Энциклопедия военных автомобилей 1769~2006 гг. С-Я | Страница 1 | Онлайн-библиотека


ФАУН

(FAUN)

Нюрнберг/Лауф ан дер Пегниц/ Нойнкирхен ам Занд Германия 1937-

Эта известная компания образовалась 14 января 1919 г в результате слияния двух небольших (Ans-bach) из одноименного города и «Браун» (Вгаип) из Нюрнберга, получив вполне естественное название «Автомобильный завод в Ансбахе и Нюрнберге» (Fahrzeugfabriken Ansbach und Numberg), аббревиатура которого и стала хорошо известной маркой ФАУН. За свою долгую историю она выпускала практически все виды автомобильной техники, среди которых главное место всегда отводилось тяжелым грузовикам и тягачам Несмотря на такую специализацию, изготовление военной автотехники в деятельности фирмы играло существенную роль лишь в достаточно короткий исторический период.

ФАУН L900D567, 6X4,1937 г.

ФАУН L900D87 с краном LK-5, 6X4,1939 г.

ФАУН ZRS, 1940 г.

Первоначально компания ФАУН занималась изготовлением сугубо гражданских автомобилей, сделав в середине 20-х гг. дополнительное пояснение к своему официальному названию – «Производитель коммунальных машин и грузовиков», просуществовавшее ровно полвека. В 30-е гг. в ее программу вошли тяжелые дизельные грузовые автомобили, а их появление в армии относится к 1937 г., когда на вооружение приняли 9,5-тонную модель L900D567 (6×4) с 13,5-литровым предкамерным дизелем «Дойц» (Deutz) мощностью 150 л.с, 4-ступенчатой коробкой передач и задними односкатными колесами. В свое время она была самым крупным и мощным автомобилем Вермахта. Эти грузовики использовались для перевозки легких танков и буксировки тяжелых орудий и прицепов, а на шасси L900D87 со 170-сильным мотором монтировались собственные 5- и 7-тонные строительные и ремонтно-эвакуационные краны, а также 9-тонный дизель-электрический кран LK-5 (Demag), причем часть машин переоборудовали для движения по железнодорожным рельсам.

До 1940 г. для армии автомобилей ФАУН серии L900 изготовили всего несколько десятков экземпляров. В 1938~40 гг. на фирме собрали 700 стандартизованных 2,5-тонных грузовиков «Айн-хайтс-Дизель» (Einheits-Diesel) 6х6. Во время войны основной продукцией стали короткобаз-ные 150-сильные капотные балластные тягачи ZR (4×2) с двойной 7-местной кабиной, унифицированные с серией L900 и служившие для буксировки самолетов и прицепов массой до 40 т. В варианте маневрового локомотива для составления поездов тягач ZRS комплектовали комбинированным ходом, двумя толкающими плитами и четырьмя железнодорожными буферами. Для тыловых перевозок и доставки амуниции использовались также доработанные коммерческие грузовики ФАУН.

ФАУН L908/45A, 6X6,1956 г.

ФАУН L908/425A, 6X6,1957 г.

ФАУН L912SA, 6X6,1958 г.

ФАУН L912VSA, 6X6.1957 г.

ФАУН L908/54VA (MFL10.25/54), 6X6,1960 г.

Несмотря на относительно малый вклад в вооружение Вермахта, в 1944 г. завод ФАУН в Нюрнберге был полностью разрушен и фирма переехала на новое предприятие в городке Лауф ан дер Пегниц. В начале 50-х гг. одним из первых в Германии ФАУН начал поставки британским оккупационным силам аэродромных топливозаправщиков вместимостью 12 тыс. л на стандартном бес-капотном 125-сильном шасси F608V (6×4), а для работы с полуприцепами-топливозаправщиками применялись седельные тягачи F60S. В дальнейшем из серийной продукции ФАУНа в Бундесвере и вооруженных силах НАТО использовались грузовики, различные тягачи, самосвалы, шасси для пожарных машин и кранов.

Со вступлением ФРГ в НАТО в 1955 г. Федеральное управление поставок военной техники (BWB) приняло решение о разработке целой гаммы армейских грузовиков разных классов. ФАУН совместно с (Bussing) и «Кэлбле» (Kaelble) принял участие в создании семейства тяжелых ма шин грузоподъемностью 10-12 т. Победа в этом конкурсе и получение государственного контракта на 8 тыс. автомобилей открыли новую самую плодотворную, но очень короткую эпоху в развитии ФАУНа, когда на первом месте стояла военная продукция. Для ее выпуска был введен в строй новый завод в местечке Нойнкирхен ам Занд.

В сжатые сроки на фирме разработали наиболее обширную в свое время гамму унифицированных полноприводных грузовиков и тягачей модульной конструкции, которые составили первое поколение тяжелых немецких тактических автомобилей нескольких типоразмеров. Все машины оснащались дизельными или многотопливными двигателями «Дойц» воздушного охлаждения, механическими 6-ступенчатыми коробками передач ЦФ (ZF) и 2-ступенчатыми раздаточными (на некоторых – с блокируемым дифференциалом), колесными редукторами, неразрезными мостами на продольных рессорах, рулевым механизмом с гидроусилителем, двухкон-турным пневматическим тормозным приводом, открытыми кабинами с мягким верхом или закрытыми цельнометаллическими.

Первым в этой гамме в 1956 г. появился грузовик L908/45A (6х6), принятый на вооружение американских и британских частей в Германии и возглавивший обширное 10-тонное капотное семейство L908, выпускавшееся для Бундесвера в 1957-71 гг. В него входили бортовой грузовик-тягач L908/425A с цельнометаллическим кузовом на 12 солдат и 8-тонной лебедкой, седельный тягач L908SA и ремонт-но-эвакуационная машина LK908/45A с 10-тонным краном и всеми односкатными колесами, а также тягач L908SAT и топливозаправщик L908ATW (MTF25.23) емкостью 19 тыс. л с задней двускатной ошиновкой. Машины первого выпуска комплектовали дизелем V8 (10,6 л, 170 л.с), с 1961 г. -многотопливным мотором V8 (12,7 л, 178 л.с). Наиболее мощный силовой агрегат получил выпускавшийся в 1960-71 гг. длиннобазный бескапотный грузовик L908/54VA (транспортер амуниции MFL10.25/54} с 6,7-метровым бортовым кузовом, 1-тонным гидрокраном, лебедкой с тяговым усилием 10 тс и открытой кабиной с пулеметной турелью. В 1958-71 гг. в производстве находилась вторая 12-тонная капотная гамма L912 (6х6), на которой сначала использовался дизель V12 (16,0 л, 250 л.с), а с 1961 г. -многотопливный 19-литровый мотор мощностью 265 л.с

ФАУН Z912/21, 6X6,1961 г.

ФАУН Z912/21A1, 6X6,1958 г.

ФАУН Z12/31A, 4X4,1958 г.

ФАУН L1212/45VSA, 6X6,1962 г.

ФАУН L1212/50VS, 8×8,1965 г.

Базовыми являлись балластный грузовик-тягач L912/45A для буксировки 25-тонных прицепов и седельный L912SA с 10-тонной лебедкой и допустимой нагрузкой на седло 15 т – оба с двускатной ошиновкой задних колес, а также 10-тонные контейнерные перегружатели L912/5050A и самосвалы L912/5050AK с односкатными колесами. В 1957 г. небольшой партией был построен 24-тонный бескапотный седельный тягач L912VSA с 300-сильным вариантом дизеля V12, двойной 8-местной кабиной и двумя лебедками, применявшийся для буксировки 50-тонных полуприцепов с тяжелой бронетехникой.

Вторую группу семейства L912 составляли 10-тонные автомобили с 265-сильным двигателем и двумя сближенными передними управляемыми мостами, собиравшиеся в 1958~69 гг. Их предлагали как бортовой грузовик L912/21 с гидрокраном (транспортер амуниции MTF27.35/40) и балластные артиллерийские тягачи Z912/21 и Z912/21A1 для буксировки орудий калибра 75-155 мм.

В 1961 г. на таком шасси был построен опытный бронетранспортер. В 1959-66 гг. ФАУН выпускал третью бескапотную гамму L1212 с 19-литровым мотором V12, также разделенную на две группы. В первую входили 265-сильные шасси 6х6 с односкатной ошиновкой – LK1212/485 для ремонтно-эвакуационных машин с 13-тонным гидрокраном и LK1212/400 с 11-тонным краном и сближенными передними мостами. Вторую группу составили тяжелые танковые седельные тягачи с двойными кабинами и задними двускатными колесами – 25-тонный L1212/45VSA (6×6) с 340-сильным вариантом 19-литрового дизеля «Дойц» и самый крупный L1212/50VS (8×8) с допустимой нагрузкой на седло 38 т и 640-сильным двигателем «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz). Особое семейство составляли короткобазные бескапот-ные машины 4×4, унифицированные с серией L908/L912 и собиравшиеся небольшими партиями в 1957-61 гг.

Это были многоцелевые шасси GT6/15, GT8/15 и Z12/31A с моторами мощностью 125, 178 и 250 л.с. соответственно, короткой или двойной 8-местной кабиной, лебедками и гидравлическими перегружателями, служившие для монтажа инженерного оборудования или буксировки артиллерийских систем массой до 80 т. Все эти автомобили имели полную массу 20~29 т, запас хода – 520-720 км, развивали максимальную скорость по шоссе 57~7б км/ч, минимальную 1,5-3,0 км/ч.

ФАУН Крака-640, 4›‹4,1974 г.

«ФАУН Крака-640» (4X4) с 20-мм пушкой, 1975 г.

Самоходная пушка ФАУН, 1979 г.

ФАУН HZ36.40/45W, 6х6, 1977 г.

В процессе выполнения этого контракта на ФАУНе начали заботиться о продолжении своего участия в государственных военных поставках. Среди его новых автомобилей оказалась совершенно несвойственная традициям фирмы легкая складная авиадесантная машина «Крака» (Kraka), название которой было сокращением слова «Крафткаррен» (Kraftkarren) – «автомобильная тележка». Ее основой являлось простое сельскохозяйственное шасси, разработанное в 1962 г. конструкторами мотоциклетного мини-концерна «Цвайрад Унион» (Zweirad Union).

В 1966 г. ФАУН приобрел права на нее и испытал машину, придя к выводу о возможности ее использования в военных целях. В 1971 г. прежний 16-сильный мотор заменили 2-цилиндровым оппозитным 700-кубовым двигателем БМВ (BMW) мощностью 26 л.с, а обычные шины уступили место широкопрофильным. Передние управляемые колеса подвешивались на двух поперечных рессорах, задние приводились бортовыми цепными передачами.

Так появилась армейская тележка «Крака-640» с двумя полурамами, складывавшимися вокруг центральной поперечной трубы, служившей одновременно топливным баком. Спереди по центру помещался водитель, сзади над моторным отсеком располагалась грузовая платформа длиной и шириной по 1400 мм, рассчитанная на перевозку 7 солдат или грузов до 750 кг, установку военного оборудования или вооружения от радиостанции до 106-мм безоткатной пушки и противотанковых ракет. В 1972 г. на ее базе построили 2-местный разведывательный бронеавтомобиль «Терриер» (Terrier) с 29-сильным мотором «Ситроен» (Citroen) и 20-мм пушкой. В 1974~75 гг для Бундесвера на ФАУНе изготовили 862 машины «Крака».

Следующим нестандартным проектом стала 155-мм прицепная гаубица FH70, которую превратили в самоходную артиллерийскую установку, оборудовав 72-сильным двигателем «Фольксваген» (Volkswagen) и дополнительными колесами в задней части лафета. Моторная пушка могла пере возить орудийный расчет из 7 человек и имела запас хода до 30 км. В 1978-81 гг. их построили 216 экземпляров. В начале 70-х гг. завершение поставок по крупнейшему в истории фирмы военному контракту совпало с фактической потерей рынка коммерческих грузовиков, для которого продукция ФАУНа оказалась слишком дорогой.

В поисках собственной ниши в этой области фирма практически полностью переключилась на мелкосерийное изготовление особо мощных тягачей и специальных шасси. Так в 70-е гг. была сформирована обширная гамма вседорожных балластных тягачей серии HZ, в которую вошло несколько десятков моделей от HZ19.25/36W (4×4) до HZ70.80/50W (8×8) с различными силовыми агрегатами мощностью 275-1000 л.с, механическими или автоматическими коробками передач. Автомобили могли работать в составе автопоездов полной массой до 500 т. В единичных экземплярах они поставлялись в вооруженные силы разных стран мира.

Второй весьма перспективной сферой деятельности фирмы стало создание семейства полноприводных заднемоторных шасси для скоростных аэродромных пожарных машин.

ФАУН LF16.30/45VA, 4X4,1980 г.

ФАУН LF40.30X2/48V, 8X8,1978 г.

ФАУН MTF44.40/570,10X8,1986 г.

ФАУН RTF25-2, 4X4,1988 г.

С конца 70-х гг на военных аэродромах и авиазаводах служили низкопрофильные модели ФАУН LF16.30/45VA (4×4), LF26.30/45 (6×4), LF22.30/45V (6×6) и LF40.30X2/48V (8×8) с оборудованием пенного или комбинированного тушения производства разных европейских фирм, 320-сильным тяговым дизелем «Дойц» V8 (на шасси 8×8 стояли два таких мотора), автоматической коробкой передач «Эллисон» (Allison), многоместными кабинами, насосами с подачей 2000-4000 л/мин и лафетными стволами. Они доставляли к месту пожара от 3 до 13,5 тыс. л воды, 1000 л пенообразователя и 750 кг огнегасящего порошка, развивали максимальную скорость около 100 км/ч и с места до 80 км/ч разгонялись за 40 с.

В общей сложности в 1979~89 гг. построили 254 пожарные машины военного назначения. Начавшееся в 50-е гг. производство крановых шасси также оказало существенное влияние на военную программу. С 70-х гг. в инженерно-строительные части армий многих европейских стран поставляли самые разнообразные гидравлические краны ФАУН грузоподъемностью 30-120 т с колесными формулами от 6×4 до 16×8, силовыми агрегатами мощностью 170-530 л.с, механическими или автоматическими коробками передач. Спе циальные военные вседорож-ные строительные и ремонтно-эвакуационные краны составили серию MKF (4×4/6×6/8×6) грузоподъемностью 10-40 т, преобразованную в конце 80-х гг. в гамму RTF. В нее входили инженерные краны RTF15M, RTF25-2 (4×4) и RTF30 (6х6) грузоподъемностью 15-30 т с дизелями воздушного охлаждения мощностью 232~268 л.с. и автоматической 6-ступенча-той коробкой передач.

В 80-е гг. заднемоторные шасси, изначально созданные для пожарных машин, послужили базой многоосных низкопрофильных военных транспортеров MTF с боковыми гидравлическими перегружателями для обработки и перевозки 20-футовых контейнеров. Эту гамму составляли модели MTF40.45 (8×6/8×8), MTF44.40 и MTF46.40 (10×8) полной массой 40~46 т, оснащенные дизельными двигателями мощностью 370-450 л.с, механическими коробками передач и развивавшие на шоссе скорость 70 км/ч.

ФАУН SLT50-2 Элефант, 8X8,1977 г.

ФАУН SLT50-2 Элефант, 8X8, 1979 г.

ФАУНМР542.75/42.8X6,1982 г.

ФАУН SLT50-3, 8X8,1988 г.

Работу над новыми особо мощными военными машинами ФАУН начал в 1964 г с проектирования совместно с (Chrysler) американского тяжелого седельного тягача НЕТ-70 (8×8). В 1968 г. обе фирмы представили свои прототипы, но затем их пути разошлись. В США (Ward LaFrance) выпускала танковый тягач М746 с американскими агрегатами, а ФАУН взялся за доработку своего варианта с мотором «Мерседес-Бенц» V8 мощностью 665 л.с.

В 1971 г. управление BWB приступило к испытаниям двух очередных прототипов с 730-сильным дизелем МТУ (MTU). Их доработали в 1974 г., а через три года на ФАУНе начался выпуск танкового тягача 5LT50-2 (8Х8) или «Элефант» (Elefant) – «Слон», работавшего в сцепе с 4-осным 52-тонным полуприцепом с регулируемой гидропневматической подвеской для перевозки танков «Леопард-2» (Leopard). За кабиной тягача размещались дизельный двигатель МТУ V8 (29,9 л, 730 л.с.) с турбонаддувом и четырьмя клапанами на цилиндр и гидромеханическая 4-ступенчатая коробка передач Цф. Все четыре ведущих моста с блокируемыми дифференциалами и колесными редукторами подвешивались на продольных рессорах, рулевой механизм с гидроусилителем воздействовал на два передних моста тягача и на все односкатные колеса полуприцепа, пневматическая тормозная система снабжалась гидродинамическим замедлителем, общее тяговое усилие двух лебедок «Ротцлер» (Rotzler) достигало 37 тс.

Автопоезд длиной около 19 м имел полную массу 87,5-92,0 т и с грузом мог двигаться со скоростью 65 км/ч. В 1977-79 гг. для Бундесвера построили 324 автопоезда. Тягачи, реконструированные в конце 80-х гг., получили 735-сильный дизель V12 и новый индекс SLT50-3. В1981 г. началось изготовление более простого тягача MFS42.75/42 (8×6), по основным параметрам и внешнему виду сходного с серией SLT, но получившего дизель «Дойц» V12 (19,1 л, 525 л.с.) воздушного охлаждения и механическую 8-ступенчатую коробку передач. Он работал с 6-осным полуприцепом грузоподъемностью 56 т с небольшими управляемыми двускатными колесами. При полной массе 93,7 т автопоезд развивал скорость 67 км/ч. До 1988 г. на ФАУНе построили 70 таких автопоездов, причем тягачи последнего выпуска с 1б-ступенчатой коробкой передач имели индекс SLT56 и название «Маммут» (Mammut) – «Мамонт».

Экономические, топливные кризисы и слишком высокая стоимость всех машин ФАУН в конце концов подорвали благополучие фирмы. В июне 1990 г. главное предприятие в Лауфе перешло в собственность японской кранострои-тельной (Tadano) и ФАУН превратился в европейское отделение «Тадано-ФАУН». В начале 90-х гг. там начался выпуск нового семейства многоосных телескопических гидрокранов ATF грузоподъемностью до 200 т с колесными формулами от 4×4 до 14×10, из которых 4- и 5-осные модели ATF70-4 (8×6/8×8) и ATF120-5 (10×6/10×8) предназначались для инженерно-строительных подразделений Бундесвера и НАТО, войск ООН и миротворческих сил разных стран.

Несмотря на все перипетии, ФАУН продолжает предлагать вооруженным силам свои тяжелые военные машины. В начале 2000-х гг. в эту гамму входили танковые тягачи SLT50-3 и FS46 60 (8×8) с дизельным двигателем «Мерседес- Бенц» мощностью 571 л.с. и 65-тонным полуприцепом, 28-тонные многоцелевые и крановые шасси TF50.60 (10×10), специальные низкопрофильные инженерные шасси GTF50.40 HGTF50.50 (8×8/10×10) с подпольным расположением силового агрегата, 24-тонный контейнерный перегружатель FUG (6×6) и ремонтно-эвакуационная машина BKF30.40 (8×8) на 400-сильном шасси МАН (MAN). Крупных заказов ни на одну из этих машин фирма пока не получила.

Мостоукладчик на шасси ФАУН GTF50.50, 8X8,1995 г.

Тадано-ФАУН ATF120-5,10X8, 2001 г.

Оглавление

Трудности энтузиаста

С неудержимой энергией Ральф Льюис приступил к работе. Чертежи готовы, почти все необходимые комплектующие заказаны, но возникла проблема с силовым агрегатом. Предприниматель непременно хотел установить на первую машину хорошо зарекомендовавший себя в ЮАР американский дизель Cummins, однако заказ на один двигатель не заинтересовал крупную компанию. Да и другие известные фирмы не желали продавать напрямую один единственный мотор. Откликнулся филиал американской компании GMC, завод Detroit Diesel, подписав с Rolway Enterprises договор на поставку восьми двигателей, однако с их отгрузкой не спешил. В ожидании недостающих комплектующих Льюис устроился по совместительству на работу в южноафриканский филиал британской фирмы ERF, набирая и там опыт.

Наконец, в 1969 году шасси № 0001 6х4 было готово. На него поставили мотор Detroit Diesel V8 и КП Allison. Позднее первый балластный тягач Ralph прозвали Red Bull. После удачных испытаний машину продали одному известному в ЮАР перевозчику негабаритных грузов. В том же году была закончена постройка трёх тягачей-фургонов для Южноафриканской железной дороги. Страна узнала о новой марке отечественных машин, покупатель остался доволен – Ральфу Льюису было чем гордиться.

«Железнодорожные» тягачи-фургоны Ralph G8 A3 на работе в разные годы (Dennis Child)

На второй тяжеловоз (шасси № 0002) инженер возложил большие надежды, его заказала армия ЮАР. Уникальная машина с колёсной формулой 10х10, на постройку которой ушло почти два года, испытывалась с пятиосным трейлером грузоподъёмностью до 66 т, предназначенным для перевозки танков Centurion. Снаряжённая масса автопоезда составляла 40 т. На тягаче стоял 12-цилиндровый двигатель Detroit Diesel 12V-71 и семиступенчатая автоматическая КП Allison.

«Аппетит» у этого исполина был отменный – 140 л солярки на 100 км. Впечатляли габариты танковоза: ширина – 3,8 м, длина – 23 м. Военные планировали приобрести 18 таких автопоездов, однако после испытаний в полевых условиях от дальнейших заказов отказались, а позднее продали имевшийся уже комплекс частной транспортной фирме.

Ralph G12 A5, шасси № 0002 – тягач на службе компании Trojan Transport Services (Pty.) Ltd (Bernd Regenberg)

Неудача не остановила энтузиаста. Армейские испытания послужили ему неплохой рекламой, постепенно пошли заказы от самых различных транспортных компаний, рудников и других предприятий. Откликнулась и фирма Cummins, начав поставлять желаемые двигатели. Завод Rolway Enterprises переехал в новые помещения в другой пригород Йоханнесбурга – Офиртон. В 1970 году там началось производство балластных и седельных тягачей капотной и вагонной компоновки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: