Русский автобус Голаз-5251 «Вояж»: Этапы производства. ФОТО

На Голицынском заводе решили расширить модельный ряд своих автомобилей. Инженеры провели огромный объем работы, а в результате получился автобус ГолАЗ 5251. Основное предназначение этой модели – работа на междугородных, а также пригородных маршрутах. Впервые опытный образец завод представил на выставке «Комтранс» в 2010 году. После выставки многим захотелось узнать об этом автомобиле подробнее.

Основная продукция, которую завод выпускает сегодня, – городские автобусы. Эти машины – целиком и полностью разработка ГолАЗа. Часть производства отдана под изготовление туристических транспортных средств. Кроме новых моделей на заводе выпускают примерную – это ГолАЗ ЛиАЗ 5256. Знакомые буквы в названии дают понять, что техника создана на базе автобуса ЛиАЗ. Но полная унификация вышла для машины, что называется, боком. Характеристики ее не подходили для междугородных перевозок.

Несмотря на то что автобус ГолАЗ прошлой модели имеет схожесть с новым междугородним в некоторых агрегатах и узлах, это полностью другая и оригинальная машина.

Как рождался автобус

Междугородную модель начали создавать еще в июле 2009 года. За это время был проделан просто колоссальный объем работы. Так, инженеры предприятия вели плодотворное общение и с продавцами, и с теми, кто должен был впоследствии автобусом пользоваться. Получив интересующую информацию практически «из первых рук» или от будущих потребителей, и построили этот автобус ГолАЗ. При создании модели специалисты использовали инновационные технические решения, а также новые материалы, которые призваны значительно продлить срок службы машины. Производитель в качестве уверен и предоставляет гарантию на 12 лет. Она распространяется на кузов.

Примечания

  1. 12345
    Группа ГАЗ. Голицынский автобусный завод — история и день сегодняшний
  2. Группа ГАЗ. Голицынский автобусный завод (ГолАЗ). История Архивная копия от 20 декабря 2013 на Wayback Machine
  3. Группа ГАЗ. Модельный ряд
  4. Сергей Грищенко.
    ГолАЗ передаст своих «туристов» ЛиАЗу, чтобы выпускать… тракторы! // ABW.BY. — 2013-09-30.
  5. Омнибус. ГолАЗ-4242 для пригородного сообщения
  6. М. Раллиев.
    Улыбающийся автобус (ГолАЗ-4244) // Основные Средства. — 2002. — № 9.
  7. Ф. Лапшин.
    Восемь с половиной метров. Новый автобус ГолАЗ-4244 // Авторевю. Грузовики и автобусы. — 2000. — № 20. Архивировано 24 декабря 2013 года.
  8. Группа ГАЗ. ГолАЗ-ЛиАЗ-5256
  9. 12
    Группа ГАЗ. Автобусы ГолАЗ (Большой класс)
  10. Группа ГАЗ. ГолАЗ-52911 «Круиз»
  11. Группа ГАЗ. ГолАЗ-5251 «Вояж»
  12. Омнибус. 15-метровый междугородний автобус ГолАЗ-622810
  13. Группа ГАЗ. ГолАЗ-6228 «Вояж L»

Внешний вид

Про эту машину не скажешь, что внешность ее броская. Дизайнеры не спешили сделать что-то подобное, а построили модель в довольно консервативном стиле. Посмотрите на ГолАЗ (автобус). Фото представлено ниже.

Он похож на большинство других автобусов, созданных на предприятии. Так, здесь также преобладают прямые линии кузова и стеклопакетов.

Но внимание обратить есть на что. Особо выделяется в общем виде панорамное ветровое стекло.

Это к тому же еще и значительно улучшило аэродинамические характеристики модели. Но это еще не все. На боковых частях уже не увидеть традиционных стоек, какие ранее были между окон. Теперь в качестве окон выступают стеклопакеты, которые разделены слоем герметичного шнура. Стойки все-таки имеются в наличии. Их скрыли от пристальных взглядов за стеклопакетами. Внутри кузова больше нет перегородок между крышками багажника. Таким образом, удалось избавиться от стыков и швов. Машина выглядит благодаря этому очень цельно и привлекательно.

Также нужно сказать пару слов и о некоторых новшествах, которых не видно.

Автобус ГолАЗ обшит специальными листами, которые имеют двойной слой цинкового покрытия. Передняя и задняя маски стеклопластиковые. Крыша также выполнена из стеклопластика. Люки багажника – алюминиевые.

Все это построено на каркасе из стальных прямоугольных труб. Чтобы увеличить стойкость кузова к коррозии, на заводе не стали сваривать места соединений каркаса, а также обшивку. Сварочный шов успешно заменили клеем.

Откуда дровишки?

В 2006 году в производственной линейке ГолАЗ появилась новая модель – 15-метровый, трехосный ГолАЗ-6228, на шасси Scania. Однако с 2008-го изготовление этих машин прекратилось, а технологическое оборудование, предназначенное для этого, простаивало. Вот и решили в Голицыно при создании нового автобуса по максимуму использовать незадействованные мощности.

Поэтому у ГолАЗ-5251 и ГолАЗ-6228 много унифицированных деталей – передняя и задняя маски, крыша и боковины. А вот в панели приборов без изменений осталась только форма самой панели. Приборы, их расположение, размещение клавиш и кнопок – все по-другому. Даже ручник перекочевал на левый «подоконник».

Сейчас идет освоение новых технологий по сборке кузовов. Например, борта к каркасу теперь приклеиваются. Причем, достигнув волнистости 0,2 мм/м, удалось существенно сэкономить шпаклевку и отказаться от процесса рихтовки. Исчезли стойки между люками багажных отсеков, да и остекление стало «аквариумным». По совокупности всех внедрений трудоемкость снизилась на 12%, что в свою очередь привело к снижению себестоимости автобуса.

Уже с третьего экземпляра появилась крыша из композитных материалов – алюмопласта. Она более легкая, долговечная и по умолчанию белого цвета. Покраска в цвет заказчика – опция.

А еще повысилась коррозионная стойкость ГолАЗ-5251, ресурс кузова теперь составляет 12 лет. Правда, последний показатель довольно спорный. Лично я надеюсь, что мы начнем-таки ценить пассажиров на деле, а не на словах, и автобусный парк будет обновляться гораздо чаще.

Но это еще не все. Полагаю, вы знаете, кто является генеральным спонсором предстоящей Олимпиады в Сочи. Да, это Scania. И как вы думаете, сильно повышаются у завода шансы выиграть тендер на поставку автобусов для обслуживания Олимпийских игр, если кузов установлен на скандинавское шасси? Вот и в Голицыно считают так же, поэтому к 2012 году в планах значится ГолАЗ-5251 на шасси Scania.

В ближайшем будущем планируется увеличение вместимости багажных отсеков. Если сейчас она составляет 6 м3, то в дальнейшем вырастет до 8 м3. Достигнуть этого планируется заменой стандартного бака от ЛиАЗ-6213, на новый оригинальной формы. Впрочем, даже с нынешними показателями ГолАЗ-5251 опережает некоторых более именитых западных одноклассников.

Впереди и своеобразный «рост» автобуса на полметра в длину и на 20 см в высоту. В результате до 55 увеличится количество кресел и багажный отсек станет больше. Одновременно расширится возможность компоновки салона по требованиям конкретного заказчика – будь то туалет, холодильник или кухня с гардеробом. Предполагается, что в случае необходимости вторую дверь можно сделать двустворчатой и установить в ней подъёмник для инвалидной коляски.

Интересны перспективы линейки силовых установок. Кроме упомянутого MAN D0836 LOH55 будет возможность выбора и других двигателей. В 2011 году должен пройти сертификацию автобус, оснащённый новейшей рядной «шестёркой» ЯМЗ-536 с рабочим объёмом 6650 cм3, мощностью 283 л.с. и крутящим моментом 1122 Н.м при 1300–1600 мин-1. А в конце этого же года появится версия с Cummins 6ISBe270 объёмом 6700 cм3, о 272 «конях», моментом 925 Н.м при 1200–1700 мин-1, и уже в середине 2012 она станет доступна покупателям. На дальнюю перспективу рассматривается появление модификации с двигателем MAN D2066 LOH05 мощностью 325 л.с. А вот о «мановском» D0836 LOH40, анонсированном на «КомТранс-2010», пока ничего не слышно.
Техническая характеристика автобуса ГолАЗ-5251

Полная масса, кг18 000
Снаряженная масса, кг12 600
Пассажировместимость общая/ в том числе сидящих, чел53/ 53
Допустимая нагрузка на 1-ю/ 2-ю оси, кг6825/ 11 175
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н.м
MAN D0836 LOH55, турбодизель I-6 6871 280 при 2300 мин-1 1100 при 1200–1650 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
Механическая ZF 6S-1200 6/1
ПодвескаПневматическая, зависимая
Рулевой механизмZF 8098
Колесная формула4х2
Минимальный радиус поворота, м11,82
Вместимость топливного бака, л374

Салон

В разработке салона максимально учли все пожелания потенциальных владельцев. Многие просили уменьшить ширину кресел для пассажиров, чтобы увеличить проход. Просьбу эту удовлетворили. Для обогрева применена система автономного отопления. Это целых 8 печек. Каждая из них имеет по 8 кВт мощности.

Для покупателей предоставляется несколько комплектаций. Самая простая из них не имеет ничего. Средняя и высокая будет иметь комфортный салон, мультимедиа, климат-контроль и биотуалет. В салоне смогут разместиться 53 человека в базовой комплектации и 55 в других. Длина машины на 55 человек станет больше и будет составлять 13 м.

Технические характеристики

ГолАЗ – автобус, который предлагается с одним из трех дизельных агрегатов. Каждый из них – шестицилиндровый рядный двигатель. Каждый поддерживает нормы Евро-4. Они различаются лишь своими характеристиками. Основную ставку производитель сделал на уже проверенный и традиционный двигатель от MAN. Этот дизельный мотор имеет рабочий объем в 6,9 литра, мощность его – 280 л. с., а крутящий момент составляет 1100 Нм на 1200 об.

Для тех, кто хочет немного сэкономить, предлагается агрегат от Cummins. Здесь объем поменьше – 6,7 литра, максимум мощности – 272 лошадиных силы.

Не забыли на заводе и об отечественных производителях силовых агрегатов.

Так, в качестве третьего мотора представлен ЯМЗ 536. Объем его – 11,5 л. Мощность будет значительно выше, чем у представленных двигателей. По мощности он выдает 315 сил. Но крутящий момент слабый. Всего 882 НМ на 1300 об.

Для всех моторов в пару предлагается механическая шестиступенчатая КПП.

Автобусы ГолАЗ[ | ]

Средний класс[ | ]

  • ГолАЗ-4242 (1999–2002) — пригородный aвтобус капотной компоновки ГолАЗ-4242 с двумя двухстворчатыми дверями на шасси ЗИЛ-534332.[5] Сочетание аббревиатур и «ЗИЛ» послужило поводом для прозвища «Годзилла».
  • ГолАЗ-4244 (2000–???) — автобус среднего класса на шасси Daewoo Avia.[6][7]

Большой класс[ | ]

  • ГолАЗ АКА-5225 «Россиянин» (1995–???) — городской автобус, лицензионная версия Mercedes-Benz O 405.[1]
  • ГолАЗ-АКА-52251 — пригородный вариант ГолАЗ АКА-5225 (двухдверный).
  • ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 (2003-2014) — междугородный автобус большого класса на базе ЛиАЗ-5256.[8]
  • ГолАЗ-5291 «Круиз» (2003-2014) — междугородный/туристический автобус большого класса.[9][10]
  • ГолАЗ-5251 «Вояж» — междугородный автобус большого класса.[9] Серийное производство началось в первом полугодии 2011 года.
  • ГолАЗ-525110 «Вояж» — междугородный автобус большого класса на шасси Scania.[11] Серийное производство началось в первом полугодии 2012 года.

Особо большой класс[ | ]

  • ГолАЗ АКА-6226 «Россиянин» (1994–2002) — городской сочлененный автобус, лицензионная версия Mercedes-Benz O 405 G.[1]
  • ГолАЗ-6228 (2006–2008) — городской полунизкопольный трёхосный автобус особо большого класса.[1]
  • ГолАЗ-6228.10 (2008–2013) — междугородный автобус особо большого класса на базе ГолАЗ-6228.[1][12]
  • ГолАЗ-6228.10-11 «Вояж L» (2013) — модернизированная версия ГолАЗ-6228.10.[13]
  • ГолАЗ АКА-6226
  • ГолАЗ-6228
  • ГолАЗ-4244

Автобус ГолАЗ 6228

Когда эту модель только презентовали, казалось, что перед зрителями не эта модель, а ЛиАЗ 62-й серии.

Но это совсем не так. Внешний вид, кузов, интерьер – все другое и новое.

Машина построена на шасси от Scania. В заднем свесе прячется 9-литровый силовой агрегат. Это не мотор от Cat, а шестицилиндровый турбодизельный двигатель от Scania. Мощность его – 300 лошадей. Что интересно, автобус трехосный. Крутящий момент от двигателя отдается на вторую ось. Третья ось отвечает за подруливание.

Тормозная и рулевая системы сделаны все там же – в Швеции, инженерами Scania.

Над всем остальным работали специалисты завода ГолАЗ. Автобус рассчитан на 35 человек, хотя, по расчетам, поместится около 140.

ГолАЗ назначен главным поставщиком автобусов для Олимпиады в Сочи: все будет хорошо?

История Голицынского автобусного завода — что синусоида: то взлет, то жесткое падение. С кем только не пыталось сотрудничать подмосковное предприятие, чтобы удержаться на плаву! Зато теперь ГолАЗ на пару с компанией Scania (она поставляет шасси) назначен главным поставщиком автобусов для Олимпиады в Сочи. Все будет хорошо?

В последние годы ГолАЗ «перебивался с хлеба на квас»: за весь прошлый год завод сделал всего 110 автобусов. Однако после того как шведская Scania и Группа ГАЗ, куда входит ГолАЗ, стали официальными поставщиками Олимпиады, завод получил контракт на шесть с лишним миллиардов рублей!

Всего завод должен поставить 709 автобусов на шасси Scania: 370 трехосных «электричек» Вояж L (включая 77, оборудованных для перевозки инвалидов), 282 двухосных Вояжа (из них — 150, где можно перевозить инвалидов) и 57 туристических лайнеров Круиз. Надо заметить, что эти модели уже присутствовали в гамме завода, только выпускались не с таким оснащением, не в таком количестве и, можем предположить, не с таким качеством.

В обновленном цеху ГолАЗа идет сварка каркасов. Но качество еще далеко от «зеленой зоны»…

На модернизацию производства выделили 260 млн рублей: судя по тому, как сейчас выглядят цеха, деньги потрачены не впустую. При этом теперь сборщики на каждом посту не только выполняют свои операции, но и подмечают недочеты коллег с предыдущих постов. Если брак существенный, над постом включается красный сигнал, а проблема оперативно устраняется. Каждый автобус обязательно проходит через дождевальную камеру на предмет протечек, а один экземпляр в день попадает на аудит. За каждый недочет — штрафные баллы, и если их будет больше двухсот, на доработку отправляется вся партия.

Работы аудиторам хватает: в их длиннющих «простынях» мы насчитали почти 250 видов найденных неисправностей — от «скрипа при открытии бардачка» и «дребезга панели» до «вредного касания трубопровода». А на трехцветном «циферблате» качества сварки стрелка при нас находилась не просто в желтом поле, а около красного! Впрочем, что хотеть от завода, который регулярно находился в полуобморочном состоянии? Так что за продукцией — глаз да глаз, иначе будет стыдно и перед олимпийцами, и перед Сканией.

Кстати, на ГолАЗе уже случился конфуз, только по поводу не качества, а дизайна: когда здесь построили опытный экземпляр «олимпийского» Круиза, оказалось, что он (какая неожиданность!) невероятно похож на модель Scania Touring с кузовом Higer. Да и первоначальный дизайн Вояжей — «белый кузов, черный нос» — голазовцы явно позаимствовали у Скании. Наверняка шведы сказали «пару ласковых» по этому поводу: во всяком случае «носы» олимпийских Вояжей стали белыми, а Круиз и вовсе не показали ни на презентации, ни на выставке Мир автобусов в подмосковной Коломне: мол, его облик еще формируется…

Руль и передняя панель — сканиевские

Салон Вояжа прост, но вполне комфортабелен

Часть машин оборудуют подъемниками для инвалидных колясок

0 / 0

Сами Вояжи выглядят, конечно, простовато из-за угловатого кузова, но вполне аккуратно, тем более что рабочее место водителя — сканиевское. Коробки передач — роботизированные Opticruise, да еще и с ретардером, в списке оснащения — даже стабилизация ESP. Пятицилинд­ровые двигатели (250 и 310 л.с., Euro 4) оснащены мочевинной системой нейтрализации SCR, без системы рециркуляции EGR, так что проблем с работой на нашем топливе быть не должно.

Оба «косяка» предыдущих Вояжей, замеченные нами раньше, голазовцы исправили: солнцезащитная шторка уже не перекрывает водителю вид через зеркало заднего вида, а видеомонитор в салоне (он откидывался прямо на голову одному из пассажиров!) теперь закреп­лен жестко. Кстати, в салонах, помимо традиционных «аудио-видео» и климат-контроля, — беспроводной интернет Wi-Fi. Еще здесь немало систем безопасности пассажиров и водителя: в салонах по четыре видеокамеры, а у водителя видеорегистратор и «тревожная кнопка».

В общем, заказ явно пошел ГолАЗу на пользу, да и подмосковные пассажиры, которые станут ездить на этих машинах после Олимпиады (весь парк будет эксплуатировать компания Мострансавто), наверняка останутся довольны. Вопрос в другом: что ждет завод дальше, когда контракт будет выполнен?

Тем временем другой подмосковный автобусный завод — ЛиАЗ, тоже входящий в группу ГАЗ, также получил олимпийский заказ (правда, небольшой, на 30 машин) и создал очень любопытную городскую модель с двигателем Scania. Но об этом — в следующих выпусках рубрики.

Опытный «олимпийский» ГолАЗ Круиз оказался…

…невероятно похож на лайнер Scania Touring!

0 / 0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: