Трактора «Кировцы»: модельный ряд, технические характеристики

Кировский завод ведет свою историю еще с 1801 года, когда на мощностях предприятия был налажен выпуск боеприпасов для военной техники. Позже было создано дочернее предприятие «Петербургский тракторный завод», которое по сей день считается одним с основным производителей тяжелой сельскохозяйственной техники в РФ. Завод производит трактора «Кировец» с 1961 года. Постоянное обновление модельного ряда и усовершенствование техники привели к тому, что продукция компании стала продаваться не только на территории России, но и за рубежом. Сегодня мы рассмотрим модельный ряд тракторов «Кировец». Причем начиная от первых версий и заканчивая современными высокотехнологичными машинами.

Первая модель трактора «Кировец» была произведена по заказу советского правительства. Она была предназначена для переоснащения сельского хозяйства. В 1961 году сотрудниками предприятия был разработан проект энергонасыщенного колесного аппарата с тяговым классом 5. С конвейера первая версия трактора сошла уже в 1962 году. Быстрая реализация проекта обуславливалась стремительно растущей потребностью сельскохозяйственной отрасли в механизации процессов. Однако полномасштабно производить трактора «Кировцы» стали лишь к 1969 году. Поэтому многие начинают отсчет развития техники именно с этого года.

К-700

Данная модель стала первой версией «Кировца» с повышенной производительностью и мощностью. Благодаря 220-сильному мотору, который ранее не использовали в машинах такого класса, появилась возможность оснастить трактор широкозахватными орудиями и увеличить эффективность работы в 2-3 раза. Во времена холодной войны, предполагалось, что он может использоваться как тягач для артиллерийских машин.

Трактор К-700 «Кировец» оснащался пресловутым отечественным дизельным мотором ЯМЗ-240Б. На более поздние версии ставили мотор ЯМЗ-238Б. Первый двигатель имел 300 лошадиных сил мощности при 1240 Нм крутящего момента. А второй – 230 л. с. при 950 Нм. Благодаря внушительным размерам, в те времена трактор стал одной из наиболее крупных машин в своем классе. Габариты модели: 7400/2880/3250 мм. Скорость движения аппарата достигала 33,8 км/ч. Колея имела ширину в 2115 мм, а минимальный радиус разворота составлял 7200 мм.

«Кировец К-744»

В составе данного семейства – девять модификаций полноприводных энергонасыщенных тракторов сельхозназначения, в мощностном диапазоне от 300 до 428 лошадиных сил. Каждая из них представляет собой сочетание высокой производительности и отличной проходимости; превосходной маневренности, простоты и надёжности конструкции; ремонтопригодности и возможности агрегатирования как c традиционными, так и c суперсовременными широкозахватными комплексами почвообрабатывающих и посевных орудий и машин.

Возможности трактора семейства «К-744» таковы, что одна единица данной техники может обработать за сезон до 5 тысяч гектар, с полным соблюдением всех предусмотренных агротехнических сроков. Себестоимость обработки и посева одного гектара получается при этом минимальной. Также, благодаря солидным тягово-транспортным характеристикам, «Кировцы» круглогодично и широко применяются на любых тяжёлых транспортных и хозяйственных работах. Таких, как: буксировка застрявшей техники, перевозка грузов в распутицу, силосование, внесение удобрений, расчистка дорог и территорий после обильных снегопадов, полевое снегозадержание.

В базовую комплектацию всех модификаций «К-744» входит трёхточечное навесное устройство IV-й N категории по ISO, с системой быстрой сцепки, прицепная скоба и гидрофицированый крюк.

Трактора можно дооснащать опциональным оборудованием, которое расширяет их производственные возможности. В частности, это МОМ (механизм отбора мощности); маятниковое прицепное устройство; ТСУ шарового типа; тяговый брус; система электрогидравлического управления навесным устройством; комплект для сдваивания колёс; гусеницы; комплект защиты для поднятия залежных земель; бульдозерный отвал съёмный гидрофицированный, с системой перекоса, использующий штатную гидравлику трактора, с шириной 3,4 м, углом поворота 30 градусов, перекосом 12 градусов.

Трактора «К-744» комплектуются автоматизированной коробкой перемены передач «Т5», 16F/8R, четырёхрежимной, с гидравлическим силовым переключением передач и пневматическим переключением режимов. Мосты «Кировца» основной модели унифицированные, с самоблокирующимися дифференциалами «ноу-спин» и разнесёнными планетарными редукторами. Передний мост подвешивается к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Задний мост соединяется с рамой жёстко. Задний мост также является отключаемым.

Колёсная база тракторов «К-744» равна 3,75 м; общая длина – 7,1м; ширина – 2,865 м; высота – 3,845 м; ширина колеи – 2,115 м.

Кабина на современных «Кировцах» двухместная, со встроенным каркасом безопасности, качественной термо-, вибро- и шумоизоляцией, мощной системой кондиционирования и отопления. Управление осуществляется безрычажной системой «Командпост». Выбор рабочего диапазона и передачи механизатор производит с помощью джойстика-шифтера и нескольких кнопок. Имеется программа защиты от ошибок оператора.

В составе гидравлической системы трактора – регулируемый аксиально-поршневой насос с производительностью 180 л/мин; 5-ти секционный гидрораспределитель; четыре пары свободных выводов (гидролиний) с регулированием расхода 0-90 л/мин; линии свободного слива и дренажа. Грузоподъёмность задней навески составляет 8500 килограммов.

«Кировец К-744Р1 Стандарт» с двигателем ЯМЗ

Оснащается восьмицилиндровым V-образным турбированным дизелем «ЯМЗ-238НД5». Мощность данного силового агрегата составляет 300 лошадиных сил, или 220 кВт. Рабочий объём этого мотора – 14,85 литров, максимальный крутящий момент – 1280 Н.м. «ЯМЗ-238НД5» – двигатель с непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением, механическим регулятором частоты вращения.

Технологически «ЯМЗ-238НД5», выпускаемый специально для тракторов «К-744», аналогичен «ЯМЗ-238М2», и отличается от последнего наличием турбонаддува и связанными с ним изменениями в конструкции.

Масса эксплуатационная «Кировец К-744Р1 Стандарт» с мотором ЯМЗ на одинарных колёсах – 14 020 кг; на сдвоенных – 15 790 кг.

«Кировец К-744Р1 Стандарт» с двигателем ТМЗ

Комплектуется 8-ми цилиндровым V-образным турбированным дизельным двигателем «ТМЗ-8481.10-11» Тутаевского моторного завода. Его рабочий объём составляет 17,24 литров, а мощность равна 300 лошадиных сил (220 кВт). Максимальный крутящий момент составляет 1300 Н.м.

Эксплуатационная масса «Кировец К-744Р1 Стандарт» с мотором ТМЗ на одинарных колёсах – 14 265 кг; на сдвоенных – 16 035 кг.

«Кировец К-744Р2 Стандарт»

В этой модификации «Кировец» оснащён тутаевским дизелем «ТМЗ-8481.10», мощность которого, при равных прочих базовых характеристиках, составляет 350 лошадиных сил (257 кВт), а максимальный крутящий момент равен 1570 Н.м.

Масса эксплуатационная «Кировец К-744Р2 Стандарт» равна: на одинарных колёсах – 15 250 кг; на сдвоенных – 17 350 кг.

Кировец К-744Р2 Стандарт

«Кировец К-744Р2 Премиум»

Данный вариант «К-744» предполагает наличие под капотом дизельного мотора «Мерседес OM460LA E3A/5». Это шестицилиндровый рядный турбированный двигатель, мощность которого составляет 354 лошадиные силы (260 кВт). Рабочий объём – 12,82 л, максимальный крутящий момент – 1750 Н.м.

Эксплуатационная масса «Кировец К-744Р2 Премиум» на одинарных колёсах – 14 790 кг; на сдвоенных – 16 890 кг.

«Кировец К-744Р3 Стандарт»

Оснащён тутаевским дизелем варианта «ТМЗ-8481.10-02» – мощностью в 390 лошадиных сил, либо 287 кВт. Максимальный крутящий момент – 1860 Н.м.

Масса эксплуатационная «Кировец К-744Р3 Стандарт» равна: на одинарных колёсах – 16 630 кг; на сдвоенных – 18 730 кг.

«Кировец К-744Р3 Премиум»

Трактора данной модификации укомплектованы дизельным мотором «Мерседес OM460LA E3A/4». Мощность этого варианта двигателя составляет 401 л.с., или 295 кВт, максимальный крутящий момент – 1900 Н.м.

Эксплуатационная масса трактора «Кировец К-744Р2 Премиум» на одинарных колёсах – 16 165 кг; на сдвоенных – 18 265 кг.

Кировец К-744Р3 Премиум

«Кировец К-744Р4 Стандарт»

Этот вариант современного «Кировца» выпускается с дизельным двигателем «ТМЗ-8481.10-04» Тутаевского моторного завода. Его мощность равна 420 лошадиных сил (309 кВт), а максимальный крутящий момент – 1960 Н.м.

Масса эксплуатационная трактора модификации «Кировец К-744Р3 Стандарт» оставляет: на одинарных колёсах – 16 630 кг; на сдвоенных – 18 730 кг.

«Кировец К-744Р4 Премиум»

Трактор с двигателем «Мерседес OM460LA E3A/4» мощностью 428 л.с. (315 кВт), максимальный крутящий момент которого составляет 2000 Н.м.

Эксплуатационная масса трактора «Кировец К-744Р2 Премиум» на одинарных колёсах равна 16 165 кг; на сдвоенных – 18 265 кг.

Цена нового трактора семейства «Кировец К-744» в 2020 году стартует с отметки 7 миллионов рублей («Р1 Стандарт») и доходит до 10 миллионов рублей («Р4 Премиум»).

«Кировец К-744Р4 Премиум»

Любую из модификаций «К-744» можно «переставить» с колёс на гусеницы.

Модернизации К-700

За десятилетия производства модель К-700 «Кировец» не единожды усовершенствовалась, в результате чего появлялись все новые модификации аппарата. В 1975 году базовую версию К-700 заменили на обновленную – К-700А. Она оснащалась новым мотором ЯМЗ-238НДЗ, мощность которого составляла 235 л. с. В этом же году начал выпускаться трактор «Кировец» К-701, с двигателем ЯМЗ-249 БМ2, мощностью в 300 лошадиных сил.

Несмотря на то что трактора «Кировцы» были унифицированы по всем параметрам, кроме мотора, они достаточно сильно отличались друг от друга. Модели К-700А и К-701 были принципиально новыми аппаратами. Основные отличия от предыдущей версии:

  1. Отсутствие рессор.
  2. Два топливных бака, которые сливаются в одну емкость.
  3. Новые размеры колес.

Благодаря этим изменениям, сфера применения «Кировцев» значительно расширилась. Наравне с сельским хозяйством, технику начали применять в строительстве, оборонном комплексе и промышленности.

«Кировец К-424»

«К-424» – это новая модель, официально представленная на рынке и поступившая в продажу с августа 2017-го года. Трактор стал дебютом предприятия в новом для него классе (ранее Кировский завод выпускал трактора только 5-8 тяговых классов).

По замыслу создателей, «К-424» должен стать родоначальником нового семейства «К4»: сельскохозяйственных тракторов 3-4 тяговых классов. Это отвечает стратегии производителя: расширять модельный ряд, подстраиваясь под актуальные потребности потенциальных покупателей продукции.

Конструкционно «К-424» представляет собой полноприводной сельскохозяйственный трактор общего назначения, построенный на традиционной для всех машин марки шарнирно-сочленённой раме. Позиционируется как универсальный трактор для фермерских хозяйств с пахотными площадями от 500 до 2000 гектар.

О вписывается и в агротехнологии более крупных холдингов и землепользователей – всюду, где нужно решать задачи частых перегонов на удалённые поля по дорогам общего пользования; обработки мелкоконтурных полей. Применим для осуществления полного спектра работ по основной и предпосевной обработке почвы; посеву и защите растений; на транспортных и вспомогательных работах.

Кировец К-424

При эксплуатационной массе в 10 тонн трактор обладает грузоподъёмностью задней трёхточечной навески в 6 тонн. В качестве дополнительной опции, может оснащаться передней навеской, маятниковым прицепным устройством, тягово-сцепным устройством лифтового типа.

База «К-424» составляет 3,19 м; общая длина – 6,96 м; ширина – 2,54; высота – 3,505 м. Ширина колеи – 1,93 м. Размер шин: 23,1R26.

Оснащается рядным шестицилиндровым дизельным двигателем «ЯМЗ-53625», четырёхтактным, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с электронным управлением – системой питания «CommonRail».

Рабочий объём данного мотора составляет 6,65 л, номинальная мощность – 240 лошадиных сил (или 176 кВт). На тракторе «К-424» установлено два топливных бака по 250 литра каждый.

На трактора «К-424» устанавливается автоматическая коробка перемены передач с блокировкой гидротрансформатора и электрогидравлическим переключением передач как в автоматическом, так и в ручном режимах. Количество передач: 6 вперёд и 3 назад.

Кировец К-424-01

Трактора оснащаются мостами с самоблокирующимися дифференциалами. В состав моста входят унифицированные колесные редукторы планетарного типа. Передний ведущий мост находится на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Задний ведущий мост закреплен жестко. Тормоза –дисковые, с пневмогидравлическим приводом.

Кабина трактора «К-424» оснащена современной системой управления «Командпост 2» теперь джойстик управления автоматической КП, кнопки управления EHR, навеской и четырьмя гидролиниями расположены на подлокотнике подрессоренного сиденья. Кабина обладает высокой степенью вибро- и шумозащищённости, оснащена производительной климатической системой.

Цена нового трактора «Кировец-424» в 2020 году составляет 5 200 000 рублей.

К-703

В дальнейшем появилась версия К-703, которую от предыдущих отличал реверсивный пост управления. Эта машина была нацелена на промышленный комплекс. Конструкция поста управления открывала для оператора возможность работать в одинаково удобном положении при движении передним и задним ходом.

На базе этой модели создали много модификаций:

  1. Лесоштабелер ЛТ-163. После доработки получил название ЛТ-195.
  2. Лесотрелевщик МЛ-56.
  3. Грейдозер ЛБ-30.
  4. Погрузчик ПФ-1.
  5. Универсальная дорожная машина ДМ-15.

И это далеко не все. Модель К-703 стала основой для множества других машин специального назначения.

К-707 Балтиец

  • Год выпуска – 2007 – н.в.
  • Производитель – Завод Спецмашин
  • Мощность двигателя – 300-420 л.с.
  • Ориентировочная стоимость – 5,2-5,8 млн рублей

К-707 Балтиец еще один трактор из Санкт-Петербурга, выпускающийся на одном из бывших подразделений Кировского завода. Внешне, он больше всего похож на советские машины, на нем даже так же установлены два кресла в кабине. Стекла имеют отрицательный угол, что резко уменьшает количество бликов и грязи на стекле. Данная машина максимальна проста в эксплуатации и при этом неприхотлива, обладают всем набором возможностей для ведения сельскохозяйственной деятельности. Так же на основе модели К-707 выпускается множество промышленных моделей:

  • Универсальные дорожные машины
  • Лесозаготовительная техника: лесоштабелер и трелевочник
  • Колесные погрузчики
  • Многофункциональные промышленные тягачи К-709
  • Снегоочистители
  • Карьерные машины: опороперевозчик и универсальный сварочный агрегат

Варианты двигателей:

МодельДвигательМощность л.с.
«Балтиец» К-707ТЯМЗ-238НД5 / ЯМЗ-240БМ2300
«Балтиец» К-707ТТМЗ 8481.10350
«Балтиец» К-707ТТМЗ 8481.10-02390
«Балтиец» К-707ТТМЗ 8481.10-04420

Продолжение линейки

Модели К-700А и К-701 пользовались огромной популярностью, которая подталкивала производителя на создание разных видов прицепного и навесного оборудования, агрегирующегося с трактором. Были выпушены погрузочные платформы, устанавливающиеся на заднюю навеску, стогометательное и прочее оборудование, применимое в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве. К примеру, траншеекопатель для мелиоративных работ, созданный на базе унифицированного трактора.

Позже появилась версия К-702, которую можно рассматривать как самостоятельный аппарат. Она предназначалась для промышленного комплекса в качестве платформы для строительства специализированных машин. На базе К-702 строили бульдозеры, погрузчики, дорожную технику и прочее.

В 1990 году предприятие начинает выпускать принципиально новые машины, которые создавались для отдельных отраслей промышленности. На базе «Кировцев» строят специальные и дорожно-строительные аппараты. Одним из ярких представителей промышленной и строительной техники тех времен стал фронтальный погрузчик К-700МА-ПК6.

Также были созданы:

  1. Виброкаток на базе К-700.
  2. Снегоочиститель СФР.
  3. Универсальный бульдозер К-702МБА-БКУ.
  4. Универсальная дорожная машина К-702 МВА-УДМ.
  5. Мобильные сварочные агрегаты на 4 и 8 постов.
  6. Прочая, менее распространенная техника.

Отзывы

  • Николай, Санкт-Петербург. Классный трактор, как и вся техника Кировского автозавода. Машина в эксплуатации с сентября 2020 года. Современный дизайн, весьма компактные габариты, большие колеса и мощный мотор делают «Кирюшу» адаптированным для самого серьезного бездорожья и любых задач в сельском хозяйстве. Мне доводилось управлять предыдущим трактором, поэтому есть возможность сравнить. Кирюша гораздо лучше – и в плане управляемости, и обзорности, и проходимости. Техника эффективно справляется с обработкой почвы, будь-то культивация или боронование, погрузка или буксировка тяжелых прицепов, снегоуборочные мероприятия. Для малого трактора грузоподъемность 6 тонн – приличный результат. За две месяца никаких поломок не произошло, надо только вовремя менять расходные материалы, заливать топливо, фильтры, масло и т. д. Пока что техникой довольны. Кирюша ничем не хуже импортных аналогов.
  • Сергей, Петрозаводск. Кировец К-424 стал удачным выбором для нашего хозяйства. Он идеально адаптирован для тяжелых условий. Мощности в 240 лошадей вполне достаточно для многочасовой работы. Перегрева и перегрузки не наблюдается, все навесные орудия работают слаженно и эффективно. Машина способна поднимать шеститонные грузы, уверенно преодолевает глубокие колеи и преграды. Мотор слишком шумный, но тяговитый и динамичный. Трактором удобно управлять, так как все приборы расположены там, где им нужно быть.

Конец истории линейки К-700

В 2002 году Петербургский завод прекратил выпуск техники серии К-700, в которую вошли все выше рассмотренные модели. Началось производство совершенно новых машин линейки К-744. Как заявило руководство завода, техника, производимая ранее, перестала отвечать современным требованиям и условиям труда. Кабины моделей К-700А и К-701 были недостаточно комфортны и безопасны. На этом история недорогой кировской техники закончилась, и началась новая эра тракторов «Кировец». Но прежде чем перейти к ее рассмотрению, давайте выясним, какими недостатками обладали модели ранних поколений. Несмотря на свою огромную популярность, трактора «Кировцы» имели существенные недоработки. Вот лишь главные из них:

  1. На значительных неровностях, подвеска плохо справлялась со своей задачей и трактора расшатывались. Это могло запросто привести к опрокидыванию, что очень опасно.
  2. Из-за сильно выступающего вперед мотора, рассчитывать на хорошую проходимость техники в экстремальных условиях не приходилось.
  3. Машины создавали сильное давление на грунт, что очень не нравилось агрономам.

Последующая доработка продукции петербургского завода не устранила ряд недостатков, однако трактора стали комфортнее и дороже. Так как модели линейки К-700 были очень популярными на российском рынке, их в небольших количествах продолжили выпускать на некоторых других машиностроительных предприятиях.

Основные характеристики

Представленный выше каталог тракторов «Кировец» содержит в себе модели чьи характеристики, в большинстве случаев максимально приближены к качествам родоначальника серии «К-700». Они таковы:

  • Масса – 11 тонн. Масса варьируется в незначительных пределах в зависимости от серии. Масса указана без учета навесного оборудования и дополнительных противовесов.
  • Двигатель – 8 либо 12 цилиндров.
  • Мощность двигателя – от 220 до 335 лошадиных сил.
  • Тип системы охлаждения – жидкостная.
  • Вид используемой в системе охлаждения жидкости – тосол и вода.
  • Тип коробки переключения передач – механика.
  • Максимальная транспортная скорость- 45 км/ч.
  • Тип горючего – дизельное топливо.
  • Максимальный объем бака – 450 литров.
  • Тип тормозной системы – пневматика.
  • Вид рамы – составная на шарнирах.
  • Тип подвески – рессорная на передней оси.
  • Ходовая часть – колесная.
  • Тип прицепного устройства – трехточечное, гидравлическое.

Расширенный список характеристик содержит в себе каталог тракторов «Кировец». В нем предусмотрено описание всех современных моделей.

Современные тракторы «Кировец»: модельный ряд

На сегодняшний день предприятие выпускает «Кировцы» моделей К-744Р и К-9000. В 2012-м был проведен полный рестайлинг тракторов. Модификация К-744Р-1, по данным производителя, способна заменить абсолютно любой импортный трактор.

Версия К-744Р-1 оснащается отечественными и немецкими моторами, в широком диапазоне мощностей. Гидронавесная система позволяет использовать агрегат с любым современным навесным оборудованием как российского, так и импортного производства. Трактор «Кировец» К-744 и его модификации, обладают такими достоинствами:

  1. Надежность.
  2. Долговечность.
  3. Ресурсоемкость.
  4. Экономичность.
  5. Ремонтопригодность.

История

До 1917 года

Книга приёма рабочих Путиловского завода, 1891 год.
Основой казённого предприятия явился Кронштадтский чугунолитейный завод, переведённый в Санкт-Петербург в 1801 году[3]. Этому событию предшествовал указ Императора Павла I от 28 февраля 1801 г.[4] Днём рождения завода считается 3 апреля (21 марта по с/с) 1801 года, когда на нём было отлито первое пушечное ядро. Завод стал называться Санкт-Петербургским чугунолитейным, среди первых его руководителей — выходцы из Шотландии: Карл Гаскойн (1801—1806), Адам Армстронг (1807—1818) и Матвей Кларк[5]. В 1806—1807 годах заводом руководил А. М. Полторацкий, по его инициативе завод начал выпускать солдатские ружья[6]. В этот период завод выпускал различные изделия по казённым военным заказам, металлические элементы многих архитектурных ансамблей[7].

В результате наводнения 1824 года завод понёс большой ущерб, погибло 152 человека[5]. Завод был переоборудован, на нём было дополнительно организовано котельное производство. После простоя 24 апреля 1842 г.[8] завод был безвозмездно передан Обществу русских горных заводов для изготовления рельсов, их выпуск был начат в 1844 году. В 1847 году завод вернулся в казну, в 1848 году был пожалован генерал-адъютанту Н. А. Огарёву, сначала — во временное безвозмездное владение, а затем — в собственность (1855 г.)[4]. В 1863 году Н. А. Огарев сдал его в аренду фирме петербургского купца 1-й гильдии Василия Хенлея «Рихтер Дей и К°»[4]. Эта фирма получила в 1858 году казённую ссуду на организацию производства, но не смогла её эффективно использовать и довела завод до банкротства. В марте 1864 года Н. А. Огарёв продал завод кредиторам Василия Хенлея купцу Вильгельму Риттеру и барону Константину Карловичу Фелейзену. С целью оздоровления производства и обеспечения возможности возврата казённого долга завода в сумме около 200 тысяч рублей, 30 сентября (12 октября) 1866 года был высочайше утверждён устав Санкт-Петербургского товарищества железоделательного , которое должно было принять на себя все активы и обязательства завода[9].

Реклама завода, 1894 год. Реклама завода, 1902 год. 10 акций каждая в 100 рублей на предъявителя Общества Путиловских заводов с основным капиталом в 25 млн руб. С.-Петербург, 1912 г.[10]

Путиловская история успешной деятельности завода началась в 1868 году. Пайщики товарищества «Перун» не выполнили условия утверждённого устава, и кредиторы продали завод Н. И. Путилову, что позже было зафиксировано указом Сената от 7 (19) марта 1869 года[11]. Завод начал поставлять рельсы для казны по цене 1 рубль 88 копеек за пуд, положив начало валовому производству рельсов в России. В 1870 году начал работать бессемеровский конвертер, с 1874 года введена в эксплуатацию первая мартеновская печь в Санкт-Петербурге[12].

24 октября (5 ноября) 1872 года был высочайше утверждён устав Общества путиловских заводов[13], капитал общества был определён в 8 миллионов рублей. В состав общества входили 5 заводов, 3 — в Финляндии, и 2 — в Санкт-Петербурге (рельсовый и механический завод на Петергофском шоссе и [14]). В 1874 году началось изготовление товарных вагонов, в 1888 году — пассажирских. После смерти Н. И. Путилова (1880 год) на заводе началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев. С 1893 года начато производство паровозов, завод занял ведущее положение в этой отрасли. Завод производил станки, артиллерийские снаряды, инструментальную сталь, землечерпалки, землесосы, водные и сухопутные экскаваторы, драги для золотых приисков, подъёмные краны, дробильные машины и многие другие виды продукции. С выпуска легкой полевой пушки (1892 г.), показавшей отличные результаты, развивается пушечное производство. Пушка системы Путиловского завода образца 1902 года была признана лучшей в мире[15]. В 1896 году на Путиловском заводе был построен вагон-храм для работы на Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по объёму производства среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.

В январе 1905 года на Путиловском заводе началась забастовка, вызванная незаконным увольнением четырёх рабочих. Руководство забастовкой осуществляло «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» во главе со священником Георгием Гапоном[16]. После того как руководство завода в лице директора С. И. Смирнова отказало бастующим в удовлетворении их требований, забастовка была перенесена на другие предприятия города. Исходом событий стало массовое шествие рабочих 9 (22) января 1905 года к Зимнему дворцу с целью вручить царю Петицию о рабочих нуждах. Шествие было встречено на подступах к Зимнему дворцу и атаковано воинскими подразделениями. Эти события вошли в историю под названием «Кровавого воскресенья» и послужили началом революции 1905—1907 годов.

С 1905 года завод освоил выпуск минных крейсеров («Доброволец», «Московитянин»). В 1911 году был спущен на воду эскадренный миноносец «Новик», самый быстроходный корабль в мире в то время. В 1913 году была основана отдельная производственная площадка — «Путиловская верфь», ныне — ОАО «Северная верфь». В 1913 году основной капитал Общества путиловских заводов составлял 25,4 млн руб., баланс — 88 млн руб., дивиденд — 6 %. Во время Первой мировой войны на заводе непрерывно наращивалось производство пушек[15], производилась доработка закупленных в Англии броневиков «Остин»; в 1916 году на базе этих бронеавтомобилей была разработана собственная модификация — «Остин-Путиловец» (собирался на заводе уже после Октябрьской революции, в 1918—1920 годах). В 1917—1920 годах производились пушечные бронеавтомобили «Рено».

1917—1941 годы

Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года. И. И. Бродский, 1929
В феврале 1917 года на Путиловском заводе — крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда — работало 29[17] тыс. рабочих. Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 18 февраля (3 марта), переросшая 23 февраля (8 марта) 1917 года в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде.

Путиловский завод был национализирован 27 декабря 1917 (9 января 1918) года постановлением Временного рабочего и крестьянского правительства «в виду задолженности акционерного общества Путиловских заводов казне Российской республики». За председателя правительства постановление подписал И. В. Сталин[18].

Во время гражданской войны на заводе были сформированы и направлены на фронт 25 воинских единиц — полков, дивизионов, эскадронов и других отрядов. В боях приняли участие более 10 тысяч путиловцев[19][20].

В 1922 году завод получил новое имя — «Красный путиловец

».

В 1924 году на заводе проведены испытания первого советского трактора «Фордзон-Путиловец» и начато его серийное производство, с 1934 года освоено производство нового трактора «Универсал». До 1941 года на заводе было выпущено около 200 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец» и «Универсал».

До Великой Отечественной войны завод, кроме тракторов, выпускал паровозы и вагоны, двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, легированную и нержавеющую сталь, прокат сложных профилей, железнодорожные краны, проходческие щиты для строительства Московского метрополитена, а также боевую технику — танки Т-28 и артиллерийские орудия. С 19 февраля 1927 года начат выпуск трамваев серии МС-2, открывших новую эру стальных трамваев[21], которыми завод обеспечивал не только родной город, но и другие регионы. Известно, что завод передал Владикавказскому трамваю вагон для запуска трамвая широкой колеи[22]. С 1922 г. начато производство деталей и механизмов для электростанций, с 1931 г. освоено производство паровых турбин[21]. В 1932 г. организовано серийное танковое производство — создание танкового КБ и производство танка Т-28. В 1933 г. на заводе была выпущена серия автомобилей Л-1. (Автомобиль в дальнейшем доводился и строился на московском «ЗИСе»). 17 декабря 1934 года, через 16 дней после убийства С. М. Кирова, предприятие было переименовано в «Кировский завод

».

В 1939 году на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск.

В годы войны (1941—1945 годы)

Рабочие Кировского завода идут на фронт. Б. П. Кудояров 1.11.1942
В годы Великой отечественной войны основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и ещё шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» — крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов.[23]. В связи с этим 6 октября 1941 года «Танкограду» было присвоено официальное наименование «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске»

.

Рабочими-добровольцами Ленинградского Кировcкого завода в основном была укомплектована 8-я танковая бригада.[24]

Часть мощностей и специалистов Кировского завода, а также заготовки тяжёлых танков КВ остались в Ленинграде, и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод, находившийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику, а также выпускал боеприпасы. За годы войны на территорию завода упало 4680 снарядов, 770 фугасных и зажигательных бомб, 139 человек было убито осколками бомб и снарядов, 788 получили ранения; более 2500 работников умерли от истощения[25][26].

Послевоенная история, до 1991 года

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Начиная с 1948 года, передислоцированная часть завода вернулась из Челябинска, и завод продолжил работу в Ленинграде в полном объёме.

В 1947 году было освоено производство гусеничных тракторов КТ-12 (выпускался до 1951 года).

В 1951 году начато производство турбозубчатых агрегатов для надводного, позднее подводного атомного флота России.

В 1954 году на заводе была создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана, в 1957 году изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в 1961 году — газотурбинная установка ГТУ-20 для первого советского газотурбохода «Парижская коммуна».

В 1957 году произведена партия антарктических вездеходов «Пингвин» для освоения Южного полюса[27].

Впервые в России в 1962 году организовано производство мощных энергонасыщенных с/х тракторов «Кировец», серийное производство освоено с 1964 года.

Трактор Кировец — современная модель

В послевоенные годы Кировский завод оставался базой советского танкостроения, являясь головным разработчиком и изготовителем бронетанковой и артиллерийской техники, энергонасыщенных инженерных машин двойного назначения и ряда других сложных и наукоемких транспортных и специальных машин. Так, в 1976 году был создан танк Т-80 и ряд его модификаций. Машина принята на вооружение и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя[28].

В 1987 году был достигнут рекордный выпуск тракторов «Кировец», не имеющий аналогов в мировой практике — произведено 23 003 трактора[28].

Завод награждён двумя орденами Ленина (1939, 1951), орденом Трудового Красного Знамени (1926), орденом Красного Знамени (1940), орденом Октябрьской Революции (1970)[26], орденом Дружбы народов (1976), орденом Отечественной войны I степени (1985)[29].

Период Российской Федерации

Сертификат именной на владение обыкновенными акциями (номинальная стоимость одной акции — 100 руб.) Акционерного общества открытого типа Кировский завод с уставным капиталом в 1 086 534 000 руб. 1993 г.[30]
В 1992 году акционирован, создано ОАО «Кировский завод»

(управляющая компания). Производство было переориентировано, создана линейка дорожно-строительных и специальных машин для дорожного строительства, нефтяной и газовой отраслей. Освоен выпуск бронеавтомобилей «Онега» и «Ладога», кормоуборочных комбайнов, быстроходных траншейных машин, самоходных гусеничных кранов и другой техники. В 2000 году начат выпуск модельного ряда тракторов К-744Р (1995 — «Кировец» К-744, 2009 — «Кировец» К-708, 2011 — «Кировец-POWERPLUS», 2012 — К9000).
Испытательный стенд
В 2013 году Кировский завод получает заказ на паротурбинную установку и другое оборудование для нового атомного ледоколов «Арктика» проекта 22220. В связи с этим предприятие строит испытательный стенд для мощных корабельных паровых турбин и развивает центр компетенций турбостроения[31][32].

24 мая 2020 года на Кировском заводе состоялось открытие единственного в России универсального испытательного стенда для паровых турбин мощностью до 75 МВт. Он предназначен для испытаний паротурбинных установок различных конструкций и мощностей, которыми оснащаются атомные ледоколы и другие надводные и подводные морские суда. Первой на новом стенде будет протестирована паротурбинная установка для ледокола «Арктика»[33].

В 2013 году было создано дочернее общество «Кировский завод Газовые технологии». В 2020 году компания начала собственное производство газонаполнительных колонок и оборудования для автоматизированной системы управления АГНКС.

В январе 2020 года «Кировский завод Газовые технологии» по договору с построила и сдала в эксплуатацию первую АГНКС в Санкт-Петербурге. Станция расположена на улице Корабельной и рассчитана на заправку 500 машин в сутки[34][35].

Завод буровых технологий

В августе 2020 года у Кировского завода появилось новая дочерняя . В сегменте установок для бурения скважин под воду компания занимает 10 % российского рынка.

Летом 2020 года на территорию Кировского завода был перенесен сборочный участок Завода буровых технологий, на эту же территорию в ближайшее время будет переведено сварочное производство. После окончания реконструкции здания, отведенного для предприятия, на новую промышленную площадку из Стрельны будут переведены механообрабатывающие мощности[36].

В настоящее время существует «Музей истории и техники» Кировского завода, основанный в 1962 году. Музей состоит из 6 залов и находится в ДК Газа.

ОАО «Кировский завод» по результатам голосования на общем собрании акционеров, состоявшемся 29 июня 2020 года, сменило название на ПАО «Кировский завод»[37].

Руководители

Директоры Кировского завода:

  • 1917−1919 — Васильев Антон Ефимович, первый «красный» директор[38][39][40].
  • 1954−1964 — Исаев Иван Сергеевич.
  • 1964−1972 — Любченко Александр Александрович.
  • 1972−1975 — Улыбин Василий Иванович.
  • 1975−1976 — Поясник Олег Николаевич.
  • 1976−1984 — Муранов Борис Александрович.
  • 1984−1987 — Чернов Станислав Павлович.
  • 1987−2005 — Семененко Пётр Георгиевич.
  • с 2005 — Семененко Георгий Петрович[41].

Серия К-9000

Трактора «Кировцы» серии К-9000 считаются символом мощности и масштабности отечественного тракторостроения. Производитель позиционирует их как наиболее мощные трактора нашего рынка. Модельный ряд представлен машинами 6-го и 8-го тяговых классов. Все они оборудуются турбированными моторами «Мерседес», отвечающими экологическим требованиям Евро-2. Самый мощный мотор дает 516 лошадиных сил. Всего доступно 5 версий двигателей, каждая из которых очень экономично расходует топливо.

Трактор «Кировец» К-9000 – во всех смыслах усиленная машина. Все модели линейки могут похвастаться надежной трансмиссией, увеличенной грузоподъемностью, новой системой спутникового мониторинга, комфортными условиями труда для машиниста, высокой эффективностью работы и такой же высокой производительностью гидросистемы.

Трактор может обрабатывать полосу шириной до 16 метров. Благодаря большим колесам, он при огромной массе, оказывает незначительное воздействие на грунт, что очень важно. Это позволяет использовать аппарат на почвах с избыточной влажностью. Кабина машины очень эргономична: она не только в разы превосходит по удобству старые «Кировцы», но и может посостязаться с импортными моделями. Шарнирная рама имеет усиленную конструкцию. Благодаря удобному размещению всех подверженных поломкам узлов, трактор очень удобен в ремонте и обслуживании.

К-714 Петра

  • Год выпуска – 2004 – н.в.
  • Производитель – Завод спецтехники
  • Мощность двигателя – 240-420 л.с.
  • Ориентировочная стоимость – 5,3 – 6 млн рублей

Достойными продолжателями легендарного советского трактора являются не только ПТЗ. С 2000 году на Заводе Спецтехники в Санкт-Петербурге началась сборка первых моделей собственного производства. По сути, это старый добрый Кировец, но в новом обновленном и современном кузове. А внутри такой же простой и неприхотливый, при это надежный и дешевый в обслуживании. Он уступает по всем современным «фишкам» и опциям тракторам от ПТЗ, однако он дешевле и доступнее. Но есть у него одна интересная особенность, его шарнирно-сочлененная рама без пром опоры, в сумме с передним балансиром данная компановка становиться удобнее в работе и долговечнее в использовании.

В настоящее время на заводе используют уже свою марку ПЕТРА-ЗСТ, однако многие так и называют их Кировцами. Всего на заводе ЗСТ выпускается две разновидности тракторов. ЗСТ 375 – тяговый трактор 5-7 класса с большими возможностями выбора двигателей. На основе тракторов этой серии создаются все промышленные модели предприятия. ЗСТ 390 – сельскохозяйственный универсальный трактор более подходящий именно для сельскохозяйственной деятельности.

Модели и варианты двигателей:

МодельДвигательМощность л.с.
ПЕТРА-ЗСТ 375ЯМЗ 238М2240
ПЕТРА-ЗСТ 375ЯМЗ 238НД5300
ПЕТРА-ЗСТ 375ЯМЗ 238Д330
ПЕТРА-ЗСТ 375ЯМЗ 65855 / ТМЗ 8481.10350
ПЕТРА-ЗСТ 375ЯМЗ 65857 / ТМЗ 8481.10-02390
ПЕТРА-ЗСТ 375ЯМЗ 7511400
ПЕТРА-ЗСТ 375ЯМЗ 6585-04 / ТМЗ 8481.10-04420
ПЕТРА-ЗСТ 390ЯМЗ 65855350
ПЕТРА-ЗСТ 390ЯМЗ 65856390
ПЕТРА-ЗСТ 390ЯМЗ 65857420

Читайте Новейшие истребители России

Модели TERRION

В 1997 году было образовано предприятие «Агротехмаш» которое специализировалось на поставках техники «Кировец» и запчастей к ней. В скором времени, фирма стала генеральной сбытовой компанией Петербургского тракторного завода и занялась формированием обширной дилерской сети. Кроме того, на были возложены функции популяризации «Кировцев» и разработка новых моделей. Стремительно развиваясь и расширяя свою специализацию, компания в 2005 году пришла к созданию собственной модельной линии тракторов под брендом TERRION. Так появились популярные трактора TERRION с индексами 3180, 5280 и 7360. Поскольку они имеют некоторое отношение к петербургскому заводу, разберем их характеристики.

Деятельность

ПАО «Кировский завод» — это управляющая компания, в состав которой входят порядка 20 дочерних обществ[42]. Оборот группы в 2010 году составил 11,321 млрд руб., чистый убыток 205 млн руб. (в 2009 году — чистый убыток 1,032 млн руб.). В 2011 году (прибыль 51 млн рублей) и начале 2012 года экономическое положение Кировского завода улучшилось. В 2020 году Кировский завод получил чистую прибыль в размере 440,9 млн рублей[43].

Кировский завод

На 2012 год основным видом деятельности Кировского завода являлась сдача внаём собственного нежилого недвижимого имущества[44].

Проходная Кировского завода

На 2020 год основными видами деятельности группы компаний являются сельскохозяйственное, промышленное, военное, энергетическое, транспортное машиностроение и металлургия[42]. Свыше 60 % выручки Группы зарабатывают дочерние предприятия машиностроительного профиля[45]. Ведущее из них — АО «Петербургский тракторный завод» — продолжает традиции тракторного производства государственного предприятия «Кировский завод» по выпуску энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов «Кировец» и промышленных машин на их базе. Всего за 55 лет, начиная с 1962 года, произведено более 480 000 единиц техники этой торговой марки[46]. В настоящее время ПТЗ серийно выпускает 8 модификаций сельскохозяйственных тракторов К-744Р мощностью от 300 до 450 л. с., а также 17 видов дорожно-строительных и специальных машин[46]. В российском сегменте рынка колесных тракторов мощностью от 250 л. с. доля «Кировцев» составляет сегодня 70 %[46]. В 2020 году Петербургский тракторный завод впервые в современной истории стал лидером всего рынка тракторов России: предприятие реализовало 2348 машин (рост в 4,8 раза по сравнению с 2013 годом)[47]. В 2015—2016 годах заводом вложено в техническое перевооружение, модернизацию производства и НИОКР более 2,0 млрд рублей[48].

Металлургическое производство — завод Петросталь

Дочернее предприятие энергомашиностроительного профиля — АО » выпускает по заказу предприятий, входящих в структуры государственной корпорации «Росатом» и АО «Объединенная судостроительная корпорация», — энергетическое оборудование для ВМФ и ледокольного флота России, отечественных и зарубежных атомных электростанций[49]. По договорам, заключенным с ООО «Балтийский завод — Судостроение» в 2013, 2020 и 2020 годах, проектирует и изготавливает паротурбинные установки и основные элементы противообледенительных устройств крупнейших в мире универсальных атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал» проекта 22220[50][51][52]. По договору с АО «ПО «Севмаш» от 2020 года предприятие осуществляет ремонт с доработкой ГТЗА тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал «Нахимов»[53].

Дочернее предприятие АО «Металлургический выпускает широкий сортамент профильного металлопроката из стали различных марок[54]. Среди его клиентов — крупнейшие автомобильные заводы России. Также предприятие поставляет продукцию в страны СНГ, Восточной и Западной Европы[54].

Завод Петросталь

Дочернее общество ООО «Кировский завод Газовые технологии» специализируется на проектировании, производстве, поставке оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), их строительстве под ключ, проведении шеф-монтажных и пусконаладочных работ, гарантийном и послегарантийном обслуживании, а также обучении персонала и поставке запчастей к оборудованию для АГНКС[55][56].

Дочернее предприятие ООО «Завод буровых технологий» специализируется на проектировании и производстве буровой техники, а также инструмента для различных видов буровых работ.

В 2020 году предприятие запустило производство новой установки разведочного бурения УРБ-14.ZBT «Тарантул» на самоходной гидравлической гусеничной тележке. Установка предназначена для выполнения буровых работ при проведении инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий в местах, где затруднено использование крупногабаритной колесной техники[57].

Завод занимает 200 га в юго-западной части Санкт-Петербурга (есть разветвлённая сеть подъездных дорог, выход к заливу — береговая линия 2 км), а также территорию в пос. Горелово, Красносельский район Санкт-Петербурга (Гореловская площадка — 300 га).

Группа «Кировский завод» развивает промышленные активы в области военного машиностроения, металлургии, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения, владеет предприятиями социальной сферы и управляет недвижимостью. В 2020 году консолидированная выручка группы составила 21,4 млрд рублей, и она вышла в прибыль[58].

Продукция предприятий Кировского завода экспортируется в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. В частности, АО «Петербургский тракторный завод» поставляет тракторы в Казахстан, Чехию, Германию, Францию, Австралию, Канаду, США[59][60][61].

Старый советский логотип

Численность персонала предприятий группы на начало 2020 года составляет 5900 человек. В последние три года она почти не меняется. При этом консолидированная выручка ПАО «Кировский завод» и его дочерних обществ с 2013 по 2020 год выросла на 49 %. Опережающий рост этого показателя достигается за счет увеличения производительности труда, что особенно заметно на примере АО «Петербургский тракторный завод» — ведущего дочернего общества, выпускающего тракторы «Кировец». За три года численность персонала увеличилась вдвое, а выручка в 5,6 раза.

Трактор Кировец

Социально-трудовые отношения в Группе компаний регулируются Соглашением между работодателями (ПАО «Кировский завод», его дочерними обществами и учреждениями) и заводским Межрегиональным профсоюзом. Соглашение заключается каждые три года и содержит взаимные обязательства работодателей и работников в сфере кадровой политики, оплаты труда, режима труда и отдыха, условий и охраны труда, социальных гарантий. В документе отражены и преференции для работников: добровольное медицинское страхование, дотации на питание, оплата путевок в оздоровительные учреждения для сотрудников и их детей, оказание материальной помощи в трудных жизненных ситуациях[62].

В структуре персонала Кировского завода производственные рабочие составляют 61 %, руководители, специалисты и служащие — 39 %.

Средний возраст сотрудников Кировского завода составляет 44 года и имеет тенденцию к снижению.

Средняя заработная плата по Группе за 2020 год выросла на 11 % и достигла к началу 2020 года 51 тысячи рублей[62].

Как и большинство заводов, Кировский завод производил также товары народного потребления. На фото — ручная мясорубка (логотип завода обведён кружком) Кировский завод, вид со стороны пр. Стачек, на мартеновский цех (цех № 100) и рекламно-выставочный комплекс Кировского завода, (2007)

Использование тракторов «Кировец»

Начиная с модели К-700, «Кировцы» не единожды доказывали свою пригодность в разных климатических и эксплуатационных условиях. Сегодня их название символизируется с недешевой современной техникой универсального сельскохозяйственного назначения. Новые трактора «Кировец», равно как и их «старшие братья», могут работать с различным навесным оборудованием, что в значительной мере расширяет спектр их применения. Несмотря на то что трактора петербургского завода хорошо себя показывают в строительных и коммунальных работах, родной стихией для них все же являются поля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: