Блокировка дифференциала заднего моста МТЗ-82.1

Дифференциал – важная деталь трансмиссии, обеспечивающая передачу крутящего момента ведущим колесам при движении прямо. Заблокированный дифференциал увеличивает проходимость трактора и снижает пробуксовку колес. Это особенно важно при движении по пашне или заснеженным дорогам. Блокировка МТЗ 80 включается вручную. При этом повышается опасность заноса, поэтому устройство используется только на скорости меньше 10 км/ч. Кроме того, не стоит включать его при движении по дорогам с твердым (асфальтовым или бетонным) покрытием, так как это приводит к повышенному износу покрышек.

Описание переднего моста МТЗ 82

Передний мост в тракторе МТЗ-82 портального типа. Это означает, что балка не соосна с колесами. Благодаря этому у трактора есть необходимый агротехнический просвет, который позволяет проводить машинную обработку культур с высокими стеблями (рисунок 1).

Примечание: Устанавливается такой передний мост в проем переднего бруса полурамы.

Шланги РВД соединяются с кожухами полуосей колесных редукторов по телескопической технологии. Это позволяет регулировать колею передних ведущих колес так же, как и задних, бесступенчато. Самоблокирующийся дифференциал переднего моста автоматически срабатывает при включении моста.

Передний мост приводят в действие коробкой передач через раздаточную коробку и карданную передачу с промежуточной опорой. Такой подход позволяет использовать автоматическое и принудительное включение раздаточной коробки.

Передний мост трактора МТЗ

Кроме того, передний мост можно отключать полностью. Обычно это делают во время транспортных работ для снижения расхода топлива и уменьшения износа шин.

Также в приводе переднего моста предусмотрена фрикционная предохранительная муфта. Ее монтируют к промежуточной опоре карданной передачи. Эта деталь предотвращает поломки привода при кратковременных перегрузках моста.

Основные неисправности системы автоматической блокировки дифференциала (АБД)

Основными неисправностями, при которых не работает автоматическая блокировка дифференциала, являются:

  1. Заедание золотника 3 датчика угла поворота направляющих колес. Необходимо снять датчик и промыть в чистом дизельном топливе или заменить датчик.
  2. Низкое давление рабочей жидкости в трубопроводе к муфте блокировки. Оно может быть вызвано нарушением регулировки редукционного клапана, повышенными утечками рабочей жидкости в датчике. В первом случае необходимо отрегулировать редукционный клапан и обчеканить гнездо клапана, а во втором случае — заменить датчик.
  3. Неудовлетворительная работа фрикционной муфты блокировки дифференциала. Муфта работает плохо по двум причинам: замаслены диски муфты или изношены фрикционные накладки дисков муфты. В первом случае необходимо устранить подтекание рабочей жидкости и промыть диски муфты в бензине, а во втором случае — заменить фрикционные накладки новыми.

Схема и устройство

Главная функция переднего моста – передавать крутящий момент ведущим колесам. Оно передается от двигателя через карданный вал (рисунок 2).

Примечание: Благодаря этому крутящему моменту трактор двигается вперед, а управляемая колесная пара стабилизируется.

Схема переднего моста включает следующие элементы:

  • Центральная передача;
  • Несущая балка;
  • Самоблокирующийся дифференциал;
  • Конические редукторы.

Передний мост соединен с опорным брусом полурамы. Благодаря этому достигается определенная подвижность детали. Такой тип соединения называется полужестким.

Схема моста МТЗ-82

Чтобы мост не раскачивался, в крышке и корпусе есть специальные выступы, которые выполняют роль фиксаторов. Главная передача и дифференциал расположены внутри конструкции.

Дифференциал состоит из двух частей. В них расположены 4 сателлита, парные оси и шестеренки, блоки с фрикционными дисками и две чаши нажимного типа.

Устройство механизма

Трактора Минского завода оснащаются механическим или гидравлическим приводом блокировки. Гидравлический механизм блокировки дифференциала МТЗ 80 более эффективен и легок в управлении, но несколько менее надежен. Именно поэтому покупателям подержанных тракторов часто достаются экземпляры, вообще не оснащенные этим механизмом, и встает вопрос, как сделать блокировку на МТЗ 80, чтобы спокойно использовать технику для вспашки и уборки снега. При некотором опыте устройство можно собрать и установить самостоятельно. На старых тракторах есть специальная шлицевая нарезка под этот узел.

Блокировка дифференциала

Принцип работы

В основе механического блокиратора — две кулачковых муфты. Они расположены на внутренних концах валов привода бортовых передач. Первая муфта крепится неподвижно, вторая двигается по шлицам. Направляет ее тяга, от которой в кабину выведена отдельная педаль. При нажатии на педаль муфта перемещается, и ее кулачки входят в зацепление с кулачками неподвижного узла, в результате чего соединяются валы бортовых передач. При отпускании педали блокировка отключается.

В основе гидравлического привода — одна муфта фрикционного типа, установленная на левом валу конечной передачи в трансмиссии. Диски муфты соединены со шлицами вала бортовой передачи и специальной нарезкой на корпусе муфты, а корпус зафиксирован между блокирующим валом и крестовиной дифференциала.

Питание жидкостью происходит через гидроусилитель руля. Управление обеспечивает распределительный кран с датчиком. Он же поддерживает в системе постоянное давление (0,8 МПа). При открытии крана жидкость подается в полость муфты, давит на диски и соединяет ведущую шестерню, вал блокиратора и крестовину дифференциала. Когда давление снижается, крестовина дифференциала начинает вращаться. При выключенном кране муфта постоянно соединена с расходным бачком усилителя рулевого механизма, и заблокировать дифференциал невозможно.

Гидравлический привод стали устанавливать на минские трактора в конце 1980х годов, когда это было инновационным решением. К сожалению, владельцы тракторов быстро столкнулись с негативной стороной новинки: жидкость подтекала, датчик работал неправильно. В результате механизмы стали снимать или заменять более простыми и надежными механическими. Новые модели (выпущенные после 2014 года) оснащаются отдельным насосом-дозатором и новым датчиком.

Основные неисправности

Несмотря на надежность трактора МТЗ-82, даже его прочный и надежный передний мост может выйти из строя. Самыми распространенными поломками считаются утечка масла и постоянный шум и стук во время движения (обычно на поворотах).

Исправить такие поломки можно и самостоятельно, если знать технические особенности техники.

Шум

Причин повышенного шума переднего моста во время движения может быть несколько. Подобная проблема возникает, если подшипники дифференциала неправильно отрегулированы или просто износились (рисунок 3).

Кроме того, шум переднего моста может возникнуть при повреждении и износе шестерней, подшипников редуктора или при недостатке масла в картере моста.

Ремонт трактора Беларус

Для устранения этой неисправности сначала определяют причину поломки. Если износились подшипники или шестерни, их просто заменяют. Если наблюдается протечка масла, сначала проверяют уплотнения картера переднего моста, восстанавливают резиновые детали и доливают масло. В случае возникновения проблем с редуктором, его меняют либо ремонтируют.

Утечка масла

Именно утечка масла является самой распространенной причиной сбоев в работе переднего моста (рисунок 4).

Причинами такой поломки могут быть:

  1. Износ или повреждение сальника.
  2. Износ сальника корпуса внутреннего шарнира.
  3. Ослабленное крепление крышки подшипников корпусов внутренних шарниров или крышек картера.
  4. Повреждение уплотнительных прокладок.

Замена масла МТЗ-82

Самодельная блокировка

Переделка блокировки МТЗ 80 на механику своими руками — достаточно простой, но трудоемкий процесс. Но он окупается — простая и надежная конструкция выручит в условиях дефицита запчастей (кран для гидромеханизма не везде легко достать) или в случаях, если блокиратор отсутствует.

Схема блокировки

Следует сказать, что если трактор используется исключительно на твердых грунтах, можно свободно обойтись без блокиратора. Но если водитель часто работает на вспаханных полях, вязком песке, глубоком снегу или на обледеневших дорогах, этот механизм поможет сэкономить массу сил и времени, а заодно защитить детали и узлы от излишних нагрузок.

Необходимые материалы

Для работы необходимо:

  1. Муфта. Ее удобно сделать из шестерни задней передачи или другой, подходящей по размеру.
  2. Вал со шлицами
  3. Металлическая заглушка. Ставится на герметик на место датчика гидропривода, при его наличии.

Порядок сборки

Сборка проходит в следующем порядке:

  1. Проточить поверхность вала конечной передачи.
  2. Выточить муфту со шлицами внутри. Она должна свободно перемещаться по шлицам вала.
  3. Установить на корпусе бортовой передачи крепление рычага управления муфтой, вывести рычаг в кабину и установить фиксаторы.

Перед началом работы рекомендуется посмотреть видео ролик. Принцип работы устройства очень прост, и поняв его, можно будет изготовить блокиратор достаточно быстро.

Уход за передним мостом

Чтобы не допустить повреждения переднего моста в процессе эксплуатации трактора, за деталью необходимо тщательно ухаживать. В первую очередь уход сводится к периодической проверке уровня масла в корпусе переднего моста, верхних конических пар и корпусах колесных редукторов (рисунок 5).

Уход за трактором МТЗ

Также в этих деталях необходимо регулярно менять смазку, периодически подтягивать резьбовые соединения и регулировать подшипники.

Кроме того, регулярно проверяют уровень давления в передних шинах, сходимость колес и проводят очистку воздушных каналов сапунов. Как правило, этих действий достаточно для бесперебойного функционирования переднего моста трактора в течение долгих лет.

Практические советы по ремонту переднего моста трактора МТЗ-82 приведены в видео.

содержание .. 61 62 ..

Дифференциал переднего моста тракторов МТЗ-100, МТЗ-102

(рис. 59)

Дифференциал — самоблокирующийся, повышенного трения. В корпусе 26 и крышке 30 дифференциала, соединенных болтами, расположены две пары сателлитов 29 на плавающих осях 28, полу-осевые шестерни 20, нажимные чашки 34 и фрикционные диски — ведущие 27 и ведомые 35.

Самоблокирующийся дифференциал автоматически исключает раздельное буксование колес переднего ведущего моста, так как в результате увеличивается сила тяги переднего моста. При включении переднего ведущего моста в работу происходит блокировка этого дифференциала. При этом оси 28 сателлитов под нагрузкой проворачиваются по пазам-скосам в корпусе 26 и крышке 30 дифференциала соответственно и перемещаются в осевом направлении на размер зазоров между фрикционными дисками. От осей 28 усилие передается на сателлиты 29, которые буртами воздействуют на чашки 34, сжимая фрикционные диски 27 и 35 до упора в стенки корпуса 26 и крышки 30 дифференциала. Диски 27, на которых имеются наружные зубья, соединены с зубьями корпуса и крышки дифференциала, а диски 35 внутренними зубьями — с полуосевыми шестернями 20. Момент трения дисков исключает вращение этих, шестерен относительно корпуса с крышкой дифференциала (дифференциал заблокирован).

При повороте трактора, когда передний мост включен и внешние моменты превышают моменты трения в фрикционных дисках, последние будут пробуксовывать, обеспечивая тем самым высокую маневренность.

Дифференциал установлен на двух роликовых конических подшипниках 31 в корпусе 33 и крышке 19 переднего моста.

Корпус переднего моста тракторов МТЗ-100, МТЗ-102

(рис. 59)

Корпус 33 переднего моста снабжен сапуном 32, исключающим избыточное давление в полостях главной передачи и дифференциала. Он соединен с брусом двумя полыми осями 45, на которых мост вместе с колесами может качаться в поперечной плоскости, отклоняясь на угол, ограниченный упором ребер крышки и корпуса моста в брус трактора. От осевых перемещений оси стопорят планками 44.

содержание .. 61 62 ..

Устройство и принцип работы моста

Мост имеет кинематическую схему с внутри размещёнными конечными передачами. Все детали редуктора работают в общей масляной ванной, смазываются разбрызгиванием, объединены с коробкой передач и промежуточной частью трансмиссии в единую систему смазки. Масло заливается через пробку в верхней крышке КПП до уровня нижней кромки смотрового отверстия. Полный объём заправки маслом трансмиссии составляет 40 литров.

Схема заднего моста МТЗ

Главная передача

Механизм редуктора принимает продольное вращение от вторичного вала КПП прикреплённой к передней стенке корпуса заднего моста. Передача осуществляется через коническую пару шестернёй с винтовыми зубьями. В конструкции моста эта шестерёнчатая пара называется главной передачей. Шестерни принимают созданное КПП передаточное число вращения и преобразовывают продольное вращение в поперечное. Ведущая шестерня размещена на шлицах хвостовика вторичного вала коробки и затянута шплинтующейся гайкой. Ведомая шестерня главной передачи прикреплена к корпусу дифференциала болтами и гайками с фиксирующими отгибными пластинами.

Дифференциал

Механизм осуществляет функцию распределения вращательного момента на ведущие колёса при осуществлении трактором поворота, обеспечивая разную угловую скорость вращения ведущих ходовых колёс.

Крестовина, сателлиты и полуосевые шестерни Дифференциал в сборе МТЗ 80

Устройство представляет собой закрытый планетарный механизм в цилиндрическом корпусе, состоящий из двух стянутых болтами частей. Внутри узла расположена крестовина, зажатая двумя половинами корпуса с четырьмя вращающимися на бронзовых втулках сателлитами в виде прямозубых конических шестерён. Между корпусом сателлитом на оси установлены упорные стальные шайбы. Сателлиты взаимодействуют с левой и правой полуосевыми коническими шестернями, которые передают вращение на соответствующие стороны к ведущим шестерням конечной передачи моста. Между полуосевыми шестернями и корпусом установлены бронзовые упорные шайбы. Шестерни в стаканах корпуса вращаются на конических роликовых подшипниках.

Особенностью сборки корпуса дифференциала является, строгое соблюдение положения соединения частей корпуса в соответствии с нанесёнными метками. Обратите внимание при замене сателлитов и упорных шайб к ним. В старых конструкциях внешняя упорная плоскость шестерни сателлита и прилегающая к ней упорная шайба имеют ровную поверхность в новых исполнениях со сферической поверхностью.

Конечные передачи

Часть механизма, передающая вращение от дифференциала непосредственно к ведущим полуосям моста. В шлицы полуосевых шестерён дифференциала вставлены своими внутренними концами соответствующие левый и правый валы конечных передач. Каждая деталь опирается на два роликовых подшипника. На валах размещены ведущие прямозубые шестерни конечных передач, которые выполнены за одно целое с деталью. Каждый вал опирается на два роликовых подшипника. Ведомые шестерни конечных передач размещены непосредственно на полуосях и соединены через шлицевые втулки. Полуоси опираются на два шариковых подшипника: внутренний размещён в расточке перегородки картера, наружный в чугунном кожухе полуоси. Для предотвращения осевых перемещений деталь фиксируется стопорным кольцом и крышкой кожуха полуоси с самоподжимным сальником. Дополнительно наружные концы ведущих валов конечных передач соединены с правой стороны с барабанами правого рабочего и стояночного тормоза, и с левой стороны барабанами левого рабочего тормоза и блокировки дифференциала. Привод блокировки и фиксирующего тормоза осуществляется через трубчатые полости валов конечных передач дополнительными валами. Отдельным механизмом в нижней части картера от промежуточного вала коробки продольно проходит вал привода заднего ВОМ с кулачковой муфтой переключения работы режимов. Вал опирается на подшипники, установленные в расточках поперечных перегородок картера.

Как правильно устанавливать дозатор на МТЗ 82?

Установка насоса дозатора на МТЗ 80 и МТЗ 82 предполагает частичную замену системы ГУР (гидроуправления руля) на механизм ГОРУ (гидрообъемное рулевое управление). Комплект ГОРУ включает в себя:

  • специальный кронштейн гидроцилиндра;
  • усиленная рулевая тяга;
  • два рычага;
  • гидроцилиндры на передний мост с набором пальцев;
  • дозирующий насос;
  • каналы высокого давления;
  • специальный переходник под насос.

При необходимости также приобретается кран блокировки дифференциала механизма ГОРУ. Он используется для замены блокировки, которая используется на ГУР. Такой кран позволяет блокировать редуктор на нестабильных участках дороги, что повышает проходимость техники.

Комплект для установки ГУР на трактор МТЗ

Дозирующее устройство устанавливается на машину по такому алгоритму:

  1. Прежде всего, необходимо снять коробку системы ГУР (также называется распределителем). Для этого снимаются рычаги управления. После чего изымают пластины пыльников, пыльники и уплотнители. Дальше снимаются крышки и вытягиваются золотники.
  2. Следующий этап – замена подшипников системы на новые в случае износа уже установленных.
  3. Снимается червяк устройства.
  4. На место червяка устанавливается вал дозатора.
  5. К соответствующей плашке прикручиваем дозирующее устройство. Установка производится посредством потайных болтов.
  6. Дальше следует проверка насоса и уже после этого его установка в систему гидроусиления.

Замена остального комплекта ГОРУ проводится до установки насоса.

Установка насоса дозатора на МТЗ своими руками (видео)

Неисправности насоса дозатора МТЗ и их признаки

Любая неисправность дозирующего устройства или системы объемного рулевого управления приводят к осложнениям в работе системы управления. Чтобы восстановить функциональность системы, следует четко знать какой именно узел вышел из строя. Для этого есть ряд признаков:

  1. Передний мост стал более неустойчивым. Этот признак в большинстве случаев свидетельствует о смещении оси поворотного вала. Также возможно образование зазоров в тяге рулевого управления или в узлах насоса.
  2. Поворот руля стал более трудным и требует дополнительных усилий. Причиной является недостаточное количество масла внутри дозатора. Второй вариант – большое количество воздуха внутри гидравлической системы и как следствие – частично холостая работа устройства.
  3. Своевольное изменение положения рулевого колеса. Самостоятельный поворот руля является следствием неправильного положения золотника внутри насоса. За его нейтральное положение отвечают две растягивающие пружины. В случае поломки одной из них, масло постоянно подается на один из цилиндров, и руль поворачивается соответственно.
  4. Слабый упор в процессе поворота или его полное отсутствие. Такое явление наблюдается в том случае, если в дозаторе недостаточно масла. Соответственно его функциональность падает. Второй причиной проблемы может быть истирание уплотнительных прокладок на цилиндрах, отвечающих за поворот машины.
  5. При повороте рулевого колеса, колеса трактора поворачивают в противоположную сторону. В этом случае проблема заключается в том, что выводы к гидравлическим цилиндрам машины неправильно соединены с дозаторным насосом. В результате золотник подает масло не на тот цилиндр, соответственно идет усиление не той стороны.

Также одной из проблем в работе насосного оборудования контура гидроусиления является его загрязнение. Когда клапана устройства забиваются грязью и другими частицами, они не способны пропускать жидкость по системе и регулировать давление. В результате снижается функциональность системы и возможна ее поломка.

Обслуживание устройства

Так как насос не защищен полностью от попадания грязи в систему, он может засоряться. В результате, его необходимо периодически промывать для профилактики серьезных поломок.

Схема установки насоса дозатора

Проводится это мероприятие после полной разборки устройства. Мыть насос необходимо керосином или похожей по свойствам жидкостью. Прежде чем начать помывку, необходимо извлечь уплотнительные резиновые кольца со всех деталей. Это позволит предотвратить их повреждения. Каждая деталь промывается индивидуально и очень тщательно. Особое внимание следует уделить двум втулкам прибора. Они оснащены рядом маленьких отверстий, которые быстро забиваются.

После того, как все детали промоются, идет сборка устройства в обратной последовательности. Здесь важным моментом является правильная установка героторной пары и пластинчатой пружины распределителя. Первую деталь следует устанавливать, повернув насос отверстиями от себя. Пара устанавливается таким образом, чтобы два зуба располагались на лини по фронту от мастера.

Дальше идет установка пластинчатой пружины. Ее важно установить параллельно героторной паре, то есть также по линии к отверстиям. Все сальники должны быть установлены на свои места.

7

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: