Мосты грузового автомобиля ГАЗ 66 имеют большую популярность среди любителей внедорожной техники. Именно благодаря их конструкции легендарная полноприводная машина обладает фантастической проходимостью. Даже без какого либо тюнинга ходовой части ГАЗ 66 имеет клиренс 315 мм и способен преодолевать брод до 0,8 м.
Переезд через реку на грузовике ГАЗ 66
Характеристики
Высокая проходимость «шестьдесят шестого» достигается в основном благодаря конструктивным особенностям трансмиссии и подвески, и получается за счет:
Так выглядит классический газ 66
- Наличия в трансмиссии обоих ведущих мостов;
- Присутствия понижающей скорости в раздаточной коробке;
- Почти одинаковой по размеру колеи задней и передней оси;
- Установкой на осях по одному скату;
- Особенностей изготовления шин.
Передний мост на внедорожном грузовике ГАЗ 66 отключаемый, для поворота колес используются поворотные шарниры (ШРУСы). На заднем мосту стоят полуоси, которые приводятся в движение от редуктора.
Как правило, дифференциалы обоих мостов 66 самоблокирующиеся, то есть движение шестерен дифференциала блокируется, за счет этого достигается синхронность движения колес. Управление блокировкой производится из кабины автомобиля. С застопоренным дифференциалом нельзя ездить на дорогам с плотным покрытием. Тем более, невозможна эксплуатация машины с блокировкой на большой скорости.
Так выглядит задний мост для грузовика ГАЗ 6
Крутящий момент коленчатого вала мотора велик и может при большой нагрузке вывести из строя шестерни кулачкового дифференциала или сломать полуось. Блокировка на переднем мосту снижает управляемость автомобилем.
Оба моста ГАЗ 66 имеют идентичную главную передачу, устройство дифференциалов также ничем не отличаются между собой. Можно, сказать, что и редукторы в сборе одинаковые, различие только в маслоотводном кольце, которое ставится на ведущей шестерне главной передачи. Мосты имеют следующие характеристики:
- Передаточное число главной пары – 6,83;
- Колея переднего моста – 1,8 м;
- Колея заднего моста – 1, 75 м;
- Вес переднего моста в сборе – 350 кг;
- Вес заднего моста в сборе – 270 кг;
- Тип шестерен главной пары – конический, гипоидного типа.
Вездеходы
Список вездеходов, использующих мосты ГАЗ-66 находится в конце статьи.
Передний и задний ведущие мосты ГАЗ-66
Главная передача и дифференциал переднего и заднего мостов ГАЗ-66 одинаковые. Главная передача (редуктор) ГАЗ-66 гипоидного типа: смещение оси ведущей шестерни направлено вниз и равно 32 мм. Балки переднего и заднего мостов коробчатого сечения. Устройство поворотного кулака переднего моста показано на рис.1.
Рис.1. Привод к передним колесам автомобиля ГАЗ-66
1—колесо; 2 — блок сальников; 3—шкворень; 4 — рычаг поворотного кулака, 5—втулка; б — сальник; 7—шаровая опора; 8—ведущий кулак; 9—цапфа; 10—тормоз; 31—ведущий фланец; 12—канал подвода воздуха; 13 — крышка фланца; 14, 15 — гайки подшипников; 16 — стопорная шайба; 17—подножка; 18 —ступица; 19—ведомый кулак; 20—запорный воздушный кран
Для того, чтобы вынуть шарнир равных угловых скоростей ГАЗ-66 из поворотного кулака, следует:
- поднять передний мост ГАЗ-66 на домкрат, поставить для страховки подставки и снять колесо, предварительно отсоединив трубку подвода воздуха к воздушному кранику, защитный кожух трубки и подножку. Вывернуть три винта крепления тормозного барабана и снять его;
- отвернуть трубку от гибкого шланга, проходящего через тормозной щит. Отвернуть двенадцать гаек и снять ступицу 18 вместе с цапфой 9 без разборки подшипников и сальников ступицы, после этого вынуть шарнир.
В случае надобности разборку шрус ГАЗ-66 производить в следующем порядке:
- Отметить краской или мелом взаимное расположение кулаков шарнира.
- Поставить шарнир шрус ГАЗ-66 вертикально коротким кулаком вверх, раздвинуть кулаки, повернуть центральный шарик лыской в сторону одного из ведущих шариков, нагнуть ведущий кулак, при этом один из ведущих шариков может быть вынут из шарнира. Остальные шарики после того, как первый будет вынут, вынимаются свободно.
После подбора новых ремонтных шариков увеличенного размера или замены одного из кулаков сборку шарнира производить в следующем порядке:
- Закрепить длинный кулак в тиски (кулаком вверх).
- Поставить центральный шарик в углубление ведущего кулака так, чтобы лыска шарика была направлена в сторону.
- Поставить короткий кулак на центральный шарик.
- Проворачивая кулак ГАЗ-66 в сторону, установить поочередно в канавки кулаков три ведущих шарика.
- Разведя кулаки шарнира ГАЗ-66 на максимальный угол и повернув центральный шарик лыской в сторону канавки четвертого ведущего шарика, вставить этот шарик в канавку так, чтобы он прошел мимо лыски.
При установке шрус ГАЗ-66 на место необходимо смазать втулку шаровой опоры и шейку кулака под втулку. Продольные перемещения шарнира равных угловых скоростей ограничиваются упорными шайбами, одна из которых установлена в шаровой опоре, а другая — в цапфе.
Задний и передний мосты ГАЗ-66 – неисправности и их устранение
Повышенный шум
- неправильная регулировка зацепления шестерен редуктора моста ГАЗ-66 по контакту — Произвести регулировку
- увеличенный боковой зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерен в результате износа их зубьев или подшипников — Заменить шестерни редуктора ГАЗ-66. Регулировать положение шестерен для компенсации износа не следует
- нарушение регулировки подшипников из-за износа – Заменить изношенные подшипники
Большой угловой люфт ведущей шестерни редуктора моста ГАЗ-66
- износ шлиц полуосей, шарниров равных угловых скоростей – Заменить изношенные детали
- увеличенный боковой зазор в зацеплении шестерен редуктора ГАЗ-66 вследствие износа зубьев — Заменить шестерни редуктора
- износ или нарушение регулировки подшипников — Произвести регулировку или заменить изношенные подшипники
Течь масла через манжеты ведущей шестерни и ступиц, а также по плоскости разъема картера редуктора ГАЗ-66
Износ манжет фланца и ступиц колес, фланца крепления карданного вала, ослабление затяжки болтов крепления картера редуктора ГАЗ-66 — Заменить изношенные детали, затянуть болты
Неудовлетворительная смазка — Заменить шестерни главной передачи (редуктора), залить гипоидную смазку требуемого качества
Редуктор переднего и заднего моста ГАЗ-66
Устройство редуктора переднего и заднего моста ГАЗ-66 показано на рис.2. Регулировка преднатяга конических подшипников 6 и 16 ведущей шестерни редуктора производится кольцом 15.
Расточка гнезд в картере и крышках 24 подшипников дифференциала, а также нарезка резьбы производится в сборе, поэтому после разборки крышки должны ставиться на прежние места, что обеспечивается наличием одинаковой маркировки каждой стороны картера и сопряженной крышки подшипника.
Преднатяг подшипников дифференциала мостов ГАЗ-66 регулируется гайками 20. Этими же гайками регулируется положение ведомой шестерни, то есть вели чина бокового зазора, а также величина и расположение пятна контакта в зацеплении шестерни.
Рис.2. Редуктор переднего и заднего моста ГАЗ-66
1—маслоприемная трубка; 2—верхний канал; 3—нижний канал; 4—винт упора; 5—регулировочные прокладки; 6, 16 и 29—конические подшипники; 7—крышка; 8—гайка; 9—ведущая шестерня; 10—фланец; 11—манжета; 12 — маслоотгонное кольцо; 13 и 31—болты; 14 — муфта; 15—регулировочное кольцо; 17 — пробка заливного отверстия; 18—роликовый подшипник; 19—картер; 20—гайка; 21—полуось; 22—чашка дифференциала; 23—стопорная пластина; 24—крышка; 25—сухарь; 26—ведомая шестерня; 27—наружная звездочка; 28—сепаратор; 30—внутренняя звездочка
Дифференциал редуктора мостов ГАЗ-66 кулачковый, с двадцатью четырьмя радиальными сухарями 25, установленными в отверстия сепаратора в два ряда в шахматном порядке. Наружная звездочка дифференциала имеет шесть равномерно расположенных по окружности кулачков, а на внутренней звездочке выполнено два ряда кулачков (по шесть в каждом), расположенных в шахматном порядке.
Главная передача и дифференциал редуктора ГАЗ-66 установлены в отдельный картер 19, который свободно вставляется в отверстие балки моста и закрепляется болтами 31.
Для обеспечения принудительного подвода смазки к подшипникам ведущей шестерни переднего и заднего мостов в картере редуктора установлена маслоприемная трубка 1, которая, соприкасаясь с ведомой шестерней, собирает увлекаемое ею масло. Из трубки 1 через верхний канал 2 масло подводится к подшипникам, а отводится по нижнему каналу 3.
Редукторы переднего и заднего мостов ГАЗ-66 отличаются различными маслоотгонными кольцами установленными на шлицах ведущей шестерни. Кольцо переднего моста имеет маркировку П, кольцо заднего моста маркировки не имеет.
Для отличия редукторов ГАЗ-66 на фланце ведущей шестерни переднего моста имеется маркировка П (на фланце ведущей шестерни заднего моста маркировка отсутствует). Для предотвращения повышения давления внутри картера при нагревании во время работы в картер установлен сапун.
Кулаки поворотные и цапфы переднего моста ГАЗ-66 (Каталог 1996 г.)
- 201416-П8 Болт М6-6gх12
- 201540-П29 Болт М12-6gх30 ОСТ 37.001.123-96
- 23707 Подшипник
- 250688-П29 Гайка М10х1-6Н
- 252134-П29 Шайба 6
- 252137-П29 Шайба 12
- 252138-П8 Шайба 14,2
- 252156-П29 Шайба 10
- 264020-П29 Масленка 1.3 Ц6.хр ГОСТ 19853-74
- 291798-П2 Шпилька М10х(1,5-Сп/1-4Н)х30 ОСТ 37.001.180-96
- 291849-П8 Шпилька М12х(1,75-Сп/1,25-Сп1)х35 ОСТ 37.001.180-96
- 291882-П8 Шпилька М14х1,5-Спх35
- 292832-П8 Гайка СпМ 12х1,25
- 292855-П8 Гайка М14х1,5 Сп
- 294990-П Штифт 6х11
- 45 9346 1173 Болт М14Х1.5-4hх75
- 51-2401050 Шайба стопорная гайки подшипника ступицы заднего колеса
- 51-2403042-Б Втулка разжимная шпильки полуоси заднего моста
- 53-2401052-01 Гайка подшипников
- 53-2401053-01 Гайка
- 53-2401054-01 Гайка подшипников ступицы заднего колеса со штифтом в сборе
- 53-2403048 Прокладка полуоси
- 63-2304084 Прокладка корпуса поворотного кулака
- 66-02-2304010 Кулак поворотный правый в сборе
- 66-02-2304011 Кулак поворотный левый в сборе
- 66-02-2304040-Б Корпус поворотного кулака правый
- 66-02-2304041-Б Корпус поворотного кулака левый
- 66-02-2304060 Шарнир поворотного кулака правый в сборе
- 66-02-2304061 Шарнир поворотного кулака левый в сборе
- 66-02-2304080 Цапфа поворотного кулака в сборе
- 66-02-2304091 Фланец ведущий ступицы переднего колеса
- 66-2304012 Опора шаровая в сборе
- 66-2304024 Шайба упорная шарнира поворотного кулака
- 66-2304026 Прокладка шаровой опоры
- 66-2304028 Прокладка регулировочная толщина 0,10 мм
- 66-2304029 Прокладка регулировочная толщ. 0,15 мм
- 66-2304035 Рычаг поворотного кулака
- 66-2304037 Накладка шкворня поворотного кулака верхняя
- 66-2304038-А Накладка шкворня поворотного кулака нижняя
- 66-2304051-Б Корпус сальника поворотного кулака
- 66-2304052 Кольцо уплотнительное внутреннее сальника поворотного кулака
- 66-2304053 Пружина сальника поворотного кулака
- 66-2304054 Кольцо распорное сальника поворотного кулака
- 66-2304055 Кольцо уплотнительное наружное сальника поворотного кулака
- 66-2304056-Б Обойма наружная сальника поворотного кулака
- 66-2304057 Прокладка сальника поворотного кулака
- 66-2304071 Сальник шарнира переднего ведущего моста в сборе
- 66-3506095 Кронштейн крепления гибкого шланга переднего моста правый
- 66-3506096 Кронштейн крепления гибкого шланга переднего моста левый
Мост задний 66-02-2400012, полуоси и цапфы заднего моста ГАЗ-66 (Каталог 1996 г.)
- 201419-П8 Болт М6-6gх18
- 201496-П8 Болт М10-6gх22
- 201499-П29 Болт М10-6gх30 ОСТ 37.001.123-96
- 250612-П29 Гайка М10-6Н ОСТ 37.001.124-93
- 250688-П29 Гайка М10х1-6Н
- 252137-П8 Шайба 12 пружинная
- 252138-П8 Шайба 14,2
- 252156-П29 Шайба 10
- 258288-П Шплинт-проволока 1,6х350
- 262517-П Пробка КГ 2″
- 262521-П Пробка КГ1″
- 290606-П Болт М8-6gх14
- 291151-П Болт М16-4hх105
- 291554-П29 Болт М12х1,25-6gх38
- 291557-П29 Болт М12-4hх45
- 291798-П2 Шпилька М10х(1,5-Сп/1-4Н)х30 ОСТ 37.001.180-96
- 291882-П8 Шпилька М14х1,5-Спх35
- 292855-П8 Гайка М14х1,5 Сп
- 292977-П29 Гайка М30х1,5-5Н6Н
- 294990-П Штифт 6х11
- 296576-П29 Пробка КГ1/2″
- 298430-ПЮ Сапун в сборе
- 51-2401034-А3 Сальник червяка редуктора лебедки в сборе
- 51-2401050 Шайба стопорная гайки подшипника ступицы заднего колеса
- 53-2401052-01 Гайка подшипников
- 53-2401053-01 Гайка
- 53-2401054-01 Гайка подшипников ступицы заднего колеса со штифтом в сборе
- 53-2402012-10 Картер редуктора заднего моста с крышками подшипников в сборе
- 53-2402045 Прокладка картера редуктора заднего моста
- 53-2402046 Прокладка толщиной 0,10 мм
- 53-2402047 Прокладка регулировочная толщиной 0,25 мм
- 53-2402048 Прокладка регулировочная
- 53-2402078-10 Винт регулировочный упора ведомой шестерни главной пары заднего моста в сборе
- 53-2402086-А Трубка
- 53-2402087 Пластина стопорная
- 53-2402088 Тарелка маслоприемной трубки
- 53-2402089 Пружина маслоприемной трубки
- 53-2403040 Гайка подшипника дифференциала
- 53-2403044 Пластина стопорная гайки подшипника дифференциала
- 53-2403048 Прокладка полуоси
- 63-2304084 Прокладка корпуса поворотного кулака
- 66-02-2400012 Мост задний с тормозами и ступицами в сборе
- 66-02-2401005-20 Картер заднего моста в сборе
- 66-02-2401005-21 Картер в сборе
- 66-02-2401051 Цапфа заднего моста
- 66-02-2401067 Цапфа заднего моста
- 66-02-2403070-01 Полуось заднего моста
- 66-2402010 Редуктор заднего моста в сборе
Устройство мостов
Задний мост
Задний мост ГАЗ 66 состоит из следующих основных деталей:
- Картера («чулка»);
- Редуктора в сборе;
- Двух полуосей;
- Двух цапф.
Картер представляет собой длинный вытянутый корпус (типа «чулок») с утолщением и отверстием посередине для установки редуктора. В свою очередь редуктор является основной движущей частью моста, он изменяет передаточное число и заставляет колеса крутиться с той скоростью, которая необходима для оптимального движения автомобиля.
Редуктор состоит из следующих основных частей:
- корпус;
- шестерни главной передачи;
- дифференциал в сборе;
- подшипники.
Передний мост
Редуктор переднего моста не отличается от заднего редуктора, а вот корпус имеет конструктивные отличия. Вместо полуосей на переднем мосту установлены шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Сам ШРУС состоит из нескольких деталей:
- кулак ведомый;
- кулак ведущий;
- шарики (4 шт.).
Разборка коробки передач ГАЗ 66
Снятие центрального тормоза.1
. Снять верхнюю крышку в сборе.
2
. Снять с ведомого вала подсобранную муфту с барабаном центрального тормоза.
3
. Снять с муфты барабан.
4
. Снять последовательно: маслоотражатель, прокладку маслоотражателя, центральный тормоз в сборе, отражатель диска центрального тормоза.
5
. Снять рычаг с пальца рычага привода центрального тормоза. Вынуть из задней крышки штуцер и ведомую шестерню привода спидометра, затем вывернуть сапун.
6
. Снять заднюю крышку и ведущую шестерню привода спидометра.
7
. Снять крышку ведущего вала.
8
. Повернуть ведущий вал так, чтобы полукруглая выемка на его прямозубом венце и на конусе находилась внизу, после этого вынуть из картера подсобранный ведущий вал (рис. 2)
9
. Снять стопорное кольцо шарикового подшипника.
10
. Снять прокладку и крышку люка коробки отбора мощности.
11
. Снять заднюю крышку промежуточного вала и упорную пластину оси заднего хода.
12
. Снять шариковый подшипник промежуточного вала, предварительно выдвинув вал из картера (рис. 3 и 4).
13
. Вынуть из картера промежуточный вал с внутренним кольцом в сборе. Снять с промежуточного вала внутреннее кольцо роликового подшипника.
14
. Вынуть из картера наружное кольцо роликового подшипника промежуточного вала. При разборке и сборке коробки передач следует учесть, что наружное и внутреннее кольца этого подшипника невзаимозаменяемы. Поэтому при необходимости замены одного из колец нужно заменять весь подшипник.
15
. Снять ось блока шестерен заднего хода.
16
. Вынуть из картера блок шестерен заднего хода.
17
. Вынуть заглушку переднего подшипника промежуточного вала.
18
. Вынуть из картера грязеуловитель.
Разборка ведущего вала.
Снять стопорное кольцо, вынуть упорную шайбу и ролики переднего подшипника ведомого вала. На части автомобилей стопорное кольцо и упорная шайба не установлены. Ролики переднего подшипника ведомого вала невзаимозаменяемы. Их сортируют на группы через 0,005 мм и ставят в узел комплектно только из одной группы, поэтому при износе одного или нескольких роликов требуется замена всего комплекта. Раскернить и отвернуть гайку крепления шарикового подшипника и снять подшипник.
Разборка ведомого вала.
1
. Раскернить и отвернуть гайку крепления ступицы синхронизатора.
2
. Снять ступицу и скользящую муфту синхронизатора (рис. 5).
3
. Вынуть сухари и пружины синхронизатора.
4
. Снять последовательно: блокирующее кольцо синхронизатора, шестерню третьей передачи, распорную втулку, упорную шайбу, шестерню второй передачи.
Разборка верхней крышки КПП
1
. Вынуть заглушку из отверстия под, стопорный плунжер.
2
. Вынуть из горловины крышки два штифта.
3
. Снять коническую пружину.
4
. Выбить стопоры из вилки переключения и переводной головки штока первой и второй передач.
5
. Снять со штока переключения первой и второй передач вилку и переводную головку и вынуть шток.
6
. Выбить стопор вилки переключения третьей и четвертой передач.
7
. Снять со штока вилку переключения третьей и четвертой передач, вынуть шток и вынуть из него стопорный палец.
8
. Выбить из вилки и переводной головки заднего хода стопорные штифты. Снять со штока переключения заднего хода вилку и переводную головку в сборе и вынуть шток.
9
. Вынуть из отверстий крышки стопорные пружины, плунжеры и шарики фиксаторов штоков.
Разборка переводной головки штока заднего хода. Раскернить и отвернуть стопор пружины. Вынуть пружину и предохранитель.
Обслуживание мостов
Обслуживание мостов заключается в периодической проверке наличия масла в картере, смазывании ШРУСов, проверке состояния затяжки соединений, вот внешнем осмотре узлов на предмет подтекания масла. В мостах рекомендуется менять масло с периодичностью раз в 50-70 тыс. км пробега. Но необходимо учитывать, что ГАЗ 66 часто эксплуатируется в тяжелых дорожных условиях.
Если машине приходится преодолевать брод, то при плохой герметичности мостов в масло может попасть вода. Тогда замена масла уже будет необходима.
В мосты 66 заливается трансмиссионная смазка типа ТСП-14гип. По необходимости можно применять и другие марки трансмиссионного масла, например, ТАп-15В, ТАД-17и, ТЭп-15. При эксплуатации автомобиля при температуре ниже — 35ºC в трансмиссионное масло рекомендуется в смазку добавлять 10-15% дизельного топлива от общего объема заправочной емкости.
Замена переднего моста на газ 66
Заправочная емкость переднего моста равна 7,7 л, в задний мост необходимо заливать 6,4 л.
Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66-11. Назначение, устройство и работа.
Раздаточную коробку применяют для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля, а также для отключения одного из ведущих мостов, обычно переднего.
На автомобилях, предназначенных для работы в тяжелых условиях, устанавливают дополнительную коробку передач с двумя понижающими или одной прямой и одной понижающей передачами, которые позволяют увеличить силу тяги на ведущих колесах при любой передаче в основной коробке передач. Дополнительную коробку передач, как правило, конструктивно объединяют с раздаточной коробкой.
Раздаточная коробка грузового автомобиля ГАЗ-66-11 повышенной проходимости с двумя ведущими мостами представляет собой один агрегат с дополнительной двухступенчатой коробкой передач (рис. 125). Ведущий вал 4
раздаточной коробки соединен карданной передачей с ведомым валом коробки передач. Передний шарикоподшипник вала
4
расположен в стенке картера раздаточной коробки, а задний роликоподшипник — в выточке зубчатого колеса
6,
изготовленного как одно целое с ведомым валом привода заднего моста. Опоры вала 11 привода переднего моста, вала привода заднего моста и промежуточного вала
9
— шарикоподшипники.
Перемещаясь по шлицам, зубчатое колесо 10
промежуточного .вала может входить в зацепление с зубчатыми колесами
6
и
12, а
зубчатое колесо
5
ведущего вала с колесом
13.
У зубчатого колеса
6
кроме наружного зубчатого венца есть внутренний венец для зацепления с шестерней
5.
Зубчатые колеса
13
и
12
неподвижно закреплены на шлицах валов.
На выходящих из картера раздаточной коробки концах валов привода переднего и заднего мостов на шлицах установлены фланцы карданных шарниров, закрепленные гайками с шайбами.
Крутящий момент от ведущего вала 4
раздаточной коробки передается к переднему .мосту зубчатыми колесами
5, 6, 10
и
12.
При введении зубчатого колеса
5 в
зацепление с внутренним зубчатым венцом колеса
.6
ведомого вала включается высшая (прямая) передача заднего моста. Если также ввести зубчатое колесо
10
в зацепление с зубчатыми колесами
6
и
12,
то будет включена прямая передача переднего моста. При перемещении шестерни 5 влево до зацепления с колесом
13
(зубчатое колесо
10
остается включенным) включается понижающая передача. В этом случае крутящий момент к заднему мосту передается через зубчатые колеса
5, 13, 10
и
6,
а к переднему мосту через зубчатые колеса 5,
13, 10
и
12. ]
Передаточное число понижающей передачи равно 1,96. Для удобства включения переднего моста зубчатые колеса
10
и
6
входят в зацепление постоянно на неполную длину зуба.
Масло в картер заливают через закрываемое пробкой 2
отверстие, которое используют также для контроля уровня масла. Масло сливают через отверстие, закрытое пробкой 1. Сапун
3
служит для вентиляции картера раздаточной коробки. Механизм управления раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66-11 состоит из рычага переключения прямой и понижающей передач и рычага включения привода переднего моста. Оба рычага тягами связаны с ползунами раздаточной коробки. При переднем положении левого рычага привод переднего моста автомобиля включен, а при заднем положении этого рычага — выключен. В случае перемещения правого рычага из нейтрального положения вперед включается прямая передача, а из нейтрального положения назад — понижающая передача. При движении автомобиля в тяжелых дорожных условиях (грязь, песок, снег) включают передний мост. Однако без необходимости этого не следует делать, так как повышается расход топлива и ускоряется изнашивание шин и деталей трансмиссии. Во время движения автомобиля с включенной прямой передачей в раздаточной коробке передний мост включают без выключения сцепления.
Понижающую передачу в раздаточной коробке включают при движении автомобиля на подъеме или в тяжелых дорожных условиях. Эту передачу можно включить только после остановки автомобиля и включения привода переднего моста, которые выполняют только на прямой передаче в раздаточной коробке. Все это предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки. Блокировочное устройство (рис. 125, б), имеющееся в системе управления раздаточной коробкой, не позволяет включать понижающую передачу при выключенном переднем мосте и выключать передний мост при включенной понижающей передаче.
В картере раздаточной коробки могут перемещаться ползуны 19
и
20,
на которых винтами, за шплинтованными проволокой, укреплены вилки 18 и
25.
Между ползунами в стенке картера помещены два сухаря
16
с пружиной
17
между ними. Выходное отверстие для сухарей закрыто ввернутой пробкой
14.
Отверстия со стороны наружных концовзакрыты колпаками
15.
С противоположной стороны в стенке картера установлены уплотнения, состоящие из манжет 24, шайб
23,
колец
22
и гаек
21.
На ползуне 19,
используемом для включения и выключения привода переднего моста, имеются две выемки разной глубины под сухари блокировочного устройства. На ползуне
20,
который выключает прямую или понижающую передачу, сделаны три выемки под сухари:левая соответствует включению прямой передачи, средняя — нейтральному положению и правая — включению понижающей передачи. Между левой и средней выемками есть лыска. Положение сухарей на рис. 125, б соответствует выключенному приводу переднего моста.
При этом ползун 20
может перемещаться из нейтрального положения в положение, соответствующее включенной прямой передаче. Благодаря наличию на ползуне лыски между выемками сухари не препятствуют этому перемещению. Дальнейшее же перемещение ползуна
20
невозможно, так как сухари, сжав пружину, упрутся один в другой и будут препятствовать движению.
При включении привода переднего моста напротив сухарей установится глубокая выемка ползуна 19.
Сухари при перемещении ползуна
20
не будут упираться друг в друга, и включение понижающей передачи станет возможным. При этом отключить привод переднего моста будет невозможно, не выключив предварительно понижающую передачу.
Спидометр и его привод.
Автомобильные спидометры различаются передаточными числами механизма, приводящего в движение счетный узел, размерами и внешним оформлением. Обычно спидометры имеют механический привод, но при длине троса более 3,5 м применяют электропривод (спидометры автобусов). Диапазон измерения скорости равен 0…200 км/ч.
Спидомер (рис. 126) состоит из двух приборов: указателя скорости и суммарного счетчика пройденного пути. Для контроля частоты вращения ведомого вала коробки передач на некоторых автомобилях вместе со спидометром применяют также тахометр с приводом от распределительного вала двигателя.
Работа скоростных узлов спидометров основана на магнитоиндукционном принципе. Силовые линии поля магнита / (рис. 126, а) пронизывают немагнитный материал (алюминий) картушки 2,
укрепленной на валике
4
и свободно вращающейся на двух подшипниках. Магнитное поле концентрируется экраном
3
из магнитомягкого материала (сталь 10). Магнитное поле создается вихревыми токами, наведенными в теле картушки при вращении магнита. В результате взаимодействия полей картушки и магнита возникает крутящий момент, поворачивающий картушку в направлении вращения магнита. Спиральная пружина-волосок
б
препятствует повороту картушки. В случае постоянной частоты вращения магнита момент пружины-волоска и момент взаимодействия магнитных полей уравновешиваются при повороте картушки на некоторый предельный угол пропорционально частоте вращения полюсов относительно картушки. Следовательно, смещение стрелки 5 прибора пропорционально частоте вращения магнита.
Счетный узел спидометра имеет трибку 7 (рис. 126, б) с шестью зубцами, зацепляющимися с барабанчиками 8.
Каждый счетный барабанчик имеет со стороны привода двадцать зубцов
10,
а с другой стороны — два зубца
9.
На той стороне трибки, которая соединена с двумя зубцами барабанчика, три из шести зубцов укорочены через один по ширине.
Вращающийся начальный (крайний правый) барабанчик проворачивает двумя зубцами трибку на 1/3 оборота, а триб-каповорачивает следующий барабанчик надва зубца, т. е. на 1/10 часть его оборота. Трибка остается неподвижной, пока сторона первого барабанчика с двумя зубцами не совершит полный оборот (длинные зубцы трибки скользят при этом по цилиндрической поверхности барабанчика, не имеющей впадин). Таким образом, каждый последующий барабанчик проворачивается на 1/10 часть оборота, в то время как предыдущий барабанчик совершает один полный оборот. Спидометр обычно имеет шесть барабанчиков, следовательно, отсчет идет до 100 000 оборотов первого барабанчика, после чего все начинается сначала. Цифры от 0 до 9, перемещаемые на наружной поверхности барабанчиков, показывают в прорези шкалы прибора пробег автомобиля в десятых долях километра, в километрах, десятках километров и т. д. в пределах 0…99 999,9 км. Точность показаний зависит от состояния шин автомобиля.
Основная часть привода спидометра, как правило, представляет собой гибкий вал, присоединяемый одним концом к прибору, установленному в кабине на щитке, а другим — к месту привода в коробке передач. Гибкий вал выполнен из профилированной проволоки с ниппелями и гайками на концах. Сверху имеется уплотнительная пластмассовая оболочка. Гибкий вал свободно вращается в защитной оболочке и имеет также некоторый осевой зазор. Гибкий вал навивают из шести-семи слоев проволоки с противоположным направлением навивки соседних слоев.
Рис. 126. Спидометр:
а—схема указателя скорости; б—схемы счетчика пробега; в—схема привода спидометра: 1
— магнит;
2
—картушка;
3
—экран;
4
—валик: 5—стрелка; 6— пружина-волосок; 7—трибка;
8
—барабанчики;
9
и
10
— зубцы барабанчика.
⇐ Предыдущая4Следующая ⇒
Неисправности заднего моста
К основным поломкам ведущих мостов можно отнести повышенную шумность при движении и течь масла.
Ремонт заднего моста на грузовике газ 66
Течь масла может происходить по следующим причинам:
- Порваны или потеряли эластичность сальники полуосей, хвостовика редуктора моста. Сальник также будет пропускать, если на нем слетает пружина;
- Ослабевают болты крепления на мостах;
- Теряют герметичность прокладки.
Причиной шума чаще всего является главная передача, но могут быть и другие причины. Причины воя или шума в мостах:
- Неверно отрегулирован зазор между парой шестерен главной передачи;
- Изношены подшипники полуосей;
- Ослабла гайка хвостовика редуктора моста;
- Износились шестерни главной пары;
- Износились шестерни или оси дифференциала.
Износ шестерен может происходить из-за недостаточного количества масла в картере или его полного отсутствия.
Если масло отсутствует (вытекло), то такой мост много не проедет и через несколько десятков километров заклинит. Но это уже чрезвычайная ситуация – практически любой водитель сразу обращает внимание на повышенный шум (вой), появившийся в автомобиле. А мост без смазки, прежде чем заклинить, будет сильно шуметь. Поэтому с шумом мостов ездить недопустимо. При невозможности самому разобраться с проблемой водителю следует обратиться к специалистам для выявления причины неисправности мостов.
Неисправности шарниров равных угловых скоростей
Неисправности ШРУСа определяются несложно. При поворачивании колес на скорости в переднем мосту появляются щелчки. Когда шарниры изношены сильно, щелчки могут раздаваться и при выворачивании колес на месте. Не стоит допускать полного износа шарнира, так как в результате автомобиль может потерять управление, что скажется на безопасности движения.
Так выглядит ШРУС газ 66
ГАЗ-66-11. Передний мост (устройство и регулировка)
Передний мост автомобиля ГАЗ-66-11 может передавать тяговое усилие к передним управляемым колесам через гипоидную коническую главную передачу, кулачковый дифференциал и поворотные кулаки с шарнирами равных угловых скоростей (рис. 116). Редукторы переднего и заднего мостов одинаковы, за исключением маслоотгонного кольца ведущей шестерни, имеющего правую резьбу, и кронштейна гидроусилителя руля.
Ведущие кулаки 8 через шарики шарниров равных угловых скоростей связаны с ведомыми кулаками 19. Наружные концы ведомых кулаков выполнены шлицованными для установки ведущих фланцев 11, с помощью которых ведомые кулаки соединяются со ступицами 18 передних колес. Шаровые опоры 7 через шкворни 3 связаны с рычагами поворотных кулаков 4.
Уход за передним мостом в эксплуатации заключается в поддержании требуемого уровня масла в картере и его периодической смене, смазывании карданного шарнира равных угловых скоростей и шкворней, периодической проверке состояния затяжки подшипников шкворней, проверке схождения колес, подтяжке ослабших соединений, проверке состояния затяжки подшипников вала ведущей шестерни. Зацепление регулируют только при постановке новых шестерен.
Размеры сопрягаемых деталей переднего моста даны в прил. 2.
Регулировка подшипников шкворней поворотных кулаков
. Перед проверкой затяж-ки подшипников шкворней проверяют затяжку подшипников ступиц колес. Проверку затяжки подшипников шкворней делают при вывешенном переднем мосте и снятых рулевых тягах. При проверке покачивают колеса руками в вертикальной плоскости в нескольких положениях в пределах угла поворота колеса на шкворне. При наличии ощутимого люфта колес на шкворнях регулируют подшипники шкворней. В подшипниках шкворней не должно быть даже минимального люфта во избежание их быстрого разрушения.
Рис. 116. Привод к передним колесам автомобиля: 1—колесо; 2—блок сальников; 3—шкворень; 4—рычаг поворотного кулака; 5—втулка; 6—сальник; 7— шаровая опора; 8—ведущий кулак; 9—цапфа; 10—тормоз; 11—ведущий фланец; 12—канал подвода воздуха; 13—крышка фланца; 14 и 15—гайки подшипников; 16—стопорная шайба; 17—подножка; 18—ступица; 19—ведомый кулак; 20—запорный воздушный кран
Порядок регулировки
. Закрывают запорные краны 20 колес; отсоединяют трубку подвода воздуха к воздушному крану, защитный кожух трубки и подножки 17. Снимают колесо; вывертывают три винта крепления тормозного барабана и снимают его; отсоединяют шланги тормозной системы и системы регулирования давления воздуха в шинах; снимают ступицу 18 колеса, передний тормоз 10 и цапфу 9. После этого вынимают шарнир, отсоединяют задний конец продольной рулевой тяги от поворотного рычага, снимают поперечную рулевую тягу и сальник шаровой опоры, отвертывают болты и гайки, снимают крышку подшипников и поворотный рычаг,
снимают одинаковое количество прокладок толщиной 0,10 мм и 0,15 мм сверху и снизу для обеспечения соосности деталей поворотного кулака. Разность между суммарными толщинами верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм.
Ставят крышки и поворотный рычаг на место, завертывают болты и гайки (болты крепления крышек подшипников затягивают моментом
5…6,2 кгс* м, а гайки крепления рычага поворотного кулака — моментом 8…10 кгс- м). После регулировки поворотный кулак должен поворачиваться на шкворнях при небольшом усилии руки. При проверке динамометром усилие, приложенное к поворотному рычагу поперечной рулевой тяги в месте шарового пальца, должно быть 2,25…3,75 кгс при плавном движении динамометра. Устанавливают на место шарнир равных угловых скоростей, сальник шаровой опоры и рулевые тяги; устанавливают цапфу 9, ступицу 18, колесо и присоединяют шланги тормозной системы и системы регулирования давления воздуха в шинах. При регулировке верхнего шкворня с левой стороны переднего моста до снятия рычага продольной рулевой тяги отсоединяют гибкий шланг тормозной системы. Категорически запрещается вывертывать шпильки поворотного рычага для его снятия.
Таблица 11
Установка передних колес
Величина угла или разность расстояний | Установка передних колес | Величина угла или разность расстояний | |
Угол развала колес | 0°45′ | Угол наклона нижних концов шкворней вперед | 3°30′ |
Схождение колес | 2—5 мм | Угол бокового наклона шкворней | 9° |
Рис. 117. Углы установки колес
Проверка установки передних колес
. Для обеспечения устойчивости движения автомобиля и устранения повышенного изнашивания шин конструкцией автомобиля предусмотрены указанные в табл. 11 углы установки колес (рис. 117).
На автомобиле регулируют только схождение колес. Углы наклона шкворней и развала колес не регулируют и обеспечивают конструкцией переднего моста.
Угол развала колес
(0°45′) проверяют приборами. При их отсутствии развал проверяют с помощью угольника. Разность размеров между вертикальной плоскостью угольника, приложенного к верхнему торцу обода колеса, и вертикальной плоскостью угольника, приложенного к нижнему торцу, должна быть равна
4…9 мм. При замерах автомобиль с полной нагрузкой при нормальном давлении в шинах и положении колес для езды по прямой ставят на горизонтальную площадку.
Схождение колес
проверяют разностью расстояний между внутренними поверхностями шин сзади В и спереди А приблизительно на уровне центров колес. Эта разность при правильной величине схождения колес должна быть В —
=2…5 мм.
При проверке схождения передних колес устанавливают автомобиль на ровной площадке так, чтобы передние колеса находились в положении для движения по прямой.
Проверяют крепления рычагов рулевого привода, устраняют люфт в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц передних колес. Раздвигают линейку так, чтобы ее длина немного превышала расстояние между внутренними боковинами шин передних колес. Устанавливают линейку наконечниками в боковины шин в горизонтальном положении на высоте центров колес спереди моста автомобиля, отмечают мелом места касания наконечников. Передвигают автомобиль вперед так, чтобы метки оказались сзади на такой же высоте, и опять измеряют расстояние между отмеченными точками. Разница между вторым и первым замерами будет равна величине схождения колес. Схождение колес должно быть 2…5 мм.
Схождение передних колес
регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Ослабляют стяжные болты наконечников. Расшплинтовывают и вынимают левый и правый пальцы тяги из рычага корпуса поворотного кулака. Навертывая или отвертывая левый или правый наконечник, изменяют длину поперечной рулевой тяги. Шаг резьбы у левого наконечника 2 мм, у правого 1,5 мм. При регулировке схождения колес обеспечивают размер 346 ±3 мм от края основания кронштейна 1 (рис. 118) штока силового цилиндра гидроусилителя рулевого управления до центра шарового пальца 2 правого наконечника, так как невыполнение указанного условия вызовет неправильную работу силового цилиндра гидроусилителя руля; вставляют палец в отверстие рычага корпуса поворотного кулака.
Затягивают гайку крепления пальца наконечника моментом
23…28 кгс* м, проверяют схождение колес и по окончании регулировки зашплинтовывают гайку крепления пальца и затягивают гайку болтов наконечника поперечной тяги моментом 5…6,2 кгс- м.
При регулировке и окончательной затяжке наконечников обеспечивают зазор 30 мм между тягой и крышкой подшипников ведущей шестерни переднего моста, чтобы тяга не задевала за мост. Периодически проверяют схождение колес. Нарушение правильного схождения колес ведет к повышенному изнашиванию шин. Одной из причин нарушения правильного схождения колес может быть погнутость поперечной рулевой тяги.
Угол наклона нижних концов шкворней вперед
(3°30′) обеспечивает хорошую устойчивость, особенно при поворотах и высоких скоростях движения автомобиля. Во время эксплуатации автомобиля этот угол может изменяться вследствие поломки листов рессор, прогиба кожуха и шаровой опоры.
Изменение угла может вызвать «виляние» колес и неустойчивое движение автомобиля.
Угол бокового наклона шкворней
(9°) — угол между осью шкворня, и вертикальной плоскостью, расположенной параллельно продольной оси автомобиля. Наличие этого угла повышает способность автомобиля «держать» дорогу. Порядок регулировок затяжки под-шипников ведущей шестерни, подшипников дифференциала, бокового зазора и контакта в зацеплении шестерен главной передачи изложен в разд. «Задний мост».
Неисправности, их причины и способы устранения в главной передаче и дифференциале переднего моста и заднего моста аналогичны.
Рис. 118. Поперечная рулевая тяга
ГАЗ-66-11. Основные неисправности переднего моста
и способы их устранения приведены в табл. 12.
Таблица 12
Неисправности переднего моста и способы их устранения | |
Причины неисправности | способы устранения |
Нарушение правильного угла развала колес, появление «виляния» передних колес при езде и неравномерный износ шин вследствие большого зазора в подшипниках ступил передних колес | Отрегулировать натяг подшипников ступиц передних колес |
Автомобиль плохо «держит» дорогу вследствие прогиба кожуха картера переднего моста | Выправить кожух или заменить картер моста новым |
Вытекание смазки через резино-войлочный сальник поворотной цапфы вследствие его износа | Заменить сальник |
Повышенный износ шин по причине неправильного схождения колес (погнутость тяги или неправильная установка ее длины) | Выправить тягу или отрегулировать ее длину |
содержание .. 51 52 ..
Установка мостов 66 на другие модели автомобилей
Установить мосты, увеличивающие проходимость автомобиля, желают многие. Другой вопрос, насколько целесообразна их установка, и как отразится замена на технических характеристиках газ 66. В связи с тем, что узлы имеют немалый вес, применение их на машинах меньших габаритов негативно отразится на прочности несущей конструкции. Например, при установке мостов 66 на автомашину УАЗ вряд ли выдержит нагрузку рама. Даже заводская рама ГАЗ 66 нередко лопается от нагрузки, и ее периодически приходится подваривать.
Чаще всего мосты используют для сборки различных самодельных машин. Обычно шасси берут за основу и оставляют в неизменном виде, а вот кабина и кузов подвергаются глубокой модернизации. Самодельная конструкция позволяет реализовать самые смелые фантазии. Конечно же, в первую очередь меняется двигатель на газ 66 и коробка передач, а для увеличения проходимости берутся более мощные колеса. На базе ГАЗ 66 собирают вездеходы и тракторы.