Строительные, сельскохозяйственные и промышленные работы всегда нуждаются в мобильной транспортировке груза. Перевозить небольшие объемы материалов железнодорожным транспортом сложно, дорого и не всегда удобно. Для решения этих задач применяются функциональные самосвальные агрегаты, среди которых распространены зарубежные и отечественные модели.
Самосвалы Тонар
является широко ориентированным предприятием, осуществляющим выпуск агрегатов различного назначения. История завода насчитывает более двадцати лет работы и ведет начало от сборки обычных автомобильных прицепов. Сейчас «Тонар» относится к известным производителям техники и поставляет продукцию за границу и на отечественные рынки.
Преимущества и недостатки агрегатов
К достоинствам самосвалов «Тонар» относятся:
- наличие моделей с задней и боковой выгрузкой, что расширяет их спектр применения;
- возможность обработки кузовов антипримерзающим покрытием (для работы в сложных метеоусловиях);
- адаптированная под отечественные условия конструкция;
- высокая надежность узлов и большой запас прочности.
Несмотря на удачную компоновку, в моделях иногда встречаются недостатки:
- более сложная конструкция, чем у зарубежных аналогов, затрудняющая проведение самостоятельного ремонта;
- в отдельных образцах происходят единичные поломки на протяжении гарантийного срока.
Стоимость транспортировки крупных партий сыпучего материала, в сравнении с железнодорожной перевозкой, более высокая. Это увеличивает затраты на проведение работ и себестоимость продукции.
Конструктивные особенности
Принципиальное отличие отечественных самосвалов «Тонар» от моделей конкурирующих производителей заключается в выборе между прицепной и полуприцепной конструкцией. Отдельного упоминания заслуживает карьерный самосвал, имеющий относительно низкую цену и высокие технологические возможности.
Несущие узлы агрегатов усилены, что улучшает возможности по их использованию в условиях бездорожья и высоких нагрузок.
С целью уменьшения общей массы машины широко применяются оригинальные технические решения, с помощью которых снижается масса и громоздкость узлов без потери прочности. Это позволяет перевозить внушительные грузы без превышения новых норм, установленных к максимальному весу грузовиков.
Безопасность на стоянке и в движении обеспечивается дополнительной тормозной системой. В нижней части самосвального отделения или в переднем отсеке кузова расположены запасные колеса. Прицепная конструкция обычно оснащена трехосным колесным блоком, увеличивающим общую надежность эксплуатации.
Совокупная рабочая масса современных шести- и пятиосных самосвалов «Тонар» не превышает соответственно 44 и 40 т (обычно меньше на 10-12 т). Большое количество широких колес снижает давление на грунт и позволяет эксплуатировать агрегаты даже на дорогах с тонким покрытием. Применение сдвоенных колесных пар поддерживает устойчивость машины при пробитии одного или нескольких колес.
Тонар-95892. Жил на свете самосвал
представил полуприцеп-самосвал Тонар-95892 с задней разгрузкой. Новинка, предназначенная для перевозки инертных стройматериалов, стала самым вместительным трёхосником из Орехово-Зуево.
Тонар-95892 Полная масса: 37 500 кг Начало продаж: декабрь 2020 г. Цена: 2 410 000 руб.
Я не случайно в качестве заголовка взял строки из детского стихотворения Агнии Барто. Думаю, что если бы сегодня стояла задача в стихах прославить самосвал, наверняка бы писательница повела рассказ от лица прицепной техники. Она становится интереснее самоходной.
Накануне 29‑летия МЗ «Тонар», как сказано в пресс-релизе, «представил профессионалам отрасли самые популярные модели». Профессионалы, бодро пробежавшись по стайке прицепов, выставленных на статической экспозиции, ничего такого нового не нашли. На немой вопрос «где?» было сказано: «Вот-вот привезут, его загружают щебнем».
Кузов снабжён складным тентом. Замки заднего борта — внушительные.
Наконец, солидно порыкивая мотором, к демонстрационной площадке плавно подкатил тягач Тонар-6428 (снят с производства), «запряжённый» полуприцепом с рычащей медведицей на логотипе. Новинка: полная масса полуприцепа составляет 37,5 тонн. Предел прочности, заложенный заводом — 59 тонн, что говорит о том, что технику можно использовать как на дорогах общего пользования, так и на технологических.
Гидравлика выполнена по однопроводной схеме, объём маслобака — 196 л.
Рама, традиционной для подобной техники архитектуры, выполнена из особо прочной стали марки 09Г2С. Толщина полки лонжерона — 10 мм. В ходовой части используется трёхосная тележка с межосевым расстоянием 1360 мм. Оси собственного производства МЗ «Тонар» с усиленной балкой (мод. 1342). Подвеска — пневматическая, допустимая нагрузка на тележку — 27 тонн.
Для полуприцепа один из главных критериев — снаряжённая масса. У нового трёхосника от «Тонара» она составляет 9 тонн. Это почти нормальный показатель. У большинства одноклассников он варьируется в диапазоне от 7,4 тонны (ППС-К-33 под маркой GT7) до 8,5 тонн («Meusburger Новтрак»). Мощная рама — залог успеха в тяжёлой работе.
Шины Continental HSC1 сгодятся для работы на стройплощадке.
Другой важный параметр — нагрузка на седельно-сцепное устройство (ССУ): у модели из Орехово-Зуево он равен 10,5 тонн. Кузов полукруглого сечения, или по международному half-pipe, тоже выполнен из высокопрочной и износостойкой шведской стали Hardox либо Domex. Толщина бортов — 4 мм, днища — 5 мм. Увы, но в долгосрочной перспективе именно кузову придётся бороться с абразивом. Благодаря полукруглым обводам можно быстро и легко разгружаться, оберегая гидроцилиндр от чрезмерных нагрузок. Он в нашем случае, кстати, итальянский, от компании Penta. Гидравлика выполнена по однопроводной схеме, объём масляного бака —196 л. Самосвальную технику эксплуатируют круглый год, поэтому, какой бы совершенной ни была форма кузова, надо понимать — какова будет сходимость груза зимой. Учитывая немаленькие размеры платформы, обогревать днище отработавшими газами проблематично. Вот почему МЗ «Тонар» «устилает» кузов немецким полимерным покрытием Okulen. Эта плёнка имеет более низкий, чем металл кузова, коэффициент трения. Вдобавок такое покрытие не боится повреждения насыпным грузом с фракцией до 200 мм, что и было нам продемонстрировано. К известной поговорке, что человеку всегда интересно смотреть на три вещи: огонь, воду и как другие работают, можно добавить четвёртую — разгрузку большого самосвала-полуприцепа. Кстати, угол подъёма кузова — 48 градусов.
Хотя самосвал отечественный, он сделан с применением импортных комплектующих. Их немного, но они все знаковые. Среди таковых элементы пневмосистемы, их производит Wabco. Шины тоже импортные, Continental HSC 1 — из строительной гаммы, разумеется. Всё, что можно изготовить на делает сам, включая опорные стойки. Опять же, традиционно для предприятия, первый экземпляр обещают эксплуатировать в заводском АТП, в условиях домашнего полигона. Вполне возможно, что по итогам испытательных пробегов в конструкции что-то поменяют либо улучшат.
- Длительный срок гарантии: 36 месяцев без ограничения пробега.
- Большая снаряжённая масса.
Технические характеристики Тонар-95892
Снаряжённая масса | 9000 кг |
Полная масса | 37 500 кг |
Габариты (длина/ширина/высота) | 11 096/2550/3360 мм |
Подвеска | пневматическая |
Тормоза | барабанные |
Размерность шин | 385/65R22,5 |
Вместимость кузова | 33 м3 |
Заводская гарантия | 3 года без учёта пробега |
Конкуренты | GT7, «Meusburger Новтрак», Grunwald |
Новости СМИ2
Обсуждение Отменить
1 комментарий
- Саня:
15.03.2020 в 13:29
Замки заднего борта внушительные, КИТАЙСКИЕ, дебилы не работали не пишите
Ответить
Хочу получать самые интересные статьи
Модельный ряд
Ежегодные презентации предприятия выделяются показом публике уже серийных образцов, а не опытных моделей. В их ряд входят прицепы и полуприцепы, а также модификация нового карьерного самосвала.
Полуприцепы
Агрегаты для транспортировки сыпучих материалов полуприцепного типа часто имеют 2-3 колесные оси. Повышение их количества приводит к увеличению максимального перевозимого веса. Отдельные модели имеют 4 и более осей, используясь для перевозки угля и другой тяжелой продукции.
Технические характеристики самосвалов полуприцепов Тонар:
Характеристики | 9523 | 95239 1 | 9523 (91-93) | Ед. измерения |
Количество осей | 3 | 3 | 4 | шт. |
Разгрузка | назад | боковая (на правую сторону) | назад | |
Грузоподъемность | 31320 | 31500 | 31320 | кг |
Максимальная масса (пустого) | — | 8,5 | — | т |
Полная масса (макс) | — | 40 | — | т |
Распределение массы (полной): | ||||
— на седло | — | 13 | — | т |
— на колесную тележку | — | 27 | — | т |
Аварийная тормозная система | + | + | + | |
Стояночный тормоз | + | + | + | |
Опорное устройство | 24 | 24 | — | т |
Объем кузова | 28 | — | 43 | м3 |
Угол поворота кузова | — | 117 | — | град. |
Примечание. 1) Герметичный кузов. Видео обзор самосвала полуприцепа Тонар:
Прицепы
Прицепное оборудование практически всегда выполнено в трехосном варианте, устойчивом без сцепки с основной машиной. Выгрузка осуществляется назад, что немного сужает сферу использования агрегатов.
Применение прицепных самосвалов имеет ряд сложностей в управлении, однако позволяет мобильно транспортировать объемные и тяжелые грузы.
Технические характеристики:
Характеристики | 85792 | 85791 | Ед. измерения |
Разгрузка | назад | назад | |
Грузоподъемность | 11750 | 12750 | кг |
Высота фаркопа автомобиля (допустимая) | 0,96; 0,65 | 0,62; 0,73; 0,84 | м |
Максимальная масса (пустого) | 7,01 | 5,4 | т |
Полная масса (макс) | 25 | 18,15 | т |
Распределение массы (полной): | |||
— на заднюю ось | 16 | — | т |
— на переднюю ось | 9 | — | т |
Угол подъема кузова | 50 | — | град. |
Аварийная тормозная система | + | + | |
Стояночный тормоз | + | + | |
Габариты | 8644 ? 2545 ? 3162 | 6460 ? 2540 ? 2700 | мм |
Фото прицепа самосвала Тонар-85791
Карьерные самосвалы
Первым и пока единственным полноценным отечественным самосвалом является модель «Тонар 45251». Его назначение состоит в перевозке крупных и тяжелых пород (глыб скальных массивов) при разработке месторождений полезных ископаемых.
Технические характеристики карьерных самосвалов Тонар:
Характеристики | 4525 (45251) | Ед. измерения |
Количество осей | 3 | шт. |
Разгрузка | задняя | |
Грузоподъемность | 45000 | кг |
Максимальная масса (пустого) | 21,3 | т |
Полная масса (макс) | 63,0 | т |
Расход топлива: | ||
— в смену | 140 | л |
— на 1 т/км груза | 0,053 | л |
Распределение массы (полной): | ||
— на заднюю ось | 50 | т |
— на переднюю ось | 13 | т |
Вспомогательный тормоз | + | |
Стояночный тормоз | + | |
Объем кузова | 25 | м3 |
Толщина стенок: | ||
— дна | 12-16 | мм |
— бортов | 6-10 | мм |
Скорость )макс) | 41 | км/ч |
Самосвалы «Тонар» являются адекватной заменой дорогостоящей зарубежной техники и обладают неплохими характеристиками. Относительно невысокая стоимость позволяет выбирать модель не по цене, а по эксплуатационным качествам. Экономное расходование топлива и адаптация к сложным условиям работы делают самосвалы «Тонар» одними из фаворитов на отечественном рынке. Видео обзор карьерного самосвала Тонар 4525:
Тонар-7501: технические характеристики
Грузовик оборудован рулевым механизмом с двумя гидравлическими усилителями, а также тормозной системой с пневматическим приводом и барабанными устройствами на всех колесах. Автомобиль снабжен топливным резервуаром объемом 700 литров и бескамерными пневматическими покрышками размерностью 16.00 R25.