Для строительно-монтажных, погрузочных работ необходима подъемная техника. В строительстве используются разные виды подъемных механизмов: башенные, стационарные, самоходные краны.
Самоходные краны бывают автомобильные, гусеничные и на пневмоколесном ходу.
К последнему разряду принадлежит пневмоколесный кран КС-5363, технические характеристики которого представлены дальше.
Кран на пневмоходу КС-5363 — применение, преимущества и особенности
Модель КС-5363 выпускалась с 1971г. по 1994 г. Одесским ПО им. Январского восстания, переименованного впоследствии в ОАО ХК «КРАЯН».
Расшифровка маркировки КС-5363:
- «КС» — кран стрелковый самоходный;
- «5» — грузоподъемность=25т;
- «3» — ходовое устройство — пневмоколесное;
- «6» — тип подвеса стрелы — канатный;
- «3» — модификация.
Основные сферы применения:
- Строительство жилых и промышленных зданий;
- Погрузка-разгрузка габаритных грузов (весом 25-36т);
- Перевалка сыпучих грузов грейфером.
Кран на пневмоколесном ходу имеет ряд плюсов:
- легкость и дешевизна эксплуатации;
- доступность зап.частей;
- повышенная устойчивость и сбалансированность достигается за счет широко размещенных сдвоенных колес;
- надежность выносных опор (аутригеров) винтового типа;
- маневренность, вездеходность;
- возможность работать с грузами без опор;
- при перемещении платформу можно поворачивать;
- есть возможность увеличения стрелы;
- можно употреблять двухканатный грейфер с ковшом=2м³, гуськи;
- быстрая сборка-разборка.
Так как внешние отличия в модификациях крайне неразличимые, краны, чья марка уточнена с заводской таблички или надписи на кузове, располагаются в галереях с соответствующими названиями; кранов, марка которых точно не определена — в разделе неопределенных модификаций.
Особенности ходовой КС-5363
У пневмоколесного крана КС-5363 есть 2 ведущих моста и 8 колёс: по 4 на каждую ось.
Опоры выносного типа (аутригеры) увеличивают базу на 80 см и повышают грузоподъёмность.
Шасси крана – двуосного типа, а рама — цельносварная. Обе оси — ведущие, это придает маневренность. Подвеска передней оси — жесткая, а на задней – жестко-балансирная.
Стояночный тормоз — ленточный, нормально-замкнутый, а для пневматического торможения используются колодочные колесные тормоза.
Пневмоколесные краныОбзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Технический прогресс создал много видов грузоподъемной техники с ходовой частью на пневматических колесах, и если к термину «пневмоколесный кран» подходить буквально, то сюда можно отнести и краны на стандартных автомобильных шасси, и на специальных шасси автомобильного типа, и краны класса city, и короткобазные, и собственно пневмоколесные. В данном контексте под пневмоколесным краном понимается грузоподъемная машина на двухосном пневмоколесном шасси, с двигателем на крановой установке и управлением крановой установкой и шасси из кабины крановщика.
Все тот же прогресс вытеснил пневмоколесные краны на периферию рынка грузоподъемной техники, и их производством занимается ограниченное число производителей. Сегодня пневмоколесный кран, особенно с решетчатой стрелой, выглядит полным архаизмом. Невысокие ходовые свойства – низкая транспортная скорость, неустойчивость, превышение допустимой нагрузки на ось и габаритных размеров – не самые выгодные качества в наш мобильный век. Да и проходимость у них невысокая, несмотря на два ведущих моста и двускатную ошиновку. Кран не может, как экскаватор, вылезать из грязи, помогая себе стрелой. Недостатки являются обратной стороной достоинств – компактное, почти квадратное шасси требует минимум места для развертывания в рабочее положение, круговая рабочая зона, ограниченная только опорным контуром, означает, что кран может работать чуть ли не вплотную к своей платформе, при этом грузоподъемность не зависит от угла поворота платформы, и потому пневмоколесные краны подолгу используют на одном объекте и редко перегоняют.
На российском рынке известны пневмоколесные краны Sennebogen. Пожалуй, это последняя компания на европейском континенте, продолжающая ими заниматься, а на вторичном рынке можно встретить краны советского производства.
Sennebogen выпускает четыре модели пневмоколесных кранов – 608 Multicrane, 613М, 643М и 683М грузоподъемностью (г/п) 8, 16, 40 и 80 т. Крановая установка с телескопической стрелой унифицирована с гусеничными кранами, ходовая часть унифицирована либо имеет много общего с шасси перегружателей.
Компактный пневмоколесный кран 608 Multicrane г/п 8 т находится на стыке пневмоколесных кранов и телескопических погрузчиков. Это машина с двигателем и кабиной на поворотной платформе на пневмоколесном шасси с двумя ведущими и управляемыми мостами и двускатной ошиновкой. Конечная секция 5-секционной телескопической стрелы, как на телескопическом погрузчике, снабжена оголовком, на механизм быстрой смены которого навешивается оборудование – кран-балка с крюками, кран-балка с гидравлической лебедкой, грузовые вилы, рабочая платформа. Крюковой подвески, тросов и лебедки на кране нет. В транспортном положении стрела наклонена вниз, и кран может работать грузовыми вилами, как телескопический погрузчик. Максимальная высота подъема груза на вилах – 20,2 м.
Рама шасси представляет собой жесткую конструкцию коробчатого сечения, устойчивую к скручиванию за счет близкого соотношения колесной базы к колее. Шасси снабжено откидными опорами.
Габаритные размеры крана вписываются в требования ПДД, его эксплуатационная масса – 19,3 т, максимальная скорость – 26 км/ч. Машина маневренная – предусмотрены три режима рулевого управления: передними колесами, согласованно передними и задними колесами, при этом радиус поворота по внешней опоре составляет 5,3 м, и «диагональный ход». Четырехцилиндровый дизель Deutz мощностью 90 кВт жидкостного охлаждения приводит трехсекционный насосный агрегат, обеспечивающий рабочие операции и ход. Кабина наклоняется и поднимается гидравлическим коленчатым механизмом.
Кран 613М г/п 16 т скомпонован в традиционной «пневмоколесной» манере. Крановую установку комплектуют короткой 3-секционной телескопической стрелой длиной 6,1…14,6 м или длинной стрелой 7,5…18,8 м. У короткой стрелы высота подъема крюка 15 м, у длинной – 19 м. Кран может также работать с грейферным оборудованием. Кроме того, разработано дополнительное оборудование – гусек и оголовок стрелы с механизмом быстрой смены, на который навешивают грузовые вилы или рабочую платформу. Гусек устанавливается без помощи дополнительных устройств. Когда гусек не используется, его крепят на боковую поверхность стрелы.
Габаритные размеры крана укладываются в предписанные ПДД, затруднения может вызвать высота крана при прохождении под низкими мостами. Скорость крана – до 20 км/ч, эксплуатационная масса – 18 т.
Силовая установка – 4-цилиндровый дизель Deutz мощностью 75 кВт жидкостного охлаждения. На картере маховика установлены аксиально-поршневые и шестеренные насосы, приводящие механизмы крановой установки и ходовой части. В трансмиссию входит регулируемый гидромотор, установленный на двухступенчатой коробке передач, которая соединена с мостами карданными передачами. Шасси коробчатого сечения оснащено откидными опорами. Кабина крановщика жестко установлена на поворотной платформе.
Кран 643М г/п 40 т выпускают в двух версиях – с короткой стрелой 7,4…23,4 м и с длинной 9…30 м, а также с односкатной или двускатной ошиновкой. Маневренность обеспечена тремя режимами рулевого управления. Габаритные размеры превышают разрешенные ПДД, а потому при перемещении крана между удаленными площадками могут возникнуть затруднения. Эксплуатационная масса крана в зависимости от комплектации – от 24 до 26,3 т.
Главный узел крана – 4-секционная стрела коробчатого сечения со скругленной нижней поверхностью. Интересно решен механизм телескопирования. Он состоит из двухсекционного гидроцилиндра и системы несущих (выдвигающих) и возвратных тросов с полиспастами. Гидроцилиндр выдвигает первую телескопируемую секцию, а несущие тросы синхронно выдвигают вторую и третью секции. Втягивание секций происходит обратным порядком двумя возвратными тросами. Необычно расположение лебедки – на верхней поверхности базовой секции стрелы. Опора стрелы вынесена на самую корму по оси платформы. Кран укомплектован железобетонным противовесом и работает на полном опорном контуре на выдвижных опорах, на половинном контуре и без опор, для чего предусмотрена блокировка переднего балансирного моста. Возможно движение крана с грузом на крюке. Гусек длиной 13 м быстро монтируется. Дополнительная лебедка, чтобы тросы не спутались, приподнимается гидроцилиндром.
Двигатель – 4-цилиндровый дизель Deutz мощностью 135 кВт жидкостного охлаждения расположен по левому борту платформы. Основной аксиально-поршневой насос соединен с маховиком двигателя, четыре шестеренных насоса установлены на картере маховика. Гидромотор хода установлен на раздаточной коробке, соединенной с главными передачами мостов карданными валами. Гидромотор двухскоростной и обеспечивает два диапазона движения – рабочий и транспортный со скоростью до 30 км/ч. Все радиаторы скомпонованы в единый блок.
Кабина отличается большой площадью остекления. Органы управления включают рулевое колесо, два джойстика и педали.
Габаритные размеры крана 683М г/п 80 т существенно превышают разрешенные ПДД, а максимальная скорость ограничена 10 км/ч. Эксплуатационная масса крана – 65 т, соответственно между объектами его можно только перевозить.
Односкоростные гидромоторы хода агрегатированы непосредственно с главными передачами. Оба моста ведущие, но управляемый только передний. Пятисекционная стрела длиной 10,8…42 м выдвигается на всю длину 4-секционным гидроцилиндром, при этом секции выдвигаются поочередно. Набор противовесов навешивают с помощью второго крана. По заказу устанавливают гидроцилиндры для самостоятельного монтажа противовесов. Опоры крана также выдвижные.
Двигатель – 6-цилиндровый Deutz мощностью 200 кВт жидкостного охлаждения приводит основной аксиально-поршневой насос и несколько шестеренных насосов. Предусмотрен подогрев бака рабочей жидкости от электросети напряжением 220 В.
Просторная кабина остеклена практически полностью. Рулевое колесо отсутствует, и управление поворотом выведено на правый джойстик, который переключают на крановые операции и обратно кнопкой на самом джойстике. Кабина наклонная, механизм наклона состоит из двух гидроцилиндров. По заказу устанавливают подъемную кабину.
На вторичном рынке можно встретить краны КС-4361/ КС-4361А г/п 16 т производства Юргинского машиностроительного завода. Завод выпускал эту модель 30 лет, и по ней можно изучать историю советского машиностроения. Кран КС-4361А – это модернизированный КС-4361 с измененным дизайном кузова и кабины машиниста. Все их основные характеристики совпадают. Это кран с решетчатой стрелой, которая в транспортном положении складывается пополам. Все приводы механические со смешанным пневмогидравлическим управлением. Шасси крана снабжено откидными опорами с винтовыми домкратами. Оба моста приводные, управляемый – передний. Допускается движение крана с грузом на крюке. На большие расстояния кран транспортируют в сцепе с тягачом, самостоятельно кран способен двигаться со скоростью до 3 км/ч. Двигатель – СМД14А мощностью 55 кВт.
В комплект рабочего оборудования входят основная стрела длиной 10 м, крюк г/п 16 т и грейфер на 1,5 м3, навешиваемый на 10- и 15-метровые стрелы. Путем вставки 5-метровых секций получают стрелы длиной 15, 20 и 25 м. Предусматривался также неуправляемый 6-метровый гусек.
На тех же конструктивных принципах построены дизель-электрические краны КС-5363 г/п 25 т, их в нескольких модификациях выпускал . КС-5363 оснащен более мощным двигателем ЯМЗ-236 – на 122 кВт. Скорости исполнительных механизмов регулируют, изменяя напряжение главного генератора, питающего электромоторы. Управление смешанное – механическое, гидравлическое, электрическое. Для переключения коробки передач, откидных опор, рулевого управления, тормозов хода и блокировки дифференциала предусмотрена гидравлическая система с шестеренным насосом НШ-32. Основную стрелу 15 м удлиняют вставками длиной 5 и 10 м до 20, 25 и 30 м. На этих стрелах можно монтировать гуськи длиной 8 и 15 м. На кране может быть использован двухканатный грейфер с ковшом на 2 м3.
Советское машиностроение также выпускало дизель-электрические краны КС-4362 г/п 16 т, КС-6362 г/п 40 т, КС-7362 г/п 63 т, которые встречаются на вторичном рынке крайне редко.
Таким образом, новый пневмоколесный кран можно приобрести только немецкого производства. Российское и украинское машиностроение прекратило их производство и в лучшем случае занимается капремонтом.
Устройство
Разные механизмы пневмоколесного крана управляются с 3-мя системами: механической, гидравлической и электрической.
Механическое управление — это пульт, который отвечает за тормоза, КП колёс и опор.
Гидравлическое — отвечает за работу подъёмного оборудования. Гидравлическая система базируется на шестеренном насосе НШ-32Э. Составляют систему гидробак, насос, аккумулятор, трубопроводы и исполнительные цилиндры.
Электрическое управление основывается на генераторах постоянного тока, Электродвигатель отвечает за работу лебёдки и за движение крана. Работоспособность дизеля обеспечивают 2 аккумулятора, генератор и дизель соединены между собой в систему.
Кран КС-5363 — основные технические характеристики
КС-5363 — технические характеристики:
Колесная формула/количество осей — 4х4.
Грузоподъемность крана:
- с грузом =10,5т;
- без аутригеров=14,5т;
- на опорах=36т.
Масса=32,6т.
Серийный электродвигатель ДК-309А мощностью 43 (58,46)кВт.
Дизель-генератор типа ЯМЗ-М204А (ЯМЗ-236 — в более поздних моделях).
Максимальная скорость = 19,5 км/ч.
Топливный бак объемом=240л.
Колеса — сдвоенные, с протекторами повышенной проходимости, шины — 14.00-20.
Характеристика крана КС-5363:
- угол съезда=13º;
- высота подъема с основной стрелой=36,2м;
- высота подъема с гуськом=50м — с башенным оборудованием;
- длина стрелы=15 / 17,5 / 20 / 22,5 / 25 / 30 / 32,5м;
- максимальная скорость подъема (опускания) груза=5м/мин;
- нагрузка на гидравлическую опору=324кН;
- нагрузка на колесную ось=174кН.
О других грузоподъемных механизмах на сайте: автокраны Либхер, Ивановец 25, Галичанин 25, автокран на базе МАЗ-5337, манипулятор Tadano, гусеничные краны МКГ-25БР и РДК-250, башенный кран КБ-403, козловой кран ККС-10 и подробно об устройстве мостового крана.
Базовые технические характеристики
Технические характеристики пневмоколесного крана КС 5363 представлены в таблице:
Характеристики | Ед. измерения | Данные |
Высота крана | м | 3,9 |
Длина крана | м | 20,3 |
Ширина крана | м | 3,3-4,2 |
Масса крана | т | 33 |
Грузоподъемность с гидроопорами | т | 3,3-30 |
Грузоподъемность без опор | т | 2-14 |
Нагрузка на гидравлическую опору | кН | 324 |
Нагрузка на колесную ось | кН | 174 |
Скорость перемещения | км/ч | 19,5 |
Вылет крюка | м | 2,5-15,9 |
Высота подъема | м | 6,4-16,3 |
Скорость подъема | м/мин | 0,7-9 |
Модель двигателя | ЯМЗ-М204А | |
Мощность двигателя | л.с. | 180 |
Модификации КС-5363
За 23 года украинский завод произвел несколько разновидностей кранов, которые имели буквенную маркировку: А, Б, В, Д, Е.
С модификации «Б» краны оборудованы Устройством, Повышающим Грузоподъемность (УПГ).
Буквами «ХЛ» обозначается северная модификация. Металлоконструкции этой модификации сделаны из марок стали с улучшенными тех. характеристиками для работы в климате с низкими температурами (до -70ºС). Кабина управления снабжена стеклоочистителями и нагревательной системой.
Наличие букв М, АМ означает армейские модификации, краны выпускались под заказ Министерства Обороны СССР.
Модификация КС-5363А, технические характеристики
Базовая модель КС-5363 была доработана в КС-5363А. Эта модель незаменима в случае, если нужна техника грузоподъемностью 25 тонн.
Этот параметр гарантируется при установке выносных аутригеров.
Вес поднимаемого груза при работе без опор ≤ 14 т.
Есть 2 варианта комплектации КС-5363А :
- Стреловым оборудованием. Основная стрела длиной=17,5 м, ее оборудование 3-мя секциями позволяет сократить длину до 15 м или прибавить максимум до 32,5 м. В качестве вспомогательного на стрелу монтируется управляемый или неуправляемый гусёк (10м).
- Башенно—стреловым снаряжением. Башни высотой =15 м, оборудуются клювом длиной=10/15 м, 20-25м башни – клювом 10, 15 или 20 м.
У модели есть дизель-электрический многомоторный привод. Питание агрегата может производиться как от своего дизеля ЯМЗ-А204М, так и от внешней сети (380 В).
КС-5363А двигается по стройплощадке со скоростью до 17 км/ч с грузом до 6 т. Колея колёс =2,5 м, кран — компактен, может лавировать на небольших площадках и отличается хорошей проходимостью. Зона работы с грузом составляет 360º.
Кабина сделана из стальных листов, вентилируется и обогревается.
Новые модели короткобазных самоходных кранов на пневмоходу возрождают интерес к технике этого типа
Надежные, экономичные, компактные
Самоходные колесные краны на короткобазном шасси, которые можно охарактеризовать как нишевый продукт, появились на строительных площадках в конце 1960-х гг. Эти «рабочие лошадки» хорошо зарекомендовали себя благодаря своей простой, прочной и надежной конструкции. Они не могут похвастаться большой скоростью перемещения по автомагистралям и плохо подходят на роль «крана-такси» для выполнения нескольких работ за одну смену в пределах города. Но такие машины без проблем передвигаются в условиях ограниченного пространства стройплощадки или по территории завода и отлично подойдут для ежедневной работы на одном объекте.
Конструктивные особенности, заложенные в эти машины, такие как полный привод, 3–4 режима рулевого управления, малый радиус поворота, большие шины, широкая колея, мощный двигатель, низко расположенный центр тяжести, обеспечивают короткобазным кранам преимущества и перед обычными автокранами, и перед гусеничными. Краны с короткой базой отличаются высокими вездеходными качествами и возможностью маневрирования без ограничений на грязной или заснеженной площадке. Они могут преодолевать значительные уклоны и перемещаться в узких местах между препятствиями.
При текущих объемах импорта машин этого класса, которые в 2016 г. составили 30 единиц на всю нашу необъятную страну, трудно поверить, что каких-нибудь десять лет назад в Россию ежегодно ввозилось почти 600 единиц короткобазных кранов. Правда, сейчас импортируются только новые машины, а в те времена, в отсутствие утилизационного сбора, более 80% машин были бывшими в эксплуатации. Надо сказать, что в Северной Америке, где краны с короткой базой традиционно пользуются самым высоким спросом, их продажи тоже упали в разы из-за спада на рынке нефти и газа.
Сравнительная таблица характеристик короткобазных кранов г/п 90 т
Параметр | Liebherr LRT1090-2.1 | Grove GRT 8100 | Terex RT100 | Tadano GR1000XL |
Грузоподъемность, т | 90 | 90 | 90 | 90,7 |
Радиус поворота по противовесу, м | 4,19 | 4,568 | 4,738 | 4,19 |
Преодолеваемый уклон, % | 74 | 70 | 98,5 | 94 |
Основная стрела, м | 47 | 47 | 53 | 47 |
Максимальная высота подъема, м | 68 | 72,9 | 70,5 | 67 |
Рабочая масса, т | 52 | 56 | 57 | 51,6 |
Транспортный вес, т | 40 | 43,8 | 47 | 41,7 |
Масса противовеса, т | 12 | 12,2 | 10 | 10 |
Ширина, м | 3,3 | 3,33 | 3,3 | 3,32 |
Длина, м | 14,5 | 14,5 | 13,85 | 14,38 |
Высота, м | 3,8 | 3,75 | 3,95 | 3,8 |
Тормозная система | Гидравлическая | Гидравлическая | н. д. | Гидропневматическая |
Двигатель | Cummins | Cummins | Cummins | Cummins |
Мощность, кВт | 194 | 205 | 195 | 201 |
Трансмиссия | Dana гидромеханическая | Dana гидромеханическая | Гидромеханическая | Гидромеханическая |
Размер шин | 29,5×25 | 29,5×25 | 29,5×25 | 29,5×25 |
Передний мост | Фиксированный | Фиксированный | Фиксированный | Фиксированный |
Задний мост | Качающийся | Качающийся | Качающийся | На подвеске |
Максимальная скорость, км/ч | 25 | 32 | 30 | 36 |
Кабина | С поворотом на 20° | С поворотом на 20° | Фиксированная | Фиксированная |
Аутригеры | Variobase | 3 положения | 3 положения | 3 положения |
Крюки, кол-во | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тем не менее в этот непростой период компания Liebherr с расчетом на увеличение спроса в долгосрочной перспективе решила представить две абсолютно новые модели, ознаменовав тем самым свое возвращение в этот сегмент рынка после 20-летнего перерыва. Предыдущий опыт 1980–1990-х гг. включал производство моделей LTL 1030 и LTL 1080 грузоподъемностью 30 и 80 т соответственно и ряда других моделей. На протяжении этого периода было выпущено всего около 330 кранов Liebherr на короткобазном шасси. Несмотря на то, что краны серии LTL не завоевали существенной доли рынка, это были очень удачные машины. Об этом свидетельствуют клиенты, которые их эксплуатировали. Более того, немало кранов LTL 1080 продолжают работать до сих пор. В частности, их используют на заводе самой компании Liebherr в г. Эхинген.
Новые краны Liebherr Rough Terrain получили обозначения LRT 1090-2.1 и LRT 1100-2.1. Мировая премьера этих машин грузоподъемностью 90 и 100 т состоялась недавно, в марте этого года, на выставке Conexpo, которая прошла в Лас-Вегасе. Отличительной особенностью новых кранов стало применение в базовой комплектации системы опор VarioBase собственной разработки с индикацией наклона и автоматическим выравниванием по горизонтали, которая позволяет в условиях ограниченного пространства выдвигать каждую выносную опору на различную длину. Безопасность работы обеспечивает ограничитель грузоподъемности LICCON2, учитывающий положение опор. Обе модели оснащаются 6-цилиндровым дизельным двигателем Cummins мощностью 194 кВт (264 л.с.) с максимальным крутящим моментом 990 Н.м, 6-ступенчатой КПП Dana с переключением под нагрузкой и шинами 29,5R25. Стрела длиной 50 м модели LRT 1100-2.1 оборудована автоматической системой быстрого телескопирования Telematik с двумя режимами работы. Под действием единственного цилиндра каждая секция выдвигается независимо от остальных и блокируется внутри с помощью пальцев. С двухсекционным удлинителем с фиксированными рабочими углами длина стрелы может быть увеличена до 69 м. Масса противовеса у этой модели – 14 т. Стрела LRT 1090-2.1 на 3 м короче. В стандартной комплектации предусмотрена работа двумя крюками с двумя лебедками. Ширина кабины (на 22 см больше стандартной в классе) обеспечивает оператору свободу движений. Для работы с грузом на большой высоте кабину можно откинуть назад на 20°. Шасси построено на мостах Kessler: передний – управляемый, приводной, а задний – подключаемый, с блокировкой дифференциала. Масса полностью собранного крана LRT 1090-2.1 составляет 54 т при высоте 3,8 м.
Учитывая, что почти половина продаж короткобазных кранов приходится на Северную Америку, где также сосредоточено и подавляющее большинство их производителей, удивительно, что в последние годы лидерство в этом секторе удерживает японский производитель Tadano. Компания предлагает восемь моделей грузоподъемностью от 15 до 160 т для Североамериканского рынка. Для России предназначены пять моделей в диапазоне от 30 до 145 т. Одни из самых популярных моделей – это 80/ 100-тонные GR-1000XL/ GR800EX. За четыре года с момента запуска в 2011 г. их было изготовлено более 1000 единиц. Этот кран приобрел особую популярность в местах с суровыми климатическими условиями, где заменить кран не всегда просто, например, на удаленных площадках энергетических проектов. Сектор короткобазных кранов характеризуется относительно медленной разработкой новых продуктов. Тем не менее в этом году уже представлено несколько новинок. Компания Tadano расширила ассортимент своей продукции за счет самого крупного двухосного самоходного крана GR-1200XL с максимальной грузоподъемностью 110 т и стрелой длиной 56 м (с удлинителем в 73,6 м).
Продукт разработан специально для энергетических промышленных объектов, поэтому демонстрирует высокие показатели маневренности, долговечности и хорошие подъемные характеристики в жестких условиях эксплуатации. Кран получился достаточно компактным, размеры мод. GR-1200XL почти такие же, что и у Tadano GR-1000XL. Благодаря недавно разработанной Tadano системе Smart Chart кран может обеспечивать номинальную грузоподъемность не только в пределах кругового контура, как обычно, но и на дополнительной площади в направлении аутригеров. GR-1200XL оснащен системой, которая уменьшает расход топлива при работе крана и когда кран находится в режиме ожидания. Используя систему обмена данными Tadano Hello-Net, подрядчики могут удаленно отслеживать работу своего крана, историю его работы, данные о местоположении машины и информацию о сервисном обслуживании с компьютеров и мобильных устройств.
Недавно дебютировавший на Conexpo 2020 Grove GRT655 (Manitowoc Cranes) стал последним дополнением к линейке кранов Grove нового поколения. Машина ориентирована на арендные компании, нуждающиеся в надежном универсальном кране повышенной проходимости в классе 50 т. Основная стрела GRT655 увеличенной длины в сочетании с контуром 3Х12,8 м, по мнению компании, поможет подрядчикам выполнить больше работ одним краном. Грузоподъемность GRT655 – 50 т, он оборудован 4-секционной стрелой в 34,8 м, не требующей смазки. Версия GRT655L имеет 43-метровую стрелу и обеспечивает максимальный рабочий радиус 36 м. В качестве стандартных на GRT655 и GRT655L будут использоваться полимерные опорные подкладки, которые почти на 50% легче традиционных стальных аналогов. Положение опор аутригеров определяется на основе сенсорной технологии. Дизельный двигатель Cummins QSB 6.7 обеспечивает 164 л.с. выходной мощности и соответствует стандартам токсичности выхлопных газов 4F. Масса крана – 36 004 кг. Кабина оператора может наклоняться на 20°.
Среди отличительных особенностей нового 80-тонного крана Terex RT 90 можно отметить 5-секционную стрелу длиной 47 м, улучшенную систему управления со встроенной диагностикой, обновленную кабину с возможностью наклона на 18°, централизованную систему смазки и многопозиционные аутригеры. Ширина машины с двигателем Cummins мощностью 186 кВт составляет 3 м.
Японская фирма KATO продолжает обновление своего модельного ряда. Кран SR-500L грузоподъемностью 51 т при радиусе 2,5 м – одна из последних моделей знаменитого бренда. Он оборудован 4-секционной стрелой длиной 35 м и двухсекционным удлинителем (15,2 м). Общая масса крана составляет менее 34 т при размерах 13 030х2980х3595 мм. Аутригеры могут занимать одну из четырех позиций. Двигатель Mitsubishi (Common Rail) выдает 200 кВт при 2600 об/мин мощности с максимальным крутящим моментом 785 Н.м при 1400 об/мин. Кран SR-500L на рессорной подвеске имеет гидравлический механизм блокировки, чтобы при работе в крановом режиме мосты шасси жестко соединялись с опорной рамой крана. Скорость машины составляет 48 км/ч.
Короткобазные самоходные краны находят широкое применение в разных сферах: в малоэтажном строительстве, при монтаже металлоконструкций, на общестроительных работах, во время монтажа и модернизации оборудования для нефтеперерабатывающих заводов и др. На текущем этапе отрасль переживает возрождение за счет целого ряда игроков, которые инвестируют в новые модели и даже целые серии кранов этого класса. Возможно, причина в том, что в эпоху экономического спада одним из главных аргументов при продаже техники становится ее цена, а вложенные в короткобазный кран средства, как правило, обеспечивают быструю и эффективную отдачу. Есть и другая, более оптимистичная версия: наиболее дальновидные производители уже видят свет в конце туннеля и заблаговременно готовятся к потенциальному росту спроса на эту технику.
Cхема КС-5363
- Длина основной решетчатой стрелы составляет 15 м, специальными вставками длиной 5 или 10 м ее можно удлинить в 2 раза.
- жесткие удлиненные стрелы;
- устройства с гуськами;
- башенно-стреловые элементы. Высота башни=20-30м.
Есть возможность присоединить жесткий или маневровый гусек длиной 8 или 15 м.
Основное оборудование
Основное оборудование КС-5363 — жесткая стрела решётчатого типа и канаты.
Длина стрелы=15м.
Главный канат: ø=21мм, l=140м;
вспомогательный канат: ø=21мм, l=95м.
Сменное оборудование
К сменному оборудованию относятся:
Длина удлиненной сменной стрелы и стрелы с гуськами на основной и вспомогательной подвеске=20-30м, в башенно-стреловом приспособлении=10м.
Перевозка КС-5363 на большие дистанции производится 2-мя способами:
- Буксировка спец.тягачом. При буксировке механизм нужно сложить, скорость≤20км/ч.
- На ж/д платформе (60т) – снимаются колеса и стрела.
Пневмоколесные краны превосходно соединяют в себе отличное качество с разумной ценой. Продолжительный опыт указывает на то, что средства, вложенные в такие машины, быстро возвращаются.
Портал газовиков
Кран поворотный, у которого стрела или башенно-стреловое оборудование укреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильном, пневмоколесном, на специальном шасси, гусеничном, тракторном и др.) называется стреловым краном.
По исполнению подвески стрелового оборудования самоходные краны делятся на краны с гибкой подвеской, у которых стрела и удерживается и изменяет угол наклона с помощью канатов, и на краны с жесткой подвеской, у которых стрела удерживается и изменяет угол наклона с помощью гидроцилиндров или винтовых механизмов.
Стреловым кранам присваивается индекс, в большинстве случаев состоящих из двух букв и четырех цифр. Буквы КС означают «Кран-стреловой общего назначения». Цифры, которые пишутся после букв, характеризуют основные данные крана:
- первая цифра указывает его грузоподъемность(1-4т; 2-6,3т; 3-10 т; 4-16 т; 5-25 т; 6-40 т; 7-63 т; 8-100 т);
- вторая цифра указывает ходовое устройство крана (1 — гусеничное, 2 -гусеничное с увеличенной поверхностью, 3 – пневмоколесное, 4 — на специальном шасси автомобильного типа, 5 — шасси грузового автомобиля, 6 — трактор, 7 — прицепное ходовое устройство);
- третья цифра указывает исполнение подвески стрелового оборудования (6 — подвеска стрелы гибкая, 7 – подвеска стрелы жесткая, 8 — телескопическая стрела);
- четвертая цифра указывает порядковый номер модели крана.
Например, кран марки КС-4362 расшифровывается так: кран грузоподъемностью 16 т, пневмоколесный, подвеска стрелы гибкая, порядковый номер модели 2.
Иногда после цифр в индексе указывают буквы, которые обозначают модернизацию крана (А, Б, В и т. д.) и климатическое использование (ХЛ — северное, Т — тропики, ТВ — тропики влажные).
Специальные стреловые самоходные краны или изготовленные совместно с зарубежными фирмами могут иметь другую индексацию.
Автомобильные краны КТС-ЗГ (а) и АБК-4А (б) с башенно-стреловым оборудованием
Краны монтируются на шасси стандартных автомобилей (рис.) и состоят из неповоротной и поворотной частей, связанных между собой опорно-поворотным устройством, которое обеспечивает возможность вращения поворотной части относительно неповоротной.
Автомобильный кран КС — 3574 1 – крюковая подвеска; 2 – стрела; 3 – шасси базового автомобиля; 4 – стойка стрелы; 5 – гидробак; 6 – запасное колесо; 7 – кабина машиниста; 8 – поворотная рама; 9 – подкладка; 10 – подпятник; 11 – опорно-поворотное устройство; 12 – опорная рама; 13 – механизм блокировки (стабилизатор); 14 – облицовка; 15 – выносная опора.
Для ограничения нагрузок на шасси и для обеспечения устойчивости при работе, краны оборудуют выносными опорами и механизмами блокировки (стабилизаторами) колес заднего моста. Автомобильные краны имеют высокую скорость передвижения, что позволяет использовать их на участках с небольшими объемами работ, находящимися на значительном удалении друг от друга.
Автомобильные краны должны быть оборудованы приборами и устройствами безопасности в соответствии с разделом Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
1. Ограничители рабочих движений для автоматической остановки:
- механизма подъема грузозахватного органа в его в верхнем и нижнем положениях;
- механизма изменения вылета стрелы;
- механизма поворота поворотной рамы крана;
- механизма выдвижения телескопической стрелы.
2. Ограничители грузоподъемности (нагрузки) крана, автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10 %. У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.
После срабатывания ограничителя должно быть, возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.
3. Координатная защита, предотвращающая столкновения с препятствиями при работе крана в стесненных условиях.
4. Указатель грузоподъемности соответствующий вылету. Он должен быть отчетливо виден с рабочего места крановщика.
В современных микропроцессорных ограничителях (ОНК-140, ОНК-160 и др.) функции координатной защиты и указателя грузоподъемности выполняет электронный блок.
5. Указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы)
6. Сигнализаторы опасного напряжения и устройства для автоматического отключения механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи.
7. Регистратор параметров работы крана.
8. Звуковой сигнал.
Пневмоколесные краны
Применяются для производства строительных и монтажных работ. Имеют ходовое устройство в виде специального шасси, ширина которого больше, чем у автомобильных кранов. На выносные опоры кран устанавливают с помощью гидравлических цилиндров двойного действия. На поворотной части крана размещены механизмы передвижения крана (дизель-электрический многомоторный привод), поворота стрелы, изменения вылета, подъема и опускания груза. Выпускают краны грузоподъемность 16 — 100 т. и стрелами длиной 12,5; 17,5; 22,5 и 27,5 м. Пневмоколесные краны оборудованы приборами и устройствами безопасности, как автомобильный кран.
Стреловые краны на гусеничном ходовом устройстве
Краны этого типа применяют при монтаже сооружений, тяжеловесного оборудования, а также на погрузочно-разгрузочных работах. Краны обладают высокой проходимостью и не требуют строительства специальных дорог. На небольшие расстояния могут передвигаться со скоростью 3 км/час. Такие краны оснащаются электрическими и дизель-электрическими приводами. Передвигаются краны посредством двух гусеничных тележек. Выпускаются со стреловым и башенно-стреловым оборудованием. За счет применения стандартных секций кран можно оснащать удлиненной стрелой с гуськом. Краны оснащаются приборами и устройствами безопасности в соответствии с требованиями раздела 2.12. Правил.
Пневмоколесный (а) кран
Гусеничный (б) кран
1 – ходовая часть; 2 – противовес; 3 – поворотная часть; 4 – выносная опора; 5 – стрела; 6 – гусек; 7 – опорно-поворотное устройство; 8 стреловой полиспаст; 9 – крюковая подвеска.
Железнодорожные краны
Краны стрелового типа, смонтированные на специальной платформе передвигающейся по железнодорожному пути. Выпускаются грузоподъемностью от 6 до 100 т. Краны должны быть оборудованы приборами и устройствами безопасности, как стреловые самоходные краны, в том числе и регистраторами параметров их работы. Используются на погрузочно-разгрузочных работах преимущественно на прирельсовых складах и при выполнении монтажных, ремонтных и восстановительных работ.
Фото КС-5363
Здесь вы можете увидеть описанный кран и его модификации в действии.