Регулировка Сцепления Трактора Т 40 Adjustment Of Tractor Traction T 40

Сцепление — один из ключевых узлов любого транспортного средства. От его исправности зависит правильное переключение передач и, следовательно, движение трактора. Плавность хода, удобство управления, оптимальное распределение нагрузки между двигателем, ходовой и валом отбора мощности тоже зависят от работоспособности этого важного узла. Своевременная регулировка сцепления Т 40 обеспечит комфортное управление трактором и послужит надежной профилактикой поломок. Трактор Т-40 – наследие советского автопрома. Среди приоритетов при разработке узлов и агрегатов была возможность выполнить обслуживание и ремонт в буквальном смысле в полевых условиях. Это одна из причин, по которой эти тракторы по-прежнему востребованы: все необходимые работы можно выполнять своими руками, в гараже, сокращая расходы на профессиональное обслуживание. Регулировка сцепления – одна из тех операций, которые легко освоить.

Схема корзины сцепления и принцип ее работы

Корзина или муфта сцепления предназначена для того, чтобы разъединять мотор и КПП. Это обеспечивает прерывание подачи крутящего момента от двигателя к коробке передач, а также обеспечивает быстрое и безопасное переключение передач и позволяет плавно начать движение.

Основные составляющие корзины — две муфты: главного сцепления трактора и сцепления вала отбора мощности (ВОМ). Тип муфт — сухие (т. е. несмазываемые маслом) однодисковые. Управление — раздельное, постоянно замкнутое. Корзина установлена на маховике двигателя.

Принцип действия следующий. Конструкция корзины включает в себя три диска: ведомый, нажимной и ведущий. Нажимные пружины обеспечивают постоянное поджимание ведомого диска ведущему и к маховику мотора. Когда водитель нажимает на педаль сцепления в кабине, перемещается отводка с подшипником, рычаг и ВОМ отключается.

Корзина сцепления

Устройство, схемы, ремонт

Сцепление трактора Т-40 и его регулировка

Сцепление трактора Т-40 используется для размыкания цепи передающей мощность от двигателя к коробке передач, а также для разъединения цепи на небольшой промежуток времени от двигателя к трансмиссии при работающем двигателе, с целью мягкого переключения передач и плавного начала движения трактора с места.

Устройство сцепления

На трактор Т-40 устанавливается сдвоенная муфта сцепления, состоящая из муфты главного сцепления и муфты сцепления вала отбора мощности (ВОМ). Данные муфты являются однодисковыми, сухие, постоянно замкнутые и имеющие раздельное управление. Муфта сцепления обеспечивает передачу вращения и крутящего момента от дизельного двигателя двумя разными потоками: для привода рабочих органов агрегатируемого оборудования и для передвижения самого трактора. Данная конструктивная особенность позволяет останавливать трактор или переключать передачи без выключения ВОМ.

Схема сцепления трактора Т-40: 1 и 13 — гайки; 2 — нажимной болт; 3 — упор нажимного болта; 4 — шарикоподшипник; 5 — уплотнение; 6 — ведомый диск муфты ВОМ; 7 — ведомый диск главной муфты; 8 —нажимной диск главной муфты; 9 — нажимной диск муфты ВОМ; 10 — регулировочный болт; 11 — ведущий диск муфты ВОМ; 12 — отжимной рычаг главной муфты; 14 — разводной шплинт; 15 — шарикоподшипник; 16 — вал сцепления ВОМ; 17 — вал главного сцепления; 18 — ведомая шестерня; 19 — отводка выключения главной муфты; 20 — отводка выключения муфты ВОМ; 21 — роликоподшипник; 22 — рычаг отжимной муфты ВОМ; 23 — валик вилки выключения главной муфты; 24 — втулка; 25 — вилка выключения главной муфты; 26 — валик вилки выключения муфты ВОМ; 27 — пресс-масленка; 28 — палец; 29 — стакан пружины; 30 — нажимная пружина.

Сцепление Т-40 монтируется на маховике двигателя и состоит из ведущего диска, нажимных и ведомых дисков. При помощи нажимных пружин ведомые диски постоянно прижаты к ведущему диску и маховику. При нажатии на педаль главного сцепления происходит перемещение отводки с подшипником, которая воздействуя на рычаги выключает муфту главного сцепления. При нажатии на педаль муфты сцепления вала отбора мощности происходит перемещение втулки с подшипником, которая нажимая на рычаги, выключает сцепление вала отбора мощности.

Эксплуатация муфты сцепления трактора Т-40

Для нормальной работы сцепления во время эксплуатации трактора, а также для увеличения ее срока службы необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. не выключайте сцепление без надобности, а также не держите его долго выключенном при работающем двигателе;

2. во время движения трактора не держите ногу на педали муфты сцепления;

3. выключайте муфту сцепления быстро выжимая педаль до отказа;

4. включение муфты должно происходить плавно без задержки педали сцепления в промежуточном положении;

5. своевременно регулируйте свободный ход педали сцепления.

Техническое обслуживание муфты сцепления трактора Т-40

Техническое обслуживание сцепления заключается в своевременной смазке трущихся деталей, контроле за состоянием резьбовых соединений, а также в их подтяжке при необходимости.

В сцеплении смазываются трущиеся поверхности кронштейна и отводки с добавлением смазки в подшипник отводки главной муфты. Смазывание рекомендуется проводить солидолом через каждые 240 мото-часов эксплуатации трактора при помощи обычного штокового шприца через пресс-масленку, находящейся на стороне корзины сцепления т-40. Регулярно проверяйте свободный ход педалей, который должен равняться 35-50 мм, а рабочий ход — 85-90 мм.

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления трактора Т-40 необходима для восстановления зазора между выжимными упорными подшипниками отводок и концами отжимных рычагов. Нормальный зазор в сцеплении должен составлять 4 мм.

Как правило, при постепенном износе накладок ведомого диска, концы рычагов становятся ближе к подшипнику, образуя при этом зазор. Если отсутствует необходимый зазор, то лапки рычагов будут касаться корпуса подшипника, что приведет к повышению износу деталей в месте соприкосновения. При дальнейшем приближении рычагов к обойме, сцепление будет пробуксовывать. Для нормального функционирования сцепления, его необходимо отрегулировать, установив при этом зазор 4 мм между упорными подшипниками отводок и отжимными рычагами.

Регулировка сцепления трактора Т-40, при уменьшении свободного хода педали до 25 мм, осуществляется двумя способами:

1. При регулировке тягой смотрите следующую инструкцию:

а) откройте люк корзины сцепления, расшплинтуйте и выньте ось вилки тяги. Вилку необходимо снять с рычага;

б) путем навинчивания вилки установите длину тяги таким образом, чтобы во время соединения вилки с рычагом зазор между концами рычагов и выжимным подшипником был равен 4 мм;

в) установите и зашплинтуйте ось вилки. Закройте люк в корзине крышкой.

В случае, если сцепление невозможно отрегулировать путем изменения длины тяги, осуществите регулировку при помощи регулировочных болтов.

Читать дальше: От скольки тонн нужен платон

2. Регулировка сцепления трактора Т-40 при помощи болтов осуществляется следующим образом:

а) откройте верхний люк корзины сцепления и расшплинтуйте гайки регулировочных болтов;

б) в следствии того, что ранее регулировка сцепления осуществлялась изменением длины тяги, вначале требуется восстановить ее первоначальную длину. Это необходимо для следующих регулировок путем изменения длины тяги;

в) откручивая гайки регулировочных болтов, переместите все рычаги сцепления вперед по направлению к двигателю на 7-8 мм. Соедините рычаг муфт с вилкой тяги. Зашплинтуйте ось вилки. При помощи щупу отрегулируйте зазор между выжимным упорным подшипником отводки и концами отжимных рычагов, который должен быть равен 4 мм.

Принцип регулировки муфты вала отбора мощности является таким же.

Двигатель Т-40

Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры

Силовая передача

Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40

Система питания

Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.

Электрооборудование

Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.

Гидравлика

Гидросистема: неисправности и ремонт.

Трактор Т-40 — устройство, эксплуатация и ремонт

Задача сцепления в современной сельскохозяйственной техники — обеспечить возможность быстро размыкать и смыкать контакт на участке цепи между двигателем и КПП, а также управляемым оборудованием. Для эффективной регулировки сцепления воспользуйтесь подробной инструкцией, детальным описанием устройства и принципов его работы.

Для модели Т-40 схема устройства, приведенная далее, подробно показывает расположение всех компонентов, благодаря чему Вы самостоятельно сможете разобраться в обслуживании механизма. Информация также актуальна для модели Т-40А, имеющей 238 1601130 диск сцепления ЯМЗ ведомый и другое сходное оборудование.

Итогом работы станет мягкое переключение передач, при котором техника плавно трогается с места и не производит рывков во время движения, а также бесперебойная передача вращения от мотора к вспомогательным механизмам.

Рекомендации по эксплуатации

Необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Не стоит лишний раз выжимать сцепление.
  2. Нельзя держать ногу на сцеплении постоянно во время движения, это приводит к повышенному износу дисков.
  3. Выжимать и отпускать педали нужно быстро, плавно и до полного упора. Важно не задерживать педаль в промежуточном положении.
  4. Важно своевременно регулировать свободный ход педалей.

При соблюдении этих несложных правил механизм будет работать правильно и без поломок долгое время.

Корзина сцепления — достаточно простой и надежный в работе механизм, однако требует периодического обслуживания. Оно сводится к смазке трущихся деталей, проверке резьбовых соединений и их подтяжке, если в этом есть необходимость. Для смазки используется солидол и штоковый шприц, которым смазка вводится через пресс-масленку, находящейся с той же стороны, что и корзина. Так смазка попадет на трущиеся поверхности кронштейна и отводки, а также в подшипник отводки главной муфты. Сами муфты не смазывают, так как они сделаны по сухому типу. Процедуру проводят через каждые 240 моточасов работы трактора.

Со временем уменьшается ход педали и его требуется периодически регулировать. Свободный ход должен равняться 35—50 мм, а рабочий — 85—90 мм.

Как продлить срок эксплуатации системы зажигания

Износ компонентов возможно сократить, продлевая эксплуатационный ресурс устройства соблюдением простых указаний:

  • Выключайте муфту только для операций с КПП или оборудованием
  • Избегайте продолжительного отключения с заведенным мотором
  • Жмите на педаль до полной остановки ее хода, быстро переключая передачу
  • Снимайте ногу с педали сразу после совершения операции
  • Регулярно проверяйте и калибруйте движение педалей
  • Остановки в незавершенной позиции увеличат износ
  • Возвращайте педаль в исходную позицию нерезко

Откорректировав зазор механизма, не забывайте менять накладки ведомых дисков, толщина которых уменьшается по мере эксплуатации.

Дата публикации:22.01.2019

Механизм конструктивно представляет собой пару плотно прижатых друг к другу фрикционных дисков, закреплённых на муфте. Передача срабатывает за счёт проскальзывания ведущего элемента к ведомому. Обе детали закреплены КПП и шлицевым узлом. Как только оператор отпускает педаль, схема включается, вследствие чего диски прижимаются. Если машинист нажимает, элементы расходятся, образуя зазор.

На тракторы МТЗ 80, 82 производитель устанавливает однопоточную систему, которая включает:

  • маховик;
  • два диска (нажимной и опорный);
  • пружины нажатия в количестве 12 штук.

Предлагаем ознакомиться Как сделать коричневый цвет волос

Сцепление машины устанавливается и регулируется на заводе. Однако при ремонте может возникнуть необходимость монтажа системы. Если некоторые детали пришли в негодность из-за длительной работы в сложных условиях, привести механизм в порядок можно и своими силами.

Лапки сцепления регулируются так:

  • открепить тягу от рычага;
  • выкрутить болт, который предназначен для регулировки сцепления;
  • поставить педаль в исходное положение;
  • открутить рычаг до упора (только против часовой стрелки);
  • отрегулировать вилку тяги для соединения отверстия рычага, самой вилки;
  • уменьшить тягу на пять оборотов;
  • соединить вилку и рычаг;
  • проверить работоспособность системы.

Далее необходимо перевести педаль сцепления в первоначальную позицию. Отведите её на длину полного хода. Если заметили провисание, подтяните болты.

Иногда настроить сцепление методом регулировки длины тяги не получается. Тогда необходимо изменить положение рычагов. После завершения всех манипуляций затяните контргайку, закрепите палец.

Для регулировки используется специальная оправа. Установите её торцевой поверхностью к упорам рычагов, подтяните до упора, закрепите стопорными шайбами.

Машинисту стоит внимательно следить за состоянием механизма при использовании трактора. Своевременная диагностика и техническое обслуживание помогут предотвратить серьёзные поломки и, как следствие, незапланированные расходы на ремонт. Чтобы сохранить машину в рабочем состоянии, нужно соблюдать несколько важных правил:

  • через каждые 60 моточасов смазывайте все детали агрегата;
  • солидол считается самым подходящим смазочным материалом (при покупке обращайте внимание на наличие в составе дополнительных присадок);
  • проводите проверку свободного хода педали через каждые 240 моточасов;
  • следите за размером свободного хода. В процессе эксплуатации износ деталей приводит к его постепенному уменьшению. Если размер меньше 30 мм, нужно поставить новый диск сцепления МТЗ 80;
  • не давите долго на педаль сцепления трактора. Так детали системы быстрее изнашиваются;
  • не дёргайте резко муфту. Передвигать её нужно плавно и не оставлять надолго в промежуточном положении;
  • муфта не должна находиться долго в выключенном состоянии;
  • проверяйте накладки через каждые 120 моточасов. Их износ негативно отражается на скорости хода педали.

Предлагаем ознакомиться Схема тракторного генератора — Схемы автомобильных генераторов — Схемы генераторов — Каталог статей

Техническое обслуживание позволит сохранить трактор в рабочем режиме долгое время, сократить расходы на ремонт. Кроме того, покупка новых деталей – это всегда финансовые вложения. Отрегулировать сцепление на тракторе может и сам оператор машины.

Регулировка сцепления

По мере эксплуатации накладки ведомых дисков подвергаются трению и изнашиваются. В результате уменьшается зазор между концами отжимных рычагов (лапок) и упорным подшипником. Своевременная регулировка лапок сцепления Т 40 восстанавливает зазор и уменьшает трение.

Нормальный зазор должен быть 4 мм. При уменьшении этого показателя концы рычагов начнут соприкасаться с подшипником, сцепление начнет пробуксовывать, что в свою очередь приведет к увеличению трения и обе детали быстрее износятся.

Вопрос, как отрегулировать сцепление на тракторе Т 40, встает после того, как ход педалей уменьшается до 2,5 см. Вымерять перед регулировкой миллиметры и ждать точного значения не нужно: при уменьшении хода педали выжимать сцепление становится труднее, оно «тугое». Регулировку можно выполнить двумя методами: с помощью тяги или болтов. Перед тем как приступать к работе, стоит посмотреть пару видео роликов, чтобы снять возможные вопросы.

Муфта сцепления

Регулировка тягой

Порядок действий:

  1. Сначала открываем верхний люк корпуса корзины сцепления. Под ним находится ось вилки тяги, зафиксированная шплинтом.
  2. Ось расшплинтовываем, вилку снимаем с рычага.
  3. Свинчивая и навинчивая вилку, подбираем правильную длину тяги, одновременно замеряя зазор между концами рычагов и выжимным подшипником. Он должен быть равен 4 мм.
  4. Выставив правильную длину тяги, ставим на место ось вилки и зашплинтовываем.
  5. Устанавливаем крышку люка.

Регулировка путем изменения длины тяги достаточно проста, доступна начинающему механику и не занимает много времени. Однако в ряде случаев этот способ не подходит. В таком случае используется настройка при помощи регулировочных болтов.

Регулировка болтами

Порядок действий:

  1. Открываем верхний люк корзины и находим гайку, фиксирующую болты.
  2. Расшплинтовываем эту гайку.
  3. Если раньше регулировка производилась с изменением длины тяги, необходимо вернуть её в первоначальное положение.
  4. Отворачиваем гайку. Это обеспечит смещение концов рычагов муфты в сторону мотора. Достаточно перемещения на 5—8 мм, чтобы соединить рычаг и вилку тяги;
  5. Зашплинтовываем ось вилки.
  6. Проверяем зазор между концом отжимного рычага и выжимного упора подшипника отводки щупом. Зазор должен составлять не более 4 мм.

Проводя ремонт корзины сцепления, важно правильно установить пружины сервоустройства — это специальный механизм, облегчающий выжимание педали. Пружины устанавливают точно в отверстие кронштейна, предварительно переместив педаль в верхнее положение.

Техническое обслуживание

Всего 3 основных задачи по обслуживанию 40 модели поддержат агрегат в безупречном рабочем состоянии:

  • Своевременная подтяжка болтов
  • Смазка деталей, подверженных трению
  • Контроль исправности соединений с резьбой

Сократить время на техобслуживание позволяет конструкция роликоподшипника (12), переднего подшипника, установленного на коленчатый вал главной муфты, а также упорных подшипников (на схеме 15 и 24). Они не требуют ухода, так как заводская смазка рассчитана на весь срок эксплуатации.Проработав 230 часов, смажьте соприкасающиеся поверхности отводки и кронштейна через масленку, размещенную на корпусе слеваДобавляйте смазку в подшипник, расположенный в механизме отводкиИспользуйте солидол, наносить который удобно через штоковый шприцОбратите внимание, что в смазке также не нуждаются капроновые втулки, на которых установлены педали управления и валики вилок.

Общие сведения

Правильной регулировкой муфты сцепления обеспечивается ее нормальное действие: плавное соединение двигателя с силовой передачей при трогании трактора и быстрое отъединение двигателя от силовой передачи для остановки трактора и переключения передач. При этом после включения муфты диски не должны пробуксовывать, а после выключения — соприкасаться между собой и передавать крутящий момент силовой передаче. Кроме того, во время работы трактора могут возникать кратковременные перегрузки деталей силовой передачи и двигателя, например при трогании с места. В этом случае при чрезмерно большой перегрузке допускается незначительная пробуксовка дисков муфты, что приводит, к уменьшению нагрузки на двигатель и смягчению ударов, действующих на детали двигателя и силовой передачи. Регулировка муфты сцепления поддерживает ее в нормальном работоспособном состоянии.

Одним из основных показателей, оценивающих работоспособность муфты, является ее коэффициент запаса, показывающий, во сколько раз момент трения, создаваемый дисками, превышает момент, передаваемый от двигателя силовой передаче. Для различных тракторов коэффициент равен 1,1—1,3. Это означает, что муфта сцепления, обладающая таким коэффициентом запаса, способна передавать момент, на 10—30% больший, чем максимальный момент двигателя. Если передавать момент больший, чем момент трения, то диски будут пробуксовывать. Чем больше коэффициент запаса, тем хуже амортизирующие качества муфты.

Во время эксплуатации муфты ее коэффициент запаса постепенно уменьшается из-за снижения момента трения, создаваемого дисками. Момент трения дисков находится в зависимости от коэффициента трения рабочих поверхностей дисков и силы их поджатия. Следовательно, изменение коэффициента трения и силы поджатия дисков обусловливают изменение момента трения.

Коэффициент трения, характеризующий фрикционные свойства рабочих поверхностей дисков, уменьшается при частых пробуксовках дисков, при попадании на рабочие поверхности капель масла.

Помимо обгорания и интенсивного износа дисков муфты, заметно снижается сила тяги трактора. В эксплуатации пробуксовку дисков обнаруживают как по снижению силы тяги трактора, так и по характерному запаху из-за обгорания фрикционных накладок. Устраняют пробуксовку специальными профилактическими мерами: промывают и просушивают муфты.

Муфта пробуксовывает и при снижении силы поджатия дисков. Причиной уменьшения силы поджатия ведущих и ведомых дисков чаще всего бывает износ их рабочих поверхностей и фрикционных накладок. В результате этого увеличивается зазор между дисками при выключенном состоянии муфты, а это, в свою очередь, приводит к увеличению хода нажимного диска при включении муфты и к ослаблению действия нажимных пружин (постоянно замкнутые муфты) или нажимных рычагов (непостоянно замкнутые муфты).

Обычно о величине силы поджатия дисков судят по свободному ходу педали включения и по усилию, прикладываемому к рычагу включения. Чем больше зазор между дисками у выключенной муфты, тем меньше свободный ход педали и меньше усилие, прикладываемое к рычагу включения. На величину свободного хода педали влияют и зазоры в шарнирах тяг.

Таким образом, регулировкой муфты сцепления предусматривается восстановление нормальной величины момента трения, развиваемого дисками. Причем, если момент трения изменился из-за коэффициента трения, то первоначальные свойства дисков восстанавливают профилактическими мерами (промывкой, сушкой и др.). Если же момент трения изменился под влиянием силы поджатия дисков, то те же свойства муфты восстанавливают ее регулировкой.

Муфты сцепления ряда тракторов снабжены небольшим тормозом с приводом от рычага или педали. Назначение тормоза — затормаживать ведомые части муфты и первичный вал коробки передач после выключения муфты. В процессе работы из-за износа рабочих поверхностей тормоза постепенно изменяется интенсивность и момент начала торможения, приводящие к разрушению (скалыванию) зубьев шестерен при переключении передач. Поэтому тормоза необходимо регулировать.

С муфтой сцепления связан блокировочный механизм коробки передач, не допускающий переключения передач при включенной муфте. В этом механизме регулируют длину соединительной тяги, согласующей положение педали или рычага муфты сцепления с положением блокировочного валика коробки передач.

Рассмотренные регулировки сосредоточены в одном узле (в муфте сцепления). Они должны выполняться в определенной последовательности: вначале регулируют тормоз муфты, затем — муфту сцепления и в заключение — длину тяги блокировочного механизма.

Признаками пробуксовки дисков может служить чрезмерно плавное трогание трактора при включении муфты, занижение скорости движения при нормальном режиме работы двигателя, появление запаха от обгорающих фрикционных накладок. При появлении таких признаков трактор надо остановить и отрегулировать, а если потребуется, и отремонтировать муфту сцепления.

Таблица 16

Марка трактораСвободный ход рычага или педали муфты, ммУсилие на рычаге или педали, кГ
Т-100М15—20
ДТ-54А30—35
Т-38М8—11
«Беларусь»30—5012—16
Т-40А35-40
Т-2835—55
ДТ-2012—15

Тракторы MT3-5MG, MT3-5JIC, Т-40 и др., оборудованные независимым приводом вала отбора мощности, снабжены двойными муфтами сцепления. Регулировка этих муфт включает в себя, помимо перечисленных выше, еще установку нормальной величины хода промежуточного диска или педали муфты вала отбора мощности (Т-40А). Эту операцию проделывают вслед за регулировкой свободного хода педали главной муфты.

Двойные муфты сцепления

Муфта сцепления трактора Т-40. Двойные муфты на тракторах представляют собой конструктивное объединение главной муфты, передающей крутящий момент ведущим колесам, и муфты вала отбора мощности (ВОМ).

Такое устройство дает возможность получить так называемый независимый привод ВОМ, который позволяет останавливать и пускать трактор без остановки ВОМ и наоборот.

Наиболее отчетливо эта особенность выражена в конструкции муфты сцепления трактора Т-40 (рис.).

Муфта сцепления трактора Т-40:

1 — упор; 2 — стакан пружины; 3 — нажимная пружина; 4 — маховик; 5 — ведомый диск главной муфты сцепления; 6 — роликовый подшипник; 7 — вал главной муфты сцепления; 8 и 24 — шариковые подшипники; 9— ведомый диск муфты независимого привода ВОМ; 10 — нажимной диск главной муфты сцепления; 11 — отжимной болт; 12 — ведущий палец; 13 — нажимной диск муфты независимого привода ВОМ; 14 — ведущий опорный диск муфты независимого привода ВОМ; 15 — болт; 16 — сухарь рычага; 17—прорезная гайка; 18 — палец рычага; 19 — отжимной рычаг главной муфты сцепления; 20 и 38 — отжимные шариковые подшипники; 21 — вилка выключения главной муфты; 22 — вилка выключения муфты независимого привода ВОМ; 23 — валик вилки; 25 — трубчатый вал муфты сцепления независимого привода ВОМ; 26 — рычаг блокировки; 27 — крышка; 28 — стакан подшипника; 29 — ведущая коническая шестерня; 30 — полый вал синхронного привода ВОМ; 31 — задний ВОМ; 32 и 34 — шестерни синхронного и независимого привода заднего и бокового ВОМ; 33 — зубчатая муфта; 35 — кронштейн отводок выключения; 36 — отводка, выключающая главную муфту сцепления; 37 — отводка, выключающая муфту независимого привода ВОМ; 39 — корпус муфты сцепления; 40 — нажимной болт; 41 — отжимной рычаг муфты независимого привода ВОМ; 42 — палец рычага

Диски муфты расположены в расточке маховика 4, закрытой опорным диском 14. Внутренняя сторона опорного диска, как и у маховика, служит рабочей поверхностью трения.

Нажимные диски 10 и 13 соединены ведущими пальцами 12 с маховиком и отжимаются друг от друга двенадцатью пружинами 3, установленными в стаканах 2. Благодаря этому диск 10 прижимает ведомый диск 5 главной муфты к маховику, а диск 13 прижимает ведомый диск 9 муфты независимого привода ВОМ к опорному диску.

Ведомый диск 5 установлен на шлицах вала 7. Впереди вал опирается на шариковый подшипник 8, установленный в расточке торца коленчатого вала. Задний конец вала 7 вставлен в шлицевую ступицу шестерни 29, передающей вращение на коробку передач.

Ведомый диск 9 надет на шлицы трубчатого вала 25, опирающегося через роликовый подшипник 6 на главный вал. На заднем конце вала 25, пропущенном сквозь подшипник 24, нарезаны зубья шестерни, которая зацепляется с шестерней 34 независимого привода ВОМ.

Сквозь совпадающие отверстия ведущих и опорного дисков пропущены три отжимных болта 11, которые соединяются с отжимными двуплечими рычагами 19 главной муфты сцепления. В промежутках между рычагами 19 по окружности муфты размещены три одноплечих рычага 41. Эти рычаги шарнирно (посредством пальцев 42) присоединены к проушинам, отлитым за одно целое с опорным диском. На рычагах установлены фигурные гнутые пружины, благодаря которым нажимные болты 40, ввинченные в рычаги, оказываются постоянно прижатыми к торцам упоров 1, которые ввинчены в нажимной диск 13.

Механизм управления имеет две отводки и две педали, расположенные рядом. Когда нажимают на правую педаль, вилка 21 передвигает отводку 36 по хвостовику кронштейна 35, привинченного к перегородке корпуса. Отводка посредством подшипника 20 нажимает на три рычага 19 и через отжимные болты 11 оттягивает назад диск 10. Благодаря этому освобождается ведомый диск 5 главной муфты.

Внутри кронштейна вставлена еще одна отводка. 37, выполненная в виде длинной втулки и соединенная с вилкой 22. Когда нажимают на левую педаль, эта отводка своим подшипником 38 давит на три отжимных рычага 41. Поворачиваясь на пальцах 42, рычаги нажимными болтами 40 давят на упоры 1 и отводят диск 13 вперед, вследствие чего освобождается ведомый диск 9 муфты независимого привода ВОМ.

Отжимные подшипники 20 и 38 смазывают только при изготовлении, а роликовый 6 и шариковый 8 — только при сборке трактора. Поверхности скольжения отводок смазывают солидолом через масленку с левой стороны корпуса муфты. При смазке надо делать шприцем по 5—8 нагнетаний.

Нормальному зазору между отжимными рычагами и отводками обеих муфт, равному 4 мм, соответствует свободный ход педалей 35—40 мм. Зазор регулируют изменением длины соединительных тяг, когда запас регулировки тягами исчерпан — вращением прорезных гаек 17 и нажимных болтов 40.

Муфта сцепления самоходного шасси Т-16М. Эта муфта также представляет собой объединение двух муфт, которые управляются не двумя, а одной педалью. Это позволяет останавливать шасси без остановки ВОМ. Выключить же ВОМ без остановки шасси здесь невозможно.

Муфта сцепления самоходного шасси Т-16М:

1 — маховик; 2 — отжимной рычаг; 3 — отжимной подшипник; 4 — регулировочный болт; 5 — трубчатый вал; 6 — рычаг; 7 —вилка; 8 — отводка; 9 — кронштейн отводки; 10 — регулировочные прокладки; 11 — стакан; 12, 13, 21 и 23 — подшипники; 14 — вал; 15 — шайба; 16 — шпилька; 17 и 20 — пружины; 18 — кожух; 19 — стакан пружины; 22 — шлицевая ступица; 24 — ведомый диск главной муфты; 25—промежуточный диск; 26 — ведомый диск муфты ВОМ; 27— нажимной диск; 28 — ограничительный штифт; 29 — упорный болт; 30 — направляющий кулачок

Ведущая часть муфты сцепления состоит из штампованного кожуха 18 (рис.), привинченного к маховику, промежуточного 25 и нажимного 27 дисков. Оба диска имеют по три выреза, в которых находятся направляющие кулачки 30, прикрепленные к маховику. В диск 25 запрессованы три ограничительные штифта 28, выступающие концы которых свободно проходят через отверстия в нажимном диске. Против штифтов расположены болты 29.

Диски 24 и 26 ведомой части муфты установлены соответственно на главном валу 14 и на трубчатом валу 5. Оба диска стальные, с фрикционными накладками.

Главный вал выполнен как одно целое с конической шестерней, от которой передается движение на коробку передач. Он опирается на шариковый подшипник 23, находящийся в торце коленчатого вала, и шариковый подшипник 12, установленный в расточке стакана 11. Этот стакан центрирован посадочным пояском в расточке перегородки корпуса трансмиссии. Его фланец и фланец кронштейна 9 притянуты к перегородке корпуса болтами. Стальные прокладки 10 под фланцем стакана служат для регулировки зацепления конических шестерен.

Трубчатый вал 5 вращается в двух шариковых подшипниках. Подшипник 13, установленный в расточке стакана 11, удерживается на валу двумя стопорными кольцами, а подшипник 21 опирается на посадочный поясок главного вала. На заднем утолщенном конце трубчатого вала имеются шлицы, по которым может перемещаться ведомый диск 26. Передний конец трубчатого вала выполнен в виде цилиндрической шестерни, которая находится в зацеплении с шестерней, установленной на валу отбора мощности.

Все диски муфты сжаты усилием девяти пружин 20, находящихся в стаканах 19 кожуха. Ведомый диск 26 дополнительно зажат между нажимным и промежуточным дисками усилием пружин 17, установленных на шпильках 16 и упирающихся одним концом в нажимной диск, а другим — в шайбы 15, закрепленные на шпильках.

Механизм управления муфтой сцепления подобен рассмотренным ранее. Когда нажимают на педаль, движение через тягу, рычаг 6 и вилку 7 передается отводке 8. Она перемещается назад (на рисунке влево) и, нажимая на три рычага 2, отводит нажимной диск 27. Поскольку диски 25, 26 и 27 сжаты пружинами 17, то они сначала перемещаются все вместе. При этом освобождается только ведомый диск 24 и останавливается главный вал 14, а ведомый диск 26, зажатый между ведущими дисками, продолжает вращаться вместе с трубчатым валом и передает движение ВОМ.

Совместное перемещение дисков 25, 26 и 27 продолжается лишь до тех пор, пока диск 26 своими ограничительными штифтами 28 не дойдет до трех упорных болтов 29, ввинченных в кожух. Если продолжать нажимать на педаль, то назад будет отходить лишь один диск 27, преодолевая при этом сопротивление не только пружин 20, но и пружин 17. Таким образом освободится ведомый диск 26 и прекратится передача вращения к ВОМ.

Подшипник 23, а также поверхность трения отводки 8 смазывают только при сборке. К подшипникам 12, 13 и 21 смазка проникает из корпуса силовой передачи.

Регулировка муфты сцепления. Зазор между отжимными рычагами и подшипником 3 устанавливают в пределах 2,5— 2,8 мм. В процессе эксплуатации его регулируют, изменяя длину соединительной тяги. Когда запас регулировки тягой исчерпан, величину зазора изменяют вращением болтов 4 отжимных рычагов так, чтобы разница зазора для отдельных рычагов не превышала 0,1 мм. Зазор между ограничительными штифтами 28 и болтами 29 должен быть 2,0— 2,3 мм. Для этого болты завинчивают до упора и, отвернув их на два оборота, стопорят контргайками.

www.ya-fermer.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: