Механизмы поворота гусеничных тракторов. Как поворачивает гусеничная техника?

Трактор и прочие автомобили сельскохозяйственного назначения имеют некоторые особенности, которые диктуются условиями эксплуатации. Для управления подобными транспортными средствами необходимо получить разрешение государственной инспекции гостехнадзора. Какие категории и подкатегории тракторных прав установлены в России и каким нормативным актом они регулируются? Какими транспортными средствами можно управлять по каждой из категорий и подкатегорий? Что значит графа «особые отметки» и какие записи туда вносятся? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.

Как завести трактор – инструкция для начинающих

Любые работы в огороде и на придомовой территории начинаются с запуска двигателя трактора. Очень важно, чтобы начинающий фермер ответственно подошел к процедуре начала работы, ведь легкий и плавный запуск позволит предотвратить повышение нагрузок на основные рабочие механизмы агрегата.

Заводить трактор необходимо в следующем порядке:

  1. Для начала нужно перевести рычаг КПП в нейтральной положение, иначе трактор начнет двигаться сразу после поворота ключа в замке зажигания;
  2. Далее рычаг подачи горючего необходимо перевести в положение «Полная подача»;
  3. После этого рычаг декомпрессии следует перевести в положение «Выключено»;
  4. Затем необходимо повернуть ключ стартера на 90 ⁰ по часовой стрелке. Сразу после этого заведется мотор трактора – фермеру потребуется подождать от 3 до 5 секунд, и выключить стартер, повернув ключ в обратном направлении;
  5. После запуска двигателя необходимо протестировать его работу в режимах низких и высоких оборотов. Крайне важно, чтобы во время проверки двигатель не издавал посторонних звуков;
  6. Как только мотор нагреется примерно до 30–40 ⁰C, можно начинать эксплуатацию трактора.

После всех перечисленных действий, следует немедленно приступать к работе с трактором, так как длительная работа его двигателя на холостом ходу приведет к ускоренному износу цилиндров и поломке мотора.

Насколько дорого обходятся государственные программы экономии

В 1949 году советским людям с гордостью сообщили, что выполнено ленинское предначертание и на поля страны вышли электротракторы. Восторженные репортажи о небывалом новшестве и сэкономленном с его помощью горючем публиковали еще несколько лет. Однако затем и сами электрические трактора с пашен, и всякие упоминания о них в прессе тихо и незаметно исчезли.

«Какого черта он у вас хвостом вертит?!»

В советские времена в канун юбилеев В. И. Ленина, годовщин памятных революционных событий, а еще чаще, когда заходила речь о плане электрификации страны — ГОЭЛРО, непременно вспоминали об испытаниях электроплуга, на которых основатель советского государства лично присутствовал в 1921 году. Один из участников создания и испытаний этой конструкции, В. З. Есин, вспоминал:

«Весной 1920 года рабочие Петроградской городской электростанции построили на двух автомобильных шасси две электрические лебедки, достали где-то балансирный (перекидной) плуг и организовали электропахоту на земельном участке под Петроградом. Эта электропахота была заснята на короткометражный фильм. Кто-то из петроградских товарищей рассказал Владимиру Ильичу о первых опытах электропахоты, а возможно, что ему был показан и короткометражный фильм электропахоты».

Система с виду была довольно простой — установленные на краях поля электрические лебедки тросами поочередно тянули плуг. Но возникало множество технических проблем — от подведения электролиний к полю до перемещения лебедок вдоль его краев. Однако Ленин заинтересовался новинкой, настаивал на ее массовом производстве и деятельно следил за усовершенствованием электроплуга и изготовлением нового опытного образца.

«Владимир Ильич,— писал Есин,— с нетерпением ждал дня, когда можно будет практически приступить к пахоте. Наконец в октябре 1921 года один агрегат электроплуга был доставлен на поле Бутырского хутора под Москвой, и на 22 октября 1921 года было назначено испытание этого первого электроплуга».

Печать сообщала об этом событии:

«В субботу, 22 октября на Бутырском хуторе состоялось торжественное демонстрирование запашки помощью электроплуга большой мощности, который является первым из серии таких плугов, строящихся по постановлению Совета Труда и Обороны на русских заводах. Испытание первого плуга привлекло общее внимание и участие широких кругов населения. На испытаниях присутствовали: товарищи Ленин, Калинин, представители Коминтерна, ЦК РКП, руководители прессы, представители научных и технических учреждений».

«На испытаниях присутствовали: товарищи Ленин (на фото — четвертый справа, в кепке), Калинин, представители Коминтерна, ЦК РКП, руководители прессы, представители научных и технических учреждений»

«На испытаниях присутствовали: товарищи Ленин (на фото — четвертый справа, в кепке), Калинин, представители Коминтерна, ЦК РКП, руководители прессы, представители научных и технических учреждений»

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Ленин, как вспоминал Есин, с огромным вниманием и неожиданно долго следил за ходом пробной пахоты:

«Когда были начаты испытания и балансирный (перекидной) 8-корпусный плуг, влекомый стальным тросом, пошел вперед, делая 8 глубоких борозд,— Владимир Ильич пошел рядом, за плугом и как зачарованный смотрел, как ровно и красиво укладываются 8 пластов земли. Мы, члены комиссии «Электроплуг», просили Владимира Ильича держаться подальше от плуга, так как мог оборваться трос, или плуг мог потерять устойчивость, выскочить из борозды и ударить хвостом. Но эти уговоры плохо действовали. Владимир Ильич продолжал ходить за плугом, от лебедки к лебедке, находившихся на расстоянии около 400 метров. К сожалению, наши предупреждения о том, что плуг может терять равновесие, подтвердились. Дело в том, что поле Бутырского хутора было сильно исхожено и изрезано протоптанными дорожками. Когда плуг встречал на пути твердую почву — протоптанную дорожку,— он вздрагивал и хвост его моментально выскакивал из борозды. Владимир Ильич сердито спрашивал: «Какого черта он у вас хвостом вертит?!»».

В печати о недостатках новой конструкции писать не стали, а о результатах испытаний сообщили читателям:

«По ним еще нельзя, однако, судить об экономичности, удобстве в эксплуатации и других существенных данных относительно таких плугов. Только последующий период самого тщательного изучения их работы может дать всестороннее освещение их свойств и заключение об их жизненности».

Сам Ленин, по словам Есина, остался недоволен результатами испытаний:

«Весь день до темноты Ленин провел на поле Бутырского хутора. Он расспрашивал конструкторов о том, как упростить конструкцию всей системы электроподводки к полю, где будет проводиться электропахота, как создать большую устойчивость плуга в работе, чтобы он не выскакивал из борозды. Лениным был поставлен и такой вопрос: «Нельзя ли изменить конструкцию плуга так, чтобы включение электромоторов на электролебедках производилось с балансирного плуга, с тем чтобы сократить обслуживающий персонал?». Дело в том, что обслуживающий персонал на агрегате состоял из пяти человек: один на плуге, двое на лебедках и двое около трансформаторов».

Однако работы над электроплугом не прекратились.

«Владимир Ильич,— писал Есин,— сознавал, конечно, что система электропахоты несовершенна,— но эта пусть несовершенная система будет практически совершенствоваться по мере развития электропахоты, и будет накапливаться опыт».

Из бюджета страны, страдающей от голода и разрухи, были выделены немалые средства, и было построено 20 агрегатов, которые отправили для опытной эксплуатации в хозяйства под Петроградом, под Костромой, в Средней Азии и Закавказье.

Итог этого эксперимента оказался безрадостным:

«Появление современного трактора,— констатировал Есин,— как бы оттеснило идею электропахоты с канатной тягой».

«Качественного кабеля сейчас не имеют»

Однако сторонники тотальной электрификации сельского хозяйства не сдавались. Ведь идея электропахоты была освящена именем Ленина, а после его канонизации по-советски, ни одна его идея не могла быть неверной. Если трактор лучше, чем электроплуг, значит, нужно строить элетротрактор. Благо и за границей велись подобные эксперименты.

В СССР, правда, для производства деталей и узлов электротракторов и стойких к постоянному изгибу кабелей для их подключения к электросети отсутствовали необходимые технологии. Но энтузиастам электротракторного дела очень помог возникший в стране дефицит бензина (см. «Расходуют горючего в 5–6 раз больше, чем приобретают» ). И Политбюро ЦК ВКП(б) 8 января 1932 года приняло решение обязать Наркомат внешней торговли СССР обеспечить размещение заказов на оборудование для отдела электротракторного электрооборудования Электрозавода. Причем, несмотря на острейший дефицит валюты на его закупку была выделена очень значительная для того времени сумма 485 тыс. руб.

Первоначально советские инженеры пошли простым путем, просто заменив дизельный двигатель гусеничного трактора электрическим. Но, как отмечали специалисты, «эта конструкция оказалась несовершенной». В 1937 году во Всероссийском институте электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ) создали электротрактор ВИМЭ-2, два опытных образца которого прошли опытную эксплуатацию на полях АССР Немцев Поволжья. А следующую модификацию — ВИМЭ-4 в 1939 году даже демонстрировали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке среди других передовых образцов советской сельхозтехники.

Но о массовом их производстве в тот момент не мечтали даже самые заядлые энтузиасты. Самой уязвимой частью электротрактора был питающий его кабель и специалисты Энергетического института АН СССР и ВИЭСХ работали над тем, чтобы сделать его тоньше, легче и более стойким к износу.

С началом Великой Отечественной войны работа по созданию электротракторов отошла на второй, если не на третий план. Но после ее окончания о технике, способной снизить потребление горючего и смазочных материалов вспомнили вновь.

В 1948 году опытные образцы электротракторов были отправлены на полевые испытания. Результаты работы этих агрегатов в Ачитской машинотракторной станции (МТС) в Свердловской области были подведены в докладе инструктора сельхозотдела Свердловского обкома ВКП(б) Кузьмина заведующему Сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б) А. И. Козлову:

«На полях колхоза «Заря» Ачитского района Свердловской области в 1948 году работали два электротрактора. Тракторы в работе находились 59 смен, из них 25 смен вели испытания. В переводе на мягкую пахоту электротракторами вспахано 181 га.

Испытание электротракторов проведено по весновспашке, рыхлении почвы и вспашке пара. Удельный расход электроэнергии на пахотных работах, при глубине обработки 25–27 см, составил 45 кВт/га. При полном напряжении и частоте в энергосистеме электротрактор свободно тянул пятикорпусной тракторный плуг с предплужниками…

Принципиальная схема машины «ЭТ-5» оказалась правильной и более совершенной, чем у известных конструкций электрических тракторов «ЭТ-2», «ЭТ-3», «ЭТ-4» и «ЭТ-8».

Ходовая часть, электрооборудование и аппаратура электрического трактора работали хорошо».

Однако, как и можно было ожидать, с питающими кабелями возникли проблемы:

«Силовой кабель Киевского завода оказался лучшим, 600-метровый кабель, изготовленный заводом №694, имел большое число сростков, большой вес, часто пробивал и по этим причинам был забракован. От изготовления нужной длины и требуемого качества кабеля завод №694 отказался, в результате чего опытные образцы тракторов качественного кабеля сейчас не имеют».

Случались и проблемы из-за дефектов изготовления электротракторов:

«Имевшие место неполадки в токосъеме и механической части электротрактора, возникшие в результате неудачной замены заводом №70 изоляционных материалов и низкого качества работ по изготовлению, в данное время устранены, и опытные образцы находятся в удовлетворительном состоянии и пригодны к дальнейшей эксплуатации».

А самым большим недостатком электротракторов оказалась их выработка:

«Низкая выработка опытных электротракторов в текущем году явилась следствием:

1. Продолжительной остановки ГЭС, по случаю ремонта плотины, затвора и замены подшипников турбины.

2. Низкого качества электроэнергии местной энергосистемы из-за перегрузки другими потребителями, а также отсутствия в ней элементов автоматики по осуществлению параллельной работы двух генераторов в единую сеть.

3. Низкого качества изготовления машин, благодаря чего (так в тексте.— «История»

) пришлось затратить много времени на устранение весьма существенных дефектов производственного характера в полевых условиях (заново произведена центрация и балансировка электромоторной группы, устранены перекос и заедание в стреле и др.)».

«Пришлось затратить много времени на устранение весьма существенных дефектов производственного характера в полевых условиях»

«Пришлось затратить много времени на устранение весьма существенных дефектов производственного характера в полевых условиях»

Фото: Козловский Николай / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Но главная цель — экономия дефицитного горючего, как писал Кузьмин, была достигнута:

«По сравнению с обычным трактором «СТЗ-НАТИ» электрический трактор на каждом обработанном гектаре высвобождает до 20 кг жидкого топлива, экономит до 70% смазочных материалов».

Что, собственно, от электротракторов и требовалось. И в ЦК ВКП(б) решили, что можно приступить к более масштабной опытной эксплуатации электротракторов.

«Это золотая машина»

И в 1949 году опытные образцы усовершенствованных электротракторов были отправлены нескольким машинотракторным станциям.

«Весной этого года,— писал в журнале «Техника-молодежи» замминистра сельского хозяйства СССР П. С. Кучумов,— на колхозных полях, обслуживаемых Рыбновской МТС Рязанской области, появилась гусеничная машина, несколько похожая на знакомый всем трактор. Но необычными были и ажурная стрела, напоминавшая стрелу небольшого подъемного крана, укрепленная на будке машины, и удивительная бесшумность этой машины, тянувшей за собой мощный плуг. От стрелы уходил кабель к стоявшей на краю поля будке. Над крышей будки поднималась металлическая мачта с развилками, упиравшимися в провода электрической сети. Это был электрический трактор, сконструированный Всесоюзным научно-исследовательским институтом электрификации сельского хозяйства. Этой же весной электрические тракторы пришли и на поля, обслуживаемые Баженовской МТС Свердловской области и Корсунь-Шевченковской МТС Киевской области, а под Москвой, в Мытищинской МТС, появился колесный электротрактор, созданный по проекту другого научно-исследовательского института».

Кучумов описывал и все преимущества новой техники:

«Электрический трактор открывает новую эру в электрификации сельского хозяйства. Он дает возможность использовать дешевую электрическую энергию, источником получения которой могут служить местные электрические ресурсы: энергия воды, низкосортное топливо,— не только в тех производственных процессах сельского хозяйства, которые обслуживаются стационарными, неподвижными машинами. Электрическая энергия становится способной принять участие и в полевых, наиболее трудоемких работах сельского хозяйства: пахоте, севе, бороновании…

Труд тракториста при работе на электротракторе значительно облегчается. Электрический трактор всегда готов к действию. Простое нажатие кнопки — и электротрактор пущен в ход. Это преимущество электротрактора особенно разительно и холодное время, когда заводка обычного трактора становится трудным делом.

Советские трактористы дали высокую оценку новым машинам. «Это золотая машина»,— говорит об электротракторе бригадир Рыбновской машинно-тракторной станции тов. Харитонов»

А о проблеме с плохим электроснабжением полевых работ, которая судя по докладу из Свердловского обкома, очень затрудняла работу электротракторов, замминистра писал:

«Задание по строительству сельских электроустановок, принятое правительством на 1945 год, значительно превысило объем работ по сельской электрификации в лучшие предвоенные годы. 1945 год явился началом еще более грандиозных работ по сельской электрификации, намеченных послевоенным пятилетним планом. Задания послевоенного пятилетнего плана предусматривают ввод в эксплуатацию одних только сельских гидроэлектростанций на общую мощность в 1 млн. квт. Кроме того, план намечает расширение энергетической базы нашей колхозной деревни за счет строительства тепловых сельских станций и присоединения сельских потребителей к сетям районных, промышленных и городских электростанций».

Опыт работы трех МТС, где эксплуатировались гусеничные электротрактора, сочли настолько успешным, что в директивы по пятому пятилетнему плану, утвержденные в октябре 1952 года на XIX съезде партии, включили следующий пункт:

«Считать одной из важнейших задач внедрение электротракторов и сельскохозяйственных машин, работающих на базе использования электроэнергии, особенно в районах крупных гидроэлектростанций».

В январе 1954 года академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) В. А. Желиговский так описывал в интервью «Огоньку» открывающиеся перспективы:

«За пять лет хозяйственного применения электротракторов выработано свыше 100 тыс. гектаров»

«За пять лет хозяйственного применения электротракторов выработано свыше 100 тыс. гектаров»

Фото: Фридлянд Семен / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

«Предстоящей весной на орошаемые Волго-Донским судоходным каналом земли Ростовской области выйдут электрические тракторы и комбайны. В Семикаракорском и Романовском районах строятся электромашинно-тракторные станции. Энергию им подаст Цимлянская ГЭС. Такие же ЭМТС в недалеком времени появятся на обширных пространствах нашей Родины — от Днепра на западе до Оби на востоке, от Камы на севере до Аму-Дарьи на юге. Заодно с энергогигантами будет действовать множество межколхозных и колхозных электростанций, строительство которых развернулось сейчас в стране. Малые реки, торф, бурый уголь, ветер — все местные источники энергии используются с выгодой».

«Уверяют, что все это поправимо»

Правда, летом того же 1954 года в публикациях об электротракторах начали появляться критические нотки. В репортаже, описывавшем работу Корсунь-Шевченковской МТС, к примеру, говорилось:

«Жалуются на то, что кабель выходит быстро из строя и он слишком короток; электротрактор самостоятельно не может передвигаться с поля на поле, и приходится в этих случаях вызывать на помощь тепловой трактор, а тот не всегда оказывается под рукой — пропадает много времени на ожидание. Пока еще довольно сложно электрооборудование».

Естественно, тут же говорилось о том, что «товарищи уверяют, что все это поправимо».

А вскоре пришло время подвести не только технические, но и экономические итоги эксплуатации электротракторов. С 1949 года на использовавшие их МТС регулярно выезжали студенты и аспиранты экономического факультета Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (ТСХА), которые занимались учетом времени работы и расходов электротракторов и их сравнением с обычными. В работе одного из них, будущего член-корреспондента ВАСХНИЛ Ю. Т. Бузилова, о снабжении МТС электроэнергией говорилось:

«Зона деятельности Баженовской МТС снабжается электроэнергией от Белоярской понизительной подстанции, которая в свою очередь питается от крупной госэнергосистемы «Свердловэнерго»… Электроэнергия от энергосистемы поступает бесперебойно и весьма высокого качества. Для применения электрических, полевых машин данный тип электроснабжения вполне приемлем».

Но на некоторых других МТС наблюдалась прямо противоположная картина:

«Электроснабжение Корсунь-Шевченковской МТС и ее зоны обслуживания производится от госэнергосистемы сельского назначения. В систему включены 3 гидроэлектростанции, расположенные каскадом на р. Рось. Их общая установленная мощность 4800 квт. Режим работы электростанции зависит целиком от водного режима р. Рось. Энергосистема может удовлетворить потребителей в полной мере лишь при условии включения в ее состав регулирующего теплового резерва, могущего в маловодные периоды покрывать дефицит электроэнергии.

Энергоисточником для Кузьминской МТС и колхозов ее зоны деятельности служит межколхозная ГЭС на р. Оке. ГЭС построена на базе шлюзовой плотины Кузьминского гидроузла, сооруженного для улучшения судоходства. Установленная мощность генераторов ГЭС — 1000 квт. Качество отпускаемой электроэнергии низкое. Во время паводков ГЭС не работает. На это время электроэнергия поступает от системы «Мосэнерго»».

В той же работе сравнивались экономические показатели работы электрических тракторов ЭТ-5 и «тепловых» СТЗ-НАТИ и ДТ-54:

«Фактическая себестоимость одного гектара мягкой пахоты в среднем за 5 лет у ЭТ-5 по прямым затратам составила в Баженовской МТС 31 р. 02 к., Корсунь-Шевченковской МТС — 30 р. 47 к. В то же время у тракторов СТЗ-НАТИ соответственно по MTC 19 р. 05 к. и 21 р. 04 к., а по трактору ДТ-54 — 11 р. 55 к. и 11 р. 97 к.».

Бузилов писал, что эти результаты не могут рассматриваться как окончательные, поскольку имеют место трудности, которые могут быть преодолены в будущем:

«Превышение затрат на выполнение единицы электротракторных работ обусловлено следующими основными моментами: 1) несовершенством (недостатками) конструкции опытных машин, вследствие чего происходят частые поломки и быстрый износ отдельных узлов и деталей; 2) высокими накладными расходами, связанными с заказом и изготовлением запчастей и деталей, не имеющих серийного производства; 3) списаниями расходов, не связанных с ремонтом электротракторов, что объясняется отсутствием обоснованных норм ремонтных расходов и должного контроля за расходованием средств на ремонт электротракторов; 4) высокой отпускной ценой на электроэнергию при относительно низких ценах на нефтепродукты для тепловых тракторов».

Однако то, что затраты на работу ЭТ-5 почти втрое превышали соответствующие затраты на ДТ-54, при всех плюсах электротракторов ставило крест на их будущем.

Создатели электротракторов не сдавались и создавали проекты новых, более совершенных образцов. Но в 1970-х годах был проведен новый сравнительный расчет экономической эффективности двух типов тракторов.

«В основу сравнения,— говорилось в работе Т. А. Смольяниновой,— положены экономические показатели дизельных тракторов ДТ-75 и МТЗ-50 и расчетные показатели электротракторов ЭТ-75 и ЭМТЗ-50… Капиталовложения по тракторам определены в следующем размере: по дизельным ДТ-75 — 2919 руб., МТЗ-50 — 2500 руб. и по электрифицированным ЭТ-75 — 4717 руб. и ЭМТЗ-50 — 3640 руб. Капиталовложения в электротракторы значительно выше за счет стоимости генератора и электрооборудования. Эксплуатационные расходы по электротракторам также выше дизельных. Поэтому при равной производительности тракторов применение данных электроагрегатов экономически нецелесообразно».

Евгений Жирнов

Как завести трактор с пускача?

Многие современные трактора оборудуются так называемым пускачом – дополнительным двигателем, необходимым для облегченного запуска основного мотора сельхозмашины.

Как завести трактор с пускача

Запуск пускача осуществляется в следующем порядке:

  1. Вначале необходимо открыть бензокран и подкачать горючее в карбюратор. После этого нужно закрыть дроссельную заслонку трактора и добавить топливо в цилиндры – для этого потребуется открыть кран декомпрессора, и, спустя несколько секунд, закрыть его;
  2. Далее нужно завести узел пускового шнура в паз на маховике пускача, после чего намотать шнур на маховике пускового мотора по часовой стрелке. После этого потребуется взять второй конец шнура в руки. Категорически запрещается наматывать шнур на ладонь, так как при возвратном движении шнура он может нанести фермеру серьезную травму;
  3. Далее потребуется резким рывком потянуть шнур на себя. В это время пускач должен начать работу. Если двигатель не заработал, то нужно еще раз повторить его запуск. В случае если пускач не заводиться, понадобиться очистить кривошипную камеру мотора от топливного конденсата. Для этого необходимо аккуратно вывернуть спускную картерную пробку, отсоединить свечу от привода, провернуть коленчатый вал мотора за маховик, и тщательно продуть кривошипную камеру. Затем необходимо вернуть все детали на их места, и завести пускач. Более подробно о запуске трактора с пускача расскажет видео.

После того, как вспомогательный мотор заведется, потребуется подождать, чтобы он прогрелся на низких оборотах. Спустя несколько минут нужно перевести мотор в режим работы на оборотах, ограниченных регулятором.

Классификация прав на трактор

Удостоверение тракториста-машиниста позволяет управлять самоходными транспортными средствами в соответствии с указанной категорией. Последние изменения классификации «тракторных» прав были утверждены в декабре 2011 года. С этого времени действуют следующие разновидности водительского удостоверения на самоходные машины:

  • А1 ― внедорожный транспорт, максимальная скорость которого не превышает 50 км/ч;
  • А2 ― легковой внедорожный транспорт, чья масса не превышает 3,5 т, количество пассажирских мест до 8;
  • А3 ― транспорт, не предназначенный для дорог общего назначения. Масса ТС превышает 3,5 т;
  • А4 ― внедорожные автомобили с числом пассажирских мест свыше 8;
  • В ― трактора колесного и гусеничного типа с мощностью двигателя до 25,7 кВт;
  • С ― колесные ТС, чья мощность не превышает 110,3 кВт;
  • D ― колесный транспорт с мощностью свыше 110,3 кВт;
  • E ― гусеничные самоходные машины, мощность которых начинается от 25,7 кВт;
  • F ― тяжеловесный самоходный транспорт сельскохозяйственного назначения.

Водительское удостоверение тракториста представляет собой карточку с лицевой и оборотной сторонами, на которых представлена информация о машинисте, сроке действия документа, учреждении, выдавшем удостоверение, а также указаны разрешительные и особые отметки. Образец такого удостоверения представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Чистый бланк удостоверения тракториста-машиниста

Самостоятельное обучение на любую категорию прав на управление самоходными машинами не допускается. Прежде, чем сдать экзамены на права, потребуется пройти курс обучения. Кроме того, для получения водительского удостоверения претендентам необходимо обладать и рядом дополнительных навыков, которые рассматриваются как разряды. В настоящее время существует следующая градация разрядов при получении прав на управление трактором и прочими спец.машинами:

  • 2-й разряд предполагает возможность управления под руководством более опытных водителей. Присутствуют навыки ремонтирования погрузочных и самозахватывающих механизмов;
  • 3-й разряд представляет управление аккумуляторными погрузчиками, грузоподъемными механизмами;
  • 4-й разряд позволяет не только управлять техникой, мощность которой свыше 100 лошадиных сил, но и самостоятельно ремонтировать технику;
  • 5-й разряд предполагает управление и обслуживание тяжелой техники ― бульдозеров, экскаваторов и прочих ТС;
  • 6-й разряд свидетельствует о навыках управления и ремонтных работ ТС, мощность которых свыше 200 лошадиных сил.

Каждый разряд при его получении вносится в удостоверение тракториста. К особым отметкам, вносимым в удостоверение тракториста-машиниста, следует добавить такую информацию, как группа крови водителя, обязанность водить транспорт в очках, стаж вождения, а также наличие категории.

Как зимой завести трактор?

Не каждый новичок знает, как правильно осуществляется запуск трактора зимой. Из-за этого, в первую очередь, страдает двигатель сельхозмашины, так как в неумелых руках при запуске зимой он поддается ускоренном износу.

Как зимой завести трактор

Многие современные трактора комплектуются специальными системами подогрева, которые позволяют запустить мотор даже в самую холодную погоду. Эта система предназначена для подогрева охлаждающей жидкости и масла в картере двигателя трактора до оптимальной температуры. При необходимости можно приобрести систему подогрева отдельно.

Чтобы завести трактор в мороз с использованием системы подогрева, необходимо действовать в таком порядке:

  1. В первую очередь потребуется тщательно промыть котел подогрева и аккуратно почистить горелки. Затем необходимо внимательно осмотреть мотор нагнетателя на предмет неисправностей;
  2. Перед тем, как приступить к запуску, потребуется открыть пробку подогрева на котле, чтобы слить с него остатки топлива. После этого кран и пробку нужно закрыть;
  3. Чтобы заполнить систему подогрева, нужно подготовить воду, открыть все имеющиеся заслонки в нагнетателе и выхлопном патрубке котла, после чего необходимо открыть топливный кран системы и через минуту включить свечу зажигания;
  4. После этого понадобиться на секунду запустить мотор нагнетателя, и сразу же плавно перевести его в рабочее положение. Далее в котел системы подогрева нужно аккуратно залить приготовленную воду, прогреть мотор до 85 ⁰C, и запустить его.

Точно придерживаясь этого алгоритма, фермер сможет завести двигатель трактора без риска подвергнуть чрезмерным нагрузкам его основные рабочие механизмы.

Как управлять трактором – советы начинающим фермерам

Чтобы научиться правильно управлять сельхоз машиной, следует изучить ее основные органы управления трактора. В зависимости от модификации агрегата, его рычаги и переключатели могут располагаться в разных частях кабины. Чтобы знать их точное место, перед тем, как сесть в кабину, необходимо тщательно изучить инструкцию по эксплуатации сельскохозяйственной машины.

Как управлять трактором

Чтобы правильно ездить на тракторе, нужно выполнять следующие действия:

  1. Сначала нужно сесть на водительское сиденье и пристегнуть ремень безопасности;
  2. После этого необходимо поставить ногу на педаль сцепления, и до конца вдавить ее в пол. Перед этим нужно обязательно убедиться в том, что рычаг трансмиссии переведен в нейтральное положение;
  3. Далее нужно правой ногой надавить на педаль газа. Затем следует повернуть ключ запуска мотора. Как только двигатель заведется, нужно сильнее нажать на педаль газа, после чего опустить ее, и подождать, пока мотор прогреется до оптимальной температуры;
  4. Чтобы начать движение на тракторе, необходимо выключить стояночный тормоз. После этого следует выжать сцепление, и перевести рычаг КПП трактора в режим первой скорости;
  5. Далее нужно начать медленно отжимать педаль сцепление. При этом нужно убрать ногу с педали тормоза и продолжать подачу горючего в двигатель;
  6. Начинать движение необходимо в умеренном темпе. Управление трактором должно осуществляться на малых скоростях. Следует помнить, что основное преимущество сельхозмашин кроется не в их скорости, а в выносливости и мощности;
  7. Чтобы полностью остановиться, необходимо выжать педаль сцепления до упора, переключить рычаг КПП в нейтральное положение т включить стояночный тормоз. Далее нужно отключить подачу горючего, и повернуть ключ зажигания в выключенное положение.

В таком порядке осуществляется управление любым из имеющихся в продаже сельскохозяйственных агрегатов. Подобным образом также следует эксплуатировать трактор из Нивы и любую другую самодельную сельхозмашину.

Устройство ходовой части гусеничного трактора

Она состоит из 3 частей:

  • Остов – выполняет несущую функцию. Это система, соединяющая остальные узлы.
  • Движитель – воспринимает от всех установленных агрегатов (а также от трансмиссии) момент нагрузки, который и превращает в поступательное перемещение по заданной траектории.
  • Подвеска – соединяет мосты с кузовом (рамой), передает вес спецтехники на почву, смягчает вибрации, удары и толчки, тем самым улучшая плавность хода.

Каждая из этих частей заслуживает более подробного рассмотрения.

Есть три варианта остова:

  • Рамный – хребтовой или лонжеронный, то есть из пары продольных балок из стали с поперечинами. Он образует цельную или шарнирно-связанную конструкцию, но обязательно жесткую, прочную, предоставляющую легкий доступ к используемым механизмам.
  • Полурамный – получается при соединении корпуса трансмиссии и опорной металлоконструкции в форме буквы «Н». Именно к последней крепится передняя ось движителя. Отличается малым весом (по сравнению с прошлым подвидом) при сохранении достаточной стойкости к нагрузкам и вибрациям.
  • Безрамный – создается путем жесткого стыка корпусных элементов силовой передачи и блок-картера, а также, опционально, муфты сцепления и заднего моста. Несколько ограничивает доступ к навешенным на борт агрегатам, поэтому применяется сравнительно редко.

Движитель – конструкционно сложный узел ходовой части гусеничных тракторов, устройство его выглядит следующим образом:

  • ведущая звездочка, отвечающая за перемещение, задействует цепь;
  • последняя состоит из шарнирно соединенных звеньев и создает замкнутый контур (обвод), огибая поддерживающие ролики, направляющее колесо и опорные катки;
  • почвозацепы формируют дорожку для качения спецтехники;
  • опорные катки равномерно распределяют действующую силу тяжести по всей поверхности трака;
  • ролики выполняют поддерживающую функцию, предотвращая боковое раскачивание;
  • натяжной механизм и направляющее колесо задают и сохраняют правильную траекторию перемещения с сохранением должной амортизации.

Такая конструкция движителя обеспечивает ходовому устройству гусеничных машин высокое качество сцепления с грунтом при сравнительно низком давлении на него, а также хорошую проходимость. Отсюда – частота эксплуатации на болотистых или песчаных почвах, на сложно-пересеченных участках. Но есть и недостаток – это меньшая, чем у колесных моделей, скорость, что несколько ограничивает универсальность использования.

Подвеска может быть:

  • Эластичная – представляет собой систему рычагов и катков (упругих и попарно составленных в каретку), которые при помощи шарниров присоединены к раме. Помогает траку повторять рельеф поверхности, что способствует повышению плавности движения.
  • Полужесткая – это тележка с балками различного диаметра и располагающимися на них элементами. Ее рама сзади подключена к остову, а спереди контактирует с плоской рессорой. Ее конструкция проще, чем у предыдущего варианта (а значит меньше деталей могут выйти из строя), но качество поглощения вибраций хуже.

ремонт ходовой части гусеничных тракторов фото

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: