Комплект переоборудования с пускача на стартер МТЗ без замени плити и маховика (бендикс+плита)

Стартер МТЗ на тракторах Белорус, выпускаемых на Минском заводе, выполняет функции запуска двигателя. Трактора российских заводов оснащаются либо бензиновым, либо электрическим стартерами. Первые часто устанавливаются на МТЗ-80 и 82 или другие модификации и представляют собой небольшие одноцилиндровые двигатели пускового характера. В них есть камера сгорания, редукторы и двигатели с мощностью до 10 л.с.

Стартер СТ-142

Что представляет собой стартер МТЗ

Бензиновые стартеры на МТЗ относятся к типу ПД-10. Когда происходит его запуск, то редукторы начинают передавать крутящий момент на силовой агрегат, раскручивая его постепенно. Преимуществом бензинового устройства является неприхотливость, возможность использовать для работы не очень качественное топливо, что вообще не сказывается на производительности.

Стартер ПД-10

На МТЗ-80 проводится установка и электрического устройства, питание которого осуществляется через специальный механизм, подключенный к аккумулятору. Обычно такой вид нужен для тракторов с мощными двигателями, предназначенными для выполнения длительных нагрузок и постоянной работы. Электрический требует обязательного подключения к мотору, чтобы муфта могла передать на маховик крутящий момент.

На тракторах Минского завода в основном используют СТ-142Е.

Таким образом, какой стартер лучше на МТЗ ставить, владелец трактора должен выбирать самостоятельно. Модернизация зависит от видов выполняемых работ и технических характеристик самой машины. Немаловажными являются и климатические, и погодные условия. В теплое время года или в регионах, где много солнца, нужен не очень мощный мотор. Поэтому для зимы рекомендуется использовать обычный бензиновый типа ПД-10, а летом отдают предпочтение замене его на электрический.

Регулирование включения стартера Т-170

  1. Нажмите на рычаг включения 4 (рис. 119) до упора рычага в винт 6.
    Рис. 119. Регулирование включения стартера

    При этом зазор А между шестерней привода и упорным кольцом на валу якоря должен быть не более 1 мм. Регулируйте вращением упорного винта 6, ослабив контргайку винта.

  2. Снимите крышку 3 включателя. Нажмите на рычаг включения 4 до момента начала замыкания контактным диском 2 главных контактов 1 включателя. При этом зазор В между шестерней привода и упорным кольцом на валу якоря должен быть в пределах 2,5…4 мм. Регулируйте вращением штифта 5 на рычаге включения, ослабив контргайки штифта. Во время регулирования все замеры проводите при выбранном люфте привода в сторону коллектора.

После окончания регулирования зафиксируйте контргайками положение упорного винта и штифта рычага включения, затем еще раз проверьте величины зазоров А и В.

Как установить стартер на МТЗ

Как установить стартер на МТЗ вместо пускача без переделок? Роль пускача выполняет кнопка или отверстие, в которое надо вставить ключ зажигания. Производительность такого пускового устройства невысокая, поэтому устанавливается переделка механизма на редукторный стартер. Необходимость подобной модернизации связана со следующими характеристиками редуктора:

  1. Выпускаются как планетарные редукторы, на которых стоит 1 или больше 2 шестеренок
  2. Напряжение, которое проходит через редуктор, увеличивается в несколько раз.
  3. Отличается небольшим уровнем потребление электрической энергии, особенно если запускать устройство на холодный двигатель.
  4. Происходит автоматическое отключение сразу после того, как будет запущен основной мотор.
  5. Чаще всего причиной того, что нужно провести замену пускача на стартер, является необходимость провести ремонт или сменить пусковой механизм на более мощный. Переделанная конструкция не уступает по качеству оригиналу.

Редукторный стартер

К факторам, из-за которых надо проводить переоборудование МТЗ, относятся следующие характеристики:

  1. Пускач стартера МТЗ плохо крутит стартер.
  2. Пусковой механизм медленно вращает поворот коленчатого вала уже после того, как он был включен. Часто это связано с тем, что аккумулятор недостаточно заряжен, используется неправильное масло для заправки или происходит нарушение положения контактных щеток.
  3. Механизм не отключается, когда двигатель уже включен.
  4. Установка просто вышла из строя и поэтому не реагирует на запуск.
  5. Не происходит сцепление бендикса и маховика.
  6. Нет вращения коленвала, когда идет вращение якоря.

В том или ином случае владелец должен либо поменять пускач под стартер, либо провести его ремонт.

Рис.1 — Стартер СТ362А-3708 пусковых двигателей ПД-10, П-350

1 – ось рычага; 2 – муфта свободного хода привода; 3 – крышка со стороны привода; 4 – вал якоря; 5 – упорное кольцо; 6 – шестерня привода; 7 – рычаг; 8 – серьга; 9 – возвратная пружина; 10 – тяговое реле стартера; 11 – контактные болты; 12 – щетки; 13 – крышка со стороны коллектора; 14 – коллектор; 15 – якорь; 16 – корпус стартера.

Ежесменно перед пуском двигателя проверяется надежность крепления стартера, а также электроконтакта в присоединительных местах. Необходимо регулярно чистой ветошью протирать поверхность стартера, удаляя грязь и пыль. При появлении в стартере посторонних шумов при его работе следует устранить неисправность.

Через 2000 моточасов или при ремонте двигателя следует демонтировать стартер СТ362А-3708 и отправить его в ремонтную мастерскую, где будет произведена его полная разборка, чистка и проверка состояния деталей. Контакты реле при разборке стартера необходимо очистить от грязи и пыли. Подгоревшие контакты зачищаются и прошлифовываются. Контактные болты, имеющие значительный износ в местах сопряжения с контактным диском, разворачиваются на 180°.

Коллектор протирается смоченной в бензине чистой тряпкой. Если подгар коллектора незначительный, его прошлифовывают стеклянной мелкой шкуркой. Цвета побежалости допустимы и зачистки не требуют. В случае значительного износа и образования шероховатостей коллектор протачивается на минимальную глубину и шлифуется до гладкой поверхности, а затем продувается сжатым воздухом. Диаметр коллектора после проточки не должен быть меньше 34 мм.

Щетки всей своей плоскостью должны прилегать к коллектору, свободно передвигаясь в щеткодержателях. Привод стартера ПД-10, П-350 перед сборкой окунается в дизельное масло, несколько раз проворачивается шестерня, после чего маслу дают стечь. Шлицы и шейка вала, пальцы, ось рычага и упорные шайбы слегка смазываются дизельным маслом. Фланцы стартера и пускового двигателя перед монтажом на дизель зачищаются для улучшения электрического соединения стартера и “массы”. Установка под фланец стартера прокладок не допускается.

Стартер ПД-10, П-350 СТ362А-3708 реставрация

Как осуществляется установка стартера на МТЗ-80

Эксплуатация трактора не может обходиться без ремонта или замены тех или иных деталей. Иногда возникает необходимость поставить стартер вместо пускача, и тогда надо выбирать между электростартером и обычным пусковым механизмом.

Новый стартер

Как установить стартер? Электрический стартер устанавливается недолго, для этого надо только приобрести в специализированном магазине переходник.

Испытание стартера Т-170

Пчеле сборки проведите контрольные испытания стартера в режиме холостого хода и при полном торможении на стенде ГАРО (модель 532) или аналогичном ему стенде.

При испытании стартера в режиме холостого хода частота вращения якоря должна быть не менее 4000 мин-1 при напряжении на клеммах не более 12 В и потребляемом токе не более 75 А.

Замеряйте в течение 30 с после включения стартера.

При испытании в режиме полного торможения стартер должен развивать тормозной момент не менее 22 Н-м (2,25 кгс-м) при потребляемом токе не более 530 А и напряжении на клеммах не более 7 В. Продолжительность испытания не более 5 с.

Стартеры

РЫНОК

СТАРТЕРЫ

Покупая, не ошибись

Очередной обзор рынка приборов электрооборудования, подготовленный Антоном УТКИНЫМ, посвящен стартерам. (Об узлах систем электроснабжения и зажигания было рассказано в №№ 6 и 7 за этот год.)

Группа 3708. Стартеры. Как и генераторы, эти приборы относятся к наиболее дорогостоящим узлам электрооборудования. Для легковых автомобилей их у нас выпускают четыре завода. КЗАТЭ* (Самара), прежде делавший только тракторные стартеры, в 1970 году освоил выпуск лицензионного прибора СТ-221 для автомобилей ВАЗа. От самого массового тогда «волговского» СТ-113 он отличался примерно так же, как сами «Жигули» от «Волги». Безотказный, высокооборотный и технологичный, он имел только один недостаток — недолговечную трехроликовую обгонную муфту с алюминиевыми колодками, вместо обычной четырехроликовой со стальными. Сменивший его в 1986 году стартер 35.3708 оказался чуть похуже — торцевой коллектор здесь, в отличие от прежнего цилиндрического, начинает обгорать раньше. Причина — износ упорных шайб якоря, появление осевого люфта и, как следствие, слабое прижимание щеток к ламелям. Современный прибор КЗАТЭ для «Жигулей» — 35.3708–01 (мощность 1,3 кВт) наконец-то получил легкую алюминиевую крышку (на части выпуска сохранена чугунная), но приобрел еще один недостаток — неразборное тяговое реле. Цена этого прибора в магазинах 400–500 тыс. рублей, а минимальная — на рынке «Южный порт» (далее — Ю) — 320 тыс.

Более долговечны, при этом чуть дешевле (420–450 тыс., Ю — 300) болгарские стартеры, которые ВАЗ всегда покупал из-за нехватки самарских. В отличие от последних, болгарский является точной копией самого первого СТ-221 (только крышка у него теперь алюминиевая). Правда, его обгонная муфта плунжерной конструкции служит недолго, но, поскольку и она, и тяговое реле, и другие узлы в сборе взаимозаменяемы с самарскими, с этим можно смириться.

Пожалуй, лучшим на сегодняшний день «жигулевским» стартером является мощный (1,65 кВт) 4211.3708–02 производства АТЭ-3 (Ржев, Тверская обл.). Он сделан на базе «военного» уазовского стартера, о семействе которого будет сказано ниже. В продаже он встречается реже других и стоит 350–380 тыс. (Ю — 275).

Для переднеприводных «самар» основной прибор — 29.3708–01 (КЗАТЭ). В отличие от прочих, у него левое направление вращения и только одна опора якоря (вторая — в картере сцепления). Цена в магазинах — 400–500 тыс. (Ю — 340). Точно такой же, болгарский стоит 380–450 тыс. (Ю — 300). Изредка в продаже можно встретить малогабаритный, но мощный (1,4 кВт) югославский стартер «Искра», цена которого доходит до 600 тыс. Такие же дорогие стартеры , как и югославские, неремонтопригодны и в случае отказа подлежат замене. Кроме того, шестерня привода одной из «бошевских» модификаций для «Самары» немного не совпадает по модулю с вазовским венчиком маховика (m=2,11666…, питч 12), что со временем вызывает односторонний износ зубьев. И наконец, самые распространенные в торговле и известные своей недолговечностью стартеры для автомобилей ВАЗ производства БАТЭ (Борисов, Минская обл.). Этот завод всегда делал вполне добротные агрегаты для «волг» и грузовиков, но в начале 90-х годов значительно расширил ассортимент своей продукции и наводнил рынок дешевыми стартерами для всех марок отечественных автомобилей (кроме «Таврии»), увы, не лучшего качества.

Большинство приборов БАТЭ имеет традиционную конструкцию, кроме двух: 425.3708 (для VAZ 2101…2107) и 426.3708 (для VAZ 2108, 2109). Обе модификации отличаются друг от друга, в основном, крышками и направлением вращения, но по сути представляют один и тот же 1,3-киловаттный, предельно упрощенный агрегат — эдакий «эрзац-стартер». Главная «изюминка» конструкции — отсутствие обязательной для других моделей оси вильчатого рычага, который здесь просто качается на пластмассовом упоре. При износе последнего рычаг становится «плавающим», смещается вверх (см. рис. «Стартер

БАТЭ»), и его нижнее плечо укорачивается, а верхнее удлиняется. Поэтому контакты тягового реле замыкаются уже чуть раньше, чем шестерня войдет в зацепление с венцом маховика. В большинстве случаев зацепления так и не происходит, и после многократных попыток пустить двигатель якорь, раскручиваясь до предельных оборотов, перегревается и идет вразнос. При удачных попытках, когда шестерня, быстро вращаемая тяжелым якорем, «влетает» в зацепление с венцом маховика, на валу возникает значительная боковая сила, разбивающая опорную втулку в картере сцепления на «Самаре». А на «Жигулях» иногда даже отламывается «клюв» крышки. Впрочем, низкое качество стартеров БАТЭ частично компенсируется их невысокой ценой — 310–330 тыс. (Ю — 225).

Большая группа унифицированных по креплению и приводу стартеров включает приборы для автомобилей «Волга», УАЗ, грузовиков ГАЗ и «Москвич». Все они имеют шестерню привода с девятью зубьями и модулем 2,5. Стандартны также и диаметр посадочного пояска крышки — 82 мм, и расстояние между центрами крепежных отверстий — 105 мм. Но у стартеров, предназначенных для «Москвича», прилив крышки под тяговое реле расположен под углом 90° к прямой, соединяющей крепежные отверстия. (У остальных приборов этой группы — под углом 45°.) Таким образом, поставить на «Москвич» стартер от «Волги», УАЗа или ГАЗ-53 теоретически можно, но верхняя крепежная гайка станет почти недоступна. Обратная замена также возможна, но, например, на «Волге» тяговое реле «москвичовского» стартера окажется в нежелательной близости от лонжерона кузова, а на «Газели» об него будет тереться шланг сцепления.

Существует три поколения стартеров этой группы. К первому относится СТ-117А (завода АТЭ-3), который пока еще можно встретить в продаже. Созданный на базе древнего СТ-113 (от ГАЗ-21), он тем не менее еще четыре года назад ставился на ижевские «москвичи». Единственный его плюс — легкоразборное тяговое реле, зачистить силовые контакты которого можно прямо на машине.

Второе поколение — стартеры большого семейства СТ-230, освоенного на БАТЭ в начале 70-х годов. Это полуторакиловаттные, низкоскоростные и достаточно надежные агрегаты, имеющие довольно большой габарит и массу около 10 кг. В семействе есть даже модификации для грузовиков ЗИЛ (СТ-230И и др.) с более крупной шестерней привода с модулем 3. Для «Волги» и «Газели» БАТЭ до сих пор выпускает СТ-230Б4. В магазинах он стоит 350–380 тыс., а в Ю — 260.

Производство стартеров третьего поколения было освоено в 1988 году на АТЭ-3, а затем и на БАТЭ. Семейство «42» включает три высокоскоростных агрегата мощностью по 1,65 кВт и массой по 7 кг. В Борисове стартеры выпускают в обычном исполнении, а на АТЭ-3 — в «военном», с жаростойким коллектором якоря. Армейский заказчик автомобилей УАЗ требует исключительной живучести стартера при длительной работе, например, для того, чтобы машина с заглохшим мотором могла завершить переправу вброд «на стартере». Соответственно и цены ржевских приборов выше, чем белорусских. 4211.3708–01 (для УАЗа, «Волги», «Газели», ГАЗа) — до 400 тыс. (Ю — 235). Отличающийся от него только крышкой 4211.3708 (для «Москвича») — 350–375 тыс. (Ю — 215). О третьей модификации, для «Жигулей» было сказано выше.

Стартеры БАТЭ: 42.3708 (УАЗ, «Волга» и др.) стоят 320–350 тыс. (Ю — 225), 421.3708–01 («Москвич») — 300–340 тыс. (Ю — 200).

И наконец, о стартерах производства ЭМЗ (Херсон). Для них не характерно низкое качество изготовления, как для большинства иных приборов электрооборудования с Украины. Например, стартер СТ-368 никогда особо не докучал владельцам «запорожцев». Правда, на «Таврии» и «Оке» первых выпусков частенько наблюдалось самопроизвольное включение херсонских стартеров на ходу и, как следствие, разрушение якоря от центробежной силы. Сейчас качество стабилизировалось и претензий к изделиям ЭМЗ почти нет.

Стартер 39.3708 для «Оки» по конструкции аналогичен «восьмерочному» (левое вращение, одноопорный якорь), только чуть поменьше. На рынках он почти не встречается, зато всегда есть в магазинах запчастей к «Оке» по цене около 400 тыс. (Впрочем, вездесущий БАТЭ успел и тут — его вариант стартера для «Оки» стоит 350.)

Стартер 26.3708 для «Таврии» (его делают только на ЭМЗ) имеет традиционную конструкцию. Опровергая представления о дешевизне украинских товаров, он стоит в магазинах до 425 тыс. рублей, в Ю — 380, а минимальная цена на рынке у тех — 320 тыс. Там же за 400 тыс. можно купить ставший уже раритетом СТ-368 для «Запорожца» и ЛуАЗа.

Продолжение следует

* Здесь и далее приведены прежние, традиционные названия заводов.

Стартеры для «Жигулей»:

а — 35.3708–01 (КЗАТЭ); б — 4211.3708–02 (АТЭ-3).

Знак, свидетельствующий о сертификации в Госстандарте России (не путать с эмблемой завода-изготовителя!).

Эмблемы заводов (слева направо): КЗАТЭ; АТЭ-3; БАТЭ; ЭМЗ.

Стартеры для «Самары»: а — 29.3708–01 (КЗАТЭ); б — 426.3708 (БАТЭ).

Стартеры для «Волги» и УАЗа: а — СТ230Б4

(БАТЭ); б — 42.3708 (БАТЭ).

Стартер БАТЭ для автомобилей ВАЗ (стрелкой показано смещение рычага вверх с изменением соотношения его плеч).

содержание .. 11 12 13 ..

Трактор ДТ-75М. Пусковое устройство

Пусковое устройство состоит из пускового двигателя, одно-скоростного редуктора и механизма декомпрессии. Для пуска основного двигателя с места водителя применяется устройство с дистанционным управлением.

Техническая характеристика пускового устройства приведена в таблице 1.

Таблица 1

Трактор ДТ-75М. Пусковой двигатель П-10УД

Пусковой двигатель — одноцилиндровый карбюраторный двухтактный с кривошипно-камерной продувкой. Пусковой двигатель П-10УД (рис. 23) отличается от пускового двигателя ПД-10У измененной конструкцией некоторых узлов. На пусковой двигатель П-10УД установлены:

— электростартер 6 (СТ-362) с электромагнитным реле, обеспечивающим запуск пускового двигателя посредством дюворота рычажка управления, расположенного на щитке приборов;

— карбюратор 9 (11.1107), имеющий рычажок для управления воздушной заслонкой при помощи гибкого тросика, один конец которого закреплен на рычажке винтом, а другой выведен в кабину. При повороте рычажка против часовой стрелки (при виде на рычажок) воздушная заслонка закрывается;

— магнето (М-124Б1) с клеммой 13, соединенной через выключатель на щитке приборов с «массой» машины;

— воздухоочиститель 8 сухого типа с фильтрующим элементом из пенополиуретана. К отверстиям рычага включения муфты сцепления 1 и рычага включения шестерни 5 присоединяется тяга, которая осуществляет сблокированное управление двигателем из кабины.

Трактор ДТ-75М. Редуктор пускового двигателя П-10УД

Редуктор (рис. 24) предназначен для увеличения крутящего момента, передаваемого от пускового двигателя на венец маховика основного двигателя. Двигатель имеет односкоростнои редуктор. Управляют редуктором одним рычагом. Для удобства регулировки редуктора рычаг и валик включения имеют треугольные шлицы, на рычаге и крышке редуктора имеются метки.

Рис. 23. Трактор ДТ-75М. Пусковое устройство с дистанционным управлением: 1 — рычаг включения муфты сцепления редуктора; 2 — редуктор пускового двигателя; 3 — пробка контрольная; 4 — пробка сливная; 5 — рычаг включения шестерни механизма включения; 6 —электростартер; 7 — пусковой двигатель; 8 — воздухоочиститель пускового двигателя; 9 — карбюратор; 10 — пробка заливная; II — регулятор пускового двигателя; 12 — магнето; 13 — клемма дистанционного выключения магнето

Рис. 24. Трактор ДТ-75М. Редуктор пускового двигателя:

1 — грузы; 2 — толкатель; 3 — держатель грузов; 4 — шестерня механизма включения; 5 — пружины; 6 — вал редуктора; 7 — диск ведомый; 8 — диск тормозной; 9 — диск нажимной; 10 — крышка; 11 — упор нажимной; 12 — подшипник упорный; 13 — шарикоподшипник; 14 — крышка; 15 — шестерня коническая; 16 — шарик фиксатора; 17 — рычаг включения муфты сцепления редуктора (рычаг включения передач); 18 — болт; 19 — ролик; 20 — пружина; 21 — пробка сливная; 22 — шестерня муфты сцепления

содержание .. 11 12 13 ..

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: