Tatra 815 | |
Общие данные | |
Производитель | Tatra |
Годы производства | 1983 — настоящее время |
Сборка | Tatra (Копршивнице, ЧССР) |
Класс | Тяжёлый |
Дизайн | |
Тип кузова | 2‑дв. грузовик (3‑мест.) |
Компоновка | переднемоторная, полноприводная |
Колёсная формула | 6 × 6 |
Двигатель | |
дизельный, воздушного охлаждения, модель зависит от модификации | |
Массово-габаритные характеристики | |
Ширина | 2500 мм |
← Tatra 157 Tatra Phoenix → | |
Медиафайлы на Викискладе |
Tatra 815
— семейство грузовиков чешской компании Tatra, запущенное в производство в 1983 году[1][2]. Все грузовики семейства имеют традиционную для этого производителя хребтовую раму и независимую подвеску колёс[3] На грузовики этой серии устанавливают дизельные двигатели воздушного или жидкостного охлаждения мощностью 310—820 л. с. Изначально автомобиль разрабатывался для замены модели Tatra 813 и предназначался для работы в сложных дорожных условиях или на бездорожье, однако в настоящее время выпускаются и дорожные версии грузовика.
История[ | ]
Спроектированный для замены модели T148, прототип T157 был изготовлен в 1970 году. Следом, в 1970—1974 годах, были изготовлены ещё несколько прототипов, однако в серию ни один из них не пошёл: по причине протестов со стороны другого чешского производителя грузовиков —завода LIAZ, — которому госпланом ЧССР был поручен выпуск грузовиков схожего с T157 класса, компания закрыла программу разработки этого грузовика и переключилась на производство более тяжёлой модели на замену автомобилям T813 и T148.
В 1989 году компания модернизировала модель T815 и представила его новую модификацию T815-2[2]. В дальнейшем грузовик модернизировался в 1994 году, а всего через три года — в 1997 году — получил новую кабину Terr№1[2][4]. Следующая модернизация была проведена в 2000 году. Среди всего прочего, грузовик получил новую приборную панель, крепление кабины, а также возможность установки дизеля жидкостного охлаждения — впервые за историю развития завода Tatra. После этого модернизация была проведена пять лет спустя — в 2005 году[2].
Из-за повышения требований к содержанию вредных веществ в выхлопе в 2003 году на заводе Tatra был разработан дизельный двигатель V8 T3C, соответствующий нормам Euro III — как и остальные двигатели этого автопроизводителя, новый дизель имеет воздушное охлаждение. Дальнейшим развитием этого двигателя стал дизель T3D, запущенный в производство в 2006 году. Он отвечает нормам SCR и Euro IV.
Вплоть до 1991 года продолжались массовые закупки грузовиков Tatra 815 в СССР[5]. На поставляемых в СССР и Россию «Татрах» нередко устанавливали двигатели ЯМЗ[6]. Также в ходе эксплуатации по России переделывали автомобили под двигатели КамАЗ с водяным охлаждением, причём существовали версии не только с двигателем, но и кабиной КамАЗ[7].
Кругосветные путешествия[ | ]
Старт экспедиции 1987 года
18 марта 1987 года Йиржи Штер, участник экспедиции в Ламбарене, отправился во главе экипажа из шести человек в кругосветное путешествие. Экспедиция стартовала 17 марта 1987 года со Староместской площади в Праге[8] и финишировала 3 мая 1990 года. Участники преодолели расстояние в 75 000 километров и побывали в 67 странах. Транспортом им служил специально подготовленный грузовик Tatra 815 GTC (англ. Grand Tourist Caravan
— «Большой фургон для путешествий»)[8][9]. Сейчас Tatra 815 GTC находится в музее «Татры» в Копршивнице.
Финиш той экспедиции пришёлся на время, когда в стране менялся политический строй, поэтому она не привлекла должного внимания, а отснятые участниками материалы затерялись в архиве и были показаны только 30 лет спустя, 1 февраля 2020 года[10]. Последователи той экспедиции Петр Голечек и Марек Гавличек запланировали в 2020—2022 годах кругосветное путешествие на специально подготовленной «Татре 815» 4х4. Участники планируют преодолеть около 195 000 километров по Евразии, обеим Америкам и Африке и посетить 60 стран[8][11]. По информации от января 2020 года, грузовик уже построен, а экспедиция начнётся 22 февраля 2020 года[10].
Конструкция[ | ]
Так же как и предшественники, Tatra 815 основана на хребтовой раме, представляющей из себя трубу достаточно большого диаметра, в которой размещена трансмиссия. Хребтовая рама имеет чрезвычайную жёсткость на кручение, что позволяет самосвалу разгружаться на площадках со значительным уклоном и даже передвигаться без одного из передних колёс[1][6][12]. Благодаря модульной конструкции можно выпускать варианты шасси с колёсными формулами 4×4, 6×6, 8×8, 10×8, 10×10, 12×8 и 12×12[1].
Шасси[ | ]
К центральной балке хребтовой рамы крепятся силовой агрегат и качающиеся полуоси, снабжённые пыльниками, а внутри трубы проложен тонкий вал, передающий вращение от коробки передач к полуосям (двигатель же с коробкой передач соединён обычным карданным валом). Дифференциалы — цилиндрические, а шестерни полуосей — конические, со спиральным зубом. Правые качающиеся полуоси сдвинуты на 55 миллиметров относительно левых, и главная передача у каждой полуоси своя, чтобы обеспечить их независимое качание. Синхронизированная коробка передач имеет от 10 до 14 передач переднего и 2 передачи заднего хода и дополняется демультипликатором. Сцепление однодисковое, передний мост имеет отключаемый привод, предусмотрена электропневматическая блокировка межосевого и всех межколёсных дифференциалов[3][1]. Задние оси имеют независимую комбинированную подвеску с использованием полуэллиптических рессор и пневмобаллонов; реактивных и толкающих штанг нет, так как всю нагрузку принимают кожухи полуосей[3]. Передняя подвеска — торсионная[6]. К недостаткам такой конструкции относится неравномерный износ шин, так как порожняя машина едет в основном на наружных колёсах задних мостов, а гружёная — на внутренних[3].
Двигатель[ | ]
Двигатель Т3-929
Грузовики оснащали дизельными двигателями воздушного охлаждения разных моделей: десятицилиндровым V-образным Т3-929 объёмом 15,8 л и мощностью 235 л. с., восьмицилиндровым V-образным ТЗ-928 (12,7 л, 231 л. с.), двенадцатицилиндровыми V-образными ТЗ-930-30 (19 л, 320 л. с.) и ТЗ-930-53 (19 л, 360 л. с.). За воздушное охлаждение отвечает осевой вентилятор, установленный в передней части двигателя. Специальный дефлектор распределяет воздушный поток, чтобы он попадал не только на цилиндры, но и на два масляных радиатора двигателя. Для смазки используется система с сухим картером. Как и на «Татрах» более ранних моделей, головки блока цилиндров раздельные, а коленчатый вал — разборный, что облегчает ремонт. Двигатель оборудован двумя электростартёрами[3][2].
Кабина[ | ]
Трёхместная стандартная кабина | Заниженная версия кабины | Кабина со спальным местом | Сдвоенная кабина |
На «815-е» устанавливали кабины разных типов, в зависимости от предназначения грузовика. Это либо обычная трёхместная кабина, либо кабина со спальным местом за сиденьями, либо сдвоенная четырёхдверная кабина, рассчитанная на 6 человек, либо заниженная кабина, устанавливаемая на шасси для автокранов. Сиденье водителя пневматическое, приборная панель выполнена из мягкого пластика. Кабина ранних версий оборудована отопителем Eberspächer (англ.)русск. мощностью 8 кВт, а на последних моделях устанавливали уже два отопителя: автономный топливный Webasto и рабочий — от системы смазки двигателя. За кабиной находится механизм её опрокидывания[1][2].
Каждому по делам
Идеальной техники не бывает. Грузовые автомобили, отлично выполняющие одни задачи, нецелесообразно использовать для других работ. Такая же ситуация с самосвалами Tatra. В снегу, болотах и песках чешские грузовики – боги бездорожья, равных им нет. Они способны годами работать в таких условиях, в которых конкуренты очень быстро выходят из строя. «Чехи» надежны, ремонтопригодны и отлично изучены нашими механиками. И все же область применения этой техники очень ограничена. Зачастую потребитель хочет иметь полноприводную машину, которую можно эффективно эксплуатировать и в карьере, и на дорогах общего пользования. А на асфальте «чехи» не идеальны, хотя бы по причине большого расхода топлива и меньшей грузоподъемности. Зачастую это играет решающую роль. Ну а за феноменальную проходимость чешским грузовикам низкий поклон!
Техническая характеристика самосвала Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Полная масса автомобиля, кг | 40000 |
Масса снаряженная, кг | 15000 |
Грузоподъемность, кг | 25000 |
Максимальная нагрузка на переднюю ось/ на заднюю тележку, кг | 8000/ 32 000 |
Вместимость кузова, м3 | 14 |
Двигатель | Tatra T3C-928-90 Euro 3 |
Число цилиндров | 8 |
Рабочий объем, см3 | 12667 |
Мощность, л.с. | 408 при 1800 мин–1 |
Максимальный крутящий момент, Н·м | 2100 при 1000 мин–1 |
Коробка передач | Tatra 10 14TS 210L |
Число передач вперед/ назад | 14.02.09 |
Сцепление | однодисковое Tatra MFZ 1×430 |
Максимальная скорость с ограничителем, км/ч | 85 |
Подвеска передняя/ задняя | независимая рессорная/ независимая рессорно-пневматическая |
Вместимость топливного бака, л | 320 |
Шины | 12,00 R24 |
Галерея[ | ]
Двухосные грузовики[ | ]
- Пожарный автомобиль на шасси Tatra 815
- Tatra 815 с буровой установкой
- Гоночная Tatra 815
Трёхосные грузовики[ | ]
- Автобетоносмеситель на шасси Tatra 815 первого поколения.
- Автокран на шасси Татра T815 первого поколения.
- Tatra 815 GTC в музее «Татры»
- Tatra 815 с экскаватором-планировщиком UDS
Четырёхосные грузовики[ | ]
- Tatra 815 после фейслифтинга, 2010 год
- Tatra 815 армии ГДР
- Tatra 815 8×8 Liwa с краном-манипулятором
- Tatra 815 на Международной выставке по безопасности и противопожарной защите PYROS/ISET 2019
Tatra 815 фото
Читайте далее:
Tatra: история чешского автопрома
История компании Tatra
Новые российские грузовички УАЗ Профи 2018
АвтоКрАЗ побаловал новинкой
Почему новый УАЗ Профи не боится цен на бензин?
Примечания[ | ]
- ↑ 12345
Татра-815 (самосвал): технические характеристики
(неопр.)
. web.archive.org (6 апреля 2019). Дата обращения 27 июня 2019. - ↑ 123456
Тест-драйв Татра 815 — Колеса.ру
(неопр.)
. web.archive.org (3 апреля 2019). Дата обращения 27 июня 2019. - ↑ 12345
«татра» крепка хребтом — журнал За рулем
(неопр.)
. web.archive.org (13 февраля 2019). Дата обращения 27 июня 2019. - «Восемь на восемь» (Tatra Terr№1) (неопр.)
. web.archive.org (5 апреля 2018). Дата обращения 27 июня 2019. - 15 иностранных грузовиков, которые помогали строить СССР (неопр.)
. www.zr.ru. Дата обращения 20 октября 2020. - ↑ 123
Кардан мне в хребет: тест-драйв Татра 815 — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал (рус.). www.kolesa.ru. Дата обращения 1 августа 2020. - Грузовые автомобили (неопр.)
. reis.zr.ru. Дата обращения 1 августа 2020. - ↑ 123
Tatra znovu objede svět. Čeští cestovatelé navazují na odkaz legendární expedice — Aktuálně.cz
(неопр.)
. web.archive.org (30 мая 2019). Дата обращения 27 июня 2019. - Музей Tatra в Копрживнице (неопр.)
. www.gruzovikpress.ru. Дата обращения 27 июня 2020. - ↑ 12
Český rozhlas Radiožurnál zve na expedici Tatra kolem světa 2. Ta vzdává hold své předchůdkyni z let 1987-90 (чешск.). Informace (21 января 2020). Дата обращения 30 января 2020. - Чехи планируют вновь совершить кругосветное путешествие на автомобиле «Татра» (неопр.)
. Чехия Онлайн 420on.cz. Дата обращения 6 июля 2020. - Видео дня. На колымской трассе сняли грузовик, который ехал без переднего колеса | Новости (неопр.)
. vesma.today. Дата обращения 20 октября 2020. - wList cz; https://www.wlist.cz.
Tohle byl největší silák mezi českými auty. Nezastavilo ho ani 405 ruských tun (чешск.). Autoforum.cz. Дата обращения 6 февраля 2020. - Dalibor Žák.
V Mad Max: Fury Road si zahrála i Tatra 815. Ale nepoznáte ji (чешск.). AutoRevue.cz. Дата обращения 26 июня 2020. - «Оскар» с турбиной: какими автомобилями запомнился «Безумный Макс» : (неопр.)
. Autonews. Дата обращения 27 июня 2020.