ЛиАЗ 5293 — комфортабельный автобус для городских маршрутов


Технические характеристики

Тип кузоваНесущий, полунизкопольный, цельнометаллический, вагонной компоновки
Ресурс кузова, лет12
Колесная формула/ведущие колеса4х2/задние
Длина/Ширина/Высота, мм11400/2500/306011400/2500/3322
База, мм5840
Высота потолка в салоне, мм1950…2200
Высота пола над уровнем дороги, мм360920
Количество/ширина дверей, мм3/1300
Мин. радиус разворота, м11,5
Масса снаряженная/полная, кг10120/1720010320/1740010620/17700
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг6050/111505950/114506250/11400
Общее количество мест (в т. ч. посадочных)100 (25+1 инв.), 104 (24+1 инв.)
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л238918 (9 баллонов по 102 л)
Запас хода на одной заправке, км (для CNG)300…350
Передний мостZF, RL-85А портальный, с дисковыми тормозами
Задний мостRABA 718.23-3300 или RABA 718.22-3300 с планетарными колесными редукторами и барабанными тормозными механизмами
Рулевой механизмМАЗ-64229 или RB-Servocom 8098 с гидроусилителем руля
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная, с ABS
ВентиляцияЕстественная и принудительная
Система отопленияЖидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя
Шины275/70 R22,5
ДвигательЯМЗ-53633ЯМЗ-53621Cummins CG8.3E4250ЯМЗ-53624
Количество и расположение цилиндров6R, вертикальное
Нормы экологической безопасностиЕURO-5ЕURO-4ЕURO-5
Система нейтрализации отработавших газовEGRSCR
Рабочий объем, л6,658,2686,65
Мощность двигателя, кВт (л. с)/мин202 (274,7) при 2300 мин-1180 (245) при 2300 мин-1188 (255) при 2400 мин-1210 (285) при 2300 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм/мин1250 при 1300…1600 мин-1897 при 1300..1600 мин-11020 при 1400 мин-11130 при 1100…1600 мин-1
Расположение двигателяЗаднее, продольное
КППАКПП: ZF 6HP504C или Voith Diwa, D 854.3EАКПП: Allison Т 280 RАКПП: ZF 6AP1200B; ZF 6AP1400B
Максимальная скорость, км/ч90

Двигатели

Первые 4 года выпуска рассматриваемый автобус оснащался дизельным мотором Caterpillar на 6-ти цилиндрах. Его мощность – 350 лошадок, объем – 7 литра. Расход горючего в смешанном цикле составляет порядка 30 литров на сотню километров. Используется АКПП, скорость по максимуму – 90 км/ч. Силовой агрегат соответствует стандарту Евро 3.

Следующая модификация двигателя под названием Cummins 6ISBE имела более совершенную конструкцию, турбонаддув и улучшенные экологические показатели. Максимальная скорость осталась на том же уровне, а вот расход топлива снизился до 23 л/100 км. В скором времени появилась вариация мотора на газе, силой в 252 лошади и объемом 8,2 литра.

Последняя вариация, которая устанавливается на ЛиАЗ-5293, – это мотор ЯМЗ в 240 конских сил. Частота вращения составила 2 300 оборотов в минуту, рабочий объем – 6,5 л. Силовой агрегат соответствует Евро 4, оборудуется автоматической коробкой, расходует порядка 27 литров дизельного топлива на 100 км.

ЛиАЗ 5293 купить

Традиционный автобус ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW

автобус лиаз 5293

Производитель: Модель: Начало продаж в России:

ООО «Ликинский автомобильный завод» (Ликино-Дулёво)
ЛиАЗ 529222 и ЛиАЗ 529230
2013 г.

Андрей Филиппов, фото автора

Когда на фестивале «Мир автобусов-2013» в Коломне показали новый ЛиАЗ-5292, для праздной публики это не стало сенсацией. Да, броская модернизация внешности, но не более, а для коммерческого транспорта это хоть и важный, но отнюдь не решающий фактор.

И только профессионалы поняли, что скромная презентация (даже индекс модели не изменился) скрывает под собой колоссальную работу, и, по сути, перед ними совершенно другой автобус, построенный по длинному перечню пожеланий транспортников и вобравший в себя наработки всех опытных машин, коих за век семейства «5292» было не так уж и мало

Положа руку на сердце, даже называть новый ЛиАЗ-5292 старым именем нечестно. Да, по всем документам, в том числе и ОТТС, цифровой индекс автобуса остался прежним. Но мы все же отступим от правил, и для лучшего восприятия в рамках статьи обозначим модернизированную версию как ЛиАЗ-5292 NEW.

Уж ты ли это?

Перед тем, как углубиться в описание конструкции, расставим все точки над «i». В настоящее время на конвейере завода одновременно находятся сразу два кузова: традиционный ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW.

Старым кузовом комплектуют машины с двигателем ЯМЗ. Мотор в настоящее время пользуется хорошим спросом, и, похоже, прежний кузов ещё долгое время будут выпускать как бюджетный вариант ЛиАЗ-5292 (надо же, раньше ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 были «бюджетными» по отношению к ЛиАЗ-5292, а поди ж ты!). Полагаю, что он же в случае необходимости будет использован и под выпуск троллейбусов.

В свою очередь ЛиАЗ-5292 NEW вобрал в себя модификации с импортной силовой установкой. На данном этапе это моторы Scania (ЛиАЗ-529230), MAN (ЛиАЗ-529222) и газовый двигатель MAN (ЛиАЗ-529270).

Полагаю, у кого-то ещё вертится вопрос – а что же нового кроме дизайна появилось в автобусе? Если коротко, то – кузов. Он стал длиннее в свесах: впереди на 170 мм, а сзади на 150 мм. Много это или мало, судить, конечно, вам. Но данный факт позволил наконец-то установить на передних колёсных арках сиденья, а это как-никак ещё 4 посадочных места без снижения общей пассажировместимости.

Кроме того, отмечу проработку интерьера самого салона. Из незаметных, но ощутимых мелочей – окончательно и бесповоротно прописался обратный угол наклона подиумов под сиденьями, благодаря чему стоять в хвостовой части стало намного удобнее. Да и общее впечатление от совокупности светлого пластика и плавных обводов различных элементов – салон стал просторнее.

Если говорить о недостатках, то их теперь не так уж и много. Высоковатыми остались подиумы, пожилым людям на такие места не попасть. В итоге социальными является всего 6 мест в передней части салона. А ещё куда-то исчез потолочный поручень за 2-й дверью – он виден на фото в опытной машине. Не знаю, чем это обусловлено, но удержаться на месте во время движения теперь стало сложнее.

По исполнениям салона ЛиАЗ-5292 NEW в настоящий момент выпущено четыре варианта.

Во-первых, это планировка опытной машины, на которой отрабатывались теории и предположения – именно она фигурирует на большинстве фотографий.

Во-вторых, это автобусы «олимпийского» заказа с персональным входом для водителя и пассажировместимость на 105 человек, из которых 20 могут ехать сидя, и ещё есть места для 3 колясок.

А в-третьих, это партия для Подмосковья, с «маленькой» кабиной водителя, пассажировместимостью 114 человек при 28 сиденьях и креплением для 1 коляски.

Ну и конечно же версия для Первопрестольной с АСКП и всеми нюансами, связанными с этой системой.

Впрочем, у прежнего кузова ЛиАЗ-5292 насчитывалось 9 вариантов планировки с применением АСКП и 9 без неё. К тому же было три варианта учебных машин, один из которых «московский». Объективных причин для уменьшения этого богатства нет – скорее, с увеличением длины кузова на 320 мм их количество возрастёт.

И много, много радостей

Если для кого-то ЛиАЗ-5292 NEW и 100% – праздник, то этот кто-то, несомненно, водитель.

Сказать, что его рабочее место изменилось – значит, не сказать ничего. Наконец-то кабина стала уже с завода представлять то, во что её долгие годы переделывали сами водители. Рациональная компоновка передней панели, шкафы для вещей, кармашки для мелочей, яркий штурманский свет и полноценное освещение кабины.

Наконец-то зеркала заднего вида размещены в оптимальных зонах, а не закреплены там, где это удобнее по технологическим соображениям. Порадовали нити обогрева окна в районе левого наружного зеркала. Правда, без ответа пока вопрос, насколько быстро будет загрязняться опущенная вниз линза, но время покажет. Кстати, линзы теперь с электрорегулировкой и обогревом.

Приятной неожиданностью стал информационный дисплей, разместившийся в центре панели приборов. Теперь на него выводится информация: о давлении масла, остатке мочевины, о давлении в пневмосистеме, пробеге до ТО, о состоянии тормозных колодок, о нагрузке на оси, о давлении воздуха в шинах и о расходе топлива. Всё просто, логично и главное – видно даже в солнечный день.

Отдельно отмечу опробованную на «сочинских» машинах систему «Говорящий город».

Её суть в обеспечении людей с ограничениями по зрению приёмопередатчиком, который звуком сигнализирует о местонахождении входа в автобус – по умолчанию, это 2-я дверь, над которой стоит приемопередатчик автобуса.

Пассажир движется на звуковой сигнал, а у водителя на табло в это время светится надпись: «Внимание! Садится инвалид!». Естественно, это упрощённый принцип действия и возможности системы гораздо обширнее, но суть, я думаю, понятна.

Увы, это один из тех редких случаев, когда недостатки конструкции для красного словца приходится высасывать из пальца. Поэтому сегодня я с чистой совестью обойду это сомнительное удовольствие стороной. Проектировщики кабины из Ликино справились с поставленной работой на «отлично» – у меня нет претензий.

Дела «сердечные»

Линейку применяемых на ЛиАЗ-5292 NEW силовых агрегатов я уже обозначил. Отмечу, что применение двигателя Scania отдельно от шведского шасси – большое достижение «Группы ГАЗ». Шведы принципиально не продают моторы отдельно, предлагая только готовый продукт в виде самоходного авто-бусного шасси. Так что двигатель Scania в моторном отсеке ЛиАЗа – это знак большого доверия к продукции завода.

С КП тоже вроде всё понятно. Как и положено на современных городских автобусах, механическая коробка ни в виде напольной «кочерги», ни даже в ипостаси «ручки-мешалки» даже в качестве опции не рассматривается. Только гидромеханические КП ZF или как вариант Allison (для ЛиАЗ-529270).

По ходовым ощущениям всё предсказуемо. Увеличение вылетов не слишком критично, и профессиональный водитель прироста в габаритах даже не заметит. Двигатель MAN уже хорошо известен перевозчикам, и установка его в новую оболочку изменений в динамику не принесло.

Мотор Scania немного тяжелее, но при этом имеет больший литраж, мощность и крутящий момент. Итог – все динамические показатели на прежнем высоком уровне.

И хотя машина была порожней, жалоб на недостаток тяги или рывки при переключениях от водителей, работавших на ЛиАЗ-529230 по реальным маршрутам в Сочи, не поступало.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Кавз 4238 01

Пару строк об обслуживании. Городские автобусы подобного класса обычно обслуживаются в специализированных ремзонах, оборудованных необходимым оборудованием, а устранение поломки для водителя заключается в ожидании тягача техпомощи.

Отмечу лишь то, что реально может понадобиться на линии. Доливать жидкость в бачок омывателя можно и без воронки. Проверить уровень масла в двигателе с помощью щупа – тоже не проблема.

Единственный вопрос – замена лампочек в фарах, впрочем, над решением этой проблемы на ЛиАЗе уже думают.

Технические характеристики автобусов семейства ЛиАЗ-5292 МодельЛиАЗ-529222ЛиАЗ-529230

Полная масса, кг17 70018 000
Снаряжённая масса, кг10 350 (11 250)*
Пассажировместимость, чел.85–11420–28
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг6500/ 11 2006500/ 11 500 (6355/ 11 645)*
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D0836LOH65 Турбодизельный, I-6, Euro 5 6871250 при 2300 мин-1 1000 при 1200–1750 мин-1Scania DC 09 91A Турбодизельный, I-5, Euro 4 9291275 при 1800 мин-1 1283 при 1200 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
ZF AP-1200B Автоматическая6/1ZF 6HP504C Автоматическая6/1
ПодвескаПередняя – ZF RL-85A, портальная. Задняя – ZF AV132/90/7, портальный мост
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с дисковыми тормозными механизмами и ABS
Колёсная формула4х2
Минимальный радиус поворота, м11,5
Вместимость топливного бака, л220

Ветер перемен

Что ж, снимаю шляпу. Кто бы и что ни говорил, конструкторы ЛиАЗа научились работать. Если раньше их идеи зачастую были прожектами, яркими, но не функциональными, то теперь каждому решению есть логическое обоснование.

Более того, заводчане научились СЛУШАТЬ. Всего пару лет назад на критику планировки салона конструкторы лишь покровительственно улыбались в ответ. Но как всё изменилось теперь.

Замечания по опытной машине были не просто выслушаны – спустя полгода первая партия серийных ЛиАЗ-529230 ушла к заказчику с исправлением если и не всех, то по крайней мере большинства отмеченных недостатков.

И, мыслимое ли дело, по совету транспортников, некоторые уже запланированные самостоятельно изменения не стали вносить! Да, это ещё не китайские «доработки за неделю», но тенденция обнадёживает.

А ещё впереди у завода борьба за качество и за нормальное отношение со стороны эксплуатационников. И если над первым завод довольно успешно работает – при мне директор завода, Александр Козаков, перечислял, что уже сделано для улучшения надёжности и что ещё предстоит сделать, то разбить стереотип, что отечественное – значит плохое, будет гораздо сложнее. Впрочем, версия ЛиАЗ-5292 NEW имеет все шансы на победу в этом нелёгком деле.

А ещё я жду, когда новый ЛиАЗ-5292 обретёт в дополнение к цифровому ещё и буквенное название. Из всех новинок, выехавших в минувшие годы из ворот автобусных , он, как никто, заслужил право носить имя собственное.

Автобус на тест предоставила «Дивизион Русские автобусы»

Источник: https://www.gruzovikpress.ru/article/2346-traditsionniy-avtobus-liaz-5292-i-noviy-liaz-5292-new-bliznetsy-ili-dvoynyashki/

Размеры

Модель имеет простой дизайн с большой площадью остекления. Для удобной посадки и высадки функционируют три двери. Поскольку автобус относится к автобусам большого класса, он имеет соответствующие размеры.

Габариты:

  • Длина составляет 11400 мм;
  • Достаточно миниатюрный автобус оказался по своей ширине, которая без учета боковых зеркал заднего вида составляет всего 2.5 метра;
  • Высота – 3060 мм, но если приобрести модификацию с газовой силовой установкой, то габаритная высота автобуса возрастает до 3322 мм;
  • Колесная база ЛиАЗ-5293 составляет 5840 мм;
  • Для разворота потребуется радиус не менее 11500 мм;
  • Снаряженная масса составляет 10.5 тонны, а вот полностью нагрузить машину можно до 17.7 тонны.

Всего существует пять модификаций, две из которых уже сняты с производства из-за несоответствия Евро стандартам текущего периода.

  • 5293.00 – производился с 2006 по 2010 годы.
  • 5293.53 – с 2010 по 2012 годы.

На сегодняшний день доступны три следующие модификации:

  • 5293.54;
  • 5293.60;
  • 5293.70

Примечания

  1. 1234
    Фотобус. Список подвижного состава. ЛиАЗ-5293
    (неопр.)
    . Дата обращения 30 декабря 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
  2. Полевской автобус (недоступная ссылка с 19-12-2013 [2330 дней])
  3. Список подвижного состава — Фотобус
  4. 12
    Группа ГАЗ. ЛиАЗ-5293
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2013. Архивировано 26 декабря 2013 года.

Салон

Салон вентилируется двумя способами: естественным путем через боковые окна и принудительно при помощи вентиляторов на потолке. Отопительная система функционирует на тепле, получаемом от работы силового агрегата. Также имеется автономный подогреватель жидкостного типа. Благодаря такой конструкции равномерно полностью греется автобус ЛиАЗ-5293. Система охлаждения в свою очередь обеспечивает комфортные для пассажиров условия летом.

греется автобус лиаз 5293 система охлаждения

Водительское место отгорожено от салона шумоизолирующей перегородкой, что позволяет шоферу лучше сконцентрироваться на управлении. Для объявления остановок и прочей информации в кабине предусмотрен громкоговоритель. Рассматриваемый автобус обладает высоким запасом прочности, что позволяет не затрачивать много ресурсов на обслуживание и ремонт. Расчетный ресурс кузова составляет 12 лет, а внутренние системы без труда выдерживают сотни тысяч километров.

Оценка проекта

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 июля 2012 года

.

Оценка проекта ЛиАЗ-5293 столь же неоднозначна, как и у предшественников. Пониженный до минимума ровный пол в передней и средней частях салона — несомненный прогресс, приближающий данную модель к аналогам вроде Scania OmniLink. Однако, при создании автобуса явно не был учтен ряд особенностей реальной эксплуатации. Например, необходимость вписывания системы АСКП, которая из-за компоновочной нестыковки со стенкой кабины водителя занимает слишком много места, заметно снижая пиковую вместимость автобуса, что ухудшает его производительность и экономические параметры. Основные размерности кузова остались от исходной высокопольной модели 5256, что также не способствует повышению комфорта для пассажиров. Переход на новую технику для предприятия ЛиАЗ всегда был сопряжен с большим количеством первоначальных трудностей, изживавшихся долго и трудно уже по мере выпуска. Так, на ЛиАЗ-5293 существуют проблемы с эксплуатацией новой системы книлинга, часто живущей «собственной жизнью», то есть, данная система может на остановке не наклонять кузов автобуса в сторону тротуара для уменьшения посадочной высоты и, напротив, при езде может наклонять кузов в противоположную сторону. В целом работа подвески неудовлетворительна. Невысоким остаётся и качество сборки, конструкция переднего портального моста требует доработки. Несовершенна конструкция открывания-закрывания дверей, доставшаяся от модели 5256, и т. д. Таким образом, ЛиАЗ-5293 представляет собой лишь промежуточную «бюджетную» модель на пути освоения ЛиАЗом современной, полностью низкопольной модели ЛиАЗ-5292. Неожиданно, в конце 2020 года ЛиАЗ провёл рестайлинг модели 5293. Обновлённые автобусы 5293.60 в количестве 125 штук в декабре 2017-январе 2018 были поставлены в Алма-Ату. Грамотно проведённое обновление передней и задней масок, с использованием передней оптики от Газон-Некст и задней от ПАЗ-Вектор-Некст, позволило значительно освежить облик модели.

Основные параметры

Красивый внешний вид и богатую «начинку» имеет ЛиАЗ-5293. Технические характеристики и габариты представлены в таблице.

Колесная формула 4*2
Длина/ширина/высота (м) 11,4/2,5/3,06
База (м) 5,84
Тип и число дверей Три пневматически складывающиеся
Стояночный тормоз С приводом от аккумуляторов
Основная тормозная система Двухконтурный пневматический узел с разделением по осям
Вместимость бака для горючего (л) 230
Количество посадочных мест (общее) 100

Трансмиссия и система питания указаны в следующей таблице.

Впрыск топлива Непосредственный
Трансмиссия Гидромеханическая
Передняя подвеска Зависимая пневматика на паре упругих элементов с двумя телескопическими амортизаторами
Подвеска задняя Зависимого типа на паре нижних продольных и двух верхних диагональных рычагах. Оснащена пневматикой и четырьмя телескопическими амортизаторами на гидравлике
Рулевое управление Привод с гидроусилителем (руль системы «винт-шарик-гайка-рейка-сектор»)
КПП Автомат с 4 или 5 ступенями
Система выпуска газов Один глушитель без блока нейтрализации
Воздушный фильтр Сухой, двухступенчатый вариант
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: