Таблица «Основные технические данные грузовых бортовых автомобилей». Таблица «Основные технические данные грузовых газобаллонных автомобилей с бортовой платформой», страница 11

Грузовик МАЗ-509 представляет собой лесовозную версию автомобиля модели 500, получившего прозвище «головастик». Машины производились в нескольких версиях с 1966 по 1990 гг. Часть лесовозов (выпуска после 1973 г.) оснащалась эмблемой знака качества ГОСТ, которая подтверждала высокое качество продукции.

Лесовозный автомобиль

Обновленный автопарк

Изначально 500-я серия, к которой принадлежит данный автомобиль, являлась прогрессивной и перевернула в некоторой степени сознание советских инженеров и водителей. А все потому, что разработчики машины предложили разместить мотор непосредственно под кабиной, а не впереди нее, как это было ранее. Также сама кабина получила свойство опрокидывания, что давало возможность легко добраться до основных узлов МАЗ-509. Кроме того, отсутствие капота дало возможность нарастить длину всего грузовика и увеличить его грузоподъёмность. Изначально такое инженерное предложение было встречено в штыки, однако зарубежный опыт показал, что подобные машины вполне жизнеспособны, и потому техническая комиссия одобрила проект.

Техническое обслуживание

Как и любому транспортному средству, для надежной и долговременной эксплуатации прицепу необходимо выполнять технические работы (ТО) для исправного содержания. Основными операциями при проведении ТО являются:

  • Ежедневное обслуживание. Обязательная проверка надежности сцепного устройства, исправности тормозов, комбинированных задних фонарей и наличия противооткатных упоров. Кроме того, выполняется визуальный осмотр состояния платформы, колес, подвески, поворотного устройства и наличия таблички с номером прицепа ГКБ 8350 (правая сторона передней поперечины рамы).
  • Первое обслуживание (ТО-1). Выполняются регламентные смазочные операции в соответствии с картой смазки прицепа ГКБ 8350, тормозная система проходит полную регулировку с заменой отработавших свой срок элементов (колодки, шланги и т. д.), проводится затяжка всех крепежных соединений.

прицеп гкб 8350 тормозная система

  • Второй регламент (ТО-2). Дополнительно ко всем перечисленным операциям ТО-1 происходит диагностика соосности колесных осей, а также рамы и дышла. В случае необходимости выполняются регулировочные операции. Также осуществляется проверка состояния металлической платформы.

Периодичность прохождения ТО у прицепа совпадает с базовым тягачом КаМАЗ 5320 и составляет: ТО-1 – 4 тыс. км, ТО-2 – 12 тыс. км. Такое конструкторское решение сокращает простой автопоезда, увеличивает эксплуатационный период.

Достойная смена

Поэтапная техническая модернизация машины привела к тому, что она смогла быстрее ехать. Скорость движения грузовика увеличилась с 60 км/ч до 65 км/ч, что стало возможным благодаря изменению передаточных отношений коробки передач. МАЗ-509 отличался от своего прародителя и тем, что имел более широкую колёсную базу, величина которой выросла сразу же на 10 сантиметров. Также появилось двухдисковое сцепление, и увеличилась грузоподъемность (на полтонны). Передний мост также претерпел изменения: на нем были установлены обычные редукторы вместо планетарных.

Попытка загрузки данных

Попытка загрузки данных

Вероятнее всего, в вашем браузере отключена поддержка файлов cookie, что может блокировать дальнейшую загрузку сайта…
© 2011-2020 Газета объявлений «Бесплатные объявления + Весь Казахстан» — место встречи продавцов и покупателей!

О проекте | Контакты | Cookie | Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение

Назначение

МАЗ-509, рама которого отличалась повышенной жесткостью, был разработан и служил для перевозки лесоматериалов как по специальным дорогам, так и по щитовым колеям. При этом он имел возможность заходить в лесоразработку. Для обеспечения оптимальных условий погрузки/выгрузки машина с 1969 года начала снабжаться лебедкой, имеющей поворотный конник и откидывающиеся стойки. Конник был способен выдерживать нагрузку, равную 5500 кгс. Грузовик оснащался прицепом-роспуском: ТМЗ-803М или же ГБК-9383. Эти механизмы имели две оси и устройство самозатаскивания, которое позволяло при необходимости сложить тележку прицепа и отгрузить ее на тягач. В те моменты, когда тележка не эксплуатировалась и была загружена на тягач, МАЗ становился двухосным. Когда же возникала потребность в перевозке древесины, то прицеп раскладывался и грузовик трансформировался в четырехосный, причем оба моста у него были ведущими.

Конструкция

При рассмотрении описания конструкции трансформаторный прибор демонстрирует определенный набор качеств. Особенности эксплуатации обеспечивает устройство внутренних систем. Для охлаждения масляного вещества применяются специальные радиаторы.

Вид ТМЗ-250/6

Магнитопривод изготавливается из электротехнической стали. В состав конструкции входит переключатель. Обмотки изготавливаются из алюминия. Верх бака имеет крюки для подъема агрегата. Внизу предусмотрена пробка для слива масла, взятия его проб. В конструкцию включается болт заземления.

Вид ТМЗ-630/6

На торцах предусмотрены выводы ВН, НН. Изоляторы выполнены из фарфора. Контролировать уровень масла в баке позволяет специальный прибор. Между поверхностью охладителя и крышкой находится азотная подушка.

Вид ТМЗ-1000/6

Термический сигнализатор измеряет температуру масла. Предусмотрены приборы для измерения внутреннего давления в баке. При достижении 0,75 атм., срабатывает специальная защита. Газы выводятся из прибора наружу.

Технические характеристики

В основе лесовоза лежит клепаная рама, составленная из штампованных элементов. Мосты имеют зависимую рессорную подвеску, спереди установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве силового агрегата используется 180-сильный атмосферный дизель ЯМЗ-236. Мотор имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Для подачи топлива используется механический насос высокого давления, оборудованный центробежным регулятором оборотов.

Двигатель имеет жидкостную принудительную систему охлаждения. По отдельному заказу на лесовозах устанавливался жидкостный предпусковой подогреватель. Устройство упрощало запуск двигателя при температурах окружающей среды от -40°С. Запас топлива размещен в 2 баках, вмещающих по 175 л жидкости каждый.

Коробка передач имеет 5 скоростей для движения вперед. Дополнительно используется раздаточный редуктор, распределяющий крутящий момент между мостами. В конструкции узла имеется межосевой дифференциал, повышающий проходимость. Между раздаточной коробкой и картерами мостов установлены карданные валы со щлицевыми соединениями. На задней оси установлены сдвоенные колеса. Шины имеют стандартный дорожный рисунок, но встречались версии машины с резиной повышенной проходимости.

Тормозная система автомобиля барабанного типа с пневматическим приводом. Источником сжатого воздуха является компрессор, установленный на силовом агрегате. На грузовике применяется электрооборудование с напряжением 24В. Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем.

Базовые показатели

Архитектура перспективного силового агрегата позволила, не отказываясь от традиционной компоновки V-8, существенно увеличить максимальную мощность и производительность. Двигатель имеет следующие базовые характеристики:

  • Количество цилиндров – 8.
  • Компоновка – V-образная, с углом развала 90 градусов.
  • Рабочий объём – 17,24 литра.
  • Диаметр цилиндра – 140 мм.
  • Ход поршня – 140 мм.
  • Степень сжатия – 15,5:1
  • Количество клапанов на цилиндр – 4.
  • Количество рабочих тактов – 4.

Прицеп ГКБ-817

Прицеп ГКБ-817 предназначен для перевозки грузов в составе автопоезда по всем видам дорог.

Рама прицепа сварная, состоит из двух лонжеронов, соединенных между собой поперечинами. В задней части рамы установлена вилка с пальцем для аварийного вытаскивания прицепа.

Поворотная тележка состоит из рамы, дышла, поворотного круга, передней подвески, оси с колесами и тормозами. Рама поворотной тележки сварная, выполнена из двух продольных лонжеронов, связанных поперечинами. Дышло прицепа сварное, имеет съемную сцепную петлю, выполненную по ГОСТ 2349-75. Поворотный круг шариковый, однорядный. Для движения автопоезда задним ходом поворотная тележка блокируется относительно прицепа. Блокировка осуществляется вручную специальным стопором. По окончании маневрирования стопор необходимо выключить.

Подвеска рессорная, состоит из четырех продольных полуэллиптических рессор, установленных по две на каждой оси прицепа.

Оси передняя и задняя — балки прямоугольного сечения.

Колёса дисковые, обозначение обода 178-508 (7,0-20). Шины пневматические 260-508 (9,00-20) модели И-252Б. Давление воздуха в шинах 6 кгс/кв.см.

Рабочая тормозная система действует на все колёса прицепа. Привод тормозной системы пневматический, выполнен по одно-проводной схеме. Стояночная тормозная система действует на колеса задней оси прицепа. Привод тормозной системы механический, рукоятка привода расположена на левом лонжероне рамы прицепа.

Платформа изготавливается в двух вариантах исполнения: деревянном и металлическом. Задний и боковые борта откидные.

Электрооборудование — однопроводная система постоянного тока напряжением 12 В с питанием от бортовой сети автомобиля. В систему электрооборудования входят: 2 фонаря задних ФП132; 1 фонарь освещения номерного знака ФП131; 2 панели соединительных ПС2-А2; 1 вилка штепсельная ПС300А-150. Допускается установка задних фонарей ФП101 и ФП101-Б и указателей поворота УП5.

Модификации

Серия лесовозов МАЗ-509 состояла из трех моделей, которые несколько различались между собой. Если сравнивать модели МАЗ-509П и МАЗ-509, то отличия у них были по технической части.

Экспериментальная модель МАЗ-509П оснащалась однодисковым сцеплением, передний мост у нее был с планетарным дифференциалом.

А вот у МАЗ-509 сцепление заменили на двухдисковое, поменяли мост, изменили передаточные числа КПП и раздатки, что привело к увеличению скорости и грузоподъемности. Но внешне эти две модели между не собой не отличались, на них устанавливалась безкапотная кабина от МАЗ-500.

Отличия же моделей МАЗ-509 и МАЗ-509А и вовсе сводились к внешности. На более позднюю модель МАЗ-509А уже устанавливалась кабина от грузового автомобиля МАЗ-5335. По технической же части 509 и 509А не отличались. Видео обзор лесовоза МАЗ-509А:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: