Устройство самого известного КамАЗа во всем мире! (7 фото)


Как устроен гоночный капотник «МАЗа» для ралли «Дакар»

На «Дакаре» 2020 года главным соперником российской команды «КАМАЗ-мастер» является белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто». Лидер коллектива Сергей Вязович впервые вышел на старт главного ралли-марафона планеты на новом капотном грузовике. И сегодня в рамках спецпроекта G-Energy

и «Чемпионата» мы подробно расскажем о мазовском капотнике.

История спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» началась в 2010 году. За 10 прошедших лет белорусы выступили в десятках ралли-рейдов по всему миру, включая легендарный «Дакар» и возрождённый «Шёлковый путь», выставляя на старт бескапотные грузовики МАЗ-5309RR. Но в 2018 году известная модель начала новую жизнь уже как МАЗ-6440RR — новейший гоночный грузовик капотной компоновки.

Восемь лет беспрерывной эволюции МАЗ-5309RR привели к тому, что бескапотная модель превратилась в капотную как ответ на набирающую обороты тенденцию по переводу ралли-рейдовых грузовиков на новую компоновку. Такой подход имеет вполне практическое объяснение: во-первых, капотный грузовик имеет более выгодную для гоночной машины развесовку (конкретно в МАЗ-6440RR 4850 кг приходится на переднюю ось и 4750 кг — на заднюю, а это практически идеальный баланс 50:50!), а во-вторых, расположенная не над передней осью кабина существенно повышает комфорт экипажа. В результате менее уставшие гонщики более сконцентрированы и допускают меньше ошибок, что не может не сказаться на итоговой позиции в гонке.

На «Дакар» может поехать кто угодно. Даже ты. Объясняем, что нужно сделать

Как выбрать машину, к каким непредвиденным расходам нужно быть готовым и кто решит, готовы ли вы к «Дакару».

По своим габаритам белорусский капотник соответствует бескапотной машине: 7-метровый грузовик шириной 2,5 метра и высотой 3,4 метра с колёсной базой 4,3 метра имеет массу 8,5 тонны, как того требует технический регламент «Дакара», без учёта топлива и экипажа (заправленный под завязку грузовик с запасными колёсами, пилотом, штурманом и механиком в кабине тяжелее на тонну).

Машина получила новую более лёгкую и прочную сварную раму, а внешние панели кузова сделаны из стеклопластика. За ними, как у всех гоночных грузовиков, скрываются радиаторы, компоненты систем охлаждения и вентиляции, топливный бак, запас моторного и трансмиссионного масел, технических жидкостей, пара запасных покрышек, огнетушители, домкрат, сэндтраки, инструменты, запчасти — всё, что необходимо экипажу на дистанции ралли-рейда.

Что касается кабины, то она взята от серийного грузовика МАЗ-5440 и доработана (установлен каркас безопасности, обязательный в гонках), а капот заимствован у другого седельного тягача — МАЗ-6440РА. Белорусский капотник выглядит скорее как увеличенный в размерах внедорожник для ралли-рейдов, чем традиционный грузовик. При этом яркий дизайн подкреплён отнюдь не рядовыми техническими характеристиками.

Под капотом модели МАЗ-6440RR трудится 12,5-литровый 6-цилиндровый турбодизель Caterpillar C13. Агрегат, подготовленный чешской гоночной командой Buggyra, носит название Gyrtech G-13. Мотор для новинки был доработан, и его мощность выросла с 930 л.с. у бескапотника до красивых круглых 1000 л.с. Крутящий момент составляет 4500 Н·м, и грамотно распоряжаться ими в условиях гонки позволяет автоматическая коробка передач Allison 4000 Series — к слову, на «Дакаре»-2020 белорусы впервые сделали ставку на коробку-автомат.

Очевидно, что если бы не ограничение максимальной скорости на уровне регламента, то МАЗ-6440RR смог бы спокойно ехать и быстрее 140 км/ч (разгону 0-100 км/ч за 9 сек позавидуют иные легковушки), не теряя при этом в своих ходовых качествах. Да и подвеска могла бы быть более энергоёмкой, если бы её ход принудительно не был ограничен 30 сантиметрами.

Есть блокировка межосевого дифференциала, межколёсные блокировки и пониженный ряд, которые придут на помощь, если ситуация на дистанции станет совсем критической и будет риск застрять. Но обычно пилоты белорусских грузовиков обходятся без этих «помощников» — дорожного просвета в 34 сантиметра хватает.

Насчёт надёжности в команде спокойны, даже учитывая тот факт, что капотник выступает в гонках всего год. Дело в том, что на новый автомобиль перекочевал целый ряд компонентов, которые уже были проверены на прежних моделях. В частности, речь про австрийскую раздаточную коробку ZF-Steyr, обеспечивающую постоянный полный привод, финские мосты Sisu, бельгийские рессоры Weweler Colaert, голландские амортизаторы Reiger Racing и французские покрышки Michelin.

В целом белорусский грузовик по уровню технического оснащения не отстаёт от конкурентов: все ведущие ралли-рейдовые команды, создавая свою технику, используют комплектующие одних всемирно известных производителей. Вместе с тем мазовцам будет что ответить на традиционные упрёки – мол, да что в вашем грузовике вообще белорусского. Капотник разработан и построен силами специалистов МАЗа, при этом рама, кабина, платформа, кронштейны, панели и силовые каркасы сделаны в Беларуси. А часть решений, которые реализованы в гоночной машине, в будущем могут найти своё воплощение и в серийной продукции МАЗ, так что ралли-рейдовый грузовик служит ещё и испытательным стендом.

В трансмиссии и двигатели «МАЗ-СПОРТавто» заливает масла G-Energy, которые команда уже успешно протестировала в экстремальных условиях ралли-рейдов по всему миру. На дистанции «Дакара» белорусскую команду сопровождает мобильная лаборатория «Газпромнефть-Смазочные материалы», специалисты которой за время «Дакара» отбирают сотни проб масел и смазочных материалов, анализируя их состав и предоставляя команде информацию о состоянии узлов и агрегатов машины. Всё это позволяет уберечь капотный и бескапотный грузовики от поломок и дать им возможность продемонстрировать весь свой потенциал.

Вот к каким выводам на экваторе «Дакара» пришли специалисты мобильной лаборатории G-Energy: «Косвенно можно сделать вывод, что пятый этап был самым тяжёлым для техники из всех прошедших дней. Сам профиль спецучастка и характер дорожных условий был тяжёлым: агрегаты грузовиков испытывали дополнительные эксплуатационные нагрузки как от сложных условий окружающей среды (запылённость и температура воздуха), так и от езды по тяжёлому бездорожью: частые переключения передач при смене темпа движения, нагрузки на трансмиссии и двигатели при езде по вязким сыпучим покрытиям, уклонам и спускам с них. Это мы увидели по интенсивности изменения исследуемых характеристик работавших масел. Тем не менее, изучив протоколы исследований отобранных проб, мы сделали вывод, что в этих экстремальных условиях масла G-Energy сохраняют необходимые свойства и обеспечивают нормальный уровень работы узлов и агрегатов».

Кстати, завтра на «Дакаре» пройдёт первая часть марафонского этапа. Согласно правилам, на бивуаке обслуживать технику смогут только сами боевые экипажи, в то время как механикам и инженерам (включая специалистов мобильной лаборатории G-Energy) доступ запрещён. Между тем на спецучастке потребуется максимум выносливости от людей, техники и смазочных материалов, ведь маршрут пройдет сквозь дюны и сплошные пески. Анализ смазочных материалов после таких сверхнагрузок будет очень показательным и для , и для .

Чем «Дакар» интереснее Формулы-1. Пять аргументов

Сорри, Формула-1, но в январе придётся подвинуться.

Два года работы — и капотный грузовик для ралли-рейдов из перспективной идеи превратился в реальный МАЗ-6440RR. Боевое крещение на «Шёлковом пути» — 2020 машина прошла с честью: Вязович до схода лидировал в гонке. К «Дакару» 2020 года белорусский коллектив внёс в автомобиль доработки и устранил выявленные слабые места. В Саудовскую Аравию «МАЗ-СПОРТавто» отправился, чтобы показать, что белорусский алый боевой «зубр» способен навязать борьбу и бело-синим российским «скакунам», и чёрно-красным голландским «мамонтам».

Автор фото в материале — ООО «Газпромнефть-Смазочные материалы».

КамАЗ-4911: спортивный грузовик

Автомобиль КамАЗ-4911 «Extreme» был специально разработан для спортивных соревнований, в частности для гонки “Париж — Дакар” и ралли «Шелковый путь». (Фотография) Также автомобиль может использоваться для доставки грузов в труднодоступные места по грунтовым дорогам и пересеченной местности, при температуре от -30 до +500С.
КамАЗ-4911 «Extreme»

Разработка автомобиля началась в середине 900-х годов, а первые образцы были произведены в 2002 году. В следующем году КамАЗ-4911 принял участие в ралли “Париж — Дакар”, где занял третье место. Модель представляет собой полноприводный грузовик с колесной формулой 4*4, передним расположением двигателя и цельнометаллической откидываемой кабиной. В салоне устанавливается два или три удобных кресла, приборная панель имеет ряд отличий от щитков на других КамАЗовских грузовиках. Главная особенность – повышенная безопасность. Для этого внутри кабины создан дополнительный каркас из труб, усовершенствован механизм крепления кабины к раме автомобиля. В целом, КамАЗ-4911 коренным образом отличается от остальных моделей завода как по назначению, так и по устройству.

Грузовик производится мелкими сериями (25 штук в год) и в свободной продаже он бывает редко, а его стоимость превышает 7 500 000 рублей. Объявления о продаже подержанных автомобилей также встречаются не часто, ценник на такие машины стартует с 3 500 000 рублей. Отметим, что топовая модель гоночного грузовика обойдется покупателю в 700 000 евро.

Все – в превосходной степени

Если к вышеперечисленному добавить облегченную несущую раму, снабженную вставками из композитных материалов, чтобы не пострадали жесткость и прочность рамной конструкции, и количество рессорных листов — четырнадцать спереди и десять — сзади, то получается примерное описание автомобиля, с завидной постоянностью побеждающего на престижнейших мировых ралли.

Правда, в “боевом”, спортивном режиме расход монструазного 800 – сильного двигателя колеблется где то в пределах сотни литров на сотню, но для большого спорта это, согласитесь, частности. Не зря же машина снабжена спаренным топливным баком общей емкостью в одну тысячу литров.

Славное спортивное прошлое и настоящее команды “Мастер — Камаз” неразрывно связано с периодически улучшающимися и перерабатываемыми моделями производства автозавода, расположенного в Набережных Челнах, и КАМАЗ 4911 Экстрим – яркий представитель семейства автомобилей, которые буквально вознесли российскую команду раллистов в недосягаемые для соперников эмпиреи мирового спорта.

КАМАЗ 4911 Экстрим

Начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века российские грузовые автомобили КАМАЗ – в числе неоспоримых мировых лидеров на самых престижных и именитых гонках. А напоследок анекдот (говорят, что его очень любят на полном серьезе рассказывать посетителям сотрудники “Мастер Камаза”): при проведении краш – тестов КАМАЗа 4911 Экстрим бетонная стенка, о которую планировалось разбить передок автомобиля, стала тихо отползать подальше от испытательного стенда.

Технические характеристики КАМАЗ 4911

История создания и производства

«КамАЗ-49252» стал следующей ступенью в эволюции двухосных спортивных грузовиков марки «КамАЗ», начало которой было положено моделью «КамАЗ-49250». Правда, предшественницей 49252-й модели отчасти стала модель 49251, на которой был установлен двигатель CUMMINS N14-500E мощностью в 520 л.c[1]. Установка импортного двигателя стала для вынужденной мерой: после пожара на своём заводе силовых агрегатов, «КамАЗ» испытывал дефицит двигателей и был вынужден в сжатые сроки найти им подходящую альтернативу[1]. Выбор пал на двигатели американской марки CUMMINS, которые были наиболее близки по своим характеристикам заводским двигателям «КамАЗ». Завод выпустил партию грузовиков «КамАЗ-49251» с двигателями CUMMINS[1]. Команда «КАМАЗ-мастер» также опробовала этот двигатель, но предпочтение всё же отдала восьмицилиндровому двигателю ЯМЗ-7Э846 — производства Ярославского моторного завода, работу с которым команда проводила, рассматривая его как альтернативу камазовским моторам КамАЗ-740, слабо приспособленным к условиям продолжительных ралли-рейдов (что стало очевидным, после провального участия команды в ралли «Париж-Дакар-Париж 1994»)[1].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: