Для перемещения и погрузки всевозможных материалов, выполнения тяжелых монтажных работ на территории мастерской или цеха лучшим техническим решением является мостовой подъемный кран. Их преимуществами остаются: постоянная грузоподъемность, относительно невысокая металлоемкость конструкции крана, простота.
Тем не менее, конструкции нынешних общепромышленных подъемных кранов отличаются широким ассортиментом. Потому производители такой техники часто предлагают заказчикам опросные листы перед покупкой мостового крана. Основные параметры опросного листа:
Грузоподъемность крана
Таблица показателей грузоподъемности различных типов мостовых кранов
Грузоподъемность остается самым важным параметром. Он зависит от максимальной массы груза, который в дальнейшем будет перемещаться краном. Притом, что мостовые краны используются и в небольших мастерских, и в турбинных цехах, то грузоподъемность может варьироваться от 0,25 до 250 тонн.
Мостовые краны с большей грузоподъемностью оснащены дополнительной малой лебедкой для более быстрого подъема.
От грузоподъемности крана в большей степени зависит кратность полиспаста грузового каната. Называющаяся также кратностью запасовки, кратность полиспаста — это количество ветвей грузового каната, которые сходятся на блоках грузозахватного крюка. Краны, у которых максимальная кратность полиспаста, зачастую имеют большую грузоподъемность.
Самые мощные краны в мире
Краны грузоподъемностью 600 т относятся к мощным машинам, но в мире в настоящее время существуют краны, грузоподъемность которых достигает нескольких тысяч тонн, самый мощный суперкран имеет грузоподъемность близкую к 7 тыс. т.
Категории: стационарные и мобильные на гусеничном ходу
Большинство суперкранов делятся на две категории: стационарные с большой поворотной кольцевой базой и мобильные краны на гусеничном ходу. Оба типа кранов имеют свои преимущества и недостатки.
Поворотные, у которых стреловая конструкция вместе с контргрузом поворачивается по округлому рельсовому пути, стационарны, но у них большая высота подъема груза и вылет. К недостаткам таких кранов можно отнести то, что они не могут передвигаться с грузом, а для их установки требуется подготовленное грунтовое основание и даже устройство фундамента.
Краны на гусеничном ходу легко перемещаются как по площадке, так и с одной площадки на другую и могут перемещаться с грузом.
Краны с выносными опорами, такие как производит VersaCrane, имеют то преимущество, что несущая способность грунтового основания может быть ниже, чем для других суперкранов без таких опор, что облегчает их установку на строительной площадке.
Транспортировка
Транспортирование суперкранов является одной из важных проблем, которую производители решают уже на стадии проектирования и разработок.Так, компания Mammoet краны типа РТС запроектировала на доставку в контейнерах на судах, эти контейнеры затем становятся балластным боксом для крана. Пользователь получает инструкцию по заполнению бокса местными гравитационными материалами — песком и гравием для получения проектного контргруза.
Компания Lampson дробит конструкции своих кранов, чтобы они могли разместиться на 100 грузовиках, а секции стрелы не свариваются, а собираются на штифтах.
Части суперкрана производства Bigge размещаются на 160 грузовиках.
Назначение
Суперкраны применяются для монтажа крупноблочного, тяжеловесного оборудования на объектах атомной энергетики, нефтехимии, металлургии и в других секторах строительства. В последние годы краны с тяжелым режимом работ стали активно использовать для монтажа оборудования ветровых энергетических установок.
Из 13 самых больших кранов в списке (см. таблицу) — 9 кранов впервые были представлены на рынке за последние шесть лет, за этот короткий период максимальная грузоподъемность кранов выросла с 2 тыс. т до более 6,8 тыс. т.
Еще 10 лет назад, разработанный в США компанией VersaCrane кран ТС-36000/1 с грузоподъемностью 2 268 т был уникальным, сегодня он по грузоподъемности занимает 9-ое место. С тех пор в категории наиболее популярной грузоподъемности 3 тыс. т появилось много суперкранов, которые преимущественно используются на строительстве атомных электростанций. Правда, после аварии в Японии в 2011 г. на станции Фукусима строительство новых атомных станций в мире замедлилось, соответственно снизился спрос на суперкраны для этих целей. Но для станций нового поколения, к каким, например, относится станция Westinghouse АР1000 в США, такие краны будут востребованы.
Место | Производитель | Модель | Грузоподъёмность, т |
1 | Bigge | 125D AFRD | 6803 |
2 | АLЕ | AL.SK190 | 4300 |
3 | Sany | SCC36000 | 3600 |
4 | Mammoet | РТС-1 40/200-DS | 3200 |
5 | Sarens | SGC-120 | 3200 |
6 | Terex | СС8800-1 TWIN | 3200 |
7 | Mammoet | MSG-80 | 3072 |
8 | Liebherr | LR-13000 | 3000 |
9 | Lampson | LTL-2600 | 2359 |
10 | Manitowoc | 31000 | 2300 |
11 | VersaCrane | ТС-36000/1 | 2268 |
12 | Liebherr | LR-11350 | 2000 |
13 | Mammoet | РТ50 | 2000 |
125D AFRD
Самый большой в мире кран Bigge 125D AFRD является деррик-краном с круговой базой для полного поворота и А-образной решетчатой подъемной стрелой, его грузоподъемность составляет 6803 т при стреле длиной 91 м. При оснащении стандартной стрелой длиной 171 м грузоподъемность составляет 3 640 т при радиусе 73 м. Расстояние между центром крана и наружной кольцевой базой составляет 43 м, что ограничивает минимальный вылет стрелы до 31 м.
При наличии специального оснащения в центре для повышения устойчивости крана вместе с устройством железобетонного фундамента кран может работать при скорости ветра 64 км/ч и сохранять устойчивость при ураганном ветре до 241 км/ч. Силовой привод состоит из пяти дизельных двигателей общей мощностью 2573 кВт.
Кран оснащен уникальной автоматической системой уравновешивания, позволяющей удерживать подъемную часть в вертикальном положении.
AL SK190
На втором месте в списке находится кран AL SK190 грузоподъемностью 4300 т, выпущенный компанией британского происхождения Abnormal Load Engineering Ltd. (ALE). Кран с кольцевой базой, для подъема груза в нем используются кабельные домкраты грузоподъемностью до 600 т, грузовой момент крана составляет 190 тыс. т. м.
Скорость подъема груза домкратами составляет 10 м/час, тогда как дополнительная быстродействующая лебедка обеспечивает подъем на 150 м/ч.
Два крана модели AL SK190 ведут работы в разных странах мира — в Таиланде и США. Первый был выпущен в 2008 г., в 2011 г. на второй кран была установлена система мега-домкратов Mega Jack, способная поднимать груз массой 50 тыс. т на высоту 25 м. Оба крана были собраны на заводе компании в г. Бреда в Нидерландах.
Для транспортировки каждого из кранов требуется 130 контейнеров.
SCC36000
Кран SCC36000 грузоподъемностью 3600 т китайской компании Sany занимает 3-е место в списке. Грузовой момент крана 86 тыс. т. м. При высоте подъема груза 98 м и радиусе 45 м грузоподъемность составляет 1700 т.
Кран на гусеничном ходу со сдвоенной стрелой выпущен в 2011 г, это первый выход китайских краностроителей на мировой рынок суперкранов. Кран произведен на заводе в Кушане в Китае, его оценочная стоимость 40 млн долл.
Ходовая часть крана содержит восемь гусеничных траков, в качестве силового агрегата используются два дизельных двигателя мощностью 597 кВт. Для транспортировки крана достаточно 86 грузовиков.
РТС-140/200-DS
Следующие по списку краны РТС-140/200-DS производства компании Mammoet из Нидерландов относятся к новому поколению кранов на сдвоенной кольцевой платформе Platform Containrized Twin-Ring Crane (PTC). Выпущено два крана грузоподъемностью по 3 200 т.
Двойная кольцевая база кранов варьируется в диаметре от 30 до 41 м. Сдвоенная стрела и компоненты кранов укладываются в стандартные судовые контейнеры, которые далее используются как боксы для балласта.
У крана модели РТС-140 грузовой момент составляет 140 тыс. т. м, а у крана РТС-200 достигает 200 тыс. т. м. Подготовка кранов к работе на строительной площадке занимает от трех до шести недель.
Два крана РТС-140 работают в настоящее время в США, один модели РТС-200 в Бразилии.
SGC-120
Бельгийская группа Sarens Group в 2011 г. выпустила кран SGC-120 максимальной грузоподъемностью 3200 т при радиусе 30 м и грузовым моментом 120 тыс. т. м. Груз массой 1 000 т краном можно поднимать на 80 м при длине главной стрелы 89 м, 118 м или 130 м.
Кран оснащен 12 дизельными двигателями, традиционными гидравлическими лебедками, а поворот крана осуществляется по базе из двойного кольца диаметром 43 м.
Транспортируется кран в 155 судовых контейнерах, которые могут затем использоваться в качестве балласта.
В настоящее время кран работает на строительстве завода компании Intel в г. Антел, штат Аризона в США, после чего кран будет перебазирован в Китай на строительство офшорной нефтяной платформы массой 15 тыс. т, где потребуется подъем модулей массой до 1 300 т.
СС8800-1 TWIN
Кран Terex СС8800-1 TWIN на гусеничном ходу с двойной решетчатой стрелой был сделан на заводе в г. Звейбрюкене в Германии.
К моменту представления этого крана, по грузоподъемности в 3 200 т он был самым большим в мире. Кран способен перемещаться по площадке с грузом.
При максимальной грузоподъемности в 3200 т кран может поднимать груз массой 534 т при радиусе 62 м и длине стрелы 123 м. Его максимальный грузовой момент составляет 44 тыс. т.м.
Конструкция крана во многом повторяет аналогичный кран с одиночной стрелой.
Кран широко используется на крупных объектах во всем мире, включая атомные проекты, нефтеперегонные заводы и др.
MSG-80
На 5-ом месте кран Mammoet MSG-80 грузоподъемностью 3072 т, который впервые был представлен в 1996г.
Кран с круглой базой, в которой для лучшего скольжения крана ход отделан тефлоном.
Для подъема грузов используются кабельные домкраты.
При длине главной стрелы в 93 м с гуськом 37 м кран может поднимать груз массой 774 т при радиусе 61 м.
Кран серии MSG более медленный в управлении, чем новое поколение кранов РТС, но он остается востребованным из-за других выдающихся эксплуатационных показателей.
Продолжение материала читайте в апрельском номере журнала.
По материалам зарубежных СМИ Перевод БИНТИ
Фото: Строительство.RU, trucktorg.ru, forums.dhsdiecast.com, vertikal.net, specialtransportreport.com
Пролет крана
Длина пролета мостовых кранов редко превышает 40 метров
Пролет крана зависит от колеи подкрановых путей и габаритов помещения, в котором будет установлен кран. Важно помнить, что для сохранения прочности и жесткости конструкции краны с большим пролетом имеют пролетные балки намного большего сечения. Следует, что это приведет к существенному подорожанию крана и его увеличению массы.
Пролет мостовых кранов часто не больше 40 метров, тем не менее, при определенных условиях возможна поставка многопролетных кранов. Такие краны передвигаются по нескольким балкам, при этом сохраняя жесткость конструкции. У многопролетного мостового крана может быть несколько кабин управления и естьвозможность переключения между ними.
Автомобильные краны
Серии К, АК, КТС и др. |
АК-11 | Кран на ГАЗ-69 | КТС-3 и КТС-3Г | К-2,5-1Э и К-2,5-1Г |
Серия КС |
КС-1562Б | КС-2561Д (-ДА) | КС-2561Е | КС-2561К (-К-1) | КС-2568 |
КБА-22-15 | КС-2571А (А-1) | КС-3561А | КС-3562А (-Б) | КС-3577-2 |
МКА-16 | КС-4561А | КС-4571 | КС-4573 | КС-557кр |
КС-5573 | КС-6571 |
Армейские |
8Т26 |
Фотогалерея автомобильных кранов |
Краны на специальных шасси (короткобазовые и автомобильного типа)
Автомобильного типа |
КС-5473 | КС-6471 | КС-8471 | КШТ-50.01 |
Короткобазовые |
Фотогалерея кранов на спецшасси |
Пневмоколесные краны
Серия К |
К-106 | К-123 | К-161 | К-255 | К-631 |
К-1001 |
Серия КС |
КС-4361А | КС-4362 | КС-5363 | КС-6362 | КС-7362 |
Серии МКП и МКТ |
МКП-10 | МКП-16 | МКП-25А | МКТ-40 |
Фотогалерея пневмоколесных кранов |
Тракторные краны и краны-трубоукладчики
ТЛ-ДТ-54 |
Фотогалерея тракторных кранов и кранов-трубоукладчиков |
Гусеничные краны
Серия СКГ |
СКГ-25 | СКГ-40 | СКГ-40БС | СКГ-40А | СКГ-40/63 |
СКГ-50 | СКГ-63 | СКГ-63А | СКГ-63АБС и -63Д | СКГ-63/100 |
СКГ-100 | СКГ-160 |
Серия МКГ |
МКГ-6,3 | МКГ-10А | МКГ-16М | МКГ-16 | МКГ-25 |
МКГ-25БС | МКГ-25БР | МКГ-100 | МКГС-100.1 |
Серия ДЭК |
ДЭК-161 | ДЭК-25 | ДЭК-251 | ДЭК-50 | ДЭК-631А |
Серия КС |
КС-7163 | КС-8161 | КС-8165 |
Другие |
ПК- 2М | КПТ- 1 | МТТ- 16 | КМТТС-10 | Э-1254 |
Фотогалерея гусеничных кранов |
Железнодорожные краны
Серии ПК, ЦУМЗ, КДЭ, КЖДЭ и др. |
ПК-6 | КЖУ-О | К-103 | ПК-ЦУМЗ-15 | МК-ЦУМЗ-15 |
ДЭК-20 | СК-25 (СК-30) | К-251 | К-501 |
Фотогалерея железнодорожных кранов |
Рельсовые краны
Серии СКР и СКУ |
Общие данные | СКР-2200 | СКР-3500ЭМ | СКР-3500ЭП1 | СКР-3500АЭС |
Фотогалерея рельсовых кранов |
Башенные краны
… |
КТС-5-10 | БКСМ-3М-4,5 | БК-1000 |
… |
КБ-16 | КБк-100.1 | КП-100.1 | КБ-100.3А | КБ-309ХЛ |
КБ-407ХЛ | КБ-578 | КБ-674А-13 | КБР-1 |
Фотогалерея башенных кранов |
Плавучие краны
ПРК-100 |
Фотогалерея плавучих кранов |
4. Расположение концевых балок относительно колеи
Согласно этому параметру мостовые краны бывают опорные и подвесные. Опорные краны передвигаются стандартно на подкрановых путях с помощью колес с ребордами, которые опираются на рельсы.
Тележки у подвесных мостовых кранов находятся выше поверхности пролетных балок крана и перемещаются по нижней полке балки. Конструкция подвесных подъемных кранов более слабая, потому что при выходе из строя тележки может обрушиться вся конструкция. Потому подвесные мостовые краны обычно имеют невысокие показатели грузоподъемности – около 8 тонн. Управление совершается с помощью пульта, который находится на кабеле.
Количество пролетных балок
Обычно, мостовые краны с больше грузоподъемностью оснащены двумя пролетными балками, а краны, у которых грузоподъемность 5 и менее тонн, ограничиваются одной пролетной балкой. Однако, деление условно. У обеих конструкций есть свои плюсы и минусы:
- Однопролетные конструкции не такие металлоемкие, просты в монтаже. Но перемещаться им по проходным галереям однопролетного крана сложно, что затрудняет его ремонт и обслуживание.
- У двухпролетных мостовых кранов конструкция более сложная, масса велика. При этом, однако, на таких кранах можно устроить широкие проходы для перемещения обслуживающего персонала и расположения оборудования.
Место и способ управления краном
Система управления мостовым краном. Вид из кабины крановщика
Большая часть мостовых кранов управляется с помощью подвесных пультов управления на кнопках. Такой кран зачастую оснащен подвижным электрическим канатным тельфером, у которого грузоподъемность до 50 тонн.
У многих мостовых кранов, чья грузоподъемность свыше 5 тонн, управление совершается из кабины машиниста. Для машиниста в кране должна быть специальная посадочная площадка, а кран должен быть оснащен сигнализацией для непосредственной передачи сигналов стропальщикам.
Большой популярностью стали пользоваться краны, у которых есть возможность управления по радиоканалу. Такой кран переключается с помощью управления радиопульта или с кабины управления. Такие типы управления дают возможность пользоваться всеми функциями крана.
Основные параметры
Грузоподъемность крана – не единственная характеристика, по которой выбирают технику. Внимание обращают и на такие характеристики:
- вылет стрелы – расстояние от оси вращения поворотной части до вертикальной оси устройства грузозахвата;
- высота подъема – расстояние от захватного оборудования до пола по вертикали;
- глубина опускания – расстояние от уровня стоянки от захватного устройства в его начальном рабочем положении;
- скорость подъема/опускания – темп перемещения груза по вертикали.
Грузовысотные характеристики крана ДЭК-401
Эти и другие параметры должны быть указаны в техническом паспорте вместе с условиями эксплуатации. Используются для составления производственной инструкции стропальщику и крановщику.