Автобус малого класса МАЗ 241
предназначен для пригородных и междугородних перевозок, а также для корпоративных и туристических поездок. При длине 6,8 метра в салоне располагается 22 комфортабельных сидения.
Вентиляция салона осуществляется через люк в крыше, сдвижные форточки, вентиляторы. Для создания комфортного микроклимата также предусмотрена система распределенной вентиляции с индивидуальными панелями обдува для пассажиров.
Водительское сидение имеет многочисленные регулировки, включая память положений для нескольких водителей. Новая панель управления соответствует всем современным требованиям эргономики и дизайна. Рулевая колонка имеет травмобезопасную конструкцию.
Автобус оснащается 4-цилиндровым двигателем Cummins стандарта Евро-4 , механической или автоматической КПП. Подвеска передней оси — зависимая, рессорно-пневматическая, двухбаллонная, с двумя телескопическими амортизаторами. Подвеска задней оси — зависимая, рессорно-пневматическая, двухбаллонная с телескопическими амортизаторами. Тормозная система оснащена антиблокировочной и антипробуксовочной системами.
Общие сведения
На автобусе установлен дизельный силовой агрегат Cummins ISF3.8 S с четырьмя цилиндрами. Двигатель отвечает требованиям экологического стандарта на уровне «Евро-4», оснащен шестиступенчатой механической коробкой передач. На каждой зависимой пневматической подвеске с парой баллонов имеется два телескопических амортизационных элемента.
Автобус МАЗ-241 оборудован тормозным блоком с защитой от пробуксовки и блокировки. Оснащение индивидуальными обдувочными панельными приборами, вентиляторами, зафиксированными на потолочной части крыши и в люке транспортного средства, способствует созданию максимально приемлемых климатических условий.
К объективным плюсам автобуса МАЗ-241 относится панорамное остекление, которое гарантирует прекрасный обзор, а также модернизированная приборная панель и удобная система размещения багажных отделений. Для запасного колеса оборудован специальный закрытый отсек, защищенный снизу. Дополнительно легкость извлечения запаски обеспечивает практичный роликовый механизм. Вместимость автобуса составляет 36 человек, сидячих мест при этом в нем насчитывается 22 штуки.
Основные технические характеристики
Ниже приведены главные конструктивные особенности и технические показатели, которыми обладает автобус МАЗ- 555102-241:
- Максимальный показатель скорости (км/ч) – 105.
- Наружный поворотный радиус (м) – 9.
- База колесная (м) – 3,84.
- Длина/ширина/высота (м) – 6,79/2,55/2,94.
- Тип и размер шин – 245/70R19,5”.
- Система тормозов – дисковый узел с АБС, задние элементы – барабанного типа, имеется вентиляция.
- Мосты: ведущий передний оснащен центральным редуктором конического типа, задний – стандартный.
- Подвеска: спереди – пневматика с парой баллонов, посредине – зависимые рессоры, задняя часть – баллонного типа с двумя телескопами.
- КПП – механика, шесть ступеней (Feast Gear 6j70T).
- Силовая установка – Cummins ISF,8S (EURO-4).
Кроме того, автобус оснащен багажным отделом объемом 0,7 куб. метра и топливным баком вместимостью 190 литров.
Технические характеристики МАЗ-241 ‘2010–н.в.
основные геометрия масса двигатель трансмиссия подвеска и рулевое управление электрика динамические характеристики эксплуатационные характеристики тормозная система колёса и диски
2010– | |
расположение руля | слева |
количество дверей | 2 |
количество мест | |
стоячих | 13 |
всего | 22 |
общая вместимость | 35 |
конструкция | несущий кузов |
колёсная база | 3 800 мм |
габариты | |
длина | 6 790 мм |
ширина | 2 550 мм |
ширина, с учётом зеркал | 2 812 мм |
высота | 2 860 мм |
колея | |
передняя | 2 110 мм |
задняя | 1 908 мм |
дорожный просвет | |
стандарт | 142 мм |
сухая | 6 530 кг |
снаряженная | 6 700 кг |
полная | 9 300 кг |
название | Cummins ISF3.8s4168 |
тип | Поршневой |
расположение | спереди, продольно |
система питания | инжектор |
материал блока | чугун |
цилиндры/клапаны | l4/2 |
степень сжатия | 17,2 |
объем | 3 760 см³ |
мощность | |
мощность | 170 л.с. |
в диапазоне от | 2 550 об/мин |
в диапазоне до | 2 600 об/мин |
крутящий момент | |
крутящий момент | 600 Нм |
в диапазоне от | 1 300 об/мин |
в диапазоне до | 1 700 об/мин |
топливо | дизель |
турбонаддув | есть |
охлаждение | жидкостное |
Газораспределительный механизм | OHV |
привод | задний |
коробка передач | МКПП 6 (FastGear 6J70T) |
сцепление | Donmez MF 362 |
передняя подвеска | |
тип упругого элемента | пневматическая |
тип направляющего аппарата | зависимая с продольными рычагами с тягой Панара |
амортизаторы | |
наличие | да |
характер действия | двухсторонний |
принцип действия | гидравлический |
стабилизатор поперечной устойчивости | да |
задняя подвеска | |
тип упругого элемента | пневматическая |
тип направляющего аппарата | зависимая |
амортизаторы | |
наличие | да |
характер действия | двухсторонний |
принцип действия | гидравлический |
стабилизатор поперечной устойчивости | да |
тип рулевого управления | Рулевой механизм ШНКФ 453461.400-20 (с гидроусилителем) |
тип передней подвески (уст.) | Зависимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя телескопическими амортизаторами, двумя кранами уровня пола, стабилизатором поперечной устойчивости |
тип задней подвески (уст.) | Зависимая, рессорно-пневматическая на 2-х продольных рессорах и 2-х пневмобаллонах с двумя телескопическими амортизаторами, одним краном уровня пола, стабилизатором поперечной устойчивости |
напряжение бортовой сети | 24 V |
максимальная скорость | 116 км/ч |
разгон до 60 км/ч | 25 сек |
угол въезда | 16 ° |
угол съезда | 11 ° |
объем топливного бака | 190 л |
объём багажника | |
Система «старт-стоп» | нет |
ABS | да |
передние тормоза | |
описание | Wabco Pan 19-1 |
тип | дисковые |
диаметр | 375 мм |
толщина | 45 мм |
материал | металл |
вентилируемые | да |
перфорированные | нет |
задние тормоза | |
тип | барабанные |
норма выбросов | Euro 4 |
материал дисков | сталь |
передние | 6,8J × 19,5245/70 R19,5 |
задние | 6,8J × 19,5245/70 R19,5 |
место производства | Автобусный , ул. Социалистическая, д. 2, г. Минск, Республика Беларусь |
www.autowp.ru
Прочие данные
МАЗ-241, технические характеристики основного плана которого представлены выше, имеет такие дополнительные показатели:
- Максимальная нагрузка, выдерживаемая передней/средней/задней осью (т) – 4,1/5,2/5,3.
- Предусмотренная пассажировместимость (сидя/стоя) – 22/35 человек.
- Колея передняя/задняя (м) – 2,1/1,9.
- Клиренс (см) – 14,2.
- Крутящий момент мотора – 1300-1700 оборотов в минуту.
- Охлаждение – жидкостное.
- Наличие турбонаддува – есть.
- Объем силовой установки (куб. см) – 3760.
- Степень сжатия в камере сгорания – 17,2.
- Особенности двигателя – поршневой агрегат расположен рядно, работает на дизельном топливе, имеет инжекторную систему впрыска.
Салонное оснащение
Транспортное средство малой категории МАЗ-241 предназначено для различного типа пассажирских перевозок. Машина имеет длину 6800 мм, оборудована 22 комфортабельными сиденьями.
Основная вентиляция в салоне производится через люк, открывающиеся форточки, а также принудительно с использованием вентиляторов. Чтобы поддерживать соответствующие микроклиматические условия, внедрена конструкция распределенной персональной вентиляции для пассажиров.
Кресло для водителя регулируется в нескольких позициях, имеет память положений для разных шоферов. Обновленная панель управления соответствует эргономическим и дизайнерским требованиям современности. Колонка рулевого управления представляет собой проработанную конструкцию, предотвращающую возможность получения травмы в нестандартной ситуации.
Автобус МАЗ 241
Автобус малого класса МАЗ 241 предназначен для пригородных и междугородних перевозок, а также для корпоративных и туристических поездок. При длине 6,8 метра в салоне располагается 22 комфортабельных сидения. Вентиляция салона осуществляется через люк в крыше, сдвижные форточки, вентиляторы. Для создания комфортного микроклимата также предусмотрена система распределенной вентиляции с индивидуальными панелями обдува для пассажиров. Водительское сидение имеет многочисленные регулировки, включая память положений для нескольких водителей. Новая панель управления соответствует всем современным требованиям эргономики и дизайна. Рулевая колонка имеет травмобезопасную конструкцию. Автобус оснащается 4-цилиндровым двигателем Cummins стандарта Евро-4 , механической или автоматической КПП. Подвеска передней оси — зависимая, рессорно-пневматическая, двухбаллонная, с двумя телескопическими амортизаторами. Подвеска задней оси — зависимая, рессорно-пневматическая, двухбаллонная с телескопическими амортизаторами. Тормозная система оснащена антиблокировочной и антипробуксовочной системами. Технические характеристики
ФотографииГабаритные размеры |
www.gruztehnika.com
Что стоит отметить?
Автобус МАЗ-241, фото которого представлено ниже, обладает рядом преимуществ по сравнению с аналогичными моделями.
Эта модификация изготовлена в компактном исполнении, кроме того, разработана удлиненная версия. В транспортном средстве имеется значительная площадь остекления пассажирского салона, есть сферическое лобовое стекло. Обзорность, как отмечают в своих отзывах владельцы этой техники, отвечает основному предназначению техники, а именно обслуживанию туристических коллективов при осмотре разных достопримечательностей. Машина имеет внушительную ширину. Гармонично дополняют общую картину основная гомофокальная оптика и задние мультикомпонентные световые элементы.
Входная дверца — в единственном числе, через нее заходят водитель и пассажиры. Плохо это или хорошо, однозначно ответить сложно. Интерьер салона оформлен в светлых тонах, что создает впечатление простора и комфорта.
Комфортабельные пассажирские сидения изготовлены немецкой компанией Vogel Sitze. Кресла размещены по классическому варианту, не считая первого одиночного сидения (для экскурсовода или кондуктора). Оно развернуто под прямым углом к остальным пассажирам и обращено к водителю.
Дизайн и габариты
Автобус имеет визуально привлекательный облик. Его основа обладает высокими износостойкими характеристиками. Габариты следующие: 6790×2550×2945 мм. Полная масса автотранспорта превышает 9 тонн. Пассажирский салон имеет большую площадь остекления. Ветровое стекло также отличается размерами. Следует отметить наличие прочного несущего кузова, багажных полок.
По стандарту, на крыше МАЗ-241 имеется люк для полноценной вентиляции. Как правило, дизайн выполняется в светлой гамме. Если он для перевозки школьных групп, машина окрашивается в желтый цвет. Также, распространение получили модели цвета металлик, зеленых оттенков.
Внешний дизайн сочетает четкие линии. ЛКП стойко себя проявляет к воздействию дождя, снега и т.д. Материал, из которого сконструирован кузов, отвечает стандартам качества.
Комплектационные варианты
Модельная линейка автобусов МАЗ-241 содержит различные комплектации, которые обозначаются посредством добавления некоторых символов после общего названия транспортного средства. Далее рассмотрим краткие характеристики каждой из модификаций.
Вариация МАЗ-241030 оснащена мотором Cummins мощностью 170 конских сил, автоматическим трансмиссионным блоком от Fast Gear с коробкой передач на шесть ступеней.
Автобус под индексом 241S30 – это модель для тех, кто ценит комфорт. Конструкторы предусмотрели все необходимые детали, чтобы путешествие в подобном транспортном средстве было действительно удобным как для пассажиров, так и для водителя.
Ты здесь зачем?
Полагаю, вы согласитесь со мной, что МАЗ-241 оказался своеобразной машинкой. Тем интереснее узнать, что работы с ним ещё не закончены. В настоящее время на заводе готовится к выходу экземпляр с порядковым № 004. При неизменном кузове у него будет полностью новая пневматическая подвеска. Это должно заметно улучшить плавность хода и уже без оговорок приравнять «241-й» к классу «мини-турист».
Манипуляции с размещением в моторном отсеке то одного, то другого двигателя, тоже имеют свою подоплёку. ММЗ – дёшев, Cummins – популярен по критерию цена–качество. Но с особым нетерпением заводчане ждут результатов по пересадке «сердца» Mercedes-Benz, напомню, что двигатели этой марки сейчас очень активно применяются в серийной продукции и вполне устраивают транспортников.
Если же с учётом уже изготовленных вариаций салона попытаться очертить круг тех, кому будет интересен данный «малыш», то зона охвата окажется очень большой – от крупных транспортных предприятий, занятых во всех сегментах пассажирских перевозок, до мелких частников, только-только начинающих свою деятельность. Но это в общем.
При большей конкретике круг заметно сужается. Багажные отсеки вместимостью всего 0,7 м3 и малая длина сразу исключат межрегиональные перевозки – нерентабельно, да и не очень комфортно.
Одна полноценная дверь, отсутствие накопительной площадки и, как это ни парадоксально, современная конструкция исключают работу в качестве «маршрутки» в крупных городах – здесь важнее скорость на маршруте и «одноразовая простота», так как обычно за руль этих транспортных средств попадают водители, не сильно утруждающие себя обслуживанием техники, на которой работают. Да и сами владельцы чаще всего берут машины «на убой» – пару лет работы и «маршрутка» идет под списание.
Вот и выходит, что самое главное назначение МАЗ-241 – «туристско-экскурсионная» машина. Большая площадь остекления, широкий кузов, салон с комфортабельными креслами и системой кондиционирования воздуха ставят эту машину в один ряд с более крупными автобусами. В то же время короткий и низкий кузов дают заметный выигрыш при перемещении в городской толчее, особенно в тесной исторической центральной части.
Придется кстати «241-й» и как служебный автобус для небольших компаний или отелей: и сотрудников доставить можно, и делегации в аэропорту или на ЖД вокзале встретить не стыдно.
Техническая характеристика модификаций автобуса МАЗ-241
МАЗ-241000 | МАЗ-241030 | МАЗ-241096 | |
Полная масса, кг | 9000 (10 100)* | 8775 (10 100)* | 8775 |
Снаряжённая масса, кг | 6700 | 5650 | 5650 |
Пассажировместимость общая/ в т. ч. сидящих, чел. | 22/ 22 | 35/ 22 | 36+1/ 22 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 3825/5175 (4100/6800)* | 3775/5000 (4100/6800)* | 3775/5000 |
Двигатель:
| ММЗ-245.35, турбодизель, I-4 4752 163 при 2400 мин-1 580 при 1300–1600 мин-1 | Сummins ISF3.8S, турбодизель, I-4 3759 170 при 2400 мин-1 н.д. | MWM Acteon 4.12 TCE, турбодизель, I-4 4745 185 при 2200 мин-1 700 при 1200–1600 мин-1 |
Коробка передач
| Shaanxi Fast Gear 6g70T, механическая 6/1 | Allison T250R, автоматическая 6/1 | |
Подвеска | Рессорно-пневматическая с амортизаторами и стабилизатором | ||
Тормозная система:
| Пневматическая Дисковые/ Барабанные | ||
Колёсная формула | 4х2 | ||
Радиус поворота, м | 8,5 | ||
Вместимость топливного бака, л | 190 |
*По данным идентификационной таблички.
Что же касается регулярных пассажирских перевозок, то автобусик неплохо будет смотреться на междугородных экспрессных маршрутах. Такие рейсы, получившие в последние годы широкое распространение, призваны оперативно доставлять в крупные мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург, людей из близлежащих областных центров Рязань, Тула, Тверь и др., собирающихся посетить на один день, а вечером вернуться домой. При таком раскладе большие багажники не нужны, а значительно лучший комфорт, в сравнении с традиционными «фургонбусами» и малыми автобусами на грузовом шасси, позволят не чувствовать себя вымотавшимися ещё в дороге.
Ну и конечно же не стоит забывать о внешности. Кто бы и что о ней ни говорил, но автобус явно привлекает внимание и просто вынуждает-таки выражать свои эмоции, а значит, и транспортная компания, использующая его, ещё долго будет на слуху.
А тот факт, что в отличие от старшего брата МАЗ-231, у которого собран только второй экземпляр, практически идентичный первому, изготовление уже четвёртого МАЗ-241, сильно разнящегося по начинке со всеми предыдущими, говорит о том, что руководство завода считает этот автобусик довольно перспективным, и смерть на площадке опытных моделей, не пошедших в серию, ему скорее всего не грозит. А следовательно, кто станет владельцами МАЗ-241, не окажутся подопытными кроликами, оставшимися один на один с футуристическим набором деталей эксклюзивной сборки…
Автомобиль на тест предоставлен
Сравнительный анализ технических характеристик
МАЗ-241 | BAW 22450А Street | Hyundai County (ТагАЗ) | Hyundai County Kuzbass | ПАЗ-320302 | ISUZU Богдан А-092 | |
Пассажировместимость общая/ в т. ч. сидящих, чел. | 36/ 22 | 38/ 21 | 32/ 16 | 31/ 15 | 39/ 21 | 43/ 21 |
Длина, мм | 6800 | 7612 | 6350 | 7080 | 7100 | 7430 |
Двигатель
| Сummins 170 | CA4DC2-12E3 120 | D4DD 140 | D4DD 145 | ЗМЗ-5234.10 130 | ISUZU 4HК1-XS 146 |
Цена, руб. | 2 340 000 | 1 245 000 | 1 490 000 | 1 650 000 | 1 320 000 | 1 595 000 |
Сравнение с ближайшим конкурентом
Если сравнить автобусы МАЗ-241 и ПАЗ-320412, можно отметить, что эти машины имеют значительные различия. Белорусская модель имеет мягкий ход, у нее несущий кузов, а ПАЗ прост и надежен, но менее комфортабелен.
По своим габаритным показателям МАЗ можно сравнить с самой маленькой «пазовской» моделью. Представленный вариант кузова по внутреннему оснащению пока не тянет на междугороднюю машину. Кроме того, в ПАЗе подвеска без пневмоэлементов. Определяющим моментом в выборе основного конкурента для сравнительного тест-драйва стало схожее внутреннее оформление.
МАЗ имеет более современный дизайн. Это касается как экстерьера, так и внутреннего оснащения. Выразительная поясная линия из пластика, панорамное лобовое стекло, специфическое остекление аквариумного типа – все это удачные решения разработчиков, прекрасно внедренные в рассматриваемом автобусе. При первом взгляде складывается впечатление, что машина слегка сплюснута в верхней части. Подобный эффект достигается за счет пропорций автобуса. Его ширина – 2,55 м, при этом он имеет низкую посадку несущего кузовного элемента, высота которого составляет всего 2,78 м.
Салон кабины
При создании автобуса, его производители необходимое внимание уделяли качеству обустройства салона. В результате было установлено 22 удобных пассажирских сиденья, каждому обеспечен соответствующий уровень безопасности. Кресло водителя отличается удобством, имеет мягкое наполнение, оборудовано ремнями безопасности и поддается регулировке.
Следует отметить большой объем салона, интерьер которого имеет изысканную отделку. Управление дверьми МАЗ-241 является электронным, при этом отмечается высокая скорость реагирования. Машина может оснащаться мультимедийной системой.
Наличие климатической установки способствует поддержанию оптимальной температуры в салоне. Благодаря системе внутреннего освещения обеспечиваются комфортные условия для каждого пассажира. Силуэт кабины симметрично дополняют посажанные элементы оптики.
Штатная внешняя оптика отличается своей выразительностью, гарантирует водителю транспорта максимальную освещенность дороги. С помощью боковых зеркал представляется возможным полноценно просмотреть обстановку позади машины. Зеркало абсолютно не искажает изображение.