Тяжёлая атлетика автотранспортаCедельно-балластный тягач MAN TGХ 41.680 8×6 BВS

Даниил Минаев, фото автора

В материале «Широта охвата», посвящённом производственным гаммам основных производителей грузовой и автобусной техники мы поставили немецкому концерну MAN Truck & Bus одну «звезду» в сегменте специальной техники полной массой более 100 т. После этого нас пригласили познакомиться с седельно-балластным тягачом MAN TGХ 41.680 8×6 BВS, способным перемещать в пространстве автопоезда полной массой до 250 т.

Проанализируем, что нам необходимо изменить в обычном седельном тягаче, чтобы он смог стать этаким силачом и возглавить 250-тонный автопоезд. Первое, что приходит на ум, – мощный двигатель. А мощный мотор всегда габаритнее и тяжелее среднестатистического, значит, потребуется больше места для установки, более прочная рама и трансмиссия с особой КП. Далее по раме – ведущие мосты: они обязаны держать высокие осевые нагрузки и при этом передавать внушительный крутящий момент, чтобы стронуть с места и двигать тяжести с заданной скоростью. Но никто не отменял требования к общим габаритам транспортных средств, перемещающимся по дорогам общего пользования. Особенно это актуально в плане высоты и длины тяжелоатлета. Значит, конструкторам придётся ещё буквально впихнуть весь этот мощный потенциал в заданные суровыми стандартами рамки. Вот теперь последовательно рассмотрим, что получилось.

Простые органы управления такой сложной трансмиссией со множеством блокировок и режимов

Шик по определению

Прежде чем остановиться на некоторых подробностях деталировки, думаю, надо сказать вот о чём. Такой тягач – вещь мелкосерийная, штучная (в настоящее время в России продано 7 (!) машин), и ради праздного любопытства и демонстрации возможностей его не приобретают, естественно, стоимость машины очень высока. Поэтому, прорабатывая спецификацию, конструкторы и маркетологи отметили, что некоторые опции и «примочки», которыми заказчики нередко пренебрегают в бюджетных и средних тягачах в целях экономии средств, по отношению к стоимости MAN TGХ 41.680 8×6 BВS в целом составляют материальную точку.

Поэтому наш тяжелоатлет получил высокую кабину XXL шириной 2440 мм и длиной 2280 мм с двумя «спальниками», шикарную оптику, аудиосистему, климат-контроль, автономный подогреватель, холодильник, электростеклоподъёмники и кожаную оплётку руля. Это только то, что можно заметить беглым взглядом, оказавшись в кабине на пару минут. В общем, водителю должно понравиться. Если он, конечно, сможет залезть в эту кабину, где первая ступенька нижней подножки почти в метре от земли, применив пару лёгких акробатических этюдов, но ничего не поделаешь – специфика!

Тягач MAN TGS 19.440 4×2 BLS-WW + A/C (кабина L)

Седельный тягач MAN TGS 19.440 4×2 BLS-WW — самый мощный седельный тягач МАН с мощностью 440 л.с.; имеет 1 спальное место, кондиционер. Подходит для работы в составе автобпоезда например с самосвалым полуприцепом Grunwald или Wielton, а так же с тентованными полуприцепами Kassbohrer или Kogel. Высота ССУ — 1150 мм и нагрузка до 12 тонн. При заказе у нас Вы получите в подарок коврики, Ad Blue 20л, решетка защита фар, PDI.

Силовые возможности

Кабина поднимается при помощи гидроэлектропривода

Кабина поднимается при помощи гидроэлектропривода

Внешне двигатель D2868LF06 чем-то отдалённо напоминает «камазовский», но есть кардинальные различия – 680 л.с и 2700 Н∙м… при пятом экоклассе

V-образный 15-литровый мотор MAN D2868LF06 с раздельными головками цилиндров довольно высокий, с навесным оборудованием почти 1750 мм, да ещё и передний мост ведущий, поэтому для его установки пришлось изготовить особую раму – со ступенькой в передней части, практически за кабиной. В месте перехода рама усилена дополнительными косынками и вставками в лонжероны, но в отличие от часто применяемых таких вставок на самосвалах и миксерах, здесь они использованы локально, не на всю длину. За кабиной на специальном подрамнике разместились дополнительные компоненты системы охлаждения – радиатор и мощный электровентилятор (расчётное значение температуры окружающего воздуха при полной нагрузке тем не менее только до 35° C), гидробак, сцепная станция и топливный бак на 960 л, расход, сами понимаете, в составе поезда может превысить и несколько литров на километр (!) 680 лошадиных сил и 2700 Н∙м крутящего момента плавно передают эстафету…гидротрансформатору. Почему?

Виды

Седельные модели

работают с полуприцепами и отличаются небольшим весом и высокой грузоподъемностью.

Седельно-балластные тягачи

– это многоосные автомобили, используемые для доставки сверхтяжелых грузов в составе автопоезда.

Балластные модели

оснащаются платформой для размещения балласта с целью повышения сцепного веса. Они функционируют в составе автопоезда и применяются для перевозки тяжелой гусеничной техники, больших неделимых грузов и т. д.

Для заказа грузоперевозки с использованием тягача отправьте форму онлайн-заказа услуг или позвоните нам по телефонам: +7 (495) 988-2237, +7 (495) 988-2239.

Коллегиальная трансмиссия

При попытке сдвинуть с места 250 т не выдержит ни одно сцепление, если оно только не станет пару метров в диаметре! Вспомните соревнования по тяжёлой атлетике: таскать гири и штанги на плече или в руке гораздо легче, чем предварительно их поднять и взять требуемым хватом – абсолютная аналогия.

Трансмиссионная перспектива «тяжелоатлета» для выступлений в максимальном весе

Поэтому задача гидротрансформатора лишь чуть раскатить тяжеленную махину, стронуть, сдвинуть, столкнуть, а дальше он блокируется и начинает работать механизм сцепления автоматизированной КП ZF 12 AS 2740 OD MAN TipMatic. Передаточное отношение ведущих мостов сначала мне показалось довольно странным – всего 4,83.

Но для искоренения сомнений следует понимать, что тут одним из звеньев цепи передачи крутящего момента является раздаточная коробка, которая и суммирует необходимое соотношение баланса тяги и скорости. РК на этом тягаче двухступенчатая (передаточные отношения соответственно 1,582 и 0,981) с «нейтралью», что даёт возможность дополнительного отбора мощности и буксировки без снятия карданного вала. «Раздатка» модели G 253 MAN обеспечивает подключаемый привод всех трёх осей и имеет несимметричный дифференциал – распределение момента между передней осью и задними неравное, что обеспечивает большую степень реализации сцепного веса.

Вторая ось подруливающая на пневмоподвеске

Вторая ось подруливающая на пневмоподвеске

Теперь пройдёмся по самим мостам. Итак, первый мост – ведущий, грузоподъёмностью 9 т, на рессорах, вторую подруливающую ось освободили от обязанностей по передаче крутящего момента колёсам и подвесили на пневматике (напомню, колёсная формула – 8х6). Третий проходной и четвёртый мосты – ведущие, 16-тонные, на рессорах.

Чтобы надёжно зацепило

Самое интересное, что рассматриваемая машина помимо седельного тягача может быть и балластным тягачом. Балластный модуль представляет собой небольшой кузовок, оборудованный шкворнем для зацепления с седлом и дополнительным набором креплений для надёжной фиксации на раме. То есть для преобразования тягача не надо заниматься утомительными слесарными работами по монтажу / демонтажу седла. Фронтальное буксирно-сцепное устройство (БСУ) регулируется по высоте. Тягово-сцепное устройство ROCKINGER 56 E установлено сверху. Седельно-сцепное устройство JOST JSK 38 G-1 3,5’’ конструктивной высотой 290 мм. Плита седельно-сцепного устройства (ССУ) толщиной 16 мм, узел производства компании JOST, размер предустановки ССУ 1200 мм от центра последней оси, высота от уровня земли 1430 мм. В качестве дополнительного функционала тягач оснащён гидростанцией для питания гидросистем прицепа. Несколько перевозчиков из России оценили такой эксклюзив и приобрели 7 автомобилей… И, что странно, эти эксплуатанты предпочли остаться в тени, так и не рассказали, зачем им понадобилась подобная техника, что и куда они собираются на ней возить…


Техническая характеристика MAN TGХ 41.680 8×6 BВS (typ 94 XO224)
ПараметрЗначение
Колёсная формула8х6
Полная масса, кг43 000
Полная масса автопоезда, кг250 000
Снаряжённая масса, кг18 000
Допустимая нагрузка на 1-/2-/3-/4-ю оси, кг9000/ 8000/ 16 000/ 16 000
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D2868LF06 Турбодизель, V8, Euro 5 16 162 680 при 1900 мин-1 2700 при 1100–1700 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
ZF 12 AS 2740 OD MAN TipMatic Автоматизированная, с гидротрансформатором
12/2
Передаточное число ведущих мостов4,83
ПодвескаПервая ось – параболические рессоры, вторая ось – пневматическая, задние оси – параболические рессоры
Тормозная системаПневматическая MAN BrakeMatic (электронная тормозная система)
Шины передних осей385/65 R22,5
Шины задних осей315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л960

Модификации

Существует 8 моделей тягача, где модификация МАЗ 6430А9 считается наиболее распространенной.

Кабина 6430А8

Эта машина поставлена на конвейер в 2006 году. К особенностям модели относятся:

  • тормозная система с АБС;
  • автоматический ограничитель скорости;
  • спойлер;
  • тахограф;
  • подогрев силового агрегата.

Кабина шумоизолирована, а кресло регулируется в зависимости от роста водителя.

МАЗ 6430

Технические параметры А8 схожи с оригиналом. Мощность двигателя достигает верхней отметки в 400 л.с. Нужно сказать, что бак также рассчитан на 500 литров топлива. Формула колес 6х4 при массе 26.1 тонны. Максимальный предел скорости составляет 90 км/ч.

МАЗ 6430 А8

Популярный тягач А9

Модернизированная версия МАЗ 6430А9 отличается от А8 соотношением грузоподъемность и полная масса. Мощность составляет 412 л.с. при 16 скоростных режимах КПП. Предел скорости движения — 100 км/ч. А вот максимальная вместимость топлива осталась неизменной.

МАЗ 6430А9 с индексом 1320 020 оборудован турбонаддувом и спойлером. А еще он оснащен системой обогрева и охлаждения воздуха.

Эксплуатация

Тягач используют при перевозках грузов на длительное расстояние. К преимуществу модели относят систему противобуксирования. Кабину МАЗ 6430А9 с серийным номером 1320 020 оборудовали спальным местом и креслом с подрессорами.

МАЗ 6430 А9

Модель В9

Автомобиль 6430В9 относится к более позднему поколению. Разработчики доработали двигатель до стандарта «Евро-4» и повысили уровень шумоизоляции в кабине.

Транспорт подходит для длительных международных перевозок с верхним пределом допустимой массы 52 тонны. Низкий расход дизельного топлива позволяет экономить на протяжении всего пути. Мощность движка достигает 412 л.с. Количество колес равно 6: четыре из них относится к ведущему типу.

МАЗ 6430 В9

Поколение С9

Рассматривая модификацию 6430С9, ее стоит соотнести с МАЗ 6430а9. Две модели кардинально схожи, но имеют и отличия. Мощность двигателя С9 достигает 420 л.с. в противовес 412 л.с. (не говоря уже про а8 с 400 л.с.).

Что касается частоты, то она доходит до предела в 2 200 об/мин. Остальные параметры модификации не отличаются от МАЗ 6430а9 с индексом 1320 020. Все тот же стандартный бак на 500 литров и скорость до 100 км/ч. Механическая КПП и объем двигателя — 12 литров.

Тягач оснащен 6-ти цилиндровым движком. Вращающий момент равен 1 985 Нм, а масса всего автомобиля составляет 33.2 тонны.

Водительская кабина рассчитана на троих человек, и имеет два спальных места. В ней установлена система циркуляции воздуха для обогрева зимой и охлаждения летом.

Машина относится к типу «Евро-5» по нормам выброса вредных веществ в атмосферу.

МАЗ 6430 С9

Тягачи Е9

Бескапотный грузовик МАЗ 6430Е9 с передней и задней рессорной подвесками оснащен двигателем от Mercedes. Мощность силового агрегата составляет 435 л.с. При массе 32.9 тонн, машина способна разогнаться до предельной скорости в 100 км/ч. Объем топливного бака в данной модификации стандартный — 500 литров. Четыре ведущих колеса при общем количестве шесть.

Отдельная категория 643008

Особенность тягача МАЗ 643008 — работа даже при низких температурах. Конструкторы Минского автозавода установили систему обогрева пуска, что позволяет машине выполнять свои функции до минус 40 градусов по Цельсию.

Расход дизельного топлива на 100 км находится в диапазоне 27-36 литров, что зависит от поры года. Грузоподъемность тягача 15.7 тонн при снаряженной массе авто 10.1 тонне. Объем бака под масло — 16 литров, под топливо — 500 литров.

Причем предел выдаваемой мощности двигателем составляет 400 л.с., и это при 16-ти передачах. В кабине расположены два спальных места и установлены регулируемые сидения. Также здесь улучшена шумоизоляция, а еще имеется система охлаждения и обогрева воздуха. Эко-стандарт «Евро-2».

МАЗ 643008

Седельный тягач 643019

Представленная модель имеет три оси, формулу колес 6х4 и пневмоусилитель руля. Бескапотный автомобиль способен выдавать максимальную мощность 435 л.с. Причем сюда встроен 6-ти цилиндрованный движок. Момент силы составляет 2 100 об/мин.

Мотор Mercedes расходует дизель от 28 до 35 литров. 16-ти скоростная МКПП. А еще пневномеханизм с четырьмя подвесными баллонами и фрикционным дисковым сцеплением.

Такой тягач весит 25.6 тонн и способен к предельному преодолеваемому подъему в 27%. Температурный рабочий диапазон машины от минус 40 градусов, до плюс 35 по Цельсию.

МАЗ 643019

Представитель с номером 643028

Тягач без капота с вместимостью бака на 500 литров — достойная модификация модельного ряда.

Характеризуется наличием:

  • механической трансмиссии;
  • 16-тью ступенями скоростей;
  • электроблока EDC и вращательным моментом в 1 985 Нм. Механизмы позволяют грузовикам выдерживать нагрузку на заднюю телегу в размере 33.2 тонны.

В кабине встроен ЖК-дисплей, а также система вентиляции и регулировки водительского сидения. Двигатель WP12.430E50 способен выдать мощность 400 л.с., что позволяет машине развить скорость в 110 км/ч.

Этот грузовик делают лучшим в серии следующие опции:

  • Пружинная подвеска;
  • Отдача дизеля от Common Rail;
  • Фрикционное сцепление с дистанционным управлением КПП.

Получается, что эта модель превосходит даже МАЗ 6430А9 — популярную модификацию серии.

МАЗ 643028

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: