ГАЗ-52
ГАЗ-52 на Викискладе
Общие данные
Производитель: | ГАЗ |
Годы пр-ва: | 1966—1989 |
Дизайн
Компоновка: | переднемоторная, заднеприводная |
Колёсная формула: | 4 × 2 |
Двигатели
ГАЗ-52
Марка: | ГАЗ-52 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 3 485 см3 |
Максимальная мощность: | 75 л. с., при 2600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 205,9 Н·м, при 1400-1600 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 6-цилиндр. |
Цилиндров: | 6 |
Клапанов: | 12 |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 110 мм |
Степень сжатия: | 6,2-6,7 |
Система питания: | Карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | нижнеклапанный |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-3-6-2-4 |
Рекомендованное топливо: | бензин А-76 |
Трансмиссия
механическая 4-ступ. | |
Производитель: | ГАЗ |
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 4 |
Передаточные отношения: | |
1 передача: | 6,48 или 6,4 |
2 передача: | 3,09 |
3 передача: | 1,71 или 1,69 |
4 передача: | 1 |
Задняя передача: | 7,9 или 7,82 |
Синхронизаторы: | 3 и 4 передача |
Переключение: | напольный рычаг |
Характеристики
Динамические
Макс. скорость: | 70 км/ч |
На рынке
ПредшественникПредшественник ГАЗ-51 | Преемник Преемник ГАЗ-3306 |
Связанные: | ГАЗ-53 |
Другое
Грузоподъёмность: | 2500 кг |
Расход топлива: | 21 длиннобазовый 20 короткобазовый л/100 км. |
Объём бака: | 90 л |
ГАЗ-52ГАЗ-52
— советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.
Гибридная модель, спроектированная с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с бо́льшей грузоподъёмностью ГАЗ-53.
С модификациями выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1966 по 1989 год.
Тем не менее, ГАЗ-51 выпускался параллельно с ГАЗ-52 до 1975 года.
Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед.
Особенности конструкции
На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.
Основное отличие
— это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11[1][2], на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.
Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёсные диски с тремя отверстиями. Диски взаимозаменяемы.
За 23 года ГАЗ-52 выпускался в нескольких модификациях, однако следует выделить две основные группы, заметно отличающиеся друг от друга:
Длиннобазные модификации (1966—1991)
Сюда относятся автомобили ГАЗ-52-01 (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1966—1991) и ГАЗ-52-03 (бортовой, грузоподъёмность — 2,5 т., годы выпуска — 1966—1973).
- Колёсная база у этих модификаций 3700 мм, точно такая же, как и на ГАЗ-53.
- Рама этих автомобилей практически одинаковая.
- Задний мост с разъёмным картером главной передачи, в половинки картера запрессовываются чулки полуосей, как и на ГАЗ-51; главная передача — коническая спиральная с передаточным отношением 6,67. Длиннобазная модификация «52-01» поздних лет выпуска (предположительно после 1978 г.) получила гипоидный мост с неразъёмным картером главной передачи, точно такой же, как и на ГАЗ-53.
- Коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления (шестерни первой и задней передач — прямозубые) имела синхронизатор на третьей и четвертой передаче. Для включения заднего хода необходимо было преодолеть дополнительное усилие пружины, рычаг имел два колена.
Короткобазные модификации
(1966—1989)
Основными автомобилями были шасси для самосвалов ГАЗ-52-02 и бортовой грузовик ГАЗ-52-04 (серийно выпускался с 1975 г.)
- Колёсная база 3300 мм, как и на ГАЗ-51.
- Более короткая рама была сделана из лонжеронов с меньшим сечением.
- Задний мост гипоидный, передаточное отношение — 6,83.
- Коробка передач ставилась от ГАЗ-51А, синхронизаторы отсутствовали, все шестерни — прямозубого зацепления. Для включения заднего хода необходимо было поднять «собачку» на рычаге; сам рычаг имел один небольшой изгиб у основания. Также выпускались короткобазные модификации ГАЗ-52 с коробкой передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передаче.
По сравнению с ГАЗ-51 в 52-м и 53-м применено усовершенствованное крепление рессор к раме.
- На ГАЗ-51 и ранних короткобазных ГАЗ-52 коренные листы рессор загибались, образовывая ушко, к раме рессора крепилась через втулки с рессорными пальцами, требовавшими постоянного ухода и смазки. Удлинение рессоры при нагрузке компенсировалось серьгой. В дальнейшем наступила унификация по подвеске на резиновых подушках.
- На длиннобазных модификациях ГАЗ-52 и ГАЗ-53 верхние коренные листы крепились к раме через резиновые подушки, не требовавшие ухода, серьга отсутствовала. Подвеска автомобиля на продольных полуэллиптических рессорах, спереди — телескопические амортизаторы; задняя — с дополнительной рессорой, без амортизаторов.
Особенности эксплуатации двигателя
В 1978 году заводом-производителем был издан специальный сопроводительный документ «Руководство по эксплуатации ГАЗ- 52». Здесь подробно описывались эксплуатационные параметры, а также рекомендации по техническому обслуживанию и использованию данного двигателя внутреннего сгорания.
Известно, что силовой агрегат ГАЗ 52 обладает следующими особенностями:
- теряет стабильность при эксплуатации на повышенных оборотах;
- расход топлива, моторного масла и степень износа находятся в прямой зависимости от рабочей температуры двигателя.
Исходя из этого, водителям даны следующие рекомендации:
- Обеспечивать подачу охлаждающей жидкости температурой от 80 до 90°C.
- При понижении температуры окружающей среды защищать от холода решетки радиатора двигателя при помощи специального утеплительного чехла.
- При переходе на бензин марки А-76 требуется соответствующая корректировка угла зажигания.
Серийное производство
В процессе серийного выпуска автомобиль совершенствовался:
- Головка блока цилиндров, рассчитанная на свечи зажигания М8 (резьба М18×1,5) была заменена на головку под свечи А11 (резьба М14×1,25); головка блока цилиндров под свечи М8 обеспечивала степень сжатия 6,2, а головка под свечи А11 повысила степень сжатия до 6,7.[3] На двигатели, предназначенные для работы на сжиженном газе (пропан-бутан) устанавливалась головка блока цилиндров с уменьшенным объёмом камер сгорания, чем удалось повысить степень сжатия до 7,0. Отличительным признаком такой головки было наличие отлитой надписи «76» на верхней её поверхности. «76
» обозначает необходимое октановое число бензина — при установке такой головки двигателю требовался бензин А-76, в то время как стандартный двигатель ГАЗ-52 работал на А-72. - Двигатели ГАЗ-52 ранних выпусков имели два масляных фильтра — полнопоточный фильтр грубой очистки (с пакетом металлических пластин) и фильтр тонкой очистки ДАСФО (двухсекционный автомобильный супер-фильтр-отстойник)
. На машинах поздних выпусков устанавливался единый полнопоточный масляный фильтр (на место фильтра грубой очистки). - На автомобилях поздних выпусков устанавливался вакуумный усилитель, включенный в систему гидравлического привода тормозов[4][5]
- Также на автомобилях поздних выпусков (чаще модификации 52-01) зачастую устанавливался стартер с электромагнитным тяговым реле, получающим питание от замка зажигания, основная часть выпущенных ГАЗ-52 имела педальный привод включения стартера на полу кабины. При нажатии на педаль стартера шток воздействовал на рычаг бендикса, вводя шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика и одновременно замыкал контакты тягового реле, подсоединяя аккумулятор к стартеру.
- С годами на кабине изменялась форма облицовки радиатора. Несмотря на поздние усовершенствования автомобиля ГАЗ-53-12, заключавшиеся в установке более современной светотехники (раздельные передние подфарники ПФ-130, усовершенствованные задние фонари ФП-130), системы аварийной сигнализации и раздельного гидропривода тормозов и др, эти нововведения не были применены на автомобилях ГАЗ-52, которые до конца выпуска сходили с конвейера с одноконтурным приводом тормозов и архаичными светотехническими приборами 1960-х годов, которые при эксплуатации зачастую заменялись владельцами на более современные.
Модификации ГАЗ-52
- ГАЗ-52Ф (1958—1959 гг.) — бортовой грузовик, база 3,3 м, грузоподъёмность 2,5 т с рядным шестицилиндровым форкамерно-факельным двигателем мощностью 85 л. с., была выпущена опытно-промышленная партия;
- ГАЗ-52Г (1959 год) — бортовой грузовик, база 3,7 м, грузоподъёмность 4 т, серийно не выпускался;
- ГАЗ-52А (с середины 1964 года до 1966 года) — шасси, база 3,7 м, грузоподъёмность 4 т;
- ГАЗ-52П (1959 год) — седельный тягач, база 3,3 м, серийно не выпускался;
- ГАЗ-52Я (1959 год) — модификация бортового грузовика с грузоподъёмным бортом, грузоподъёмность 2,5 т, серийно не выпускалась;
- ГАЗ-52-03 (с июня 1966 года до 1975 года) — бортовой грузовик, база 3,7 м, грузоподъёмность 2,5 т, двигатель мощностью 75 л. с.;
- ГАЗ-52-01 (с 1966 года до 1989 года) — шасси, база 3,7 м, грузоподъёмность 2,5 т для автобусов и специализированных автомобилей;
- ГАЗ-52-02 (с июня 1966 года до 1989 года) — шасси под самосвалы ГАЗ-САЗ (САЗ-3503 и САЗ-3504);
- ГАЗ-52-04 (с апреля 1975 по 1989 год) — базовый бортовой грузовик, база 3,3 м;
- ГАЗ-52-05 (с апреля 1975 по 1989 год) — грузовое такси на базе грузовика 52-04;
- ГАЗ-52-06 (с 1977 года по 1985 год) — седельный тягач, база 3,3 м;
- ГАЗ-52-07 (с ноября 1976 года по 1984 год) — модификация 52-04 на сжиженном газе, двигатель мощностью 73 л. с., максимальная скорость до 70 км/ч;
- ГАЗ-52-08 (с 1977 года до 1989 года) — модификация длиннобазного шасси 52-01 на сжиженном газе, максимальная скорость до 70 км/ч;
- ГАЗ-52-09 (с 1977 года по 1989 год) — модификация грузового такси 52-05 на сжиженном газе;
- ГАЗ-52-27 — (с 1984 года по 1988 год) — грузовик на сжатом природном газе, двигатель мощностью 65 л. с., максимальная скорость до 70 км/ч;
- ГАЗ-52-28 — (с 1984 года по 1988 год) — шасси на сжатом природном газе, база 3,7 м;
- ГАЗ-52-54 — экспортная тропическая модификация ГАЗ-52-04;
- ГАЗ-52-74 — экспортная модификация ГАЗ-52-04;
Обслуживание и ремонт
Автомобиль и агрегаты рассчитаны на проведение регламентного обслуживания через 1,5-2,5 тыс. км пробега. Дополнительное обслуживание проводится через каждые 7,5-12,5 тыс. км пути. Также рекомендуется проводить ежедневный осмотр узлов грузовика и выполнять доливку жидкостей.
Из-за простой конструкции ремонт двигателя ГАЗ-52 не требует специального оборудования и инструмента. Проблемой является отсутствие качественных запасных частей, поскольку выпуск моторов прекращен более 25 лет назад. Неисправное навесное оборудование оригинальной конструкции меняется на новое, позаимствованное у 8-цилиндровых моделей.
Как отрегулировать клапана
Регулировка клапанов осуществляется по алгоритму:
- Довести поршень 1 цилиндра до верхней мертвой точки. Для определения точки используются метки и шарик, запрессованный в поверхность маховика. Необходимо совместить шарик и штифт, имеющийся на картере.
- Демонтировать боковые защитные крышки механизма.
- Настроить зазор в выпуске, который должен быть равен 0,28 мм. При этом необходимо придерживаться порядка регулировки — 1, 3 и 5 цилиндр. Для изменения расстояния используется вращение регулировочного элемента при ослабленной контргайке.
- Не отпуская вала, настроить впускные клапаны, зазор составляет 0,23 мм. Порядок регулировки — 1, 2 и 4 цилиндр.
- Сделать 1 оборот коленчатого вала и по аналогии настроить выпускные клапаны 2, 4 и 6 цилиндра. Затем отрегулировать впускные клапаны в 3,5 и 6 цилиндрах.
- Затянуть контргайки и вернуть на место снятые крышки люков.
Как выставить зажигание
Для установки зажигания на ГАЗ-52-04 необходимо:
- Поставить коленчатый вал в положение, соответствующее верхней мертвой точке в 1 цилиндре.
- Демонтировать крышку с распределителя, снятого с двигателя.
- Провести замер и отрегулировать зазор между контактами прерывателя.
- Отвернуть крепление и сместить специальную пластинку до положения, отмеченного цифрой 0.
- Провернуть ротор до положения, при котором пластина встанет напротив клеммы 1 цилиндра.
- Установить корпус распределителя на штатное место. При этом выступ приводного вала должен войти в ответный паз, выполненный на деталях масляной помпы. Зафиксировать детали штатными креплениями.
- Ослабить винт и повернуть корпус по часовой стрелке до момента замыкания контактов.
- Выставить зажигание при помощи лампочки, подсоединяя ее к катушке зажигания и проводу, идущему к распределителю. Корпус фиксируется в точке, соответствующей началу включения нити.
Как настроить карбюратор
Регулировка карбюратора на ГАЗ-52-04 выполняется на прогретом моторе после тщательной настройки системы зажигания. В конструкции карбюратора используются 2 камеры, которые оснащены индивидуальными винтами холостого хода. При вкручивании деталей происходит обеднение смеси, при выворачивании — обогащение.
Перед началом настройки требуется завернуть до упора оба винта, а затем отпустить на 2 оборота. Затем выполняется запуск двигателя и производится настройка минимальных устойчивых оборотов при помощи дополнительного винта, являющего ограничителем хода заслонок. После этого поочередно вращают винты камер, добиваясь наибольших оборотов коленчатого вала. После получения одинаковых характеристик камер следует снизить обороты при помощи упорного винта блока заслонок.
Как регулируется сцепление
Для работы сцепления необходимо поддержание зазора в пределах 4 мм между кромками оттяжного рычага и выжимным подшипником. Данный размер обеспечивается при свободном ходе вилки и педали управления в пределах 6-7 и 35-45 мм соответственно. Замеры производятся на заглушенном двигателе. Если зазор уменьшен, то это приводит к повреждению элементов узла, который придется разбирать и ремонтировать.
Регулировка сцепления на ГАЗ-52-04 выполняется при помощи изменения длины штока, соединяющего рычаг выключения сцепления с выступом на педали. Для регулировки используется вращение специальной гайки. Одновременно рекомендуется проводить смазку подшипника при помощи поворота корпуса масленки на 1 оборот.
Размерные параметры
Параметр | ГАЗ-52-03 (длиннобазовый) | ГАЗ-52-04 (короткобазовый) | ГАЗ-53А |
Длина автомобиля, мм | 6395 | 5708 | 6395 |
Ширина автомобиля, мм | 2380 | 2200 | 2380 |
Высота автомобиля, мм | 2190 | 2150 | 2220 |
Колёсная база, мм | 3700 | 3300 | 3700 |
Ширина колеи спереди, мм | 1577 | 1650 | 1630 |
Ширина колеи сзади, мм | 1650 | 1690 | 1950 |
Свес, мм | 866 | 866 | 866 |
Передний угол свеса | 41° | 41° | 41° |
Задний угол свеса | 24° | 31° | 25° |
Дорожный просвет спереди, мм | 347 | 335 | 347 |
Дорожный просвет сзади, мм | 265 | 245 | 265 |
Длина бортовой платформы, мм | 3740 | 3060 | 3740 |
Ширина бортовой платформы, мм | 2170 | 2070 | 2170 |
Высота борта, мм | 543 | 610 | 680 |
Погрузочная высота, мм | 1280 | 1210 | 1350 |
Масса полная, кг | 5465 | 5170 | 7400 |
Внешность
Дизайн нового ГАЗона кардинально отличался от предыдущей модели. Кстати, кабина ГАЗ-52-04 стала основной для создания 53-го ГАЗона. Спереди – круглые стеклянные фары и массивная трапециевидная решетка радиатора. В отличие от 53-й модели, она красилась в цвет кузова. Также здесь были другие прорези для радиатора. Последний был меньших размеров, так как на ГАЗ-52-04 ставился менее объемный мотор. Что касается дизайна крыльев, капота и других элементов, они не претерпели изменений даже на 53-м ГАЗоне. Внешность получилась довольно удачной для тех времен. Для удобства посадки на грузовике есть железная подножка. Дверные ручки – металлические. Впрочем, пластиковых деталей здесь было всего несколько. Как выглядит ГАЗ-52-04? Фото машины читатель может увидеть в нашей статье.
Смотреть галерею
Отметим, что данная модификация представляла собой не просто короткобазный, а укороченный бортовой грузовик. Кузов был деревянным, с железными замками. Некоторые версии оснащались гидравлическим подъемником. Среди отличий данной модификации стоит отметить расположение глушителя. Он находился с левой стороны. На других ГАЗонах глушитель располагается по правую сторону.
Что говорят про качество металла отзывы? Владельцы отмечают, что кабина ГАЗона практически не гниет. И это несмотря на то, что машине уже около полувека. Качество покраски тоже заслуживает похвалы. Что примечательно: даже заброшенные экземпляры, покрытые внешне ржавчиной, не имеют сквозных дыр – настолько был качественным советский металл.
В игровой и сувенирной индустрии
: неверное или отсутствующее изображение | В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 ноября 2013 года . |
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
- Масштабные модели грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53 в масштабе 1:43 выпускаются малыми сериями украинскими мастерскими «Vector-models» и «Херсон-модел».
- В мае 2013 года в продаже появилась модель от «ДИП моделс» бежевого цвета.
История
Грузовик ГАЗ-52 заменил модель 51А. Формулу колёс менять не стали (оставили 4х2), грузоподъёмность повысили до 2,5 тонн. При проектировании нового автомобиля инженеры учитывали особенности будущей эксплуатации: планировалось использовать авто в городах и сельской местности. Перед конструкторами стояла задача разработать манёвренную технику с высокой проходимостью и плавным ходом.
От конструкторского бюро горьковского предприятия требовали оперативности: новый транспорт с подобной грузоподъёмностью требовался для восстановления экономики страны и строительства новых жилых домов, большинство из которых разрушили во время Великой Отечественной войны. В конце 50-х годов прошлого столетия СССР испытывал дефицит грузовиков, способных свободно передвигаться в городских условиях. Изначально планировали две основные разновидности: бортовой и ГАЗ-52 самосвал.
В основу нового проекта легла машина 51А. В первые годы после старта массового выпуска «52» спрос на неё сильно упал, ещё через несколько лет новой технике удалось вытеснить предыдущее поколение с рынка. Кабина ГАЗ-52 — основное отличие от своего предшественника. Её внешний вид разрабатывали с оглядкой на лучшие продукты США.
Примечания
- Алексеенко А.
[www.gaz20.spb.ru/tech_devices_engine.htm Двигатель]. «Победа». Проверено 22 января 2010. [www.webcitation.org/68A60q0dx Архивировано из первоисточника 4 июня 2012]. - Кириндас А
[engine.aviaport.ru/issues/40/page52.html Шаг вперед и два шага назад. Отдельные эпизоды из истории создания шестицилиндровых автомобильных двигателей ГАЗ первого поколения] // Двигатель. — 2005. — № 4 (40). - В СССР прекращён выпуск низкооктанового бензина А-66
- На легковых автомобилях применяется вакуумный усилитель, связанный с главным тормозным цилиндром, размещается под капотом. Из-за больших размеров усилитель на грузовиках ГАЗ размещается на раме за кабиной, механически с тормозной педалью и с главным тормозным цилиндром не связан.
Размеры, клиренс, грузоподъемность
Машина имеет следующие габариты. Длина кузова составляет 6 метров, ширина – 2,38, высота – 2,2 метра. Дорожный просвет – 27 сантиметров. Угол заезда составляет 41 градус. Угол съезда – 24 градуса. Благодаря высокому клиренсу и короткой базе, машина могла использоваться не только на асфальтированных дорогах, но и на участках без такового покрытия. Машина уверенно ездит по полям и по бездорожью, причем с полной загрузкой. А поднимает она до двух с половиной тонн. Какова масса ГАЗ-52-04? Собственная масса, по паспортным данным, не превышает 2520 килограмм.
Ссылки
Автобусы ГАЗ ГАЗ-03-30 • ГАЗ-05-193 • ГАЗ-55 • ГЗА-651 • «ГАЗель» • «ГАЗель-Бизнес» • «Соболь» • «ГАЗель-Next» Спецтехника ГАЗ ГАЗ-ВМ • ГАЗ-46 • Полугусеничный автомобиль на базе ГАЗ-63 • ГАЗ-47 (ГТ-С) • ГАЗ-71 (ГТ-СМ) • ГАЗ-34039 • ГАЗ-34039 «Ирбис» • ГАЗ-34039K «Ирбис» • ГАЗ-3409 «Бобр» • ГАЗ-3344 • ГАЗ-3351 • «Тигр» • ГАЗ-3937 • ГАЗ-5903 (БТР-80) • ГАЗ-59039 (БММ-80) • ГАЗ-5903В «Ветлуга» • ГАЗ-5903Ж • ГАЗ-59402 «Пурга»
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, что собой представляет грузовой автомобиль ГАЗ-52-04. Сейчас этот автомобиль можно приобрести по цене от 35 до 90 тысяч рублей в зависимости от состояния. В основном такие машины сейчас используются в деревнях. Для города такой грузовик уже не подходит. Его функцию в полной мере заменила «ГАЗель». Сейчас ГАЗ-52 и его модификации считаются морально устарелыми, расходующими много топлива и ненадежными ввиду большого возраста. Поэтому такая машина вскоре перейдет в отряд раритетов и будет встречаться только в качестве музейного экспоната.
Отрывок, характеризующий ГАЗ-52
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома. С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж. – Кого вам? – спросил кто то. – Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса. – Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут. Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел. Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате. – Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился. – Что вам угодно? Просьба?… – Qu’est ce que c’est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты. – Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах. – Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать. – После, после, завтра. Поздно… Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его. – От кого? Вы кто? – От майора Денисова, – отвечал Ростов. – Вы кто? офицер? – Поручик, граф Ростов. – Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир. Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти. Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его. – Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос. Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов. Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой. – Жалко, жалко молодца; давай письмо. Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d’honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе. Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю. Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его. – Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним. На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках. В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l’Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему. Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем. Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали. – Sire, je vous demande la permission de donner la legion d’honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся. – A celui qui s’est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора. – Votre majeste me permettra t elle de demander l’avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее. – Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского. – Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал: – Да ведь надобно же отвечать ему. Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова. «Уж не меня ли?» подумал Ростов. – Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед. – Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт. Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип. Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии. Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них. Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова. – Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел? – Видел. – Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут. – Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона. – Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза. – Чудо как хорошо, прелесть! – Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же. Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома. – Ростов! здравствуй; мы и не видались, – сказал он ему, и не мог удержаться, чтобы не спросить у него, что с ним сделалось: так странно мрачно и расстроено было лицо Ростова. – Ничего, ничего, – отвечал Ростов. – Ты зайдешь? – Да, зайду. Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их. Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров. – И как вы можете судить, что было бы лучше! – закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. – Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!
Реальные испытания
Первые опытные версии моторов ГАЗ-51Ф испытывались в реальной работе. Испытания показали, что модернизация была проведена зря, а практика не совпадает с теорией. Этот двигатель очень плохо запускался, ни о какой экономии топлива и речи не шло в реальности. До того момента, пока мотор не выходил на свой оптимальный режим, он очень неустойчиво работал. Также одной из проблем оказался карбюратор, который даже на заводе (при наличии грамотных специалистов) практически не поддавался хоть какой-нибудь регулировке или настройке. На заводе даже построили специальный цех, где производили факельные моторы.
Но тем не менее, хотя отрицательные отзывы о работе мотора и были, на заводе все-таки запланировали довести его до необходимого рабочего уровня. Итак, двигатель ГАЗ-52 функционировал по форкамерно-факельной технологии, имел объем 3,4 литра, а мощность мотора составляла 85 л. с. при 3000 об/м. Крутящий момент при этом составлял 22,5 кг/м. При помощи этого мотора удалось значительно повысить динамику и экономичность автомобиля.
Кабина
ГАЗ- 52, технические характеристики которого позволили автомобилю стать самым популярным советским грузовиком, выпускался с новой кабиной. Кабина имела особый дизайн. Никто и подумать не мог, что она будет популярной на протяжении стольких лет.
Эта кабина имела цельнометаллический корпус и была разработана специально для использования на этой машине. Она включала капотную компоновку, а ветровое стекло имело улучшенные характеристики по сравнению с устаревшими моделями ГАЗ. Новое лобовое стекло делало обзор более панорамным. Кабина рассчитывалась лишь на двух человек. Для комфорта езды на автомобиле была установлена печка, обдувающая лобовое стекло, очистители с вакуумной технологией и новые боковые стекла.
Подвеска
Подвеска этого автомобиля была рессорной, к тому же ее также модернизировали. Конструктора изменили способ крепления рессор. Теперь оно осуществлялось при помощи резиновых подушек. Это дало возможность освободить основные листы от силы, которая действует на них в процессе скручивания рессор. Так, характеристика ГАЗ-52 упростилась, а ремонт и техническое обслуживание сделались более «грязными».
Для увеличения проходимости грузовика по неблагоприятным дорожным условиям, инженерами были разработаны и внедрены новые задние мосты с кулачковыми дифференциалами. Так, автомобиль стал гораздо уверенней проходить сложные участки дорог.