Как заменить воздушный фильтр на ЗИЛ 130 и 131 своими руками?


Переносим воздушный фильтр за кабину ЗИЛ-130-431410

Воздушный фильтр ЗИЛ: где находится, замена

Операции технического обслуживания через каждые 125 часов работы.

Выполняются все предыдущие операции технического обслуживания и следующее. Проверка уровня и состояние масла в поддоне воздухоочистителя дизеля. Ослабьте две гайки и снимите поддон воздухоочистителя. Проверьте уровень масла в поддоне, который должен быть выше кольцевого пояска, если необходимо долейте масло при наличии грязи в масле и воды замените его.

НЕ переполняйте поддон маслом выше кольцевого пояска, поскольку это может привести к попаданию масла в камеры сгорания дизеля.

Воздушный фильтр ЗИЛ: где находится, замена

Переносим воздушный фильтр за кабину ЗИЛ-130-431410

На ЗИЛ-130-431410 с двигателем д-240 очень шумно в кабине, когда фильтр стоит под капотом машины. С таким шумом невозможно говорить по телефону, ни чего не слышно, и разговаривать тоже. Поэтому я перенес воздушный фильтр за кабину автомобиля ЗИЛ-130-431410. Для того чтобы перенести фильтр нам понадобится:

  • Уголок 50х50х15 (для крепления фильтра)
  • Гофрированный шланг 2 метра длиной
  • Хомуты (для крепления шланга)
  • Два патрубка переходника
  • Эл дрель (сверла)
  • Болты для крепления
  • Стяжка для крепления трубы сверху кабины
  • Пластиковая труба 1,7 метра

Воздушный фильтр ЗИЛ: где находится, замена

Здесь ни чего сложного нет. Идем по шагам нашей переделки.

Шаг 1 Делаем крепление фильтра. Фильтр мы будем размещать в задней правой стороне кабины. Крепить будем к раме с помощью уголка. Берем наш фильтр, подставляем его к раме в заде кабины и берем наш уголок для крепления, фиксируем примерно, как будет стоять. Можно попросить кого-нибудь отметить отверстия для крепления уголка, так как отверстий в раме, очень много. Размечаем, сверли, крепим.

Шаг 2 Пластиковая труба. Я взял трубу из под рулона линолеума. Такую трубу легко найти в магазинах, в которых продают линолеум, они их выбрасывают.

Трубу нам нужно закрепить в верхней части кабины автомобиля стяжкой. А в низу она вставляется в воздушный фильтр. Сверлим в кабине 2 отверстия под стяжку. Ставим трубу и крепим к кабине.

Как выбрать фильтр для ЗИЛ 130

Приобрести воздушный фильтр для ЗИЛ-130 не составит большого труда. В продаже представлены оригинальные модели и их аналоги. Стоимость деталей от официальных поставщиков завода ЗИЛ несколько выше:

Наименование производителяАртикулСтоимость, рублей
АМО ЗИЛ431410-1109010От 6 000

В продаже представлено множество различных аналогов – от известных производителей и no name. Лучшее решение – приобретать продукцию именно хорошо себя зарекомендовавших компаний. Они заботятся о своей репутации, вероятность покупки брака отсутствует. Оптимальный выбор:

Производитель фильтраАртикул деталиЦена, рублей
ЭкофилЕКО-01.61От 4 тыс. рублей
РТИ130-1109250От 3.5 тыс. рублей
«Цитрон»1109560От 4 тыс. рублей

Высокая стоимость воздушного фильтра для ЗИЛ-130 обусловлена сложностью конструкции. Масляно-инерционное наполнение задерживает всю пуль, иные посторонние включения – попадание которых в камеру сгорания нежелательно.

Устройство и принцип работы автомобиля ЗиЛ-130 (стр. 6 из 13)

Насос (рис. 20) состоит из трех основных частей! корпуса, головки и крышки. В корпусе на оси размещен двуплечий рычаг с возвратной пружиной и рычаг ручной подкачки. Между корпусом и головкой насоса закреплена диафрагма, собранная на штоке, имеющем две тарелки. Двуплечий рычаг воздействует на шток через текстолитовую упорную шайбу. Под диафрагмой установлена нагнетательная пружина.

В головке насоса расположены два впускных и один выпускной клапаны. Клапаны имеют направляющий стержень, резиновую шайбу и пружину. Сверху впускных клапанов расположен сетчатый фильтр.

Топливный насос диафрагменного типа приводится в действие непосредственно от эксцентрика распределительного вала .

При набегании эксцентрика или штанги на наружный конец двуплечего рычага внутренний конец его, перемещаясь, прогибает диафрагму вниз и над ней создается разрежение (см. рис. 20, а).

Под действием создавшегося разрежения топливо из бака поступает по трубопроводу к впускному отверстию насоса и проходит через сетчатый фильтр к впускным клапанам, при этом нагнетательная пружина насоса сжимается.

Когда выступ эксцентрика сходит с наружного конца двуплечего рычага, диафрагма под действием нагнетательной пружины перемещается вверх и в камере над ней создается давление. Топливо вытесняется через нагнетательный клапан в выпускной канал и затем по трубке в поплавковую камеру карбюратора (см. рис. 20, б).

Воздушный фильтр ЗИЛ: где находится, замена

Для уменьшения пульсации топлива над нагнетательным клапаном имеется воздушная камера.

При работе насоса в этой камере создается давление, благодаря которому топливо подается к карбюратору равномерно.

Производительность топливного насоса рассчитана на работу с максимальным расходом топлива, однако в действительности количество подаваемого топлива должно быть меньше производительности насоса.

При заполненной поплавковой камере игольчатый клапан закрывает отверстие в седле и в топливопроводе, идущем от насоса к карбюратору, создается давление, которое распространяется в полость над диафрагмой.

В этом случае диафрагма насоса остается в нижнем положении, так как нагнетательная пружина не может преодолеть создавшееся давление, и двуплечий рычаг под действием эксцентрика и возвратной пружины качается вхолостую.

Для заполнения поплавковой камеры карбюратора топливом при неработающем двигателе служит рычаг ручной подкачки, расположенный сбоку корпуса насоса. Рычаг имеет валик со срезанной частью и возвратную пружину.

В отжатом положении срез валика находится над коромыслом и не воздействует на него.

При перемещении рычага ручной подкачки валик краями вырезанной части надавливает на внутренний конец двуплечего рычага и перемещает диафрагму вниз.

Рычагом ручной подкачки можно пользоваться тогда, когда эксцентрик освободил наружный конец двуплечего рычага .

Топливные фильтры и отстойники

. Топливо, поступающее к жиклерам карбюратора, не должно иметь механических примесей и воды, так как примеси засоряют отверстия жиклеров, а замерзшая в зимнее время вода явится причиной прекращения подачи топлива.

Для очистки топлива в системе питания двигателя предусмотрена установка фильтров и отстойников. Сетчатые фильтры устанавливают в заливных горловинах топливных баков, в корпусе диафрагменного насоса и во входных штуцерах поплавковой камеры карбюратора.

Воздушный фильтр ЗИЛ: где находится, замена

На грузовых автомобилях в систему питания дополнительно включены по два фильтра-отстойника. Один из фильтров-отстойников грубой очистки устанавливают у топливного бака. Этот фильтр (рис. 21, а) состоит из крышки и съемного корпуса.

Внутри корпуса на стойках расположен фильтрующий элемент из набора тонких фильтрующих пластин, имеющих выштампованные выступы высотой 0,05 мм, поэтому между пластинами остается щель шириной 0,05 мм. Топливо из бака поступает через входное отверстие в отстойник фильтра.

Так как отстойник имеет больший объем, чем топливопровод, скорость поступающего топлива резко снижается, что приводит к осаждению механических примесей и воды.

Топливо, проходя через щели фильтрующего элемента, дополнительно очищается от механических примесей, которые оседают на фильтрующем элементе.

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 21, б) устанавливают перед карбюратором. Он состоит из корпуса, стакана-отстойника, фильтрующего элемента с пружиной и зажимом стакана. Фильтрующий элемент может быть выполнен керамическим или из мелкой сетки, свернутой в виде рулона.

Топливо, подаваемое диафрагменным насосом, поступает в стакан-отстойник. Часть механических примесей выпадает в виде осадка в стакане-отстойнике, а остальные примеси задерживаются на поверхности фильтрующего элемента.

Фильтр грубой очистки топлива

установлен у топливного бака и предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего в топливо подкачивающий насос. Состоит он из корпуса, отстойника, крышки с подводящими штуцерами, сетчатого фильтрующего элемента, сливной пробки и пробки выпуска воздуха из системы.

Фильтр тонкой очистки топлива

предназначен для очистки топлива от мелких частиц. Он состоит из двух колпаков, крышки и двух фильтрующих элементов.

В нижней части каждого колпака ввернута сливная пробка. Сменный фильтрующий элемент изготовлен из бумаги.

В крышке фильтра имеется сливной клапан, через который сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему низкого давления.

Воздушный фильтр.

Автомобиль зачастую эксплуатируется в условиях сильного запыления воздуха. Пыль, попадая в цилиндры двигателя вместе с воздухом, вызывает ускоренный износ как цилиндров, так и поршневых колец. Очистка воздуха, поступающего для приготовления горючей смеси, осуществляется в воздушном фильтре.

На автомобиле ЗИЛ-130 применяют воздушные фильтры инерционно-масляного типа. Фильтр (рис. 22) состоит из корпуса масляной ванны, крышки с патрубком, фильтрующего элемента, изготовленного из металлической сетки или капронового волокна, стяжного винта с барашковой гайкой.

Воздух под действием разрежения, создаваемого работающим двигателем, через патрубок попадает во входную кольцевую щель и, двигаясь по ней вниз, ударяется о масло, к которому прилипают крупные частицы пыли.

При дальнейшем движении воздух подхватывает частицы масла и смачивает им фильтрующий элемент. Масло, стекающее с фильтрующего элемента, смывает частицы пыли, осевшие на отражателе.

Воздух, проходя через фильтрующий элемент, полностью очищается от механических примесей и по центральному патрубку поступает в смесительную камеру карбюратора.

Фильтр устанавливают при помощи переходного патрубка непосредственно на карбюраторе и соединяют с карбюратором при помощи воздушного патрубка.

Топливный бак

. Для хранения запаса топлива, необходимого для работы автомобиля, установлен топливный бак. Он состоит из двух половинок, штампованных из листовой стали и соединенных сваркой. Внутри бака, для увеличения жесткости и уменьшения ударов топлива при его перемещении, установлены перегородки.

Бак имеет заливную горловину с пробкой, в которой размещены два клапана, действие которых подобно действию паровоздушных ‘клапанов пробки горловины радиатора. Паровой клапан предотвращает потерю топлива при его испарении, а воздушный — препятствует возникновению разрежения в баке при расходовании топлива.

Воздушный фильтр ЗИЛ: где находится, замена

Топливный бак дизельного автомобиля аналогичен по своему устройству топливному баку автомобиля, работающего на бензине, но в пробке его нет клапанов. Для предупреждения разрежения в, баке при выработке топлива, из него в верхней части установлена трубка, сообщающая внутреннюю полость бака с атмосферой.

Сверху бака установлен датчик указателя уровня топлива и штуцер с краном и заборной трубкой. Заборная трубка внизу заканчивается сетчатым фильтром. В нижней части бака имеется сливное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой.

Система питания двигателя автомобиля ЗиЛ-131

Рис. 41 Схема карбюратора К-88: 1 — корпус воздушной горловины; 2 — игольчатый клапан; 3 — сетчатый фильтр; 4-пробка; 5-канал для балансировки поплавковой камеры; 6 — блок жиклеров холостого хода; 7 — вырез;8-воздушный жиклер; 9 — жиклер полной мощности; 10 — малый диффузор; 11 – кольцевая щель; 12 — распылитель; 13 — воздушное пространство; 14 — полый винт; 15 – воздушная заслонка; 16 — клапан; 17 — толкатель; 18,25 — пружины; 19, 21 — штоки; 20 — планка; 22,38 — прокладка; 23 — корпус поплавковой камеры; 24 — манжета; 26 -втулка; 27 — отверстие; 28-промежуточный толкатель; 29 — впускной клапан; 30 — седло; 31 — клапан экономайзера; 32 — тяга; 33 — седло клапана экономайзера; 34 — пружина клапана; 35 — главный топливный канал; 36 — пробка; 37 — рычаг; -39, 44 -каналы; 40 — игольчатый, нагнетательный клапан; 41 — регулировочные винты холостого хода; 42 — прямоугольные отверстия холостого хода; 43 — круглое отверстие холостого хода; 43 — дроссельная заслонка; 46 -корпус смесительных камер; 47 — главный топливный жиклер; 48 -поплавок; 49 -пружина поплавка.

Карбюратор (рис.41)состоит из корпуса, главной дозирующей системы, системы холостого хода, экономайзера, ускорительного насоса, привода управления, ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала.

Корпус карбюратора состоит из трех частей. Верхняя часть 1 отлита из цинкового сплава и является крышкой поплавковой камеры. В ней имеется общая для двух: смесительных камер воздушная горловина с фланцем, в которой на оси установлена воздушная заслонка 15. В верхней части корпуса расположен сетчатый фильтр 3, гнездо игольчатого клапана 2 и канал 5, через который полость поплавковой камеры соединяется с горловиной, тем самым в поплавковой камере устанавливается такое же давление, как и в горловине. Этим устраняется влияние загрязнения воздухоочистителя на состав горючей смеси. Такая поплавковая камера называются» балансированной. Если ее соединять непосредственно с атмосферой, то при загрязнении воздухоочистителя возрастает разрежение в диффузоре и горючая смесь значительно обогащается.

Средняя часть корпуса карбюратора также изготовлена из цинкового сплава и называется корпусом поплавковой камеры 23. В ней размещаются диффузоры — пo два на каждую смесительную камеру (малый и большой) — и поплавковая камера, общая для двух смесительных камер с поплавком 48. Нижняя часть карбюратора 46 изготовлена из алюминия и носит название корпуса смесительных, камер, здесь установлены дроссельные заслонки 45. Обе заслонки расположены на одной оси, один конец которой соединяется с приводом управления карбюратором, а на втором конце оси установлен исполнительный механизм ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Главная дозирующая система обеспечивает работу двигателя на средних нагрузках. К ней относятся два главных топливных жиклера 47; два топливных канала 35; два наклонных топливных колодца, закрытых пробками 36; два жиклера 9 полной мощности; два воздушных жиклера 8; два распылителя в виде кольцевых щелей 11 в малых диффузорах.

Система холостого хода служит для обеспечения работы двигателя на холостом ходу. В не входят два блока жиклеров 6 холостого хода, топливные и эмульсионные каналы 44, прямоугольные 42 и круглые 43 отверстия в каждой смесительной камере, регулировочные винты 41.

Экономайзер обеспечивает работу двигателя на полной мощности. Он состоит из шарикового клапана 31 с седлом 33 и пружиной 34, промежуточного толкателя 28, толкателя 17 с пружиной, планки 20 штока 21, тяги 32, рычага 37.

Ускорительный насос служит для кратковременного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельных заслонок. Он состоит из штока 13 с пружиной 18; втулки 26 с манжетой 25, размещенных в топливном колодце, шарикового клапана 29 игольчатого клапана 40, распылителя 12. Приводится в действие насос от планки 20 экономайзера.

Система пуска предназначена для пуска холодного двигателя. К ней относится воздушная заслонка 15 с автоматическим клапаном 16.

Привод управления карбюратором включает педаль, две кнопки, промежуточные тяги и рычаги. Педаль установлена в кабине. Усилие от нее передается на ось дроссельных заслонок. Ручное управление этими заслонками производится кнопкой с помощью гибкой тяги. Вторая кнопка также гибкой тягой соединена с рычагом воздушной заслонки. Между воздушной и дроссельными заслонками имеется кинематическая связь через промежуточные детали, вследствие чего при закрытой воздушной заслонке дроссельные заслонки приоткрываются.

Работа карбюратора. Обе смесительную камеры работают одновременно, но и процессы смесеобразования в них одинаковы, поэтому работу карбюратора рассмотрим на примере одной камеры.

При пуске и прогреве холодного двигателя прикрывают воздушную заслонку, при этом дроссельная заслонка несколько приоткрывается. В смесительной камере создается разрежение, вследствие чего происходит интенсивное истечение топлива через кольцевой распылитель главной дозирующей системы и поступление эмульсии из отверстий 42, 43 системы холостого хода. При этом образуется очень богатая горючая смесь. Из-за малой скорости движения воздуха топливо плохо распыляется и в виде пленки попадает на стенки трубопровода и в цилиндры двигателя. В момент начала работы двигателя под действием разности давлений открывается предохранительный клапан 16, что предотвращает сильное обогащение горючей смеси. Дальнейшее обеднение смеси достигается постепенным открыванием воздушной заслонки.

На режиме холостого хода при малой частоте вращения коленча­того вала воздушная заслонка открыта, а дроссельная заслонка прикрыта, поэтому разрежение в диффузоре недостаточно для истечения топлива из распылителя 11. Наибольшее разрежение создается под дроссельной заслонкой. Это разрежение через отверстие 43 передается по каналам к блоку жиклеров 6 холостого хода 6. Под действием этого разрежения топлива из поплавковой камеры проходит через главный жиклер 47, топливный канал 35 и наклонный колодец жиклера 9 к жиклеру холостого хода 6. Необходимый для образования эмульсии воздух поступает из горловины через верхнее отверстие жиклера б, а также пере: воздушный жиклер 8 и жиклер 9. Образующаяся горючая смесь поступает по каналам к отверстию 43 и далее за дроссельную заслонку в цилиндр двигателя. Через отверстие 42 к эмульсии подмешивается воздух. По мере открытия дроссельной заслонки увеличивается разрежение у верхнего отверстия 43 и смесь начинает поступать через оба отверстия 42 и 43, тем самым достигается плавный переход двигателя от режима холостого хода к работе под нагрузкой.

На режиме малых и средних нагрузок открывается дроссельная заслонка, разрежение у малого диффузора возрастает, в работу вступает главная дозирующая система, а система холостого хода плавно прекращает подачу смеси. Топливо поступает из поплавковой камеры через главный жиклер 47 и жиклер полной мощности. К этому топливу подмешивается воздух из воздушного жиклера 8, поэтому к распылителю 4 поступает эмульсия. По мере открытия дроссельной заслонки разрежение у диффузора возрастает, при этом воздух дополнительно поступает через жиклер 6 холостого хода, что уменьшает разрежение у жиклера 9 полной мощности. Воздух, поступающий из жиклеров и тормозит истечение топлива из главного жиклера, этим достигается обеднение смеси до необходимого состава.

На режиме полной нагрузки обогащение горючей смеси достигается с помощью экономайзера. Когда дроссельная заслонка открыта более, чем на 85% планка 20 перемешается вниз и нажимает на толкатель 17, который через промежуточный толкатель 28 открывает клапан 31 и дополнительная порция топлива поступает к жиклеру полной мощности 9.

На режиме ускорения при резком открывании дроссельной заслон; происходит перемещение ускорительного насоса. Под давлением топлива впускной клапан 29 закрывается, а нагнетательный клапан 40 открывается. Дополнительная порция топлива через жиклер распылителя 12 впрыскивается в поток воздуха. Пружина 18 способствует получению затяжного впрыска топлива.

Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала служит для ограничения скоростного режима работы двигателя с целы предохранения его деталей от повышенного износа и перерасхода топлива. Он состоит из датчика и исполнительного механизма (рис.42).

Рис. 42. Схема ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя ЗИЛ — 131: 1 -шток; 2 -пружина; 3 — диафрагма; 4 — патрубок карбюратора; 5, б — трубопроводы; 7 — клапан; 8 — ротор; 9 — паз валика ротора; 10 — регулировочный винт; 11 — пружина клапана; 12 — седло; 13 -рычаг привода дроссельных заслонок; 14 — шарнирное соединение; 15 — канал; 16 — дроссельные заслонки; 17 -жиклеры; 18 — рычаг ограниченности.

Датчик центробежного типа установлен на крышке распределительных шестерен и приводится в действие от распределительного вала. Он имеет корпус, крышку и ротор 8. В роторе установлен клапан 7 с седлом 12 и пружиной 11.

Исполнительный механизм состоит из корпуса, крышки, диафрагмы 3 со штоком 1 и пружиной 2, двух жиклеров 17. Полость А под диафрагмой и полость Б над диафрагмой соединены между собой трубками 5,6 и каналом 1 через датчик.

Работает ограничитель следующим образом. При небольшой частоте вращения вала клапан 7 открыт и полость А соединяется с воздушным патрубком карбюратора так же, как и полость Б под диафрагме Поэтому в этих полостях устанавливается одинаковое разрежение, которое передается из смесительной камеры через жиклеры 17. Диафрагма не перемещается и на ось дроссельных заслонок не воздействует.

При частоте вращения 3100…3200 мин клапан 7 под действием центробежной силы закрывается и разобщает полость Б с воздушным патрубком карбюратора. Разрежение из смесительной камеры через жиклеры передастся в полость Б, вследствие чего диафрагма переметается вверх и прикрывает дроссельные заслонки. Поступление горючей смеси уменьшается, и частота вращения коленчатого вала снижается.

Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха от пыли. На автомобиле ЗиЛ-131 фильтр пеномасляный, инерционный, с трехступенчатой очисткой воздуха; крепится на кронштейнах к двум стойкам, ввернутым во впускной трубопровод. Фильтр состоит из корпуса 7 (рис.43) пеномаслоудерживаюшей набивки 8, дросселирующей кассеты 9 из капронового волокна, отражателя 10 и масляной ванны 11.

Рис. 43. Воздушный фильтр двигателя ЗИЛ-131: 1 — зона над отражателем; 2 — зона над маслом; 3 — отверстие; 4 -трос; 5 — окно; 6 -центральная труба; 7 — корпус; 8 — пеномаслоудерживающая набивка; 9 — дросселирующая кассета: 10 — отражатель; 11 — масляная ванна; 12 — центральные отверстия; 13 — эжектор; 14 — полость масляной ванны; 15 — входная трубка вентиляции распределителя зажигания; 16 — выходная трубка вентиляции распределителя зажигания; 17 — карбюратор; 18 — трубка вентиляции топливного насоса.

Под действием разрежения, создаваемого двигателем, воздух по ступает в центральную трубу и двигаясь вниз, соприкасается с маслом; при этом происходит первая инерционная очистка воздуха от на более крупных частиц пыли. При соприкосновении с маслом воздух захватывает его и уносит в дросселирующую кассету и фильтрующую набивку, где масло вспенивается. Проходя через дросселирующую кассету (вторая ступень) и пеномаслоудерживаюшую набивку (третья ступень) воздух очищается от мелких частиц пыли. Очищенный воздух по большому патрубку поступает в карбюратор, а по малому патрубку в компрессор.

Подвод воздуха к фильтру производится через канал в капоте двигателя, с которым фильтр соединен резиновым гофрированным пат­рубком. В канал может поступать как наружный воз пух, так и воздух из подкапотного пространства — в зависимости от положения заслонки В теплое время года двигатель должен питаться наружным воздухом, в холодное — из подкапотного пространства.

Впускной трубопровод предназначен для Подвода горючей смеси от карбюратора в цилиндр двигателя. Он изготовлен из алюминиевого сплава, общий для обоих; рядов цилиндров, имеет рубашку для подогрева горючей смеси. Расположен между головками блока и крепится к ним шпильками с гайками через уплотнительные прокладки.

Выпускные трубопроводы служат для выпуска отработавших газов. Эти трубопроводы составные, изготовлены из чугуна, установлены по одному с каждой стороны двигателя и крепятся к головкам блока через прокладки.

Глушитель (рис.44) предназначен для уменьшения шума выпуска отработавших газов. Принцип действия глушителя основан на многократном расширении и охлаждении газов.

Рис. 44. Глушитель: 1 — приемные трубы; 2 — переднее и заднее днища; 3 — корпус; 4 — перегородка; 5 — выпускная труба.

Глушитель состоит из корпуса с двумя днищами, внутренних труб с отверстиями и перегородок образующих расширительные камеры. Двумя Приемными трубами глушитель соединен с выпускными трубопроводами.

Из двигателя газы с большой скоростью (400…600 м/с) по приемным трубам через их отверстия поступают в камеры глушителя, где расширяются; при этом их давление и скорость подают. Из внутренних камер глушителя через выпускную трубу газы выходят в атмосферу.

Замена воздушного фильтра на Зил 130

Воздушный фильтр ЗИЛ: где находится, замена

Каждый затраченный литр дизельного топлива потребляет около 40-50 куб. метров воздуха. В год двигатель получает охлаждение в размере 50-60 тыс кубических метров. Простой бумажный фильтрующий элемент, выполненный на синтетическом материале, не справится с такими нагрузками потока. А учитывая дату проектирования ЗИЛа – начало семидесятых годов, строение системы охлаждения выполнено совершенно другим способом, в сравнении с современными автомобилями.

Какие тонкости связаны с обслуживанием автомобиля (например, масляный бункер в цилиндре, периодичность очистки), как поддерживать работу компрессора и держать высокий двигателя ЗИЛа рассмотрим подробнее ниже.

Когда менять?

Воздух насыщает кислородом топливную смесь в камере сгорания автомобиля. Без воздуха – невозможно воспламенение смеси и движения поршней в результате полученной энергии. В этом отличие автомобиля ЗИЛ от других моделей – двигатель на нем бензиновый, дизельный двигатель не воспламеняет топливную смесь потоком воздуха.

Большие усилия в работе двигателя требуют больший поток воздуха. Забор потока для двигателя происходит не в передней радиаторной решетке, а в воздушных щелях автомобиля, расположенных по бокам капота. Каналы для очистки воздушного потока проходят под лобовым стеклом и направляются к воздушному элементу очистки. Задача устройства – провести очистку воздуха для охлаждения двигателя.

Автомобиль снабжен не бумажным (картонным, синтетическим) фильтром. Очистка выполняется инерционно-масляным способом. Поменять своими руками воздушный фильтр двигателя на ЗИЛ 5301 или 130, 131 – возможно, при условии выполнения разбора всего фильтрующего механизма очистки.

Особенности расположения и очистки масляного элемента:

  • система масляной очистки состоит из фильтрующего элемента, цилиндра, по диаметру выполненного из металлических или капроновых нитей;
  • внизу цилиндра, расположена масляная ванна;
  • при нагнетании потока воздуха через желоб цилиндра, воздух попадает в нагретую масляную ванну;
  • далее при вращении цилиндра, воздух захватывает масло и попадает на стенки цилиндра вместе с частицами пыли, листьев и т.д. Фильтрованный воздух поступает в двигатель для охлаждения. Пыль, песок и другие отфильтрованные элементы остаются на стенке цилиндра.

Минусы: двигатель автомобиля получает воздух при таком способе с высоким содержанием пыли. Процент попадания частиц составляет около 5-10%. Это очень много, в отличие от сухих съемных элементов, где уровень фильтрации выше 99,5%.

Признаки необходимости замены: для инерционно-масляного элемента нужно делать периодическую очистку. Это трудоемкий и затратный процесс должен выполняться каждые 20-30 тыс км (т.е.

очистка ВФ автомобиля еще чаще по пробегу в сравнении со съемными фильтрами, установленными на современном двигателе).

Масляный элемент, используемый для очистки двигателя, практически нигде не устанавливается.

Самостоятельная замена воздушного фильтра на ЗИЛ 130 и 131

Сходства фильтрации воздуха на ЗИЛ 130 и ЗИЛ 131 практически идентичны, за исключением того, что автомобиль ЗИЛ 131 является армейским тягачом и бортовым грузовиком.

Расположение воздушного фильтра может незначительно отличаться от гражданской версии грузовика.

Особенности расположения фильтрующего элемента воздуха в гражданской и военной версиях под капотом не отличаются. В военной версии забор потока воздуха может быть дополнительно защищен от попадания воды. В остальном – это практически два идентичных двигателя, с серийными заводскими агрегатами и узлами. Т.е. процесс замены масляного фильтра в автомобиле ЗИЛ 130 и 131 одинаковы.

Выбор фильтра

Как правильно выбрать воздушный фильтр для инерционно-масляного устройства? При правильной эксплуатации и своевременной очистки масляный элемент стабильно работает, как и двигатель.

Воздушный фильтр ЗИЛ: где находится, замена

Основная задача водителя автомобиля:

  • выполнять своевременную очистку масляной ванны;
  • проводить очистку элемента – очищать налипшую пыль и пыльцу на стенках цилиндра;
  • следить за уровнем масляной ванны.

Процесс замены

Замена воздушного фильтра на ЗИЛ 130 должна быть проведена только при поломке детали цилиндра (дросселирующей кассеты, масляной ванны и т.д.).

Пошаговая инструкция замены:

  • откручиваем винт, расположенный по центру;
  • сливаем грязное масло;
  • промываем масляную ванну;
  • тщательно смачиваем стенки цилиндра и дросселирующую кассету;
  • очищаем стенки внутри керосином или бензином;
  • заливаем в ванну новое масло;
  • подсоединяем снятые патрубки.

Замена воздушного фильтра ЗИЛ 5301

ЗИЛ 5301 использует съемный элемент, не нужно заправлять маслом и выполнять очистку керосином или бензином.

Оценить уровень загрязнения возможно двумя способами:

  • приобрести датчик загрязненности;
  • визуально проверить стенки цилиндра – большое количество пыли, опавшей листвы и насекомых.

Особенности выбора и процесса замены воздушного фильтра: постоянная и своевременная замена уменьшает износ двигателя на 25%, для модели «Бычок» подойдут оригинальные фильтры ФВ-5301. Такая модель подходит только для грузовиков марки ЗИЛ, остальная техника – экскаваторы, погрузчики и другая специализированная техника.

Сходства и различия ЗИЛ 5301 и 130

Модель 5301 использует очистку воздуха через плотно расположенные, параллельно друг другу, нити, создающие плотную поверхность для фильтрации пыли. Условия эксплуатации – рекомендуется к замене вследствие износа.

Модель 130 использует инерционно-масляный тип, пыль прилипает к стенкам фильтра через прохождение нагретого масла. Условие эксплуатации – многоразовое, с обязательной очисткой.

Периодичность замены

Как часто требуется замена элемента для ЗИЛ 130 и 131?

  • рекомендуемый пробег до 30 тыс км, если эксплуатация автомобиля выполняется на грунтовых дорогах – до 20 тыс км пробега;
  • замена воздушного элемента для автомобиля 5301 выполняется на отметке пробега 50-60 тыс км.

Важный момент: Степень загрязнения элемента в автомобиле можно визуально определить по количеству пыли и листвы в масляной ванне – необходимо ее промыть и заменить. В модели 5301 – по количеству осевшей пыли на блоке воздушного цилиндра.

Последствия несвоевременной замены

Инерционный масляный элемент — это вчерашняя технология очистки воздушного потока двигателя. Соответственно, за очисткой и состоянием цилиндра нужно следить очень внимательно, поскольку на выходе получается очень высокий процент неочищенного воздуха.

При попадании в бензиновый двигатель пыли и грязи высокий риск последующей разборки всей поршневой группы. Даже в незначительных количествах, загрязнение двигателя автомобиля уменьшает моторесурс минимум на 20% (при заводском установленном пробеге 800 тыс км). Т.е. 140 тыс км могут быть списаны с эксплуатации автомобиля.

Источник: https://fix-my-car.ru/texnicheskoe-obsluzhivanie/zamena-vozdushnogo-filtra-na-zil-130.html

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Система питания топливом ЗИЛ-130

___________________________________________________________________________

Топливная система двигателя ЗИЛ-130 (рис. 17) — принудительная, с подачей топлива топливным насосом диафрагменного типа. Топливом для двигателя служит автомобильный бензин с октановым числом не ниже 76. Применение автомобильного бензина более низкого качества может служить причиной ненормальной работы двигателя (детонация, повышенное образование нагара, увеличенный расход топлива, прогорание прокладок и головок блока и т.д.).

Поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка — общие для обеих камер. Ниже приведены основные технические данные карбюратора. Характеристики карбюратора К-88 автомобиля ЗИЛ-130 Диаметр диффузора, мм: — малого — 8,5 — большого — 29,0 Диаметр, мм: — смесительных камер — 36 — воздушной горловины — 60 Пропускная способность жиклеров при проверке водой под напором 1000 мм при температуре (20±1)°, см3/мин: — главного — 315 — полной мощности — 1150 — клапана экономайзера — 215 — воздушного — 860 Расстояние от уровня топлива в поплавковой камере до верхней плоскости разъема корпуса поплавковой камеры, мм — 18—19 Масса поплавка, г — 19,7±0,5 Расстояние между кромкой дроссельной заслонки и стенкой смесительной камеры в момент открытия клапана экономайзера с механическим приводом, мм — 9 Систему холостого хода регулируют при полностью прогретом двигателе ЗИЛ-130 и совершенно исправной системе зажигания упорным винтом 2 (рис. 22), ограничивающим закрытие дроссельных заслонок, и двумя винтами 1, изменяющими состав смеси. Особое внимание должно быть обращено на исправность свечей и правильность зазора между их электродами. Следует учитывать, что карбюратор двухкамерный, и состав смеси в одной камере регулируют соответствующим винтом независимо от состава смеси в другой камере. При завертывании винтов смесь обедняется, а при отвертывании — обогащается.

Подвод воздуха к фильтру осуществляется через воздушный канал в капоте двигателя, с которым фильтр соединен гофрированным патрубком.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  • Карданные валы и коробка отбора мощности Урал-4320
  • Коробка передач КПП Урал-4320
  • Мосты Урал-4320
  • Раздаточная коробка Урал-4320
  • Рулевое управление Урал-4320
  • Автокраны и КМУ на базе грузовиков

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  • Блок цилиндров и головка блока ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ2
  • Проверка и регулировка ЯМЗ-236
  • Система питания и система смазки ЯМЗ-236
  • Ведомый и ведущий диски сцепления ЯМЗ-236, 238
  • Системы охлаждения и смазки ЯМЗ-238
  • ТНВД ЯМЗ-238

_________________________________________________________________________

  • Дизельный двигатель Камаз
  • Ремонт и регулировки ГУР Камаз
  • КПП Камаз-152 с делителем
  • Детали коробки передач КПП Камаз-5320
  • Раздаточная коробка и карданные валы Камаз
  • Ремонт КПП Камаз
  • Сцепление Камаз-5320
  • Устройство ведущих мостов Камаз-4310
  • Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
  • Рулевое управление Маз-5516, 5440
  • Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440
  • Устройство сцепления ЗИЛ-130
  • Ремонт КПП ЗИЛ-130
  • Ремонт заднего моста ЗИЛ-130
  • Базовые детали двигателя ЗИЛ-130
  • Раздаточная коробка и отбор мощности ЗИЛ-131
  • Ведущие мосты ЗИЛ-131
  • Рулевое управление ЗИЛ-131
  • Обслуживание деталей двигателя ЗИЛ-645
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: