Самодельный минитрактор на гусеничном ходу — этапы сборки


Самодельный гусеничный трактор является хорошим подспорьем для жителей сельской местности и владельцев небольших фермерских хозяйств. Подобная техника способна облегчить выполнение целого комплекса работ, увеличив производительность труда и скорость обработки земельных угодий. Это вспашка грунта, транспортировка собранного урожая, внесение удобрений, рыхление и многое другое.

Применение

Приобретение специализированных машин в магазинах и на рынках обойдется в «кругленькую» сумму, поэтому, многие землевладельцы мастерят самодельные гусеничные минитракторы из подручных материалов и доступных механизмов, бывших в употреблении. Такой подход позволяет не только сэкономить финансовые средства, но и становится увлекательным занятием для хозяйственных и рачительных мужчин.

Подобные приспособления значительно расширяют возможности в плане обработки угодий, а дополнительное навесное оборудование дает возможность максимально увеличить функциональность агрегата. В результате, все операции существенно упрощаются, а обслуживание и эксплуатация не требуют больших вложений и приспособлений.

Выполняемые работы

Самодельные минитрактора на гусеничном ходу подходят для выполнения следующих манипуляций:

  • рыхление земли, включая перекопку грядок;
  • внесение различных удобрений способом распыления;
  • уборка урожая, уход за газонной травой;
  • вывоз мусора, очистка территории от листвы и снега;
  • транспортировка грузов различного назначения.

Как показывает практика, с помощью рассматриваемой техники можно осуществлять большинство работ, присущих жителям сельской местности. Кроме того, подобный агрегат вполне подойдет для ряда строительных операций.

Гусеничные самоделки на основе мотоблока

Если поставлена задача сделать мотоблок на гусеницах своими руками, прежде всего нужно определиться с назначением будущей техники. Нужно учесть количество мест, массу перевозимых грузов, условия эксплуатации, в которых будет находиться гусеничный мотоблок. Все это нужно для того, чтобы правильно рассчитать нагрузку на двигатель. После уяснения общего замысла подбирается тип гусеничного хода.

Создание полноценного гусеничного модуля для мотоблока предусматривает наличие рамы, каркас которой можно сконструировать из металлических труб прямоугольного сечения. Для их скрепления понадобится сварочный аппарат. Такие элементы, как шлицевая часть и приводные валы лучше позаимствовать у заводских агрегатов, например, у «Бурана», «Оки». Готовые чертежи значительно сократят время разработки самодельного аппарата.

Основные рекомендации для гусеничных самоделок на основе мотоблока:

  1. Чтобы мотоблок на гусеницах был маневренным, нужно установить тормозные механизмы на передние валы.
  2. Нельзя делать гусеничный модуль слишком высоким. Излишняя высота смещает центр тяжести, что повышает вероятность опрокидывания. Сбалансированная высота гусениц позволит уверенно проезжать трудные участки дороги и крутые повороты.
  3. Увеличение второй ведомой оси, в пределах от 1 до 2 сантиметров, значительно повышает устойчивость гусеничного мотоблока.
  4. Если в мотоблоке нет дифференциала, следует использовать поворотный удлинитель. Такой подход повышает возможность маневрировать техникой.
  5. Мотоблок на гусеницах дольше послужит, если использовать водяное охлаждение для двигателя. Вариант с воздушным способом охлаждения может не выдержать большие нагрузки.
  6. Самодельная часть гусеничного хода не должна быть тяжелой, иначе теряется смысл создавать гусеничные мини. Нет смысла использовать массивные части, например от бульдозера. Всегда найдется способ изготовить деталь вручную из более легких материалов.
  7. Расширение колесной базы точно не повредит. Решается это вставкой втулки на ведущем валу. Втулку лучше приобрести готовую в автомагазине или, если есть желание, выточить самостоятельно.
  8. Гусеница считается более сложным механизмом, чем колесный ход. Поэтому очень важно предварительно все просчитать и набросать схему будущего агрегата.
  9. Пересадка техники на гусеничный ход, кроме указанных плюсов, имеет свои недостатки, главные из них: снижение скорости и увеличение потребления топлива.

Гусеничный минитрактор своими руками

Самодельный вариант представляет собой конструкцию из нескольких основных узлов. Каждая часть изготавливается отдельно по чертежам и схемам. Описание сборки начнем с рамной части. Этот элемент является определяющей деталью, поскольку от его прочности зависит устойчивость всей модели. К раме крепятся прочие агрегаты. Основу делают из пары лонжеронов, траверса, соединяя их посредством сварки.

Наружная часть будущей рамы состоит из швеллера, внутреннюю оснастку изготавливают из трубы с квадратным сечением. При этом, фронтальная траверса будет меньше, чем задний аналог. К примеру, из швеллеров №12 и №16, соответственно.

Ходовые элементы

Для самодельного гусеничного минитрактора из мотоблока подойдет мост от отечественных машин, бывших в употреблении. Часто для этих целей используют узел от ГАЗ-21. При этом его придется доработать посредством обточки до ширины 0,8 метра. Также придется убрать заклепки с фиксирующих чулок.

Если под рукой не имеется готовых гусениц, их можно сделать своими руками. В качестве исходного материала потребуется четыре колеса и пара покрышек от крупногабаритного автомобиля. Размер элементов подбирается так, чтобы они гармонировали с габаритами всей создаваемой машины. В связи с этим, однозначный диаметр колес сложно назвать точно, поскольку размеры рам у самодельной техники существенно отличаются. Покрышку обрезают по краям и надевают на колеса, размещенные по осям.

Способы изготовления самодельных гусениц

После принятия решения, что техника будет с гусеничным ходом, следует выбрать тип самодельной гусеницы. При этом важно учитывать не только имеющийся материал, но и мощность двигателя. Также учитывается то, чем будет в основном заниматься самоделка на гусеницах. Обычно рассматривается два варианта:

  1. Вездеход исключительно для передвижения;
  2. Техника для обработки земельных участков: трактор, мини трактор, мотоблок.

Наиболее популярный способ — это использование транспортерной или конвейерной ленты. Стоит она сравнительно недорого. Все дополнительные детали можно изготовить самостоятельно. Такой вид гусеницы эффективен при движении по снегу. В гусеничном ходу используется важный элемент — грунтозацеп. Для его изготовления нужен стальной лист толщиной от 2 миллиметров.

Важно при создании заклепок использовать высокопрочную сталь. Полосы транспортерной ленты на гусеницах своими руками соединяются грунтозацепами П-образной формы. Желательно ленту прошить по краям, например леской, чтобы увеличить продолжительность использования. Для создания грунтозацепов и гусеничного хода в целом рекомендуется использовать готовые чертежи.

Самый дешевый способ — изготовить гусеницу из автомобильной покрышки. Длина ленты будет зависеть от размеров шины. Это хороший вариант делать гусеничные мини. Обычно используются изношенные покрышки. Чем лучше сохранился протектор, тем лучше. Наиболее трудоемкий этап такого подхода — вырезание дорожки с протекторами. Во время этого процесса отделяется боковая поверхность покрышки. При этом желательно иметь инструмент типа электролобзика, но можно обойтись и обычным острым ножом. Плюс данного подхода в том, что вырезанная лента — это сразу замкнутый контур.

Интересный способ — применить плоские приводные ремни. Важным плюсом такого подхода является то, что при соединении ремней с помощью грунтозацепов получаются готовые отверстия для звездочки. Приводные ремни лучше купить в магазине. Найти этот материал несложно, и стоимость, как и в случае с транспортерными лентами, довольно приемлемая.

Способ с применением транспортерной ленты можно модифицировать. Суть метода — закрепление втулочно-роликовой цепи внутри гусеницы. Закрепить цепь с лентой можно кронштейнами. С грунтозацепами кронштейны соединяют болтами. Любая самоделка на гусеницах требует тщательного подбора способа сцепки с ведущей звездочкой и выбора материалов.

Прочие механизмы

На то, как пашет гусеничный самодельный минитрактор и прочие его рабочие характеристики повлияют также такие детали, как коробка передач и узел сцепления. Для обустройства этих блоков подойдут аналоги с ГАЗ-52 и 53.

В целом, порядок действий по сборке указанной техники можно определить следующими этапами:

  1. Создание рамной части из швеллеров при помощи сварки, фиксация на ней опорных катков, колес от тележки, приводящих машину в движение.
  2. Монтаж мотора с коробкой передач.
  3. Установка дифференциалов, тормозов, соединение их с КПП.
  4. Оборудование рабочего места и рулевого управления.
  5. Натяжка гусениц на колесные заготовки.
  6. Проверка надежности всего крепежа и работоспособности всей конструкции.

Процесс сборки

Сборка гусеничного минитрактора своими руками — это процесс последовательного монтажа всех элементов в соответствии с подготовленной схемой. Алгоритм следующий:

Сборка гусеничного минитрактора — установка двигателя

  • Изготовление рамы, установка на нее сиденья, колес и моста.
  • Монтаж на раму двигателя с топливным баком и КПП (подойдет коробка от ГАЗ-53) и сцепления (например, от ГАЗ-52).
  • Подсоединение бортовых тормозов и дифференциала, подключение последнего к КПП.
  • Монтаж рычагов управления (повороты осуществляются подачей крутящего момента через дифференциал только на левую или только на правую гусеницу).
  • Надевание гусениц на катки.

После этого остается только проверить гусеничную машину в деле.

Плюсы и минусы

К преимуществам самодельного гусеничного минитрактора относятся несколько основных моментов:

  • увеличенные тяговые показатели, по сравнению с колесными аналогами;
  • достойная плавность хода, даже на самых труднопроходимых участках;
  • пониженная деформация грунта при движении;
  • повышенные параметры проходимости;
  • экономия финансовых средств при изготовлении агрегата своими руками из подручных материалов.

Недостатки также имеются, и среди них:

  • меньшая скорость, чем у колесных модификаций;
  • увеличенное потребление горючего;
  • исключение возможности передвижения по асфальтированному покрытию;
  • высокий уровень шумности во время работ.

Недостатки

Но кроме перечисленных достоинств, минитрактор гусеничный обладает и такими недостатками:

  1. Малая скорость передвижения. Зачастую машина не способна ехать быстрее, чем 10 км/ч, а это в некоторых случаях является серьезной преградой для ее использования.
  2. Названный трактор потребляет довольно внушительный объем топлива.
  3. Издаёт сильный шум во время работы, который во время длительной эксплуатации машины может оказать воздействие на слух и психику водителя.
  4. Не способен ехать по автомобильным дорогам и трассам, как обычное транспортное средство.

Рекомендации

Создание самодельных гусеничных минитракторов для пашни – это довольно кропотливый и непростой процесс. В сборке помогут полезные советы, которые приведены ниже:

  1. Перед началом процесса следует отобразить будущую модель на бумаге, выполнив детальный чертеж с обозначением точных размеров и параметров.
  2. Убедиться в наличии необходимых материалов и инструментария, включая «болгарку» и сварочный аппарат.
  3. Все крепления нужно затягивать последовательно и аккуратно. Несмотря на всю громоздкость конструкции, она требует бережного отношения, поскольку ручная сборка – довольно специфический процесс.
  4. Сам процесс довольно интересный, способен увлечь любого мужчину. Тем не менее, следует четко осознавать, что самодельные модификации будут уступать заводским аналогам по ряду характеристик. Это и не удивительно, ведь в большинстве случаев используются старые детали и поверхностно обработанные материалы, что не придает машине усиленной работоспособности. Кроме того, для создания подобного агрегата необходимо обладать определенным опытом, техническими знаниями и соответствующими навыками.

Общая характеристика моделей

Мини-трактор этой марки собирают, как конструктор. Комплектация и конечная цена машины зависят от параметров заказа. Дополнительно приобретается такая опция, как блокировка дифференциала. Причем установить ее (блокировку) можно только в заводских условиях на этапе сборки. В период эксплуатации трактора это сделать невозможно.

В арсенале производителя колесные и гусеничные модели, полноприводные и заднеприводные. Конструкция машин такова, что гусеничный минитрактор Уралец можно легко и быстро сделать колесным. Каждая модель имеет свои особенности, но есть и общие решения для всех модификаций.

Все агрегаты оборудуют удобным водительским сиденьем. Оно обшито качественным кожзамом, способно выдержать весовую нагрузку до 130 кг. Конструкция сиденья предусматривает его регулировку по горизонтали (взад-вперед).

Поскольку трактор небольших габаритов, место для водителя расположено низко, что может создать неудобство тем, у кого высокий рост.

На заводе к Китае выпускают тракторы Синтай. Это полный аналог Уральца, так как все машины собирают из одних и тех же деталей. На все модели дается год гарантии независимо от того, в какой стране произведена машина. Отличительная особенность этой марки — качественно закрученные гайки, предпродажная подготовка включает заправку всех необходимых жидкостей (масла и тосол).

Уралец 160

Уралец 160 — универсальная машина, отличающаяся экономичным расходом топлива. Есть у нее и другие особенности, в числе которых отсутствие кабины. Справа от водительского сиденья находится рычаг механической коробки передач, руль прочно закреплен и не регулируется по высоте и наклону.

На машине установлен одноцилиндровый двигатель DLH-1100, разработанный специально для этой модели. Конструкция силовой установки включает системы выхлопа и воздухозабора. Охлаждение жидкостное. Мощность двигателя 16 л.с., тип топлива — дизель.

Дизельный минитрактор

При выборе модели Уралец 160 технические характеристики изучаются внимательно, чтобы впоследствии какие-либо параметры не оказались сюрпризом.

  1. Масса 900 кг.
  2. Радиус разворота 390 см.
  3. Ширина колеи передних колес 90 см, задние регулируются на ширину 100 и 120 см.
  4. Максимально развиваемая скорость 25,3 км/ч.

Машина обладает хорошей маневренностью, оптимальна для использования в сельской местности.

Уралец 180

Является одним из самых распространенных мини тракторов. На б/у модель цены колеблются в пределах 150-180 тыс. руб. За новый аппарат просят 248000 руб. Он разрабатывался по классической технологии такой техники и находится в промежутке между аналогами на базе из мотоблоков и традиционных крупных тракторов.

Минитрактор Уралец 180

Уралец 180

Необходимо знать, сколько возможностей предоставляет эта универсальная аппаратура:

  • экономное обслуживание по ремонту и низкозатратная эксплуатация;
  • достойная тяговооруженность;
  • широкие возможности по коммуникации с сельхозоборудованием и агрегатами коммунального назначения.

Уралец, цена которого окупается в течение 1-2 лет, используется для разных работ в течение всего года. Этому помогают оптимальные технические характеристики. Под капотом скрывается дизельный четырехтактный мотор TY-290 с вертикальным расположением цилиндров от бренда «Синтай», способный развивать мощность до 18 л.с. или 13,2 кВт. Он оснащен водяным охлаждением. Для запуска мотора используется электростартер. Без учета навесного оборудования минитрактор ЧТЗ Уралец 180 весит 0,94 т.

Минитрактор Уралец 180 с навесным оборудованием

Пример использования с навесным оборудованием – полуприцеп тракторный самосвальный

Тягово-сцепные параметры в 3,7 кН и четырехметровый разворотный радиус делают машину востребованной для небольших участков. Достигать скорости в 27 км/ч позволяет коробка передач с формулой (3+1)*2. Одноосный привод сочетается с высоким клиренсом на 292 мм. Расход топлива для модели – 246 г/кВт*ч, что в сочетании с баком на 17 л обеспечивает длительную работу на несколько часов.

Трансмиссия включает дисковую муфту сцепления и механизм включения двухдиапазонной КПП. При работе с блокировкой трактор легко справляется с проблемными участками на дороге или во время преодоления сыпучего полевого грунта. Мощностных параметров хватает для того, чтобы тянуть за собой груз в прицепе массой до полутора тонн.

По отзывам пользователей мини трактор успешно справляется с обработкой площадей до 5-6 га. Также данный парк машин эффективно использовать без кабин в условиях животноводческих ферм или коммунальных хозяйств. Минусами являются замены в новых моделях металлической облицовки на менее долговечную пластиковую обивку.

ВИДЕО: Обзор работы Уралец-180

Уралец 220

Разработан совместно с китайскими инженерами и предназначен для реализации как в условиях открытого пространства, так и в производственных помещениях с ограниченной маневренностью. Модель стоит 269000 руб. у официальных представителей.

Официальная презентация мини трактора происходила в 2013 году. Тогда же техника поступила в серийное производство на ЧТЗ. Компактный, но при этом достаточно мощный агрегат наделен тягой на крюке в 3,9 кН. При работе над моделью были учтены пожелания и опыт эксплуатации аналогов от технических служб и специалистов сервисных компаний.

Мини трактор Уралец-220 4x4 полноприводный

Мини трактор Уралец-220 4×4 полноприводный, наиболее мощный из всей линейки моделей

Техника весит 960 кг и обладает небольшими габаритами. Востребованной ее делают такие параметры:

  • умеренная цена;
  • скромные расходы топлива и смазочных материалов;
  • повышенный запас прочности;
  • неприхотливость к качеству дизтоплива.

В бюджетный минитрактор Уралец 220 4х4 производители поставили мотор на 22 л.с. в классической компоновке. Силовая установка модели TY295 с частотой вращения вала отбора мощности 540 об/мин. Восьмискоростная КПП с 6 передними и двумя задними передами позволяет набирать скорость до 27 км/ч. Для пуска мотора используется электростартер, что выручает в холодное время года.

Экономный движок тратит топлива 250 г на каждую «лошадиную силу», а топливный бак вмещает 8 л. Постоянно замкнутая дисковая муфта помогает снимать крутящий момент с маховика силовой установки. За проходимость отвечает шевронные грунтозацепные колеса.

К преимуществам модели относятся:

  • нет необходимости в использовании спецоборудования для обслуживания техники;
  • широкий выбор запчастей и расходных материалов позволяет не задумываться об их поиске;
  • при своевременном обслуживании двигатель способен прорабатывать моторесурс до 3000 часов.

К недостаткам относится отсутствие кабины для трактора и низковатое водительское кресло, в котором будет неудобно оператору высокого роста. Кабина на минитрактор Уралец может быть смонтирована самостоятельно.

ВИДЕО: ВИДЕО: Обзор работы 220-й модели

Минитрактор Уралец 224

Полноприводная модель совместной российско-китайской разработки соответствует отечественным эксплуатационным условиям. Цена в нашей стране на нее составляет 385 000 руб. Неприхотливый в обслуживании компактный трактор Уралец наделен инженерами доработанной системой холодного пуска мотора и оснащен надежной электропроводкой.

Минитрактор Уралец 224

Полноприводный Уралец 224

Его технические характеристики при массе в 990 кг позволяют преодолевать даже сложные участки рельефа. Двухцилинровый дизельный мотор TY295 или аналог JD295 развивают мощность в 22 л.с. При этом обеспечивается тяговое усилие на крюке в 0,42 кН. С колесной формулой 4х4 дизель с жидкостным охлаждением тратит 260 г топлива на кВт*ч.

Запчасти на модель унифицированные, поэтому ремонтный фонд при необходимости комплектуется достаточно быстро. Ведь в ход идут детали с однотипных машин.

ВИДЕО: Обзор работы с почвофрезой

Уралец 404

Уралец 404 Пв — спецтехника последнего поколения от ООО «Трактор». Машина обладает большим рядом достоинств:

  • Экономичный расход топлива.
  • Высокая мощность.
  • Полный привод.
  • Усиленная рама.
  • Многофункциональность.
  • Быстрая окупаемость за счет совместимости и большого выбора навесного и прицепного оборудования.
  • Двухгодичная гарантия производителя.

К преимуществам модели относят ручную качественную сборку, при которой использовались детали российского производства. Эта модель уральца создавалась с учетом климатических особенностей России.

При покупке важно заранее определиться с тем, какой спектр задач будет выполнять машина, и приобрести соответствующее дополнительное оборудование. Мини-тракторы Уралец сконструированы таким образом, что могут работать с навесным и прицепным оборудованием не только той же марки, но и других производителей.

Многофункциональная модель

Устройство минитрактора Уралец настолько же простое, как и у предыдущих моделей. Но установлен более мощный 4-х тактный безнаддувный дизельный двигатель. Состоит он из 4-х цилиндров, расположенных в ряд. Рабочий объем двигателя 2,54 л, номинальная мощность 29,4 кВт. Система охлаждения водяная с принудительной циркуляцией. Расход горючего 247 г/кВт/ч.

На тракторе установлена 16-ти ступенчатая коробка передач: 8 скоростей вперед и столько же назад. Машина полноприводная, с возможностью управления каждым задним задним колесом. Тормозная система дисковая, имеется резервный стояночный тормоз. Возможность тормозить задние колеса по отдельности повышает удобство эксплуатации мини-трактора.

Машина малогабаритная и маневренная, большой топливный бак (29 л) позволяет работать без перерыва в течение нескольких часов. Высокую проходимость обеспечивают широкий дорожный просвет (313 см) и профильный протектор шин.

Уралец ХТ-160

Относится к малогабаритной технике. Его масса не превышает 0,9 т, а цена составляет 240000 руб. Сердцем модели является 1,4-литровый 16-сильный мотор, развивающий максимум мощности при 2200 об/мин. В комплекте с дизельным ДВС сочетается многоступенчатая коробка передач, что позволяет разгоняться технике до 27 км/ч.

Экономный аппарат расходует 246 г/кВт*ч топлива. Оригинальности конструкции добавляет безрамная архитектура. Передняя ось – трубчатая, а ходовая пневмоколесного типа.

ХТ-160

Рулевая система у трактора оснащена червячным механизмом. Тормозные диски обладают раздельным управлением на оба задних колеса. Колесная формула определена как 2х4. Минимальный радиус поворота не превышает 3,7 м. Отбор мощности осуществляется через вал, вращающийся 540 об/мин.

Достоинства определены в высокой маневренности и универсальности. К недостаткам относится повышенная вибрация от работы мотора.

ВИДЕО: Обзор работы ХТ-160 с картофелекопалкой

Уралец Т 02

Большой популярностью пользуется минитрактор Уралец, технические характеристики которого позволяют отнести его к тяговому классу 0,2. Производитель предлагает две модификации этой модели — на колесной и гусеничной базе. Обе машины разработаны для выполнения работ сельскохозяйственного профиля, легко оснащаются любым навесным оборудованием, предназначенным для других целей: погрузочно-разгрузочных, снегоуборочных, подметальных, землеройных.

Вал отбора мощности установлен в задней части трактора. Конструкция этого узла такова, что позволяет использовать машину в качестве источника питания для различных аппаратов, таких, как сварочник, насос или помпа.

Гусеничный минитрактор

На модели серии Т 02 устанавливают двигатели мощностью 12 или 14,7 л.с. В первом варианте силовой установки расположение цилиндров V-образное, во втором — рядное. Двигатель мощностью 12 л.с. имеет воздушную систему охлаждения, а более мощный — жидкостную. Оба вида моторов двухцилиндровые, четырехтактные, с прямым впрыском, работают на дизельном топливе.

Машина оборудована одноместной кабиной с двумя дверцами. На крыше расположен люк. Остекление четырехстороннее, спереди и сзади имеются очистители, работающие от электричества. Другие характеристики машины:

  • 5-ступенчатая коробка передач;
  • максимальная скорость 1,5 км/ч;
  • топливный бак объемом 26 л;
  • масса машины на гусеничной базе — 1 030 кг, на колесной — 930.

Принцип работы

Самодельный минитрактор работает по принципу стандартных гусеничных аналогов, только с упрощенной системой разворачивания. Этапы функционирования:

  1. Передача момента кручения на коробку передач.
  2. Распределение усилия по полуосям при помощи дифференциального механизма.
  3. Колеса начинают движение с передачей тяги на гусеницы.
  4. Поворот осуществляется, когда одна полуось стопорится, а весь крутящий показатель направляется на второй элемент.
  5. За счет торможения активная часть движется вокруг застопоренного шасси, что и способствует повороту.

Автор: Евгений

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: