Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом


Подготовка

Первым делом необходимо разработать маршрут следования машины. В отличие от поезда или самолета, автомобиль может иметь несколько десятков возможных путей. Основная задача заключается в том, чтобы выбрать оптимальный, учитывая при этом не только расстояние, но и возможные пробки, погодные условия, а также состояние дорожного покрытия. Если место назначения находится в нескольких днях пути, нужно позаботиться о ночлеге, заправках и организовать питание водителей. Кстати, в целях экономии времени в дальние поездки часто отправляются сразу два шофера.

В европейских странах все маршруты поставок просчитываются заранее, что позволяет сделать их максимально удобными и оптимизированными. В России многие вопросы относительно грузоперевозок приходится решать в считанные минуты. Поэтому российские компании, а также частные лица чаще всего нуждаются в срочных переездах или перевозках больших партий товаров. Кроме того, нередко приходится сталкиваться с недостатком персонала, неисправной техникой, плохими дорогами, пробками и другими форс-мажорами.

Замечено, что одним из наиболее востребованных видов транспорта для доставки грузов по России является автомобиль. Так как быстрые и надежные авиаперевозки не всем доступны из-за своей дороговизны. Однако только с помощью вертолета или самолета груз можно доставить туда, где дороги находятся в плачевном состоянии или же их вовсе нет. Из-за отсутствия моря внутри страны и единой водной транспортной системы, а также проблемы замерзания рек грузоперевозки с помощью водных видов транспорта в России не осуществляются. Надежным и быстрым способом доставки негабаритных грузов является перевозка по железным дорогам. Но их пропускная способность довольно низкая, к тому же все маршруты и состав нужно оформлять заранее.

Территория России очень обширна и разнообразна. Эту особенность также необходимо учитывать транспортно-логистическим компаниям во время формирования оптимального маршрута доставки. Помимо перевозки компания может взять на себя часть работы по оформлению страховки, охраны, пропусков и другой документации.

Довольно часто российские транспортные организации получают заказ на перевозку нестандартных грузов, таких как редкие животные, антикварные предметы и экспонаты, дорогостоящая мебель и другие. Такой груз требует наличия в компании специального транспорта, упаковочных материалов и квалифицированных специалистов.

Выбирая транспортно-логистическую компанию необходимо обратить внимание на существование официального сайта, внешний вид офиса, пакет предоставляемых услуг и цены на них. Также надежная организация готова взять на себя материальную ответственность за груз во время наступления непредвиденных обстоятельств.
Источник

Обеспечение безопасности груза

Автоперевозки предполагают движение по оживленным скоростным магистралям, а значит – существует угроза аварии. А если машина доставляет хрупкие вещи (посуда, бытовая техника), для их порчи достаточно небольшого столкновения. В этом смысле железнодорожный и воздушный транспорт надежнее: число аварий с их участием на порядок ниже. В целях обеспечения безопасности вещей при автоперевозках используются специальные фиксаторы, вата, поролон и другие средства, смягчающие возможные удары. Чтобы компенсировать затраты в случае порчи груза, на все вещи оформляется страховка.

В случае если автомобиль доставляет очень дорогие товары (технику, элитную мебель, драгоценности), рядом с перевозчиком обычно следует машина с подготовленными охранниками. Стоит отметить, что на данный момент количество нападений на грузовики заметно ниже, чем было в конце прошлого века.

Грузоперевозки, выбор маршрута.

При осуществлении грузоперевозок довольно важное значение имеет оптимизация маршрута доставки. Осуществляя грузоперевозки в Казань а также в другие населенные пункты России перевозчики могут столкнуться с проблемой избыточной протяженности маршрутов. В этом случае возникает риск уменьшения собственных доходов, который многие операторы-грузоперевозчики с радостью готовы переложить на плечи клиентов. Соответственно последние могут столкнутся с неоправданным увеличением стоимости транспортных услуг. Именно поэтому, очень важно выбирать перевозчика обладающего опытом применения современных логистических схем и решений, имеющего возможности для обеспечения быстрой и максимальной удобной транспортировки грузов.

Во многом этот фактор зависит от квалификации персонала компании, наличия опыта применения схем для более качественной и эффективной логистики. Также рекомендуем обращаться к перевозчика имеющим опыт решения возможных вопросов с представителями контролирующих организаций, что может существенно ускорить прохождение некоторых ключевых точек маршрута.

Конечный вывод прост — только с учетом всех вышеуказанных факторов, можно добиться максимально эффективного и взаимовыгодного сотрудничества, при осуществлении грузоперевозок по России, разной степени сложности.

Плюсы и минусы

Основным достоинством автомобильных перевозок является их ценовая доступность. Доставка самолетом обойдется в несколько раз дороже из-за высоких транспортных расходов. Несомненный плюс состоит в том, что на машине груз можно привезти непосредственно к месту назначения. А поезда, корабли и самолеты жестко ограничены соответствующей их особенностям транспортной инфраструктурой (рельсы, аэропорта). А покрытие автомобильными дорогами позволяет машинам передвигаться практически по всей территории России, заезжая в самые отдаленные уголки.

Однако нельзя не отметить и серьезных ограничений, которые имеет автомобильный транспорт. Так, негабаритные или слишком тяжелые грузы (30-40 тонн) обычно перевозят на поездах. Дело в том, что технические и конструкционные особенности машин не позволяют этого делать. Кроме того, доставка товаров на другие материки одним автомобильным транспортном невозможна.

Чтобы заказать грузоперевозки в Москве или других городах России, достаточно позвонить по номеру, указанному на главной странице сайта. Специалист выберет оптимальный маршрут следования автомобиля и расскажет о других условия доставки грузов.

Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом

Библиографическое описание:

Базаренко, А. И. Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом / А. И. Базаренко. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/285/14254/ (дата обращения: 08.05.2020).


Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид значительной группы гражданско-правовых договоров, называемых транспортными. Сфера регулирования упомянутых договоров включает в себя разнообразные договорные обязательства, также обобщенно называемые транспортными. Ученые давно отмечали необходимость выделения обязательств транспортного характера в отдельный вид, что обусловлено спецификой основной функции транспорта — перемещения грузов и пассажиров в пространстве, которая является общепризнанной.

Связанные с перевозкой людей и грузов обязательства представляют собой важную составляющую системы правоотношений в сфере оказания услуг гражданско-правового характера. Обязательства, заключающиеся в оказании услуг, влияющих непосредственным образом на реализацию процесса перевозки на различных его этапах, представляют собой обязательства в сфере деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, а также обязательства, связанные с экспедиционным обслуживанием, буксировкой транспортных средств.

Как справедливо было замечено Д. А. Медведевым и В. Т. Смирновым, ядром обязательств транспортного характера следует называть обязательства, связанные с перевозкой. Так, как возникновение отношений по перевозке обусловлено наличием потребности в пространственном перемещении при помощи транспортных средств людей или объектов [4].

Как правило, участниками отношений по перевозке являются два субъекта: владелец транспортного средства (транспортная организация) и лицо, имеющее заинтересованность в процессе перевозки (грузовладелец или заказчик). Так как Гражданский Кодекс (ГК) не содержит специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом, принципиальную важность приобретает рассмотрение правовой природы анализируемого договора, исходя из позиций общих положений, которые свойственны каждому договору из числа относящихся к перевозочным.

Глава 40 ГК закрепляет общее понятие перевозки груза. В качестве предмета договора перевозки определяется деятельность перевозчика, связанная с перемещением грузов к месту назначения, а также с выдачей багажа или груза лицу, обладающему правом на его получение, вне зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, и от разновидностей этого договора.

В положениях п.1 ст. 785 ГК регламентированы обязанности сторон по договору перевозки груза автомобильным транспортом, заключавшиеся в доставке перевозчиком вверенного ему грузоотправителем груза и последующую передачу груза грузополучателю (лицо, управомоченное на получение груза), грузоотправитель же в свою очередь обязан оплатить предоставленные услуги по перевозке в установленном договором объеме.

В. А. Егиазаров отмечал, что приведенное законодателем определение свидетельствует о взаимном и возмездном характере договора перевозки. Возмездный характер ему придает то обстоятельство, что за предоставление услуг по перевозке грузов перевозчиком получается вознаграждение. Взаимный же характер договора определяется обоюдно связанными правами и обязательствами сторон: обязанность перевозчика по перевозке груза и право на получение соответствующей провозной оплаты, и обязанность внесения упомянутой провозной платы грузоотправителем и право на перевозку обозначенного в договоре груза. Начиная с момента принятия груза перевозчиком от грузоотправителя, договор может считаться заключенным и быть отнесенным к числу действительных договоров [2].

Это же положение подтверждают и другие ученые. Так, В. В. Витрянским было отмечено следующее. Квалификация договора перевозки груза в качестве реального обусловлена тем, что возникновение обязательств перевозчика распространяется только на грузы, сданные отправителем и принятые в соответствующем порядке перевозчиком с целью их доставки к месту назначения (вверенные перевозчику грузы) [1].

Однако, частные случаи таких договоров могут быть консенсуальными. Признание договора перевозки консенсуальным возможно при принятии перевозчиком на себя обязательств предоставления транспортного средства до вверения ему груза для перевозки.

Кроме перечисленных выше особенностей, договорам перевозки грузов присущ публичный характер. Стоит отметить, что признание договоров перевозки грузов публичными требует соблюдения некоторых условий, которые предусматриваются в ст.789 ГК.

Рассматривая другие положения гражданского законодательства, касающиеся договора перевозки груза, можно отметить следующие характерные его особенности.

Например, ст. 788 ГК устанавливает следующее правило: взаимоотношения организаций, оказывающих транспортные услуги в процессе перевозки пассажиров, багажа и грузов различными видами транспортных средств осуществляются согласно договору перевозки по единому проездному документу (так называемое — прямое смешенное сообщение).

В положениях ст. 793 ГК указано, что в случаях неисполнения обязательств по перевозке или их ненадлежащего исполнения, стороны должны нести ответственность, которая установлена гражданским законодательством и соглашениями сторон.

В заключение, ст. 797 ГК предусматривает обязательное предъявление перевозчику претензии прежде направления искового заявления в его адрес. Срок исковой давности по обязательствам, вытекающим из отношений, связанных с грузоперевозкой, составляет один год, начиная с момента возникновения обстоятельств, повлекших наступление гражданско-правой ответственности.

Повышение спроса на автомобильные перевозки и его массовый характер привели к тому, что договоры перевозки груза автотранспортом все чаще представляют собой не индивидуально-определенную сделку, а стандартизированный шаблон договора, соответствующий требованиям ст. 428 ГК, что влияет на качество упомянутых отношений исключительно негативным образом, провоцируя все большее количество споров.

Обобщая вышесказанное можно заключить следующее:

– отличительным свойством правовой природы договора перевозки грузов является реальный, возмездный, публичный, двухсторонний характер;

– урегулирование споров происходит в претензионном порядке;

– судебный порядок взыскания возможен только после соблюдения требований о предварительном претензионном порядке;

– срок исковой давности по спорам, вытекающим из договора перевозки грузов автотранспортом ограничен одним годом.

Принципиальную важность в процессе характеристики общих особенностей, присущих договорам перевозки грузов автомобильным транспортом, имеет вопрос отграничения рассматриваемого типа договора от смежных гражданско-правовых договоров, таких как договоры подряда, аренды, хранения и пр.

В этой связи профессором А. Г. Калпиным отмечалось, что отграничение договоров перевозки от части смежных договоров, относящихся к гражданскому праву, реализовывается в соответствии с особенностями предмета договора перевозки груза автомобильным транспортом [3].

Подрядными договорами опосредованы экономические отношения, которые формируются в связи с изготовлением или переработкой вещественных ценностей (отношения, которые существуют непосредственно в производстве). В отличие от подрядных, договор перевозки имеет связь с производственными процессами в сфере обращения.

Итоговый результат деятельности подрядчика имеет овеществленную форму. Тогда, как деятельность автотранспорта в осязаемую форму не воплощается.

Предоставление услуги хранения по договору заключается в сохранении и последующем возвращении передаваемого по договору имущества другой стороне в том же состоянии. Деятельность перевозчика в ходе процесса перевозки, направленная на сохранение груза и его последующую передачу грузополучателю, не представляет собой самостоятельную экономическую услугу, она является сопутствующим действием, подчиненным основной цели — перемещению объекта сделки.

В качестве предмета договоров аренды фигурирует предоставление арендатору индивидуально-определенных вещей во временное пользование или владение. В качестве предмета договоров перевозки фигурирует транспортная услуга, заключающаяся в деятельности по доставке грузов к месту назначения.

В юридической литературе было высказано мнение, гласящее, что одной из особенностей транспорта является то, что транспортный процесс во времени совпадает с процессом потребления продукции, которая производится. В качестве последней здесь фигурирует сама перевозка. Это действительно верно с экономической точки зрения. Только необходимо учитывать то, что грузоотправителю важен не только факт совершения работы по перемещению грузов, но и сам ее результат, который выражается в доставке груза в пункт назначения и вручении груза получателю. Достижение конечного результата этой работы возможно только в случае прибытия груза к месту назначения.

Однако наличие данного признака не позволяет отграничить перевозку от отдельных договоров, которые также направлены на перемещение грузов, но требуют к себе принципиально иного подхода в правовой регламентации. Так, работы по разгрузке/погрузке или подъем предметов интерьера в многоэтажный жилой дом тоже направлены на перемещение грузов, однако наличие этого признака не превращает перечисленные подрядные работы в перевозочные.

Главной спецификой перевозки, которая требует установления особенного правового статуса, является характер выполняемой работы, заключающийся в пространственном перемещении пассажиров или грузов, которая осуществляется только с применением транспортных средств. Именно использование транспортных средств в качестве инструмента для достижения конечной цели перевозки — непосредственной передачи груза грузополучателю, является достаточным основанием для невозможности применения правовых норм о возмездном оказании услуг и договорах подряда к отношениям, связанным с автомобильной грузоперевозкой.

Стоит выделить отдельной особенностью договора перевозки грузов автомобильным транспортом и цель самой грузоперевозки, упомянутую ранее, а ею стоит определить — пространственное перемещение грузов от грузоотправителя к грузополучателю при помощи средств автомобильного транспорта.

Вышеизложенные положения дают основания сделать следующее заключение — договор перевозки грузов автомобильным транспортом является отдельной категорией в системе транспортных и иных смежных договоров в Российской Федерации. В связи с этим, он не может быть отождествлен с иными гражданско-правовыми договорами, а значит необходима модернизация действующего гражданского и транспортного законодательства с учетом указанной выше специфики предмета, субъектного состава и самого понятия договора перевозки грузов автомобильным транспортом, сложившейся в процессе правоприменения и развития предпринимательской деятельности в сфере автомобильной грузоперевозки.

Литература:

  1. Витрянский В. В. Договор перевозки. М.: «Статут», 2001. — 526 с.
  2. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2002. -241 с.
  3. Калпин А. Г. Договор перевозки. В кн.: Гражданское право. Учебник для юрид. ВУЗов. / B. B. Безбах, T. B. Богачева, Л. Г. Ефимова; отв. ред. В. П. Мозолин. -М.: Юристь, 2004. — 4.2. — Гл. 11. — 203–204 с.
  4. Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Транспортные обязательства. В кн.: Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстова. — М., 2003. — T.2. — Гл. 38. — 437 с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: автомобильный транспорт, перемещение грузов, договор, договор перевозки грузов, перевозка, место назначения, отдельный вид, исковая давность, гражданское законодательство, автомобильная грузоперевозка.

Особенности перевозки железнодорожным транспортом

Перевозка железнодорожным транспортом имеет некоторые правила, которых необходимо придерживаться. Так, отсортированные по размеру пиломатериалы укладываются штабелями встык друг другу вдоль вагона. Материалы, длина которых больше вагона, разрешено транспортировать с открытой дверью.
Чтобы вместить в вагон как можно больше древесины используют укладку «шапка». Это позволяет вместить в один состав до 15м3 качественного пиломатериала. Однако и здесь есть некоторые ограничения. Длина леса, который грузят в четырехосные вагоны, не должна быть менее 1,6 м, а в шестиосные — менее 4 м. Недопустима транспортировка обледенелых бревен.

Чтобы плотно зафиксировать лесоматериалы используют различные прокладки, которые располагают на полу и в средней части между штабелями. Для крепления также применяют стойки, которые фиксируют к полу и обвязывают проволокой. Расстояние между ними будет зависеть от длины штабеля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: