Какой штраф за перевозку опасного груза без разрешения или не по правилам

Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством. Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.

Какой штраф за перевозку опасных грузов автотранспортом

Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции. За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия. В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.

Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ

Небезопасная продукция, независимо от класса её опасности, не запрещается законодательством к транспортированию. Единственным условием транспортировки опасных грузов является перемещение в соответствии с установленными законодательством стандартами, предусматривающими сведение непредвиденных ситуаций к минимуму. Чтобы понимать, какая ответственность грозит грузоперевозчику за нарушение правил перевозки опасных веществ, необходимо ознакомиться с нормативно-законодательными актами, касающимися транспортировки продукции этой категории.

Основополагающим регламентом, координирующим перемещение опасных грузов, является статья 12.21.2 КоАП РФ в последней редакции кодекса от мая 2020 года. Документ обуславливает меры наказания, предусмотренные за несоблюдение определённых правил транспортирования вредных веществ автотранспортом. Грузоперевозки ОГ иными видами транспорта, за исключением автомобильного, санкционируются статьями кодекса 11.14 и 8.19. Дополнительно правовые нормативы могут корректироваться вспомогательными внутригосударственными стандартами, утверждёнными на законодательном уровне. Это могут быть приказы, приложения или постановления, которые регулируют корректную организацию перемещения веществ специфического типа.

Порядок начисления штрафов

Перевозка тосола по России и ближнему зарубежью

организует перевозки тосола автомобильным транспортом и по железной дороге:

  • тарным способом в бочках, канистрах – грузовой транспорт универсальные контейнеры, тентованные прицепы, полуприцепы;
  • наливом – в цистернах, танк-контейнерах.

Поможем организовать безопасную транспортировку опасного вещества без нарушений:

  • Предоставим подвижной состав под транспортное решение.
  • Проконтролируем наличие свидетельств ДОПОГ, допусков, средств пожаротушения, маркировочных табличек.
  • Поможем оформить паспорт безопасности, провозные, грузовые, товаротранспортные документы.
  • Согласуем маршруты, получим разрешения государственных служб и ведомств.

Оказываем таможенные услуги при импорте жидких грузов, экспорте в страны ближнего зарубежья.

Ответственность за неправомерное перемещение ОГ

Санкции за перевозку опасных грузов, если их перемещение не соответствует установленным правилам, варьируются в зависимости от вида нарушения. Если документация грузоперевозчика не является официально задокументированной, или же транзит осуществляется с неполным выполнением всех правил, установленных законодательством, ответственность за инцидент может быть возложена на водителя, компанию, реализующую перевозку или на заказчика услуг. Законодательством предусмотрены следующие разновидности наказаний за транспортирование ОГ с несоблюдением правил перевозки:

  • финансовое взыскание в форме штрафа;
  • конфискация имущества: преимущественно таковыми выступают транспортное средство и перевозимая продукция;
  • запрет на управление конкретным видом транспортных средств на предусмотренный законодательством период;
  • уголовное наказание.

Оштрафовать за перевозку опасных грузов на магистралях автомобильного предназначения в ненадлежащем порядке сможет ГИБДД, при этом штрафы будут варьироваться в зависимости от серьёзности правонарушения. Отвечать за неправильное перемещение опасных грузов будет не только субъект, непосредственно перевозящий товар, но и товаротранспортная компания, а также юридическое лицо, уполномоченное контролировать транзитную доставку продукции.

Выписка штрафа

Раздел 12.21.2 кодекса предполагает следующие финансовые взыскания, связанные с отсутствием определённых бумаг или нарушением технического устава:

  1. Отсутствие бумаг, необходимых для транспортировки небезопасных веществ, предусматривает штраф в диапазоне от ста до ста пятидесяти тысяч в национальной валюте для непосредственного перевозчика, от пяти до десяти тысяч единиц для должностного субъекта. Автотранспортная компания при этом может быть наказана на более крупную сумму, стартующую со ста пятидесяти тысяч, при этом верхняя граница начисления достигает двухсот пятидесяти тысяч рублей. Эти штрафные взыскания применимы только в случае отсутствия бумаг, не являющихся лицензионными допусками, при недостатке которых наказание имеет более строгие параметры.
  2. Если нарушение касается регламента ПДД, тогда штрафные санкции составляют две с половиной, двадцать и пятьсот тысяч рублей для водителя, должностного субъекта и компании соответственно.
  3. Отступления от общепринятых требований в техническом состоянии транспорта, перевозящего небезопасный товар, карается штрафом от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, при этом санкция применяется относительно предпринимателя, являющегося собственником автотранспорта. Дополнительно могут быть оштрафованы на суммы до тридцати и ста тысяч рублей соответственно должностные и юридические ответственные лица.

Кого могут оштрафовать

Определение и классификация грузов

Понятие опасные грузы определяется действующим законодательством РФ.

К таким относят различные грузы с уровнем повышенной опасности для здоровья и жизни человека:

  • ядовитые жидкости;
  • газы в определённом состоянии;
  • материалы с содержанием ядовитых веществ;
  • отходы радиоактивной деятельности;
  • изделия для военной промышленности.

Важно! Полный список представлен на официальном сайте министерства транспорта. Особые меры предосторожности должны быть соблюдены при самовозгорающихся веществах с высоким уровнем токсичности.

Отдельные виды материалов и веществ токсичны по природе, поэтому их перемещение должно осуществляться при использовании специального оборудования. При этом в некоторых случаях водитель надевает специальную защитную форму.

Во время передвижения ТС следует учесть основные требования к перевозке:

  • наличие знаков свидетельствующих о том, что везётся опасный багаж;
  • специальные таблицы, предупреждающие об уровне опасности;
  • маяки жёлтого или оранжевого цвета, свидетельствующие о степени опасности во время движения автомобиля;
  • присутствие противооткатного упора с нужными характеристиками (масса, габариты транспортного средства);
  • полный комплект приспособлений, которые необходимы для безопасной транспортировки груза повышенной опасности.

Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения

Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки. Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:

  • удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
  • маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
  • допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
  • аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
  • товарно-транспортная накладная;
  • ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.

Последний документ является разрешением, выдающимся на имя непосредственного перевозчика опасного груза, являющийся подтверждением его подготовленности в сфере работы с продукцией небезопасной категории определённых классов.

Разрешительные документы

Перевозка товаров опасной категории без разрешения Европейского стандарта не может осуществляться, является наказуемой. ДОПОГ удостоверяет факт прохождения водителем курса обучения специфике обращения с определённой категорией веществ. Отсутствие разрешения на перевозку ОГ в форме допуска будет предусматривать следующие наказания:

  1. Водитель, действующий от имени работодателя, работающий без ДОПОГ, будет оштрафован соответствующими инстанциями на сумму, верхняя граница которой составляет две с половиной тысячи рублей.
  2. Транспортная организация, специализирующаяся на доставках ОГ, будет наказана штрафом, который стартует с четырёхсот тысяч, при этом верхний рубеж взыскания может составлять пятьсот тысяч рублей.
  3. На служебный субъект, несущий ответственность за отправку спорного рейса, может быть наложено административное взыскание, варьирующееся в диапазоне от пятнадцати до максимальных двадцати тысяч рублей.

Аналогичные санкции предусмотрены законодательством в случае выявления факта, что на эксплуатируемое транспортное средство не имеется документов, разрешающих его использование с целью транспортирования ОГ, машина не оборудована информационными и аварийными знаками, или же она не предназначена для перевозки продукции небезопасной категории.

Маркировка авто с опасным грузом

Тосол: описание, свойства класс опасности при перевозке

Тосол

– российский антифриз класса G11 (минеральный). Антифризы – охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, используются в системе автомобиля для охлаждения двигателя, защиты от перегрева.

Автомобильные охладители содержат этиленгликоль – ядовитое вещество, по классификатору ДПОГ отнесены к опасным грузам 6 класса (подкласс 6.1). ОЖ данного типа присвоен номер ООН (UN) 2810, классификационный код 6612, назначена группа упаковки II.

На тару потребительскую тару, заводскую упаковку изготовитель обязан нанести сведения о составе продукта, информацию об опасности, предупреждающие надписи и пиктограммы.

Правила перевозки тосола автомобильным транспортом

Внимание! Охлаждающие жидкости (антифризы) на основе этиленгликоля перемещают автотранспортом вне территории завода изготовителя как опасный груз. Необходима доставка тосола – обратитесь в транспортную компанию, которая перевезет ОЖ с соблюдением требований и рекомендаций ДОПОГ.

гарантирует соблюдение правил транспортировки опасных продуктов:

  • Наличие действующего (не менее 1 месяца до окончания) свидетельства ДОПОГ на тягач, прицеп и у водителя.
  • Маркировку подвижного состава специальными знаками опасности.
  • Согласование маршрута и оформление специальных разрешений на перемещение ОГ по автодорогам общего пользования.
  • Поможем оформить паспорт безопасности на продукт (МСДС), заполнить товаротранспортные документы.

Принимаем заявки на внутрироссийские и международные перевозки тосола крупным оптом и мелкими партиями.

Обращаем внимание заказчиков, что ограниченные количества ОЖ разрешено перевозить автотранспортом без свидетельства ДОПОГ:

  • в таре емкостью не более 5л;
  • общим количеством до 1000л;
  • при наличии знаков опасности на автомобиле;
  • освидетельствованным водителем.

Ситуации, предполагающие уголовное наказание

За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде. В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ. В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:

  1. До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
  2. Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
  3. От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.

УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.

Суд опередил штраф

Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:

  1. Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
  2. За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
  3. Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
  4. Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.

Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.

опасные грузы

Законно же возить можно было лишь куцый перечень наименований, утвержденный Приказом №73 Минтранса в 1993 году. При этом согласно национальным «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», пока еще действующим, организовать перевозку без нарушений было практически невозможно. Инспекторы ГИБДД могли штрафовать перевозчиков… сена, торфа, вино-водочных изделий. И оспорить наказание в суде законодательная база не позволяла. Прямая ссылка на нормы ДОПОГ в новом российском законодательстве делает его динамичным и всегда современным, гармонизированным с европейским. А кроме того, перевозчику не надо больше иметь двойной комплект маркировочных таблиц, документации и оборудования для международных и внутренних перевозок одних и тех же грузов.

С 1 марта 2011 года упразднена функция согласования маршрутов перевозки особо опасных грузов управлениями ГИБДД. С одной стороны, данное нововведение снижает уровень транспортной безопасности, ведь при согласовании маршрута проверялось состояние транспортного средства, определялись условия перевозки вещества, анализировался маршрут. Сейчас же многие вещества, которые просто не были бы допущены к перевозке, могут оказаться на дорогах. С другой стороны, понятие «особо опасные» зависит только от химических свойств и не вмещает в себя количественных характеристик и способа упаковки. Таким образом, в значительном числе случаев данная процедура теряла смысл. Например, перевозка 300 литров метанола могла осуществляться как неопасного груза, для транспортировки 350 литров уже необходимо было согласовывать маршрут, а специальное разрешение необходимо было получать лишь начиная с 3000 литров.

Однако в ближайшее время ожидается подписание Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов. Данный Порядок разработан в соответствии с требованиями федерального Закона о дорогах и дорожной деятельности, который еще в 2007 году определил, что движение транспортного средства, перевозящего опасный груз без специального разрешения, запрещено. Однако до тех пор, пока подзаконный акт не принят, статья практически не действует.

ГИБДД могла штрафовать перевозчиков… сена, торфа и вино-водочных изделий.

Задача выдачи специальных разрешений на перевозку опасных грузов по федеральным дорогам возлагается на территориальные органы Ространснадзора, а по остальным — на владельца автодороги. Согласно Порядку согласование маршрута с владельцами дорог будет проводиться при выдаче специальных разрешений. Следовательно, процедура согласования не исчезает. Просто к процессам принятия решения должны будут привлекаться специалисты, до сих пор не имевшие подготовки в области перевозок опасных грузов.

После отмены в 2005 году лицензирования перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в этот бизнес пришло значительное количество не всегда добросовестных перевозчиков. В результате уровень транспортной безопасности значительно снизился. Попытки вернуть процедуру лицензирования перевозок опасных грузов ни к чему не привели. Выход был найден в разрешительной системе. Таким образом, выдача специальных разрешений может рассматриваться как рычаг государственного регулирования данного вида деятельности.

При этом если в международных перевозках специальное разрешение необходимо получать только на грузы повышенной опасности, то внутренним законодательством данный круг не определен. Если следовать букве закона, специальное разрешение (с согласованием маршрута) должны получать все, в том числе перевозчики бытовой химии, зажигалок, медикаментов и т. д. А ведь многие перевозчики даже и не догадываются, какая опасность над ними нависла.

Между тем и органы, уполномоченные выдавать специальные разрешения, ждут непростые времена. Масштаб катастрофы осознают пока лишь в Ространснадзоре, которому Постановлением Правительства №103 от 25 февраля 2011 г. вменено в обязанность выдавать специальные разрешения, причем без изменения численного состава территориальных органов и бюджета службы. В настоящее время данные разрешительные документы выдают на перевозку грузов повышенной опасности при международных перевозках лишь одиннадцать управлений из почти семидесяти.

Данные управления выдают ежегодно около трех тысяч специальных разрешений. Причем до внесения в 127 ФЗ изменений, ограничивших грузы категорией «повышенной опасности», выдавалось до 30 тыс. специальных разрешений.

Кроме анализа условий перевозки необходимо будет согласовывать маршрут со всеми владельцами дорог. В настоящее время определить принадлежность дороги, кроме федеральной, задача непростая. Единого реестра, содержащего такие сведения, пока не существует. При этом надо понимать, что владелец дороги не обладает специальными знаниями для принятия решения. Он, как минимум, должен будет воспользоваться услугами специалиста, разбирающегося в особенностях перевозок всего спектра опасных грузов.

Далее правильно заполнить заявление на выдачу специального разрешения для перевозчика, который ранее никогда этого не делал, — задача тоже не из простых. В ближайшее время территориальные органы Ространснадзора и региональные органы исполнительной власти будут просто завалены неграмотно заполненными заявлениями, а коридоры — заявителями. Новый ДОПОГ-2011 становится настольной книгой всех внутренних перевозчиков опасных грузов, но не стоит спешить избавляться от ДОПОГ-2009. Ряд его положений будет действовать еще пять лет, но в сочетании с новыми требованиями.

Подведём итоги

Автоперевозка грузов специфической категории – это деятельность, требующая ответственного отношения как к самой транспортировке продукции, так и к оформлению соответствующей документации. Штрафные санкции за не соответствующую правилам транспортировку ОГ довольно строгие, при этом наиболее страдает в таких ситуациях товаротранспортная компания. Чтобы избежать проблем с исполнительными органами, снизить вероятность возникновения нарушений, компания должна заручиться поддержкой опытных специалистов, которые на профессиональном уровне смогут курировать транспортировку ОГ, своевременно оформлять соответствующую документацию, подбирать водительский персонал достойного уровня.

Несение ответственности

Несоблюдение правил перевозки опасных веществ имеет различные виды ответственности, зависящие от степени нарушения:

  • назначение штрафа;
  • проведение конфискации транспортного средства (установка на штрафную стоянку);
  • лишение права на вождение на определённый срок, который устанавливается сотрудниками ДПС в соответствии с правовыми положениями закона;
  • устранение допуска к управлению средством передвижения.

Кроме административной меры наказания все задействованные лица могут быть привлечены к уголовному процессу при нелегальной перевозке веществ и материалов повышенного уровня опасности.

Если же водитель находится в алкогольном опьянении, то также несёт данный вид ответственности.

Важно! При возникновении уголовной ответственности водитель, юридическое и должностное лицо привлекаются для рассмотрения судебного делопроизводства. Исходом изучения поданного иска может быть решение о лишении свободы на определённый срок.

Размеры штрафов

Отсутствие разрешения во время транспортировки грузов повышенной опасности возлагает ответственность на водителя, должностное лицо и транспортную компанию. При несоблюдении установленных норм назначают штрафы в следующих размерах:

  • назначение штрафа для водителя при отсутствии ДОПОГ в размере 2000–2500 тысяч рублей;
  • юридическое лицо (транспортная компания) в сумме 400000–500000 тысяч рублей;
  • должностные лица, отвечающие за процесс транспортировки, и доставки таких грузов обязаны выплатить штраф в размере 15000–20000 тысяч рублей.

Вышеописанные штрафы назначаются при отсутствии одного из указанных документов.

Процедура контролируется сотрудниками ДПС при проверке ТС, так как несоответствие норм может привести к серьёзным и необратимым последствиям.

В том случае, когда во время транспортировки нарушены правила перевозки груза повышенной опасности, то размер штрафа составляет:

  • водители 1000–1500 рублей;
  • должностные лица 5000–10000 тысяч рублей;
  • юридические лица 150000–250000 тысяч рублей.

Оформление протокола осуществляется сотрудниками службы ДПС. При получении штрафа на руки его необходимо погасить в установленные соки и сохранить квитанцию об оплате.

В некоторых случаях требуется подтверждение проведения операции, так как информация не так быстро поступает в соответствующие органы.

Чем опасен этиленгликоль?

Материалы, которые относятся к третьей группе опасности (среди них и этиленгликоль) необходимо хранить в герметичных емкостях. Их контакт с окружающей средой должен быть минимизирован. Человеку опасно находиться при концентрации этого вещества в атмосфере больше 5 миллиграмм/метр кубический. Отличительные особенности при постоянном попадании этиленгликоля в организм:

  • слабость;
  • сонливость;
  • вялость;
  • в тяжелых случаях — потеря сознания.

Постоянное вдыхание паров эфира приводят к развитию вегетососудистой дистонии.

Все сотрудники, которые имеют отношение к химическому производству и к работе с токсическими веществами третьего класса опасности, должны строго соблюдать все правила техники безопасности. В противном случае не исключен и летальный исход.

На производстве работают в специальных костюмах, надевая:

  • респиратор соответствующего класса защиты;
  • бахилы;
  • халат;
  • очки.

Важно закрыть все открытые участки тела и предотвратить попадание паров в дыхательные органы.

Читать дальше: Дхо киа сид 2013

Правила перевозки

Правила транспортировки грузов определяется исходя из характеристик перевозимого вещества и типа транспорта, в связи с чем они могут несколько отличаться. В общем они могут быть представлены следующим образом:

  • Наличие специальных документов, дающих право на конкретном транспортном средстве и определенному водителю осуществлять перевозку;
  • Наличие проблескового маячка, который может быть выполнен в оранжевом или желтом цвете. При его присутствии водитель должен понимать, что никакого преимущества он не дает в движении – маячок лишь оповещает других участников дорожного движения о необходимости особого соблюдения ПДД. Это связано с тем, что столкновение с таким авто или любое ДТП может привести к серьезным последствиям;
  • Соблюдение установленной скорости транспортировки опасного груза;
  • Запрещено осуществлять перевозку без наличия специальной лицензии;
  • На транспорте должна присутствовать специальная маркировка, которая отражает тип опасного вещества, которое транспортируется, и его класс. Такая маркировка в большей мере пригодится уже в случае ДТП или утечки – таким образом сотрудникам служб, которые будут ликвидировать последствия, легче будет определить, каким образом можно нейтрализовать вредные вещества;
  • Непосредственно в самом транспорте, посредством которого будет осуществляться перевозка веществ, должно находиться 2 огнетушителя, песок, при помощи которого можно будет частично или полностью затушить огонь в случае возгорания, ведро и лопата для такого песка;
  • Наличие противооткатных упоров, которые полностью соответствуют характеристикам транспортного средства;
  • Обеспечение полной герметичности цистерн или контейнеров;
  • Перевозка только установленной нормы веществ. Превышение допустимого количества является нарушением.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: