Производство силовых агрегатов (тракторов) на Челябинском предприятии тягового класса 10 было начато в 2003 году. Сегодня предприятие предлагает на сельскохозяйственном рынке более 80 моделей данного класса. Лидирующие позиции по популярности занимают такие модели, как:
- трактор Т 10 М;
- трактор Т 10 Б.
Их область использования очень широка. Зачастую они используются для бульдозерных работ, для рыхления почвы, для подъема, перемещения и укладки труб разного функционального предназначения, а также для выполнения работ с различным прицепным оборудованием.
Модели могут эксплуатироваться в различных климатических условиях. Это очень важно для нашей страны, в которой насчитывается большое количество климатических регионов. Ведь каждый регион отличается температурным режимом и влажностью.
О переходе на трактора типа Т10
С июня 2002 года завод перешел на выпуск нового семейства модернизированных тракторов типа Т10 (маркировка базовой модели тракторов этого типа — Т10.0000). Тракторы нового семейства — это результат 4-х- летней работы Челябинского тракторного завода по повышению качества, технического уровня, надежности и унификации своих предшественников: тракторов Т-170М1 и Т-10.02. Реализация накопленных технических решений позволила перейти на выпуск более совершенного трактора Т10. Решая задачу существенного повышения технического уровня, улучшения потребительских свойств и показателей, разработан и реализован комплекс мероприятий:заменен поплавковым К-125Л
- Увеличенная до 180 л.с. мощность двигателя при повышенном запасе крутящего момента до 25% позволяет эффективно использовать землеройные агрегаты. Возможность работы двигателя на различных видах топлива (дизельное, керосин, газоконденсат) делает трактор и агрегаты на его базе весьма эффективными в различных регионах. В зависимости от условий эксплуатации на трактор могут устанавливаться дефорсированные двигатели мощностью 140 и 170 л.с. Запуск двигателей пусковым двигателем П-23У или прямой электростартерный. Предусмотрена возможность комплектации предпусковым подогревателем.
- Применение на этом тракторе новой подвески в виде балансирной балки с микроподрессориванием взамен рессоры позволяет рационально использовать массу ходового аппарата, включающегося в работу при заглублении отвала бульдозера, увеличивая давление режущей кромки на грунт, что позволяет эффективно использовать агрегат на плотных грунтах.
- Удлиненная ходовая часть (на тракторе установлена 6-катковая тележка вместо 5-катковой на тракторах Т-170М1 и Т-10.02) существенно улучшает тяговосцепные свойства, что в совокупности с двигателем увеличенной мощности позволяет повысить производительность бульдозерно-рыхлительных агрегатов до 20%. Имеется устройство для регулировки колеи, что позволяет уменьшить износ деталей ходового аппарата. Вместе с тем сохранен выпуск тракторов с 5-катковыми тележками. Для работы на слабых почвах выпускаются тракторы с увеличенной длиной опорной поверхности на грунт (7-катковыми тележками) и уширенными колеей и башмаками гусениц (болотоходные тракторы).
- Два типа трансмиссии: усовершенствованная механическая трансмиссия, в механизмах поворота которой применены диски трения с металлокерамическими накладками вместо асбестовых, что существенно повышает срок службы механизмов и увеличивает межрегулировочный период, или трехскоростная реверсивная гидромеханическая трансмиссия с гидросервированным управлением позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.
- Трактор оборудуется кабиной с круговой обзорностью, в которой устанавливается вентиляционно-отопительная система повышенной эффективности. По желанию заказчика кабина может оснащаться дополнительным масляным отопителем или кондиционером, аварийным люком на крыше. Тракторы могут комплектоваться устройством защиты тракториста при опрокидывании и от падающих предметов (ROPS-FOPS). По желанию заказчика возможен выпуск тракторов в бескабинном варианте, с тентом, с аварийным люком в кабине и пр.
- Тракторы типа Т10 оснащаются высокопроизводительным землеройным оборудованием. Применяются различные типы бульдозерных отвалов: прямой, полусферический, сферический для сыпучих грунтов (угольный), поворотный. Создано бульдозерное оборудование для оснащения болотоходных тракторов. Однозубый и трехзубый рыхлители позволяют эффективно разрабатывать мерзлые и скальные грунты.
- Для использования на лесозаготовительных работах, в дорожном и промышленном строительстве тракторы могут оснащаться специальными тяговыми лебедками типа ЛТ 25.
- На специальной базе тракторов типа Т10 изготавливаются трубоукладчики ТР12 и ТР20, грузоподъемностью 12,5 и 20 тонн, со стрелами длиной 7 и 9 метров.
- На базе тракторов Т10 завод может изготавливать целый ряд машин различного назначения (под прицепной кран КП-25, экскаватор траншейный цепной, баровую установку и др.), в том числе и под конкретного заказчика.
Работы по дальнейшему совершенствованию тракторов типа Т10 и агрегатов на их базе продолжаются. В 2003 году планируется выпуск промышленной партии тракторов Т10 с вынесенной вперед точкой крепления гидроцилиндров с последующим полным переходом на эту модернизированную конструкцию трактора НО.
Для правильной и безопасной эксплуатации тракторов Т10 они комплектуются вновь разработанной эксплуатационной документацией. В помощь занимающимся ремонтом издана «Инструкция по разборке и сборке трактора Т10».
С переходом на производство тракторов Т10 применена новая система маркировки моделей.
Каждой модели трактора присваивается условное обозначение, состоящее из буквенных и цифровых индексов:
Т10 | X | • | X | X | X | X | — | XX |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 |
- принадлежность к семейству тракторов Т10
- буквенный индекс:
Б — трактор болотоходной и трубоукладочной модификации. - индекс мощности дизеля типа Д180:
0 — 180 л.с.; 1 — 170 л.с.; 2 — 140 л.с. - индекс типа трансмиссии:
0 — гидромеханическая; 1 — механическая; 2 — гидромеханическая с механизмами поворота в масле; 3 — механическая с механизмами поворота в масле. - индекс ходовой системы:
0 — 6 опорных катков; 1 — 5 опорных катков; 2 — 7 опорных катков; 3 — облегченная, 5 опорных катков; 4 — облегченная, 6 опорных катков. - индекс системы пуска дизеля:
0 — электростартерная; 1 — пусковой двигатель; 2 — пусковой двигатель, система предпусковой тепловой подготовки, дополнительный отопитель кабины; 3 — пусковой двигатель, предпусковой жидкостный дизельный подогреватель; 4 — пусковой двигатель, дополнительный отопитель кабины. - индекс назначения:
0 — без прицепного устройства, приспособлен под установку бульдозерного и рыхлительного оборудования; 1 — с жестким прицепным устройством, приспособлен под установку бульдозерного оборудования; 2 — с маятниковым прицепным устройством, приспособлен под установку бульдозерного оборудования; 5 — базовый трактор трубоукладчика; 6 — трактор для сельскохозяйственного производства с задней навесной системой; 7 — трактор для сельскохозяйственного производства с подъемно-прицепным устройством; 8 — трактор для сельскохозяйственного производства с маятниковым прицепным устройством; 9 — базовый трактор погрузчика; 10 — базовый трактор экскаватора траншейного цепного (ЭТЦ) с бульдозерным оборудованием; 11 — болотоходный трактор с шестискоростной механической трансмиссией, с маятниковым прицепным устройством, не приспособлен под установку бульдозерного оборудования; 12 — с жестким прицепным устройством, с валом отбора мощности, не приспособлен под установку бульдозерного оборудования; 13 — базовый трактор экскаватора траншейного цепного; 14 — базовый трактор прицепного крана КП-25; 15 — базовый трактор под установку тяговой лебедки ЛТ 25 и бульдозерного оборудования.
Например: трактор Т10.0000 (базовая модель) — это трактор с дизелем типа Д180 мощностью 180 л.с., с гидромеханической трансмиссией, тележками ходовой системы с шестью опорными катками и электростартерной системой пуска дизеля
История появления[ | ]
На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийских установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате техника не могла решать поставленные боевые задачи.[1]
После ряда поражений, понесённых Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов».[2] В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать тракторы 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.
В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на её место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм.[3] Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемёт ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести её на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).
Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень.[4]
В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района, где были сосредоточены основные производственные мощности металлургии и тяжёлой промышленности в европейской части СССР. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотни ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16.
18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода. Всего за это время в Харькове успели построить 142 бронетрактора. Вопреки расхожему мнению, СТЗ бронетракторы не собирал вообще, так как был загружен производством Т-34 и тракторов СТЗ-5-НАТИ.
Двигатель
Основные изменения в функциональности серии Т10-М по сравнению с предыдущими моделями заключаются в применении на тракторах более мощных двигателей с существенно увеличенным крутящим моментом. Если оценивать моторную часть на Т-10 М, то, использующийся четырехтактный дизельный двигатель Д180, имеет систему турбонаддува и несколько уровней мощности (140, 170 и 180 л.с.) с двухступенчатым воздухоочистителем. Кроме того, в зависимости от конкретной модификации двигатель может иметь различную систему запуска: электростартерную или карбюраторную.
Устанавливаемый тракторный двигатель Д180 может работать, как на дизельном топливе, так и на газоконденсате или на керасине. Для того чтобы имелась возможность эксплуатации трактора в различных климатических условиях предусматривается использование специальных средств и подогревателей.
Технические характеристики двигателя
Модель | Д180.111-1 (Д-160.11) |
Тип двигателя | Четырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 132 (180) при 1250 об/мин (индекс мощности — «0») 103 (140) при 1070 об/мин (индекс мощности — «2») |
Запас крутящего момента, % | не менее 25 |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт (г/л.с.ч) | не более 218 (160) |
Количество цилиндров | 4 |
Рабочий объем, л | 14,48 |
Диаметр цилиндра, мм | 150 |
Ход поршня, мм | 205 |
Система охлаждения | жидкостная |
Воздухоочиститель | двухступенчатый: первая ступень — мультициклон с автоматическим удалением пыли, вторая ступень — бумажные фильтрующие элементы |
Система смазки | комбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами |
Система пуска | электростартерная (индекс «0») или пусковой карбюраторный двигатель (индекс «1») |
Боевое применение[ | ]
Подробных данных об боевом использовании ХТЗ-16 немного. Производимые бронетракторы поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе. Так, в противотанковую роту 14-й танковой бригады поступило 8 бронетракторов ХТЗ-16, только сошедших с конвейера.[5] Ещё около 10-15 бронетракторов ХТЗ-16 в составе отдельного дивизиона принимали участие в обороне Полтавы в конце сентября 1941 года, где были быстро потеряны. В середине октября в составе Харьковского гарнизона был сформирован отдельный бронетанковый (противотанковый) отряд, который состоял из 47 единиц бронетанковой техники устаревших типов (25 Т-27, 13 Т-16 (ХТЗ), 5 Т-26, 4 Т-35).[6]-25 октября 1941 года за Харьков начались уличные бои. В этих боях все машины противотанкового отряда были либо уничтожены, либо брошены при отступлении. Десять машин в составе 133-й танковой бригады приняли участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были потеряны в мае 1942 года при попытке освободить Харьков.[3]
Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка.
Тракторы Т10М с двигателем ЯМЗ
В целях расширения номенклатурных возможностей, с учетом запросов и предпочтений потребителей, ЧТЗ осваивает выпуск модификаций тракторов Т10М с двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ 236Н-3. Двигатели ЯМЗ имеют широкое распространение и выпускаются массово. Развитая инфраструктура по обеспечению этих двигателей запасными частями и ремонтом делают машины и агрегаты, в которых они применяются в качестве силовой установки, предпочтительными для потребителей. Эти двигатели обладают рядом преимуществ: высокая надежность, хорошие удельные мощностные и экономические показатели, высокая степень унификации, широкая применяемость. ЧТЗ во втором полугодии 2004 г. выпустил несколько десятков товарных тракторов Т10М с двигателями ЯМЗ 236Н-3 и будет наращивать их производство.
Тракторы Т10М с двигателем ЯМЗ выпускаются только с гидромеханической трансмиссией. Ресурс двигателей ЯМЗ 236Н-3 при установке на тракторы Т10М ожидается даже более заявленного изготовителем, т.к. они (двигатели) не загружены на полную мощность. С помощью специального ограничителя двигатель отрегулирован на эксплуатационную мощность 140 кВт (190 л.с.). Номинальная частота вращения коленчатого вала — 1800 об/мин. Удельный расход топлива этого двигателя — 215 г/кВт ч. В систему обозначений моделей тракторов Т10М вводится дополнительный индекс «6» обозначения дизеля ЯМЗ 236Н-3.
Например: модификация базовой модели трактора Т10М (Т10М.0000) с дизелем ЯМЗ 236Н-3 имеет обозначение Т10М.6000.
Схожие машины[ | ]
Внешние изображения |
Работы по бронированию тракторов проводились и в осаждённой Одессе. На протяжении августа — сентября 1941 года на одесских заводах было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5. В отличие от проекта ХТЗ-16, разработанного централизованно, одесские бронетракторы собирались без какой либо документации — использовалось всё, что было под рукой. Вместо броневой стали, устанавливались сварные листы из судостроительной или котельной стали. Типового вооружения не было: пулемётные трактора вооружались одним-двумя пулемётами 7,62-мм ДТ либо одним 12,7-мм ДШК, пушечный вариант имел 37-мм танковую пушку.[7]
После войны за этими машинами закрепилось название НИ/НИ-1 («На испуг»), а до этого по документам они проходили как «танк-трактор» или «бронированный трактор».
В августе 1941 года до десяти бронетракторов, на базе шасси СТЗ-5, было сделано на Ижорском заводе в Ленинграде. Они получили индекс . О конструкции и применении этих бронетракторов не известно.[3]
Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 бронемашины вооружённых пулемётами. К настоящему времени документально подтверждено наличие в сентябре — октябре 1941 года на островах Моонзундского архипелага одного взвода химических танков, 2 танкеток и 5 или 6 импровизированных боевых бронированных машин. Согласно же данным противника, общее количество захваченных советских бронеединиц на островах равнялось 18.[8]
Импровизированный вариант бронетрактора ХТЗ-16 в Киеве
Трансмиссия
Применение трансмиссии двух типов: гидромеханической и усовершенствованной механической позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.
Гидромеханическая трансмиссия
Гидромеханическая трансмиссия, обеспечивает автоматическое бесступенчатое регулирование тягового усилия и скорости в зависимости от тягового сопротивления. В ней используется главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы, применяемые в механической трансмиссии.
Технические характеристики гидромеханической трансмиссии
Гидротрансформатор | трехколесный одноступенчатый |
Коробка передач | планетарная, трехступенчатая, реверсивная с переключением под нагрузкой |
Фрикционы | многодисковые, постоянно замкнутые, сухого трения, с гидросервированным выключением |
Тормоза | ленточные, сухого трения |
Главная передача | коническая с круговым зубом |
Бортовые редукторы | двухступенчатые |
Максимальные тяговые усилия и скорости движения холостого хода базовой модели Т10.0000
Передача | вперед | назад | |
скорость, км/ч | тяговое усилие, кН | скорость, км/ч | |
I | 3,61 | 151 | 4,48 |
II | 6,40 | 142 | 7,94 |
III | 10,09 | 83 | 12,51 |
Механическая трансмиссия
Муфта сцепления | постоянно замкнутая, сухого трения, гидросервированная |
Коробка передач | четырехвальная с шестернями постоянного зацепления, обеспечивает восемь скоростей вперед и четыре — назад. Выпускается в вариантах, приспособленных и неприспособленных под установку вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Трансформируется в шестискоростную блокировкой первой передачи нормального и ускоренного диапазонов (для части комплектаций тракторов болотоходной модификации) |
Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы такие же, как у гидромеханической трансмиссии.
Максимальные тяговые усилия и скорости движения тракторов с механической трансмиссией с двигателем мощностью 180 л.с. (при номинальной частоте вращения коленчатого вала)
Передача | вперед | назад | |||
норм. диапазон | ускор. диапазон | скорость, км/ч | |||
скорость, км/ч | тяговое усилие, кН | скорость, км/ч | тяговое усилие, кН | ||
I | 2,58 | 142 | 3,07 | 122 | 3,01 |
II | 3,57 | 103 | 4,25 | 85 | 4,18 |
III | 5,20 | 67 | 6,20 | 54 | 6,06 |
IV | 8,70 | 35 | 10,40 | 27 | 10,20 |
Ходовая система
Тележечная. Подвеска тележек — полужесткая трехточечная с жесткой балансирной балкой и микроподрессориванием. Применение такой подвески позволяет рационально использовать массу ходового аппарата при работе с бульдозерным оборудованием и более эффективно, по сравнению с традиционной рессорной подвеской, использовать бульдозерный агрегат, особенно на плотных грунтах.
Количество опорных катков с каждой стороны | 6 (индекс «0») 5 (индекс «1») 7 (индекс «2») |
Количество поддерживающих катков с каждой стороны | 2 1 (индекс «3») |
Механизм натяжения | гидравлический |
Ширина башмака гусеницы, мм | 500 690 900 (болотоходный) 460 (облегченный, индекс «3») |
Шаг, мм | 203 |
Высота грунтозацепа, мм | 65 |
Удельное давление на грунт, МПа | 0,076 |
На рамах гусеничных тележек из труб прямоугольного профиля установлены опорные и поддерживающие катки, натяжное колесо и механизм сдавания гусеницы.
За базовую принята гусеничная тележка с шестью опорными и двумя поддерживающими катками (вместо традиционных для тракторов ЧТЗ тягового класса 10 пятикатковых). Применение шестикатковых тележек существенно улучшает тягово-сцепные свойства и повышает производительность бульдозерно-рыхлительного агрегата.
На «болотоходных» тракторах, предназначенных для работы на слабых грунтах, применяются семикатковые тележки и башмаки гусениц шириной 900 мм, что обеспечивает значительно сниженние удельного давления на грунт в сравнении с базовыми модификациями.
Семикатковые тележки применены и на тракторах, используемых в качестве базы под трубоукладчики ТР12 и ТР20 и под прицепной кран КП-25.
Гидравлическая система
Раздельно-агрегатная гидравлическая система с насосом шестеренного типа. Конфигурация гидросистемы в зависимости от устанавливаемого навесного оборудования. Основной гидронасос шестеренного типа НШ-100 установлен на двигатель и имеет привод от его шестерен распределения.
Номинальное давление в системе, МПа | 16 |
Давление настройки предохранительного клапана, МПа | 18 — 20 |
Гидроцилиндры передней навесной системы: | |
диаметр гидроцилиндра, мм | 100 |
диаметр и ход штока, мм | 60х800 |
Гидроцилиндр перекоса отвала: | |
диаметр гидроцилиндра, мм | 160 |
ход штока, мм | 200 |
Гидроцилиндр рыхлителя: | |
диаметр гидроцилиндра, мм | 160 |
ход штока, мм | 450 |
Полнопоточный фильтр с фильтрующими элементами «Реготмас» имеет тонкость очистки 25 мкм и установлен на трассе слива.
Гидрораспределитель Р160, трехзолотниковый, трехпозиционный.
Кабина
Каркасная, установленна на виброизолированной платформе, имеет современный дизайн. Большая площадь остекления, удобное расположение органов управления, подрессоренное сиденье, регулируемое по весу и росту оператора, отопитель калориферного типа, солнцезащитные шторки и др. обеспечивают повышенную комфортность при работе. На изготовленной в травмобезопасном исполнении панели приборов установлены указатели и сигнализаторы, позволяющие оператору контролировать работу всех основных систем трактора. Защитный каркас кабины (ROPS-FOPS) защищает оператора при опрокидывании и от падающих предметов. По заказу потребителя может быть оснащена кондиционером
Масса
Масса серийных моделей тракторов семейства Т10М находится в диапазоне 14100 — 16760 кг:
- базовая модель = 15990 кг
- облегченный трактор = 13000 кг
- база под трубоукладчик = 17700 кг
Трактор Т-10М – это собирательное понятие промышленных гусеничных тракторов, принадлежащих к тяговому классу 10.
Серийное производство тракторов серии Т-10 стартовало в июле 2003 года. В результате огромной инженерно-конструкторской работы удалось разработать высокоэффективную модель нового трактора Т-10 М, который сейчас выпускается более чем в 80 модификациях с различными особенностями и комплектацией.
В зависимости от конкретных эксплуатационных условий и требований на тракторах серии Т-10М используется трансмиссия двух видов: гидромеханическая или более совершенная механическая.
Трактор Т10-М может интенсивно использоваться для выполнения самых различных работ при любой погоде, обеспечивая эффективную, комфортную и безопасную работу с возможностью совместного применения бульдозерной техники.
Фото
Сколько стоит новый и б/у ХТЗ Т-012
Отличительной особенностью мини-тракторов является их невысокая стоимость. Б/У модель трактора Т-012 в отличном состоянии можно приобрести за 100000-150000 рублей.