ПГУ КАМАЗ- пневмо-гидравлический усилитель КАМАЗ


Что за «зверь» этот ПГУ

Начнем с определения аббревиатуры «ПГУ» – это пневмогидравлический усилитель, составной элемент узла сцепления. Грузовые машины КАМАЗ весьма габаритны и массивны, поэтому управлять ими нелегко. Водитель такого авто стал бы тяжелоатлетом нажимая педаль сцепления, если бы не существовало такого технологичного решения как ПГУ. Он делает жизнь за рулем грузовика легче и комфортнее.

Проще говоря, он отвечает за снижение прилагаемого усилия на педаль. Хоть сам пневмогидравлический усилитель и небольшого размера, но выполняет серьезную задачу – облегчает процесс вождения тяжелой машины. Если бы его не было, переключать передачи стало бы сложным процессом. Все последние модели ПГУ состоят из:

ПГУ

  • системы слежения;
  • исполнительного пневматического цилиндра;
  • индикатора степени износа накладок у ведомого диска.

В пневмогидравлический усилитель транспортируется давление жидкости, которая находится в главном цилиндре устройства. Оно в свою очередь принуждает работать гидравлические поршни и следящую систему. При снижении давления все возвращается в исходную позицию.

Типы ПГУ автомобилей КАМАЗ

В настоящее время на грузовых автомобилях Камского автозавода используются несколько типов ПГУ отечественного и зарубежного производства. Они отличаются конструкцией и применимостью.

ПГУ с каталожным номером 5320 — производится на ОАО «КАМАЗ», имеет классическую конструкцию с вертикальным расположением следящего устройства и исполнительного пневмоцилиндра (следящее устройство расположено над корпусом цилиндра). Используется на автомобилях моделей 5320, 4310, 43118, 55111 и других.

ПГУ фирмы WABCO — производится в США, имеет компактные размеры, дополнительно оснащается указателем износа накладок (позволяет отслеживать ресурс усилителя без его разборки). Применяется на новых моделях КАМАЗ-5460, 6450, 6460, 6520, 6522, 65115, 65116, 65117 и других с КПП-154 («Евро-2» и «Евро-3»), а также на автобусах НефАЗ с этой же коробкой.

ПГУ WABCO для автомобилей КАМАЗ-6460, 6520 и других с КПП фирмы ZF.

ПГУ WABCO для автомобилей КАМАЗ-4308 с 5-ступенчатой механической КПП фирмы ZF.

ПГУ аналоги WABCO производства «Волчанского агрегатного завода» (Волчанск, Украина).

ПГУ аналоги WABCO производства Yumak (Турция).

При выборе нового усилителя необходимо ориентироваться на марку и каталожный номер агрегата, уже установленного на автомобиль. Только в этом случае будет гарантирована нормальная работа ПГУ и сцепления. Производить установку ПГУ другой марки и модели не рекомендуется — для решения этого вопроса следует обратиться к специалисту.

Причины поломки ПГУ

  1. Если следящий поршень ПГУ заклинило, то это произошло из-за разбухания резинового кольца или уплотнительной манжеты.
  2. В случае, когда сжатый воздух в пневмогидравлическом усилителе поступает в малом количестве или совершенно не поступает, «виноватым» будет впускной клапан ПГУ.
  3. Когда в работе педали наблюдается ситуация «проваливания», то это означает, что воздух попал в гидропривод.

Поломка ПГУ

Что такое ПГУ сцепления на грузовике

Не так давно к нам заезжал вполне себе «боевой» тягач одной известной марки с жалобой на ПГУ (пневмогидроусилитель) сцепления: мол, не включаются передачи. Водитель бойко объяснял: «Я прокачивал – не помогло! Но это мелочи, значит надо ремкомплект поменять и всё! Будет работать как новый!»

ПГУ Пневмогидроусилитель сцепления

Пневмо-гидроусилитель

Наш слесарь со стажем – Иваныч – хмыкнул, пожал плечами и полез в яму. Звон ключей, сопение и через двадцать минут он с ПГУ (пневмогидроусилителем) сцепления в руках появляется на поверхности. На свету рассматриваем виновника всех неприятностей. Облупленная краска, корпус поеден коррозией, ничего не отломано. Разбираем, смотрим, на зеркале цилиндра натёртость от поршня, а манжета в лохмотьях, значит не первый день он так работает!

Наш Мастер настоятельно рекомендует водителю не перебирая, поменять эту железку на новую.

В этот самый момент в водителе грузовика просыпается рачительный хозяин… Он лезет в закрома, извлекает оттуда пакет с ремкомплектом и, со словами «Мне тут посоветовали… я заехал, купил…», отдает его слесарю и удаляется в курилку.

Первые признаки проблем с пневмогидравлическим усилителем

Новичкам в ремонте ПГУ КАМАЗ распознать первые сигналы неисправности в работе ПГУ порой сложно. Но вот небольшой перечень возможных ошибок в работе сцепления:

  • На момент начала движения либо при переключении передачи устройство срабатывает с опозданием.
  • Устройство реагирует лишь при значительном усилении.
  • Периодические «клины» устройства.

Если хоть один из вышесказанных симптомов присутствует, то срочно нужно искать и устранять неполадки блока пневмогидравлического усилителя.

Ремкомплект ПГУ для грузовика

Проходит час с небольшим… Наш замечательный Иваныч заканчивает работу с ремкомплектом и установкой ПГУ сцепления на место. Зрители собираются вокруг машины, чтобы узнать, кто оказался прав. Водитель заводит машину и трогается. Все хорошо! Слесарь молча уходит, остальные расходятся по рабочим местам, а водитель, счастливый и довольный, расплачивается и уезжает. Само собой, что через час никто уже не помнит ни водителя, ни ПГУ.

Однако, прошла неделя и — все повторилось! Тот же водитель, тот же тягач, вот только вместо ремкомплекта на машине всё-таки появился новый пневмогидроусилитель. Кстати, времени и денег на «двойной ремонт» ушло почти вдвое больше.

Совет специалистов грузового автосервиса

Сокращая свои расходы, старайтесь взвесить все плюсы и минусы. Если в процессе дефектовки вы обнаружили повреждение зеркала цилиндра, не старайтесь обойтись «малой кровью», меняйте весь агрегат! Ремкомплект не компенсирует износ основных деталей ПГУ.

Самое забавное состоит в следующем: ремкомплекта от производителя… Не существует! На рынке можно найти либо турецкую копию, либо ее китайскую подделку. Но ни то, ни другое не долговечно!

Начинаем ремонт ПГУ КАМАЗ своими руками

Изучив все показатели поломки, вы пришли к решению провести ремонт самостоятельно? Тогда начинать нужно с разборки агрегата, цикл которой проводится строго в следующем порядке:

ремонт пгу своими руками

  1. Задний корпус пневмоусилителя крепится в тиски.
  2. Поочередно вывинчиваются болты с шайбами.
  3. Снимается крышка подвода воздуха.
  4. Из корпуса ПГУ вытаскивается клапан.
  5. Передний корпус в сборке с пневмопоршнем снимается.
  6. У мембраны и пневмопоршня удаляются пружины.
  7. Диафрагма снимается.
  8. Из заднего корпуса вытаскивается корпус уплотнения, упорное кольцо, следящий поршень и поршень выключения сцепления в сборе.
  9. Отвинчивается крышка с уплотнителем выпускного отверстия и перепускной клапан.
  10. Закрепленный ранее задний корпус освобождается из тисков.
  11. Вытаскивается стопорное кольцо.
  12. Снимаются конусы, шайбы и седло со стержня клапана.
  13. Вынимается уплотнительное кольцо с корпуса следящего поршня.
  14. Вынимается следящий поршень и с него снимаются остальные детали.
  15. Вытаскивается уплотнительное кольцо и пневматический поршень из переднего корпуса.
  16. С пневмопоршня снимается манжета.
  17. Вся снятые элементы прочищаются в нефтепродукте: керосин или бензин, обдуваются сжатым воздухом и подвергаются дефектовке.
  18. После качественного просмотра деталей и починки требуемых запчастей или их замены осуществляется сборка в обратном порядке.

Демонтаж и установка ПГУ КамАЗ 5320

Для проведения ремонта ПГУ КамАЗ 5320 необходимо демонтировать узел. Демонтаж выполняется в следующей последовательности:

  1. Выпустить воздух под давлением из системы;
  2. Слить тормозную жидкость из гидравлического привода;
  3. Отсоединить воздушную магистраль;
  4. Отсоединить шланг подачи тормозной жидкости;
  5. Открутить два болта крепления;
  6. Снять узел с посадочного места.

После ремонта или замены всего узла на новый нужно установить его на кожух сцепления автомобиля. Для этого:

  1. Установить усилитель на посадочное место;
  2. Прикрепить устройство двумя болтами к картеру сцепления автомобиля КамАЗ 5320;
  3. Подсоединить воздушную магистраль;
  4. Подключить шланг подачи тормозной жидкости;
  5. Заполнить систему тормозной жидкостью, соответствующей требованиям завода изготовителя;
  6. Прокачать систему для устранения воздуха;
  7. Проверить узел на наличие утечек.

Каким образом можно отрегулировать ПГУ КАМАЗ

регулировка пгу камаз

Финишным этапом восстановления устройства является регулировка ПГУ КАМАЗ. Для этого необходимо обеспечить полный ход толкателя пневматического усилителя не меньше 25 мм. Потому как при низком показателе сцепление полностью отключается. Таким образом, полный ход толкателя тестируется нажатием педали сцепления с усилием до упора.

Если ход не на должном уровне, то повторно тестируется показатель жидкости в бачке основного цилиндра привода сцепления и свободный ход. Если обнаруживается необходимость, то удаляется воздух из гидросистемы. Чтобы ПГУ служило качественно и надежно, важно не забывать об его своевременном ремонте и техобслуживании.

Устройство и принцип работы ПГУ сцепления

Основной задачей ПГУ сцепления является уменьшение усилия требуемого для включения / выключения сцепления грузового автомобиля.

Любой ПГУ состоит из следующих основных частей:

  • регулировочной гайки, толкателя поршня;
  • поршней (пневматического и гидравлического);
  • пружины поршня, крышки и клапана редуктора;
  • пружины и седла диафрагмы, регулировочного винта;
  • перепускного клапана и поршня следящего механизма.

Алгоритм работы ПГУ сцепления заключается в следующем :

  • При включенном сцеплении (нажата педаль сцепления), под давлением жидкости гидропоршень исполнительной части ПГУ давит на шток ПГУ и на поршень следящего механизма, который вместе с диафрагмой смещается так, что открывается а впускной клапан и воздух из пневмосистемы грузовика под давлением подводится к пневматическому поршню.

Таким образом суммируются усилия гидропоршня и пневмопоршня, которые в результате отводят вилку и выключают сцепление.

  • В том случае, если вы убираете ногу с педали сцепления, давление в подводящей жидкость магистрали падает до нулевого значения. Т. е. ослабевает давление на гидропоршни исполнительной части и следящего механизма.

При этом под действием давления воздуха, подающегося из пневмосистемы, гидропоршень следящего устройства начинает двигаться в обратном направлении и закрывает впускной клапан, перекрывая давление воздуха из ресивера.

Под действием нажимной пружины поршень следящего механизма отводится в исходное положение. При этом воздух, который давил на пневмопоршень, выводится в атмосферу. В результате воздействие пружин сцепления вынуждает шток с пневмопоршнем и гидропоршнем вернуться в исходное положение.

При обслуживании производятся следующие работы:

  • визуальный осмотр пгу сцепления, чтобы выявить видимые поломки, утечки воздуха и протечки жидкости;
  • если необходимо, подтягиваются болты крепления;
  • сферической гайкой регулируется свободный ход толкателя;
  • пополняется рабочая жидкость в бачке системы привода сцепления.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: