Маз 543203 220 технические характеристики

МАЗ 543205 — классический минский двухосный тягач, оборудованный полуавтоматическим седельно-сцепным устройством для перевозки грузов на дальние расстояния в составе автопоездов с прицепом или полуприцепом. По отзывам владельцев, особо отличается неприхотливостью в эксплуатации и ремонте: починить моет любой, кто хоть раз «держал молоток в руках». Однако это не просто очередной отечественный тягач, коих масса. Есть в этом автомобиле своя изюминка, о которой мы расскажем в этом обзоре.

Первое, на чем стоит заострить внимание, так это то, что тягач-седельник МАЗ 543205 по сути является совестко-белорусским автомобилем, ведь его корни уходят в далекий (по сегодняшним меркам) 1988 год. А теперь посмотрите, как он востребован. И этот простой факт сам по себе немало удивляет. Но давайте по порядку. Завод МАЗ долго шел к тому, чтобы осуществить очередной прорыв в автомобиле строении. Середина 70-х годов была застойной. Все, что выпускалось на МАЗ было лишь очередной модификацией устаревающей 500-й серии.

Даже ребрендинг, запущенный в 77 году, не смог поправить дел. Путем долгих поисков и множества неудачных попыток, в 1981 году завод наконец вплотную подобрался к тому, чего от него все так ждали — запуску новой серии грузовых автомобилей, куда должны были войти машины самого разного назначения. Сердцем серии должен был стать 280-сильный мотор от Ярославского завода, основой ходовой — 2-х диапазонная КПП (также производства ЯМЗ), а комфорт — обеспечиваться за счет новой кабины, выпускаемой в нескольких модификациях (короткой и удлиненной). Вопреки утвердившейся традиции у новой серии не было единого индекса. Короткое же обозначение «5432» было присвоено двухосному седельному тягачу.

Серия была настолько успешна, что даже получила «золото» на конкурсе «Пловдиевская ярмарка» в 83-м году. А уже в 85-м появился седельник 54322 с реконструированной кабиной и 8-ми цилиндровым ЯМЗ 238Ф2.

88-й год — на смену МАЗ 54322 выходит двухместный, двуспальный шестнадцати тонный МАЗ 54323 с передовым 300-сильным двигателем. Модель была удачна и востребована, наверное, поэтому именно этот тягач стал базовым аж для десяти модификаций! Кстати, это бесспорно наибольшее число разновидностей одного автомобиля за всю историю Минского автомобильного завода.

Здесь были: тягач для работы при экстремально низких температурах (индекс 543231),автомобиль совместного производства заводов МАЗ и MAN с 16 ступенчатой трансмиссией и 360 сильным двигателем (индекс 54326), а также различные вариации грузовика с двигателями ЯМЗ в диапазоне мощностей от 180 до 400 л.с. (индексы 54327,54328,54329,543202,543203,543208). Просматривая этот список, совсем не удивляешься, что МАЗ 54323 имел даже гоночную версию (индекс 5432С).

Устройство

Все версии автомобилей построены на рамном шасси с колесной базой 3550 мм. Подвеска переднего моста оснащена листовыми рессорами и амортизаторами. Позднее в конструкцию ввели торсионный стабилизатор. Задний мост устанавливается на листовых рессорах или пневматических подушках. Часть грузовиков оснащена блокируемым дифференциалом. На всех модификациях сзади имеется стабилизатор поперечной устойчивости.

Грузовой автомобиль

Двигатель располагается в передней части машины, сверху закрыт откидной кабиной. На тягачах использовалось 1 и 2-дисковое сцепление сухого типа. Устанавливались только механические коробки передач, имевшие от 5 до 16 скоростей. Задний мост оснащен конической главной парой и дополнительными планетарными передачами в ступицах. Между мостом и коробкой расположен карданный вал.

Тормозные механизмы оснащены пневматическим приводом, встречаются модели с системой АБС. Схема электропроводки автомобилей построена по 1-проводной схеме, рабочее напряжение составляет 24 В. Источниками тока являются аккумуляторы и генератор, установленный на двигателе.

Модификация 032

Обзор технических особенностей рассматриваемого грузовика поможет разобраться в причинах его неослабевающей популярности и производительности, за которую этот автомобиль ценят многие водители.

модификация МАЗ-54323-032

Седельный тягач 54323 с колесной формулой 4х2 оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-238 Б с наличием турбонаддува. V-образный силовой агрегат грузовика с 8-ю цилиндрами, рабочим объемом в 14 866 см3 имеет мощность 330 л. с. при 2 000 об/мин.

Мотор комплектуется насосом низкого давления для подкачки топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Фильтрующий элемент в двигателе установлен сухого типа и имеет индикатор засоренности.

Двигатель оборудован электрофакельным устройством, облегчающим его запуск.

Грузовик агрегатируется двухдисковым сцеплением ЯМЗ-238 Н с механическим приводом, периферийными пружинами и усилителем пневматического типа.

Четырехступенчатая коробка передач ЯМЗ-238 А характеризуется наличием демультипликатора и оборудована восемью скоростями переднего хода и двумя – заднего.

Для переключения передач предусмотрен телескопический привод, внедренный непосредственно в коробку скоростей. Задний мост тягача является важной функциональной частью трансмиссии, оснащается бездисковыми колесами.

Подвеска с применением продольных полуэллипсов предусматривает использование задних концов с рессорами скользящего типа. Данный элемент и спереди и сзади комплектуется амортизаторами устойчивости тягача.

Тормозная система оснащена барабанными механизмами и функционирует от двухконтурного пневмопривода. Являющиеся составной частью упомянутого узла, расположенные сзади камеры агрегатированы энергоаккумуляторами с пружинным механизмом.

Стояночные тормоза совмещаются со вспомогательной функцией остановки, которая представляет собой замедлитель двигателя с управлением пневматического типа. Описанная система включает в себя специальный предохранитель, препятствующий промерзанию конденсата.

Важно! Особый отличительный элемент конструкции МАЗа-54323 – подрессоренная двухместная кабина, ставшая в свое время настоящим прорывом в области обеспечения комфорта водителя.

До этого момента о таких условиях советские операторы спецтехники могли только мечтать.

Кабина тягача может комплектоваться дополнительными амортизаторами, смягчающими неровности дорог. Два спальных места, предусмотренных конструкцией, находятся непосредственно за сиденьями.

При необходимости обслуживания двигателя кабина может быть откинута вперед на угол в 60° посредством гидроцилиндра с ручным приводом.

Сиденье водителя снабжено рессорами, имеет возможности регулирования под индивидуальные показатели веса и роста. На крыше предусмотрен вентиляционный люк, обеспечивающий приток воздуха.

Топливная емкость обладает вместимостью в 350 л. Объем расходуемого горючего (л/100 км) при скорости в 60 км/ч составляет 32,3 л. Снаряженная масса тягача – 7 500 кг, полный вес грузовика составляет 16 000 кг, а аналогичный параметр автопоезда равен 34 000 кг.

Показатель скорости, развиваемой грузовиком, – 100 км/ч, машина доходит до отметки на спидометре в 60 км/ч за 60 секунд. Тягач рассчитан на максимальный подъем в 18%. Габаритный радиус поворота определяется показателем в 9 м.

Эти параметры говорят в пользу маневренности грузовика, обладающего достаточно крупными размерами.

Технические характеристики

На первых тягачах применялся атмосферный двигатель ЯМЗ-238М2. Дальнейшее повышение параметров силовой установки достигалось установкой турбокомпрессоров. В качестве силового агрегата применяются 6- или 8-цилиндровые дизели ЯМЗ в различных версиях. Расход топлива с полной нагрузкой находится в пределах 30-43 л на 100 км пути, что является приемлемым показателем.

Двигатель авто

Особенностью конструкции модели МАЗ-54326 является применение немецких дизелей MAN, развивающих мощность 360-410 л.с. Вместе с двигателем поставлялась механическая 16-ступенчатая коробка производства ZF. Улучшенные характеристики силового агрегата позволили поднять максимальный вес автопоезда до 44 т. На части машин применялась кабина, позаимствованная от грузовика MAN F2000. Такая техника имела на решетке радиатора эмблему МАЗ-МАН.

Машины МАЗ-5432 и 6422 поставлялись заводом в специальных климатических версиях. Северный вариант тягача оснащался улучшенной теплоизоляцией кабины с двойным остеклением и автономным подогревателем. В конструкции применялись резинотехнические изделия, сохраняющие свои характеристики до -60°С. Также существовала версия грузовика 5432С, предназначенная для кольцевых гонок. В качестве силовой установки применялся форсированный дизель ЯМЗ 8424С, развивавший мощность до 1300 л.с.

МАЗ-543203

Тягач МАЗ-543203 представляет собой версию, оснащенную 250-сильным V-образным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236БЕ2. Агрегат укомплектован турбокомпрессором с дополнительным радиатором охлаждения сжатого воздуха. Токсичность выхлопа соответствует нормативам Евро-2. Мотор работает в паре с 8-ступенчатой коробкой передач.

Модель авто

На грузовике установлена большая кабина со стандартной высотой. Сидение водителя оборудовано амортизатором, снижающим вибрации при движении. В стандартное оснащение входил отопитель, кондиционер встречается на единичных экземплярах.

Размеры и характеристики МАЗ-543203-220:

  • длина (не более) — 5950 мм;
  • ширина (без вылета зеркал) — 2500 мм;
  • высота (до верхней точки выхлопной трубы) — 3900 мм;
  • длина переднего свеса — 1400 мм;
  • дорожный просвет (не менее) — 260 мм;
  • вес снаряженного — 7300 кг;
  • вместимость топливного бака — 350 л;
  • нагрузка на передний мост — 6200 кг;
  • нагрузка на седло — до 10300 кг.

Часть грузовиков оснащалась модернизированной балкой переднего моста, выдерживающей нагрузку до 7000 кг. На оси установлены новые кулаки, увеличившие угол поворота колес до 45°, что повысило маневренность автопоезда.

Версия МАЗ-543203-2122 отличается применением двигателя, соответствующего нормативам Евро-1. Техника выпускалась на Минском автомобильном заводе для поставки на рынки, не предъявлявшие высоких требований к токсичности выхлопных газов. Грузовик оснащался только рессорной подвеской, допустимая полная масса автопоезда составляет 36000 кг.

Модель машины

Машина имеет максимальную скорость до 100 км/ч (с полной загрузкой), при этом часть выпущенных тягачей оснащалась электронным ограничителем. Расход топлива составляет 35,7 л на 100 км пути (при скорости движения с полной нагрузкой 80 км/ч). Для работы с тягачом использовался полуприцеп модели МАЗ-938662.

Модификация МАЗ-543203-222 отличается установкой модернизированной кабины. Силовой агрегат и трансмиссия остались без изменений. Машина комплектовалась седлом с установочной высотой 1290 мм.

МАЗ-543205

Для работы в составе автопоездов с полным весом 40000 кг была создана модификация, оснащенная 330-сильным 8-цилиндровым V-образным дизелем ЯМЗ-238ДЕ2. Автомобиль получил обозначение МАЗ-543205. Тягачи оснащались 8-скоростной механической трансмиссией ЯМЗ-238М, позволявшей развивать скорость до 100 км/ч. Расход топлива при движении с полной нагрузкой составлял 31,0 л (при 60 км/ч) или 41,5 л (при 80 км/ч) на 100 км пробега. Для грузовиков предлагались 2 версии топливных баков, рассчитанных на 350 или 500 л горючего.

Еще одним отличием машин стала возможность установки задней пневматической подвески. Барабанные тормозные механизмы дополнены энергоаккумуляторами, установленными на камерах заднего моста. Стояночный тормоз имеет пневматическое управление. В магистралях подачи воздуха установлен отделитель влаги, предотвращающий образование льда в зимнее время.

Модификация МАЗ-543205-020 отличается применением 9-ступенчатой коробки передач, разработанной Минским автозаводом.

Задний мост оснащен главной парой с уменьшенным передаточным отношением. Кабина, расположенная над силовым агрегатом, откидывается вперед при помощи гидравлического привода. В конструкции механизма имеются фиксаторы, исключающие возможность самопроизвольного опрокидывания кабины в движении.

Водитель и пассажир размещаются на отдельных сиденьях, за спинками которых расположены 2 спальные полки. В стандартное оснащение входит система вентиляции и отопления, оснащенная вентилятором. Для подачи свежего воздуха имеется откидной люк, расположенный на крыше.

Вариант МАЗ-543205-226 оснащался седельным узлом с установочной высотой 1290 мм, на других версиях машины расстояние составляло 1400 мм. Устройство рассчитано на максимальную нагрузку 10300 кг.

МАЗ-543208

Автомобиль оснащен модернизированным 8-цилиндровым дизелем ЯМЗ-7511, развивающим мощность 400 л.с. Мотор построен на основе блока ЯМЗ-238, комплектуется отдельными головками цилиндров. Тягач поставлялся только с 9-ступенчатой трансмиссией МАЗ и задним мостом с передаточным отношением 3,97. Запас топлива находится в 500-литровом баке, установленном на левом лонжероне рамы.

Одна из модификаций машины

Задняя подвеска оснащена пневматическими подушками. По заказу машины поставлялись с модернизированной схемой проводки, включавшей в себя контроллер управления подвеской. Завод выпускал тягачи, оснащенные штатным тахографом и пневматическими опорами сидений для водителя и пассажира.

МАЗ-54322

Ранний вариант модернизации базового тягача выпускался до 1988 года. На машине применялся дизельный двигатель ЯМЗ-238ПМ, оснащенный турбокомпрессором. Мотор развивал мощность 280 л.с. при степени сжатия 15,2. Сжатый воздух подавался компрессором непосредственно во впускной коллектор силового агрегата. На машинах применялась 2-диапазонная 8-скоростная полностью синхронизированная коробка передач (кроме 2 скоростей заднего хода). Подвески оснащены листовыми рессорами.

Ранний вариант модернизации

МАЗ-54323

Дальнейшим развитием предыдущей версии стал грузовик МАЗ-54323, серийное производство началось в 1988 году. На машинах применялись дизельные двигатели ЯМЗ со сниженным расходом топлива, развивавшие мощность 300-330 л.с. Доработкам подвергся интерьер и экстерьер кабины, но сама конструкция осталась неизменной. В конструкции силового агрегата имелся электрофакельный подогреватель, по заказу устанавливался автономный отопитель улучшенной схемы.

Серийное производство 1988 года

Рулевое управление состоит из редуктора, в конструкции которого имеется встроенный распределитель усилителя. Сам гидравлический усилитель оснащен вынесенным цилиндром. Вместимость магистралей составляет 5 л специального масла.

Габариты и технические характеристики:

  • длина — 5980 мм;
  • длина с откинутой вперед кабиной — 7820 мм;
  • сдвиг седла — 460 (по заказу 395 или 370) мм;
  • грузоподъемность — 26000 кг;
  • допустимая масса автопоезда — 34000 кг;
  • расход дизельного топлива — 32,3 и 41,8 л на 100 км (при скорости 60 и 80 км/ч).

МАЗ-54328

Автомобиль модели МАЗ-54328 поставлялся с 6-цилиндровым атмосферным двигателем ЯМЗ 236. Силовой агрегат оснащен механическим насосом, развивает мощность 180 л.с. Крутящий момент передается через механическую 5-скоростную коробку передач, оснащенную синхронизаторами для 4 повышенных скоростей переднего хода.

Силовой агрегат

Пониженные характеристики мотора привели к снижению до 26000 кг допустимой массы автопоезда. При этом максимальная скорость движения не превышает 80 км/ч.

МАЗ-54329

Версия МАЗ-54329 представляет собой упрощенную машину с атмосферным 8-цилиндровым мотором ЯМЗ-238М2. Мотор оснащен механическим насосом высокого давления, развивает мощность 240 л.с. при 2100 об/мин. На грузовике устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач с делителем. Стандартный запас топлива составляет 350 л, но встречаются машины с баками, рассчитанными на 500 л жидкости. Допустимая масса тягача и автопоезда составляет 28000 кг.

Авто модельного ряда

Завод выпускал дополнительно упрощенную версию тягача, которая оснащалась 5-скоростной механической коробкой передач. Тягач получил обозначение МАЗ-54329-020, предназначался для грузоперевозок на малые расстояния. Из-за изменения трансмиссии снизилась максимальная скорость, которая не превышала 85 км/ч. Грузоподъемность машины осталась неизменной. На части грузовиков устанавливался штатный автономный отопитель, прогревавший систему охлаждения дизеля.

МАЗ-543240

Автомобиль МАЗ-543240-21201 с рессорной подвеской, оснащенный 330-сильной модификацией дизеля ЯМЗ-238ДЕ, соответствующей требованиям Евро-1. Поставлялся только с 8-ступенчатой механической трансмиссией и задним мостом, имеющим передаточное отношение редукторов 5,49. Силовой агрегат оснащен турбокомпрессором и радиатором для снижения температуры сжатого воздуха.

Машина на дороге

На тягачах встречается кабина без спального места, рассчитанная на 3 человек. Большинство грузовиков оснащалось на заводе расширенной кабиной со спальными полками, имеющей сиденяя для водителя и 1 пассажира. Допустимый полный вес автопоезда составляет 40000 кг.

История создания

МАЗ-5432 раннего выпуска МАЗ-MAN-543268 с кабиной от MAN F2000
19 мая 1981 года на главном конвейере был собран первый седельный тягач МАЗ-5432. Автомобиль оснащали двигателем ЯМЗ-238Ф (, 14,86 л) мощностью 280 л.с. Грузоподъёмность тягача составляла до 21 тонны, полная масса до 34 тонн. От предыдущих моделей автомобиль отличался новой кабиной с большим спальным отсеком, оснащением и наличием поперечного стабилизатора в передней подвеске. Во многих официальных источниках этот день и принято считать началом серийного производство минских большегрузов нового (третьего) поколения. Однако производство семейства МАЗ-6422/5432 началось в 1978 году именно и с модели 6422. И более того, хотя первый серийный МАЗ-5432 и сошел с главного конвейера в официальной обстановке, но собран он был, как и другие грузовики нового семейства, в опытно-экспериментальном цеху завода, где сборка этих грузовиков продолжалась до середины 1980-х, пока наконец они не заняли главный сборочный конвейер МАЗа.

В сентябре 1983 года Минский автомобильный завод наградили золотой медалью Пловдивской международной ярмарки за автопоезд МАЗ-5432 с полуприцепом МАЗ-9397.

В 1985 году на смену МАЗ-5432 пришел седельный тягач МАЗ-54322 с более комфортабельной кабиной. В 1988 году к нему добавилась модель МАЗ-54321, которая получила новые двигатели ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощностью 360 и 425 л.с. В том же году началось сотрудничество с немецкой фирмой МАН (MAN), чьи 360-сильные двигатели были впервые установлены на тягачи МАЗ-54326[2]. Тогда же начали изготавливать МАЗ-54323 с двигателем ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с.[3].

Полная масса одиночного автомобиля составляет 16 — 25 т, автопоезда — до 44 тонн. Новинкой в этой серии стал седельный тягач МАЗ-543208 с новым двигателем ЯМЗ-7511 (400 л.с.). МАЗ-54323 выпускается с 1981 г. по настоящее время.[когда?

]

Тюнинг

Поскольку техника разработана в 80-е годы прошлого столетия, то ее характеристики отстают от последних требований, несмотря на проводившиеся заводом доработки. Многие владельцы самостоятельно модернизируют свои тягачи. Распространенной является практика замены передней балки и заднего моста на машинах ранних выпусков на модернизированные узлы, имеющие повышенную грузоподъемность и ресурс.

В тюнинге

На ряде тягачей МАЗ-54323 устанавливается турбина с увеличенной производительностью, снятая с импортных двигателей (например, DAF-430). Для подачи топлива используются модернизированные форсунки, обеспечивающие впрыск большего объема топлива. Доработки увеличивают мощность и изменяют кривую крутящего момента. Из-за увеличенного расхода воздуха требуется установить новый корпус воздушного фильтра. В трансмиссии используется 2-дисковое сцепление, оснащенное пневмогидравлическим усилителем.

Одним из вариантов доработки техники является замена рессорной подвески на пневматическую конструкцию. Вместо полуэллиптической штатной рессоры устанавливается полурессора, подушки монтируются на штатное место. В пневматическую систему тягача включается дополнительный ресивер и 2 крана — уровня пола и для изменения высоты установки подвески. Картер заднего моста остается прежним. Подобная модернизация является изменением конструкции автомобиля и требует официального оформления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: