Двигатель серии Д 240: характеристики, неисправности и тюнинг

Начиная с 1974 года, с конвейера Минского тракторного завода сходит универсальный колёсный трактор марки МТЗ 80. Конструкция разрешает использовать машину в областях: сельское хозяйство, строительство, жилищная сфера. Среди колёсных тракторов, модель распространена, поскольку количество выпущенной техники превосходит конкурентов.

Причина популярности технического средства, применение надёжной и в то же время простой силовой установки, роль которой выполнял двигатель Д240. Конструкция агрегата проста, не требует сложных условий по уходу, используется в температурных диапазонах как южных, так и северных широт. Кроме того, приемлемая цена двигателя и установка на Д240 ассортимента навесного оборудования делает устройство доступным для массы покупателей.

Трактор МТЗ 82.1 с навесным оборудованием:

МТЗ 82.1

Описание двигателя

Агрегат относится к дизельным четырёх цилиндровым моторам, блок цилиндров установки усиленный, выполнен из чугуна, объём двигателя Д240 составляет 4.75 литров. Силовая установка атмосферная, отличается повышенной надёжностью и простотой конструкции. Ремонтируется мотор легко, процедура возможна даже в полевых условиях.

Поскольку силовая установка дизельная, подача топлива, это впрыск, мотор обеспечен нужной тягой и достаточной мощностью. К тому же двигатель Д240 крутящий момент составляет 28 кгс*м, чего хватает для выполнения большинства поставленных задач. Процесс запуска силовой установки Д240 происходит при помощи электрического стартера, модификация Д240Л оборудована пусковым двигателем, что помогает облегчить запуск главного агрегата в холодное время года.

Конструктивным решением было применение на силовом агрегате рабочей камеры нераздельного типа. Кроме того, впрыск топлива двойной, с образованием паров рабочей жидкости по объёму и распределением горючего в виде плёнки по цилиндру и поршню. Благодаря решению, удаётся получить эффект, используя ресурс мотора и реализовать потенциал. Таким образом, динамические характеристики агрегата выше, что делает возможным справляться мотору с большим количеством поставленных целей.

Рабочую камеру, с целью улучшения смесеобразования, конструкторы выполнили в виде шара, это образовывает внутри камеры вихревые потоки и использует выделяемое тепло с эффектом. Силовая установка вырабатывает 80 лошадиных сил при 2200 мин-1 оборотах коленчатого вала. Такие показатели гарантируют тягу в диапазоне оборотов.

Избегать температурных деформаций блоку цилиндров силового агрегата помогает высокопрочный серый чугун. Материал сделал мотор тяжелым, масса двигателя Д240 составляет 430кг, это себя оправдало, поскольку у мотора нет болезней, присущих аналогичным механизмам.

Технические характеристики двигателя Д 240

Популярностью силовая установка обязана простоте и надёжности. Решающую роль сыграли характеристики двигателя Д240, которые на момент выпуска, отвечали ожиданиям пользователей.

Двигатель Д240 технические характеристики:

ДанныеРасшифровка
Силовой агрегат, количество тактов4
Смесь топлива и воздухаКамера в поршне
Давление впрыска горючего (кгс*см2)175-180
Цилиндры, итого (шт.)«4»
Положение цилиндроввертикально, ряд
Объём агрегата (л.)4,75
Очерёдность хода«1» + «3» + «4» + «2»
Цилиндр, поперечник (мм.)110
Поршень, ход (мм.)125
Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания16
Мощность (л.с.)80
Импульс (кгс*м)28
Вес двигателя д 240 (кг.)430
Ресурс (км.)500000
СмазкаСистема смазки (нагнетание + пары масла)
Моторное масло, объём (л.)15
МаслоЛетнее: М10Г, М10В;Зимнее: М8Г, М8В, ДС-8
ОхлаждениеЖидкостью, замкнуто, вентиляция
Объём антифриза (л.)19

В таблице указана масса сухого агрегата. Дополнительное навесное оборудование или заправка установки жидкостями, увеличивает вес двигателя Д240 в сборе в сторону больших величин, нежели указаны в таблице.

За счет того, что технические характеристики агрегата показывали неплохие параметры по мощности и динамике, мотор часто используют для переоборудования автомобилей ЗИЛ и ГАЗ.

мтз 82 коробка передач

Серийное производство колесных тракторов на Минском тракторном заводе было начато в 1953 году. К моменту создания трактора МТЗ-82 инженерный состав и коллектив завода имел достаточно большой опыт по проектированию и сборке тракторов различного типа и назначения. Серийное производство трактора МТЗ-82 было начато в 1974 году. В этом же году за ворота Минского тракторного завода выехал первый серийный МТЗ-80. МТЗ-82 и МТЗ-80 создавались как универсально-пропашные трактора. Унификация запасных частей и агрегатов обоих машин достигает семидесяти процентов. Главным отличием МТЗ-80 от МТЗ-82 было и остается наличие у последнего полного привода на все четыре колеса. Все модификации МТЗ-80 имеют привод только на задние ведущие колеса. МТЗ-82 и МТЗ-80 вошли в историю тракторостроения как самые массовые модели колесных тракторов. Конструкторами была предусмотрена возможность агрегатирования МТЗ-82 и МТЗ-80 более чем двумястами тридцатью видами навесного оборудования, что предопределило массовое использование МТЗ-82 и МТЗ-80 во всех сферах народного хозяйства. На территории бывшего Советского Союза МТЗ-82 и МТЗ-80 применялись во всех климатических зонах от северных широт до Средней Азии и Закавказья. Трактора “Беларусь” МТЗ-82 и МТЗ-80 и их модификации остаются самыми востребованными моделями и на сегодняшний день на всем постсоветском пространстве. С 2000 года предприятие холдинг Минский тракторный завод выпускает трактора МТЗ-82 и МТЗ-80 под новым брэндом “Беларус-82” и “Беларус-80” соответственно. Десятки модификаций МТЗ-82 и МТЗ-80 созданы для работы не только в сельском хозяйстве. В различных вариантах исполнения они находят свое применение в фермерских хозяйствах, строительстве, коммунальном хозяйстве, лесхозах и горном производстве, на предприятиях и других сферах.

Особенности устройства МТЗ-82 МТЗ-82 имеет классическую полурамную конструкцию с задними ведущими колесами увеличенного размера и передними управляемыми колесами меньшего диаметра, которые выполняют и функции ведущих колес. И передние, и задние колеса оборудованы пневматическими шинами. Дизельный четырехтактный четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения серии Д-240 расположен спереди. Сзади находится кабина трактора. Вал отбора мощности комбинированный с задним расположением. В 2006 году МТЗ-82 получил новую улучшенную кабину, гидравлическую систему управления движением, усиленный передний мост и множество других доработок. Раздатка позволяет принудительно или в автоматическом режиме включать и отключать передний мост, что снижает расход топлива и износ шин. Конструкторами завода изначально в конструкцию трактора была заложена возможность модернизации. Десятки моделей МТЗ-82 различаются по своему дизайну, способам установки навесных агрегатов и машин, передаточным числам трансмиссии, способу запуска двигателя (пусковой двигатель или электрический стартер), величине агрегатного просвета и другим характеристикам. Современная версия МТЗ-82 “Беларус” 82.1-23/12 имеет увеличенные колеса и передний мост балочного типа. На МТЗ-922, ставшим современной версией МТЗ-82 и МТЗ-80 установлено гидрообьемное рулевое управление и сидение, регулируемое под рост и вес оператора. Однако все модели МТЗ-80 оснащены только механической трансмиссией.

Трансмиссия МТЗ-82.

С момента выпуска первой модели МТЗ-82 в трансмиссию трактора вносятся изменения с целью достижения необходимых эксплуатационных и прочностных характеристик. Компоновка основных элементов при этом остается неизменной.

Коробка передач МТЗ-82.

Коробка передач трактора МТЗ-82 и его модификаций была и остается достаточно надежным узлом. При правильной эксплуатации трактора исключающей чрезмерные нагрузки на детали трансмиссии и своевременном техническом обслуживании отказы и поломки случаются редко. Механическая коробка передач МТЗ-82 (КПП) предназначена для включения необходимых передач путем изменения передаточного числа шестерен для движения вперед и включения и выключения заднего хода. Она имеет 9 передач переднего хода и две заднего. Установленный понижающий редуктор позволяет при необходимости увеличить это количество вдвое до 18 передач вперед и четырех назад. Включение и выключение передач производится перемещением шестерен на установленных валах с помощью вилок. Корпус коробки передач чугунный выполненный литьем с последующей механической обработкой.

Основными элементами КПП МТЗ-82 являются:

  • Корпус; • Первичный вал; • Вторичный вал; • Вал заднего хода; • Установленные на валах шестерни;
    • Механизм переключения передач.

Первичный и промежуточный вал, а также, вал заднего хода имеют шарикоподшипниковые опоры. Вторичный вал установлен на роликоподшипники.

Масляная ванна коробки передач МТЗ-82, отсек сцепления и корпус заднего моста объединены

Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82

Техническое обслуживание КПП МТЗ-82 не представляет сложности даже для трактористов с небольшим стажем работы. Периодический осмотр, своевременная замена масла, подтяжка при необходимости резьбовых соединений – это основные работы, выполняемые при проведении технического обслуживания. Особое внимание необходимо уделять уровню масла, который должен быть не ниже нижней кромки контрольного отверстия с правой стороны на корпусе КПП. Марка масла должна соответствовать сезону эксплуатации трактора. В зимний период в КПП заливается трансмиссионное масло М-8Г, в летний М-10Г. Сливается масло сразу после остановки трактора. Таблицу замены масла, сроков обслуживания КПП и ее ТО можно найти в инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту трактора МТЗ-82. Для предотвращения выхода из строя деталей трансмиссии и КПП замену масла следует производить не позже тысячи часов работы или при ТО №3.

Характерные неисправности КПП МТЗ-82

К наиболее часто встречающимся неисправностям коробки передач МТЗ-82 можно отнести:

  • Тугое или неполное включение и выключение передач; • Самопроизвольное выключение передач; • Скрежет или посторонние звуки в КПП;
    • Местностный чрезмерный нагрев корпуса КПП.

    Причинами основных неисправностей могут служить:

  • Нарушение регулировки тяг и механизмов; • Чрезмерный износ или поломка вилок переключения; • Разрушение опорных подшипников; • Разрушение или повышенный износ валов; • Износ зубьев шестерен переключения передач;
    • Поломка или нарушение характеристик фиксаторов.

Причиной некорректной работы коробки передач МТЗ-82 довольно часто служит неисправное или не правильное отрегулированное сцепление. Для устранения некоторых неисправностей достаточно проведения текущего ремонта текущего ремонта. Для проведения капитального ремонта необходимо полное снятие коробки передач с трактора и ее разборка с целью выявления неисправных деталей с их заменой. Замену любой неисправной шестерни коробки передач трактора МТЗ-80 невозможно произвести без полного снятия КПП. Капитальный ремонт коробки передач МТЗ-82 следует производить в специально оборудованных мастерских оборудованных емкостями для слива горюче-смазочных материалов, подъемным оборудованием, специальными стендами и приспособлениями для разборки и сборки КПП. При проведении ремонта устанавливать только качественные запасные части, так как использование запасных частей ненадлежащего качества может привести к повторному и дорогостоящему ремонту и производственному простою трактора.

В настоящее время холдинг Минский тракторный завод наряду с продажей тракторов организует поставку качественных оригинальных запасных частей, техническое сопровождение своей продукции.

Если вы считаете, что коробке передач вашего трактора необходим капитальный ремонт или техническое обслуживание, то для проведения этих работ, вы можете обратиться в . Специалисты компании проведут грамотную диагностику, оценят необходимый износ и сделают выводы о целесообразности и необходимости ремонта КПП вашего трактора.

Смотреть видео — коробки передач трактора мтз 82

Похожее

traktorservice.ru

Компоненты агрегата

Нормальное функционирование агрегата обусловлено комплексной работой компонентов.

  • Компоненты снижения избыточной температуры агрегата.Силовой агрегат, при превышении температурой установленных норм, с целью снижения показателей, применяет жидкость. Циркуляция вещества происходит в замкнутом пространстве, сообщение с атмосферой происходит посредством предохранителя.

Составляющие:

  1. теплообменник, насос для жидкости;
  2. термический регулятор;
  3. лопасти крыльчатки, охлаждающие полости установки, трубки, подводящие и отводящие жидкость охлаждения.

Система охлаждения дизеля Д240:

Система охлаждения Д240

  • Система смазки двигателя Д240.Силовой агрегат применяет смазку с одним контуром. Смазка деталей происходит комбинацией, одни детали двигателя получают смазку посредством принудительного распыления, другие самотёком и масляным туманом.

Составляющие:

  1. механизм забора масла из нижней части агрегата;
  2. помпа, подающая смазку;
  3. механизм центробежной очистки масла;
  4. теплообменник, терморегулятор, механизмы, приводящие в действие помпу.

Система смазки дизеля Д240:

Система смазки Д240

  • Компоненты, обеспечивающие подачу горючего.Силовая установка оснащена компонентами, которые представляют собой скопление механизмов и устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу горючего и отвод сгоревшего материала.

Неисправности двигателя Д240- способы устранения

В процессе эксплуатации установки выявляются дефекты, связанные с недоработкой механизма. При использовании мотора Д240 периодически происходят такие сбои:

ПоведениеДействие
Силовой агрегат не заводится.
Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива.Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим.
Элементы очистки горючего засорены.Очистить и промыть фильтры, если надо, поменять.
Эксплуатация холодного, не достаточно прогретого силового агрегата.Подогрейте подаваемый в цилиндр воздух, использую подогреватель. Залейте в радиатор мотора горячую жидкость.
Повышенная вязкость горючего.Слейте старое горючее, залейте новое, зимнее.
Стартер не прокручивает мотор.Демонтируйте стартер, проведите ремонт.
Работа силового агрегата сопровождается сбоями.
Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива.Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим.
Отверстия форсунки забиты, игла залипает.Очистите распылитель от нагара, если надо, замените.
Засорение элементов, фильтрующих топливо.Проведите очистку, если надо, замену.
Выход струи горючего происходит с малой силой.Провести регулировку, увеличить силу струи.
Клапан, обеспечивающий давление горючего, даёт течь.Демонтируйте деталь, очистите, замените.
Работа клапана головки цилиндров сопровождается сбоями.Демонтируйте головку, почистите деталь от нагара.
Износ поршней, цилиндров и других деталей группы.Проведите ремонт агрегата.
Агрегат Д240 дымит:
Чёрный дым
Превышена нагрузка.Переключить передачу на низшую.
Отверстия форсунки забиты, игла залипает.Очистите распылитель от нагара, если надо, замените.
В агрегат подаётся мало воздуха.Диагностика и обслуживание фильтрующего элемента.
Нарушены настройки помпы.Регулировка помпы.
Сбита настройка шестерён распределения.Установить детали, по нанесенным рискам.
Белый выхлоп.
Компрессия установки не соответствует норме.Регулировка места соприкосновения клапана и седла. Притереть детали, заменить пришедшие в негодность.
В дизеле присутствует вода.Слить горючее, залить свежее.
Сизый выхлоп.
Сгорание смазки с горючим.Проверить, сколько смазки в агрегате, отрегулировать необходимый объём.
Износ поршней, цилиндров и других деталей группы.Проведите ремонт агрегата.
Силовая установка перестаёт работать.
Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива.Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим.
Прекращена подача питания.Диагностика на предмет присутствия горючего, работоспособность аппаратуры и фильтров.
Наличие жидкости в горючем.Слейте старое горючее, налейте свежее.
Заедание: поршень, коленчатый, распределительный валы.Проведите диагностику, отремонтируйте.
Агрегат стучит.
Горючее транспортируется с опережением.Корректировка момента, когда начинает подаваться горючее.
Не исправлен распылитель.Провести диагностику, исправить неполадки.
Нарушено место соприкосновения клапана и седла.Необходима регулировка клапанов двигателя Д 240.
Палец и посадочное место в поршне имеют износ.Провести ремонт агрегата.
Износ поршней и гильз цилиндра.Провести ремонт агрегата.
Коленчатый вал, износ: вкладыши, шатунные шейки.Провести ремонт силовой установки.
Агрегат перегревается.
Недостаточный объём охлаждающей жидкости.Доведите уровень жидкости до нормы.
Слабое натяжение привода вентилятора.Проверить натяжение ремня.
Радиатор силовой установки загрязнён.Очистить радиатор.
Система охлаждения содержит много накипи и грязи.Промыть и очистить систему.
Клапан терморегулятора открывается не полностью.Заменить клапан.

Марки и заправочный объем

При выполнении технического обслуживания не следует руководствоваться данными таблицы объемов емкостей, т.к. в большинстве случаев объем заправляемой жидкости меньше.

Расчет объема смазывающе-охлаждающих жидкостей (СОЖ) выполняется с учетом обеспечения требуемого режима агрегатов, а объем предназначенных для них емкостей учитывает нагрев и температурные расширения при работе, объем соединяющих агрегаты и емкости трактов и магистралей, способ применения СОЖ.

Например, для комбинированной смазки деталей двигателя используется заливаемое в картер двигателя масло. К трущимся поверхностям (шейки коленчатого и распределительного вала, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса) оно подается под давлением непрерывно, клапанный механизм смазывается под пульсирующим давлением, остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Читать также: Шпилька колеса шевроле кобальт артикул

Количество заправляемых материалов и их марка должны соответствовать указанному в техническом руководстве на трактор, с учетом времени года и температуры воздуха.

В качестве моторного масла для установленных на тракторах МТЗ дизелей применяются марки М-8ДМ (для работы при температуре ниже +5°С) и М-10ДМ (при температуре выше +5°С).

Допускается применение марки масел М-10Г2К и М-10Г2 с аналогичными характеристиками. Объем заливки в картер двигателя составляет 12 л.

Для смазки топливного насоса четырехплунжерного и воздухоочистителя также применяется моторное масло перечисленных марок. Объем заправки для первого составляет 0,25, для второго — 1,5 л.

При низких температурах — от -40°С и ниже — допускается разбавление масла на 15% дизельным топливом для смазки топливного насоса.

Картеры механизмов силовой передачи заправляются полностью, для плановой замены требуется 40 л трансмиссионного масла марок ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К или ТАД-17. Эти же марки используют для колесного редуктора, верхней конической пары, опоры привода и приводного шкива, эти механизмы также заполняются в полном объеме.

К силовой передаче относится и понижающий редуктор, выполненный в одном корпусе с механизмом сцепления. Сухое сцепление фрикционного типа установлено в сухом отсеке корпуса, смазка в устройстве механизма сцепления требуется только для выжимного подшипника, для этого применяют солидол или ЛИТОЛ-24. Попадание масла из отсека понижающего редуктора в сухой отсек недопустимо.

Для узлов гидросистемы и гидроусилителя руля применяются марки моторного масла:

Смазка подшипников многих узлов — втулок, шарниров, ступиц, опоры карданной передачи и других — выполняется пластичными консистентными смазочными материалами ЛИТОЛ-24, солидол или LCP-GM. Эти материалы заливают с помощью специального шприца через тавотницы.

Сколько масла нужно заливать в двигатель МТЗ-80 и через сколько моточасов его менять?

Своевременная забота о двигателе, регулярная замена масла увеличит срок службы неприхотливого трактора МТЗ-80. Смазочный материал должен быть надлежащего качества и соответствовать времени года. Летом используется смазочная жидкость с индексом вязкости 10, а зимой – класс вязкости 8.

Читать также: Температурный датчик ауди 80 б3

Согласно карте смазки МТЗ-80, полная замена масла рекомендована каждые 480 моточасов для М-10Г2 и М-8Г2, каждые 240 моточасов для М-10В2 и М-8В2.

Произведя замену, требуется запустить дизель на несколько минут и остановить. Затем, при необходимости, еще долить до верхней риски. Одновременно следует менять или промывать фильтр. Уровень масла требует более частого внимания.

Нормой считается верхняя метка маслоизмерительного стержня. Емкость картера двигателя 15 литров. При необходимости производить доливку. Полностью заправленный бак предохраняет масляный состав от вспенивания и «старения», что благоприятствует успешной жизни железного коня.

Работа трактора при масляном уровне ниже нижней черты масломера категорически запрещена. Для предупреждения опасной ситуации достаточно следить за давлением системы нашего белорусского друга.

Следуя вышеперечисленным рекомендациям, вы продлите время эксплуатации МТЗ-80.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: