Механизмы подъема кранов. Общие сведения и конструктивные особенности.

Мостовым краном называют грузоподъемную машину, оснащенную захватным устройством и тележкой, которая передвигается по подвижному стальному мосту. Такой тип техники используется для выполнения операций с грузами в различных сферах деятельности: металлургия, машиностроение, организация больших складских запасов товаров и пр.

Из-за сложности конструкции мостовых кранов и различных вариантов исполнения, есть несколько типов их классификации:

По количеству балок моста:

  • однобалочные – мост состоит из нескольких балок: основной двутавровой и концевых, оснащенных колесами. Обычно такие краны используются в тех случаях, когда не требуется вести работу с большими грузами (до 10 т). Также их характерной особенностью является применение консольной тележки;
  • двухбалочные – мост состоит из двух основных и концевых балок с ходовыми колесами. Использование такой техники оправдано в случае работы с большим количеством тяжелых грузов. Высокая прочность и грузоподъемность позволяют устанавливать на тележку дополнительные механизмы, выполняющие с грузом особые операции.

По конструкции:

  • опорные – подвижная балочная конструкция с тележкой опирается на стандартные или крановые рельсы;
  • подвесные – подвижные балки крепятся к полкам рельсового пути снизу.

По способу захвата груза:

  • крюковые – оперируют грузами путем зацепа за обычные или такелажные крюки;
  • грейферные – рабочим органом является грейферный захват, используются преимущественно при погрузке и разгрузке сыпучих материалов и сырья;
  • магнитные – захват груза осуществляется при помощи мощного электромагнита, используются при погрузке металлический изделий, сырья, заготовок.

По типу привода:

  • ручные – за подъем материалов отвечают ручные лебедки, пригодны только для небольших грузов;
  • электрические – манипуляции с грузами осуществляется при помощи одного или нескольких электродвигателей.

По способу передвижения опорных балок (кроме стандартного – по прямым рельсам):

радиальные и хордовые – рабочие органы вращаются по специальным кольцевым рельсам, опора конструкции размещается в центре рабочей площадки;

кольцевые – кран с рабочими органами передвигается также, как радиальный или хордовый, но конструкция лишена подкрановых балок, что расширяет возможности ее использования.

Главные узлы и оборудование мостового крана

Основные конструкции и виды упоров мостового крана

Тупиковые упоры, применяемые для мостовых кранов, бывают двух видов: безударные; ударные. Безударные тупиковые упоры

Двигатель мостового крана

Для того чтобы приводить механизм мостовых кранов в действие на них устанавливают электродвигатели. Наиболее

Особенности радиоуправления мостовыми кранами

В отраслях промышленности, в которых задействовано грузоподъемное оборудование чаще всего применяется режим радиоуправления краном, так

Электрический привод мостового крана

Электрический привод достаточно распространен благодаря своим особенностям: например, возможности установки к каждому механизму крана

Барабаны мостовых кранов

В механизме подъема используют цилиндрические барабаны, которые имеют правое и левое направления нарезки, шаг

Троллеи мостовых кранов

Для оснащения мостовых кранов, которые включают приводные двигатели, аппараты защиты и управления, пускорегулировочные резисторы,

Об устройстве кабины мостового крана и рабочем месте крановщика

Самая распространенная кабина управления мостового крана – торцевая кабина, которая закреплена с одной стороны

Тележка мостового крана

Тележки мостовых кранов предназначены для подъема и перемещения груза. При помощи тележек груз передвигают вдоль

Правила установки пролета мостового крана по ГОСТу

Мостовые краны широко применяются в промышленности, на транспорте и в строительстве. А так же

Обзор механизмов мостового крана

Механизмы передвижения в мостовых кранах располагаются на мосту и тележке. Расположение на мосту помогает

mostovoi-kran.ru

Раздельный электропривод механизма передвижения мостового крана

Изобретение предназначено для выравнивания нагрузок электропривода ходовой части мостового крана. Раздельный электропривод механизма передвижения мостового крана содержит ходовые колеса (1, 7) с редукторами (2, 4), получающими вращение от асинхронных электродвигателей (3, 5). Одно из ходовых колес (1) получает вращение от асинхронного электродвигателя с фазным ротором (3), а другое ходовое колесо (4) получает вращение от асинхронного короткозамкнутого электродвигателя (5), статорная обмотка которого подключена к роторной обмотке первого двигателя через согласующий трансформатор (4), коэффициент трансформации которого равен коэффициенту приведения обмотки статора к обмотке ротора первого двигателя. Достигается выравнивание нагрузок двигателей электропривода ходовой части мостового крана, повышение КПД, повышение безопасности. 1 ил.

Изобретение относится к грузоподъемным машинам, в особенности, к электроприводу с асинхронными двигателями переменного тока, которые используются в мостовых, козловых кранах, применяемых в различных отраслях промышленности. Может быть использовано для выравнивания нагрузок между приводами механизма передвижения крана.

Если в подъемном кране используется раздельный привод, при котором каждая концевая балка моста приводится в движение своим самостоятельным приводом, причем между приводами, расположенными на различных концевых балках, не предусматривается дополнительная связь кроме самой металлоконструкции (смотри, например, Александров М.П. Подъемно-транспортные машины: Учебник для вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1979. 558 с.), где на стр.258 описана работа такого механизма, согласно которому «если на одну из опорных (концевых) балок моста нагрузка меньше, чем на другую, то скорость вращения двигателя первой опоры несколько увеличивается и эта опора начинает забегать относительно второй, более нагруженной опоры. Но при этом забегании первый двигатель начинает воспринимать через металлоконструкцию моста повышенную нагрузку, разгружая двигатель второй опоры, что приводит к уменьшению скорости первого двигателя и соответствующему увеличению скорости второго двигателя. При этом скорости движения обеих опорных балок моста автоматически выравниваются. Таким образом, в процессе движения крана с раздельным приводом происходит перераспределение нагрузок между обоими двигателями за счет нагружения металлоконструкции моста в горизонтальной плоскости и за счет сил сцепления ведущих колес с рельсами.

Исследование механизмов передвижения с раздельным приводом показывает, что этот привод обеспечивает нормальную работу кранов при отношении пролета крана к его базе не более 6. При величине этого отношения более 6 отмечается повышенная упругая деформация моста крана и значительные забегания одной концевой балки относительно другой (при расположении тележки с грузом около одной из концевых балок). Для обеспечения нормальной работы крана в этом случае необходимо значительно повысить жесткость моста в горизонтальной плоскости, что связано с утяжелением моста, что весьма нежелательно.

Для выравнивания хода опор при индивидуальном асинхронном приводе некоторое применение нашла система синхронного вращения (электрического вала) в которую включаются двигатели ходовых тележек. Такое решение поставленной задачи позволяет получить синхронное вращение двигателей, однако оно не может устранить расхождение опор, вызванное неодинаковым износом колес ходовых тележек, пробуксовыванием и т.п. По указанным причинам и вследствие относительной сложности синхронного вращения не получили широкого распространения в электроприводе передвижения мостов портальных кранов, (смотри, например, стр.187 в книге Соколов М.М. Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов, М., «Энергия», 1969, изд. 2-е переработанное и дополненное. 544 с. с илл.

Техническим эффектом изобретения является выравнивание нагрузок между двигателями, для повышения КПД и повышения надежности работы крана.

Для достижения указанного технического эффекта предлагается осуществлять привод первого из ходовых колес от асинхронного электродвигателя с фазным ротором, а другое ходовое колесо от асинхронного короткозамкнутого электродвигателя, причем статорные обмотки второго электродвигателя подключены к роторным обмоткам первого через согласующий трансформатор, коэффициент трансформации которого равен коэффициенту приведения статорной обмотки к обмотке ротора.

Суть предложения поясняется чертежом. Привод механизма передвижения мостового крана, включающий ходовое колесо 1, которое через редуктор 2 получает вращение от асинхронного электродвигателя с фазным ротором 3, к роторной обмотке которого через согласующий трансформатор 4, подключена статорная обмотка асинхронного короткозамкнутого электродвигателя 5, вращающего через редуктор 6 ходовое колесо 7. При этом коэффициент трансформации согласующего трансформатора 4 равен коэффициенту приведения роторной обмотки к статорной обмотке.

Электропривод работает следующим образом: при подаче напряжения питающей сети на статорные обмотки электродвигателя 3, в обмотках его ротора наводится напряжение, которое, увеличенное согласующим трансформатором 4 до напряжения питающей сети, подается на статорные обмотки асинхронного электродвигателя 5. При этом происходит запуск электродвигателей 3 и 5 в соответствии с законами электротехники. После запуска электродвигатели 3 и 5 соответственно через редукторы 2 и 6 приводят во вращение ходовые колеса 1 и 7 и развивают вращающие моменты в соответствии с моментами сопротивления на колесных парах. При равенстве моментов сопротивления электродвигатели развивают одинаковые моменты и вращаются с одинаковой скоростью. Если же равенство моментов нарушается (например, при изменении, от износа, диаметра колеса), то на ходовом колесе, у которого диаметр больше, будет и больше момент сопротивления, (например, у колеса 1). Это приведет к тому, что вращающий момент и скольжение электродвигателя 3 увеличится, а частота вращения уменьшится. Одновременно с этим рост скольжения приведет к тому, что частота тока в роторе электродвигателя 3 увеличится и увеличится частота питающего напряжения, подаваемого на статор электродвигателя 5, что приведет к увеличению частоты вращения вала электродвигателя 5, что, в свою очередь, увеличит момент сопротивления на второй колесной паре до достижения равенства нагрузок на колесных парах.

Таким образом, предлагаемое соединение обмоток асинхронных электродвигателей позволяет выравнивать нагрузки на ходовых колесах.

Раздельный электропривод механизма передвижения мостового крана, включающий ходовые колеса с редукторами, получающими вращение от асинхронных электродвигателей, отличающийся тем, что одно из ходовых колес получает вращение от асинхронного электродвигателя с фазным ротором, а другое ходовое колесо получает вращение от асинхронного короткозамкнутого электродвигателя, статорная обмотка которого подключена к роторной обмотке первого двигателя через согласующий трансформатор, коэффициент трансформации которого равен коэффициенту приведения обмотки статора к обмотке ротора первого двигателя.

Классификация мостовых кранов

Промышленность выпускает разные мостовые краны, но всех их можно разделить по следующим ключевым признакам:

  • области применения;
  • способу перемещения;
  • конструкции;
  • разновидности грузозахватного механизмом.

Если рассмотреть классификацию по области применения, можно выделить следующие виды мостовых кранов:

  • для цехов;
  • строительные;
  • транспортные;
  • палубные системы.

В зависимости от конструкции подъемные системы делятся на следующие:

  • балочные;
  • двухбалочные.

По способу перемещения существует следующая классификация:

  • опорные краны;
  • подвесные механизмы.

Если рассматривать механизм, который используется для захвата грузов, то можно выделить современные грейферные и спецсистемы. В эту же группу входят литейные и магнитные устройства. В промышленности часто возникает потребность в крюках.

По конструкции

По этому признаку все подъемные механизмы можно разделить на следующие:

  1. Опорные. Они опираются на рельсовый путь, проложенный по земле, и передвигаются по нему.
  2. Козловые. Монтаж такого моста на рельсовые пути осуществляется с помощью опор.
  3. Подвесные. Такие устройства держатся за рельсы снизу.

Предприятия должны выбирать механизмы, ориентируясь на потребности в перемещении грузов.

По грузоподъемности

Выделяют модели следующих видов:

  • поднимающие груз до 5 т;
  • до 50 т;
  • 300-320 т.

Краны имеют разную стоимость.

По назначению

Производители выпускают механизмы, которые по назначению разделяются на следующие:

  1. Общие. Они предназначены для решения типичных строительных задач.
  2. Спецназначения. С их помощью крановщики выполнят грузоподъемные операции, которые требуют особого отношения.

Организация, выбирая механизм, должна учитывать назначение грузов. Если они относятся к категории опасных, их перемещение будет отличаться.

По типу привода

По этому признаку все краны мостового типа можно разделить на следующие:

  1. Ручные. Перемещение груза осуществляется лебедкой.
  2. Электрические, которые работают от сети.

Предприятия могут выбирать из отечественных и зарубежных моделей.

Описание

Мостовой кран, 2007

  • По конструкции к кранам мостового типа относятся: Опорные краны
    : Мостовые краны, мост которых непосредственно опирается на надземный рельсовый путь сверху[1].
  • Подвесные краны
    : Подвешивается к нижним полкам рельсового пути[1].
  • Козловые краны с мостом, установленным на наземный рельсовый путь посредством двух опор[1].
  • При грузоподъёмности более 12,5 у крана могут быть два механизма подъёма — главный и вспомогательный[1].
  • По грузоподъёмности краны условно разделены на три группы:
      Первая — до 5 [1].
  • Вторая — от 5 до 50 [1].
  • Третья — свыше 50 и до 320 [1].
  • Привод механизмов, как правило, электрический, но может быть и ручным. Управление механизмами осуществляется с пола, из кабины и дистанционно. Исполнения кранов: общепромышленное, взрывобезопасное, а также различные климатические[1].

    Монтаж и демонтаж

    Установка крана требует проведения предварительных работ, они начинаются с монтажа подкрановых путей. Их укладывают на эстакаде или земле. Существуют 3 варианта монтажа:

    1. Пошаговый. В его основе лежит сборка узлов, она осуществляется на подкрановых путях.
    2. Укрупненная сборка. Крупные элементы собирают на земле, а потом поднимают на требуемую высоту. Так поступают с электрооборудованием и механизмами.
    3. Полноблочный. Этот способ основан на полной сборке, она осуществляется на полу. Мост собирают целиком, затем выполняют монтаж, технология требует мощной техники.

    Монтажными работами должны заниматься специалисты, они же осуществляют демонтаж мостового крана, делают заземление. Он требует строго соблюдения норм безопасности. К нему прибегают, когда нужно заменить старый подъемный механизм. Он необходим и после завершения работы на участке.

    Есть несколько вариантов демонтажа, каждый из них зависит от того, что предполагается делать с краном дальше. Если он подлежит утилизации, с него снимают подкрановые балки. Конструкцию освобождают от кабеля, убирают электромостовой двигатель, сматывают тросы. На металлолом отправляют пролетные балки и другие узлы, выполненные из металла.

    Применение мостовых кранов

    Инструкция по эксплуатации содержит информацию о сфере использования грузоподъемных устройств. Выбирая модель, следует обращать внимание на руководство по эксплуатации крана, сфера применения может быть следующей:

    1. Работа с грузами на постоянной или временной основе в условиях, когда нет подвода тока. Организация может приобрести опорные и подвесные краны ручного типа.
    2. Перенос грузов в производственных цехах, на складских комплексах и других промышленных площадках. Для выполнения работы пригодятся опорные и подвесные модели электрических кранов. Востребованы устройства грузоподъемностью 10т, 15 тонн и 20 тонн.
    3. На строительных площадках применяются краны МК 5, МК 10, двухбалочные Demag и другие модели.
    4. Для работы с насыпными грузами необходимо использовать грейферы, поэтому при выборе устройств нужно обращать внимание на технические характеристики.

    С помощью мостовых систем можно перемещать и другие грузы, для этого кран дополняют оборудованием с магнитными свойствами.

    Применение

    Мостовой кран на бетонном заводе в Германии, 1979. Архив Deutsche Fotothek

    • Опорные мостовые краны: Ручные крюковые однобалочные и двухбалочные
      предназначены для подъёма и перемещения грузов при выполнении периодических работ, отсутствии силового токоподвода на складах, в монтажных и ремонтных цехах, в машинных залах электростанций[1].
    • Электрические крюковые однобалочные
      предназначены для подъёма и перемещения грузов в цехах и на складах[1], а
      двухбалочные
      также применяются на открытых площадках[1].
    • Электрические магнитные краны предназначены для подъёма и перемещения изделий из чёрных металлов, обладающих магнитными свойствами[1].
    • Электрические грейферные краны предназначены для подъёма и перемещения насыпных грузов[1].
    • Электрические крюковые большой грузоподъёмности предназначены для перемещения грузов большой массы в механических и сборочных цехах. Кроме того, они могут быть использованы для монтажных и ремонтных работ[1].
  • Подвесные мостовые краны:
      Ручные однобалочные однопролётные предназначены для подъёма и перемещения грузов при выполнении периодических работ, отсутствии силового токоподвода на складах, в монтажных и ремонтных цехах, в машинных залах электростанций[1].
  • Электрические однобалочные однопролётные, двухпролётные краны предназначены для подъёма и перемещения грузов в крытых производственных и складских помещениях. Допускается применение для транспортирования раскалённого и жидкого металла, жидкого шлака при уменьшении грузоподъёмности на 25 и выполнении требований «Правил по кранам» (установка отражающих экранов и наличие двух тормозов на механизме подъёма)[1].
  • Обслуживание, ремонт и модернизация

    Ремонт мостовых кранов требуется не часто, ведь конструкция имеет большой срок службы. Намного чаще нужно устранить мелкие неполадки, отрегулировать работу устройства. Перед началом смены машинист обязан проверить состояние крана.

    Диагностика мостового крана, как и текущий ремонт, должны быть выполнены специалистами. Они занимаются следующим перечнем работ:

    • техническое обслуживание;
    • диагностика механического отдела;
    • осмотр дополнительного оборудования;
    • замена изношенных устройств;
    • проверка подшипников;
    • регулировка узлов.

    Мелкие неполадки можно устранить на предприятии, а крупные поломки требуют разбора конструкции. Если есть необходимость, специалистами может быть выполнена модернизация устройств. Работа осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

    Специалистами может быть заменена крюковая подвеска или кабельная подвеска, проверены приборы и устройства безопасности, осмотрено подвешенное оборудование.

    Ремонтные работы бывают следующих видов:

    • плановые;
    • капитальный ремонт;
    • аварийный.

    Плановый выполняют с целью профилактики поломок. В ходе работы мастер выполняет диагностику неисправностей, смазывает механизмы, осуществляет регулировку узлов. Проводится техническое освидетельствование мостового крана.

    Капремонт включает в себя широкий перечень работ. Он необходим кранам, срок службы которых уже истек. Аварийный ремонт нужен, когда устройство вышло из строя. Мастер определяет неисправность и устраняет ее в кратчайшие сроки.

    Электрическая схема

    Электрическая схема мостового крана зависит от модели устройства, но можно выделить следующие основные моменты, на которые обращают внимание:

    1. Составляя схему, специалист должен учитывать варианты защиты системы от перепада напряжения.
    2. Кран защищают от перегрузок. Должны быть предусмотрены механизмы экстренного торможения и остановки двигателя.

    Электросхема требуется для того, чтобы выполнить ремонт электрооборудования. Она состоит из спецсимволов, которые характеризуют узлы. Прямоугольниками отображают подвижные контакты, закрашенные кружки обозначают неподвижные элементы. Развертки означают барабанные контроллеры. Их положение задают линии, идущие параллельно. Сверху их подписывают цифрами.

    Среди кранов мостового типа различают краны с ручным и электрическим приводом механизмов подъема и передвижения. Последние наиболее часто используются на крупных предприятиях, поскольку позволяют обслуживать цеха и склады с большим грузопотоком.

    Схема

    Мостовые краны с электрическим приводом имеют очень большой диапазон нагрузок, поэтому и мощность электропривода может колебаться в достаточно широком интервале – от нескольких сотен ватт до 1000 кВт и более. Крановое электрооборудование должно быть рассчитано на особые условия эксплуатации: циклический повторно-кратковременный режим работы с числом включений/выключений, достигающим 500-600 в час, постоянные перегрузки при разгоне и торможении механизмов, широкий диапазон регулирования скорости.

    Электрооборудование мостового крана разделяют на основное, обеспечивающее передвижение моста и грузовой тележки и подъем/опускание груза, и вспомогательное, выполняющее различные дополнительные функции, не связанные напрямую с основной работой крана.

    Содержание

    Наиболее широкое распространение получил комбинированный способ подвода питания к электрооборудованию крана: вдоль кранового пути пролагают троллейную линию, а подвод тока к двигателям грузовой тележки осуществляют с помощью подвешенной на мосту гирлянды. В некоторых случаях (например, во взрывоопасных цехах) подвод тока посредством гибкого кабеля применяется и для грузовой тележки, и для моста.

    Электрооборудование крана должно обеспечивать безаварийную, надежную работу всех механизмов техники в любых условиях и в широком диапазоне нагрузок.

    Выход кранового электрооборудования из строя неизбежно приводит к остановке крана, т.е. к простою дорогого оборудования и обслуживающих его квалифицированных рабочих.

    Краны на гусеничном ходу обычно имеют два гусеничных механизма (рис. 8.6), состоящих из рамы и гусеничной цепи, огибающей приводную 1 и натяжную 4 звездочки. Между звездочками установлены опорные колеса 3, которые движутся по бесконечным гусеничным цепям, состоящим из отдельных звеньев («траков»), как по рельсам. Число и диаметр опорных колес в гусеничных механизмах могут быть различны, причем гусеничный механизм лучше приспосабливается к неровностям грунта, если число опорных колес превышает пять, а диаметр их меньше диаметра звездочек.

    Металлическая конструкция крана опирается на рамы гусениц или на оси опорных колес. Подледние могут быть закреплены на гусеничной раме или с помощью балансирных тележек. Верхняя ветвь гусеничной цепи в механизмах с большим числом опорных колес поддерживается от провисания специальными роликами. Среднее удельное давление гусениц на грунт допускается в пределах 50…150 МПа. Угол набегания цепи на приводную звездочку выбирают в пределах 0…5°.

    Среднее давление на грунт

    где G

    ‑ вертикальная сила, действующая на одну гусеницу;
    b
    ‑ ширина гусеницы;
    L
    ‑ длина опорной поверхности под гусеницей.

    Распределение давления на грунт под одной из гусениц может быть неравномерным, а равнодействующая сил, действующих на гусеницу в вертикальном направлении, может быть приложена не посередине длины последней.

    Пусть на одну гусеницу длиной L опорной поверхности и шириной b действует сила, равная половине общей вертикальной нагрузки. Если сила G приложена к гусенице на расстоянии λ (рис. 8.7, а) от ее середины, то из условия равенства моментов силы G и равнодействующих q

    давления получим Gλ = 2qL/3. Равнодействующие давления q= b2Δp/4. Тогда

    откуда

    Максимальное давление на грунт

    Если линия действия равнодействующей вертикальной нагрузки на кран, равной 2G

    , проходит ближе к одной из гусениц, например к правой (рис. 8.7, б), то сила
    G
    П, действующая на правую гусеницу, может быть определена из равенства моментов сил относительно середины левой гусеницы:

    откуда

    Тогда максимальное давление на грунт под правой гусеницей

    Сила сопротивления при движении гусеничного крана по прямолинейному пути

    где W

    ТР ‑ сила сопротивления от трения;
    W
    ГР ‑ сила сопротивления, обусловленная деформацией грунта;
    W
    У ‑ сила, обусловленная уклоном пути;
    F
    В ‑ ветровая нагрузка.

    Определим силу сопротивления от трения, т. е. потери в гусеничном механизме. Потери в верхних роликах, поддерживающих гусеничную цепь, и потери вследствие неравномерности ее движения учитывать не будем. При движении гусеничного крана необходимо преодолевать силу сопротивления трения в нижних опорных колесах WK, в ведущей W’ЗВ и ведомой W»ЗВ звездочках, а также в шарнирах гусеничной ленты WГЛ.

    Силу сопротивления трения в опорных колесах можно определить так же, как при движении по рельсам (при двух опорных колесах), т. е.

    где k

    = 2 ‑ коэффициент, учитывающий трение на боковых поверхностях опорных колес; µЦ ‑ коэффициент трения в цапфах колес,
    f
    0 ‑ коэффициент трения качения;
    d
    0 ‑ диаметр осей опорных колес;
    D
    O ‑ диаметр опорных колес.

    WГЛ=PfШdШ/DЗВ,

    где Р

    ‑ усилие натяжения гусеничной ленты; fШ ‑ коэффициент трения в шарнире; dШ ‑ диаметр шарнира; DЗВ ‑ диаметр звездочки.

    Число шарниров, одновременно участвующих в работе на каждой звездочке:

    z


    D
    ЗВ/(2
    t
    ),

    где t ‑ шаг гусеничной ленты.

    Следовательно, суммарная сила сопротивления в шарнирах гусеничной ленты

    Вал ведущей звездочки имеет две опоры, а ведомая звездочка свободно вращается на оси. Сила трения в цапфах ведущей звездочки, отнесенная к ее диаметру:

    Сила трения в цапфах ведомой звездочки, соответственно,

    Суммарная сила сопротивления гусеничного хода (W

    ГХ)

    Приняв d’ЗВ= d»ЗВ= dЗВ и f’ЗВ= f»ЗВ= fЗВ, получим

    Удельное (на единицу веса G) сопротивление гусеничного хода

    Так как t

    = π
    D
    ЗВ/z, где z ‑ число зубьев звездочки, то

    Так как P

    РАБ является функцией сопротивления передвижению, полученную формулу можно использовать только для оценки потерь, имеющих место в гусеничном механизме. Согласно опытным данным удельное сопротивление гусеничного хода ωГХ=0,05…0,1. Общий расчетный коэффициент полезного действия гусеничного движителя ωГД=0,8…0.85. Приближенно принимают WТР = (0,05…0,07) G cos α.

    Сила сопротивления передвижению, обусловленная деформацией грунта:

    WГР = f

    ГР G cos α,

    где f

    ГР ‑ коэффициент, изменяющийся в зависимости от качества грунта в пределах 0,03…0,15.

    Сила, обусловленная подъемом (уклоном) пути: WУ = G sin α. В этой формуле α = 3° при движении с грузом и α = 20° при движении без груза.

    При расчете механизма передвижения гусеничного крана необходимо учитывать особенности движения гусениц по кривой. Движение гусеничного крана по кривой может быть обеспечено тремя способами: движением обеих гусениц с разными скоростями (возможно при раздельном приводе гусениц и бесступенчатом регулировании); затормаживанием одной из гусениц; движением гусениц в противоположных направлениях. В первом случае поворот осуществляется вокруг центра, расположенного в стороне от пути, во втором — вокруг центра, находящегося на одной из гусениц, и в третьем — вокруг вертикальной оси, проходящей между гусеницами (поворот на месте). Последний случай нецелесообразен, так как кран оборудован механизмом поворота. Из перечисленных случаев практический интерес представляет только второй случай.

    При передвижении по кривой гусеничный кран поворачивается вокруг некоторого центра на ее оси, а опорные катки перемещаются по гусеничной цепи прямолинейно. Поворот осуществляется за счет скольжения гусеницы относительно грунта. При этом приходится преодолевать сопротивление качению катков по гусенице и трение при скольжении гусениц по грунту, а также составляющие силы тяжести при движении на подъем и силу сопротивления ветра.

    Элементарная сила трения скольжения (dG)

    гусеницы в направлении
    y
    , перпендикулярном ее движению:
    dG
    =µp
    dy
    , где µ ‑ коэффициент трения;
    p
    ‑ давление на грунт;
    b
    ‑ ширина гусеницы.

    Момент трения при повороте гусеницы относительно ее центра

    где G

    ‑ составляющая веса крана, приходящаяся на одну гусеницу;
    L
    ‑ длина гусеничной цепи между звездочками.

    Дополнительная сила сопротивления на кривой, если поворот совершается вокруг центра заторможенной гусеницы: где В

    ‑ расстояние между осями гусениц.

    Статическое сопротивление передвижению на криволинейном пути

    В этой формуле коэффициентом 1,2 учитывается трение по торцам опорных колес о траки.

    КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ

    Общие сведения и конструктивные особенности.

    Краны-штабелеры предназначены для обслуживания механизированных складов, оборудованных многоярусными стеллажами высотой 25 м и более (рис. 4.1).

    Краны-штабелеры могут быть выполнены управляемыми с пола, из кабины, дистанционно и автоматически.

    Рис. 4.1. Схема стеллажного крана-штабелера, установленного на складе: 1 ‑ подающие роликовые конвейеры: 2 ‑ поворотная секция роликового конвейера; 3 ‑ контроль размеров пакетов; 4 ‑ распределительный конвейер; 5 ‑ площадка для установки грузов; 6 ‑ стеллажный кран

    Краны-штабелеры разделяют на мостовые и стеллажные.

    Мостовой кран-штабелер (рис. 4.2, а) имеет вертикальную колонну 5, подвешенную к грузовой тележке 4, перемещающейся по мосту 3, передвигающемуся по крановым рельсам 1. По колонне перемещается грузозахватное устройство в виде вил 6, а нередко и кабина крановщика. Подъем (и опускание) кабины может осуществляться тем же механизмом, что и подъем груза. Находят применение раздельные механизмы подъема кабины и груза. Один такой кран-штабелер может обслуживать группу стеллажей и даже весь склад.

    Стеллажный кран-штабелер имеет вертикальную колонну, перемещающуюся между стеллажами (рис. 4.2, б). В этих кранах тележка передвигается по рельсам, уложенным на стеллажах. Грузоподъемное устройство, перемещающееся по колонне, должно обслуживать оба стеллажа (правый и левый). Если колонна будет выполнена поворотной, то требуется увеличить расстояние между стеллажами. Грузозахватное устройство выполнено выдвижным.

    Стеллажные краны могут перемещаться по напольному рельсовому пути.

    По способу опирания на рельсовый путь краны-штабелеры бывают опорными или подвесными (рис. 4.3 и 4.4). Это деление является условным. Подвесной кран-шгабелер подвешен к ходовым тележкам.

    Грузоподъемность кранов-штабелеров обычно не превышает 5 т, но находят применение краны-штабелеры грузоподъемностью более 10 т.

    Высота подъема отечественных кранов составляет 10 м. Скорость подъема 8…12 м/мин. Скорость передвижения моста 50 м/мин (при управлении с пола только 36 м/мин), скорость передвижения тележки 12…20 м/мин. Частота вращения колонны 4 об/мин. Одной из особенностей кранов-штабелеров по сравнению с обычными крюковыми кранами является точная остановка всех механизмов. Поэтому при достаточно высоких рабочих скоростях предусматривается возможность движения с пониженными (доводочными) скоростями. В отечественных кранах доводочные скорости: подъема 4 м/мин, передвижения моста 10 м/мин, передвижения тележки 5 м/мин.

    Колонны. В кранах-шгабелерах колонны могут быть выполнены цельными, телескопическими и состоящими из двух частей.

    Большое распространение получили колонны с удлиненной кареткой 1 (рис. 4.5, а). Подвеска каретки полиспастная. Один конец каната закреплен на барабане 4, другой — к жесткой секции колонны в точке 3. Так как высота подъема лап определяется длиной каретки, то для лучшего использования высоты склада в поворотной платформе выполнено отверстие для прохода каретки (рис. 4.5, б). При этом увеличиваются размеры поворотной платформы, а следовательно, и тележки.

    На рис. 4.5, в изображена колонна, по которой движется ее секция 5 с блоком 2. Канат с барабана 4, огибая блок, закрепляется на колонне в точке 3. Зубчатое колесо на оси (валу) блока связывает его с рейкой каретки 6, движущейся по секции 5. При ее движении в том же направлении перемещается каретка 6 с лапами 7. При этом скорость подъема может увеличиваться в 2 раза по сравнению с предыдущими колоннами. На рис. 4.5, г показана колонна, отличающаяся от колонны на рис. 4.5, в тем, что для подъема каретки 1 и подвижной секции 5 служат отдельные канаты. Каретка поднимается двумя канатами 8, закрепленными на барабане 4, подвижная же секция поднимается канатом 9, закрепленным на подвижной секции и огибающим блоки, установленные на нижнем конце подвижной секции, и блок 10, соединенный с кареткой.

    Особенностью колонны, изображенной на рис. 4.5, д, является то, что каретка 1 с лапами 7 уравновешена грузом 11, подвешенным на канате, направленном через блок 2.

    Рациональным решением является выполнение жесткой секции колонны меньшей длины. Многоступенчатая колонна показана на рис. 4.5, е. В этом случае барабан 4 механизма подъема выполнен ступенчатым и на него одновременно навиваются пять канатов. Канат 14, навивающийся на часть барабана 4 с наибольшим диаметром, поднимает нижнюю подвижную секцию колонны с вилочным захватом 5. Части барабана, имеющие меньшие диаметры, связаны канатами 12 и 13 с подвижными секциями 5 и 15 колонны. Таким образом, при подъеме лап длина колонны значительно сокращается и кран может свободно проходить над штабелируемым грузом.

    На схеме рис. 4.5, ж изображена колонна, имеющая два подъемных механизма. Один из них, имеющий барабан 16, служит для подъема подвижной секции 5 колонны, другой с барабаном 4 предназначен для подъема вилочного захвата 7. Захват 7 движется вместе с подвижной секцией 5 до тех пор, пока она не достигает наивысшего положения. Далее он перемещается вдоль секции.

    Форма поперечного сечения колонн может быть различной. Различают колонны «открытого» типа, состоящие из двух соединенных между собой швеллеров, и «закрытого» типа, представляющие собой коробчатые конструкции. К боковым поверхностям коробчатых колонн приварены направляющие для грузозахватного устройства.

    Механизм подъема

    . В качестве механизма подъема крана-штабелера нередко используют стандартные электрические тали, часто двухскоростные с микроприводом. Барабаны механизма подъема мостового крана-штабелера размещены на поворотной тележке. В стеллажных кранах-штабелерах барабаны могут быть расположены внизу, если кран перемещается по напольному рельсовому пути, и на верхней тележке, если кран перемещается по крановому рельсовому пути, установленному на стеллажах.

    Механизм поворота. Механизмы поворота имеются только на мостовых кранах-штабелерах с поворотной колонной. Эти механизмы не отличаются от механизмов поворота других кранов, имеющих поворотную верхнюю часть тележки.

    Если краны-штабелеры выполнены с неповоротной колонной, то их снабжают выдвижными вилочными захватами. При этом на конце колонны закреплена горизонтальная балка, которая может вращаться вокруг вертикальной оси. По этой балке перемещается в горизонтальном направлении каретка с захватом, который имеет механизм поворота и выдвижения.

    Механизм передвижения. Механизмы передвижения кранов-штабелеров принципиально не отличаются от соответствующих механизмов других кранов.

    Грузозахватные устройства. Конструкция грузозахватного устройства (рис. 4.6) зависит от условий работы и вида перерабатываемого груза. Краны-штабелеры снабжают выносными захватами (рис. 4.6, а), если они предназначены для грузов, уложенных на поддоны, в контейнеры или специальную тару, а также при перегрузке длинномерных грузов.

    Для перегрузки рулонов используют штыревые захваты (рис. 4.6, б). Для цилиндрических грузов может быть применен двухштыревой захват (рис. 4.6, в) или захват с двумя цапфами (рис. 4.6, г), которые с помощью специального привода вводятся в торцы рулона с двух сторон.

    Возможно также выполнение захвата в виде специальной малой стрелы с обычным крюком (рис. 4.6, д).

    Вилочные захваты тяжелых кранов-штабелеров могут быть оборудованы механизмом, изменяющим наклон вил в горизонтальной плоскости (рис. 4.6, е).

    Захваты кранов-штабелеров, независимо от их типа, крепят к каретке грузоподъемного механизма, перемещающейся по колонне в вертикальном направлении.

    В стеллажных кранах-штабелерах захваты выполнены телескопическими, они могут выдвигаться как вправо, так и влево. Телескопический захват состоит из неподвижной (нижней) части, промежуточного элемента 2 и выдвижной площадки 3 (рис. 4.7).

    Промежуточный элемент может перемещаться вдоль неподвижной части захвата по роликам, укрепленным внутри ее, причем ролики 1 и 7 входят в пазы, имеющиеся на промежуточном элементе. Промежуточный элемент имеет такие же пазы для роликов 5 и 6, установленных на выдвижной площадке. Таким образом, выдвижная площадка перемещается вдоль промежуточного элемента. Ролики на неподвижной части захвата и на выдвижной площадке расположены парами по обе стороны промежуточного элемента, составляя роликовые батареи. С обеих сторон промежуточного элемента снизу имеются зубчатые рейки, находящиеся в зацеплении с зубчатыми колесами механизма выдвижения захватов, приводимыми в движение от вала 8. При вращении этого вала промежуточный элемент перемещается в ту или другую сторону в зависимости от направления вращения вала 8. На неподвижной части механизма имеется зубчатая рейка, с которой находится в зацеплении зубчатое колесо 4, закрепленное на промежуточном элементе.

    При выдвижении промежуточного элемента это колесо, обкатываясь по рейке неподвижной части механизма, перемещает выдвижную площадку в направлении перемещения промежуточного элемента.

    Телескопические захваты работают автоматически в то время, когда кран останавливается напротив соответствующего вертикального ряда ячеек, и грузоподъемный механизм поднимается до необходимой высоты, он осуществляет включение механизма захвата, который входит в ячейку, чтобы поместить в нее поддон, контейнер или захватить груз.

    Устройства безопасности

    . В кранах-штабелерах должны быть предусмотрены блокировочные устройства, исключающие возможность одновременного включения механизмов передвижения моста и тележки; иногда предусматриваются блокировочные устройства, которые не допускают включения механизмов передвижения моста и тележки, пока при вращении колонны захват не занял положение, при котором он может войти в проход между стеллажами.

    Краны-штабелеры (особенно тяжелые) оборудуют устройствами, защищающими их конструкции от перегрузок, возникающих при наездах колонны на неподвижные предметы. В простейшем виде эти устройства представляют собой упругий элемент в виде пружинного буфера (рис. 4.8). Колонна 4, подвешенная на оси 1, связана с тележкой 2 пружинным звеном 3. При наезде нижним концом колонны на препятствие она поворачивается относительно оси 1, сжимая или растягивая пружинное звено, благодаря чему удар смягчается.

    Рассмотрим устройства безопасности, удерживающие кабины при обрыве тягового элемента. На кранах-штабелерах устанавливают ловители кабин. При обрыве любого из двух канатов грузоподъемного механизма система пружин и рычагов приводит в действие клиновые захваты, аналогичные ловителям кабин лифтов.

    К приборам безопасности относятся ограничители грузоподъемности. При работе кранов-штабелеров нередки такие случаи, когда при установке груза в стеллажах вилы или груз зацепляются за конструкции стеллажа и возникает значительная перегрузка механизма подъема. В этом случае ограничитель грузоподъемности защищает кран-штабелер от перегрузок. Краны-штабелеры должны иметь также ограничители передвижения моста и тележки, а также ограничители подъема.

    Расчет кранов-штабелеров

    Нагрузки, действующие на мостовые краны-штабелеры, в различных сочетаниях приведены в табл. 4.1. При расчете времени пуска и торможения, допустимого числа включений, разрывного усилия канатов принимают сочетание нагрузок 1; при расчете металлоконструкции моста, колонны и механизмов — сочетание нагрузок 2, 3 и 4; элементов грузоподъемного механизма — сочетание нагрузок 5; металлоконструкций и промежуточных элементов — сочетание нагрузок 6.

    Нагрузки, действующие на стеллажные краны-штабелеры в различных сочетаниях, приведены в табл. 4.2. В стеллажных кранах- штабелерах так же, как и при расчетах мостовых кранов-штабелеров, принимается при расчете двигателей, тормозов всех механизмов и канатов расчетное сочетание нагрузок 1; при расчете на устойчивость — сочетание 2.

    Таблица 4.1.
    Нагрузки на мостовые краны-штабелеры [13]
    НагрузкаРасчетные сочетания нагрузки
    Вес крана-штабелера++++++
    Вес поднимаемого груза++++++
    Динамическая:при пуске и торможении механизмов+
    при наезде на препятствие+
    при зацеплении вилами за стеллаж при подъеме+
    Примечание: «+» нагрузка учитывается; «—» нагрузка не учитывается
    Таблица 4.2.
    Нагрузки на стеллажные краны-штабелеры [13]
    НагрузкаРасчетные сочетания нагрузки
    Вес крана-штабелера++++++
    Вес поднимаемого груза++++++
    Динамическая:при пуске и торможении механизмов+
    при упоре выдвижным захватом в стеллаж+
    при зацеплении захвата за стеллаж при подъеме+
    от неровностей рельсового пути+
    при срабатывании ловителей+
    Примечание: «+» нагрузка учитывается; «—» нагрузка не учитывается

    Расчет мостовых кранов-штабелеров. Расчет механизмов передвижения тележки и моста, а также механизма вращения колонны мостовых кранов-штабелеров производится так же, как и для других мостовых кранов. Особенность представляют только механизмы подъема. Нагрузка от массы грузоподъемного механизма с грузом вызывает реакции на направляющих катках колонны (рис. 4.9):

    где О — вес грузоподъемника, каретки и кабины; Q — вес груза; l, lt и h — размеры, определяемые по рис. 4.9.

    Рис. 4.9. Схема к расчету механизма подъема крана-штабелераРис. 4.10. Схемы к расчету динамических нагрузок кранов-штабелеров: а ‑ мостового; б ‑ стеллажного

    Сопротивление при передвижении грузоподъемника

    где J.I — коэффициент трения в цапфах катков; f — коэффициент трения качения; D

    и do—соответственно диаметры катков и их осей.

    Усилие в канате грузоподъемника с учетом силы инерции

    где ‘ — кратность полиспаста; ц — КПД полиспаста.

    При эксплуатации мостовых кранов-штабелеров возможны случаи, когда кран зацепляет вилами за стеллаж при подъеме груза или перемещении тележки. Установлено, что такие случаи не вызывают серьезных последствий, так как скорость перемещения грузоподъемного механизма у стеллажей невелика. Опасными для конструкции мостового крана-штабелера могут быть только нагрузки, возникающие при наезде колонны на препятствие.

    Динамическая модель мостового крана-штабелера в этом случае может быть представлена как двухмассовая (рис. 4.10, а). Первая

    масса m, — масса тележки, вторая m2 — масса груза на конце колонны (кабина, захват, груз) и приведенная масса самой колонны. Значения коэффициента приведения для массы колонны рекомендуются принимать следующими [13]: при жестком защемлении консоли (колонны) — 0,236, при упругом — 0,305. При наличии устройств, смягчающих удар при наезде колонны на препятствие, коэффициент приведения для массы колонны должен быть еще больше. Движение при этом определяется координатами массы тележки и груза на конце колонны. Оно может быть описано уравнениями:

    (4.1)

    где x 1х2 — координаты соответственно массы тележки и груза на конце колонны (см. рис. 4.10, а); b — коэффициент демпфирования; с — жесткость связи между массами m1, и m2; Р (1) — сила привода (или сила торможения); Рн (t) — усилие, действующее на нижнем конце колонны; W — сопротивление передвижению крана.

    Коэффициент демпфирования можно определить из уравнения

    где б—логарифмический декремент колебаний; с — период колебаний массы т,- относительно т2.

    Коэффициент жесткости с может быть определен как величина, обратная податливости нижней точки колонны под действием горизонтальной единичной силы:

    где f, f1, f2, f3 — полное горизонтальное перемещение нижней точки колонны и

    горизонтальные перемещения той же. точки от деформации колонны, поворота сечения моста и единичной силы, приложенной к нижней точке колонны:

    (здесь H—длина колонны; L — пролет моста; /к — момент инерции колонны; Jб — момент инерции одной из балок моста в вертикальной плоскости; /р — момент инерции одной из балок моста в горизонтальной плоскости; В — ширина колен тележки).

    Используя приведенные выше выражения для /1( /2 и f3, получаем

    Проведенными экспериментальными исследованиями установлено, что для получения желательных значений жесткостей при проектировании мостовых кранов-штабелеров следует исходить из условия, что наибольшие амплитуды колебаний нижнего конца колонны должны соответствовать следующим пределам:

    где QH — номинальная грузоподъемность крана.

    Для решения уравнений (4.1), кроме m1 m2 и с, необходимо еще знать 6, Т, Р (t) и Ри (t). Таким образом, точное решение вряд ли возможно.

    А. И. Зерцаловым [13] был исследован случай торможения тележки мостового крана-штабелера. В этом случае движение крана описывается уравнениями:

    После упрощения этой системы уравнений получено

    Умножив первое из этих уравнений па m2, а второе на m1 и обо- значив X1 — х2 = X, получим при совместном решении двух уравнений

    Решая это уравнение, получаем

    Круговая частота колебаний

    Период колебаний массы m1 относительно массы m2

    Максимальная деформация упругой связи

    Максимальное усилие в упругой связи

    Деформацию колонны и усилие в пей при наезде мостового крана- штабелера на препятствие ее нижним концом для случая, когда двигатель отключен и включен тормоз, можно определить из предположения, что кинетическая энергия масс крана расходуется в этом случае на преодоление сопротивлений трения и накопления потенциальной энергии изгиба колонны, т. е.

    где m — масса крана; v — скорость крана в момент наезда на препятствие; — сила торможения; W — сила сопротивлений при передвижении тележки крана; С — жесткость колонны; х — перемещение конца колонны.

    Решая это уравнение относительно х, получаем

    Если при наезде крана на препятствие с работающими двигателями принять момент двигателя постоянным, то получим

    где Рд — усилие двигателя.

    Решая это уравнение, имеем

    При проектировании мостовых кранов-штабелеров для отдельных их элементов принимают различные сочетания нагрузок. Так, при расчете двигателей и тормозов всех механизмов, канатов, элементов грузоподъемного механизма и механизма подъема учитываются только нагрузки от массы груза и металлоконструкции крана.

    При расчете металлических конструкций моста и колонны на жесткость учитываются еще и динамические нагрузки, возникающие при пуске и торможении и при наезде на препятствие на установочной скорости.

    При расчете элементов грузоподъемного механизма учитывают нагрузки, возникающие от зацепления вилами за стеллаж при подъеме груза.

    Расчет стеллажных кранов-штабелеров. Стеллажный кран-шта- белер, если он перемещается по одному напольному рельсовому крановому пути, проложенному между двумя стеллажами, по конструктивному исполнению близок к велосипедному крану, При расчете механизма передвижения этого крана необходимо учитывать, что при достаточно большой высоте его колонны на ее верхнем конце должны быть предусмотрены ролики, которые бы удерживали ее в вертикальном положении. Сопротивление, которое возникает при перемещении этих роликов по рельсам, должно учитываться при расчете. Определение реакций в местах опирания крана на ролики не представляет затруднений. Они возникают от момента в вертикальной плоскости вследствие эксцентричного приложения веса крана с грузом.

    Сопротивление при движении крана по рельсам

    где G — вес крана, включая вес колонны и грузоподъемного механизма; Q — вес груза; D и d0 — диаметр ходовых колес и их цапф.

    Момент в вертикальной плоскости от эксцентрично приложенной нагрузки (рис. 4.11)

    где Q — вес грузоподъемного механизма.

    Реакция на горизонтальных роликах

    Сопротивление на горизонтальных роликах

    где drop и d0 — диаметр роликов и их осей.

    Полное сопротивление передвижению крана

    где fi’ — коэффициент трения реборды ходового колеса о головку рельса.

    Следует стремиться к снижению массы крана-штабелера. Однако значительное снижение массы стеллажных кранов-штабелеров может привести к недопустимым колебаниям грузоподъемных механизмов.

    Если стеллажный кран-штабелер перемещается по рельсовым крановым путям, уложенным на стеллажах, то для обеспечения его вертикального положения при движении между двумя стеллажами

    могут быть установлены ролики на нижнем конце колонны.

    Если стеллажный кран-шта-белер перемещается по наполь-ному рельсовому пути, то приударе о препятствие учитываютв основном нагрузку от массытележки; нагрузка от массы верх-него конца колонны относительноневелика. Схема, которая в по-следнем случае может представ-лять динамическую модель этогокрана, аналогична схеме на рис. 4.10, б. Движение крана в этомслучае описывается той же систе-мой уравнений, что и мостовогокрана-штабелера. Очевидно, дина-мические нагрузки в упругомзвене стеллажного крана-штабе-лера при прочих равных усло-виях должны быть меньше, чемУ мостового крана-штабелера.

    Сочетания нагрузок при расчетеотдельных механизмов стеллаж-

    Рис. 4.11. Схема к расчету механизма передвижения стеллажного крана- штабелера

    ных кранов-штабелеров принимают примерно такие же, как при расчете мостовых кранов-штабелеров. Так, при определении времени пуска и торможения, допустимого числа включений (расчет двигателей и тормозов всех механизмов канатов) учитывают только нагрузки от массы крана и полезного груза. При расчетах на прочность элементов механизма подъема и грузоподъемного механизма учитывают также динамические нагрузки при наезде и торможении механизмов и динамические нагрузки при наезде на препятствия (на установочной скорости).

    При расчете элементов крепления направляющих, ходовой части и кабины учитывают, кроме нагрузок от массы крана и груза, динамические нагрузки, возникающие при наезде на препятствие (на установочной скорости). При расчете металлоконструкции и ходовой части, кроме нагрузок от массы различных элементов, учитывают динамические нагрузки при зацеплении вилами за стеллаж при подъеме груза.

    Определение производительности кранов-штабелеров. Если кран- штабелер используют при складировании штучных грузов, то его часовая производительность определяется числом циклов в час N= Nшт (здесь N — число циклов; Nшт — число штук поддонов или контейнеров). Часовая производительность крана (т/ч) Q,jac = = mrN (здесь mv — масса полезного груза, т). Число циклов в час, очевидно, будет N = 3600/Т (здесь Т — время, затрачиваемое на один цикл).

    Так как перемещение и подъем груза производятся одновременно, время одного цикла работы стеллажного крана-штабелера складывается из времени движения вдоль стеллажа и времени подачи груза в ячейку (времени работы вил) или из времени подъема до определенного горизонтального положения каретки и времени работы вил. К расчету принимается большее время. Время цикла включает время обратного перемещения крана (без груза). Если скорости движения крана с грузом и без груза приняты равными, то за время одного цикла можно принимать время подачи груза на стеллаж увеличенным в 2 раза.

    Так как скорость при движении тележки обычно больше скорости подъема, то продолжительность цикла определяется обычно по времени подъема. Полное время подъема

    где t1 — время ускоренного движения; t2 — время равномерного движения; — время замедленного движения; ty — время движения с установочной скоростью; tв — время работы вил;

    (здесь v — скорость подъема, м/с; av а3 — ускорение, замедление, м/с2; обычно принимают tt = t3 = 3 с;

    H — высота подъема).

    Можно принять среднюю высоту подъема, учитывая, что подача груза производится и на верхние и на нижние ярусы стеллажей. Тогда без большой погрешности

    Время движения с микроскоростью принимают tу = 5 с; время работы вил tB

    = 15 с, тогда

    Устройство тележки

    Подвижная тележка – главный рабочий орган любого крана мостового типа. В большинстве случаев она представлена в виде металлической рамы, собранной из нескольких рядов поперечных и продольных балок с настилом, ходовыми колесами и механизмами захвата грузов. Количество колес и габариты тележки зависят от назначения крана. Так, для техники, работающей с малой и средней нагрузкой, достаточно установить четыре ходовых колеса. Более мощные модели, рассчитанные на подъем грузов более 200 тонн, оснащаются восемью колесами, которые также дополнены балансирами. Движение колес и, соответственно, тележки, обеспечивается совокупностью механизмов: электрический двигатель, вал, передающий вращение на колеса, а также редуктор, дающий плавное изменение скорости.

    Для повышения функциональности крана и безопасности его эксплуатации, на тележку могут быть установлены дополнительные приспособления:

    • буфер ограждения;
    • фиксатор (линейка) крайних положений;
    • устройство ограничения подъема крюка.

    При сборке тележки и ее комплектации дополнительными приспособлениями учитывается допустимая нагрузка крана. В большинстве случаев масса тележки составляет 20-40% от максимальной грузоподъемности техники.

    Примечания

    1. 1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Балашов В. П.
      Грузоподъёмные и транспортирующие машины на заводах строительных материалов: Учебник для техникумов. — М.: Машиностроение, 1987. — С. 148-165. — 384 с.
    2. Канов Г.Л.
      : Краностроение и крановое хозяйство – история, настоящее и будущее — Журнал «Металлургическая и горнорудная промышленность»
    3. 1234567891011121314151617П. З. Петухов, Г. П. Ксюнин, Л. Г. Серлин
      — Специальные краны — М: Машиностроение, 1985, 248с.

    Подкрановые пути

    Основной задачей подкрановых путей является распределение массы крана равномерно по фундаменту, а также обеспечение плавного перемещения балки с тележкой. Для малонагруженных однобалочных моделей в качестве подкрановых путей можно использовать стандартные железнодорожные рельсы. Если мостовой кран будет оперировать большими грузами (20 и более тонн), при его установке необходимо использовать крановые рельсы, которые чаще всего конструируются из двутавровой балки, имеющей большую жесткость. При этом колеса, обеспечивающие передвижение опоры по путям, должны быть шире балки, поскольку в противном случае появляется риск схождения конструкции с рельсов.

    При монтаже путей учитывают их возможное расширение и между продольными секциями оставляют так называемый тепловой зазор. Кроме того, укладка рельс должна быть особо точной, а величина перепадов высот между секциями не должна превышать 2мм, что обеспечит плавный ход колес и их минимальный износ при ударных нагрузках.

    Электрооборудование

    За выполнение основной работы крана (движение тележки по балке, перемещение самого поста по рельсам, захват груза) отвечает комплект электрооборудования:

    • Электрические двигатели. Различные конструкции тележек и условия эксплуатации крана, предполагают использование разного количества двигателей. Чаще всего – 3 или 4, при этом 2 из них отвечают за передвижение тележки и захват грузов, а остальные обеспечивают перемещение всего моста по рельсам.
    • Управляющая аппаратура – контролеры, пускатели, реле, электромагниты и пр. Регулируют работу двигателей и основных манипуляторов путем передачи команд от оператора.
    • Устройства электрозащиты – предохранители, сигнальные приспособления и пр. Используются для предупреждения опасных ситуаций.

    ТЕЛЕЖКИ КРАНОВЫЕ ДЛЯ ДВУХБАЛОЧНЫХ КРАНОВ Г/П ДО 50,0 Т

    • Классическое исполнение
    • Эксплуатация при температуре -20°С +40°С (по заказу -40°С +40°С)
    • Степень защиты оболочек электрооборудования IР54
    • Тормоз на механизме передвижения

    Тележки крановые: производство и продажа в

    Крановая тележка служит для установки на нее грузоподъемного механизма, и имеет оснащение для перемещения вдоль пролета моста крана. Крановая тележка выполнена в виде рамной конструкции, которая сварена из продольных и поперечных балок. Всю конструкцию тележки на себе несут ходовые колеса. Рамная конструкция тележки оснащена грузоподъемным механизмом, а также механизмом для переноса непосредственно самой тележки вдоль кранового моста.

    Крановые тележки оснащаются токоприемником и устройством безопасности. На крановую тележку возможно установление двух механизмов: главный и дополнительный. Производятся крановые тележки двух типов: лебедочный и тельферный.

    Поставка тележки производится вместе с краном. Также возможна поставка крановой тележки без использования ГПО. Зачастую крановые тележки выпускаются в комплекте с грузоподъемной техникой (мостовыми двухбалочными и козловыми кранами) нескольких типов: тельферного типа и лебедочного.

    В крановые тележки изготавливаются согласно производственным стандартам, благодаря этому они надежны и безопасны. В нашей компании можно сделать заказ и купить тележку любой грузоподъемности. Также мы произведем их доставку и монтаж при необходимости.

    Основной задачей подкрановых путей является распределение массы крана равномерно по фундаменту, а также обеспечение плавного перемещения балки с тележкой. Для малонагруженных однобалочных моделей в качестве подкрановых путей можно использовать стандартные железнодорожные рельсы. Если мостовой кран будет оперировать большими грузами (20 и более тонн), при его установке необходимо использовать крановые рельсы, которые чаще всего конструируются из двутавровой балки, имеющей большую жесткость. При этом колеса, обеспечивающие передвижение опоры по путям, должны быть шире балки, поскольку в противном случае появляется риск схождения конструкции с рельсов.

    При монтаже путей учитывают их возможное расширение и между продольными секциями оставляют так называемый тепловой зазор. Кроме того, укладка рельс должна быть особо точной, а величина перепадов высот между секциями не должна превышать 2мм, что обеспечит плавный ход колес и их минимальный износ при ударных нагрузках.

    Электрооборудование

    За выполнение основной работы крана (движение тележки по балке, перемещение самого поста по рельсам, захват груза) отвечает комплект электрооборудования:

    • Электрические двигатели. Различные конструкции тележек и условия эксплуатации крана, предполагают использование разного количества двигателей. Чаще всего – 3 или 4, при этом 2 из них отвечают за передвижение тележки и захват грузов, а остальные обеспечивают перемещение всего моста по рельсам.
    • Управляющая аппаратура – контролеры, пускатели, реле, электромагниты и пр. Регулируют работу двигателей и основных манипуляторов путем передачи команд от оператора.
    • Устройства электрозащиты – предохранители, сигнальные приспособления и пр. Используются для предупреждения опасных ситуаций.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: