Схема стартера УАЗ
Стартер 42.3708: 1 – крышка со стороны привода; 2 – поводковое кольцо; 3 – упорное кольцо; 4 – замковое кольцо; 5 – привод; 6 – якорь; 7 – корпус; 8 – щетка; 9 – траверса; 10 – упорная шайба; 11 – регулировочная шайба; 12 – стопорная шайба; 13 – крышка со стороны коллектора; 14 – контактный болт; 15 – контактная пластина; 16 – крышка реле; 17 – возвратная пружина; 18 – шток; 19 – якорь реле; 20 – компенсирующая пружина; 21 – буферная пружина; 22 – шестерня; 23 – винт М5х14; 24 – гайка стяжной шпильки; 25 – винт М6х16; 26 – гайка М8; 27 – ввод катушек реле; 28 – винт М6х30; 29 – рычаг; 30 – гайка М8; 31 – ось рычага
Ремонт стартера УАЗ 469 своими руками
Выполняя ремонт стартера УАЗ 469 своими руками необходимо произвести действия по демонтажу, очистке, замене изношенных деталей, последующему монтажу и регулировке, описанные ниже.
Снятие и установка стартера
Разборка стартера производится в следующей последовательности:
- Выкрутить гайку М8, поз. 26, вывод отсоединить от контактного болта поз. 14.
- Открутить винты поз. 28, снять реле.
- Открутить гайки поз. 24 на стяжных шпильках.
- Открутить два винта поз. 25, снять колпак.
- Снять стопорную, регулировочную шайбу поз. 11 и поз. 12.
- Снять крышку поз. 13.
- Вынуть щетки поз. 8 из щеткодержателей и снять траверсу поз. 9.
- Снять корпус поз. 7.
- Открутить гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось рычага поз. 31, вынуть рычаг поз. 29.
- Вынуть якорь поз. 6.
- Отодвинуть влево упорное кольцо поз. 3, снять с вала замковое кольцо поз. 4, а затем привод поз. 5.
- Для осмотра контактов отвернуть два винта поз. 23, отпаять два ввода поз. 27, снять крышку реле поз. 16.
Сборка осуществляется в обратной последовательности.
Корпус
Проверить лампой контрольной, не замыкают ли на корпус катушки в обмотке возбуждения. Один из ее проводов соединить с корпусом, второй подключить к выводу. Лампа загорелась – значит, повреждена изоляция. Для устранения данного дефекта необходимо сразу же пронумеровать полюса, открутить крепежные винты, снять катушки.
Поврежденные места обмотать новым слоем изоляционного материала. Закрепить полюса на штатных местах. Накернить головки винтов, чтобы предотвратить самопроизвольное выкручивание.
Крышка со стороны коллектора
Проверить лампой контрольной замыкание на корпус изолированных держателей щеток. При обнаружении замыкания заменить изолирующую прокладку. Также следует проверить заклепочную втулку. Внутри стаканов щетки должны двигаться легко, без усилия. Проверить подшипниковую втулку, расположенную в крышке. Изношенную втулку заменить.
Сечение отверстия в новой втулке после ее запрессовки в крышку и развертки должно быть 12,5+0,035 мм. Шероховатость поверхности по 8 классу. Если щетки изношены с высотой менее 6 -7 мм, необходимо установить новые.
Ротор
Ротор проверяется либо специальным прибором, либо контрольной лампой. Цель проверки – выявить, нет ли замыкания роторной обмотки на пакет железа. Один вывод соединяется с любой ламелью ротора, другой – с пакетом железа ротора. Сигнальная лампа при этом гореть не должна.
Ротор следует внимательно осмотреть со всех сторон. Спереди обмотка ротора изготовлена по сечению меньше, чем пакет железа. Если ее диаметр успел увеличиться, следует насторожиться. Передняя часть обмотки увеличенного диаметра указывает на «разнос» обмотки. Подобный ротор подлежит обязательной замене.
Проводные наконечники обмоток должны быть надежно припаяны к клеммам коллектора. Следующая проверка состоит в том, чтобы не было замыканий между витками ротора. В случае обнаружения замыкания ротор необходимо заменить. Коллектор ротора должен быть чистым.
Если заметна несущественная шероховатости коллектора или слегка выступает слюда, его необходимо проточить на токарном, фрезерном либо другом специальном станке. После проточки коллектор следует отшлифовать стеклянной шкуркой зернистостью 100 до шероховатости поверхности по 7 классу.
Общее биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа ротора относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно необходимо проверить вал на прогиб. Наличие любого прогиба может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала.
Если на валу ротора в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к смещению обмотки ротора.
Привод
Необходимо провести наружный осмотр привода стартера УАЗ 469 на наличие пробуксовки. Он должен быть полностью свободным, не заедать, вольно и легко перемещаясь по шлицевой поверхности вала. Если наблюдается чрезмерный износ подшипниковых втулок привода, их необходимо заменить.
Когда ротор поставлен на удержание, его шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Вращение шестерни против часовой стрелки допускается только вместе с ротором. Проверку муфты свободного хода на пробуксовку следует осуществлять на специальном стенде при испытании стартера на полное торможение.
Тяговое реле
Проверка удерживающей и тяговой обмоток осуществляется омметром либо замерами сопротивления амперметром и вольтметром. Реле с неисправными обмотками следует немедленно заменить. Наконечники клеммовых болтов необходимо зачистить. Если наконечники успели чрезмерно выгореть, их следует развернуть на 180° вокруг своей оси.
Сильный износ контактного диска также необходимо устранить. Для этого его следует развернуть уцелевшей стороной к контактам. Якорь тягового реле должен свободно перемещаться в корпусе.
Схема включения в цепь стартера
Схема включения стаpтеpа: 1 – выключатель «массы»; 2 – аккумулятоpная батаpея; 3 – дополнительное pеле стаpтеpа; 4 – выключатель (замок) зажигания; 5 – вольтметр; 6 – контактный диск; 7 – втягивающая обмотка; 8 – удеpживающая обмотка; 9 – тяговое pеле стаpтеpа; 10 – стаpтеp
Стартер 42.3708 или 4211.3708–01 с электромагнитным тяговым реле и рычажным приводом с роликовой муфтой свободного хода установлен с левой стороны двигателя (по ходу автомобиля). Схема включения стартера показана на второй картинке
Неисправности и ремонт
Для того чтобы правильно отремонтировать механизм запуска силового агрегата, необходимо определить причину поломки.
К основным причинам выхода из строя этого механизма относятся:
- пробуксовка муфты свободного хода;
- выход из строя рычага отключения механизма;
- преждевременный износ рукояток;
- неисправность буферного пружинного механизма;
- износ поводкового кольца;
- повреждение зубьев;
- слабое натяжение крепежных болтов редукторного механизма;
- повреждение втулки подшипников и шеек на якоре;
- слабое крепление якоря;
- повреждение тягового реле;
- заклинивание привода на валу или приводной раме.
Перед тем как начать ремонтировать электрический стартер, необходимо установить транспортное средство на специальную платформу или смотровую яму и отключить силовой агрегат.
Неисправности и ремонт стартера УАЗа своими руками:
- Разряд аккумуляторной батареи. В этом случае рекомендуется подзарядить аккумулятор.
- Окисление проводов. Необходимо очистить наконечники при помощи зубной щетки.
- Ненадежная натяжка наконечника. Для обеспечения качественного контакта нужно подтянуть наконечники.
- Повреждение электрической цепи. Необходимо провести внешний осмотр и устранить дефект.
- Заедает якорное устройство, не крутит втягивающее реле. В этом случае следует заменить износившийся механизм.
- При наличии межвиткового замыкания необходимо провести внешний осмотр обмотки втягивающего реле. При наличии обрывов или других дефектов рекомендуется перемотать проволоку.
- Если в конструкции замка зажигания были оборваны контакты, то их следует заменить на новые, т.к. ремонту они не подлежат.
- Если подгорает коллекторное устройство во время работы силового агрегата, то необходимо заменить полностью весь коллектор.
- Если повисает щеточный механизм или он быстро изнашивается, значит, нужно заменить щетки, предварительно разобрав весь механизм стартера.
- Если стартер включается, но коленчатый вал не вращается, следует заменить приводное устройство пускового механизма и буферную пружину, также нужно устранить залипание приводов.
- Если шестерни не входят в зацепление с маховиком, необходимо проверить исправность буферной пружины, устранить забоины, отрегулировать ход шестеренок.
Периодически выполняйте работы по обслуживанию стартера:
1. Проверьте состояние зажимов, не допуская их загрязнения и ослабления крепления. 2. Снимите защитный кожух и осмотрите коллектор, при необходимости устраняйте неисправности. 3. Откройте крышку 13 (см. первую картинку) со стороны коллектора, осмотрите и при необходимости зачистите контактные поверхности, после чего продувайте сжатым воздухом. 4. При необходимости подтяните стяжные болты корпуса стартера. 5. Проверьте крепление стартера к картеру сцепления. 6. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях снимите стартер для очистки привода и муфты свободного хода от грязи.
Через каждые 32 000 км пробега автомобиля выполните следующие работы по обслуживанию стартера:
1. Снимите стартер с двигателя. 2. Проверьте состояние коллектора и щеток. Убедитесь, что щетки не заедают в щеткодержателях. При высоте щеток менее 6 мм замените их. 3. Разберите стартер. Изношенные детали замените. 4. При сборке смажьте подшипники и цапфы вала моторным маслом. Шлицевую часть вала, втулки отводки привода, пальцы и ось рычага слегка смажьте смазкой Литол–24
Когда искал, почему стартер может не работать, нашел вот такую картинку из руководства по эксплуатации автомобилей УАЗ.
Технические характеристики
Направление вращения правое.
Номинальное напряжение 12 В.
Мощность при питании от аккумуляторной батареи емкостью 60 А·ч 1,2 кВт 1,65 л.с.
Холостой ход при 20 °С:
- потребляемый ток, не более 75 А.
- напряжение на клеммах стартера, не более 12 В.
- Частота вращения ротора, не менее 5000 мин -1.
Полное торможение при 20°С:
- тормозной момент, 1,6±0,16 кгс•м
- потребляемый ток, не более 520 А.
- напряжение на клеммах стартера, не более 7 В.
Неисправности стартера и методы их устранения:
При включении стартера якорь не вращается
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Нарушен контакт щеток с коллектором | Снимите стартер с двигателя, разберите его и устраните причину неисправности |
Отсутствует контакт в выключателе тягового реле стартера | Отсоедините провода от стартера, снимите крышку выключателя с клеммами. Если контакты подгорели, зачистите их. Сильно подгоревшие контакты поверните на 180° вокруг их оси |
Обрыв соединений внутри стартера или в тяговом реле | Отремонтируйте стартер в мастерской |
Отсутствует надежный контакт в выключателе зажигания на клемме «С» | Проверьте цепь с помощью контрольной лампы, присоединенной к клемме «С» и «массе». При отсутствии напряжения на клемме «С» в положении, соответствующем включению стартера, выключатель зажигания замените |
Оборвана обмотка или подгорели контакты в дополнительном реле | Проверьте цепь с помощью контрольной лампы. Лампа, соединенная с клеммой «К» дополнительного реле и «массой», должна загораться при включении стартера. Если лампа не горит, то разберите реле, зачистите контакты |
Заедает якорь во втулке катушки электромагнита | Очистите от грязи якорь, реле и втулку. При наличии смещения тягового реле относительно рычага стартера отремонтируйте в мастерской |
При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой вращения
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея | Проверьте батарею и при необходимости замените |
Короткое замыкание якоря или катушек возбуждения или задевание якоря за полюсы | Устраните замыкание или отправьте стартер в мастерскую для ремонта |
Туго проворачивается коленчатый вал двигателя | В зимнее время года прогрейте двигатель |
Нарушена цепь питания стартера вследствие слабой затяжки наконечников проводов | Осмотрите всю цепь питания стартера, подтяните все зажимы |
Сильно изношены подшипники | Направьте стартер для ремонта в мастерскую |
При включении вал стартера вращается с большой частотой вращения, но не проворачивает коленчатый вал двигателя
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Поломаны зубья венца маховика | Смените венец |
Пробуксовывает роликовая муфта свободного хода | Смените привод стартера |
При включении стартера слышен повторяющийся сильный стук тягового реле и шестерни о венец, коленчатый вал двигателя при этом не проворачивается
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Отсутствует надежный контакт в зажимах, особенно у аккумуляторной батареи | Проверьте и подтяните болты зажимов |
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея | Проверьте и подзарядите аккумуляторную батарею или замените ее |
Неисправна удерживающая обмотка тягового реле или плохой контакт ее с «массой» | Замените обмотку или обеспечьте надежный контакт обмотки |
После пуска двигателя стартер не выключается
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Заедает привод на валу якоря | Разберите стартер и устраните причину заедания |
Спекание контактов выключателя тягового реле или дополнительного реле | Устраните неисправность или замените реле новыми |
Стартер УАЗ 469: устройство и ремонт
Автомобильный стартер УАЗ 469 выполняет важнейшую миссию. Он принимает на себя зарядный ток от аккумуляторной батареи (АКБ) и осуществляет запуск двигателя автомобиля. До появления стартера мотор запускали специальной стальной ручкой. Через решетку радиатора двумя зацепами она вставлялась в храповик, соединенный с коленчатым валом. Вращая ручку по часовой стрелке, водитель раскручивал коленчатый вал. В этот момент карбюратор всасывал бензин, катушка зажигания подавала искру на свечи, мотор заводился.