняющим поддержание напряжения в сети автобуса в требуемых рамках.

Панель приборов

Расположение панели приборов должно находиться в прямой видимости водителя. Рулевое колесо и руки на нем не должны мешать видеть показания приборов.

Панель приборов автобуса ЛиАЗ-5293. Фото ЯрКамп

На ЛиАЗ-6213 по центру расположен прибор со спидометром, манометр показывающий давление в пневмосистеме, указатель уровня топлива и набор лампочек дающих сигналы о состоянии параметров работы двигателя. Слева от прибора расположены тумблеры, отвечающие за работу освещения, печек, аварийной сигнализации. Справа — внешнее освещение, управление дверями, трансмиссией и много других функций.

Компрессоры

Компрессор подает сжатый воздух в пневмосистему. Популярный вариант для автобусов ЛиАЗ — двухцилиндровый поршневой с производительностью 320 л/мин.

Колеса

Для первых ЛиАЗ-677 колеса специально изготавливались для данной модели, были бездисковыми и крепились на 6-ти шпильках. В настоящее время конструкция колес для всех моделей автобусов, включая ЛиАЗ, стандартизована по европейским нормам. «Евроступица» с одинаковым для всех типов шин креплением на 10 шпильках, имеет диаметр диска 22,5 дюйма, ширину обода 7,5 дюймов.

Трансмиссия

Кроме коробки передач в состав трансмиссии входят сцепление, карданная и главная передачи, а также полуоси. На автобусах с гидромеханической передачей, например, моделей 677М и 5256 сцепление отсутствует.

Проще простого

К последней генерации «Кубани», модели Г1А1-02, относится и предоставленный на ретротест автобус.

Использование шасси среднетоннажных грузовиков для малых автобусов не является советским изобретением, их широко использовали во всём мире. «Кубань» являла собой грузовик ГАЗ-53 с надстроенным поверх него автобусным кузовом. Несколько десятков заводов по всей стране выпускали автобусы, используя горьковские грузовики как основу, причём строили подобным образом как капотные аналоги курганских машин, так и вагонной компоновки подобно «Кубани». Благодаря сугубо грузовому шасси и жёсткой рессорной подвеске, «Кубань» демонстрировала меньший комфорт для водителя и пассажира, взбрыкивая на кочках и ухабах, но она оказалась живучей на грунтовых дорогах и колхозной периферии, где этот автобус и эксплуатировался.

Выбор шасси диктовался не только его доступностью и массовостью, но и стойкостью к разбитым дорогам – такие машины предназначались в первую очередь для сельской местности и для эксплуатации на умеренном бездорожье в том числе. Поэтому простота и неприхотливость шасси, вкупе с прочностью кузова, обеспечивала этому бесхитростному автобусу завидную живучесть.

С детства «Кубань» удивляла меня своим дизайном: одновременно простым и стильным. Конечно, это дело вкуса. И фломастеры бывают разными, но наклонная, под углом, передняя часть придаёт ей шарма и своеобразную узнаваемость. При всей простоте автобус выглядит достаточно складно и аккуратно, портили его облик лишь грубые переделки дальнейших эксплуатантов.

Эхо прародителя, ГАЗ-53, ярче всего отражено в кабине. От горьковского грузовика здесь и руль с колонкой, и комбинация приборов, и выступающая из-за спины водителя «кочерга» коробки передач. Моторный отсек упакован посередине кабины под собственной крышкой – внутри никаких хитростей, та же бензиновая «восьмёрка» ЗМЗ, что и на базовом грузовике. В правом углу, за моторным отсеком, размещена небольшая ёмкость для багажа: если бы не сплошная перегородка, здесь было бы уместно ещё одно пассажирское место.

Багажная дверь в заднем свесе ведёт к рундуку заднего сиденья

Водительское кресло с легковой иномарки – явная переделка прежнего владельца, и одна из немногих деталей, явно выдающих себя своей инородностью. Впрочем, автора переделки можно понять: «Кубань» была автобусом до аскетизма простым, жёстким на ходу, и со своими особенностями поведения на дороге, такими как странное козление передней части, так что хотя бы комфортное кресло могло облегчить участь водителя.

Эта «Кубань» построена исходно как пассажирский автобус, а не как автоклуб или библиотека, что открывает возможность увидеть первозданный интерьер пассажирской версии, не видавшей переделок. Если у краснодарского автоклуба салон был разделён перегородкой посреди салона, между пассажирским и грузовым отсеками, то в пассажирском варианте салон скомпонован значительно проще.

Под капотом – всем хорошо знакомая бензиновая «восьмёрка» ЗМЗ

Пассажиров встречает скошенная книзу передняя дверь. Её положение обусловило наличие колёсной арки – вход в салон начинается прямо за передним правым колесом. Ступени узкие, а дверной проём – только на одного пассажира. В помощь входящему пассажиру в проходе стоят несколько поручней – кузов заметно возвышается над землёй, и забраться в салон даже молодому и здоровому человеку не так-то просто. Но не стоит забывать, что этот автобус предназначен не для маршрутов с интенсивным трафиком, а для служебных развозок это вполне допустимо.

По правую руку при входе в салон – сплошная застеклённая перегородка, нововведение последней генерации «Кубани», Г1А1-02. Перегородка доходит до передней колёсной арки справа, не перекрывая её полностью. Сделано это было для того, чтобы тёплый воздух из кабины подавался на ступени, не давая им заледеневать. «Кубань» не оснащали мощной системой отопления, поэтому имела славу автобуса холодного, даже несмотря на бензиновый двигатель. На этой машине прежний владелец решил проблему, установив за перегородкой отопитель от микроавтобуса «ГАЗель».

На перегородке смонтирован небольшой стол, а для общения пассажиров с водителем в окне перегородки выполнена сдвижная форточка.

В салоне – ряды мягких диванов-лавок, расставленных по формуле 2+2, и достаточно широкий проход, упирающийся в сплошной пятиместный диван. Проезд стоя в «Кубани» при кажущемся просторе недопустим: поручни в салоне не предусмотрены, а в машине со столь высоким центром тяжести проезд стоя не только некомфортен, но и просто опасен. Роль аварийных выходов в автобусе выполняет окно в заднем торце, несколько боковых окон, а также крупные люки в крыше – машина формально соответствовала всем требованиям безопасности, предъявлявшимся к советским автобусам в те годы.

За задними сиденьями расположен рундук – багажный отсек, доступ к которому открывается снаружи, из люка в заднем торце автобуса. Подобным багажником массовые советские автобусы похвастать не могли – у них люк или дверь в корме вели непосредственно в салон. В рундуке водитель «Кубани» возил нехитрый скарб: инструменты, оперативный запас запчастей и технических жидкостей, а также инвентарь для уборки.

Внизу у «Кубани» никаких отличий от базового ГАЗ-53: та же рама, трансмиссия, рессоры «в круг»

Внизу у «Кубани» никаких отличий от базового ГАЗ-53: та же рама, трансмиссия, рессоры «в круг»

Используемое топливо

Автобус ЛиАЗ-677М. Фото Википедия

Виды. На самых первых моделях ЛиАЗ применялся бензин. Следующие модели в целях экономии стали использовать дизельное топливо. В ряду последних появились двигатели на газовом топливе.

Расход топлива. Для анализа принимается базовый расход топлива, без учета условий эксплуатации в зимний период, интенсивности движения в городских условиях и других. Для примера:

  • базовый расход бензина 677 модели – 54 л. на 100 км.;
  • модель 5256 городской 104 места, диз. топливо, двигатель Caterpillar – 39 л на 100 км.;
  • модель 5293 городской 100 мест, сжатый газ, двигатель Cummins – 40 м3 на 100км.

Различия в параметрах моделей для города, пригородных и междугородных

Некоторые основные характерные для городских, пригородных и междугородних автобусов моделей ЛИАЗ приведены в таблице:

№ п/пНазначение моделиСравнительные значения параметров
Количество сидячих мест/общее количествоТребования к обустройству сиденийСоздание комфортных условий
1Городская (4292)18/75Обычные жесткие сиденьяОбычные типовые
2Пригородная (4292)28/75Мягкие, с регулировкойУлучшенные за счет комфортности посадочных мест
3Междугородная (5290)47/47Повышенной комфортности с ремнями безопасностиНаличие вентиляции, кондиционирования, индивидуального освещения, биотуалета и других атрибутов комфорта

Характеристика Автобусов.

Перспективный одиночный городской автобус большого класса должен иметь:

– номинальную вместимость(q вм) не менее 90 чел.;

– дизельный двигатель с горизонтальным расположением цилиндров;

– две накопительные площадки и три (1200 мм) широкие двустворчатые, поворотного типа двери;

– с углами свеса не менее 9 градусов;

– дорожным просветом 200-210 мм.

Предусмотрены также городские автобусы среднего класса вместимостью 60-70 чел. И особо большого класса 110-125 чел, с тремя накопительными площадками и четырьмя двойными дверями.

2. Пригородный автобус уже не может быть модификацией городского и должен быть самостоятельной базовой моделью (углы свеса не менее 11 градусов и дорожный просвет 240 мм). Введен тип пригородного автобуса с

наличием двух дверей шириной 830 мм, и желательно иметь автобусы двух классов: среднего ( вместимостью 60-65 чел. при 30-35 мест для сидения) и большого (вместимостью 75-85 чел. при 45-50 мест для сидения).

3. Автобусы для обслуживания сельского населения (ПАЗ-672, ПАЗ-3021, КАВЗ-685) не могут успешно эксплуатироваться в сельских районах, у них низкая проходимость, узкие двери, жесткая подвеска, нет условий для провоза багажа.

Описание тех. характеристик конкретных моделей

158 (ЗИЛ).

  • Длина/ширина/высота, м — 9,03/2,5/3,0.
  • Вместимость: нормальная, чел. — 60; предельная, чел. — 70.
  • Двигатель — бензиновый, 109 л.с., расход топлива 42 л/100 км.
  • Коробка передач — механическая, ручная.

677.

  • Длина/ширина/высота, м — 10,53/2,5/3,033.
  • Вместимость: нормальная, чел. — 80; предельная, чел. — 110.
  • Двигатель — бензиновый, 175 л.с., расход топлива 54 л/100 км.
  • Коробка передач — гидромеханическая.

5256.

  • Длина/ширина/высота, м — 11,4/2,5/3,0.
  • Вместимость: количество посадочных мест — 23; общее количество мест — 110.
  • Двигатель — дизельный
  • Коробка передач — механическая ручная/гидромеханическая

Автобус ЛиАЗ-5250 Вояж. Фото ГАЗ

5250 («Вояж», пригородный).

  • Длина/ширина/высота, м — 12,5/2,55/3,0
  • Полная масса, кг — 18000
  • Вместимость: сидячих мест — 47…53; общее количество — 60.
  • Двигатель — дизельный, Scania, 250 л.с.
  • Коробка передач — АКПП
  • Тормозная система — электронно-пневматическая с ABS (автоблокировкой колес)

5280 (троллейбус).

ЛиАЗ-5280 — троллейбус собственного производства, которому автобусное прошлое в виде кузова не дало возможности составить конкуренцию производителям троллейбусов.

4292 (городской).

  • Длина/ширина/высота, м — 9,5/2,5/2,74
  • Вместимость: количество сидячих мест — 18; общее количество мест — 75.
  • Двигатель — дизельный, ЯМЗ мощность 210 л.с.
  • Коробка передач — АКПП, 6-ступеней, производители ZF, Allison

5290. ЛиАЗ-5290 «Круиз» предназначен для междугородних перевозок.

  • Длина/ширина/высота, м — 12,0/2,5/3,7
  • Вместимость: количество сидячих мест — 47; общее количество мест — 47.
  • Полная масса, кг — 18000
  • Двигатель — дизельный, Scania, мощность 310 л.с.
  • Коробка передач — АКПП, производитель Scania
  • Повышенные условия комфортности, наличие багажного отсека и биотуалета.

5292 (городской низкопольный).

  • Длина/ширина/высота, м — 12,410/2,5/2,88
  • Вместимость: количество посадочных мест — 28; общее количество мест — 114
  • Двигатель — дизельный/газовый
  • Коробка передач — АКПП производства Voith , ZF

Салон автобуса ЛиАЗ-5290. Фото ЯрКамп

5293. ЛиАЗ-5293 — полунизкопольный городской автобус. Представляет собой промежуточный вариант к автобусу модели 5292.

  • Длина/ширина/высота, м — 11400/2,5/3060, 3322 с газовыми баллонами
  • Полная масса, кг — 17100/17600 (газовый вариант)
  • Вместимость: количество посадочных мест — 25; общее количество мест — 100.
  • Двигатель — дизельный/газовый
  • Коробка передач — АКПП производства Voith , ZF

6212.

  • Длина/ширина/высота, м — 17,64/2,5/3,0
  • Вместимость: сидячих мест — 33; общее количество — 177.
  • Кузов — вагонного типа с узлом сочленения немецкой фирмы HUBNER
  • Двигатель — дизельный/газовый
  • Коробка передач — АКПП производства Voith , ZF

6213. ЛиАЗ-6213 – городской сочлененный автобус для интенсивного движения. Имеет меньшую вибрацию и шум в задней части в сравнении со своим собратом ЛиАЗ-6212 во многом благодаря хорошей подвеске.

  • Длина/ширина/высота, м — 18,04/2,5/2,88
  • Полная масса, кг — 26700
  • Вместимость: сидячих мест — 34; общее количество — 153.
  • Кузов — вагонного типа с узлом сочленения немецкой фирмы HUBNER
  • Двигатель — дизельный/газовый
  • Коробка передач — АКПП, 6-ти ступенчатая производства Voith , ZF
  • Рулевое управление — с гидроусилителем

6274. ЛиАЗ-6274 — первый российский электробус, разработанный на базе ЛиАЗ-5292. В Москве проходит тестовые испытания опытная партия.

Пассажирский автобус НЕФАЗ 5299-0000040-57 для городских маршрутов

Преимущества рестайлингового низкопольного автобуса НЕФАЗ 5299-40-57 работающего на компримированном природном газе: — Современный дизайн экстерьера и интерьера — Компоненты ведущих мировых производителей с высоким эксплуатационным ресурсом — Высокая рентабельность: низкий расход топлива, умеренная стоимость техобслуживания и большой срок эксплуатации, благодаря технологиям изготовления кузова — Автобус для работы на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком, полностью соответствует программе «Доступная среда»

Технические характеристики низкопольного городского автобуса НЕФАЗ 5299-40-57 на КПГ Количество мест для сидения без учета откидных (+ в инвалидной коляске) 28 (+1) Общая вместимость пассажиров 110 человек

Общие характеристики городского пассажирского автобуса НЕФАЗ-5299-40-57 Максимальная скорость 80 км/ч Колесная формула 4х2 Ведущие колеса задние

Весовые параметры и нагрузки низкопольного пассажирского автобуса НЕФАЗ-5299-40-57: Масса снаряженного автобуса 10860 кг Полная масса автобуса 18000 кг

Распределение полной массы: — нагрузка на переднюю ось 6500 кг — нагрузка на задний мост 11500 кг

Размерные характеристики автобуса большого класса НЕФАЗ-5299-0000040-57: Габаритные размеры. 12400*2550*3295 мм Дорожный просвет (клиренс) не менее 160 мм Ширина проема передней/средней/задней двери 1200/1300/1200 мм

Двигатель установленный на пассажирский автобус НЕФАЗ-5299-0000040-57 Вид топлива: компримированный природный газ Модель двигателя WEICHAI, WP7NG 260E51 Экологический класс Евро-5 Макс. полезная мощность 191 (260) кВт (л.с.) Макс. полезный крутящий момент 1000 Нм Расположение цилиндров рядное Число цилиндров 6 Рабочий объем 7470 см

Система питания автобуса: Общий объем баллонов 984 (123х8) литров в т.ч. маневровый баллон 123 литра Объем заправляемого природного газа при давлении 200 атм 197 м3

Установлена автоматическая коробка передач модели ZF 6АР1200B Рулевое управление с гидроусилителем Тормоза задние и передние дисковые Ведущий мост портальный ZF AV-133/80

Подвеска: Передняя независимая, пневматическая Задняя зависимая, пневматическая

Шины 275/70 R 22.5 Гарантия 24 месяца или 150 000 км пробега

Базовая комплектация: + Система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСC + Панорамное ветровое стекло + Сплошное остекление дверей + Электронный маршрутоуказатель

Дополнительные опции:

  • Оригинальная покраска автобуса по карте окраски покупателя
  • Речевой информатор
  • Бегущая строка в салоне
  • Климатическая система
  • Изменение компоновки салона по желанию заказчика
  • Декоративные колесные колпаки
  • АСКП
  • Видеонаблюдение
  • Тахограф
  • Откидные сиденья
  • Дополнительные баллоны (2 шт.)

Какую модель и когда выбрать?

Выбрать модель можно исходя из технических возможностей автобуса и особенностей его эксплуатации. Можно, например, сэкономить на пригородных маршрутах с хорошим покрытием, выбрав модель 5256 с ручной коробкой передач. Минимальное количество остановок вместе со стабильным режимом движения по трассе не сильно повлияет на самочувствие водителя.

Технические характеристики дают представление о функциональных возможностях конкретных моделей автобусов ЛиАЗ. При отсутствии возможности «потрогать продукт руками» они позволяют покупателю отобрать модели соответствующие его требованиям.

Рельсовый автобус РА1

РА1Рельсовый Автобус, тип — 1. Выпускался с 1997 по 2006 год на Метровагонмаш (Трансмашхолдинг). Построено 132 единицы.

Серия одновагонных рельсовых автобусов, выпускаемая в 6 модификациях. Разработка велась на базе московского вагона метрополитена Яуза (от него взят кузов и тележки). Данный рельсовый автобус предназначен для служебных перевозок (в том числе в метро) и эксплуатации на малодеятельных участках в пригородном сообщении.

Особенности:

  • Одновагонный рельсовый автобус с двумя кабинами, возможна эксплуатация по СМЕ (Системе Многих Единиц)
  • Используется для перевозок начальников ж/д и для пассажирских целей на малодеятельных участках

Модификации для РЖД:

  • Модель 730 (выпуск 1997 года) — с одной дверью на сторону, выход на высокие/низкие платформы
  • Модель 730.15 / 81-730.15 — модернизация 730 модели, убраны подножки к низким платформам, изменена конструкция корпуса, оборудован сцепкой Шарфенберга
  • Модель 731 — выход на обе стороны, двери просторнее, есть выдвижная ступень. Повышена вместимость вагона. Установлен дизель MTU
  • Модель 731.15 — применён отечественный дизель 6Д6Н предприятия «Барнаултрансмаш» и гидравлическая передача
  • Модель 731.25 / РА-В / MÁV 63-41 / MÁV 416
    — экспортный вариант для
    Венгрии, выпускается в двухсекционном исполнении, оборудован гидрозамедлительным и пневматическим тормозами, установлены сцепки Шарфенберга
  • Модель 731.35 / РА-Ч / ČD 835 — экспортный вариант для Чехии, схож с РА-В, построен только опытный образец. Из изменений — повышена скорость до 120 км/ч, изменено расположение буферных фонарей

Технические характеристики:

  • Вместимость вагона — 140 чел.
  • Длина — 23 500 мм
  • Колея — 1435 и 1520 мм
  • Конструкционная скорость — 100-120 км/ч
  • Минимальный радиус прохождения кривых — 80 м
  • Мощность — 315 кВт (РЖД) и 2×315 кВт (630 кВт) (экспортный)
  • Осевая формула — 2г-2 (РЖД) и (2г-2) + (2-2г) (экспортный)
  • Служебная масса — 32-37 т
  • Составность — 1, 2 и 3 вагона
  • Тип передачи — гидравлическая

Эксплуатация:

  • Россия: Восточно-Сибирская ж/д, Горьковская ж/д, Калининградская ж/д, Красноярская ж/д, Куйбышевская ж/д, Московская ж/д, Октябрьская ж/д, Приволжская ж/д, Свердловская ж/д, Северная ж/д, Северо-Кавказская ж/д, Юго-Восточная ж/д, Южно-Уральская ж/д
  • Чехия: Чешская ж/д

Предшественники:

  • Кузов и ходовая взяты с метровагона 81-72 «Яуза»
  • Автомотриса АЧ2
  • Заменяет аккумуляторные электровозы метрополитена серии
  • 35 годами ранее был построен одноимённый рельсовый автобус РА1

Последователи:

  • Рельсовые автобусы РА2 и РА3

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: