Принцип работы тормозной системы в МАЗ
Тягачи модели МАЗ пользуются большой популярностью у автолюбителей благодаря своей надежности и приемлемой стоимости. Это автотранспортное средство изготавливается на специализированном заводе города Минск с 1988 года.
Автомобиль отличается большой кабиной и легкостью управления. В салоне есть два удобных мягких кресла.
В случае необходимости кабину можно откинуть в заднее положение благодаря наличию гидроцилиндра, который включается ручным путем.
Автотехника отличается повышенной надежностью, выносливостью особенно во время перевозки крупногабаритных грузов на дальние расстояния.
Тормозная система МАЗ выступает в качестве основной составляющей транспортного средства. В случае выявления в ней определенных неисправностей водитель теряет уверенность в собственной безопасности. В подобном случае не следует пренебрегать ремонтом и как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту.
В автомобилях марки МАЗ присутствует одновременно четыре системы, которые достаточно тесно между собой переплетены. Среди них следует отметить:
- Рабочую.
- Запасную систему (включается в работу после поломки первой).
- Стояночную систему (в случае с ее поломкой транспортное средство не будет стоять на одном месте и возникнут проблемы с парковкой).
- Вспомогательную (глушит мотор).
Виды системы
Кроме этого, необходимо также упомянуть и о наличии тормозной системы для полуприцепа, которая оснащается специальными пневматическими приводами, предназначенными для работы прочих систем, работающих на сжатом воздухе.
Их преимуществом является то, что она останавливает все имеющиеся колеса МАЗ. Наличие пневматического привода с раздельным торможением дает возможность остановить пару передних и задних колес.
Основная функция запасных тормозов и стояночных заключается во влиянии на механизмы мостов, срабатывающие в результате воздействия напружинных энергоаккумуляторов и камер, которые включаются водителем транспортного средства при помощи специального крана, расположенного в кабине.
Стояночная система остановки считается дополнительной, и ее используют в крайнем случае к примеру, когда не срабатывают или отказывают по ряду причин рабочие тормоза. Во время ее задействования необходимо рукоятку крана расположить таким образом, чтобы она находилась в крайнем положении.
Воздух, сжимающий пружины, поступает в атмосферу, и начинают работать другие механизмы, которые и включают ручник.
В то время, когда включается запасная система торможения, рукоятка управляющего крана должна находиться посредине, дополнительные усилия по ее перемещению предпринимать не нужно.
Важно знать, что в случае с увеличением оборотности рукоятки сила торможения возрастает благодаря уменьшению воздуха, влияющего на пружины.
Вспомогательное торможение
Подобный вид системы работает благодаря задействованию газов, попадающих в автомобильную систему. Ее основная функция состоит в том, чтобы останавливать и удерживать МАЗ на крутых дорогах.
Она совмещается со стояночной для большего удобства и дополнительной надежности. Вспомогательный тормоз – это специальный замедлитель для моторопневматического типа. Полуприцепный привод притормаживания сооружен из элементов двух- и одного проводов.
В зимнее время можно столкнуться с тем, что происходит заморозка конденсата, особенно это относиться к крупногабаритным транспортным средства, таким как МАЗ, но и здесь разработчики все продумали и обезопасили автомобиль, внедрив предохранитель, который устраняет подобную проблему.
В транспортном средстве также присутствует установка, позволяющая уменьшать движение на трассе. Она состоит из специального цилиндра и клапанной системы. Ко всему этому присоединяется противобуксовочная связь. Для включения необходимо воспользоваться специальной кнопкой.
https://www.youtube.com/watch?v=4xLzCQZ9SGA
Противобуксовочная и система ограничения скорости помогают в подаче сжатого воздуха, который поступает благодаря пропорциональному клапану. Важно учитывать, что во время одновременного торможения МАЗ также останавливается и полуприцеп, ведь эти системы взаимосвязаны.
Механизмы тормозов
Все модели МАЗ имеют барабанные механизмы, в диаметре составляющие 42 сантиметра, ширина которых равна шестнадцать сантиметров. Кроме этого, система имеет еще и двухконтурный пневмопривод. Камеры тормозов, которые находятся в задней части тягача, имеют энергоаккумуляторы пружинного вида.
Ручник
Тормозной кран – специальный привод, который необходим для того, чтобы подавать воздух в камеры и воздействовать на педаль остановки.
К примеру, МАЗ-500А имеет комбинирований кран, который работает одновременно с прицепом и помогает в его торможении. Такой кран оснащён двумя цилиндрами.
Первый необходим для того, чтобы управлять тормозами для прицепа, второй помогает в торможении самого грузового автомобиля.
Системы привода остановки на прицеп имеет определенные особенности, которые заключаются в том, в момент увеличения давления до граничной отметки в 0,48-0,53 МПа происходит растормаживание колес, во время его уменьшения, наоборот, затормаживание.
Тормозной кран оснащен цилиндрами, в которых находятся проштампованные поршни, окруженные манжетами из резины, расположенные на шпоках. Сзади кранового корпуса находятся резиновые клапаны, которые выполняют двойную работу.
Автовладелец должен знать, что для того, чтобы прицеп не наехал на транспортное средство или не занесло задний мост прицепа, и в результате МАЗ не сложился пополам, важно следить за правильным торможением колес прицепа, а потом уже автомобиля. В подобном случае рекомендуется для изменения величины опережения акцентировать внимание на прицепные тормоза и при помощи режимного кольца произвести регулирование натяжения.
Во время работы режимного кольца посредством болта через регулировочную втулку можно получить осевое перемещение. Подобные действия изменяют пружинное натяжение и втулка послабляется.
Во время выбора режимного кольца и пружин необходимо установить взаимосвязь и привести в норму давление в камерах тормозов транспортного средства.
МАЗ-500, МАЗ-54323 и МАЗ-54331: Низкое давление воздуха в тормозной системе
Просто случай из практики.. И опыт уже был не один год, но все равно случилось. А начиналось все буднично: выписка документов, небольшая очередь на погрузку, плечо в 150 км. Пол дороги проехал и попал в небольшую даже не пробку, а затычку. И здесь начал замечать, что давление воздуха еле еле переваливает за 6 атм, но списал это на частое притормаживание — еду дальше. И как положено в таком случае, передачу пониже, а оборотов побольше.
Проехав так километров 5 понял, что давление не поднимается, а медленно снижается. В голове проскочило, видимо ремень компрессора или ослаб или лопнул. Останавливаюсь, поднимаю кабину, забираюсь на двигатель, проверяю натяжку компрессорного ремня, но он цел. Странно, что может быть? Скорее всего утечка, надо постараться подкачать воздуха.
Для этого ставлю два противоотката, снимаю с ручника, оборотов добавляю и жду. Прогресса нет. Снимаю с ручника, опять жду — результат нулевой. Глушу двигатель и быстро осматриваю всю машину, никаких шипений вообще не слышно. В ресиверах, включая полуприцеп, воздух есть. Завожу опять, качаю воздух, жду результата, а его нет, даже до 6 атм накачать не могу и все тут.
Осмотрел все краны, ускорительные клапана, энергоаккумуляторы — нигде нет даже никакого подозрения на утечку воздуха. Как тут черта не вспомнить, в чем причина, неужели компрессор? Скидываю нагнетательный шланг с компрессора, ничего подобного — качает. Компрессор не новый, но работает ведь, а вот куда воздух девается, совершенно непонятно. Когда непонятна причина, начинаешь сам выдумывать и строить догадки. Может нагнетательные клапана на компрессоре выносились? Взял ключ, отвернул пробки клапанов на компрессоре, вытащил пружинки, а затем и клапана. На клапанах выпускных четко выраженная блестящая фаска и на головке такая же. Клапана на место, пружинки немного растянул и тоже поставил на место.
Завожу, а результат тот же самый. Начинаю осознавать, что на разгрузку мне уже скорее всего не успеть. Движение по Горьковке плотное и если даже отвернуть энергоаккумуляторы, то за оставшиеся 20 км, скорее всего с таким давлением, приедешь только на свою аварию. Надо искать причину.
Отсоединяю полуприцеп от тягача, а давление даже 4 очка накачать не могу. Но на мое счастье, ехал мимо мой знакомый. Проехал, остановился, послушали вдвоем и ничего не услышали. Тут уж я его прошу, давай два шланга сцепим между собой, я заведу машину вместе с тобой и накачаем систему.
Сначала в машине, а если накачается, то следом и полуприцеп. Тогда то уж я доеду эти 20 км без сцепления и тормозить не буду по возможности, а на разгрузке у меня будет время найти причину. Так и сделали. На удивление и машина накачалась, а затем уже и полуприцеп. Пришли с товарищем к мнению, что система ни при чем, она герметична и надо менять компрессор. При таких вводных и поехал я дальше, давление потихоньку падало, но добраться до места успел.
Разгрузка автоматом перенеслась на завтра и я не стал терять время. Рядышком магазинов не было, но был гараж. В гараже оказался компрессор с ЗИЛа и чисто за символическую цену мне его отдали, но посоветовали его разобрать и провести ревизию, что я и сделал.
Компрессор оказался приличным, даже кольца на нем были недавно заменены. Компрессор перебрал и заменил. Завожу, качаю воздух, а результат еще хуже. Да что же может быть? Чем больше я занимаюсь поиском проблемы, тем хуже результат. Хоть обратно ставь свой компрессор. Но благо время уже позднее и темнело, надо было заканчивать это грязное дело.
С утра я с новыми силами принялся за поиски причины неисправности. Откручивал трубки от мокрого ресивера и от разъединительного двухконтурного крана, воздух везде идет, но давление не растет.
Короче говоря, лазил по машине еще порядочное количество времени. Отсоединял не раз трубку нагнетательную от компрессора и никак не мог найти причину. Трубка от компрессора уже нагрелась, а давления как не было, так и нет.
Отдохнул и позавтракал, после чего зачем то снял трубку со шлангом, которая идет от компрессора к угольнику на раме. Осмотрел шланг — он был нормальный без всяких отслоений, разрывов и так далее.
Затем, попробовал дунуть в него и удивился, т.к. шланг не продувался. Открутил шланг — дуется нормально, а вот трубка железная никак.
Оказалось, что в тубке запеклось масло до такой степени, что она еле еле продувалась компрессором. Прочистить ее проволокой также не получилось. Положил на газовую плиту и эта спеченная масляная масса выгорела.
После этой операции быстро все собрал на место, завел двигатель и стрелки почти сразу же поползли вверх и заняли привычное рабочее положение. Вот как бывает, сколько трудов из-за какой то мелочи.
Сейчас, если по какой то причине касаюсь компрессора, то всегда заглядываю и в эту трубку. Проблема может иметь место на грузовиках МАЗ-500, МАЗ-54323 и МАЗ-54331.
Автор: Эдуард Залуцкий
Ремонт энергоаккумулятора автомобиля КАМАЗ
Чтобы выяснить, как проверить энергоаккумулятор на КАМАЗе, как осуществляется замена энергоаккумулятора КАМАЗ, следует сначала запомнить, что на автомобилях КАМАЗ используются энергоаккумуляторы нескольких разновидностей. Любой энергоаккумулятор включает три части:
- Нижняя часть, крепящаяся на кронштейн, относящийся к тормозному суппорту, с помощью шпилек М16.
- Средняя часть, сделанная из сплава на основе алюминия и соединённая с находящейся снизу частью посредством хомута на 2-х болтах.
- Верхняя часть, представляющая собой стакан из стали, присоединяемый к находящейся посредине части 8-ю болтами М8.
Как разобрать энергоаккумулятор КАМАЗ
Ремонту энергоаккумулятора КАМАЗ обязательно предшествуют его очистка, вымывание и высушивание.
Как перебрать энергоаккумулятор КАМАЗ? Перед отсоединением нижней его части от средней необходимо, чтобы воздух поступил в камеру, относящуюся к стояночному тормозу, давление должно быть минимум 5 атм., это позволит добиться утопления рабочего штока и предотвращения выстреливания пружины. Потом снимается хомут и вынимается диафрагма.
Затем выключается подача воздуха, откручивается заглушка рабочего штока с помощью ключа номер 36. Вновь подаётся воздух внутрь камеры стояночного тормоза. В штоке располагается ограничительный болт, имеющий опорный подшипник, закреплённый с помощью стопорного кольца.
В ходе дальнейшей реанимации КАМАЗа снимается стопорное кольцо шилом, освобождается шток для последующей разборки.
Затем выполняют операцию, требующую применения или гидравлического пресса, или специальной струбцины.
Поджимание с помощью пресса либо струбцины штока предотвращает выстреливание пружины, относящейся к стояночному тормозу. Затем отвинчиваются болты, крепящие верхний стакан к средней части.
Как растормозить энергоаккумулятор КАМАЗ
Растормозить энергоаккумулятор возможно с помощью аварийного растормаживания. Нажатие на кнопку на кране аварийного растормаживания приводит к подаче сжатого воздуха из баллонов, относящихся к рабочему тормозу, в энергоаккумулятор через 2-магистральный канал.
Как отрегулировать энергоаккумулятор на КАМАЗе
Расслабив струбцину, отпускают пружину. В случае, когда во время подачи воздуха внутрь камеры стояночного тормоза не получается утопить шток, необходимо пожертвовать стаканом. Для этого просверливают 2 отверстия за 6 см от средней части.
Пользуясь всё той же струбциной либо прессом, утопляют шток на полную глубину, потом вставляют ограничительные пальцы в высверленные отверстия (могут применяться болты размером минимум 8 мм) и предотвращают самостоятельное возвращение поршня.
После снятия стопорного кольца в штоке возможно избавление от ограничительных пальцев, это тоже происходит при помощи пресса или струбцины. Затем снимается стакан.
Как собрать энергоаккумулятор КАМАЗ
Сборка аккумулятора выполняется в следующем порядке:
- Надевается на винт уплотнительная шайба.
- Винт заворачивается до упора в цилиндр, надевается кольцо из резины.
- Устанавливается пружина в цилиндр так, чтобы малый виток был снаружи.
- Надеваются направляющее кольцо и уплотнитель на поршень.
- Устанавливается на пружину поршень таким образом, чтобы её торец упирался в бобышку.
- Надевается фланец на поршневую трубу, перед этим в него вставляются направляющее и уплотнительное кольца, а также надевается уплотнительное кольцо.
- Устанавливается в приспособление собранный узел таким образом, чтобы упор охватывал винтовую головку.
- Осторожно вращают рукоятку, сжимая пружину, пока фланец не соприкоснётся с цилиндром, следя за тем, чтобы направляющее кольцо правильно входило в цилиндр.
- Соединяют цилиндр и фланец с помощью болтов.
- Снимается подсобранный энергоаккумулятор, на винт устанавливается опорная шайба.
- Упор и игольчатый подшипник утопляют за пределы кольца из резины, устанавливая стопорное кольцо таким образом, чтобы оно как можно более надёжно вошло внутрь винтовой канавки. В случае наличия сжатого воздуха возможна его подача внутрь пружинного энергоаккумулятора. Хвостовик винта в таком случае будет более близок к краю поршневой трубы, благодаря чему будет облегчена установка упорного подшипника.
- Винт с осторожностью вывинчивают, проверяя надёжность удерживания поршня с помощью стопорного кольца. Это действие повторяется несколько раз.
- Надевается уплотнительное кольцо на толкатель, который заворачивается в поршневую трубу.
- Корпус пневмокамеры хомутом соединяют с фланцем.
Причины неисправности энергоаккумулятора КАМАЗ
Встречаются такие виды механических повреждений данного прибора:
- вмятины корпуса;
- закупорка трубопровода;
- заедание толкателя.
Как установить энергоаккумулятор на КАМАЗе
- Снимают тормозные камеры, устанавливают энергоаккумуляторы.
- Подключают тормозные шланги к выходам.
- Устанавливают ресивер, питают его. С него подаётся воздух к ручке «ручника», с которой тянется трубка к ускорительному клапану.
- Подаётся воздух в энергоаккумулятор, в место размещения пружин.
Тормозная камера с пружинным знергоаккумулятором КрАЗ-64370
Камера служит для преобразования сжатого воздуха в усилие для рабочего торможения, а также обеспечивает работу стояночного и запасного тормоза за счет аккумулированной энергии предварительно сжатых в них пружин.
Устройство тормозной камера с пружинным энергоаккумулятором показано на рис. 177.
Снятие тормозной камеры
Растормозить стояночным тормозом автомобиль, т.е. впустить в пружинный знергоаккумулятор сжатый воздух; при этом пружина 11 должна быть сжата.
Расшплинтовать и вынуть палец вилки 8, разъединить вилку с регулировочным рычагом.
Внимание. Отсоединение вилки от регулировочного рычага необходимо производить осторожно, с соблюдением требований техники безопасности; аккумулированная (потенциальная) энергия в сжатой пружине, приведенная к осевой силе на штоке, составляет 500-1025 кг.
Краном стояночного тормоза через ускорительный клапан медленно выпустить воздух из пневмопружинного цилиндра; при этом шток 6 должен выйти из камеры на величину полного его хода — 67 мм.
Отсоединить шланги подвода воздуха к тормозной камере, отвернуть гайки крепления тормозной камеры к кронштейну и снять камеру.
При, отсутствии сжатого воздуха в пневмосистеме или неисправном приводе стояночной (запасной) тормозной системы (т.е.
отсутствии возможности сжатия пружины 11 воздухом) растормозить пневмопружинную камеру вручную болтом 12 ручного растормаживания, болт вывернуть на 73 мм.
Болт выворачивается, с усилием сжимая пружину; после снятия камеры ввернуть болт в цилиндр 13 до упора.
Разборка камеры
Отпустить на несколько оборотов гайку 7, отвернуть вилку 8 и гайку 7 и снять защитный чехол 5.
Снять перепускную трубу 1.
Отвернуть гайку крепления хомута 10, снять хомут, отсоединить корпус 4 рабочей камеры в сборе.
Извлечь из корпуса возвратную пружину 9, опорный диск 3 в сборе со штоком 6, диафрагму 2.
Ослабить контргайку крепления опорного диска 3, вывернуть из диска 3 шток 6.
Разборка и сборка пружинного энергоаккумулятора камеры. Разборку пружинного энергоаккумулятора необходимо производить с помощью приспособления, показанного на рис. 178.
Вывернуть толкатель 1 и снять с него уплотнительное кольцо 2.
Вывернуть винт 11 на 5 мм с целью снятия усилия пружины 9 поршня на фланец 3.
Отвернуть болты 17 крепления фланца 3 и отсоединить фланец от цилиндра 10, а затем снять уплотнительные кольца 4, 16 и 18.
Завернуть винт 11 до упора, установить цилиндр 10 в приспособление так, чтобы упор 19 охватил головку винта 11.
Сжать пружину 9, осторожно вращая рукоятку 20 приспособления; при этом величина h не должна превышать 60 мм.
Снять упорное кольцо 6 с винта 11, предварительно сместив внутрь пакет деталей 7, 12 а 14 нажатием на резиновое упорное кольцо 13.
Осторожно вращая рукоятку 20 приспособления в обратном направлении, вывести поршень 5 из цилиндра 10 до полного расслабления пружины 9.
Рис. 177. Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором:
1 — труба перепускная; 2 — диафрагма; 3 — диск опорный; 4 — корпус рабочей камеры; 5 — чехол защитный;
6 — шток; 7 — гайка; 8 — вилка; 9 — пружина; 10 — хомут; 11 — пружина; 12 — болт ручного растормаживания; 13 – цилиндр
Сборку пружинного энергоаккумулятора производить в последовательности, обратной разборке:
Сборка камеры
Ввернуть шток 6 (см. рис.177) в диск 3, затянуть контргайку крепления опорного диска. Установить в корпус 4 диафрагму 2, опорный диск 3 в сборе со штоком 6, возвратную пружину 9.
Рис. 178, Приспособление для разборки пружинного энергоаккумулятора:
1 — толкатель поршня; 2 — кольцо уплотнительное; 3 — фланец; 4, 16, 18 — кольца уплотнительные; 5 — поршень; 6 — кольцо упорное; 7 — подшипник упорный; 8 — кольцо; 9 — пружина; 10 — цилиндр; 11 — винт; 12 — кольцо подшипника; 13 — кольцо направляющее; 14 — кольцо упорное; 15 — уплотнитель поршня; 17 — болт; 19 — упор приспособления; 20 — рукоятка приспособления
Установить корпус 4 работай камеры в сборе, установить хомут 10, закрепив его гайками;
установить перепускную трубу 1;
установить защитный чехол 5;
ввернуть вилку 8, зафиксировав ее гайкой 7.
Испытание камеры
Проверить тормозную камеру на стенде, выполненном по приведенной на рис. 179 схеме, в следующем порядке:
Для проверки общего хода штока необходимо:
Для проверки давления воздуха отключения пружинного энергоаккумулятора необходимо:
Для проверки дополнительного хода штока камеры необходимо:
Для проверки тормозной камеры с пружиным энергоаккумулятором на герметичность воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) необходимо подвести к отверстию Б через кран 3 точного регулирования, а к отверстию В через кран 4 точного регулирования. Давление воздуха контролируется по манометрам 2 и 1.
Пропуск воздуха через соединения тормозной камеры и пружинного энергоаккумулятора не допускается.
Источник: https://banga.ua/pages/zapchasti-kraz-dokumentatsiya/remont-lesovoznogo-avtomobilja-kraz-643701/338-tormoznaja-kamera-s-pruzhinnym-znergoakkumuljatorom
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Тормозная система автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
___________________________________________________________________________
Автомобили Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 оборудованы двумя системами тормозов, действующих независимо один от другого: ножной с пневматическим приводом, действующий на все колеса автомобиля, и ручной, действующий на трансмиссию. Рабочим тормозом при движении автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 является ножной; ручной тормоз предназначен для торможения автомобиля на стоянке и только в крайнем случае может быть использован в движении, например при отказе системы управления ножным тормозом. Пневматическая тормозная система обеспечивает автоматическое приведение в действие тормозов прицепа, если последний снабжен тормозами с пневматическим приводом. Пневматическая система привода тормозов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Рис. 36. Схема привода тормозов автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1 — передний колесный тормоз; 2 — компрессор; 3 — трубопровод подачи воздуха в компрессор; 4 — регулятор давления воздуха; 5 — предохранительный клапан; б — горизонтальная тяга привода тормозного крана; 7 — вертикальная тяга привода тормозного крана; 8 — кран отбора воздуха; 9 — педаль ножного тормоза; 10 — возвратная пружина; 11 — указатель давления воздуха в тормозных камерах; 12 — указатель давления воздуха в пневматическом приводе тормозов; 13 — воздушный баллон; 14 — тормозной кран; 15 — тормозная камера; 16 — воздухопровод подвода воздуха к тормозному крану; 17 — задний колесный тормоз; 18 — воздухопровод для подачи воздуха к тормозным камерам задних колес; 19 — канал подачи воздуха к тормозному крану; 20 — канал для выпуска воздуха из крана; 21 — воздухопроводы подачи воздуха к тормозным камерам передних колес; 22 — воздухопровод подачи воздуха к прицепу; 23 — разобщительный кран; 24 — соединительная головка. Применение пневматической тормозной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 облегчает работу водителя и повышает эффективность действия колесных тормозов при сравнительно небольших усилиях водителя. Сжатый воздух в пневматическую систему привода тормозов нагнетается компрессором 2 (см. рис. 36). Давление поступающего в систему воздуха регулируется регулятором 4 давления, а в случае его неисправности — предохранительным клапаном 5. От компрессора сжатый воздух поступает к двум последовательно отсоединенным между собой воздушным баллонам 13. В нижней части баллона имеется спускной кран для отстоя. От другого баллона воздух, отстоявшийся от конденсата и масляных паров, по одной из магистралей подводится к предохранительному клапану и регулятору давления. При увеличенном давлении воздуха регулятор воздействует на разгрузочное устройство компрессора, в результате чего давление уменьшается до установленной нормы. По другой магистрали от воздушного баллона сжатый воздух поступает к тормозному крану 14. Нижний цилиндр комбинированного тормозного крана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 сообщается воздухопроводами 18 и 21 с тормозными камерами 15 автомобиля. К верхнему цилиндру подводится воздухопровод 22, который сообщается с магистралью прицепа. Для этого на конце воздухопровода установлен разобщительный кран 23 и соединительная головка 24. Магистраль прицепа подключена, если рукоятка разобщительного крана установлена вдоль корпуса крана, и отключена, если рукоятка расположена под углом 90° к корпусу крана. Угол поворота рукоятки ограничен выступом на ней и пазом в корпусе. Магистрали автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и прицепа сообщаются с помощью составной соединительной головки, одна из частей которой установлена на автомобиле, а другая — на прицепе. Один из указателей (манометров) указывает давление воздуха в воздушном баллоне, а другой — в тормозных камерах автомобиля. Для этого в соответствующих магистралях установлены датчики давления воздуха. Предохранительный клапан Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Предохранительный клапан Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 37) служит для защиты пневматической системы от чрезмерного повышения давления в случае неисправности регулятора давления. Он установлен на компрессоре в блоке с регулятором давления. Предохранительный клапан отрегулировать так, чтобы он открывался при достижении в пневматической системе давления 9—9,5 кГ/см2. Клапан регулируют на заданное давление винтом с контргайкой. Периодически при ТО-1 проверять герметичность предохранительного клапана с мыльной водой. Образование мыльных пузырей у выходного отверстия указывает на неплотность прилегания шарика к седлу клапана. Для устранения повышенной утечки воздуха клапан разобрать, тщательно промыть в керосине и просушить. Рабочий поясок седла и шарик не должны иметь царапин или других повреждений. Рис. 37. Предохранительный клапан тормозной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1 — седло; 2 — шарик; 3 — корпус; 4 — сухарь; 5 — пружина; 6 — контргайка; 7 — винт; 8 — стержень. При регулировке предохранительного клапана системы тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо на работающем двигателе отсоединить и заглушить воздухопровод к регулятору давления воздуха и по манометру, установленному на панели приборов, убедиться, что давление, при котором срабатывает предохранительный клапан, не превышает допустимого. Если давление, ограничиваемое предохранительным клапаном, больше 9,5 кГ/см2, несколько вывернуть регулировочный винт из корпуса. Разобщительный кран Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Корпус 3 разобщительного крана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 38) отлит из серого чугуна. В центре его сделано коническое отверстие, а с боков имеются резьбовые отверстия для присоединения воздухопроводов. Пробка 2 крана, изготовленная из бронзы, также коническая. Для обеспечения плотности соединения конические поверхности пробки и корпуса притирают друг к другу. В стержне пробки разобщительного крана тормозной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 сделано сквозное продолговатое отверстие, а на хвостовике меньшего диаметра имеется цилиндрическая проточка с вертикальной лыской. В рукоятке 1 крана сделано отверстие, соответствующее сечению хвостовика пробки крана и препятствующее провертыванию рукоятки на пробке. Со стороны большого диаметра конуса пробка прижимается к коническому отверстию в корпусе цилиндрической пружиной 4 и резьбовой заглушкой 5. Рис. 38. Разобщительный кран Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Рукоятка на пробке крана фиксируется с помощью заклепки, стягивающей разрезное соединение, сделанное на рукоятке.Прорезь пробки крана может занимать два положения. Первое положение пробки — прорезь ее установлена против резьбовых отверстий соединительных магистралей. В этом случае входящая и выходящая магистрали соединены и воздух может поступать от автомобиля к прицепу. Во втором положении, перпендикулярном к первому, пробка крана уплотняется в коническом отверстии корпуса и магистрали автомобиля и прицепа разъединены. Каждому из этих положений пробки соответствует крайнее положение рукоятки, которое определяется выступом на ней и пазом в корпусе крана. Воздухопроводы с корпусом крана соединяются с помощью прямых ниппелей. Регулятор давления системы тормозов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Регулятор давления тормозной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 39) автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в пневматической системе тормозов путем впуска (или выпуска) воздуха в разгрузочное устройство компрессора. При повышении давления в тормозной системе Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 до максимального значения (7,7—7,5 кГ/см2) поступающий в полость А сжатый воздух преодолевает натяжение пружин 2 и 3 и поднимает вверх диафрагму 4 с поршнем 5. Под действием пружины 8 клапан 6 также поднимается вверх и садится на седло в нижнем корпусе 7. Полость Б (разгрузочное устройство) отсоединяется от полости В (атмосфера). При дальнейшем движении поршень 5 отрывается от клапана 6, и полость А (воздушный баллон) начинает сообщаться с полостью Б.
Рис. 39. Регулятор давления тормозной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1 — верхний корпус регулятора; 2, 3 и 8 — пружины; 4 — диафрагма; 5 — поршень; 6 — клапан; 7 — нижний корпус регулятора; 9 — пробка; 10 — регулировочная гайка; А — полость, соединенная с воздушным баллоном; Б — полость (разгрузочное устройство компрессора); В — полость, соединенная с атмосферой; Г — от воздушного баллона; Д — в атмосферу. Сжатый воздух поступает в разгрузочное устройство и, воздействуя на плунжеры штоков, вызывает их подъем. Происходит разгрузка компрессора. Когда давление в пневмосистеме, а следовательно, и в полости А снизится до минимального значения (6,8—7,2 кГ/см2), пружины 2 и 3 переместят диафрагму вместе с поршнем вниз. При этом поршень прижимается своим седлом к клапану 6, вследствие чего полость А отсоединяется от полости Б. При дальнейшем движении вниз клапан 6 под действием поршня 5 соединяет полости Б и В, в результате чего сжатый воздух из разгрузочного устройства выходит в атмосферу через полость В. Плунжеры разгрузочного устройства компрессора занимают исходное положение. Компрессор вновь начинает нагнетать воздух в воздушные баллоны. Герметичность регулятора давления следует периодически проверять. Сильную утечку можно обнаружить на слух, а слабую — при помощи мыльной воды. Утечка воздуха через резьбовые соединения верхнего корпуса 1 и гайки 10 указывает на негерметичность диафрагмы регулятора давления, а утечка через нижнее отверстие — на неисправность клапана 6. Поврежденные диафрагмы или клапаны заменить новыми. Если регулятор не обеспечивает требуемого давления воздуха (что определяется манометром на панели приборов), необходимо дополнительно затянуть пружины 2 и 3, сняв проволочный шплинт и завернув гайку 10. Компрессор тормозов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Компрессор тормозной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 40) — поршневой двухцилиндровый, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива вентилятора. Головка цилиндров и картер прикреплены к блоку цилиндров шпильками, а картер к двигателю болтами. В средней части блока цилиндров имеется полость, в которой расположено разгрузочное устройство компрессора.
Рис. 40. Компрессор тормозной пневматической системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1 — транспортная заглушка картера компрессора; 2 — картер компрессора; 3 и 11 — подшипники; 4 — передняя крышка компрессора; 5 — сальник; 6 — шкив; 7 — блок цилиндров компрессора; 8 — поршень с шатуном; 9 — головка цилиндров компрессора; 10 — стопорное кольцо; 12 — упорная гайка; 13 — задняя крышка картера компрессора; 14 — уплотнитель; 15 — пружина уплотнителя; 16 — коленчатый вал; 17 — пружина впускного клапана; 18 — впускной клапан; 19 — направляющая впускного клапана; 20 — направляющая пружина коромысла; 21 — пружина коромысла; 22 — шток впускного клапана; 23 — коромысло; 24 — плунжер; 25 — уплотнительное кольцо. Система смазки компрессора смешанная. Масло подводится под давлением от масляной магистрали двигателя к шатунным подшипникам. Стекающее из подшипников шатуна масло разбрызгивается, превращается в масляный туман и смазывает зеркало цилиндра. Жидкость для охлаждения компрессора тормозной пневматической системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 поступает по трубопроводу из системы охлаждения двигателя в блок цилиндров, оттуда в головку и отводится во всасывающую полость водяного насоса. Поступающий в компрессор воздух попадает под пластинчатые впускные клапаны 18, расположенные в блоке цилиндров. Впускные клапаны размещаются в направляющих 19, которые ограничивают их боковое смещение. Сверху клапаны поджимаются к седлу пружиной впускного клапана. Перемещение клапана вверх ограничивается направляющим стержнем пружины. Когда поршень движется вниз, над ним в цилиндре создается разрежение. Канал сообщает надпоршневое пространство с полостью над впускным клапаном. Поэтому поступающий в компрессор воздух преодолевает силу пружины 17 впускного клапана, приподнимает его и устремляется в цилиндр за поршнем. При движении поршня вверх воздух сжимается, преодолевая силу пружины нагнетательного клапана, отрывает его от седла и в образовавшиеся щели поступает из головки по трубопроводам в пневматическую систему автомобиля. Разгрузка компрессора тормозной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 осуществляется методом перепуска воздуха через открывающиеся впускные клапаны следующим образом. При достижении в пневматической системе максимального давления 7—7,5 кГ/см2 срабатывает регулятор давления, пропускающий при этом сжатый воздух в горизонтальный канал разгрузочного устройства. Под воздействием повышенного давления плунжеры 24 вместе со штоками 22 приподнимаются, преодолевая давление пружин впускных клапанов, и коромысла 23 отрывают одновременно от седла оба впускных клапана. В образовавшиеся щели через каналы воздух проходит из цилиндра в цилиндр, в связи с чем поступление сжатого воздуха в пневматическую систему автомобиля прекращается. После снижения давления воздуха в системе понижается его давление в горизонтальном канале, сообщенном с регулятором давления, плунжеры и штоки разгрузочного устройства под воздействием пружин опускаются, впускные клапаны садятся на свои седла и вновь повторяется процесс нагнетания воздуха в пневмосистему. Большую часть времени компрессор Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 работает без нагрузки, перекачивая воздух из одного цилиндра в другой. Нагнетание воздуха в пневмосистему происходит только при падении давления ниже 6,5—6,8 кГ/см2. Этим достигается ограничение давления в пневмосистеме и уменьшаются износы деталей компрессора. Кран отбора воздуха Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Кран 8 (см. рис. 36) отбора воздуха Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 расположен на воздушном баллоне и предназначен для присоединения шланга для накачки шин. Отверстие для присоединения шланга следует всегда закрывать (если не производится отбор воздуха) колпачковой гайкой, чтобы кран не засорялся. Систематически проверять герметичность крана с помощью мыльной воды. Если имеется утечка воздуха, то сильнее завернуть запорную иглу крана. Тормозной кран Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Для управления тормозами автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и буксируемого прицепа используется комбинированный тормозной кран (рис. 41) поршневого типа. Корпус 23 тормозного крана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, отливаемый из алюминиевого сплава, представляет собой два объединенных в одной отливке цилиндра разных диаметров. Верхний цилиндр имеет больший диаметр и служит для управления тормозами прицепа. Внутри цилиндра устанавливается штампованный поршень. Между дном поршня и штампованной шайбой размещена резиновая уплотнительная манжета, разделяющая цилиндр на две полоски. Манжета закреплена гайкой, которая стягивает поршень, манжету и шайбу на фигурном штоке. Уплотнение цилиндра манжетой обеспечивается вследствие распорных усилий, создаваемых свернутой в кольцо пружиной. Передняя и задняя полости цилиндра сообщаются отверстиями в стержне и головке штока. Задний торец является внутренним седлом верхнего клапана. Клапан запирает окно в дне цилиндра или отверстие со стороны торца пустотелого стержня штока. К торцу штока клапан прижимается цилиндрической пружиной, помещенной в пробке.
Рис.41. Тормозной кран Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1 — пружина клапана; 2 — клапан; 3 — манжета поршня нижнего цилиндра; 4 — возвратная пружина поршня; 5 — поршень нижнего цилиндра; 6 — шток поршня; 7 — фильтр; 8 — регулировочное кольцо опережения торможения прицепа; 9 — рычаг; 10 — шток нижнего цилиндра; 11 — пружина штока; 12 — нижний защитный чехол; 13 — крышка нижнего цилиндра; 14 — тяга верхнего цилиндра; 15 — регулировочная гайка; 16 — верхний защитный чехол; 17 — рычажок ручного привода; 18 — крышка верхнего цилиндра; 19 — пружина тяги; 20 — трубка уравновешивающей пружины; 21 — уравновешивающая пружина; 22 — упорная гайка; 23 — корпус тормозного крана; 24 — упорная пластина; 25 — манжета поршня верхнего цилиндра; 26 — поршень верхнего цилиндра. Коническая возвратная пружина перемещает поршень до соприкосновения головки штока с упорной пластиной трубы уравновешивающей пружины. С другой стороны, уравновешивающая пружина прижимает упорную пластину к головке штока. Уравновешивающая пружина одним концом упирается в выступ на передней крышке верхнего цилиндра, а другим — в торец упорной гайки, навернутой на задний конец трубы уравновешивающей пружины. Для сохранения необходимого натяга пружины тормозного крана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 гайку контрят штифтом, который входит в паз прилива крышки. На выступающий из корпуса передний резьбовой конец трубы навернута гайка, которая создает предварительный натяг уравновешивающей пружины. Гайка вместе с навернутой на нее кольцевой втулкой застопорена на трубе с помощью пружинного кольца, один конец которого входит в совпадающие отверстия на втулке, гайке и трубе. Труба уравновешивающей пружины имеет по окружности несколько отверстий, в одно из которых входит цилиндрический хвостовик стопорного болта, ввернутого в крышку верхнего цилиндра. Болт предотвращает возможность самопроизвольного провертывания трубы. Внутри трубы установлена тяга верхнего цилиндра. Тяга на одном конце имеет буртик, в который упирается надетая на нее пружина. Другим концом пружина упирается в донышко регулировочной гайки, навернутой на трубу. Натяжение пружины может быть изменено корончатой гайкой, навернутой на передний конец тяги. Гайка затягивает распорную втулку через упорную шайбу, на которую при повороте может воздействовать приводной рычаг тормозного крана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. Передняя полость верхнего цилиндра закрыта от попадания грязи внутрь крана резиновым защитным чехлом. Нижний цилиндр служит для управления тормозами тягача. В правой части цилиндра установлены поршень, шток, уплотнения и пружины, аналогичные таким же деталям верхнего цилиндра. Поршень и его уплотнения отличаются только по диаметру, а шток, его крепление, возвратная коническая пружина, клапан и цилиндрическая пружина нижнего и верхнего цилиндра полностью унифицированы. В свободном состоянии головка штока поршня под воздействием возвратной конической пружины упирается в шток нижнего цилиндра. Перемещение штока цилиндра влево ограничено упорным кольцом, которое с помощью штифта зафиксировано на стержне штока. Упорное кольцо упирается в прилив левой крышки нижнего цилиндра под действием цилиндрической регулировочной пружины, которая установлена на штоке в полости крышки нижнего цилиндра. Регулировочная пружина зажата между донышком регулировочной втулки и гайкой, навернутой на конец штока. Шток нижнего цилиндра заканчивается ушком, с которым соединен рычаг привода тормозного крана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. Регулировочные гайки и втулка предохраняются от проворачивания штифтами, запрессованными в крышку и соответствующие продольные прорези в гайке и втулке. Поэтому, поворачивая шток за ушко и ввертывая тем самым его в гайку, можно изменять предварительное натяжение регулировочной пружины. На регулировочной втулке, кроме продольной прорези, имеется еще двойная спиральная прорезь, в которую входит цилиндрический хвостовик стопорного болта, ввернутого в режимное кольцо, надетое на поясок левой крышки нижнего цилиндра. Поворот режимного кольца вызывает перемещение хвостовика ввернутого в него стопорного болта по спиральной прорези в регулировочной втулке. Это приводит к продольному перемещению втулки и изменению натяжения пружины. В результате этого изменяется начало подачи воздуха в тормозную магистраль тягача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 по отношению к выпуску воздуха из магистрали прицепа. Тем самым обеспечивается некоторое опережение или запаздывание торможения тягача по отношению к торможению прицепа. В соответствии с формой прорези на втулке регулировочное кольцо можно устанавливать в трех положениях, обозначенных буквами Р, Н и П, которые способствуют раннему, нормальному и позднему торможению прицепа. При буксировке легких прицепов регулировочное кольцо должно быть установлено в положение П; тогда величина опережения действия тормозов прицепа по отношению к автомобилю будет наименьшей. При большом весе автопоезда кольцо должно быть установлено в положение Р; это вызовет наибольшее опережение торможения прицепа и предотвратит набегание прицепа на автомобиль. Положение Н — промежуточное; оно соответствует нормальной регулировке крана и обеспечивает достаточно хорошую работу тормозов в нормальных условиях. В свободном состоянии шток верхнего поршня под воздействием уравновешивающей пружины отодвигает клапан от седла в корпусе крана и сообщает полость, связанную с воздушным баллоном тягача, с полостью, сообщающейся с тормозной магистралью прицепа. При дальнейшем перемещении штока вместе с поршнем влево клапан садится на седло в корпусе тормозного крана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и разъединяет эти полости; затем торец штока отойдет от клапана, что приведет к сообщению полости за поршнем, соединенной с магистралью прицепа, с полостью перед поршнем, соединенной с атмосферой через фильтр в нижнем цилиндре. Пружина нижнего штока отжимает его от поршня до упора в кольцо, что дает возможность возвратной конической пружине продвинуть поршень в крайнее левое положение, в результате чего тормозная магистраль тягача (тормозные камеры) через пустотелый шток поршня нижнего цилиндра соединяется с атмосферой и происходит оттормаживание тягача. При нажатии на тормозную педаль, соединенную тягами с тормозным краном Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, происходит прежде всего дополнительная затяжка уравновешивающей пружины верхнего цилиндра. В результате ослабления сопротивления пружины верхний поршень под действием сжатого воздуха начинает перемещаться влево вместе со своим штоком. Верхний клапан при этом садится на свое наружное седло в корпусе верхнего цилиндра, вследствие чего окончательно прекращается поступление сжатого воздуха из баллона в полость, связанную с магистралью прицепа. Затем шток поршня отходит от клапана и воздух, находящийся в магистрали прицепа, выходит через пустотелый шток поршня в левую полость цилиндра, соединенную с атмосферой. Уменьшение давления в магистрали прицепа Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 вызывает его затормаживание, так как воздухораспределительный клапан прицепа при этом срабатывает и пропускает воздух из воздушного баллона прицепа к тормозным камерам колесных тормозов прицепа. Таким образом, в случае разрыва сцепки и обрыва воздушного шланга, соединяющего воздушные системы автомобиля и прицепа, прицеп автоматически затормаживается, так как воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу. Одновременно с действием в верхнем цилиндре нижний конец рычага крана давит на ушко нижней тяги и, преодолевая сопротивление ее пружины, вдвигает тягу внутрь крана. Противоположным концом тяга воздействует на шток нижнего поршня и перемещает его вправо. При этом торец штока вначале прижимается к шайбе нижнего клапана, прекращая сообщение тормозной магистрали автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с атмосферой, затем отжимает клапан от наружного седла, заставляя его пропускать воздух из баллона в правую полость нижнего цилиндра, а оттуда — в тормозную магистраль автомобиля, вследствие чего он затормаживается. При затормаживании автомобиля на стоянке ручным тормозом, соединенным тягой с рычажком ручного привода, рычажок крана вызывает поворот оси с фасонными кулачками, которыми ось давит на кольцевую втулку, жестко связанную с трубкой уравновешивающей пружины, и ослабляет противодействие последней перемещению верхнего поршня. Поршень перемещается влево; при этом шток отходит от клапана, в результате чего воздух выходит из магистрали прицепа и происходит затормаживание прицепа сжатым воздухом. В тормозную магистраль автомобиля сжатый воздух в этом случае не поступает. Общие указания по обслуживанию пневматической системы привода тормозов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 При эксплуатации автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 постоянно следить за давлением воздуха в воздушных баллонах по показаниям манометра, расположенного на панели приборов. Давление воздуха выше 7,5 и ниже 6,5 кГ/см2 указывает на неисправность регулятора давления. В этом случае отрегулировать регулятор давления, как указывалось выше. Ежедневно в конце рабочего дня, когда в баллонах находится сжатый воздух, открывать спускные краны баллонов и удалять конденсат, скопившийся в них. В противном случае конденсат попадет в трубопроводы, тормозной кран и т. д., в результате чего нарушится работа оборудования пневматической системы автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. Кроме того, зимой возможна закупорка трубопроводов вследствие замерзания в них воды. Большое количество масла в баллонах указывает на неисправность компрессора. Обычно причиной скопления масла в баллонах является износ поршневых колец компрессора. Зимой перед спуском конденсата баллоны прогреть в теплом помещении или полить горячей водой для оттаивания скопившейся и замерзшей в них воды. Если спускать конденсат при отсутствии воздуха в баллонах, он полностью не удалится. Периодически проверять герметичность спускного крана и всех соединений баллонов, а также проверять и подтягивать крепления баллонов. Один раз в год необходимо снимать с автомобиля воздушные баллоны, продувать их паром и промывать горячей водой. После очистки и промывки проверить прочность баллонов водой под давлением 14 кГ/см2. Испытывать баллоны сжатым воздухом запрещается. Пользуясь тормозами и другим оборудованием пневматической системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, необходимо экономно расходовать воздух. При длительном торможении не следует много раз с перерывами нажимать на тормозную педаль, так как это вызывает большой перерасход воздуха. Запрещается брать воздух для накачивания шин и других целей из соединительной головки. Для этого служит кран отбора воздуха. Шланг для отбора воздуха присоединяют к боковому отверстию крана, закрываемого колпачковой гайкой. После прекращения отбора воздуха закрывать отверстие крана колпачковой гайкой. При неприсоединенной магистрали привода тормозов прицепа разобщительный кран у соединительной головки должен быть закрыт. Если автомобиль Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 не используется для работы с прицепом, снабженным тормозами с пневматическим приводом, следует отключить привод к рычагу тормозного крана от привода ручного тормоза, для чего снять соединительную тягу. Систематически проверять герметичность пневматической схемы. Утечка воздуха может происходить через основные элементы системы, обслуживание которых описано выше, а также краны и соединения трубопроводов. Место утечки обнаруживают по шипящему звуку выходящего воздуха, а также при обмазывании предполагаемых мест утечки мыльной водой. Для устранения утечки воздуха через трубопроводы подтянуть соединительные гайки. Если затягивание гаек не помогает, то отвернуть и заменить конусную муфту на конце трубки.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Карданные валы и коробка отбора мощности Урал-4320
- Коробка передач КПП Урал-4320
- Мосты Урал-4320
- Раздаточная коробка Урал-4320
- Рулевое управление Урал-4320
- Автокраны и КМУ на базе грузовиков
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Блок цилиндров и головка блока ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ2
- Проверка и регулировка ЯМЗ-236
- Система питания и система смазки ЯМЗ-236
- Ведомый и ведущий диски сцепления ЯМЗ-236, 238
- Системы охлаждения и смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
_________________________________________________________________________
- Дизельный двигатель Камаз
- Ремонт и регулировки ГУР Камаз
- КПП Камаз-152 с делителем
- Детали коробки передач КПП Камаз-5320
- Раздаточная коробка и карданные валы Камаз
- Ремонт КПП Камаз
- Сцепление Камаз-5320
- Устройство ведущих мостов Камаз-4310
- Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
- Рулевое управление Маз-5516, 5440
- Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440
- Устройство сцепления ЗИЛ-130
- Ремонт КПП ЗИЛ-130
- Ремонт заднего моста ЗИЛ-130
- Базовые детали двигателя ЗИЛ-130
- Раздаточная коробка и отбор мощности ЗИЛ-131
- Ведущие мосты ЗИЛ-131
- Рулевое управление ЗИЛ-131
- Обслуживание деталей двигателя ЗИЛ-645
Как устроен энергоаккумулятор?
Исправность тормозной системы автомобиля (в том числе и грузового) – это залог его безопасной эксплуатации, ведь в противном случае транспортное средство становится неуправляемым.
Одним из самых ответственных и важных элементов тормозной системы любого грузовика с пневматическим приводом есть энергоаккумулятор.
С устройством и конструкцией данной детали в основном знакомы дальнобойщики, а остальные водители, как правило, ничего о ней не знают. Вот как раз для них мы и попытаемся пролить свет на этот вопрос.
Что такое энергоаккумулятор?
Итак, энергоаккумулятор – это составляющая часть привода стояночной или вспомогательной тормозной (пневматической) системы грузовых автомобилей и автобусов.
Он предназначается для управления работой тормозных колодок путем давления, создаваемого в пневмосистеме рабочего контура или посредством воздействия пружины при работе в условиях режима стояночной системы.
На подавляющем большинстве современных грузовиков устанавливаются тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором, обладающим классической конструкцией, разработанной еще в 50-х годах ХХ столетия.
Поломки регулятора давления МАЗ
Деталь необходимо периодически регулировать. Иначе со временем регулятор давления воздуха МАЗ выйдет из строя.
Не ленитесь делать регулировку при:
- замене регулятора;
- при монтаже нового элемента;
- при замене отдельных агрегатов пневматиченской системы МАЗ.
Регулярный осмотр регулятору давления с адсорбером МАЗ также не повредит.
При этом необходимо:
- Установить минимальное давление – выводим наружу болт.
При постепенном закручивании пружина начинает постепенно сжиматься. В этом положении минимальное давление повышается. Если выкрутить болт, давление снизится. В некоторых моделях регуляторов давления МАЗ монтаж производится колпаком для регулирования, накрывающего пружину.
- Установить максимальное давление – изменяем положение количества прокладок.
Элементы обычно располагаются под пружиной клапана разгрузочного или же между седлами клапанов (выпускного и впускного).
Не забывайте делать регулировку по только по рекомендациям завода-изготовителя.
Контролируйте давление на панели приборов автомобиля по показаниям манометра.
Помните, что также необходимо своевременно оценивать периодичность, с которой отключается, подключается компрессор МАЗ к пневмасистеме грузовика.
Как правило, отключение сопровождается шипением.
Современный регулятор давления воздуха МАЗ очень долговечен и крепок. Однако иногда появляются следующие поломки:
- Засорение каналов;
- Износ компонентов;
- Поломка пружин;
- Износ фильтров МАЗ и так далее.
Вышеперечисленные неисправности приводят к появлению сбоев в работе регулятора давления с адсорбером МАЗ.
Кроме этого, иногда появляется значительное изменение диапазона показателей давления. В дальнейшем их очень сложно отрегулировать. В итоге регулятор давления ПААЗ или МАЗ выходит из строя, нарушая работу пневматической системы автомобиля.
Если вы обнаружили изменения в работе систем грузовика, советуем провести ремонт детали.