Автомобиль ГАЗ-А22R32 грузового с бортовой платформой

ГАЗу — 85 лет! В канун праздника я побывал на заводе: посмотрел на производство, посетил музей… И узнал о планах на будущее.

Вообще-то я хотел назвать статью «Запах ГАЗа». Мол, открываю я дверцу оранжевого музейного ­ГАЗ-51А (я это уже делал несколько лет назад), вдыхаю запах времени… Ан нет, не вдохнешь: почти все музейные автомобили наглухо заперты — чтобы посетители не лазили! Ну а на самом заводе — так там пахнет разве что в цеху окраски.

В общем, пусть будет «Сектор ГАЗа». А он в нашей стране такой, что мало не покажется: доля Группы ГАЗ среди легких бортовых грузовичков — 74%, среди среднетоннажников — 71%, среди городских автобусов — 64% (остальное делят МАЗ, НефАЗ и Волгабас). А среди переднемоторных автобусов (это пазики) — 100%! В прошлом году было 99%. «Я стал думать, кому достался один процент, — комментирует газовский президент Вадим Сорокин. — И сообразил, что Нижегородец поставил в Москву партию маршруток на шасси IVECO».

Помимо собственных моделей, на ­ГАЗе выпускают еще иномарки по контракту с другими автопроизводителями: это малотоннажники Mercedes Sprinter (их делают в одном цеху с Газелями и Газонами), а также легковушки — VW Jetta, Skoda Yeti, Skoda Octavia. Еще был Chevrolet Aveo, но его сборку свернули. Зато знаете, какую модель здесь начнут делать в нынешнем году? Кроссовер Skoda Kodiaq.

«При контрактной сборке существуют два основных риска, — говорит Вадим Сорокин. — Во-первых, цена и качество комплектующих. Но в данном случае это проблемы Фольксвагена. Второй риск — если машины не продаются. Однако и это не наши проблемы: заказал, скажем, 110 тысяч — забирай!»

А производственных возможностей в Нижнем более чем достаточно: в былые времена завод ежегодно выпускал по 330 тысяч (это не опечатка) ГАЗ-53 и еще по 70 тысяч Волг. ­Кстати, о Волгах.

Издалека долго

Я ехал на ГАЗ с конкретным желанием — спросить у Сорокина, появится «каблучок» Волга или нет. Ведь в начале года председатель правления ­ГАЗа Зигфрид Вольф сообщил, что название «Волга» мог бы носить «автомобиль меньше Газели, такой как Volkswagen Caddy»! К тому же прототип газовского «каблучка» на базе Волги был показан еще в 2006 году.

Однако Сорокин охладил мой пыл: «Та машина до сих пор стоит в Объединенном инженерном центре. Если бы тогда ГАЗ ее запустил, это был бы выстрел в десятку, никаких Ларгусов не было бы. Но в данном сегменте на рынке идет такая толкотня, а Волга и ее компоненты больше не выпускаются… Я не думаю, что это тот проект, в который мы должны вложить сейчас деньги».

Владимир Никитич Носаков не только создатель Волги и Чайки, но и талантливый художник

Что касается легковых Волг, то я пообщался с легендарным Владимиром Никитичем Носаковым — бывшим заместителем главного конструктора легковых автомобилей, создателем ГАЗ-24 и Чайки ГАЗ-14. Он не только конструктор, но и знатный рисовальщик, ученик Долматовского: наверняка многие помнят его рентгеновский рисунок Чайки в журнале «За рулем» 1977 года.

Рентген Чайки ГАЗ-14, выполненный Носаковым, был опубликован 40 лет назад в журнале «За рулем» (№11, 1977)

Носаков показал свою только что вышедшую книгу «АВТОбиография» (естественно, с рисунками), а я задал ему пару вопросов, на которые давно искал ответ.

Волга ГАЗ-24 существовала! Но так и не пошла в производство (эскиз В. Носакова)

Первый: «четырехглазая» (то есть с четырьмя фарами) Волга ГАЗ-24, которую я видел в детстве около министерства, — самоделка-переделка или нет? Оказалось, существовали заводские прототипы, — так хотели выделить ­ГАЗ-24-14 с двигателем V6. Но мотор в серию не пошел (сейчас он стоит в музее), а позже, судя по «Типажу легковых автомобилей», который вывешен в том же музее, индекс 24-14 носил обычный универсал-такси. Так что, видимо, большинство «четырехглазых» Волг в нашей стране все же народный «колхоз».

Носаков (в центре) с коллегами около опытной Чайки ГАЗ-4106 — в 1986 году была запланирована модернизация ГАЗ-14. Но в 1988-м выпуск Чаек прекратился

И второй: почему у Волги ГАЗ-3102 было такое большое расстояние между радиатором и его решеткой? Уж не специально ли для установки спецсигналов? Там помещался целиком даже здоровенный 30-сантиметровый рупор установки СГУ-60!

Знаете, что оказалось? Конструкторы при расчетах ошиблись со стреловидностью крыла, и нос получился длиннее, чем предполагалось. Зато это позволило ставить под капот мотор V8 от Чайки (как это делалось и у «двадцать четверок»), ну и заодно использовать пространство в других «спеццелях».

А еще Носаков — автор названия ­«Газель». Было это так.

Цены и уровень оснащения

На данный момент короткобазный автомобиль ГАЗ A21R22 с дизельным двигателем Камминз можно приобрести за 1 миллион 250 тысяч рублей. Это будет бортовая версия в базовой комплектации. Удлиненная модификация будет стоить от 1 миллиона 280 тысяч рублей. За дополнительную плату покупателю предлагается такой набор опций:

  • Система АБС — 15 тысяч рублей.
  • Кондиционер — 50 тысяч.
  • Блокировка заднего дифференциала — 30 тысяч.
  • Грузовая платформа с фанерным покрытием и алюминиевыми бортами — 90 тысяч рублей.

Также покупателю предлагается пакет опций «Комфорт». Он включает в себя:

  • Водительское сиденье «Люкс» с подлокотником.
  • Противотуманные фары.
  • Электрический привод задних зеркал.
  • Двухдиновую магнитолу с поддержкой USB.
  • Мультируль.
  • Систему навигации.
  • Предпусковой подогреватель.

Как Газель чуть Белкой не стала

Старт производства тогда еще ­безымянной полуторки назначили на 20 июля 1994 года, и на него должен был приехать Ельцин. Меньше чем за две недели до этого тогдашний президент ГАЗа Пугин вызвал главного конструктора Кудрявцева: «Машине надо дать название. Короткое, звучное, понятное иностранцам и обязательно женского рода».

В газовском музее вывешены поисковые эскизы будущей Газели

Кудрявцев, в свою очередь, собрал конструкторов в пятницу: «К понедельнику название должно быть. Вот поедете на дачные участки жуков собирать и будете думать!»

Макет будущей Газели — такой она представлялась дизайнерам

«Я взял листок, — рассказывает Носаков, — и начал составлять список, сидел весь вечер. Так как я занимался образами машин, то первое название и было образное: тогда челноки были, возили баулы, потому первый вариант — Челнок. Еще был Комок («комок» — «комиссионка». — Ф. Л.

). В конце осталось три имени. Одно из них — Белка, но Белка уже была у Долматовского (маленький концепт-кар. —
Ф. Л.
), а другое — Газель. И вдруг меня осенило: ГАЗель, тут есть и название ГАЗа!»

Решение на заводе было принято мгновенно, без конкурса. Уже потом ходили слухи, что машину назвали от сочетания слов «ГАЗ» и «Ельцин», но это чистое совпадение. Тем более что Ельцин на запуск производства не ­приехал, вместо него был Черномырдин.

Сейчас один из первых опытных образцов Газели стоит в заводском музее: он пробежал 270 тысяч километров. Пластиковый бампер покоцан, деревянные борта изношены… Та модель спасла в тяжелые девяностые завод — да и мелкие грузоперевозки в стране.

На почти готовую Газель ставят бортовую платформу: раз, два — и готово!

Ну а сегодня с конвейера сходят ее дочки Газель Бизнес и внучки Газель Next.

Интерьер авто

Давайте переместимся внутрь «Некста». Салон имеет много отличий по сравнению с предыдущим поколением «Газелей». В первую очередь нужно отметить обновленную переднюю панель. Она получила современный дизайн. Имеется масса ниш и вместительный бардачок. Присутствуют электрические стеклоподъемники. На центральной консоли появилась двухдиновая магнитола.

Изменилась панель приборов. В центре щитка находится бортовой компьютер. Руль стал более удобным. Изменилась и форма сидений. Теперь кресло имеет более выраженную боковую поддержку, а в дорогих комплектациях присутствует подлокотник. К сожалению, место расположения рычага КПП не изменилось. Ручка по-прежнему находится в полу, что сильно скрадывает салонное пространство.

Среди прочих недостатков — низкое качество пластика. Он жесткий и гремит на кочках, как и на старых газелях. Также не отличается качеством шумоизоляция. Многие владельцы разбирают некоторые части кабины и проклеивают ее дополнительно. Тем не менее салон получился вполне удачным. Машина стала комфортнее, чем «Бизнес».

На конвейере и после

Машины катятся с конвейеров одна за другой: ежедневный план на ­ноябрь — 148 «бортов» и шасси, 89 ЦМФ (цельнометаллических фургонов) и микроавтобусов, 55 среднетоннажных Газонов (старых и новых) и еще 28 машин Mercedes Sprinter Classic (их собирают на отдельной нитке). Всего за месяц — примерно 6700 ГАЗов и в десять раз меньше Спринтеров.

И если еще несколько лет назад ходили слухи о скорой кончине Газели Бизнес со старой кабиной, то сейчас ее никто не собирается снимать с производства: дешево и сердито! Хотя Некстов уже больше, примерно 60% к 40%.

Сейчас 60% Газелей оснащается бензиновыми моторами УМЗ EvoTech (спереди), 40% — турбодизелями Cummins 2.8 (сзади). В конце 2018 года появится и турбодизель VW 2.0

Такое же соотношение у бензиновых моторов EvoTech завода УМЗ и турбодизелей Cummins 2.8: машин с «бензинками» больше потому, что они опять же дешевле. Однако каждая пятая Газель битопливная — газобензиновая: прямо на конвейере ставят ГБО, газобаллонное оборудование.

Ежедневно с каждого конвейера снимают по два автомобиля и отправляют в камеру аудита, залитую ярким светом: там педантично проверяют качество сборки и окраски, потом гоняют автомобили по заводскому треку и еще 80 км по городу.

«А есть ли камера, где кабины и кузова проливают водой?» — задал я вопрос с подвохом. Ведь у Газели Next 2020 года, которую эксплуатирую уже второй год, пришлось заменить по гарантии люк в крыше: протекал под сильным напором воды, которая сливалась с крыши после дождя. Оказалось, сейчас проливают каждую пятую кабину и каждый второй ЦМФ.

Я хорошо помню, как в 2013 году, когда Next только запускали в производство, новенькие машины после аудита были испещрены красными наклейками в местах брака, а их бортжурналы заполнены замечаниями контролеров. Однако на этот раз в журналах сплошь штампики ОК, лишь кое-где NOK (Not OK) — скажем, за обивку и внешний вид. Но такие дефекты я даже не заметил бы — а когда их исправляют, поверх NOK появляется ОК.

Знаете, что происходит потом, когда ГАЗы попадают к клиентам? Вот и я не знал. Все 280 дилеров ежедневно в 15:00 отправляют «в штаб» всю информацию по ремонтам, и она ложится на стол Вадима Сорокина. А уже в 17:00 эта информация доводится до руководителей газовских подразделений.

Тут работают невиданные за пределами

«Мы каждый раз анализируем — знаем мы этот дефект или не знаем, или же знаем и закрыли, а это просто хвост с рынка. А если речь идет о неизвестном дефекте, то надо срочно ехать туда», — комментирует Сорокин.

И добавляет, что отдельно анализируются проблемы двух типов. Первый — на начальных двух тысячах километров. «Я купил машину, а она сломалась — ГАЗ, ты меня не удивил». Это имиджевый дефект, оскорбительный! Второй — так называемый ­ворк-хоум-дефект: если машина сломалась во время работы, меня тащили на галстуке, а куриные грудки в кузове испортились, — «ГАЗ, трам-тарарам, я никогда больше не куплю такую машину!»

Я слушал экспрессивного Сорокина и думал: «Теперь понятно, почему у Газелей Next нет серьезных повторяющихся дефектов». Кого в дилерских центрах ни спрашивал — все разводят руками.

Технические характеристики

Одной из главных особенностей грузовиков серии «Некст» стал новый дизельный двигатель. Это китайский турбодизельный мотор «Камминз» с рабочим объемом в 2,8 литра. Мотор имеет рядную четырехцилиндровую компоновку. Степень сжатия силового агрегата — 16,5.

Максимальная мощность — 120 лошадиных сил. На первый взгляд, этого может показаться мало, поскольку бензиновый ЗМЗ-405 выдавал до 150 лошадей. Но так как полка момента у дизеля гораздо ниже, по ощущениям «Камминз» более тяговитый, нежели бензиновый ЗМЗ. Кстати, последний на «Нексты» уже не ставился. Вместо него ГАЗ устанавливает «Экотек» от УМЗ. Однако последний силовой агрегат не получил таких положительных отзывов. По сравнению с «Камминзом», он более прожорливый, при этом менее мощный. Единственный способ сэкономить на расходе — это установить газобаллонное оборудование на автомобиль (пропан-бутан).

Что говорят отзывы про дизельный двигатель? Сперва были сомнения у многих относительно ресурса, так как производился мотор в Китае. Но как показала практика, двигатель очень живучий и без проблем ходит около полумиллиона километров. Для малотоннажного коммерческого транспорта это очень хороший показатель.

Теперь целесообразно разобрать основные вопросы касательно расхода топлива. По паспортным данным, ГАЗ A21R22 потребляет 10,3 литра дизеля на 100 километров пути в смешанном цикле. Но как показывает практика, расход немного иной. Владельцы дают следующие показатели: от 11 до 12,5 литров. Стоит сказать, что расход во многом зависит от высоты будки и наличия спойлера.

Коробка передач — стандартная, пятиступенчатая. В новом году производитель обещает установку уже шестиступенчатой коробки. И рычаг КПП предлагается уже размещать на панели, как на иномарках.

Люди в белых халатах

Варят и красят нынешние Газели очень чисто и на совесть — как водитель Некста, подтверждаю! Ни грубых швов, ни вздутия краски или ржавчины за первые годы эксплуатации.

Кузова и кабины Газелей варят в основном автоматически: сваркой моделей Бизнес занимаются 86 роботов, Next — 108

Так что я не удивился, увидев, как в сварочном цеху «вкалывают роботы» Fanuc и Kuka: их около двухсот на отдельных участках для Некстов и Бизнесов. Почти все автоматизировано: подъезжает основание будущего фургона, автоматы ставят панели, вжик-вжик — приваривают борта, усилители крыши, саму крышу. «Автоматическая сварка исключает непровар», — комментируют заводчане.

А грунтование катафорезным погружением (уже в цеху окраски) — будущую коррозию. Кузова и кабины «бултыхают» в ванне с грунтом по четыре минуты.

Окрасочные камеры выглядят словно интерьер космического корабля: перед посещением этого участка «люди в белых халатах» (без халатов нельзя) заходят в кабинку, где сильный поток воздуха сдувает пылинки. Понятно, что для легковых производств, которых полно по всему миру, это нормальное явление. Но применимо к нашему грузовому автопрому — впечатляет.

Кстати, окрасочный цех Eisenmann появился благодаря сотрудничеству с Даймлером: в нем было решено окрашивать Спринтеры, ну а заодно (удачно получилось) — и газовские Нексты.

При этом заводчане гордятся, что Нексты защищены от коррозии лучше, чем Sprinter Classic: у Газели оцинкована вся кабина и кузов по крышу, а крылья и вовсе стеклопластиковые. Эти крылья я считаю гениальной находкой газовцев: одна штука, уже с окраской, стоит в магазине всего 1600 рублей!

Размеры, клиренс, грузоподъемность

Как мы уже сказали ранее, ГАЗ A21R22 — это короткобазная версия грузовиков. Так, суммарная длина автомобиля составляет 5,63 метра. Колесная база — 3,15 метра. Длина переднего и заднего свеса — 0,85 и 2 метра соответственно. Ширина без учета зеркал — 2,07 метра. Высота — 2,14 метра. При этом машина имеет неплохой клиренс (17 сантиметров). Благодаря этому автомобиль уверенно может эксплуатироваться как в городе, так и в сельской местности. При этом машина довольно маневренная. Радиус разворота автомобиля составляет 5,6 метра. Что касается грузоподъемности, она осталась неизменной и равняется 1500 кг.

Не только машины

ГАЗ напоминает по планировке уже не существующий ЗИЛ: масса корпусов разделена широкими проездами и практически к каждому зданию ведет железнодорожная ветка. В одном из домов на отшибе — совместное производство Bosal-ГАЗ. Что здесь делают? «Глушаки» с выхлопными трубами для машин газовского производства, включая VW и Шкоду.

Еще российские Фольксвагены получают лонжероны (их поставляют и в Калугу) и сидушки, сделанные на территории ГАЗа. Так что если покупаете, скажем, Джетту или Yeti, знайте: и сделаны они на ГАЗе, и компоненты в них нижегородские.

А что на ГАЗе делают ящики с надписью Scania? Все просто: газовцы поставляют компоненты для легковых машин концерна Volkswagen, а Scania принадлежит этому концерну — где идет круговорот тары

Подобных СП на заводе десять: например, T.RAD, поставщик Тойоты, делает радиаторы. «Раньше газелевские радиаторы текли-текли, ничего не помогало. Газель уезжает, а там, где она стояла, — лужица, — говорит Вадим Сорокин. — Стали ставить радиаторы совместного производства — ушла проблема».

Другое СП, с китайской фирмой Yapp, начало производить пластиковые топливные баки объемом 85 л. Ими уже оснащают цельнометаллические Нексты, а вскоре их будут ставить и на аналогичные грузовички. Слышите, газелисты? Проблема с недостаточной емкостью нынешних баков уже почти решена.

А что еще ждет покупателей?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: