Коробка отбора мощности на МАЗ: предназначение и выбор

Коробка отбора мощности (КОМ) предназначена для привода всевозможных рабочих органов оборудования, установленного на автомобильном шасси, посредством карданного вала или гидравлического насоса.

Коробка отбора мощности представляет собой механическую коробку передач, тип и характеристика которой зависят от назначения того оборудования, которое она приводит в действие. В соответствии с количеством дополнительного оборудования на одном ТС может быть установлено от одной до трех коробок отбора мощности.

Коробки отбора мощности различаются по:

  • числу ступеней и значению передаточных чисел;
  • числу и взаимному расположению валов;
  • наличию или отсутствию реверса;
  • типу привода управления.

В зависимости от нагрузки на дополнительное оборудование коробки отбора мощности передают до 40 % максимальной мощности силовой установки. Стандартами определены основные размеры мест крепления и модули зубчатых колес коробок отбора мощности.

Рис. Схема реверсивной коробки отбора мощности с редуктором: 1 — рычаг включения коробки отбора мощности; 2 — шток вилки переключения; 3 — вилка переключения; 4 — шариковый фиксатор; 5 — каретка с зубчатым колесом; 6 — шарикоподшипник; 7 — ведомый вал; 8 — ось промежуточной шестерни; 9 — промежуточная шестерня; 10 — ось блока шестерен; 11 — блок шестерен; 12 — фланец ведомого вала

Коробки отбора мощности, как правило, монтируют сбоку или с торца на картерах КП или раздаточных коробок в верхней или нижней их частях. Ведущие звенья коробки отбора мощности через люки агрегатов трансмиссии соединяются с деталями этих агрегатов, от которых и происходит отбор мощности.

Передача мощности может осуществляться от шестерни агрегата трансмиссии на ведущую шестерню коробки отбора мощности. Обе шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом, и включение отбора мощности производится подвижной кареткой, которая вводит в зацепление зубья шестерен в коробке отбора мощности. Мощность может отбираться и от вала агрегата трансмиссии. В этом случае коробка отбора мощности крепится на торце картера агрегата трансмиссии, а ее ведущий вал располагается соосно с валом, от которого отбирается мощность.

Включение коробки отбора мощности осуществляется зубчатой муфтой, соединяющей оба вала, при отсутствии нагрузки на коробке. Коробкой отбора мощности управляют из кабины ТС. Привод управления может быть механическим, пневматическим, электропневматическим и т.д.

Способ смазывания деталей коробки отбора мощности определяется местом ее крепления к агрегату трансмиссии. При боковом креплении смазка разбрызгивается на детали коробки из картера основного агрегата или собственного картера. При верхнем креплении в конструкции коробки отбора мощности предусмотрен насос, который забирает смазку из картера агрегата трансмиссии и подает ее к деталям коробки.

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором и продольным расположением валов

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором и продольным расположением валов устанавливается на нижней боковой части картера КП. Отбор мощности осуществляется от шестерни промежуточного вала КП, с которой постоянно сцеплена одна из шестерен блока 11. Другая шестерня этого блока находится в зацеплении с промежуточной шестерней. Блок шестерен и промежуточная шестерня 9 установлены на осях, закрепленных на картере.

Ведомый вал 7 коробки отбора мощности вращается на двух шарикоподшипниках 6. По шлицам этого вала с помощью вилки переключения перемещается каретка 5 с зубчатым колесом. Вилка 3 переключения закреплена на подвижном штоке 2, связанном с рычагом 1 включения коробки отбора мощности, установленным в кабине ТС. Рычаг имеет три фиксированных положения. Фиксация штока осуществляется шариковым фиксатором 4 с пружиной. В правом положении штока каретка с зубчатым колесом находится в зацеплении с промежуточной шестерней, что обеспечивает передачу прямого хода. В левом положении штока зубчатое колесо сцеплено с большей шестерней блока 11, что обеспечивает передачу обратного хода. В среднем положении штока коробка отбора мощности выключена, и ведомый вал не вращается. На конце ведомого вала имеется фланец 12 для крепления вала привода дополнительного оборудования.

Рис. Коробка отбора мощности без редуктора: 1 — первичный вал раздаточной коробки; 2 — вал коробки отбора мощности; 3 — каретка; 4 — вилка включения; 5 — фиксатор с пружиной; 6 — шток вилки включения; 7 — фланец; 8 — эксцентрик; 9 — плунжер; 10 — нагнетательный клапан; 11 — обратный клапан; 12 — всасывающий клапан; 13 — крышка коробки отбора мощности; 14 — магистраль подачи масла к насосу

К

атегория:

Автомобили Камаз Урал

П

убликация:

Назначение, характеристика, устройство и работа дополнительного оборудования

Ч

итать далее:

Регулировка дополнительного оборудования

Назначение, характеристика, устройство и работа дополнительного оборудования

К дополнительному оборудованию автомобилей Урал-4320 и КамА.3-4310 относятся: лебедка, система централизованного регулирования давления воздуха в шинах, коробки отбора мощности, а на автомобиле Урал-4320 и система герметизации.

Лебедка предназначена для самовытаскивания и подтягивания автомобилей и прицепов через труднопроходимые участки. Она состоит из привода, червячного редуктора, барабана с закрепленным на нем тросом, ленточного тормоза и тросоукладчика.

На автомобиле Урал-4320 рабочая длина троса 65 м, диаметр 17,5 мм. Максимальное тяговое усилие на тросе ограничивается предохранительным штифтом, установленным на переднем карданном валу привода лебедки. Предохранительный штифт срезается при усилии на тросе 70…90 кН (7000…9000 кгс). Для увеличения тягового усилия или изменения его направления автомобилю придается блок лебедки. Возможные варианты использования блока показаны на рис.. 9,1. Лебедка установлена на специальной поперечине (рис. 9.2) и двух кронштейнах, укрепленных в задней части рамы автомобиля.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Механизм редуктора лебедки состоит из глобоидальной пары (червяка и червячного колеса). Червячное колесо приклепано к ступице, которая подвижной муфтой соединяется с валом барабана. Барабан плотно посажен на шлицевой вал лебедки. На червяке редуктора установлен автоматический ленточный тормоз, препятствующий самопроизвольному вращению барабана лебедки и разматыванию троса при включенной муфте сцепления автомобиля или в случае среза предохранительного штифта. При наматывании троса на барабан тормозной шкив, вращаясь, захватывает ленту тормоза и силой трения пружина сжимается, создавая незначительный тормозной момент на шкиве. В процессе разматывания троса с барабана, например при выключении сцепления, момент трения на тормозном шкиве автоматически увеличивается, так как лента самозатягивается силой трения, значительно большей и направленной в обратную сторону, чем при намотке троса.

Привод лебедки осуществляется от раздато.чной коробки через дополнительную коробку отбора мощности и три карданных вала. Передний и задний карданные валы имеют подвижные шлицевые соединения, обеспечивающие компенсацию неточностей при монтаже. Промежуточный карданный вал установлен на двух опорах одинаковой конструкции.

Рис. 9.1. Пользование блоком лебедки автомобиля Урал-4320: о —увеличение силы тяги при СйМовытаскивании; б —изменение направления силы тяги при вытаскивании автомобиля; в увеличение силы тяги при вытаскивании автомобиля

Тросоукладчик (рис. 9.3) обеспечивает правильную укладку на барабане троса при углах отклонения его от оси автомобиля, не превышающих 15°. Трос укреплен на барабане скобой, выдача его производится только назад. Корпус держателя направляющих роликов укладывает трос вдоль барабана, совершая возвратно-поступательное движение вдоль ходового винта по двум направляющим валикам. Ходовой винт с левой и правой нарезками, установленный на двух подшипниках, приводится во вращение цепной передачей от вала барабана через ведущую и ведомую о звездочки. Осевое усилие ходового винта передается на корпус Держателя направляющих роликов через сухарь. Он установлен в корпусе держателя направляющих роликов и зафиксирован крышкой. Направляющие ролики установлены на полиамидных втулках и вращаются на пальцах, которые зафиксированы стопорной пластиной.

Рис. 9.2. Редуктор лебедки в сборе с тормозом: 1 — пресс-масленка; 2 — звездочка; 3 — подшипник скольжения; 4 — распорная втулка; 5— барабан; 6 — вал барабана; 7 — крышка редуктора; 8 — отбойник троса; 9 — неподвижная муфта; 10, 16, 18, 23— регулировочные прокладки; 11, 15—конические роликовые подшипники; 12 — картер редуктора; 13 — червячное колесо; 14 — подвижная муфга; 17 — фланец; 19 — радиально-упорный подшипник; 20—червяк: 21 — шариковый радиальный подшипник: 22 — упорный радиальный подшипник; 24 — ленточный тормоз; 25 — правый кронштейн ходового винта; 26 — поперечина подвески лебедки; 27 — пружина тормоза; 28, 29 — рычаг включения лебедки

Рис. 9.3. Тросоукладчик лебедки; 1 — поперечина лебедки; 2,8 — регулировочные прокладки для натяжения цепи; 3 — стопорная пластина; 4 — ходовой винт; 5 — направляющие валики; 6, 9 — ведомая и ведущая звездочки; 7 — цепь; 10 — палец направляющего ролика; 11 — втулка; 12 — направляющий ролик; 13 — сухарь ходового винта; 14 — опорная крышка сухаря; 15 — корпус держателя направляющих роликов

На автомобиле КамАЗ-4310 рабочая длина троса при выдаче назад 95 м (при выдаче вперед 88 м); максимальное тяговое усилие при выдаче троса вперед 3500 кгс, назад— 5000 кгс, с применением блока — 7000 кгс и 10 000 кгс соответственно.

Лебедка установлена на двух поперечинах и двух кронштейнах в задней части рамы автомобиля (рис. 9.4). Привод лебедки осуществляется тремя карданными валами от вала отбора мощности раздаточной коробки. На заднем карданном валу для предохранения деталей от перегрузки установлен срезающийся предохранительный штифт. Промежуточный карданный вал установлен на двух опорах одинаковой конструкции.

Тросоукладчик с цепным приводом обеспечивает равномерную и плотную укладку троса на барабан. Ход каретки тросоукладчика согласован с вращением барабана таким образом, что за каждый оборот барабана каретка перемещается на один шаг витка троса. Лебедка оборудована автоматическим тормозом, устройство и действие которого аналогичны ранее рассмотренному. При малой частоте вращения вала червяка усилие торможения незначительно и не препятствует разматыванию троса. В случае среза предохранительного штифта при вращении барабана с повышенной скоростью действие тормоза увеличивается и дополняет самоторможение червячной передачи,

Трос лебедки закреплен на крюке клиновым зажимом, что позволяет снять крюк, выбив клин, и выдать трос назад. На правом лонжероне рамы установлен клин, который служит для закрепления троса при самовытаскивании автомобиля с помощью блока.

Дистанционное, электропневматическое управление приводом лебедки осуществляется переключателем, установленным в кабине.

Вал барабана лебедки отключается от редуктора поворотом рычага, вследствие чего муфта включения выходит из зацепления с червячным колесом редуктора.

Пользуясь лебедкой, необходимо соблюдать следующие правила: – разматывать трос надо вручную, отключив вал барабана лебедки (допускается принудительное разматывание троса, но при этом его слабину надо выбирать вручную); – перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее четырех витков троса; – угол отклонения троса от оси автомобиля при подтягивании не должен превышать 15°; – при подтягивании следует плавно увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя. Резкое увеличение частоты вращения не увеличивает тягового усилия на тросе, но может вызвать срез предохранительного штифта; – в случае среза предохранительного штифта во избежание задира карданного вал а в вилке необходимо немедленно остановить лебедку, выключив сцепление и установив нейтраль в коробке передач; – запрещается использовать вместо предохранительного штифта болты или другие детали; – во избежание перегрева редуктора не разрешается подтягивание троса на полную длину более трех раз подряд с максимальной или близкой к ней нагрузкой; – нельзя использовать трос лебедки для буксировки автомобиля; – при движении автомобиля трос лебедки должен быть туго намотан на барабан.

Для включения лебедки автомобиля Урал-4320 необходимо установить рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение. Для принудительной выдачи троса, пользуясь ключом на 30 мм, поставить рычаг подвижной муфты в верхнее (включенное) положение. Для ручной размотки троса рычаг подвижной муфты должен находиться в нижнем (выключенном) положении. Включить коробку отбора мощности, первую или вторую передачу в коробке передач и выдать трос на необходимую длину. Включить передачу заднего хода для подтягивания груза; при само-рытаскивании автомобиля включить пониженную передачу в раздаточной коробке и передачу заднего хода в коробке передач.

Для включения лебедки автомобиля КамАЗ-4310 необходимо выжать до отказа педаль сцепления, установить переключатель раздаточной коробки в нейтральное положение, а переключатель лебедки в положение «Включено» и опустить педаль сцепления. Для наматывания троса на барабан включить первую передачу в коробке передач. В случае принудительного разматывания троса следует включать передачу заднего хода.

Производя самовьпаскивание автомобиля, следует размотать трос, зацепить его за дерево или столб, включить лебедку и первую передачу в коробке передач. С целью повышения &4)фек1ивн0сти самовытаскивания при выдаче троса вперед допускается включать первую (понижающую) передачу в раздаточной коробке, предварительно заблокировав межосевой дифференциал. При самовытаскивании назад с применением блока необходимо выбить клин, освободить трос от крюка и закрепить его клином на правом лонжероне рамы.

Закончив пользование лебедкой, зацепить крюк троса за левый буксирный крюк, включить лебедку, первую передачу в коробке передач и натянуть трос.

Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах предназначена для повышения проходимости автомобиля на тяжелых участках пути за счет снижения давления воздуха в шинах; в случае повреждения камер позволит продолжать движение без замены колеса при условии восполнения утечки воздуха из поврежденной шины компрессором.

Управление системой осуществляется из кабины, что позволяет водителю постоянно контролировать давление в шинах по манометру, расположенному на щитке приборов, и поддерживать его в пределах нормы.

Система (рис. 9.5, 9.6) состоит из компрессора, крана управления давлением, межбаллонного редуктора (Урал-4320), кранов запора воздуха, блока сальников подвода воздуха в кожухе полуоси, трубопроводов и воздушного баллона.

Кран управления давлением воздуха в шинах золотникового типа. Золотник перемещается в корпусе и уплотняется сальниками. Находящееся на нем упорное кольцо ограничивает крайние пределы хода. Золотник через штифты соединен с тягой рычага крана, который имеет три положения. Левое положение соответствует накачке шин, среднее — нейтральное, правое — выпуску воздуха из шин в атмосферу.

При переводе рычага крана в левое положение золотник перемещается влево, проточка на нем устанавливается против сальника и воздух через образовавшийся зазор под сальником поступает в шины.

Рис. 9.5. Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля Урал-4320

Рис. 9.6. Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля КамАЗ-4310: 1 — кран управления давлением; 2 — рычаг крана управления давлением; 3—кран запора воздуха; 4 — головка подвода воздуха; 5 — трубопроводы; 6 — пружина клапана ограничителя; 7 — крышка клапана ограничителя; 8 — диафрагма клапана ограничителя; 9 — корпус крана управления; 10 — сальник крана; 11— направляющая золотника; 12 золотник крана сзади; 13 — головка подвода воздуха; 14 — регулировочный болт

При переводе рычага крана управления давлением в правое положение золотник перемещается вправо, проточка на золотнике устанавливается против другого сальника и воздух из шин уходит в атмосферу.

Когда рычаг ставится в нейтральное положение, проточка на золотнике находится между сальниками и исключает поступление воздуха к шинам и из шин в атмосферу. Подвод воздуха к шинам выполнен по однопроводной схеме. Если колесные краны открыты, все шины автомобиля соединены между собой, давление в них одинаковое, а выпуск воздуха и накачка его производятся одновременно для всех шин.

Межбаллонный редуктор автомобиля Урал-4320 предназначен для поддержания необходимого давления в тормозной системе. По достижении давления воздуха в нервом баллоне выше 500 кПа (5 кгс/см2) открывается клапан 19 (см. рис. 9.5) и воздух через угольник, каналы в корпусе редуктора и штуцер поступает во второй баллон. При снижении давления в тормозной системе ниже 450 кПа (4,5 кгс/см2) клапан 19 закрывается и питание системы автоматически отключается. Если давление в первом баллоне ниже, чем во втором, на 50 кПа (0,5 кгс/см2), то редуктор позволяет использовать для тормозной системы запас воздуха из второго баллона.

Клапан ограничителя автомобиля КамАЗ-4310 ограничивав падение давления в пневмосистеме ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2). Если оно поднимается выше 550 кПа (5,5 кгс/см2), диафрагма клапана, преодолевая сопротивление пружины, пропускает воздух к золотнику управления давлением. По достижении давления в общей пневмосистеме 550 кПа (5,5 кгс/см2) система централизованного регулирования давления воздуха в шинах отключается.

Рис. 9.7. Коробка отбора мощности: 1 — кронштейн рычага управления; 2 — шткфт рычага управления; 3 — шток вилки; 4 — вилка вклю. чения отбора мощности; 5 — гайка фланца; 6, й, 12 — подшипники; 7 — ведущая шестерня; 9 — ось ведущей шестерни; 10 — шестерня выходного вала; 11 — выходной вал; 13 —регулировочные прокладки

Головки подвода воздуха, установленные на полуосях,состоят из корпуса и сальников (четырех на автомобиле Урал-4320, двух на автомобилях КамАЗ), обеспечивающих герметичность подвижного соединения.

Воздух к головке поступает через штуцер. Из полости головки по каналу в полуоси он проходит к крану запора воздуха и далее по соединительному шлангу в шину колеса.

Во время движения колесные краны должны быть полностью открыты, а на длительных стоянках во избежание утечки воздуха через неплотности трубопроводов — закрыты. Давление воздуха в шинах определяется по манометру при нейтральном положении рычага крана управления давлением и открытых колесных кранах. Если при этом наблюдается падение давления, то, закрыв все краны, а затем открывая их поочередно, можно определить, в какой шине происходит утечка воздуха.

Давление в шинах и скорость движения следует устанавливать в соответствии с характером дорожного покрытия.

Коробка отбора мощности автомобиля Урал-4320 предназначена для отбора мощности от коробки передач и привода различных агрегатов. Она обеспечивает длительный отбор мощности до 25 кВт (до 35 л. е.). Крепится коробка к фланцу люка коробки передач. Шестерни отбора мощности прямозубые. Ведущая шестерня свободно вращается на роликоподшипниках на оси и находится в постоянном зацеплении с шестерней заднего хода коробки передач. На выходной вал отбираемая мощность передастся подвижной шестерней, которая входит в зацепление с ведущей шестерней. Управление коробкой отбора мощности осуществляется рычагом, расположенным в кабине справа от водителя. Рычаг фиксируется в нейтральном положении штифтом, который упирается в прорезь выступающей части кронштейна. Для включения коробки отбора мощности рычаг утапливается до упора и переводится в положение включения отбора.

Рис. 9.8. Коробка дополнительного отбора мощности:

Коробка дополнительного отбора мощности автомобиля Урал-4320 служит для привода лебедки. Отбор мощности производится от первичного вала раздаточной коробки через подвижную муфту (рис. 9 8). Если автомобиль не оборудован лебедкой, то отбираемая мощность может быть использована для привода различных агрегатов в стационарных условиях и в движении. Коробка обеспечивает отбор до 40 % максимальной мощности двигателя. Коробка дополнительного отбора мощности состоит из корпуса, в котором на подшипниках установлен вал, муфты включения, механизма включения и масляного насоса. При включении муфты мощность от первичного вала раздаточной коробки передается на вал коробки дополнительного отбора мощности. Работа коробки дополнительного отбора мощности возможна при .нейтральном положении раздаточной коробки, когда шестерни раздаточной коробки неподвижные и нет разбрызгивания масла.

Для смазки подшипников в корпусе установлен плунжерный масляный насос. Насос состоит из корпуса, поршня с нагнетательным клапаном, цилиндра и предохранительного клапана. Поршень приводится в действие установленным на валу эксцентриком. Для предотвращения чрезмерного давления с увеличением частоты вращения применен всасывающий клапан дифференциального типа с цилиндрической пружиной. Масло забирается через трубку из масляной ванны раздаточной коробки и из насоса поступает к подшипникам шестерен через каналы, выполненные в валу и в первичном валу раздаточной коробки. Часть масла путем разбрызгивания смазывает подшипники валов.

Включается коробка дополнительного отбора мощности рычагом, установленным в кабине. Для предотвращения самопроизвольного включения коробки имеется стопор, фиксирующий рычаг в выключенном положении.

Рис. 9.9. Система герметизации: 1 — гибкий шланг гидроподъемника; выводные трубки: 2 — пневмоусилителей; 3 — топливных баков; 4 — системы; 9—мостов; 11 — тормозного крана; 12 — бачка для тормозной жидкости; трубки: 5 — к дополнительному топливному баку; б — от тройника к лебедке; 7 — от среднего к заднему мосту; 8— от тройника к среднему мосту; 10 — от раздаточной коробки к переходнику; 13 — к картеру сцепления; 14— к переднему мосту; 15 — от коробки передач к картеру сцепления

При длительной работе коробки дополнительного отбора мощности не должно наблюдаться повышенного нагрева подшипников первичного вала раздаточной коробки и вала отбора мощности. Такой нагрев свидетельствует о неисправности масляного насоса.

Коробка отбора мощности автомобиля КамАЗ-4310 предназначена для привода лебедки и установлена на раздаточной коробке. Она состоит из выходного вала, установленного на двух шарикоподшипниках. На шлицах выходного вала закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта, включающая отбор мощности и входящая в зацепление со шлицами верхнего вала раздаточной коробки. Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета пружиной. Коробка отбора мощности включается пневматическим механизмом диафрагменного типа с дистанционным управлением.

Система герметизации автомобиля Урал-4320 предназначена для обеспечения надежности работы агрегатов и систем автомобиля, подвергающихся воздействию воды при преодолении бродов.

Такие узлы и агрегаты, как .коробка передач, раздаточная коробка, сцепление, редукторы мостов, поворотные кулаки, цилиндр гидроподъемника, лебедка, пневмоусилители, главные тормозные цилиндры, тормозной кран предохранены от попадания воды уплот-нительными прокладками и соединительными болтами на уплотни-тельной пасте. Для поддержания постоянного давления во внутренних полостях, а также топливных баках эти агрегаты соединены с атмосферой системой трубопроводов через выводные трубки. Трубки соединяют с атмосферой пневмоусилитель и отдельно тормозной кран, трубка подводит воздух к топливным бакам, а трубка соединена со всеми другими узлами и агрегатами. Трубки на конце загнуты, чтобы создать гидрозапор при движении по воде и исключить ее попадание в системы.

Система герметизации автомобиля постоянно готова к использованию. Единственное, что необходимо сделать перед преодолением брода,— это завернуть пробку в картере сцепления.

Рекламные предложения:

Читать далее: Регулировка дополнительного оборудования

К

атегория: — Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Коробка отбора мощности без редуктора

Кроме рассмотренной коробки отбора мощности с редуктором применяются и более простые по конструкции коробки без редуктора, обеспечивающие одну ступень с передаточным числом 1,0. Отбор мощности осуществляется от первичного вала 7 раздаточной коробки, имеющего на конце шлицы. Коробка отбора мощности крепится к торцу картера раздаточной коробки в верхней ее части. Вал 2 коробки отбора мощности на одном конце имеет такие же шлицы, как и у вала 7, а на другой его конец устанавливается фланец 7 крепления вала привода дополнительного оборудования. Включение коробки отбора мощности осуществляется блокировкой валов 1 и 2 с помощью каретки 3, Каретка перемещается вилкой включения 4, закрепленной на штоке, имеющем два фиксированных положения: в левом положении штока коробка отбора мощности включена, а в правом выключена. Изменение направления вращения вала коробки отбора мощности осуществляется при включении передачи ЗХ в коробке передач.

Особенностью конструкции данной коробки отбора мощности является наличие плунжерного насоса, который служит для смазывания деталей коробки отбора мощности и раздаточной коробки неподвижного ТС при работающем дополнительном оборудовании. Насос расположен в корпусе, установленном в приливе крышки 13 коробки отбора мощности, и состоит из плунжера Я нагнетательного 10, всасывающего 12 и обратного 11 клапанов. Привод насоса осуществляется от эксцентрика расположенного на валу коробки отбора мощности. Масло поступает в насос по магистрали 14 из картера раздаточной коробки и под давлением подается к деталям коробки отбора мощности и первичного вала раздаточной коробки.

Управление данной коробкой осуществляется рычагом, связанным со штоком 6 и установленным в кабине ТС.

Разновидности

Как вы уже поняли, КОМ применяется на машинах для того, чтобы передавать дополнительному оборудованию энергию.

Если отталкиваться от приводимых в действие механизмов и требований к устройству, выделяют различные виды существующих коробок для отбора мощности. Они могут отличаться между собой по нескольким принципам:

  • Количество ступеней. Это определяет шаг между доступными рабочими механизмами.
  • Наличие реверса. Некоторые узлы, такие как насосы, подразумевают вращение лишь в одну сторону. Если это автокран, тогда КОМ должна работать с двух противоположных направлениях.
  • Передаточное число. От этого значения зависит изменение показателей угловой скорости и передаваемого момента.
  • Число валов. Оно может быть разным, в зависимости от конструкции конкретной коробки.
  • Расположение компонентов, которые входят в состав коробки.
  • Управляющий специальный сигнал. Он бывает механический, с помощью рычага либо же через бортовой компьютер.

При знакомстве с устройством коробок отбора мощности следует обязательно учесть возможные варианты их расположения.

В основном системы могут монтироваться в таких точках:

  • сбоку относительно коробки передач машины;
  • на торцевой стороне коробки;
  • в картере КПП;
  • вместе с раздаточной коробкой передач.

КОМ требует обязательной смазки, которая зависит от особенностей монтажа и наличия в конструкции своего резервуара с маслом. Чаще всего смазка выполняется за счёт масла и картера основной коробки.

Бывает и так, что КОМ имеет верхнее расположение. В этом случае дополнительно применяется насос. Он позволяет подавать смазочный материал к узлу.

Все коробки, используемые на машинах, можно разделить на несколько подкатегорий. Они бывают:

  • реверсивными;
  • безредукторными;
  • зависимыми;
  • независимыми.

Каждый вариант требует отдельного рассмотрения для лучшего понимания сути и принципа работы устройства.

Дополнительный привод управления сцеплением

1 – выжимной подшипник; 2 – вилка; 3 – педаль; 4 – муфта; 5 – контргайка; 6 – малая тяга; 7 – стержень; 8 – кнопка; 9, 12, 18 – рычаги; 10 – защёлка; 11 – зубчатый сектор; 13 – промежуточная опора; 14 – большая тяга; 15 – ось; 16 – промежуточная тяга; 17 – пружина; 19 – валик

Дополнительная система управления механизмом сцепления предназначена для отключения (включения) пожарного насоса от двигателя шасси. На рисунке показана принципиальная схема механической дополнительной системы управления сцеплением пожарной автоцистерны (применялась на АЦ моделей 63Б и 137А ранних выпусков, ПМ-548 и ряде других).

В насосном отделении пожарного автомобиля установлен рычаг 9 сцепления и зубчатый сектор 11. Для выключения сцепления необходимо нажать пальцем на кнопку 8, которая через стержень 7 выведет из зацепления с зубчатым сектором защёлку 10, а рычаг сцепления перевести в положение «на себя» и зафиксировать его в крайнем заднем положении (по направлению стрелки). При этом переместится малая тяга 6, поворачивая рычаг 12 промежуточной опоры 13 с одновременным перемещением большой тяги 14, на которую навёрнута муфта 4 с прорезью. Далее муфта воздействует через ось 15 педали сцепления и промежуточную тягу 16 на рычаг 18 валика 19 сцепления. Вилка 2 валика действует на выжимной подшипник 1, обеспечивая выключение сцепления. При нажатии в кабине водителя на педаль 3 сцепления нижняя её ось свободно перемещается по прорези муфты 4, не воздействуя на систему тяг дополнительной системы управления сцеплением. Возвращение педали сцепления в исходное положение происходит под действием возвратной пружины 17. Свободный ход педали сцепления регулируют изменением положения муфты 4, установленной на промежуточной тяге. Величина свободного хода педали сцепления должна соответствовать нижнему пределу диапазона, установленного заводом изготовителем шасси. Например, если на автомобиле ЗиЛ-131 величина свободного хода составляет 35…50 мм, то для автоцистерны на этом шасси следует выставить величину свободного хода 35-40 мм (не более). При большей величине свободного хода из-за неизбежных люфтов привода будет происходить неполное выключение сцепления.

Для регулировки длины тяг системы управления сцеплением необходимо рычаг сцепления в насосном отделении поставить в крайнее переднее фиксированное положение, освободить контргайку 5 большой тяги и вращением муфты 4 установить требуемую длину тяг. При переводе рычага сцепления в крайнее заднее положение добиться такого положения, чтобы при нажатии на педаль сцепления её свободный ход был в пределах требуемой величины. При переводе рычага сцепления в крайнее заднее фиксированное положение сцепление должно быть полностью выключено так, чтобы при работающем двигателе и включённой КОМ карданный вал к насосу не вращался. По окончания регулировки контргайки затянуть.

Вывод по вопросу: для удобства работы на пожарных автомобилях предусмотрен дополнительный привод сцепления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: