Трактор-пуллинг: трактора с вертолётными двигателями

Беларус 1221, несмотря на универсальность, позиционируется как сельскохозяйственный энергонасыщенный трактор, потому основное направление его деятельности связано с полем. Перечень работ, выполняемый с использованием модели в сельском хозяйстве:

  • обработка грунта;
  • удобрение и химическая обработка культур;
  • возделывание и уборка картофеля, кукурузы, зерновых и овощей;
  • уборка технических культур (рапса, льна и других);
  • вывоз и внесение в почву органических удобрений;
  • уборка мусора;
  • полный цикл операций по заготовке сенажа, сена, силоса и других кормов;
  • транспортные работы.

Беларус 1221 востребован не только в сельском хозяйстве. Трактор используют дорожные и коммунальные службы, строительные организации и промышленные предприятия. Большой запас мощности позволяет эффективно выполнять сложные задачи.

Модификации и особенности

Популярность Беларус 1221 привела к появлению различных модификаций трактора. Среди наиболее известных значатся:

  • Беларус 1221 – базовая вариация;
  • Беларус 1221Л – версия для работы в лесной промышленности. Оптимально подходит для операций по погрузке, трелевке и транспортировке леса;
  • Беларус 1221В.2 – аналог Беларус 1221 с реверсивным постом управления. На российский рынок не поставляется с 2011 года;
  • Беларус 1221.2 – серия с увеличенной тягой для работы в сельском хозяйстве. Ее особенностью является наличие гидравлического подъемника и дизельного мотора S;
  • Беларус 1221.3 – серия с агрегатом S2;
  • Беларус 1221Т.2 – модификация с ведущим передним мостом и солнцезащитным навесом.

Аналогами трактора являются иностранные модели Case IH, Fendt 900 Vario и YTO X1304.

Положительные качества Беларус 1221:

  • простота конструкции и высокая ремонтопригодность;
  • надежность;
  • высокая эффективность большинства операций;
  • дешевизна запасных частей;
  • унификация по многим узлам с другими продуктами Минского тракторного завода;
  • возможность выполнения быстрой диагностики и малые потери времени на устранение поломок;
  • экономичный расход смазки и горючего;
  • возможность использования при температуре от -40 до +40 градусов;
  • подходит для работы практически с любым типом почвы.

Недостатки трактора:

  • регулярное возникновение проблем с корзиной сцепления при частой смене характера сельскохозяйственных работ;
  • недостаточная эффективность охлаждающей системы при жаркой погоде;
  • поломки турбины мотора.

Т-150К

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 4950 мм;
  • ширина – 2250 мм;
  • высота – 2850 мм;
  • колесная база – 2760 мм;
  • дорожный просвет – 465 мм;
  • ширина передней колеи (регулируемая) – 1550-2270 мм;
  • ширина задней колеи (регулируемая) – 1500-1900 мм;
  • минимальный радиус поворота – 5300 мм.

Конструкционная масса модели Беларус 1221 – 5300 кг. Грузоподъемность достигает 4500 кг. Скорость движения лежит в пределах 2,1-33,8 км/час (вперед), 4-15,8 км/час (назад).

Характеристика колес:

  • передние – 420/70R24;
  • задние – 16.9R38 или 18,4R38.

Какой мини трактор лучше полно приводной или только с задним приводом?

Вопрос о том, какой трактор лучше, с классическим задним приводом или полно приводной, неоднократно поднимается в различных отзывах. Здесь, как поется в песне «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь» полный привод. Дело в том, что полно приводные модели мини тракторов стоят дороже, да и требуется дополнительное обслуживание передних приводных колёс. Если Вы думаете устанавливать на мини трактор передний погрузчик КУН, то передний привод просто необходим. Кроме того если в Вашей местности преобладает глиняная почва, то при первом – же дожде, такой привод понадобиться. Тоже самое, можно сказать и о заболоченных местах. Но в остальных случаях, передний привод почти не включается, так зачем за него платить лишние деньги. Для повышения проходимости, как в заболоченных местах так и зимой по снегу, более эффективны цепи. Кроме того возможно и применение лебёдки, что стоит дешевле. Перед покупкой минитрактора, в своей местности, спросите профессионального тракториста, часто ли он пользуется передним приводом. В основном ответ будет, что очень редко. Однако давайте обратимся к отзывам и спорам, по этому поводу на форуме Фермер: «Для болота согласен, лишним не будет. Но выше была упомянута степь, поэтому думаю лишние шестеренки возить нет смысла. У меня покосы на солонцах, нынче раскисли, МТЗ колеи по 20-30 см прорезают, от миника же только протектор остается. Хотя раз топил, 2 года назад. По берегу речки косил, вода выжимается, потом раз трактор остановился, вперед-назад, не едет, пока сообразил, капот уже в небо смотрит. Вылез, смотрю, полная колея воды уже. Кое как выдрали Нивой оттуда, Вот теперь думаю, помог бы тогда полный привод выбраться оттуда, или еще крепче закопаться? Ведь косил бы точно с отключенным, а засосало так быстро, что включать было уже поздно бы. А трактор висящий на 2х мостах сложнее вытащить.» А вот что говорит хозяин мини трактора Т-25, по поводу полного привода. Для справки Т-25 имеет только задний привод. «Что мне Вам доказывать, всё что можете так страшилки рассказывать как по глине и по колеям а в реале не кто кроме слов не чего и не показал, так что с уверенностью могу сказать там где вы с двумя мостами я и на заднем пройду, а вот где я на заднем прохожу далеко не факт что вы с двумя пройдёте, можете попросту на пузе оказаться, надеюсь такого ответа хватит»

А вот и ещё одно мнение тракториста со стажем:»Поддерживаю. И ни в кому не в обиду выскажу свое мнение по сему вопросу. Я на форуме не первый год, и читая и иногда участвуя в дискуссиях пришел к выводу: те кто впервые в жизни садится за руль трактора, то есть купленного миника не представляют его иначе кроме как полноприводным, и накатав сотню вторую мото часов начинают рассказывать о преимуществе полного привода, не упоминая о неудобствах, хотя не имеют малейшего опыта эксплуатации заднеприводного трактора, то есть сравнить не с чем. А те кто имеют опыт работы на заднеприводных о полном приводе даже не заикаются, так как если трактор использовать в с/х то его вполне достаточно. Еще интересней у самодельщиков, там полноценным считается полноприводной-переломка. И никто даже сам себе не хочет признаться что таким способом он старается компенсировать недостаток сцепного веса или мощности двигателя.»Но есть и другие мнения, ведь если выпускаются трактора с полным приводом, значит это нужно и конечно нужно. Если Вам нужен передний привод платите деньги и он у Вас будет. Чем больше денег заплатите, тем больше будет опций. Но те, кто уже купили трактор с полным приводом, уверены, что поступили правильно, а вот и следующее мнение: «Ну да ну да, полноприводные трактора только лохи покупают, потому что на заднеприводных ездить не умеют. Поясните пожалуйста, что за неудобство Вы усмотрели в эксплуатации полноприводного трактора?. Если отключить передний привод, то получит трактор с задним приводом. Если че. Никто меня не убедит, что полный привод не нужен, если я на своем опыте несколько раз выезжал из болотистой ямы подключив полный привод, а зимой забирался в крутую горку, тоже подключив полный при вод, а до этого просто тупо буксовал на середине горы.»»У меня был заднеприводный трактор синтай-180, сейчас полноприводный джинма-244 я ничего плохово сказать не могу не протот и не продругой. Но на джинме установлен фронтал и без переднего привода ни куда. Специально в грязь не лажу, для этого у меня квадр. А полный привод это вещ. Я на нем кортофан и сажу и окучиваю и ни каких проблем. Так что плахому танцору всегда что то мешает.Лучше полноприводный или заднеприводный трактор скорее зависит от условий эксплуатации. Вот несколько примеров из моей, пока небольшой практики. Пашу почти всегда с подключенным передком, иначе просто буксует. В случае заднеприводного трактора тут может помочь гидроувеличитель сцепного веса, или как это правильно назвать. Огороды у людей разные и некоторые расположены на крутых склонах, так вот бывает, при работе с фрезой в горку, трактор на заднем приводе начинает зарываться. Приходится подключать передок и становится всё нормально. У заднего привода, в этом случае, только она альтернатива — фрезеровать в одну сторону, что не слишком удобно. Еще один пример — переезжаю не страшный на вид овражек, передние колеса проходят нормально, а задние чуть пробуксовали и сразу зарылись. Пробую назад и снова пробуксовка. Подключаю передок и как — то легко выезжаю. А на заднеприводном тракторе? Искать кто выдернет? Да и просто по грязи довольно часто приходится пользоваться полным приводом. Еще раз повторюсь, всё зависит от местных условий.» Как видите, полный привод не мешает и носить его за плечами не нужно. А если Вы знаете что он Вам пригодиться так почему бы и не купить мини трактор с полным приводом.

Другие статьи по этой теме:

  • Посадка картофеля трактором без картофелесажалки
  • Вечный трактор, на котором невозможно работать, а вернуть нельзя
  • Устранение вибрации триммера или о чём не говорят в сервисах
  • Самый маленький и дешёвый мини трактор

Двигатель

Для Беларус 1221 доступны 3 варианта силовых установок:

1. 4-тактный дизель Д-260.2 с газотурбинным наддувом и жидкостным охлаждением. Мотор устанавливался на первые модификации трактора и имел рядное расположение цилиндров. Впускные и выпускные клапаны агрегата сделаны из жаропрочной стали. Конструкция установки отличается повышенной надежностью и сертифицирована по ГОСТ 17.2.2.02 и ГОСТ 2000.

Характеристики мотора Д-260.2:

  • рабочий объем – 7,12 л;
  • номинальная мощность – 96 (130) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 2100 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 500 Нм;
  • степень сжатия – 16;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • удельный расход горючего – 226 (166) г/кВт в час (г/л.с. в час).

2. 4-тактный дизельный агрегат Д-260.2С. Мотор в плане конструкции практически повторяет Д-260.2, но отличается по некоторым показателям.

Характеристики мотора Д-260.2С:

  • рабочий объем – 7,12 л;
  • номинальная мощность – 98 (132) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 2100 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 446 Нм;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 110 мм.

3. 4-тактный дизельный мотор Д-260.2S – наиболее мощный вариант.

Характеристики мотора Д-260.2 S:

  • рабочий объем – 7,12 л;
  • номинальная мощность – 100 (136) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 2100 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 568 Нм;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 110 мм.

Все модификации прекрасно работают с российским топливом, что является важным моментом для потребителей. Емкость топливного бака составляет 160 л.

ДТ-75

Фото

Управление полноприводными автомобилями

Аргументируя превосходство системы 4х4 над моноприводными компоновками в зимних условиях, неопытные автомобилисты достаточно редко принимают во внимание особенности ее поведения на скользких участках.

Господство четырехканальной тяги – это:

  • нейтральная поворачиваемость, позволяющая проходить повороты на высоких скоростях, прилагая максимум усилий и внимания;
  • минимальное время (по сравнению с моноприводными авто) на совершение единственно верного действия в экстренных ситуациях (снос/занос);
  • относительно позднее начало фазы скольжения, требующее максимальной концентрации внимания и соответствующей подготовки пилота.

Преодолевая поворот зимой на авто с полным приводом, легко заметить такие особенности:

  • в процессе прохождения участка «точка-входа – апекс» поведение машины идентично авто с задней тягой;
  • на выходе из поворота проявляется недостаточная поворачиваемость, присущая «полноприводникам».

Внезапный занос автомобиля с полным приводом: что делать?

Предотвратить внезапное скольжение моноприводного автомобиля доступно даже малоопытному водителю – он точно знает, что на передней тяге необходимо нажать на газ, а на задней – сбросить.

Важно! Главный инструмент в процессе скольжения «переднеприводника» – тяга. В случае проявления скольжения в повороте сбрасывать газ категорически запрещено.

Классика поведения «полноприводника» в скольжении такова:

  • резкий сброс акселератора – снос всех четырех колес с последующим разворотом передней части в сторону выхода из виража;
  • плавный сброс тяги – автомобиль уходит в сторону поворота;
  • прибавка тяги – траектория движения выпрямляется.

Строго придерживаться теоретической схемы поведения системы 4х4 не стоит. Развесовка автомобиля, индивидуальная конструкция и отличительные настройки дифференциалов и блокирующей электроники способны привести к совершенно иным реакциям. Посему мастера автоспорта настоятельно рекомендуют оценить поведение автомобиля на закрытой площадке.

Залог сохранения контроля над автомобилем в скольжении – синхронная работа газом и небольшие покачивания рулевым колесом. Именно таким суждением руководствуются пилоты ралли и прочие мастера автоспорта.

Избежать критического заноса в скользком повороте на полном приводе нередко помогает элементарное выставление автомобиля на входе в поворот:

  • положение педали газа не изменяется (остается нажатой);
  • слегка притормозить левой ногой;
  • повернуть руль на минимальный угол в сторону виража (никогда не поворачивать в сторону заноса).

Злоупотреблять углом поворота руля не стоит:

  • слишком вывернутые колеса + хорошая загрузка передней оси (хорошее сцепление) приводят к заносу;
  • большой угол «баранки» и плохое сцепление передних колес приводят к сносу.

К сведению:

  • автомобили с автоматически подключаемым полным приводом весьма опасны при скольжении: трансмиссия способна перейти в полноприводную при пробуксовке передних колес и наоборот;
  • на границе баланса дифференциал повышенного трения склонен к подтормаживанию колес, вызывая занос;
  • современная электроника зачастую рассчитана на неверные действия новичков: например, при заносе на переднеприводном авто допускается не только сброс газа, а и торможение.

Читать дальше: Ремонт клапанов головки блока цилиндров

Устройство и особенности эксплуатации

Беларус 1221 – переднеприводный трактор. На мостовой балке спереди монтируется специальный противовес, позволяющий работать с дополнительным оборудованием. Масса балласта лежит в пределах 510-1025 кг. Спереди устанавливаются ведущие колеса маленького радиуса, сзади – большого радиуса. Подобная компоновка позволяет машине эффективно функционировать на влажном грунте и выполнять сложные сельскохозяйственные операции. Малое давление на грунт минимизирует повреждения верхнего плодородного слоя. Для уменьшения давления используются сдвоенные колеса.

Передний мост модели Беларус 1221 может быть балочно-соосным или планетарным. Он комплектуется шкворневыми 2-опорными узлами, гидроцилиндрами рулевого управления, планетарными редукторами и усиленной балкой. Широкие колеса спереди и дополнительное усиление являются надежным основанием для установки навесных устройств. Задний мост оборудован планетарными редукторами и электрогидравлической системой управления дифференциалом с 3 режимами (автомат, выключен, включен). Полуоси заднего моста и конечных передач имеют усиление, позволяющее применять мощное оборудование.

В тормозной системе Беларус 1221 используются 3-дисковые сухие элементы, оказывающие влияние вначале на задние, затем на передние колеса (по заказу устанавливаются многодисковые тормоза).

Трансмиссия Беларус 1221 отличается от других моделей бренда. Среди ее особенностей:

  • усиленная муфта с 2 дисками и жестким корпусом;
  • синхронный независимый привод.

В трансмиссии использована новая механическая коробка передач с 24 скоростями (16 передних и 8 задних передач). 2-дисковая муфта сцепления устанавливается в прочный корпус. Вал отбора мощности (задний) сделан в 2-скоростном исполнении с независимым или синхронным приводом.

На модели Беларус 1221 используется гидравлическая система 2 видов:

  • с 2 вертикальными цилиндрами в гидроподъемнике;
  • с горизонтальным силовым цилиндром, работающим автономно.

Для прицепных и навесных устройств присутствуют 3 выхода. Гидравлическая система трактора выпускается компанией BOSH и отличается повышенной надежностью. За ее функционирование отвечает насосная станция с фильтрацией жидкости и контролем температуры.

Беларус 1221 работает с широкой линейкой оборудования:

  • косилками;
  • культиваторами;
  • устройствами для планировки;
  • боронами;
  • грузоподъемными устройствами;
  • плугами;
  • рассеивателями удобрений;
  • сцепными устройствами;
  • тяговыми устройствами.

Бортовая электрическая система (12 В) представлена генератором на 1000 Вт, мощным аккумулятором и системой пуска на 24 В.

Кабина сделана на базе выгнутых жестких фасонных профилей со вставленными сферическими стеклами с тонировкой. На крыше имеется аварийный люк. Приборы освещения позволяют работать на тракторе в темное время. В салоне имеется вентиляционно-обогревательная система, поддерживающая оптимальный микроклимат. За счет использования специальной обивки и звукопоглощающих мастик достигается комфорт работы, а влага, вибрация и шум внутрь кабины практически не проникают.

Управление движением трактора осуществляется посредством гидрообъемного рулевого управления с 2 гидроцилиндрами, расположенными в рулевой трапеции, и насос-дозатором. Оператор регулирует направление прямо из кабины, что очень удобно. Для работы с узлами устанавливаются 2 поста: главный расположен справа от оператора, дополнительный – на щитке сверху. Рычаги и клавиши позволяют регулировать подачу горючего, работу освещения и управлять оборудованием.

МТЗ «Беларусь»

Лучшие садовые тракторы

Садовые тракторы называют райдерами. Это компактная техника, к которой тоже можно присоединить навесное оборудование, но часто оно располагается спереди или между шасси. Колеса у садовых тракторов меньше, поэтому на них получится передвигаться только по грунтовым дорожкам и газонам. Зато поворотные оси у райдеров бывают не только передние, но и задние, что дает меньший радиус разворота и повышенную маневренность. Нередко трактор уже укомплектован газонокосилкой и травосборником.

MasterYard CR1838

Рейтинг: 4.9

На первом месте в этой категории рейтинга садовый трактор от чешской компании. Модель комплектуется двигателем Briggs&Stratton, который отличается повешенной надежностью. Силовая установка выдает 17.5 л.с. Одноцилиндровый мотор получает топливо от бака, вмещающего 7.5 л. Покупатели отмечают у отзывах плавную работу вариатора, у которого отсутствуют толчки при переключении. Установка режимов «вперед», «нейтраль» и «назад» вынесена на правое крыло. Гидростатическая трансмиссия управляется только нажатием педали. Минитрактор оснащен газонокосилкой с шириной скашивания 92 см. В ней вращается два ножа, обеспечивая быстрое скашивание растительности. Передвигается спецтехника на равнозначных колесах, в ступицах которых имеются подшипники. В комплекте поставляется задний травосборник на 200 л.

Наши эксперты включили товар в рейтинг, поскольку здесь есть круиз-контроль. Садовому трактору можно задать нужную скорость и направления, и система сама будет поддерживать их. Это снимает нагрузку с оператора и облегчает выполнение процессов на просторном участке.

Достоинства

  • широкое удобное кресло водителя;
  • красивый дизайн;
  • встроенная газонокосилка с выбросом посередине;
  • диодная подсветка фар повышает безопасность при работе в людном месте;
  • удобная кулиса вариатора справа, а не между ногами.

Недостатки

  • нельзя прикрепить роторный снегоуборщик;
  • только задний привод;
  • высокая стоимость;
  • для выброса травы назад нужно приобретать дополнительный комплект.

Husqvarna R 112C5 (2014)

Рейтинг: 4.8

Вторая позиция в категории рейтинга садовых минитракторов отдана американской модели R 112C5, выпущенной в 2014 году. Спецтехника успешно продается до сих пор и рассчитана на небольшие зеленые участки, площадью до 1 Га. Минитрактор обладает повышенной маневренностью за счет поворотных задних колес и червячного соединения двух частей кузова. Это нравится покупателям в отзывах, поскольку помогает легко скашивать траву вокруг кустов и декоративных элементов в саду. «Сердцем» райдера является одноцилиндровый двигатель, объемом 344 см³, работающий по четырехтактной схеме. Он выдает мощность 12.5 л.с. У водителя сохраняется прекрасный обзор спереди, потому что ДВС размещен в задней части. Газонокосилка снабжена режимами скоса с регулировкой высоты и мульчирования.

Эксперты внесли минитрактор для ухода за садом в рейтинг, поскольку у него дека с ножами вынесена максимально близко к носу. Вес двигателя и оператора удерживается на платформе с четырьмя шасси, а газонокосилка подвешена на выдвижной раме с двумя дополнительными опорными колесиками. Последние выполнены из резины и не повреждают бордюры или статуи, а также обеспечивают мягкое столкновение с препятствиями.

Достоинства

  • широкое кресло для оператора;
  • высокая маневренность;
  • электрический стартер;
  • регулировка высоты стрижки от 25 до 70 мм;
  • низкий уровень шума.

Недостатки

  • подходит для ухода за небольшой территорией;
  • высокая стоимость;
  • рукоятка опускания деки далеко от водительского кресла.

STIGA Estate 5102 H

Рейтинг: 4.7

В тройку лучших нашего рейтинга в категории садовой техники вошел минитрактор от шведского бренда. Агрегат оснащен мотором Intek 5210 AVS от компании Briggs&Stratton. Силовая установка выдает 14.1 л.с. Трансмиссия реализована в виде заднего привода и управляется гидростатикой от педали. Сзади есть травосборник, куда поступает трава от косилки. Трактор для сада поддерживает функцию мульчирования. Чтобы быстро очистить режущий механизм от мусора, предусмотрен штуцер для подсоединения водяного шланга. Для установки высоты скашивания есть регулятор, доступный с кресла оператора. Диапазон регулировки составляет 25-80 мм. Бензобак размещен под капотом, поэтому снаружи ничего не выпирает. Владельцам, судя по отзывам, нравятся яркие светодиодные фары, разрешающие работать в любое время суток.

Рекомендуем: Шипучие витамины — как выбрать

Трактор для сада заслужено входит в рейтинг из-за стильного дизайна. Зауженные фары и высокая радиаторная решетка, а также обтекаемый кузов делают его похожим на дорогую иномарку. Такой садовый минитрактор будет привлекательно смотреться на территории санатория или гостиницы с прилегающим парком. Еще спецтехника превосходит других частников рейтинга шириной скашивания за один проход, составляющей 102 см.

Достоинства

  • есть функция мульчирования;
  • автоматический выброс травы назад;
  • травосборник в комплекте;
  • выносливый двигатель.

Недостатки

  • высокая стоимость;
  • неудобно взбираться на верх;
  • если неосторожно столкнуться с препятствием, то можно повредить пластиковую обшивку.

MTD Smart RF 125

Рейтинг: 4.6

Завершает рейтинг садовый трактор от американского MTD. Он подойдет для площади 1500 м² и сложного рельефа. Спецтехника оснащена мотором, мощностью 8.4 л.с. У оператора комфортное сиденье с удобной посадкой благодаря открытой раме. Трансмиссия здесь полностью автоматическая и имеет плавное переключение. Газонокосилка захватывает по ширине 96 см и снабжена боковым дефлектором для выброса. Крутящий момент передается на задние колеса. Весит минитрактор всего 150 кг. Дека имеет собственные два поддерживающих колеса, повышающих точность регулировки высоты скашивания и не позволяющих ножам врезаться в землю. Передняя ось трактора сконструирована с маятниковой подвеской, поэтому косилка режет ровно даже на сложном рельефе. Пользователи отмечают в отзывах продуманный рисунок протектора, не повреждающий газон.

По нашему мнению садовый трактор должен быть в рейтинге благодаря компактности. Его габариты — 1700х1300х1000 мм одни из самых маленьких, поэтому название Smart ему очень подходит. Радиус разворота техники составляет всего 46 см. На товар следует обратить внимание владельцам просторных газов перед коттеджем.

Достоинства

  • ширина захвата за один проход — 96 см;
  • выброс травы в сторону через боковой дефлектор;
  • автоматическая трансмиссия;
  • регулировка высоты скашивания от 30 до 95 мм.

Недостатки

  • травосборник покупается отдельно;
  • не режет траву ниже 30 мм;
  • одна фара.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Санный спорт

Основная задача трактора на соревнованиях — пройти заданную дистанцию, так называемый full pull — по правилам Европейской федерации ETPC она составляет 100 м. Впрочем, благодаря системе динамической нагрузки, о которой мы поговорим чуть ниже, до full pull обычно доезжают считаные единицы, а победителем становится тот, кто прошел наибольшее расстояние до остановки. Если до финишной отметки добралось несколько тракторов, между ними проводится следующий раунд состязаний. В качестве груза к трактору прицеплены специальные сани довольно сложной конструкции, от раунда к раунду их догружают, усложняя задачу. Подобные гаджеты изготовляются специальными «санными» командами национальных федераций разных стран и имеют ряд технологических особенностей.

Несмотря на то что правила различных ассоциаций трактор-пуллинга разнятся, суммарно можно выделить несколько типов «болидов». Первый — так называемый Limited Farm Class, то есть серийные трактора, модификации в которых, за исключением направленных на обеспечение безопасности, запрещены. Этот класс достаточно дешев, начинающие спортсмены обычно приходят в трактор-пуллинг именно через него. Второй тип — это Limited Sport Class. Эти трактора могут быть доработаны для участия в соревнованиях, но максимальная частота оборотов их двигателей не может превышать 2700 об/мин, а сами движки должны быть оригинальными, от серийных машин. Третий и четвертый классы — Super Sport и Farm Stock — представляют собой аналог второго класса с большей степенью свободы в плане доработки. А вот самый любимый зрителями Unlimited Farm Stock class допускает постройку совершенно безумных машин, не ограниченных практически никакими показателями, кроме количества двигателей и параметров каждого из них. В принципе, машины высших классов уже не имеют никакого, даже отдаленного отношения к своим серийным прародителям. Так и появляются чудовища.

Внутри каждого типа существует более мелкое деление — например, по массовым показателям. Скажем, в чемпионате Европы по трактор-пуллингу (федерация ETPC) выделяется семь классов — от легких модифицированных машин массой не более 0,95 т до могучих 4,5-тонных драгстеров. Американская ассоциация NTPA выделяет 14 различных классов, причем не все из них подразумевают участие тракторов — в иных стартуют мощные пикапы или даже грузовики.

Но, как говорилось выше, гораздо интереснее выглядит даже не конструкция каждого отдельного трактора, а устройство саней. Сани с грузом мутировали из амбарной двери в сложный технический агрегат, к которому предъявляется не меньше требований, чем к самим тракторам. В давние времена использовались простые устройства со статичной массой, но современные сани, во‑первых, стали колесными, а во-вторых, имеют так называемую динамическую массу. Когда трактор стартует, стандартный груз располагается в районе задней оси саней — передняя же часть саней просто лежит на земле без давления груза, не создавая никакого дополнительного сопротивления. По мере движения трактора груз-пластина с помощью механизма, запускаемого посредством системы приводов от оси саней, перемещается к переднему концу, оснащенному чем-то вроде зубцов бороны, и вдавливает его в землю. Таким образом сопротивление увеличивается, и далеко не всякий трактор способен пройти заданную дистанцию (при крайнем положении пластины усилие, которое развивает трактор, аналогично усилию при перемещении 100-тонного груза!). Помимо системы привода груза, на санях есть кабина оператора — он управляет санями до того, как они прицеплены к трактору, а также может мгновенно затормозить всю сцепку в случае опасности (при спонтанном обрыве сцепки на санях также срабатывает автоматический тормоз, сразу же глушится и мотор трактора). Благодаря своей конструкции одни и те же сани путем изменения настроек могут создавать разное сопротивление и использоваться для разных категорий тракторов. В классификации ETPC существует два типа саней — большие и малые, и в каждом типе по пять подвидов в зависимости от степени увеличения нагрузки при движении груза. Самая мощная разновидность способна «тяжелеть» на 500%.

Когда трактор движется, из-за крутящего момента в сочетании с постоянно увеличивающейся нагрузкой легкая передняя часть поднимается, и пилот может легко потерять управление. Поэтому все трактора обязательно оснащаются стабилизационными балками, установленными на заднем мосту. Балки, напоминающие пушечные противооткаты, не позволяют тракторам опрокинуться назад, отталкиваясь от земли, когда машина встает на дыбы, и возвращая трактор в горизонтальное положение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: