Ремонт Промежутки(Корпуса Сцепления) Мтз 80 — Житель Ско — TheWikiHow

Устройство, схемы, ремонт

Коробка передач трактора Т-40 (КПП) и ее схема

На трактор Т-40 устанавливается механическая, восьмискоростная, четырехходовая коробка передач с поперечным расположением валов. Основное назначение кпп — это изменение скорости и направления движения трактора.
Устройство коробки передач Т-40

Механическая коробка передач трактора состоит из ходоуменьшителя, валов и шестерен, конической передачи с механизмом реверса, механизма переключения, главной передачи с дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала, механизма блокировки передач.

Схема коробки передач Т-40: 1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменыиителя; 6 — коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 — маслоприемники; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня; 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18 — рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный вал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 25 — промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39 — пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель.

Схема переключения передач на тракторе Т-40

Реверс трактора Т-40

Коническая передача с механизмом реверса используется для передачи крутящего момента и вращения от двигателя к первичному валу, ходоуменьшителю или валу реверса. Конические шестерни оснащены круговыми зубьями и в период эксплуатации не нуждаются в регулировках до их полной выработки.

Ведущая шестерня конической передачи установлена в расточке передней части блока трансмиссии и вращается в заднем роликовым и переднем шариковым подшипниках. Ведомая шестерня коробки передач трактора Т-40 смонтирована в левой части первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая шестерня реверса т-40 также установлена в левой части блока трансмиссии. На шлицах первичного вала, между ведомыми шестернями, смонтирована муфта реверса, которая способна занимать одну из трех позиций: находиться в зацеплении с валом ходоуменьшителя, с ведомой конической шестерней реверса или с ведомой конической шестерней переднего хода. Коническая передача заменяется комплектно, т..е. сразу все шестерни — ведомая и ведущая.

В первую очередь устанавливается ведущая коническая шестерня, с расстоянием от торца шестерни до оси первичного вала равным 40±0,1 мм. Во время проведения регулировки желательно увеличивать или уменьшать количество прокладок, размещаемых под стаканом подшипника.

Далее монтируют ведомую коническую шестерню таким образом, чтобы зазор в зацеплении зубьев шестерен был в диапазоне 0,25-0,6 мм. Для регулировки зазора необходимо уменьшать или увеличивать число прокладок под стаканом подшипника. Коническую шестерню реверса трактора Т-40 монтируют также, как и ведомую коническую шестерню.

Ходоуменьшитель Т-40

Для получения дополнительных пониженных скоростей используется ходоуменьшитель, позволяющий использовать трактор с сельскохозяйственным оборудованием, требующее использование замедленных скоростей движения.

Ходоуменьшитель размещается с левой стороны трактора, где установлен в расточку под стакан конической шестерни реверса. Общая конструкция ходоуменьшителя реализована в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внутренним и внешним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя — 2,75.

Принцип действия ходоуменьшителя заключается в следующем. Солнечная шестерня, соединяющаяся шлицами с конической шестерней реверса, вращает сателлиты, размещенные в неподвижном водиле. Сателлиты передают вращение шестерне, которая при помощи шлицевого соединения вращает ведущий вал ходоуменьшителя. Далее, при помощи подвижной муфты, вращение передается к первичному валу кпп Т-40.

Ходоуменьшитель трактора Т-40 может работать также с тракторами тяговое усилие которых не превышает 9кН (900 кгс). Использование пятой и шестой передачи не рекомендуется, так как высока вероятность преждевременного износа шестерен данных передач. Подобные скорости можно получить на прямых передачах.

Схема ходоуменьшителя трактора Т-40: 1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 — солнечная шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки.

Шестерни и валы коробки передач

Используются для получения конкретного ряда скоростей и изменения направления движения трактора Т-40. Первичный вал вращается в двух шарикоподшипниках, находящихся в расточке блока трансмиссии и стакане. На шлицах первичного вала смонтированы два скользящих блока: блок второй и третьей и блок ведущих шестерен пятой и шестой передач, а также две неподвижные шестерни первой и четвертой передач. На вторичном валу размещены неподвижные шестерни и две подвижные — шестерни заднего хода и четвертой передачи и шестерни замедленной и первой передач.

Требуемая передача включается путем перемещения одной из подвижных шестерен при помощи механизм переключения передач. При включении замедленной передачи или заднего хода в зацепление вводятся дополнительные шестерни, размещенные в нижней части блока трансмиссии.

Во время установки вторичного вала, его регулируют путем добавления или уменьшения количества прокладок под стаканом подшипника, расстояние от оси ВОМ при этом должно составлять 35+0,34 мм.

Механизм переключения передач трактора Т-40 состоит из валиков переключения с установленными на них вилками. Валики оснащены кольцевыми канавками, в которые входят шарики-фиксаторы. При помощи рычага переключения, валики могут перемещаться для включения передач.

Механизм блокировки коробки передач

Механизм блокировки Т-40 используется для предотвращения неполного включения и самовыключения шестерен. В его устройство входят валик блокировки и шарики-фиксаторы с пружинами. Во время нажатия на педаль сцепления — необходимое действие для включения требуемой передачи, одновременно перемещается валик блокировки до тех пор, пока его фрезерованные пазы не встанут против валиков переключения. В данном положении каждый валик переключения фиксируется только шариковым фиксатором и может быть перемещен при помощи рычага переключения. Далее педаль сцепления возвращается в первоначальное положение, при этом валик блокировки цилиндрической частью входит в кольцевую проточку валиков переключения, не позволяя им перемещаться.

Технические параметры Т-40

трактор т 40

  1. Класс – 0,9.
  2. Грузоподъемность – 0,85 т.
  3. Привод – передний (4х2).
  4. Двигатель – Д-144: Тип – дизельный.
  5. Количество цилиндров – 4.
  6. Объем цилиндров – 4,20 л.
  7. Охлаждение – воздушное.
  8. Мощность – 50,50 л. с.
  • Размеры:
      Длина – 3,66 м.
  • Высота – 2,38 м.
  • Ширина – 1,63 м.
  • Колесная база – 2,15 м.
  • Трансмиссия:
      Механическая.
  • Схема переключения – 8 передних и задних передач.
  • Сцепление – фрикционная однодисковая муфта.
  • Скорость наибольшая (наименьшая): переднего хода – 26,72 (1,63) км/ч.
  • заднего хода – 5,35 (1,96) км/ч.
  • Общие:
      Масса – 2,37 т.
  • Объем баков – 74,0 л.
  • Расход горючего – 185 г/кВт*ч.
  • Клиренс – 0,65 м.
  • Параметры и устройство КПП

    Тракторы Т-40 оснащались восьмиступенчатыми механическими коробками. Схема коробки передач трактора Т 40 включает в себя следующие элементы:

    1. Ходоуменьшитель. Обеспечивает работу трактора на пониженных скоростях, что требуется при использовании некоторых видов сельскохозяйственного оборудования. Представляет собой зубчатую передачу, соединенную с конической шестерней реверса и с валом ходоуменьшителя через шлицы. Устанавливается с левой стороны трактора в расточку под стакан конической шестерни реверса.
    2. Реверс с конической передачей. Обеспечивает движение задним ходом. Представляет собой редуктор, переключающий шестерни зацепления в конической передаче. В результате обеспечивается изменение направления и скорости движения ведомого вала.
    3. Коническая передача также передает крутящий момент и направление вращения от двигателя к первичному валу и ходоуменьшителю. Ведущая шестерня располагается в передней части блока трансмиссии, ведомая — на первичном валу.
    4. Главная передача и дифференциал. Передают колесам крутящий момент и задают разные угловые скорости при поворотах. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. При повороте одна ведомая шестерня ускоряет вращение, а вторая замедляет.
    5. Механизм блокировки дифференциала. Обеспечивает равную частоту вращения обоим полуосям, при движении по сильно пересеченной местности.
    6. Шестерни и валы «отвечают» за изменение скорости и направления движения. Оснащены механизмом переключения, посредством которого и происходит управление. Ключевые валы — первичный и ведущий. Управление осуществляется зацеплением нужной подвижной шестерни с неподвижной. Механизм переключения передач представляет собой валики с вилками, смещающими шестерни.
    7. Механизм блокировки КПП. Предотвращает неполное включение шестерен. Состоит из валика и подпружиненных шариков-фиксаторов. При работе блокиратора валик входит в кольцевую проточку валиков переключения и предотвращает их перемещение.
    8. Конечная передача трактора. Уменьшает частоту вращения полуосей ведущих колес. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. Ведущая шестерня устанавливается в расточках блока, ведомая — на полуоси колеса.

    Схема работы регулятора ТНВД Д-144 трактора Т-40

    Работа регулятора насоса НД-21/4 при пуске дизеля

    Для пуска дизеля рычаг 14 управления регулятором устанавливают в промежуточное положение. Основной рычаг 10 под действием пружины 6 пуска выбирает зазор в соединении с осью 19 рычага 20 корректора, устанавливается в крайнее нижнее положение и через систему рычагов перемещает дозатор 7 в крайнее верхнее положение, обеспечивая необходимое для пуска дизеля увеличение цикловой подачи топлива. После пуска дизеля с увеличением частоты вращения кулачкового вала насоса ТНВД НД-21/4 дизеля Д-144 трактора Т-40 центробежная сила грузов 5, преодолевая усилие пружины 6 пуска, перемещает муфту 25 регулятора, основной рычаг 10 и дозатор 7 в сторону уменьшения подачи топлива до включения в работу пружины 18 регулятора.

    Работа регулятора при максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля в режиме холостого хода

    При работе дизеля на максимальной частоте вращения в режиме холостого хода основной рычаг 10 находится в таком положении, при котором центробежная сила грузов, приложенная к нему через муфту 25 регулятора, уравновешивается усилием пружины регулятора и через систему рычагов устанавливает дозатор 7 в положение, при котором обеспечивается соответствующая подача топлива. Зазор в сопряжении основного рычага 10 и рычага 20 корректора выбран, и они работают как один рычаг. Корректор в работе не участвует.

    Работа регулятора топливного насоса НД-21/4 при номинальной нагрузке дизеля Д144

    По мере увеличения нагрузки дизеля от холостого хода до номинальной частота вращения вала дизеля и насоса снижается. Центробежная сила грузов, действующая на основной рычаг 10 через муфту 25, уменьшается. Основной рычаг 10 и рычаг 20 корректора под действием пружины 18 регулятора перемещаются в сторону увеличения подачи топлива до соприкосновения рычага 20 корректора со штоком 24 корректора; усилие от центробежных сил грузов уравновешивается усилием пружины регулятора. При увеличении нагрузки рычаг упирается в шток корректора. Соответственно колебаниям рычага 10 дозатор 7 изменяет свое положение на плунжере и таким образом изменяет подачу топлива.

    Работа регулятора насоса НД-21/4 при перегрузке дизеля Д-144 трактора Т-40

    При увеличении нагрузки выше номинальной заметно снижается частота вращения коленчатого вала дизеля и вала насоса. Усилие от центробежной силы грузов уменьшается, основной рычаг 10 и рычаг 20 корректора под действием пружины 18 регулятора перемещаются в сторону увеличения подачи топлива, нажимая на шток 24 и сжимая пружину 22 корректора. При этом дозатор 7 получает дополнительный ход, увеличивая подачу топлива и, следовательно, крутящий момент дизеля.

    Работа регулятора ТНВД НД-21/4 при остановке трактора Т-40 (принудительным прекращением подачи топлива)

    Подача топлива прекращается установкой рычага 14 управления в положение «Стоп». При этом пружина регулятора толкает вниз основной рычаг, который устанавливает дозатор в крайнее нижнее положение — подача топлива к форсункам прекращается.

    Ремонт и обслуживание коробки передач

    При конструировании трактора разработчики уделяли особое внимание его ремонтопригодности в полевых условиях. Все детали и узлы должны были быть рассчитаны на ремонт в полевых условиях, когда доступа к квалифицированной сервисной службе нет. Поэтому многие водители успешно выполняют обслуживание и ремонт КПП Т 40 своими руками, минимизируя расходы и простои.

    Техническое обслуживание КПП сводится к проверке количества смазки в картере и его периодической замене (или доливу). Проверять, сколько масла в коробке Т 40, следует через каждые 240 часов работы с помощью контрольной пробки, расположенной на корпусе коробки. Через это же отверстие заливают масло при доливе или замене — строго до уровня контрольной отметки, не ниже и не выше.

    Недостаток смазки приведет к повышенному износу и перегреву КПП, а избыток может привести к поломке зубьев.

    После каждых 960 часов работы рекомендуется промыть детали и узлы коробки и сменить масло. Слив отработанного масла осуществляется при горячем двигателе через отверстие в нижней части КПП. Используются минеральные трансмиссионные масла, в идеале — всесезонные. В районах со значительными перепадами годовых температур важно следить, чтобы масло соответствовало сезону.

    Шестерни и валы коробки на Т 40 не нуждаются в регулировке.

    Некоторые советы по ремонту и замене основных узлов:

    1. При замене конической передачи заменяются обе шестерни, и ведомая, и ведущая. Сначала устанавливается ведущая. Расстоянием до оси первичного вала (40±0,1 мм) регулируется прокладками под стаканом подшипника. Ведомая шестерня устанавливается с зазором в зацеплении зубьев 0,25—0,6 мм. Аналогичным образом устанавливается коническая шестерня.
    2. Механизм блокировки передач не нуждается в плановой регулировке, но подлежит ей после любой разборки.

    При ненадлежащей работе блокиратора дифференциала он регулируется в следующем порядке:

    • открутить гайку, фиксирующую болт регулировки, одновременно вкручивая сам болт в педаль блокировки с нижней стороны;
    • полностью выжать педаль;
    • откручивать болт, пока он не не упрется в крышку коробки;
    • отпустить педаль, открутить болт еще на один оборот и зафиксировать гайкой.

    Секция высокого давления топливного насоса трактора Т-40

    Данная секция необходима для подачи топлива под высоким давлением в цилиндры двигателя в необходимом количестве, в определенное время и последовательности. Секция состоит из дозатора, втулки, плунжера, пружины, тарелок и зубчатой втулки. Секция ТНВД смонтирована в вертикальном гнезде корпуса насоса. Во втулке плунжера находятся штуцера с нагнетательными клапанами двойного действия пластинчатого типа. Резиновое кольцо, находящееся в уплотнительной канавке втулки, обеспечивает разделение масляной и топливной полостей насоса и их герметичность. Весь механизм в сборе фиксируется монтажной чекой, удаляемой после монтажа секции в корпус топливного насоса. Втулка плунжера оснащена центральным рабочим каналом, по которому передвигается плунжер, два всасывающих отверстия, полость дозатора и распределительные каналы. Центральный канал плунжера соединяет надплунжерное пространство при помощи распределительного отверстия с соответствующим отверстием втулки и через поперечное сквозное отверстие с отсечной полостью насоса.

    Принцип работы

    Секция топливного насоса работает следующим образом. При перемещении плунжера вниз и одновременном вращении (всасывание), топливо из полости всасывания поступает по каналу в надплунжерное пространство через отверстие во втулке. При перемещении плунжера вверх (нагнетание) топливо частично подается обратно во всасывающую полость до того, как торец плунжера перекроет всасывающие отверстия во втулке. В это время (начало подачи) распределительное отверстие совершающего вращение плунжера совпадает с каналом во втулке. Из надплунжерного пространства топливо подается по топливопроводам к форсункам двигателя через канал, распределительное отверстие, канал во втулке, канал в головке и нагнетательные клапаны. Подача дизельного топлива осуществляется до тех пор, пока отсечные отверстия плунжера не выйдут из дозатора. Далее осуществляется разгрузка топливопровода высокого давления через обратный клапан и жиклер нагнетательного клапана. Пластинчатые клапаны двойного действия создают возможность одинаковой разгрузки всех топливопроводов высокого давления. Объем подаваемого топлива меняется путем осевого перемещения дозатора по плунжеру регулятором посредством системы рычагов. Наибольшая подача создается при крайнем верхнем положении дозатора. При перемещении дозатора в крайнее нижнее положение прекращается подача топлива, так как всасывающее отверстие во втулке перекрывается.

    Порядок регулировки ТНВД УТН-5 трактора Т-40

    Регулировка топливного насоса должна проводится на специальном регулировочном стенде в данной последовательности: 1
    . установите насос на крепление стенда;
    2
    . проверьте надежность крепления насоса к кронштейн, уровень масла в поддоне насоса и люфт в соединительной муфте (не более 1);
    3
    . соедините систему питания топливопроводами с подкачивающим насосом;
    4
    . прокачайте вручную топливопрокачивающим насосом систему низкого давления до появления струи топлива из-под штуцера;
    5
    . затяните гайку штуцера подвода топлива к насосу пока не появится надежное уплотнение;
    6
    . создайте ручным подкачивающим насосом давление в системе питания 0,15-0,30 МПа (1,5-3,0 кгс/см2;
    7
    . поверните вручную шпиндель стенда до тех пор, пока не появится подача топлива через штуцера высокого давления;
    8
    . соедините насос топливопроводами высокого давления с форсунками;
    9
    . установите рычаг управления в положение максимальной подачи топлива;
    10
    . включите стенд. Не допускается вращение кулачкового вала в обратную сторону;
    11
    . прокачайте систему высокого давления при частоте вращения шпинделя 400-600 оборотов в минуту до тех пор, пока не появится отчетливый впрыск топлива в стакан. В противном случае остановите стенд и устраните подсасывание воздуха в систему питания;
    12
    . отрегулируйте подачу топлива (не менее 150 мм/цикл) на пусковых оборотах (50 об/мин.) при помощи поворота эксцентрикового пальца;
    13
    . установите частоту вращения стенда, соответствующую началу функционирования регулятора, и при вывернутом корпусе корректора при помощи винта отрегулируйте необходимую подачу топлива.
    14
    . проверьте частоту вращения кулачкового вала, соответствующую полному автоматическому завершению подачи топлива через форсунки, путем плавного увеличения оборотов стенда. В случае необходимости измените число рабочих витков пружины регулятора и повторите операции в пункте 13;
    15
    . установите номинальную частоту вращения вала насоса и, переместив корпус корректора при затянутой пружине, отрегулируйте необходимую подачу топлива. После регулировки затяните контргайку.
    16
    . установите частоту вращения вала насоса на величину 650+50 об/мин., соответствующую режиму максимального крутящего момента двигателя и при помощи винта отрегулируйте подачу топлива 64-70 мм2/цикл. Также, установите и проверьте правильность угла опережения подачи топлива насосом на двигателе по мениску.

    Регулировка и ремонт ТНВД Т-40 УТН-5

    Регулировка скоростного режима топливного насоса трактора Т-40 осуществляется при помощи винта. При заворачивании винта частота вращения уменьшается, при выворачивании — увеличивается. Максимальная частота вращения коленвала двигателя регулируется путем изменения жесткости пружины, увеличивая или уменьшая ее рабочих витков. Минимальное число оборотов холостого хода регулируется автоматически путем перестановки рычага управления в такое положение, при котором двигатель наиболее устойчиво работает. При повороте эксцентрикового пальца осуществляется регулировка подаваемого топлива на пусковых оборотах. При повороте его вверх подача топлива насосом уменьшается, при повороте вниз — увеличивается. Регулировка подачи топлива (без съема крышек насоса) на номинальных оборотах осуществляется путем перемещения корпуса корректора относительно крышки. При заворачивании корректора подача топлива уменьшается, при выворачивании — увеличивается.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: