Челябинские трактора Т 10 М, Т 10 Б — технические характеристики

Трактор Т 10 М

  • трактор Т 10 М;
  • трактор Т 10 Б.

Их область использования очень широка. Зачастую они используются для бульдозерных работ, для рыхления почвы, для подъема, перемещения и укладки труб разного функционального предназначения, а также для выполнения работ с различным прицепным оборудованием.

Модели могут эксплуатироваться в различных климатических условиях. Это очень важно для нашей страны, в которой насчитывается большое количество климатических регионов. Ведь каждый регион отличается температурным режимом и влажностью.

О переходе на трактора типа Т10

С июня 2002 года завод перешел на выпуск нового семейства модернизированных тракторов типа Т10 (маркировка базовой модели тракторов этого типа — Т10.0000). Тракторы нового семейства — это результат 4-х- летней работы Челябинского тракторного завода по повышению качества, технического уровня, надежности и унификации своих предшественников: тракторов Т-170М1 и Т-10.02. Реализация накопленных технических решений позволила перейти на выпуск более совершенного трактора Т10. Решая задачу существенного повышения технического уровня, улучшения потребительских свойств и показателей, разработан и реализован комплекс мероприятий:заменен поплавковым К-125Л

  1. Увеличенная до 180 л.с. мощность двигателя при повышенном запасе крутящего момента до 25% позволяет эффективно использовать землеройные агрегаты. Возможность работы двигателя на различных видах топлива (дизельное, керосин, газоконденсат) делает трактор и агрегаты на его базе весьма эффективными в различных регионах. В зависимости от условий эксплуатации на трактор могут устанавливаться дефорсированные двигатели мощностью 140 и 170 л.с. Запуск двигателей пусковым двигателем П-23У или прямой электростартерный. Предусмотрена возможность комплектации предпусковым подогревателем.
  2. Применение на этом тракторе новой подвески в виде балансирной балки с микроподрессориванием взамен рессоры позволяет рационально использовать массу ходового аппарата, включающегося в работу при заглублении отвала бульдозера, увеличивая давление режущей кромки на грунт, что позволяет эффективно использовать агрегат на плотных грунтах.
  3. Удлиненная ходовая часть (на тракторе установлена 6-катковая тележка вместо 5-катковой на тракторах Т-170М1 и Т-10.02) существенно улучшает тяговосцепные свойства, что в совокупности с двигателем увеличенной мощности позволяет повысить производительность бульдозерно-рыхлительных агрегатов до 20%. Имеется устройство для регулировки колеи, что позволяет уменьшить износ деталей ходового аппарата. Вместе с тем сохранен выпуск тракторов с 5-катковыми тележками. Для работы на слабых почвах выпускаются тракторы с увеличенной длиной опорной поверхности на грунт (7-катковыми тележками) и уширенными колеей и башмаками гусениц (болотоходные тракторы).
  4. Два типа трансмиссии: усовершенствованная механическая трансмиссия, в механизмах поворота которой применены диски трения с металлокерамическими накладками вместо асбестовых, что существенно повышает срок службы механизмов и увеличивает межрегулировочный период, или трехскоростная реверсивная гидромеханическая трансмиссия с гидросервированным управлением позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.
  5. Трактор оборудуется кабиной с круговой обзорностью, в которой устанавливается вентиляционно-отопительная система повышенной эффективности. По желанию заказчика кабина может оснащаться дополнительным масляным отопителем или кондиционером, аварийным люком на крыше. Тракторы могут комплектоваться устройством защиты тракториста при опрокидывании и от падающих предметов (ROPS-FOPS). По желанию заказчика возможен выпуск тракторов в бескабинном варианте, с тентом, с аварийным люком в кабине и пр.
  6. Тракторы типа Т10 оснащаются высокопроизводительным землеройным оборудованием. Применяются различные типы бульдозерных отвалов: прямой, полусферический, сферический для сыпучих грунтов (угольный), поворотный. Создано бульдозерное оборудование для оснащения болотоходных тракторов. Однозубый и трехзубый рыхлители позволяют эффективно разрабатывать мерзлые и скальные грунты.
  7. Для использования на лесозаготовительных работах, в дорожном и промышленном строительстве тракторы могут оснащаться специальными тяговыми лебедками типа ЛТ 25.
  8. На специальной базе тракторов типа Т10 изготавливаются трубоукладчики ТР12 и ТР20, грузоподъемностью 12,5 и 20 тонн, со стрелами длиной 7 и 9 метров.
  9. На базе тракторов Т10 завод может изготавливать целый ряд машин различного назначения (под прицепной кран КП-25, экскаватор траншейный цепной, баровую установку и др.), в том числе и под конкретного заказчика.

Работы по дальнейшему совершенствованию тракторов типа Т10 и агрегатов на их базе продолжаются. В 2003 году планируется выпуск промышленной партии тракторов Т10 с вынесенной вперед точкой крепления гидроцилиндров с последующим полным переходом на эту модернизированную конструкцию трактора НО.

Для правильной и безопасной эксплуатации тракторов Т10 они комплектуются вновь разработанной эксплуатационной документацией. В помощь занимающимся ремонтом издана «Инструкция по разборке и сборке трактора Т10».

С переходом на производство тракторов Т10 применена новая система маркировки моделей.

Каждой модели трактора присваивается условное обозначение, состоящее из буквенных и цифровых индексов:

Т10XXXXXXX
12345б7
  1. принадлежность к семейству тракторов Т10
  2. буквенный индекс:
    Б — трактор болотоходной и трубоукладочной модификации.
  3. индекс мощности дизеля типа Д180:
    0 — 180 л.с.; 1 — 170 л.с.; 2 — 140 л.с.
  4. индекс типа трансмиссии:
    0 — гидромеханическая; 1 — механическая; 2 — гидромеханическая с механизмами поворота в масле; 3 — механическая с механизмами поворота в масле.
  5. индекс ходовой системы:
    0 — 6 опорных катков; 1 — 5 опорных катков; 2 — 7 опорных катков; 3 — облегченная, 5 опорных катков; 4 — облегченная, 6 опорных катков.
  6. индекс системы пуска дизеля:
    0 — электростартерная; 1 — пусковой двигатель; 2 — пусковой двигатель, система предпусковой тепловой подготовки, дополнительный отопитель кабины; 3 — пусковой двигатель, предпусковой жидкостный дизельный подогреватель; 4 — пусковой двигатель, дополнительный отопитель кабины.
  7. индекс назначения:
    0 — без прицепного устройства, приспособлен под установку бульдозерного и рыхлительного оборудования; 1 — с жестким прицепным устройством, приспособлен под установку бульдозерного оборудования; 2 — с маятниковым прицепным устройством, приспособлен под установку бульдозерного оборудования; 5 — базовый трактор трубоукладчика; 6 — трактор для сельскохозяйственного производства с задней навесной системой; 7 — трактор для сельскохозяйственного производства с подъемно-прицепным устройством; 8 — трактор для сельскохозяйственного производства с маятниковым прицепным устройством; 9 — базовый трактор погрузчика; 10 — базовый трактор экскаватора траншейного цепного (ЭТЦ) с бульдозерным оборудованием; 11 — болотоходный трактор с шестискоростной механической трансмиссией, с маятниковым прицепным устройством, не приспособлен под установку бульдозерного оборудования; 12 — с жестким прицепным устройством, с валом отбора мощности, не приспособлен под установку бульдозерного оборудования; 13 — базовый трактор экскаватора траншейного цепного; 14 — базовый трактор прицепного крана КП-25; 15 — базовый трактор под установку тяговой лебедки ЛТ 25 и бульдозерного оборудования.

Например: трактор Т10.0000 (базовая модель) — это трактор с дизелем типа Д180 мощностью 180 л.с., с гидромеханической трансмиссией, тележками ходовой системы с шестью опорными катками и электростартерной системой пуска дизеля

История появления[ | ]

На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийских установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате техника не могла решать поставленные боевые задачи.[1]

После ряда поражений, понесённых Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов».[2] В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать тракторы 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.

В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на её место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм.[3] Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемёт ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести её на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).

Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень.[4]

В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района, где были сосредоточены основные производственные мощности металлургии и тяжёлой промышленности в европейской части СССР. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотни ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16.

18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода. Всего за это время в Харькове успели построить 142 бронетрактора. Вопреки расхожему мнению, СТЗ бронетракторы не собирал вообще, так как был загружен производством Т-34 и тракторов СТЗ-5-НАТИ.

Двигатель

Основные изменения в функциональности серии Т10-М по сравнению с предыдущими моделями заключаются в применении на тракторах более мощных двигателей с существенно увеличенным крутящим моментом. Если оценивать моторную часть на Т-10 М, то, использующийся четырехтактный дизельный двигатель Д180, имеет систему турбонаддува и несколько уровней мощности (140, 170 и 180 л.с.) с двухступенчатым воздухоочистителем. Кроме того, в зависимости от конкретной модификации двигатель может иметь различную систему запуска: электростартерную или карбюраторную.

Устанавливаемый тракторный двигатель Д180 может работать, как на дизельном топливе, так и на газоконденсате или на керасине. Для того чтобы имелась возможность эксплуатации трактора в различных климатических условиях предусматривается использование специальных средств и подогревателей.
Технические характеристики двигателя

МодельД180.111-1 (Д-160.11)
Тип двигателяЧетырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.)132 (180) при 1250 об/мин (индекс мощности — «0») 103 (140) при 1070 об/мин (индекс мощности — «2»)
Запас крутящего момента, %не менее 25
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт (г/л.с.ч)не более 218 (160)
Количество цилиндров4
Рабочий объем, л14,48
Диаметр цилиндра, мм150
Ход поршня, мм205
Система охлажденияжидкостная
Воздухоочистительдвухступенчатый: первая ступень — мультициклон с автоматическим удалением пыли, вторая ступень — бумажные фильтрующие элементы
Система смазкикомбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами
Система пускаэлектростартерная (индекс «0») или пусковой карбюраторный двигатель (индекс «1»)

Боевое применение[ | ]

Подробных данных об боевом использовании ХТЗ-16 немного. Производимые бронетракторы поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе. Так, в противотанковую роту 14-й танковой бригады поступило 8 бронетракторов ХТЗ-16, только сошедших с конвейера.[5] Ещё около 10-15 бронетракторов ХТЗ-16 в составе отдельного дивизиона принимали участие в обороне Полтавы в конце сентября 1941 года, где были быстро потеряны. В середине октября в составе Харьковского гарнизона был сформирован отдельный бронетанковый (противотанковый) отряд, который состоял из 47 единиц бронетанковой техники устаревших типов (25 Т-27, 13 Т-16 (ХТЗ), 5 Т-26, 4 Т-35).[6]-25 октября 1941 года за Харьков начались уличные бои. В этих боях все машины противотанкового отряда были либо уничтожены, либо брошены при отступлении. Десять машин в составе 133-й танковой бригады приняли участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были потеряны в мае 1942 года при попытке освободить Харьков.[3]

Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка.

Тракторы Т10М с двигателем ЯМЗ

В целях расширения номенклатурных возможностей, с учетом запросов и предпочтений потребителей, ЧТЗ осваивает выпуск модификаций тракторов Т10М с двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ 236Н-3. Двигатели ЯМЗ имеют широкое распространение и выпускаются массово. Развитая инфраструктура по обеспечению этих двигателей запасными частями и ремонтом делают машины и агрегаты, в которых они применяются в качестве силовой установки, предпочтительными для потребителей. Эти двигатели обладают рядом преимуществ: высокая надежность, хорошие удельные мощностные и экономические показатели, высокая степень унификации, широкая применяемость. ЧТЗ во втором полугодии 2004 г. выпустил несколько десятков товарных тракторов Т10М с двигателями ЯМЗ 236Н-3 и будет наращивать их производство.

Тракторы Т10М с двигателем ЯМЗ выпускаются только с гидромеханической трансмиссией. Ресурс двигателей ЯМЗ 236Н-3 при установке на тракторы Т10М ожидается даже более заявленного изготовителем, т.к. они (двигатели) не загружены на полную мощность. С помощью специального ограничителя двигатель отрегулирован на эксплуатационную мощность 140 кВт (190 л.с.). Номинальная частота вращения коленчатого вала — 1800 об/мин. Удельный расход топлива этого двигателя — 215 г/кВт ч. В систему обозначений моделей тракторов Т10М вводится дополнительный индекс «6» обозначения дизеля ЯМЗ 236Н-3.

Например: модификация базовой модели трактора Т10М (Т10М.0000) с дизелем ЯМЗ 236Н-3 имеет обозначение Т10М.6000.

Схожие машины[ | ]

Внешние изображения

Работы по бронированию тракторов проводились и в осаждённой Одессе. На протяжении августа — сентября 1941 года на одесских заводах было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5. В отличие от проекта ХТЗ-16, разработанного централизованно, одесские бронетракторы собирались без какой либо документации — использовалось всё, что было под рукой. Вместо броневой стали, устанавливались сварные листы из судостроительной или котельной стали. Типового вооружения не было: пулемётные трактора вооружались одним-двумя пулемётами 7,62-мм ДТ либо одним 12,7-мм ДШК, пушечный вариант имел 37-мм танковую пушку.[7]

После войны за этими машинами закрепилось название НИ/НИ-1 («На испуг»), а до этого по документам они проходили как «танк-трактор» или «бронированный трактор».

В августе 1941 года до десяти бронетракторов, на базе шасси СТЗ-5, было сделано на Ижорском заводе в Ленинграде. Они получили индекс . О конструкции и применении этих бронетракторов не известно.[3]

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 бронемашины вооружённых пулемётами. К настоящему времени документально подтверждено наличие в сентябре — октябре 1941 года на островах Моонзундского архипелага одного взвода химических танков, 2 танкеток и 5 или 6 импровизированных боевых бронированных машин. Согласно же данным противника, общее количество захваченных советских бронеединиц на островах равнялось 18.[8]

Импровизированный вариант бронетрактора ХТЗ-16 в Киеве

Трансмиссия

Применение трансмиссии двух типов: гидромеханической и усовершенствованной механической позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.

Гидромеханическая трансмиссия

Гидромеханическая трансмиссия, обеспечивает автоматическое бесступенчатое регулирование тягового усилия и скорости в зависимости от тягового сопротивления. В ней используется главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы, применяемые в механической трансмиссии.
Технические характеристики гидромеханической трансмиссии

Гидротрансформатортрехколесный одноступенчатый
Коробка передачпланетарная, трехступенчатая, реверсивная с переключением под нагрузкой
Фрикционымногодисковые, постоянно замкнутые, сухого трения, с гидросервированным выключением
Тормозаленточные, сухого трения
Главная передачаконическая с круговым зубом
Бортовые редукторыдвухступенчатые

Максимальные тяговые усилия и скорости движения холостого хода базовой модели Т10.0000

Передачавпередназад
скорость, км/чтяговое усилие, кНскорость, км/ч
I3,611514,48
II6,401427,94
III10,098312,51

Механическая трансмиссия

Муфта сцепленияпостоянно замкнутая, сухого трения, гидросервированная
Коробка передаччетырехвальная с шестернями постоянного зацепления, обеспечивает восемь скоростей вперед и четыре — назад. Выпускается в вариантах, приспособленных и неприспособленных под установку вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Трансформируется в шестискоростную блокировкой первой передачи нормального и ускоренного диапазонов (для части комплектаций тракторов болотоходной модификации)

Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы такие же, как у гидромеханической трансмиссии.
Максимальные тяговые усилия и скорости движения тракторов с механической трансмиссией с двигателем мощностью 180 л.с. (при номинальной частоте вращения коленчатого вала)

Передачавпередназад
норм. диапазонускор. диапазонскорость, км/ч
скорость, км/чтяговое усилие, кНскорость, км/чтяговое усилие, кН
I2,581423,071223,01
II3,571034,25854,18
III5,20676,20546,06
IV8,703510,402710,20

Ходовая система

Тележечная. Подвеска тележек — полужесткая трехточечная с жесткой балансирной балкой и микроподрессориванием. Применение такой подвески позволяет рационально использовать массу ходового аппарата при работе с бульдозерным оборудованием и более эффективно, по сравнению с традиционной рессорной подвеской, использовать бульдозерный агрегат, особенно на плотных грунтах.

Количество опорных катков с каждой стороны6 (индекс «0») 5 (индекс «1») 7 (индекс «2»)
Количество поддерживающих катков с каждой стороны2 1 (индекс «3»)
Механизм натяжениягидравлический
Ширина башмака гусеницы, мм500 690 900 (болотоходный) 460 (облегченный, индекс «3»)
Шаг, мм203
Высота грунтозацепа, мм65
Удельное давление на грунт, МПа0,076

На рамах гусеничных тележек из труб прямоугольного профиля установлены опорные и поддерживающие катки, натяжное колесо и механизм сдавания гусеницы.

За базовую принята гусеничная тележка с шестью опорными и двумя поддерживающими катками (вместо традиционных для тракторов ЧТЗ тягового класса 10 пятикатковых). Применение шестикатковых тележек существенно улучшает тягово-сцепные свойства и повышает производительность бульдозерно-рыхлительного агрегата.

На «болотоходных» тракторах, предназначенных для работы на слабых грунтах, применяются семикатковые тележки и башмаки гусениц шириной 900 мм, что обеспечивает значительно сниженние удельного давления на грунт в сравнении с базовыми модификациями.

Семикатковые тележки применены и на тракторах, используемых в качестве базы под трубоукладчики ТР12 и ТР20 и под прицепной кран КП-25.

Гидравлическая система

Раздельно-агрегатная гидравлическая система с насосом шестеренного типа. Конфигурация гидросистемы в зависимости от устанавливаемого навесного оборудования. Основной гидронасос шестеренного типа НШ-100 установлен на двигатель и имеет привод от его шестерен распределения.

Номинальное давление в системе, МПа16
Давление настройки предохранительного клапана, МПа18 — 20
Гидроцилиндры передней навесной системы:
диаметр гидроцилиндра, мм100
диаметр и ход штока, мм60х800
Гидроцилиндр перекоса отвала:
диаметр гидроцилиндра, мм160
ход штока, мм200
Гидроцилиндр рыхлителя:
диаметр гидроцилиндра, мм160
ход штока, мм450

Полнопоточный фильтр с фильтрующими элементами «Реготмас» имеет тонкость очистки 25 мкм и установлен на трассе слива.

Гидрораспределитель Р160, трехзолотниковый, трехпозиционный.

Кабина

Каркасная, установленна на виброизолированной платформе, имеет современный дизайн. Большая площадь остекления, удобное расположение органов управления, подрессоренное сиденье, регулируемое по весу и росту оператора, отопитель калориферного типа, солнцезащитные шторки и др. обеспечивают повышенную комфортность при работе. На изготовленной в травмобезопасном исполнении панели приборов установлены указатели и сигнализаторы, позволяющие оператору контролировать работу всех основных систем трактора. Защитный каркас кабины (ROPS-FOPS) защищает оператора при опрокидывании и от падающих предметов. По заказу потребителя может быть оснащена кондиционером

Масса

Масса серийных моделей тракторов семейства Т10М находится в диапазоне 14100 — 16760 кг:

  • базовая модель = 15990 кг
  • облегченный трактор = 13000 кг
  • база под трубоукладчик = 17700 кг

Трактор Т-10М – это собирательное понятие промышленных гусеничных тракторов, принадлежащих к тяговому классу 10.

Серийное производство тракторов серии Т-10 стартовало в июле 2003 года. В результате огромной инженерно-конструкторской работы удалось разработать высокоэффективную модель нового трактора Т-10 М, который сейчас выпускается более чем в 80 модификациях с различными особенностями и комплектацией.

В зависимости от конкретных эксплуатационных условий и требований на тракторах серии Т-10М используется трансмиссия двух видов: гидромеханическая или более совершенная механическая.

Трактор Т10-М может интенсивно использоваться для выполнения самых различных работ при любой погоде, обеспечивая эффективную, комфортную и безопасную работу с возможностью совместного применения бульдозерной техники.

Фото

Сколько стоит новый и б/у ХТЗ Т-012

Отличительной особенностью мини-тракторов является их невысокая стоимость. Б/У модель трактора Т-012 в отличном состоянии можно приобрести за 100000-150000 рублей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: