Аккумуляторы для МТЗ 82: характеристики, диагностика, обслуживание

Тракторы Минского завода эксплуатируются не только в самой Беларуси, но и за её пределами. Они поставляются в соседние страны, нашли широкое применение в сельском хозяйстве, коммунальной сфере. Мощные тракторы МТЗ зарекомендовали себя долговечной и надёжной техникой. Однако их работа во многом зависит от качества основных деталей, в частности, от аккумулятора. Он служит источником питания всех электроприборов и участвует в запуске силового агрегата посредством стартера. В процессе работы АКБ подвергается высоким нагрузкам, отчего наступает её износ, требуется замена. Как выбрать аккумулятор на МТЗ-82 и что нужно знать про его обслуживание, чтобы продлить эксплуатационный ресурс – об этом ниже.

Характеристики аккумуляторов для МТЗ 80(82)

Для осуществления электростартерного пуска дизеля трактора МТЗ 82(80) заводом производителем машины стандартно укомплектовываются двумя параллельно соединёнными 12-ти вольтовыми аккумуляторными батареями 6СТ88 с ёмкостью каждой батареи в 88 ампер/час с разрядным пусковым током 850 ампер. Ранние модификации трактора укомплектовываются двумя 6-ти вольтовыми батареями 3 СТ 215 ЭМ с ёмкостью 215 ампер/час и разрядным током 645 ампер, которые последовательным соединением в сумме также дают напряжение 12 вольт. Для электростартерного запуска пускового двигателя трактора достаточно 12-ти вольтового аккумулятора 6ТСТ 50 с ёмкостью 50 ампер/час с разрядным током 150 ампер.

Ёмкостью батареи называют количество электрической энергии, которое может быть получено при непрерывном 20-ти часовом разряде и температуре электролита 18-27˚С до показателя целесообразного напряжения у двенадцати вольтового аккумулятора до 10,5V и шести вольтового до 5,25V.

Показатель максимального разрядного пускового тока стартерного режима в характеристике АКБ важен для работы в ситуации большого сопротивления вращению стартера при проворачивании холодного двигателя. В этот момент возникает пиковый рост потребления тока стартером для развития мощного импульса вращения, что имеет большое значение для безотказного надёжного запуска двигателя при отрицательных температурах воздуха.

Внутреннее строение

МТЗ 80, МТЗ 82 — 1 и 2 модели линейки «Беларуса», распространенные модели современного трактора, имеют несколько одинаковых батарей класса 2В, соединенных последовательной цепью. Наиболее распространенный тип принадлежит кислотно-свинцовым аккумуляторам. Данная модель характеризуется наличием свинцовых пластин, электролит выполнен на основе кислоты с добавлением дистиллированной воды. Количество, качество жидкостей обязательно соответствует всем типам ГОСТов. Аккумуляторы МТЗ 80, МТЗ 82 стоят внутри кабины, имеется специальный батарейный отсек. Последовательно соединенные АКБ ЗСТ-215ЭМ, модификации МТЗ-80Л и МТЗ-82Л имеют только одну батарею 6СТ-60ЭМС. Однако общее число аккумуляторов остается одинаковым. Напомним, аккумуляторами называют зачастую не сами батареи, а соотношение электродов. Каждая батарея, соединенная последовательно, имеет три аккумулятора, 6СТ имеет сразу шесть. Совершенно новая модификация, последняя версия МТЗ 82 позволяет устанавливать две 6СТ, последовательно подключенные. Ввиду большой потребляемой мощности, существует ряд технических рекомендаций установки, эксплуатации данного типа батареи. Наличие данной батареи обусловлено инновационным решением использовать дизельный мотор совместно с пусковым. Выдают данные батареи мощность пятьдесят ампер/час. Стартер данных моделей маломощный, поэтому большой ток является излишней роскошью, вполне достаточно имеющихся потребляемых величин.

  • Общая емкость получается равной девяносто пяти миллиампер/час, позволяющая выдавать очень большую общую мощность для трактора.
  • Напряжение на клеммах сохраняется очень долго. Электролит работает даже при температуре минус восемнадцать градусов совершенно спокойно, выдавая максимальную мощность для стартера, заводящего двигатель внутреннего сгорания. Даже загустевшее дизельное топливо совершенно спокойно заводится ввиду сильной, мощной подачи тока.
  • Клеммы класса «евро» удобно подходят всем типам устройств. Именно поэтому рекомендуется покупать только отечественные аналоги, минуя более дешевый азиатский рынок.
  • Прямая полярность, нижний тип крепления.

Модификация 3СТ более простая, расчет идет 6 вольт, двести пятнадцать миллиампер/час, поэтому последовательно соединяют сразу два подобных агрегата, ведь электропроводка трактора рассчитана на двенадцать вольт, поэтому требуется напряжение в два раза больше.

Подбор аккумулятора для МТЗ 82

Приобретать батареи нужно с оформлением гарантийных обязательств продавца на замену в случае преждевременного выхода оборудования из строя. Продукция должна быть подтверждена паспортами соответствия и сертификатами качества. Учитывая сложные условия эксплуатации, при выборе узла обращайте внимание на критерии износоустойчивости: прочность стенок корпуса, устойчивость к вибрации, количество циклов заряда и разряда.

Исходя из, технических характеристик аккумуляторных батарей, устанавливаемых заводом производителем и напряжения электрической сети трактора 12 вольт при выборе батарей для МТЗ 82 достаточно следующих показателей:

Для параллельного соединенияДля последовательного соединения
Суммарная ёмкость двух 12-ти вольтовых аккумуляторов должна соответствовать от 170 до 220 ампер/час с разрядным током не мене 850 АмперДва 6-ти вольтовых акумулятора с ёмкостью 215 ампер/час и разрядным током не менее 645 Ампер.

Схема параллельного и последовательного соединения аккумуляторов

При соединении параллельно ёмкость отдельной аккумуляторной батареи не имеет значения, так как важна суммарная ёмкость. То есть в параллельной связке можно использовать батареи разной ёмкости с напряжением 12 вольт, добиваясь общего показателя не менее 170 амперчасов. При соединении последовательно ёмкость каждой батареи должна быть одинакова для равномерной зарядки соединённых аккумуляторов.

Внутреннее строение

МТЗ 80, МТЗ 82 — 1 и 2 модели линейки «Беларуса», распространенные модели современного трактора, имеют несколько одинаковых батарей класса 2В, соединенных последовательной цепью. Наиболее распространенный тип принадлежит кислотно-свинцовым аккумуляторам. Данная модель характеризуется наличием свинцовых пластин, электролит выполнен на основе кислоты с добавлением дистиллированной воды. Количество, качество жидкостей обязательно соответствует всем типам ГОСТов. Аккумуляторы МТЗ 80, МТЗ 82 стоят внутри кабины, имеется специальный батарейный отсек. Последовательно соединенные АКБ ЗСТ-215ЭМ, модификации МТЗ-80Л и МТЗ-82Л имеют только одну батарею 6СТ-60ЭМС. Однако общее число аккумуляторов остается одинаковым. Напомним, аккумуляторами называют зачастую не сами батареи, а соотношение электродов. Каждая батарея, соединенная последовательно, имеет три аккумулятора, 6СТ имеет сразу шесть.

Совершенно новая модификация, последняя версия МТЗ 82 позволяет устанавливать две 6СТ, последовательно подключенные. Ввиду большой потребляемой мощности, существует ряд технических рекомендаций установки, эксплуатации данного типа батареи. Наличие данной батареи обусловлено инновационным решением использовать дизельный мотор совместно с пусковым. Выдают данные батареи мощность пятьдесят ампер/час. Стартер данных моделей маломощный, поэтому большой ток является излишней роскошью, вполне достаточно имеющихся потребляемых величин.

  • Общая емкость получается равной девяносто пяти миллиампер/час, позволяющая выдавать очень большую общую мощность для трактора.
  • Напряжение на клеммах сохраняется очень долго. Электролит работает даже при температуре минус восемнадцать градусов совершенно спокойно, выдавая максимальную мощность для стартера, заводящего двигатель внутреннего сгорания. Даже загустевшее дизельное топливо совершенно спокойно заводится ввиду сильной, мощной подачи тока.
  • Клеммы класса «евро» удобно подходят всем типам устройств. Именно поэтому рекомендуется покупать только отечественные аналоги, минуя более дешевый азиатский рынок.
  • Прямая полярность, нижний тип крепления.

Модификация 3СТ более простая, расчет идет 6 вольт, двести пятнадцать миллиампер/час, поэтому последовательно соединяют сразу два подобных агрегата, ведь электропроводка трактора рассчитана на двенадцать вольт, поэтому требуется напряжение в два раза больше.

Диагностика аккумулятора

АКБ должны быть всегда в состоянии близкой к полной зарядке. Батареи с разрядкой более 50% в летний период и более 25% в зимний подлежат срочной зарядке. Проверку заряженности осуществляют не реже 1-го раза в квартал либо при появлении затруднительного пуска двигателя.

Проверка зарядки по плотности электролита

Диагностику состояния АКБ проводят путём проверки показателя плотности, по которой устанавливают степень заряженности. Плотность устанавливают прибором — ареометром в виде стеклянной трубки с резиновой грушей для всасывания жидкости и размещённым в нутрии поплавком со шкалой.

Ареометр Измерение плотности ареометром

Таблица изменения плотности электролита в зависимости от уровня заряженности.

Плотность электролита при полной зарядке батареиРазрядка батареи
На 25%На 50%
1.301.261.22
1.281.241.21
1.261.221.18
1.241.201.16
1.221.181.14

При измерении плотности нужно учитывать, что нормальная разница показаний между банками не должна превышать 0,02 г/см.куб. Также нужно понимать, что при понижении температуры показатель плотности увеличивается при повышении уменьшается. Изменение температуры на 1˚С даёт разницу плотности в 0,0007 г/см.куб.

Для нормальной работы аккумуляторов плотность электролита для различных климатических зон и времени года при полной зарядке должна иметь следующие значения:

Климатические зоныСезонПлотность электролита при температуре 15˚С
ЗаливаемогоПри полной зарядке
Резко континентальная зона с зимней температурой ниже -40˚Сзима1.291.31
лето1.251.27
Северная зона с температурой зимой до 40˚Скруглый
год
1.271.29
Зона с температурой зимой до -30˚Скруглый
год
1.251.27
Южная зонакруглый
год
1.231.25

Для контроля уровня электролита используют стеклянную трубку с нанесёнными метками. Столб жидкости фиксируют зажатием обратного конца прибора пальцем руки. Сравнением шкалы длинны заполненной части трубки определяют уровень электролита в отдельной банке аккумулятора.

Измерение уровня электролита

Проверка состояния АКБ измерением напряжения

Также состояние АКБ можно установить измерением напряжения. Замер можно осуществлять вольтметром или под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки, которая указывает на состояние узла в режиме непосредственного запуска двигателя. Показания под нагрузкой снимаются по истечении 5 секунд после подключения прибора.

Измерение напряжения аккумулятора

Таблица показателей напряжения.

Уровень зарядки %100755025
Без нагрузки вольт≥12.712.512.312.1
Под нагрузкой вольт≥10.29.698.4

Прибор для измерения напряжения под нагрузкой

Правила эксплуатации и обслуживания АКБ

  • В случае необходимости корректировки плотности электролита для её повышения добавляют электролит плотностью 1.4 г/см.куб, для снижения дистиллированную воду.
  • Для хорошего контакта соединительные клеммы должны периодически очищаться от окиси, и перед затяжкой смазываться техническим вазелином.
  • Кислотный налёт на корпусе батареи, образующийся в результате рабочего испарения электролита, провоцирует частичный эффект замыкания и ускоряет процесс саморазряда значительно снижая ёмкость АКБ. Для удаления налёта с корпуса, особенно с верхней плоскости АКБ, используют нейтрализующий раствор 10% нашатыря или кальцинированной соды.
  • Следите, чтобы вентиляционные отверстия в крышках банок аккумулятора небыли засорены. Зарядку производите в специально отведённом, хорошо вентилируемом месте. Так как в процессе зарядки в ходе реакции выделяется взрывоопасный газ водород, следите за соблюдением правил пожарной безопасности.

Особенности выбора

Собираясь купить АКБ на МТЗ-82, следует учитывать целый ряд параметров, в частности, тип и мощность двигателя, а также климатические условия, в которых планируется эксплуатация с/х техники. Обязательно на корпусе аккумулятора указываются данные о ёмкости, допустимом диапазоне рабочих температур и показатель напряжения. Перед выбором следует узнать вольтаж, что нужен для обеспечения работы стартера.

Важно: ёмкость во многом определяется типом двигателя. Так, поскольку на МТЗ-82 в основном устанавливают моторы Д240/243, требуется аккумуляторная батарея более мощная (>50 А/ч).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]