Устройство
Устройство этого транспортного средства включает в себя такие элементы, как:
- Силовой агрегат. Здесь установлен бензиновый двигатель, оборудованный карбюратором и двумя камерами с падающим потоком. Внутри мотора есть насосный элемент и экономайзер, а также механизм для принудительного включения холостого хода. Агрегат выполнен в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-0.
- Тормозная система.
- Электрооборудование, включающее в себя звуковую и световую сигнализацию, фары, ближний и дальний свет.
- Пневматическая система, которая делает ход автомобиля более мягким.
- Трансмиссия. Здесь установлена механическая КПП. Переключение передач осуществляется при помощи специального рычага управления.
- Механизм сцепления, колеса и шины.
- Передний и задний ведущий мост.
Тормозная система
Здесь установлены 2 независимые тормозные системы: одна действует на все колесные механизмы, а вторая только на трансмиссию. За образец взята тормозная система модификации ЗИЛ-130.
Тормоза, оборудованные пневматическим приводом, оснащены воздушным компрессором, а также поршнями, двухцилиндровой системой охлаждения рабочей жидкости. Такие тормозные устройства расположены на правой части корпуса внутри автомобиля и приводятся в действие при помощи передачи ременного типа, которая подается от шкива водяного насосного элемента.
Все цилиндрические механизмы системы выполнены из чугуна и укреплены на картере. Поршневая часть соединяется с верхней головкой шатуна при помощи пальца плавающего типа.
При отпускании педали тормоза доступ сжатого воздушного потока к камерам прекращается, благодаря чему транспорт продолжает свое движение.
Электрооборудование
Тип системы электрических приборов и механизмов этого транспортного средства — однопроводной. Отрицательно заряженные клеммы источников тока соединяются с массой ЗИЛа. Номинальное напряжение в системе составляет 12 В. Внутри механизма используются провода низкого напряжения типа ПГВА и высокого напряжения — ПВВ.
Для того чтобы проверить исправность изоляционного покрытия электросхемы, необходимо провести внешний осмотр электрического оборудования. При обнаружении обрыва цепи рекомендуется изолировать оголенный провод низкого давления специальной лентой. Если из строя вышел провод высокого напряжения, необходимо заменить его на новый в соответствии со схемой электрооборудования, приведенной в руководстве по ремонту транспорта. Провода высокого напряжения не подлежат ремонту.
Пневматическая система
Пневмосистема ЗИЛа включает в себя следующие элементы:
- компрессор с пробками;
- трубка, ведущая от стеклоочистителя;
- тормозная камера;
- трубка тройника;
- штуцер;
- угольник крана;
- крестовина раздаточного типа;
- крепежная скоба;
- регулятор уровня давления в системе;
- кронштейн;
- шланги;
- хомут;
- предохранительный клапан.
Перед началом движения рекомендуется измерить уровень давления в пневматической системе. Он должен быть не ниже 4,5 кг/см². Если показатель будет превышать отметку в 7,4 кг/см² , значит, поврежден регулятор давления или разгрузочное устройство.
Во время резкого нажатия на тормозную педаль давление в баллонах должно снизиться, а в тормозных камерах — сравняться с показателями баллона. Если этого не произошло, рекомендуется разобрать механизм и провести внешний осмотр деталей на износ.
ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-133ГЯ: Установка передних ступиц на клиньях от КамАЗа
Просел на моем ЗИЛе подшипник передней ступицы и с каждым днем, чтобы я не делал, ступица разбивалась все больше и больше. Решил купить новую и поехал в магазин, но оказалось, что таких в наличии нет и привезти могут только под заказ. Пришлось поставить машину на прикол и ждать, когда подъедет новая ступица.
Привезли ее мне через 2 недели, но оказалось, что она нового образца и к ЗИЛу моему не подходит, т.к. там безфуторочная система (как на Газели) со шпильками под гайку большего диаметра, а также в ней используется другой сальник, которого в магазине не было даже под заказ.
Покумекал чуток и все же все собрал, после чего удалось отъездить на ней ровно год, когда и этой ступице пришел конец. Эта поломка вывела машину из строя, а стоять и опять ждать 2 недели очень не хотелось.
Тогда уж у меня терпение не выдержало, поехал на чермет и приобрел передние КамАЗовские б/у ступицы на клиньях, как мне уже неоднократно советовали. Привез все домой и приступил к переделке. Первым делом взял 2 ступицы и 2 барабана от КамАЗа, после чего собрал их вместе, чтобы в сборе были звезды. Далее, снял переднее правое колесо с ЗИЛа.
Переднее правое колесо на диске
Затем, демонтировал крышку подшипников, а также сами подшипники. Чтобы это сделать, нужно открутить 2 гайки с 2-мя шайбами. После этого, снял родную правую переднюю ЗИЛовскую ступицу.
Передние ЗИЛовские подшипники и ступица
Теперь, пришло время, чтобы снять внутренний подшипник с цапфы. Сделать это можно, если использовать две монтажки, которыми аккуратно поддеть его с боков. Закончив с подшипником, получил абсолютно голую цапфу. Следующим шагом, демонтировал родной опорный диск колодок ЗИЛа, открутив 4-5 крепящих его болтов. На этом разбор старого узла был закончен и на место родного опорного диска, я закрепил КамАЗовский.
Передние опорные диски колодок ЗИЛа и КамАЗа (вверху)
Сделал это вместе со всеми элементами, которые должны стоять сзади: вал розжима колодок, крепление вала, трещетка и лягушка (можно оставить ЗИЛовскую).
Далее, установил на место КамАЗовские тормозные колодки, которые в отличии от колодок ЗИЛа, имеют сверху ролики, а также по размерам несколько шире. Поэтому, нужно для колодок приобрести 2 пружинки.
Затем, поставил на цапфу внутренний подшипник и аккуратно забил его на место. Теперь, можно было ставить КамАЗовскую ступицу, что я и сделал. Также, пришлось приобрести КамАЗовские крышки подшипников, т.к. ЗИЛовские не подошли, ведь они имеют больший диаметр и крепятся на 4 болта.
Закончив с установкой ступицы, снял резину с ЗИЛовского колесного диска и поставил ее на КамАЗовский. Затем, установил колесо на место.
Передняя правая ступица КамАЗ установленная на ЗИЛ
Оценил проделанную работу и перешел на левую стороны машины. Повторил все, что описано выше. Сложность на водительской стороне возникла лишь с тормозной камерой, т.к. поставить ее мешало крепление продольной тяги. Однако, проблема решилась довольно просто — немного подточил кольцо, после чего камеру за пару ударов удалось воткнуть на место.
Колодки и все остальные запчасти устанавливаются на место без особых проблем, а трещетки на передок так вообще подходят задние ЗИЛовские.
Левая передняя тормозная камера и ступица
Вот в общем то и все, переделка на этом была закончена. Затраты на запчасти оказались равны стоимости новой передней ЗИЛовской ступице, а работа по времени заняла приблизительно 3-4 часа.
Автор: Дмитрий (г. Самара)
Технические характеристики
Технические характеристики ЗИЛ-4331:
Максимальная грузоподъемность | 6000 кг |
Рабочий объем мотора | 6 л |
Диаметр цилиндрических элементов | 100 мм |
Ход поршневой части | 95 мм |
Мощность силового агрегата | 150 л.с. |
Количество оборотов коленчатого вала | 3200 в минуту |
Степень сжатия | 7,1 |
Передаточное число коробки передач | 6,45 |
Наибольший крутящий момент | 402 Нм |
Колесная база | 5000 мм |
Объем топливного бака | 170 л |
Вместительность системы охлаждения | 27 л |
Расстояние дорожного просвета | 330 мм |
Размер шин | 9.00R20 |
Вес двигателя | 93 кг |
Габаритные размеры транспорта | 6370*2422*2810 мм |
Средний расход топлива ЗИЛа-4331 на 100 км | 36 л |
Описание двигателя грузовика: он оборудован 6 цилиндрами и 2 клапанами, тип используемого топлива — дизель. Модель мотора — ЯМЗ-236.
Весовые параметры:
- снаряженная масса — 11700 кг;
- вес транспорта- 4820 кг.
Семейство ЗИЛ 4331
Теперь давайте обратим внимание на модификации автомобиля, который имеет около десяти видов сборки и ещё больше вариантов дополнительной комплектации:
- Модель 433102 включает в себя стандартное шасси и колёсную базу 4500 мм. Дизельный двигатель ЗИЛ 645 с лёгкостью развивает мощность до 185 л.с. Особенностью этого грузовика является возможность установки оборудования разного веса, например, манипулятора или цистерн любого объёма.
- Пожарная версия машины 433104 также получила признание среди отечественных предприятий, и долгое время использовалась пожарными службами. То же самое касается схожих версий автомобиля, которые выпускали специально для нужд коммунальных хозяйств. В зависимости от потребностей того или иного предприятия, технические характеристики и комплектация фургона могли незначительно отличаться.
- 433110 получил новый бензиновый двигатель, но с меньшей мощностью в 130 л.с.
- Оригинальная модель 43314Б имеет положительные отзывы благодаря возможности установки сдвоенной кабины, куда вмещалось до семи пассажиров, включая водителя. Колёсная база такой машины составляла 6100 мм, а двигатель работал на дизеле.
- В дальнейшем была выпущена версия 4332А с увеличенной кабиной, куда дополнительно монтировался спальник.
- Специальная самосвальная версия грузовика может перевозить грузы объёмом до шести тонн.
- ЗИЛ 43360 включает специальную силовую установку и имеет укороченную базу.
- В начале 21 века некоторые инженеры начали оснащать ЗИЛ 4331 революционным двигателем ЯМЗ 236 с невероятной мощностью в 240 л.с. Но стоит отметить, что установка такого агрегата требовала дополнительных вложений и средняя цена составляла 80 тыс. рублей.
На самом деле существует ещё больше видов автомобиля, которые будут иметь схожие характеристики и отличаться незначительными деталями. Останавливаться на всех моделях и разбирать их подробно будет очень долго, и при желании всегда можно воспользоваться информацией из википедии. Ещё хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные автомобили имеют заднеприводную переднемоторную компоновку.
Модификации
Существует несколько модификаций ЗИЛ-4331:
- самосвал;
- тягач;
- бортовой;
- с манипулятором;
- пожарный.
Самосвал
Самосвал оборудован двигателем ЗИЛ-645 и заниженным компрессором, который опускается под капотом. Такой транспорт отличается высоким уровнем проходимости, поэтому его можно использовать даже в условиях бездорожья.
ТТХ этой модификации:
Габариты | Длина — 6370 мм Ширина — 2500 мм Длина — 2655 мм |
Колея | По передним колесам — 1930 мм По задним колесам — 1850 мм |
Клиренс | 330 мм |
Полная масса | 4820 кг |
Максимальный вес поднимаемого груза | 6000 кг |
Объем бака для топливной жидкости | 165 л |
Мощность двигателя | 185 лошадиных сил |
Наибольший крутящий момент | 377 Нм |
Максимальная транспортная скорость | 95 км/ч |
Коробка передач | Механическая, 9 ступеней |
Рабочий объем мотора | 8,74 л |
Количество цилиндров | 8 |
Число клапанов | 16 |
Средний расход дизеля | 30 л на 100 км |
Международный экологический стандарт | Евро-2 |
Количество мест в кабине | 3 |
Колесная формула | 4*4 |
Тягач
Седельный тягач ЗИЛ-442100 используется для транспортировки различных грузов по любым видам дорожного покрытия. Здесь установлен дизельный двигатель ЗИЛ-645.
Технические показатели и параметры модели:
Общее число колес | 4 |
Количество ведущих колес | 2 |
Снаряженная масса | 5025 кг |
Давление, оказываемое на переднюю ось | 29250 кгс |
Нагрузка на заднюю телегу | 21000 кгс |
Нагрузка, оказываемая на седельно-сцепной механизм | 6200 кгс |
Полная масса | 11450 кг |
Автопоезд | 23500 кг |
Допустимый вес прицепного устройства | 18175 кг |
Внешний габаритный радиус поворота | 6900 мм |
Наибольшая скорость движения | 85 км/ч |
Средний расход дизельного топлива на 100 км | 24,4 л |
Объем топливного бака | 170 л |
Количество цилиндрических деталей | 8 |
Степень сжатия | 18,5 |
Мощность | 185 л.с. |
Крутящий момент | 510 Нм |
Бортовой
Бортовой автомобиль ЗИЛ-433180 используется в составе автопоезда для перевозки различных типов груза. Эта модель отличается нестандартной маской капота и облицовкой радиатора, выполненной из пластика.
У силового агрегата 8 цилиндров, которые расположены V-образно. Мотор оснащен жидкостной системой охлаждения.
Технические показатели и характеристики модификации:
Колесная формула автомобиля | 4*2 |
Максимальная масса перевозимого груза | 8000 кг |
Снаряженная масса | 6200 кг |
Нагрузка на передние колеса | 3170 кгс |
Нагрузка на задний мост | 3030 кгс |
Общий вес | 14500 кг |
Автопоезд | 26000 кг |
Габаритные размеры грузовой платформы | Длина — 4692 мм Ширина — 2326 мм Высота — 575 мм |
Внешний габаритный радиус поворота | 8000 мм |
Скорость | До 90 км/ч |
Объем бака для топливной жидкости | 170 л |
Рабочий объем двигателя | 7,12 л |
Степень сжатия | 17 |
Мощность силового агрегата | 178 л.с. |
Крутящий момент | 708 Нм |
Частота вращения коленчатого вала | 3200 об./мин. |
Диаметр ведомого диска | 380 мм |
С манипулятором
ЗИЛ с манипулятором используется для подъема груза, а также для выполнения монтажных работ. Крановая установка оборудована лебедкой переднего типа. Максимальный вес поднимаемого установкой груза — 3500 кг.
Технические данные:
Максимальная грузоподъемность | 3500 кг |
Рабочий объем мотора | 17 л |
Диаметр цилиндрических элементов | 114 мм |
Ход поршневой части | 113 мм |
Мощность силового агрегата | 175 л.с. |
Количество оборотов коленчатого вала | 3200 в минуту |
Степень сжатия | 16,5 |
Передаточное число коробки передач | 7 |
Наибольший крутящий момент | 702 Нм |
Колесная база | 3350 мм |
Объем топливного бака | 170 л |
Вместительность системы охлаждения | 50 л |
Расстояние дорожного просвета | 330 мм |
Размер шин | 9.00R20 |
Вес двигателя | 85 кг |
Габаритные размеры транспорта | 7040*2500*2480 мм |
Средний расход топлива | 37 л |
Пожарный
Пожарный автомобиль оснащен цистерной АЦ-3,2-40. Объем водного бака этого оборудования составляет 3200 л, а пенного бака — 200 л. При давлении системы в 10 Бар производительность шланга составляет 3000 л в минуту. Дальность подачи струи — 70 м.
Параметры и показатели транспорта:
Общее число колес | 4 |
Количество ведущих колес | 2 |
Снаряженная масса | 5525 кг |
Давление, оказываемое на переднюю ось | 29250 кгс |
Нагрузка на заднюю телегу | 21000 кгс |
Нагрузка, оказываемая на седельно-сцепной механизм | 6200 кгс |
Полная масса | 13450 кг |
Дорожный просвет | 265 мм |
Внешний габаритный радиус поворота | 6900 мм |
Наибольшая скорость движения | 90 км/ч |
Средний расход дизельного топлива на 100 км | 34,4 л |
Объем топливного бака | 260 л |
Количество цилиндрических деталей | 8 |
Степень сжатия | 18,5 |
Мощность | 245 л.с. |
Крутящий момент | 710 Нм |
ТОРМОЗА ЗИЛ-5301
На автомобилях ЗИЛ-5301 установлен комбинированный пневмогидравлический тормозной привод с двумя независимыми гидравлическими пневматическими контурами, разделенными по двум контурам до июля 2001 г вариант 1 (рис. 1а), а в настоящее время — вариант 2 (рис. 1б)
На автобусах АМО ЗИЛ установлен комбинированный пневмогидравлический тормозной привод с двумя независимыми гидравлическим и пневматическим контурами и системой АБС. По заказу покупателей АБС устанавливается и на автомобили ЗИЛ-5301. Схема тормозного привода автобуса показана рис. 2.
Схема тормозного привода автомобиля ЗИЛ-5301: а — вариант для автомобилей выпуска до июля 2001г.; б — вариант с контурами, разделенными по мостам (с июля 2001г.); 1 — компрессор; 2 — регулятор давления пневмопривода; 3 — влагомаслоотделитель; 4 — регенерационный баллон; 5,8, 12, 23, 24, 33 и 34 — клапаны контрольного вывода; 6 — тройной защитный клапан; 7 компенсационный баллон; 9 — одинарный защитный клапан; 10 — кран стояночной тормозной системы; 11 и 13 — воздушные баллоны; 14 – пружинный энергоаккумулятор привода стояночной тормозной системы; 15 — клапан быстрого оттормаживания; 16 — пневмоэлектрические датчики падения давления; 17 — двухстрелочныи манометр рабочей тормозной системы; 18 — краны слива конденсата из воздушных баллонов; 21 — двухсекционный кран рабочей тормозной системы; 22 — выключатели сигнала торможения; 25 — скоба с гидроцилиндрами тормоза переднего моста; 26 — двухполостная тормозная камера; 27 -двухсекционный главный тормозной цилиндр; 28 — сигнальное устройство; 29 — регулятор давления гидропривода; 30 -рабочие гидроцилиндры тормоза заднего, моста; 31 — главный тормозной цилиндр передней оси; 32- пневмокамера передней оси; 33 — регулятор тормозных сил пневмопривода; 35 — пневмокамера колес заднего моста; 36 – главный тормозной цилиндр колес заднего моста.
Схема тормозного привода автобуса и автомобилей ЗИЛ-5301 с АБС: 1-компрессор;2 -регулятор давления пневмопривода; 3 — влагомаслоотделитель; 4 — регенерационный баллон; 5, 15, 32, 33, 34, , 35, 36, 37, 38, 39 и 40 — клапаны контрольного вывода; 6 — компенсационный баллон; 7 — краны слива конденсата; 8 — тройной защитный клапан; 9 — одинарный защитный клапан; 10 — кран стояночной тормозной системы; 11 и 13 — воздушные баллоны; 12 — пневмоэлектрические датчики падения давления; 14 — пружинный энергоаккумулятор привода стояночной тормозной системы; 16 — двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы; 17 — двухсекционный кран рабочей тормозной системы; 18 — выключатели сигнала торможения; 19 — скоба с гидроцилиндрами тормоза переднего моста; 20 — главный тормозной цилиндр передней оси; 21 — пневмокамера передней оси; 22 — модулятор передней оси; 23 — регулятор тормозных сил; 24 — модулятор правого колеса заднего моста; 25 — модулятор левого колеса заднего моста; 26 — пневмокамера правого колеса заднего моста; 27 — пневмокамера правого колеса заднего моста; 28 — главный тормозной цилиндр правого колеса заднего моста; 29 — главный тормозной цилиндр левого колеса заднего моста; 30 — рабочие гидроцилиндры тормоза заднего моста; 31 — клапан быстрого оттормаживания
Руководство по эксплуатации
Руководство по эксплуатации включает в себя несколько разделов:
- Общие сведения об автомобиле.
- Инструкция, как запустить холодный мотор при помощи электрофакельного устройства.
- Основные правила, которые необходимо соблюдать при запуске и управлении транспортом.
- Основные неисправности силового агрегата и способы их устранения.
- Рекомендации по проведению ремонтных работ.
- Возможные поломки тормозной системы.
- Процесс сборки и установки топливного насоса высокого давления.
- Сборка и установка корректора по наддуву дизеля.
- Устройство основных узлов автомобиля.
- Регулировка сцепления и замена фильтров тонкой очистки.
- Периодичность проведения технического обслуживания.
- Правила хранения и транспортировки ЗИЛа.
ЗИЛ-5301. Тормозной кран стояночной тормозной системы
Кран может быть установлен справа от сиденья водителя или на панели приборов. Воздух, выходящий из крана при торможении, выводится наружу через воздухопровод, соединенный с атмосферным выводом II
.
Разборка, сборка и регулировка крана
Установить кран в тисках с мягкими губками и закрепить за корпус 1 (рис.1) крышкой 5 вверх. Вывернуть оси 9 роликов 11, придерживая крышку 5 рукой, и снять ее с пружиной 16.
После этого, при необходимости, можно произвести регулировку усилия пружины 2 (см. рис.2). для этого надо сжать пружину 2 до размера х=13,8÷13,9 мм от верхнего торца корпуса 1 до верхнего торца тарелки 19. При этом усилие пружины должно быть равно 130÷155 Н.
Если это усилие меньше указанной величины, то установить регулировочные шайбы (дет. 100-3537095 или 100-3537097), довести усилие пружин до требуемой величины.
Установка шайбы 1003537095 увеличивает усилие пружины на 42,5 Н и обеспечивает падение давления на 0,035 МПа, а установка шайбы 100-3537097 — соответственно на 22,5 Н и 0,021 МПа.
После регулировки пружин надо надеть кулачок штока 7 и, проявляя осторожность, установить в шток 8 с помощью керна штифт 4. далее установить пружину 16 и крышку 5, предварительно вставив в нее ролики 11. Завернуть две оси 9, закрепив ими крышку 5.
Измерить минимальный зазор между крышкой 5 и шайбой 22, который не должен превышать 0,15 мм. Если этот зазор больше, то регулировочные шайбы дет. 100-3537092 толщиной 0,15 мм, дет. 100-3537093 толщиной 0,2 мм и дет. 100- 3537094 толщиной 0,3 мм скомбинировать и положить на шайбу 22 между крышкой 5 и корпусом 1 так, чтобы зазор не превышал указанной величины. Шайба 22 дет. 100-3537091 толщиной 0,5 мм остается лежать внизу. Шайбы надо смазать смазкой ЦИАТИМ-221. Проверить лёгкость возвращения рукоятки в исходное положение при отклонении ее на угол 40÷45° и 65÷70°.
Проверка работоспособности крана
Установить кран на испытательный стенд и подключить его по схеме, показанной на рис. 2.
Подать воздух под давлением 0,75 МПа в вывод, при этом давление в выводе 1 должно сравняться с давлением в выводе 1.
Трижды перевести рукоятку крана из положения 1 в положение 3 и обратно.
Затем рукоятку крана медленно перевести из положения 1 в положение 3. При перемещении рукоятки не должно быть заеданий и она должна легко! фиксироваться в положении 3.
При повороте рукоятки из положения 1 на угол до 70° она должна автоматически возвращаться в положение 1.
Медленно поворачивать рукоятку из положения 1. При повороте рукоятки на 8…10° в выводе II
должно произойти падение давления, но не более, чем на 0,15 МПа.
При дальнейшем повороте рукоятки должно происходить плавное понижение давления в выводе II до 0.
Для проверки крана на герметичность надо подать воздух под давлением 0,75 МПа в вывод I
при положениях рукоятки 1 и 3. При обмыливании появление пузырьков воздуха не допускается в течение 1 мин
содержание .. 51 52 59 ..
Тюнинг
Тюнинг предполагает проведение ряда работ по улучшению транспортных характеристик и повышению уровня комфорта во время движения.
Например, можно сделать кабину водителя более удобной. Для этого потребуется установить шумоизоляцию, чтобы снизить уровень слышимости в кабине во время выполнения работ. Можно установить пневматическое сиденье, которое будет регулироваться по высоте, благодаря чему водитель будет меньше уставать.
Для более мягкого хода транспортного средства по бездорожью, рекомендуется установить пневматическую подвеску или заменить амортизаторы. Благодаря этому водитель практически не будет чувствовать неровности дороги.