Технологический процесс ремонта переднего моста автомобиля ЗИЛ-130: разборка, ремонт и сборка (стр. 1 из 3)


Устройство

Мосты автомобиля имеют сварную конструкцию. Узел собран из 2 штампованных половин, к которым прикреплены фланцы и крышка. Передняя балка грузовика оснащена главной парой, имеющей вертикальное банджо. Агрегат смонтирован на картере при помощи болтовых соединений.

Средний и задний мосты имеют оригинальную конструкцию, картеры главной передачи смонтированы сверху корпуса балки. Детали зафиксированы болтами, стык уплотнен специальной прокладкой. По этой причине картер переднего моста является невзаимозаменяемым с задними.

В состав оборудования мостов входит 2-ступенчатый редуктор, аналогичный примененному в задней балке на гражданском грузовике ЗИЛ-130. Крутящий момент передается при помощи карданного вала, закрепленного болтам к фланцу ведомого вала. Суммарное передаточное отношение узла составляет 7,339.

На входе редуктора расположена коническая пара шестерен, за которой установлена цилиндрическая передача с косым зацеплением. Одна из крышек подшипникового узла имеет глухое отверстие, в которое ввернута пробка, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении бродов. В конструкции имеется конический дифференциальный механизм, оснащенный 4 сателлитами.

Полуоси оснащены поворотными кулаками, ход которых ограничен приваренными болтами. На шейке шарнира смонтирован ниппель подвода воздуха. На внешнем фланце полуоси выполнен кран, необходимый для подключения магистрали к шине. В состав полуоси входит шарнир равных угловых скоростей, допускающий угол поворота колеса 30° в обе стороны. Поворотный шкворень имеет угол наклона в продольном направлении 3°10´, поперечный наклон составляет 5°.

Из-за особенностей конструкции вес передней балки составляет 480 кг, оси задней тележки имеют массу по 430 кг. Для проверки уровня масла используется отверстие на крышке картера. Нормальным является уровень, соответствующий нижней кромке отверстия. Объем смазки в картере составляет 5,0 л. Заливаемое на ЗИЛ-131 масло в мосты должно являться всесезонным (например, ТСп 15К). При эксплуатации техники при температуре ниже -30°С требуется специальная жидкость ТСп 10.

Конструкция мостов автомобиля ЗИЛ-131

Задний и средний мосты автомобиля — ведущие.

Передний мост — управляемый и ведущий.

Устройство заднего и среднего мостов показано на рис. 1.

Устройство редукторов заднего, среднего и переднего мостов показано на рис. 2 и 3.

Устройство поворотного кулака и привода колеса переднего моста показано на рис. 4.

Главные передачи мостов — двойные, состоящие из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями.

Передаточное число конической пары 1,727, передаточное число цилиндрической пары 4,25 и общее передаточное число редуктора 7,339.

Редукторы (рис. 2) заднего и среднего мостов установлены сверху картера моста и крепятся к нему горизонтальным фланцем.

Редукторы заднего и среднего мостов имеют следующее различие.

На обоих концах вала ведущей конической шестерни редуктора среднего моста установлены фланцы 29 и 33 для крепления карданных валов Фланец 33 большего размера установлен на переднем конце вала, а фланец 29 меньшего размера — на заднем конце вала.

Конический роликоподшипник 31 закрыт крышкой 28 с установленным в ней сальником.

Упорная шайба 30 внутреннего кольца роликоподшипника снабжена маслоотгонной канавкой с правым направлением спирали и имеет на торце клеймо С.

На переднем конце вала ведущей конической шестерни редуктора заднего моста установлен фланец 21, имеющий те же размеры, что и фланец 29 заднего конца вала редуктора среднего моста.

На заднем конце вала редуктора заднего моста вместо фланца установлена распорная втулка 26, а конический роликоподшипник и конец вала закрыты глухой крышкой.

Упорная шайба 27 не имеет маслоотгонной канавки. В остальном детали редукторов заднего и среднего мостов одинаковы.

Редуктор (рис. 3) переднего моста крепится к картеру моста вертикальным фланцем.

Шестерни, дифференциалы, гнезда подшипников, фланец 24 вала ведущей конической шестерни и все подшипники, кроме подшипника 29 переднего конца вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста, одинаковы с деталями редуктора заднего моста.

Упорная шайба 22 внутреннего кольца конического роликоподшипника ведущей конической шестерни имеет маслоотгонную канавку с левым направлением спирали и на торце клеймо П.

В крышке 26 (см. рис. 1) правого люка картера редуктора заднего и среднего мостов установлен болт-съемник 27, служащий для выпрессовки пальца реактивной штанги из верхнего реактивного рычага задней

подвески. Во фланце крышки 32 (рис. 3) конического двухрядного роликоподшипника ведущей цилиндрической шестерни редуктора переднего моста имеется отверстие с резьбой, в котором ввернута для хранения пробка 31, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении брода.

Передний ведущий мост снабжен поворотными кулаками и рулевой трапецией.

У основания рычагов рулевой трапеции в корпусы поворотных кулаков ввернуты и заварены упорные болты, ограничивающие углы поворота колес.

Полуоси 22 (рис. 4) переднего ведущего моста снабжены шариковыми шарнирами постоянной угловой скорости.

На шейках полуосей заднего и среднего мостов, а также на шейках кулаков шарниров полуосей переднего ведущего моста установлены головки 32 (рис. 4) и 22 (см. рис. 1) подвода воздуха к шинам колес.

На наружных торцах фланцев полуосей установлены шинные краны 6 (см. рис. 1 и 4).

В верхних стенках картеров редукторов всех мостов имеются наливные отверстия, закрытые пробками. Через эти отверстия можно проверить состояние зубьев конических шестерен и правильность пятна контакта.

Как включить передний мост

Включение переднего моста осуществляется принудительно при помощи электропневматического привода. Активация происходит в автоматическом режиме в момент включения пониженного ряда в раздаточном редукторе. Для отслеживания используется концевой электрический переключатель, который подает напряжение на электромагнит. Силовой шток открывает воздушный клапан, через который начинается подача воздуха под давлением не менее 5 кгс/см². Узел подключен к пневматической системе привода тормозов.

Сжатый воздух воздействует на диафрагму с установленным на ней стержнем. Смещение элемента передается на подвижную каретку, которая позволяет включить на ЗИЛ-131 привод на переднюю ось.

Выключение привода осуществляется автоматически после отключения пониженного ряда под воздействием возвратной пружины.

Технические характеристики

Двигатель

ЗиЛ-131 разрабатывался для перемещения по бездорожью. По этой причине мотор должен обладать достаточной мощностью. Поскольку в наличии подходящих силовых установок не было, пришлось разрабатывать новый ДВС. Новый карбюраторный двигатель ЗиЛ-5081 был поставлен на серийное производство и в итоге им начали комплектовать 131-ый ЗиЛ.

8-ми цилиндровый мотор с мощностью в 150 л.с. имел V-образное расположение цилиндров. Разработчики внесли конструктивную особенность, которой является удлиненный маслоприемник и картер, имеющий другую форму. Данные изменения позволяют работать с продольными наклонами до 30 градусов и поперечными до 20 градусов.

Объем ДВС составляет 5,996 л. Степень сжатия — 6,5. Поскольку автомобиль военный и должен выдерживать жесткие условия эксплуатации, все стыки двигателя обрабатывались специальной пастой. Некоторые отдельные варианты оснащались блоком и поршневой от двигателя ЗиЛ-375.

Модернизированные версии ЗиЛ-131Н комплектовались таким же мотором, но с измененной головкой блока. Их главным изменением были каналы газораспределения винтовой формы. Благодаря этим изменениям снизился расход бензина и увеличилась надежность. В 1992 году машины стали комплектоваться дизельными двигателями Д-245 Минского завода. Их мощность составляла 105-108 л.с. Также на грузовики устанавливались 132-сильные турбодизельные агрегаты ЗиЛ-0550. Небольшое количество грузовиков получило импортный мотор Perkins Phaser 145T. Его мощность составляла 143 лошадиных силы.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

Гидравлика и рулевое управление

Единственное место, где используется гидравлика — это рулевое управление. В основу рулевого редуктора стала схема винта с гайкой. Такой же вариант используется в гражданской версии ЗиЛ-130.

Полная гидравлика предусматривалась для одного варианта — сидячего тягача, где она выступала в роли привода колес активного полуприцепа.

Шестеренный насос приводился в движении при помощи ДВС через редуктор отбора мощности. Жидкость, проходящая через насос, подавалась к гидромоторам под давлением в 150 Мпа. Далее, она возвращалась обратно в баки.

Трансмиссия

ЗиЛ-131 оснащается сцеплением сухого типа. Всю работы выполняет один диск. Механическая коробка передач имеет 5 скоростей. Все, кроме 4-ой синхронизированы. Для бездорожья используется раздаточная коробка в 2-ух скоростях для распределения оборотов по осям. Соединения картера и коробки обработаны специальной герметизирующей пастой.

Средний мост соединен с редуктором при помощи одного длинного вала. Второй короткий вал соединяет средний мост. Передний мост вступает в работу при ручном включении или при включении пониженной передачи в раздаточном редукторе.

Для привода лебедки используется основная МКПП, которая имеет односкоростной редуктор отбора мощности. Включить его можно при помощи электропневматического оборудования из кабины.

Электросистема

Все основные узлы, находящиеся в зоне попадания влаги, имеют дополнительную защиту и надежно загерметизированы. Рабочее напряжение вездехода составляет 12В. Минус подключен на корпус. Для снижения риска возникновения помех, грузовик имеет специальные экраны для их отвода.

Подвеска и рама

Передняя подвеска имеет зависимый тип, который работает при помощи двух рессор, концы которых скользят. Для плавного гашения колебаний используются амортизаторы. Задняя подвеска включает в себя две рессоры и шесть штанг.

Конструкция является балансирной. Барабанная тормозная система имеет пневматический и механический привод.

Штампованная и клепаная рама грузовика включает в себя лонжероны швеллерного сечения. Они соединяются между собой при помощи штампованных поперечин. В задней части располагается крюк, включающий в себя резиновый амортизатор. Спереди есть два жестких буксирных крюка.

Кабина

Кабина выполнена из цельного металла. Помещает помимо водителя еще двоих человек. Отапливается при помощи водяной системы, которая взаимодействует с охлаждающей системой двигателя. Управление отопителем кабины происходит при помощи специальной ручки, которая находится на щите кабины.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

На заметку! Кабина вентилируется при помощи опускающихся стекол, форточек и канала в правом брызговике крыла.

Мосты грузовика

Балки ведущих мостов выполнены из сверхпрочной стали. Каждая балка представляет собой две сваренные половинки. На конце приварены фланцы и крышка. В конструкцию моста входят карданные валы, которых всего 4. Каждый из них включает в себя шарнир на игольчатых подшипниках.

Передний мост включается автоматически при включении понижающей передачи в раздаточной коробке или при помощи включения передачи переключателем. Если задействован передний мост, то водитель оповещается контрольной лампой. Пневмопривод моста вступает в работу, когда запускается понижающая передача, входящая в раздаточную коробку.

Конструкция шасси и колесная форма

В конструкцию шасси включаются следующие узлы и системы:

  • ходовая часть;
  • механизм управления;
  • трансмиссия.

Ходовая часть делится на раму, оси и подвеску. Механизм управления — это элементы, влияющие на движение грузовика — рулевое управление с гидроусилителем и тормозная система.

Трансмиссия у ЗиЛ-131 двойная. Передаточное число главной передачи составляет 7.34.

ЗиЛ-131 — это полноприводной грузовик, имеющий колесную формулу 6×6. Колесная база — 3350 + 1250 мм. Размер колеи всех трех осей одинаков — 1820 мм. Разворот при сухой дороге с выключенным передним мостом от переднего внешнего колеса составляет 10,2 м.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

Грузовая платформа и кузов базового

Нередко можно было встретить грузовик с деревянной платформой, которая предназначалась для перевозки различных грузов. Для укрепления конструкции использовалась металлическая оковка и поперечные брусья основания. Открываться мог только задний борт.

Для перевозки людей использовался вариант со скамейками. Они крепились к решетке боковых бортов и вмещали в себя 16 мест. Имелась также съёмная скамейка на дополнительные 8 мест. Кузов затягивался тентом на устанавливаемые дуги.

Тормозная система

Тормоза срабатывают при помощи пневматического привода. Барабанные тормоза устанавливаются на каждое колесо. Ручной тормоз расположен на выходе раздаточного редуктора.

В тормозных камерах для слива воды имеются дренажные системы, так как после преодоления водных преград, жидкость могла оставаться в тормозной камере.

Характеристики силовой установки

Мотор обладает следующими техническими характеристиками:

  • объем — 5,97 л;
  • мощность — 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент — 402 Нм;
  • частота вращения — 3200 оборотов в минуту;
  • диаметр цилиндра — 100 мм;
  • степень сжатия — 6,5.

Для очистки воздуха в двигатель используется пеномасляный фильтр. Очистка происходит в три ступени.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

Варианты надстроек

Как ранее было указано, грузовик оснащался деревянной платформой для перевозки грузов или деревянной платформой с тентом для перевозки людей. Помимо этого, на ЗиЛ-131 нередко устанавливался закрытый фургон или КУНГ.

Внутри грузового автомобиля могло располагаться различное оборудование для ремонта, связи, наблюдения и т.д. Фургон имел свою систему отопления. Воздухозаборники оснащались фильтрами.

Регулировка мостов

Поскольку редукторы ЗИЛ-131 имеют унифицированную конструкцию, то регулировка узлов одинаковая для всех осей. Под настройкой понимают проверку и корректировку предварительного натяга подшипников, а также обеспечение корректного контакта конической передачи. При этом следует помнить, что 2-рядный подшипник ведущего вала цилиндрической передачи настройке не подлежит. Недопустима замена элементов опорного узла, в случае износа он меняется в сборе.

Чтобы отрегулировать подшипники, необходимо:

  1. Отсоединить карданный вал от фланца редуктора.
  2. Разобрать узел и вынуть стакан в сборе с подшипниками ведущей шестерни. Для этого используются вспомогательные болты.
  3. Между торцовыми поверхностями внутренних колец подшипников установить регулировочные прокладки из набора. Допускается монтаж только 2 прокладок.

Конические шестерни подбираются в заводских условиях по пятну контакта и зазору между зацепленными зубьями. Детали проходят притирку и получают индивидуальное клеймо. В случае поломки 1 детали замене подлежит весь комплект. Настройка пятна контакта осуществляется дистанционными шайбами, которые подкладываются под фланец стакана подшипникового узла ведущей оси. Форма пятна контакта определяется при помощи краски, которая наносится на зубья. При необходимости прокладки устанавливают и в гнезда подшипников ведомого вала.

При правильно затянутых подшипниках ступиц колесо вращается от руки без заеданий и видимого осевого биения. Затяжка выполняется при снятой крышке фланца полуоси. Под ней размещена регулировочная гайка, которая фиксируется замочной шайбой. Проверка состояния подшипников в опорных кулаках производится после установки автомобиля на козлы. Корректировка износа производится при помощи регулировочных прокладок, размещенных в опорах. Процедура обслуживания зависит от класса точности установленных подшипников.

содержание .. 51 52 53 ..

Главная передача автомобиля ЗИЛ-131

На автомобиле ЗИЛ-131 все три моста являются ведущими, кроме того, передний мост имеет управляемые колеса. Механизм главной передачи включает в себя двойной редуктор с одной парой конических шестерен со спиральными зубьями и одной парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями.

Передаточное число конической пары 1,727, а цилиндрической пары — 4,25. Общее передаточное число редуктора 7,339.

Редуктор переднего моста расположен горизонтально, редукторы среднего и заднего мостов расположены вертикально. Ведущий вал конической шестерни редуктора среднего моста имеет на обоих концах фланцы для крепления валов. Следовательно, ведущий вал шестерни одновременно служит промежуточной опорой карданной передачи.

Ведущий вал конической шестерни редуктора заднего моста имеет только один фланец спереди для крепления карданного вала, тем самым редуктор заднего моста отличается от редуктора среднего моста.

Основные детали всех трех редукторов, кроме вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста, взаимозаменяемы. Следовательно, регулировка главной передачи переднего, среднего и заднего мостов будет одинаковой. В главной передаче ведущих мостов автомобиля ЗИЛ-131 регулируют предварительный натяг подшипников 6 (рис. 41, а) вала ведущей конической шестерни 8 и зацепление зубьев конических шестерен. В дифференциале ведущих мостов регулируют предварительный натяг подшипников 22 чашек дифференциала.

Двухрядный конический роликовый подшипник 28 вала ведущей цилиндрической шестерни 32 завод-изготовитель поставляет с подобранным регулировочным кольцом 24 и дополнительной регулировки он не требует. Регулировочных колец может быть одно или два. Детали двухрядного подшипника невзаимозаменяемы, поэтому перестановка деталей с одного подшипника на другой и перестановка внутренних колец подшипника одного на место другого недопустимы. Двухрядный подшипник крепится гайкой 26 с шайбой 27. Момент затяжки гайки равен 20—25 кГм. После затяжки гайку стопорят кернением. Подшипник 33 ведомой шестерни 10 не регулируется.

Проверять регулировку подшипников главной передачи рекомендуется при повторном ТО-2 через определенный пробег автомобиля в зависимости от того, в каких условиях эксплуатировался автомобиль и каково его состояние.

Рис. 41. Редуктор переднего моста автомобиля ЗИЛ-131: а — редуктор в разрезе; б — проверка бокового зазора между зубьями конических шестерен

содержание .. 51 52 53 ..

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: