Технические параметры и модификации самосвала Татра 815

Первый грузовой автомобиль Татра 815 был выпущен чешской компанией еще в 1983 году. С тех пор прошло уже много лет, но самосвал по-прежнему выходит в свет, регулярно подвергаясь различным доработкам и модернизациям. Эта линейка грузовых автомашин имеет массу положительных особенностей и преимуществ перед аналогичными грузовиками других производителей. Данная машина проектировалась и выпускалась в качестве полноценной и улучшенной замены устаревавшей модели Татра Т-148.

Технические характеристики автомобиля

История «Татры»

Завод по производству транспортных средств был создан еще в 1850 году Игнацем Шусталой. Компания занималась изготовлением колясок и бричек. Позже она расширилась. Заводы были не только в Чехии, но и в Берлине, Вене, Вроцлаве и даже на Украине. В 1897 году на свет выпустили один из первых легковых автомобилей в Центральной Европе. Назвали машину «Президент». В 1917 году компания сменила название, а через два года появился значок и надпись «Татра». Так называется горная система. После Второй Мировой войны корпорацию национализировали. На заводах производили грузовые автомобили, а также роскошные легковые машины. Данный автопроизводитель успешно просуществовал вплоть до 2013 года. Затем корпорацию продали на аукционе.

Устройство водительской кабины

Существенным отличием самосвалов Татра 815 стала бескапотная комплектация. Грузовая платформа машины настолько сильна, что она выдерживает не только давление груза, но и многократные передвижения откидной кабины водителя. В зависимости от дополнительного оборудования, кабина отодвигается в различных направлениях. Пониженный уровень кабины настраивается в том случае, если на базе агрегата проводят работу с автокраном.

Кабина снабжена пневматическим креслом, положение которого можно адаптировать под индивидуальные характеристики шофера. Усовершенствованная вариация кабины вмещает до 6 человек вместе с водителем. Водительское кресло раскладывается и может использоваться в качестве спального места. Оптимизированная панель управления также повышает удобство работы: все командные рычаги эргономично расположены в этой области.

Данная часть агрегата также снабжена обогревателем и кондиционером. Корректное расположение лобового стекла открывает водителю вид на рабочую площадку. Грузовой автомобиль Татра Т 815 отличается особым расположением канистры с топливом: содержимое бака не подвергнется перегреву или замерзанию, так как бачок поставлен прямо в водительской кабине.

Варианты использования шасси автомобиля Татра 815

Как создавали легендарный автомобиль

С 1956 по 75 год в Чехии, а тогда в Чехословакии, производили очень интересное авто – «Татра-603». Это автомобиль сугубо представительского уровня, на котором в Советском Союзе ездил зам. председателя КГБ. Машина отличалась заднемоторной компоновкой и уникальным, роскошным на то время дизайном. Однако годы неминуемо берут свое, и этот люксовый автомобиль устарел. В Чехии приняли решение обновить модель.

Дизайн заказывали в итальянском ателье Carrozzeria Village. Но итальянские дизайнеры создали внешность по образцу. Они переработали эскизы чехословацких инженеров, которые во многом (если не во всем) были определяющими в концепции нового авто. И хоть силовой агрегат так же, как на 603-й, остался сзади, компоновка автомобиля сильно изменилась. Но это работа инженеров. А дизайнеры получили очень непростую, практически невыполнимую задачу – нарисовать идеальный, не похожий ни на что другое ранее, крупный и длинный легковой автомобиль с задним расположением мотора. И нужно сказать, что они отлично справились с этой задачей. Новый продукт выглядел оригинально и уникально. Трудно было спутать машину с чем-то еще. В новом дизайне полностью убрали тяжеловесность. Кроме этого, кузов отличался высокими аэродинамическими характеристиками. К 70-му году в Италии собрали целых три образца автомобиля «Татра-613». Фото легендарного люксового авто можно увидеть в нашей статье. Эти экземпляры отличались друг от друга разной внешней отделкой. Также было два типа кузова: седан, а также двухдверное купе. От последнего решено было отказаться, а вот седан пошел в серию.

ТАТРА-ЗИЛ – самосвал для России

В. Галыгин, Фото Ю. Дородонова

Многие посетители прошлогоднего московского автосалона с неподдельным любопытством разглядывали необычный с виду грузовик, экспонировавшийся на стенде фирмы TATRA. Это была одна из последних разработок автомобильных мастеров из Копрживнице – 22-тонный самосвал со столь знакомым для нашего слуха названием «Ямал».

«Ямал»

Действительно, стихия новой машины – разбитые грунтовые дороги Урала, таежные дебри и бесчисленные болота Сибири, бескрайние снежные пустыни и лютые морозы Крайнего Севера. Вместе с тем, интерес вызывали не только новые технические решения, воплощенные в конструкции автомобиля, а также его способность работать в экстремальных природно-климатических условиях, и то что завод спустя 15 лет вновь обратился к капотной компоновке.

ТАТРА и отечественный ЗИЛ в то же время завершали разработку еще одного «капотника». Опытный образец был изготовлен в конце 1997 г., а его первые «смотрины» состоялись на исходе последнего зимнего месяца нынешнего года. Красно-вишневый первенец продемонстрировали участникам и зрителям автокросса на приз И.А.Лихачева, проводившегося в подмосковных Бронницах.

Надо сказать, что путь, который пришлось проделать машине от первоначального замысла до практической реализации, был нелегким. Еще несколько лет назад чехи пригласили к себе москвичей, чтобы обсудить возможность установки зиловской кабины на татровское шасси. Тогда столичные автозаводцы без особого энтузиазма отнеслись к этой идее и «примерка» не состоялась.

Но время шло, а вместе с ним менялись обстоятельства. Новый импульс к совместной работе дал переход АМО ЗИЛ под юрисдикцию правительства Москвы. Став крупнейшим совладельцем предприятия, столичные власти помогли ему выбраться из тяжелейшего кризиса и обозначили ближайшие перспективы. Вздохнув свободно, завод вновь обратился к чешской тематике. К тому времени уже окончательно распался альянс ЗИЛа с американской компанией Кенворт (Kenworth). В образованном совместном предприятии немаловажное значение придавалось выпуску самосвалов грузоподъемностью 18–25 т, в том числе и внедорожных.

Интегральное оперение открывает дизель воздушного охлаждения, прекрасно зарекомендовавший себя в лютые сибирские морозы

Первое, с чем столкнулось руководство нового предприятия, – оценка нового рынка сбыта изделия. Перспективным считается московский регион с 15-миллионным населением и значительными по своим масштабам строительными работами. С учетом этого и грузоподъемность машины могла быть вполне умеренной. Ведь значительную часть времени машине предстояло двигаться по дорогам общей сети, где нагрузки на оси регламентированы. Чтобы не делать автомобиль с нуля, вспомнили о ранее выдвинутых предложениях. Чешская сторона взялась доработать серийно выпускаемое шасси, а российская – подготовить для него кабину. На «Татре» пришли к выводу, что наиболее подходящим для этой цели является модель 815-21 Е 321 30 230 с кабиной, расположенной над двигателем.

Однако прежнее расположение агрегатов не позволяло превратить базовую машину в «капотник», не уменьшив при этом объем кузова. Поэтому силовую установку подвинули на 100 мм вперед, трансмиссионный вал, идущий к коробке передач, удлинили, изменили расположение рулевого управления, внесли другие усовершенствования. В свою очередь в Москве, взяв за основу кабину и оперение «шеститонки» ЗИЛ-4331, вытянули капотную часть на полметра, придали облицовке радиатора современную конфигурацию, адаптировали контрольно-измерительные приборы для совместной работы с механизмами и системами шасси. В результате подобного «скрещивания» появился самосвал, которому присвоили обозначение TATRA-ZIL 815-21 ERKI 30 230. Если говорить об эстетике, то профессионалы-дизайнеры дружно заявляют, что внешний вид чешско-российского детища получился более выразительным, чем у его собрата «Ямала».

Хорошо видна традиционная «татровская» хребтовая компоновка, а также гидроцилиндр опрокидывания кузова и легкодоступная «запаска»

Что же касается всего остального, то энергетические потребности удовлетворяет хорошо известный 308-сильный V-образный 8-цилиндровый дизель воздушного охлаждения рабочим объемом 12 667 см3. Мощности силовой установки, оснащенной турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха, вполне хватает, чтобы грузовик полной массой 30 т разогнать до скорости 109 км/ч. Десятикубовый самосвальный кузов с откидным задним бортом, рассчитанный на перевозку 17 т груза, как и другие узлы, крепится к хребтовой трубчатой несущей раме – традиционному атрибуту всех «Татр». Пятиступенчатая коробка передач, агрегатирующаяся с понижающей двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивают 10 скоростей переднего и 2 заднего хода. Передняя ведущая ось представляет собой пару качающихся в поперечной плоскости полуосей, снабженных продольными торсионами и амортизаторами. Блокировка дифференциала исключает пробуксовку и позволяет увеличить тяговое усилие в условиях бездорожья. Аналогичную конструкцию имеют задние оси, только там в качестве упругих элементов используются листовые рессоры.

Естественно, что столь тяжелый грузовик не может обойтись без гидроусилителя рулевого управления.

Двухконтурная пневматическая тормозная система и моторный тормоз-замедлитель гарантируют остановку полностью груженого автомобиля.

Трехместная термо- и шумоизолированная стальная кабина просторна и комфортабельна. Регулируемое в пространственном отношении сиденье водителя оборудовано индивидуальной подвеской. В самые сильные морозы заданный температурный режим поддерживают два отопителя.

ТАТРА-ЗИЛ

Один из них использует тепло системы охлаждения двигателя, другой – независимый масляный – работает на дизельном топливе. Электрообогрев имеют и наружные зеркала заднего вида. Интегральное откидное оперение открывает свободный доступ к мотору и обслуживающим его системам.

Для приведения в действие гидросистемы опрокидывания кузова на коробке передач установлен механизм отбора мощности.

Длина самосвала 7 830 мм, колесная база 3 700+1 320 мм совпадают с таковой у безкапотного аналога.

Каковы же перспективы дальнейшего сотрудничества? Пока не подписан официальный договор, говорить об экономических аспектах рано. Во всяком случае грузовик ждут всесторонние испытания.

Испытание на Дмитровском полигоне, запуск в серию

Один автомобиль “Татра-613” из трех прототипов в 1971 году отправили в СССР для проведения испытаний. Уже тогда в СССР работал полигон с отличной инфраструктурой – Дмитровский. Именно туда и попал автомобиль.

Как и сегодня, тесты включали в себя несколько этапов. Ускоренный ресурсный тест тогда тоже проводили. Общественность смогла впервые увидеть этот люксовый автомобиль в 1973 году. “Татра-613” была показана на выставке в Праге. В серию машина запустилась в 1975 году на филиале завода в Пршиборе. Сборка велась полностью вручную. Объемы производства не отличались размером – не более 1000 экземпляров за год. Производство свернули в 1996 году. За весь период было изготовлено четыре версии.

Tatra T603 (Татра Т603) 1956-1975

Этот представительский седан с обтекаемыми формами представлял тупиковую ветвь развития, которую составляли Volkswagen и Porsche (Порше). Подобно им чешский автомобиль был заднемоторным. В 1964 г. рабочий объем его 2,5-литрового двигателя был уменьшен до 2,4 л, но при этом мощность возросла до 98 л.с. Модель получила обозначение «Т2-603». Ее верхнеклапанный V-образный 8-цилиндровый мотор имел два двухкамерных карбюратора, а рычаг переключения 4-ступенчатой полностью синхронизированной коробки находился на рулевой колонке. За годы выпуска на двигателе этой модели использовали два типа головок блока цилиндров. Поэтому моторы комплектовали свечами зажигания с длинной или короткой резьбовой частью. Огромная собственная масса автомобиля ограничила максимальную скорость значением 169 км/ч, а время разгона с места до 96 км/ч составляло 14 с. Расход топлива вопреки ожиданиям был всего 12 л/100 км. Эти показатели автомобиля не должны вводить в заблуждение: участвовавшие в ралли «Марафон де ля Рут» (Marathon de la Route) машины «Т2-603» заняли все три призовых места.

Подвеска всех колес была независимой, спереди — на стойках МакФерсона, а сзади — разрезной ведущий мост на винтовых пружинах. С 1970 г. на всех колесах появились дисковые тормоза вместо барабанных. До 1956 г. легковые автомобили Tatra имели хребтовую раму, но «Т603» получила стальной несущий кузов длиной 5,05м с очень большими весами. В обоих задних крыльях, заканчивающихся модными тогда «плавниками», разместили большие воздухозаборники для охлаждения двигателя. Панорамное заднее стекло состояло из двух больших половин, сдвоенными были и фары.

В спартанском салоне находились сиденья с обивкой из черного винила со вставками из ткани или велюра. Приборная панель эллипс-ной формы повторяла своими очертаниями переднюю облицовку кузова. На черном двухспицевом рулевом колесе красовалось хромированное кольцо звукового сигнала. На полу под резиновыми ковриками был слой пористой резины для звукоизоляции. Это и была Ахиллесова пята «Т603», поскольку изоляция впитывала воду и приводила к коррозии.

Автомобиль Tatra T603 отличался необычным округлым 4-дверным кузовом, напоминавшим в профиль классические модели Porsche и Volkswagen тех лет
Характеристика (Tatra T603)
Двигатель:V8, заднего расположения
Рабочий объем:2,4 л
Шасси:на несущем кузове
Подвеска:независимая, спереди на стойках МакФерсона, сзади на винтовых пружинах
Тормоза:барабанные, с 1970 г. дисковые

Экстерьер

Кто-то может заметить в дизайне автомобиля сходство с «Ситроеном», некоторые находят в нем черты «Сааба». Есть люди, которые могут угадать в «Татра-613» даже «Ренж-Ровер», только более плоский.

Машина довольно крупная и отнюдь не бюджетная. Нужно очень хорошо знать автомобильную историю, чтобы распознать в ней представителя восточноевропейского автопроизводства. Если взглянуть на авто сбоку и сзади, то кузов просто уникальный и безупречный во всем. Но вот с передней частью у итальянцев явно что-то пошло не так. «Передок» напоминает ящик для рассады. Но вопросы к этой части возникаю редко. Дизайн очень гармоничный и своеобразный. Необычно выглядит и задняя часть. И пускай задние фонари похожи на «Мерседес W123», однако «плавники», которые проходят вдоль заднего стекла, вносят в облик немного фантастики. Кстати, за счет плавников кузов становится похож на лифтбек. Хотя по факту это обыкновенный седан. Нельзя не увидеть две выхлопные трубы. Они шли уже с завода.

Основные параметры модели

Выпуску самосвала Татра 815 предшествовало производство модели Татра 148, которая проявила выносливость и высокую производительность даже в экстремальных условиях эксплуатации. Конструкторы снабдили этот самосвал специфическими параметрами:

Татра 148

  • четырехтактный дизельный двигатель;
  • усиленная система охлаждения мотора;
  • несущая рама с прочной фиксацией кузова и узлов;
  • надежная колесная формула (max – 12*12).

Дизайн самосвала считался инновационным в советские времена. Современный мир техники избаловал потребителя высокотехнологичным декором, но Татра 815 по-прежнему смотрится достойно на фоне более новых агрегатов.

Конфигурация спецтехники отвечает всем техническим требованиям, полностью соответствует поставленным перед самосвалом задачам. Передние выносы распределяют нагрузку и выполняют функцию амортизаторов. Внешний профиль самосвала также имеет специфическую форму, которая защищает внутреннее устройство автомобиля. Ходовая часть самосвала Татра 815 выдерживает нагрузку до 16600 кг, имеет различные варианты модификаций в зависимости от дополнительного оснащения.

Несмотря на многочисленные усовершенствования характеристик, данный автомобиль отличается большим расходом топлива: на 50 км пути тратится около 20 л горючего. Уровень траты бензина также зависит от веса перевозимого груза.

Ходовая часть автомобиля Татра-815

Один двигатель, два карбюратора

Интересные решения применялись тогда в автомобиле «Татра». Легковые автомобили 613-й модели выделяются из общей серой массы даже сейчас. Вроде бы компоновка заднемоторная, но она гораздо ближе к среднемоторной. Двигатель расположен прямо над задней осью. С одной стороны, это заслуга хорошей развесовки, а с другой – силовой агрегат ушел далеко в прошлое, что затрудняет его обслуживание.

В автомобиле «Татра-613» двигатель представляет собой не что иное, как настоящий V8. Данный агрегат способен выдавать 143 л.с, но возможно и поднять характеристики, расточив блок. Тогда мощность вырастет до 170 сил. Объем двигателя – 3,5 л, что для восьмицилиндрового агрегата вполне нормально. Работает двигатель только на бензине А95. При этом расход топлива не самый маленький – даже при движении по трассе аппетит легко переваливает за 15 литров. При этом автомобиль может двигаться со скоростью 190 км/ч. Особенность этого двигателя – два карбюратора. Система охлаждения здесь воздушная. А если открыть капот, то первое, что бросится в глаза – это турбина, которая используется в системе охлаждения. Воздух, который попадет в фильтр, нагревается за счет отработанных газов. Система отопления представляет собой независимые печки, работающие на бензине. Одна из них расположена в центральной части панели, а вторая – в передней. Ее так просто не увидеть – она скрыта под полом в багажнике. Что касается трансмиссии, то для автомобиля представительского класса «Татра-613», технические характеристики которой можно сравнить с некоторыми моделями «Ренж-Ровер», предусматривалась автоматическая коробка. Есть и 4-ступенчатая МКПП.

технические характеристики, фото и видео

Серии, характеристики, особенности, преимущества и недостатки самосвалов Татра

Многие из европейских стран имеют свои заводы по производству автомобилей, как легковых, так и грузовых. Некоторые из стран занимаются производством нескольких марок авто, а вот не особо большие страны производят только п одной или две марки. Так у Чехии производством легковых авто занимается «Шкода», а грузовых – «Татра».

Самосвалы Татра

У очень обширная история. Начинала она с производства телег, позже занималась выпуском ж/д вагонов и в итоге сошла на выпуск авто. В ее списках числились и легковые авто класса «люкс», но в итоге данный производитель остановился на выпуске грузовых авто, а также военной техники на базе грузовиков.

У нас этот производитель грузовых авто не очень представлен, хотя «Татра» производит авто для многих сфер: общего назначения, пожарные, для лесного, коммунального и горного хозяйства, выпускаются также и модели, предназначенные для работ по добыче нефтепродуктов.

Особенности, достоинства и недостатки

Особенностями производимых сейчас грузовиков «Татра» является несколько нестандартная конструкция авто, которая на других марках грузовых авто не используется. Даже сейчас производятся грузовики «Татра», оснащенные мощными дизельными установками, но с воздушным охлаждением. С одной стороны это преимущество, поскольку конструктивно такие силовые установки проще, а значит надежнее. Но с другой стороны, обеспечить оптимальный температурный режим для их работы обеспечить сложнее.

Еще одной особенностью грузовиков «Татра» является использование хребтовой рамы. Рама такого типа отличается повышенной жесткостью и сопротивлению на скручивание, что обеспечивает данным авто значительные показатели по грузоподъемности.

Также данная рама позволяет создавать многоосевую конструкцию, добиваясь повышения грузоподъемности при этом не особо усложняя саму конструкцию рамы. Такая рама имеет центральную балку, к которой присоединен силовой агрегат и трансмиссия, а также к ней крепятся полуоси. За счет удлинения центральной балки существует возможность создания авто с колесной формулой до 12х12, хотя с таким количеством мостов авто создается по заказу.

Но в таком типе рамы есть и недостатки. К основным недостаткам относится сложность обслуживания ее, поскольку приводные валы располагаются внутри центральной балки рамы и доступ к ним ограничен.

Следует отметить и мелкие особенности самосвалов «Татра» среди которых и подогреваемый кузов, что вообще встречается редко. А подогревается он системой отвода выхлопных газов.

На данные авто и сейчас ставятся моторы с воздушным охлаждением, при этом отопление кабины у них предусмотрено и для этого используется система смазки.

В общем, грузовики «Татра» объединили в себе альтернативную конструкцию грузовиков, которую мало кто использует. И как показывает история, данная конструкция имеет право на жизнь.

«Татра» 815-й серии

Сейчас производство грузовиков «Татра» свелось к нескольким сериям, одной из которых является 815-я серия.

Производство этой серии началось 1983 года. За время существования модели этой серии несколько раз подвергались техническим доработкам, но в основном они касались силовых установок и трансмиссии, а также внешнего облика авто.

Фот осамосвала Татра 815

Грузовики «Татра» 815 являются самосвальными, с однокомпоновочной конструкцией, когда кабина находится над силовой установкой. Основными в этой серии являются модели с колесными формулами 6х6 и 8х8, хотя встречаются и версии 4х4 и 12х12.

Помимо этого каждая из моделей данной серии включает в себя две конфигурации. Но, по сути, основная модель представляет собой версию, предназначенную для использования по дорогам общего назначения, а конфигурация – модель с повышенной проходимостью, но меньшей грузоподъемностью.

Технические характеристики 815-й серии самосвалов «Татра»:

ХарактеристикиЕд. измерения2D1S01231S24231S25231S84230S8T
Колесная формула6х66х66х68х88х8
Двигательтип8-цил., дизель
Объем рабочийл12,7
Мощностьл.с.340380442442442
Объем кузовам. куб.10-1212-14916-1816-18
Грузоподъемностьт1719,416,324,528,8

Видео обзор самосвала Татра 815:

«Татра» 613-й серии

Вторя серия, выпускаемая «Татра» имеет индекс 613. Эти серия включает в себя всего две модели, одна из которых имеет внедорожную конфигурацию. Эти авто обладают уже двойной компоновкой – двигатель вынесен вперед, а за ним располагается кабина. Несмотря на такую компоновку – это все те же грузовики «Татра» с мощными двигателями и хребтовой рамой.

Сами авто являются самосвальными, по габаритам они несколько уступают 815-й серии, но грузоподъемность у них тоже неплохая.

Характеристики «Татра» 613:

ХарактеристикиЕд. измерения321SK4331SKT
Колесная формула6х66х6
Двигательтип8-цилиндр., дизель8-цилиндр., дизель
Объем рабочийл12,712,7
Мощностьл.с.380442
Объем кузовам. куб.12-1414-16
Грузоподъемностьт19,2225,05

Фото самосвала Татра 613

Технические характеристики моделей самосвалов Татра серии 613

allspectech.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: