Лекция №1. Машины для земляных работ. Экскаваторы одноковшовые (стр. 1 )


Как классифицируются агрегаты

Экскаваторы, оборудованные рабочим органом с одним ковшом, подразделяются на категории:

  1. По функциональному назначению. Встречаются машины, предназначенные для ведения строительных работ, специальные и карьерные. Последние оснащены усиленным ковшом, предназначенным для работы со скальными породами.
  2. По конструкции ходовой части — колесные на специальном шасси, колесные на автомобильном шасси, гусеничные. Последние могут оснащаться гусеничными лентами с увеличенной шириной.
  3. По типу привода рабочего органа — гидравлические, электрические, комбинированные.

Типы привода экскаваторов

ми. Многомоторные экскаваторы, у которых каждый рабочий механизм приводится от отдельного двигателя, называют экскаваторами с индиви­дуальным приводом механизмов, а многомоторные экскаваторы, у кото­рых каждый из двигателей приводит в движение несколько рабочих меха­низмов,— экскаваторами с груп­повым приводом. В многомо­торном экскаваторе с индивидуально-групповым приводом используют как индивидуальный, так и групповой привод.

Классификация передач

экскава­торов показана на рис. 1.4.

В механической трансмиссии дви­жение от силовой установки переда­ется с помощью зубчатых, цепных, клиноременных и канатных передач.

В объемном гидроприводе энергия °т силовой установки передается с помощью жидкости. Объемные гидро­передачи в экскаваторах применяют как без добавления, так и с добавле­нием к ним механических передач.

В гидродинамической передаче используют гидромуфты или гидро­трансформаторы, встраиваемые меж-

ПЕРЕДАЧИ ЭКСКАВАТОРОВ
механическиеэлектри ческиегидрав личес киесмешан ные

ду силовой установкой и механичес­кими передачами.

В электродинамической передаче вместо гидромуфт или гидротрансфор­маторов устанавливают электро­муфты.

В смешанных передачах приме­няют два или три типа различных передач. На большинстве экскавато­ров получили распространение сме­шанные электромеханические или гид­ромеханические передачи.

По типу привода

различают экс­каваторы с механическим, гидромеха­ническим, гидравлическим, электри­ческим и смешанным приводами (см. рис. 1.3).

Экскаватор с механическим приво­дом характерен применением только механических передач. Если в механи­ческую трансмиссию экскаватора включают гидродинамическую пере­дачу (преимущественно гидротранс­форматор), то такой типа привода называют гидродинамическим.

В объемном гидроприводе первич­ным потребителем энергии являются насосы (один или несколько), нагне­тающие жидкость под давлением по гидросети к гидро двигателям, от которых приводятся в движение рабо­чее оборудование, рабочий орган и механизмы экскаватора

При электрическом приводе пере­дача энергии от силовой установки к механизмам машины производится как электрическим, так и механичес­ким способом.

В смешанных приводах используют 2 или 3 типа различных передач. На большинстве экскаваторов получили распространение смешанные электро­механические или гидромеханические приводы.

Механическая трансмиссия в на­стоящее время находит все меньшее применение на экскаваторах. Гораздо чаще применяют гидравлический или электрический привод.

По возможности вращения пово­ротной части

(платформы) экскава­торы бывают полноповоротными, т. е. с вращающимися вокруг вертикальной оси на неограниченный угол платфор­мами, и неполноповоротными, когда угол вращения ограничен.

По типу ходового устройства

(рис. 1.5) экскаваторы разделяют на гусе­ничные, пневмоколесные, на специаль­ном шасси, на базе самоходной ма­шины. Гусеничные ходовые уст­ройства бывают с минимально допу­стимой площадью опорной поверхно-

1.5. Классификация экскаваторов по типу хо­дового устройства

а — гусеничный; б —

гусеничный с увеличенной поверхностью гусениц;
в
— пневмоколесный;
г —
на специальном шасси;
д
— на базе трак­тора

сти гусениц (для работы на грунтах с высокой несущей способностью) и с увеличенной поверхностью гусениц (для работы на грунтах с низкой не­сущей способностью).

Пневмоколесным называ­ют экскаватор на колесном ходовом устройстве, который имеет практи­чески ту же поворотную часть, что и гусеничный экскаватор.

К экскаваторам на специаль­ном шасси относят машины на колесном ходовом устройстве автомо­бильного типа.

Экскаватор на базе самоход­ной машины имеет ходовое уст­ройство на базе трактора или авто­мобиля. В этом случае экскаватор называют также навесным.

По типу подвески рабочего обору­дования

(рис. 1.6) различают экска­ваторы с гибкими элементами (преи­мущественно канатами) для удержа­ния и приведения в действие рабочего

05орудования (гибкая подвеска) и с жесткими элементами — преимущест­венно гидравлическими цилиндрами (жесткая подвеска).

По видам рабочего оборудования

классификация представлена на рис. 17. Прямая лопата разраба­тывает грунт выше уровня стоянки: ковш, укрепленный на рукояти, копает в направлении от экскаватора. Разли­чают маятниковые и напорные пря­мые лопаты. У маятниковой прямой лопаты рукоять совершает только ма­ятниковое движение относительно стрелы. Напорная прямая лопата ос­нащена приводным устройством для напорного движения’ рукояти.

Прямая лопата со створчатым ков­шом в отличие от неразъемного ков­ша может разрабатывать грунт при смыкании створок ковша, поворачи­вающихся в плоскости, перпендику­лярной плоскости поворота рукояти.

Обратная лопата предна­значена для разработки грунта ниже уровня стоянки: ковш, укрепленный на рукояти, копает в направлении к экскаватору. Боковую обратную лопа­ту используют для работы в стеснен­ных условиях: ковш копает в верти­кальной плоскости, смещенной отно­сительно вертикальной оси вращения поворотной платформы или относи­тельно продольной оси базовой ма­шины.

Рабочее оборудование, которое монтируют из узлов прямой и обрат­ной лопат, называют универ­сальной лопатой.

Для погрузки сыпучих и кусковых материалов предназначено погрузоч­ное оборудование с поворотным ков­шом, заполняемым при его движении от экскаватора.

Для послойной разработки грунта в различных плоскостях применяют планировочное оборудо­вание с ковшом или ножом. Для планировочных работ используют так­же рабочее оборудование с рабочим органом, укрепленным ни стреле, из­меняющей при работе свою длину

1.6. Классификация экскаваторов по типу под­вески рабочего оборудования

а

— с гибкой подвеской;
6 — с
жесткой под­веской

и поворачивающейся в вертикальной плоскости относительно поворотной части экскаватора, а также относи­тельно своей продольной оси. Такое оборудование называют земле-ройно-плапировочным.

Для работы в стесненных условиях предназначено землеройно-планиро-вочное оборудование с шарнирной опорой стрелы, смещаемой при работе поперек поворотной части.

При больших глубинах копания грунт ниже уровня стоянки разраба­тывают драглайном с помощью ковша, подвешенного на канатах и копающего в вертикальной плоскости экскаватора. Каналы очищают боко­вым драглайном с ковшом, подвешен­ным на канатах и копающим под углом к вертикальной плоскости стрелы.

Погрузочные и разгрузочные опе­рации с сыпучими грунтами и дробле­ными породами, а также копание ко­лодцев с вертикальными стенками, очистку прудов и каналов выполняют рабочим оборудованием грейфера, снабженным захватывающим ковшом. Ковш грейфера может быть подвешен на канатах и тогда усилие напора ковша на грунт создается ве­сом ковша. У гидравлического экска­ватора ковш грейфера шарнирно под­вешен к одному из жестких элемен­тов рабочего оборудования, и усилие напора на грунт создается специаль­ным приводным устройством.

Как устроен экскаватор

Общее устройство землеройного экскаватора включает в себя:

  • ходовую часть;
  • двигатель;
  • гидравлическую систему;
  • трансмиссию;
  • кабину с органами управления;
  • платформу с поворотным устройством;
  • рабочую стрелу.

Схематическое строение экскаватора

На поворотной платформе смонтирован двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Мотор имеет систему жидкостного охлаждения. Привод вентиляторов охлаждения автоматический, но имеется клавиша принудительного включения. Для увеличения мощности и снижения расхода топлива применяется установка турбокомпрессоров. Двигатель приводит в действие рабочие механизмы экскаватора посредством гидравлической или электрической трансмиссии. Механические трансмиссии применяются на устаревшей технике.

Поворотная часть смонтирована на шасси через погон, обеспечивающий поворот на 360°. На платформе размещена кабина оператора, гидравлическая и электрическая системы, стрела с механизмами привода и управления. Экскаваторная стрела может оснащаться ковшами различной конструкции или канавокопателем, который сокращает время, необходимое для создания траншей. Возможна установка гидравлических молотов или другого оборудования, необходимого при ведении землеройных работ.

На экскаваторах с механическим приводом применяются лебедки, которые непосредственно управляют движением стрелы. На машинах встречаются лебедки с 1 или 2 валами. 1-вальным считается узел, у которого подъемный и тяговый барабаны установлены на единый вал. Если барабаны лебедки разнесены по валам, то она называется 2-вальной. Подобные механизмы устанавливаются на больших экскаваторах.

Привод лебедок выполняется валами через редуктор или цепью, осуществляется от главного вала трансмиссии. Для включения применяются многодисковые фрикционные муфты, для остановки — ленточные тормоза. Трос укладывается на барабан в один или несколько слоев в зависимости от длины.

Конструкция мини-экскаватора не отличается от принципов, заложенных в полноразмерной технике. Разница заключается в упрощении конструкции гидравлики и применении малогабаритного дизельного двигателя. Рабочее место оператора расположено в закрытой кабине, оборудованной системами вентиляции и обогрева.

Мини-экскаватор

Устройство экскаватора погрузчика отличается от вышеописанного механизма. Рабочий ковш расположен на шарнирной стреле в передней части стандартного колесного трактора. Погрузочное оборудование имеет гидравлический привод, управление которым осуществляется из кабины оператора.

Трактор построен по классической схеме — двигатель и коробка передач являются частью несущей конструкции. Спереди установлен подрамник, служащий для опоры двигателя и переднего моста. На задней части машины устанавливается экскаваторная стрела или иное землеройное оборудование, оснащенное гидравлическим приводом. Стрела может поворачиваться на фиксированный угол. При рытье котлованов и траншей техника перемещается своим ходом.

Опорно-поворотное устройство

Экскаваторы, смонтированные на шасси тракторов, поворачиваются при помощи гидравлических цилиндров. На полноповоротной технике имеется гидравлический или электрический привод, выполняющий поворот платформы с рабочим оборудованием вокруг неподвижной ходовой части.

Опорно-поворотное устройство экскаватора обеспечивает вращение платформы вокруг вертикальной оси. К прочности узла предъявляются повышенные требования, поскольку оно обеспечивает удержание платформы на ходовой части в процессе работы экскаватора. В конструкции поворотного устройства применяются тела вращения в форме катков или шариков.

Поворотная платформа

Катки применяются на старых моделях экскаваторов. Недостатком конструкции является зазор между телом вращения и рабочей поверхностью погона, который приводит к раскачиванию платформы в процессе поворота. Шариковые устройства лишены этого недостатка. Кроме того, шариковый поворотный погон имеет меньший вес и сниженное сопротивление вращению. Тела вращения устанавливаются в шариковой конструкции в 1 или 2 ряда.

Поворотный механизм представляет собой 2 кольца, которые зафиксированы между собой болтовыми соединениями. Механизм жестко прикреплен к поворотной платформе. Расположенные внутри шарики разделены сепаратором, который предотвращает заклинивание узла в ходе работы.

На поворотной части устанавливается зубчатый венец, предназначенный для поворота платформы. Для поворота применяется аксиально-поршневой двигатель, оснащенный зубчатым рабочим валом. Возможно применение механических редукторов, увеличивающих крутящий момент. Регулировка скорости вращения осуществляется изменением давления масла, подаваемого в гидравлический двигатель. Платформа удерживается от случайного поворота тормозами с механическим и гидравлическим приводом.

Гусеничные экскаваторы разворачиваются при помощи гусениц и тормозных механизмов. В зависимости от радиуса поворота используется подтормаживание одной гусеницы с различным усилием.

Гидросистема

Гидросистема экскаватора работает от аксиально-поршневых или шестеренных насосов, установленных на двигателе машины. Привод насосов выполняется через повышающий редуктор. На двигателе может иметься небольшой насос, используемый для работы гидравлических усилителей управления. Насос имеет привод от шестерен газораспределительного механизма.

Гидросистема

Запас рабочей жидкости расположен в расходном баке, оборудованном системой очистки масла от примесей. В качестве рабочей жидкости применяется специальное масло, приспособленное к работе в аксиально-поршневых установках и не разрушающее резиновые элементы магистралей. Различают летнее и всесезонное масла, отличающиеся температурой застывания.

Жидкость подается из бака в насос, а затем поступает к гидравлическому распределителю. Для связи узлов гидросхемы применяются гибкие шланги и металлические трубопроводы. Установленные на них муфты соединяют узлы в общую магистраль, обеспечивая герметичность конструкции. Распределитель оснащен золотниковыми клапанами, которые подают жидкость к гидрооборудованию. Отработавшее масло поступает в радиатор, а затем, пройдя через фильтры, возвращается в бак.

В гидравлике установлены предохранительные клапаны, защищающие систему от повышенного давления. Применяются перепускные клапаны, которые отводят часть жидкости в емкости с пониженным давлением. Регулировка потока выполняется дросселями и золотниками, которые перекрывают сечение магистралей. На некоторых механизмах применяется гидравлический замок, предотвращающий обратный отток жидкости. Такие клапаны применены на выносных опорах.

Для работы стрелы применяются гидравлические цилиндры 2-стороннего действия. Цилиндры применяются для разворота стрелы, изменения угла установки рукояти, управления движением ковша. На штоках цилиндров имеется проушина, которая соединяется с управляемыми узлами.

Гидравлические цилиндры стрелы

Гидравлика используется в качестве трансмиссии экскаватора. На ведущих колесах или звездочках установлены аксиально-поршневые двигатели. Скорость движения машины зависит от рабочего давления в гидросистеме. Давление регулируется числом оборотов двигателя, а также гидрораспределителем. Рулевое управление оснащено усилителем, подключенным к общей или к отдельной магистрали. С помощью гидравлики функционируют тормозные механизмы на колесах и рабочих органах.

Ходовая часть

Ходовая часть предназначена для движения техники и передачи нагрузок от узлов и рабочего оборудования на опорные поверхности.

Существует 2 варианта ходовой части:

  • колесная на пневматических шинах;
  • гусеничная.

Колесная ходовая часть состоит из 2 мостов, оснащенных приводом. Передняя ось оборудована подвижными кулаками, обеспечивающими поворот экскаватора при движении. В конструкции управляемого моста применяются стабилизаторы, обеспечивающие поперечную устойчивость машины. Преимуществом машин на пневматическом ходу является высокая скорость движения, позволяющая перемещать экскаватор между строительными площадками без дополнительного транспорта.

Колесный экскаватор

На колесной технике встречаются тормоза, оборудованные пневматическим приводом. В качестве источника сжатого воздуха используется компрессор, установленный на двигателе. От пневматики работают механизмы блокировки дифференциала и подключение переднего моста. При буксировке экскаватора пневматическая система подключается в выводу тормозной системы тягача.

Привод колес выполняется индивидуальными гидромоторами или от единого двигателя и раздаточной коробки. Коробка связана с мостами карданными валами. Подвеска колес отсутствует. В приводах мостов используются дифференциалы с возможностью принудительной блокировки. В ступицах колес установлены планетарные редукторы, позволяющие увеличить крутящий момент.

Гусеничные машины оснащаются механизмами для изменения колеи, позволяющими увеличить устойчивость машины. Для работы на болотистой местности применяются расширенные гусеницы, которые устанавливаются на штатные катки и ведущие колеса. Гусеничные экскаваторы имеют малую скорость движения, поэтому их перевозят на специальных трейлерах.

Гусеничный экскаватор

На устаревших экскаваторах для привода ведущих звездочек используется цепная передача, которая не отличается надежностью. В качестве двигателей на такой технике могут применяться электроустановки. Источником электроэнергии является тяговый генератор или внешнее устройство. Индивидуальные гидравлические двигатели обеспечивают повышенную маневренность и надежность в работе.

Электросхема

Электрическая схема экскаватора использует в качестве отрицательного проводника корпус машины. Рабочее напряжение электрооборудования в цепи составляет 12 или 24 В. Источниками тока являются генератор, установленный на двигателе, и аккумуляторная батарея.

Главным назначением электрической системы служит запуск двигателя и освещение рабочего пространства вокруг машины в темное время суток.

Электрические приводы имеют система вентиляции кабины машиниста, контрольно-измерительные приборы и внешняя световая сигнализация. На экскаваторах, работающих в условиях низких температур, устанавливаются автономные подогреватели. Устройства прогревают двигатель и кабину до комфортной температуры.

Устройство и схемы экскаватора и рабочего оборудования.

Одноковшовый экскаватор состоит из следующих основных частей:

Ø ходового устройства ;

Ø поворотной части рабочего оборудования .

Ходовое устройство воспринимает и передает на основание (грунт) нагрузки от массы машины и нагрузки, возникающие при работе, а также обеспечивает передвижение экскаватора. Поворотная часть состоит из поворотной платформы с механизмами и силовым оборудованием и рабочего оборудования. Поворотная платформа опирается через специальное роликовое опорно-поворотное устройство на раму ходового устройства и может поворачиваться относительно него в горизонтальной плоскости. Одна и та же поворотная платформа может быть установлена на ходовые устройства различных типов. Рабочим оборудованием называется комплекс узлов экскаватора, содержащий рабочий орган с помощью, которого копают грунт, поднимают груз, захватывают сыпучие и кусковые материалы и обеспечивающий его действие в зоне работы экскаватора.

Экскаваторы с гидравлическим приводом.Гидравлические экскаваторы обладают конструктивными, технологическими и экономическими преимуществами. Они определяются главным образом применением гидравлического объемного привода для передачи мощности от двигателя к рабочим механизмам машины.

Прямую лопату гидравлических экскаваторов широко применяют на экскаваторах 4-й размерной группы, а также машинах большей мощности.

Основные рабочие оборудование экскаватора с гидравлическим приводом:

1. Стрела,

2. Рукоять,

3. Ковш — предназначен для копания, удерживания при перемещении и разгрузки грунта или другого материала.

4. Гидроцилиндры для подъема стрелы и поворота рукояти.

Рис. 3. Гидравлический полноповоротный гусеничный экскаватор с прямой лопатой.

1-силовая установка; 2- бак гидросистемы; 3- капот; 4- кабина; 5- стрела; 7, 9, 11- гидроцилиндры; 8- рукоять; 10- ковш; 12- ходовая тележка; 14- роликовый опорно- поворотный круг; 15- механизм поворота платформы; 16- противовес.

Прямая лопата имеет жесткую связь с ковшом и предназначена для копания грунта перед собой или немого выше уровня расположения экскаватора. Ковш прямой лопаты прикреплен к рукояти, которая в свою очередь закреплена шарнирами на стреле. Стрела шарнирно закреплена на поворотной платформе.

На экскаваторах устанавливают как поворотный (рис. 4, б), так и неповоротный ковши (рис.4, а). Поворотным ковшом можно не только разрабатывать и грузить грунт, но планировать забой. Неповоротный ковш (рис. 5) предназначен для тяжелых работ и представляет собой комбинированную конструкцию из литых и сварных деталей.

Рис. 4. Прямая лопата экскаваторов с неповоротным (а) и поворотным (б) ковшом:

1- стрела, 2- рукоять, 3,11- тяги, 4- зуб ковша, 5- ковш, 6- петля днища ковша, 7…10- гидроцилиндры, 12- рычаг, 13- кронштейн, 14- проушина;

I…II- положение ковша при копании.

Рис. 5. Неповоротный ковш прямой лопаты экскаваторов:

1- корпус, 2- засов, 3- шток засова, 4- днище, 5- цепь, 6- рычаг, 7- ось петель днища, 8- гидроцилиндры, 9- тяга, 10- рукоять, 11- ось крепления рукояти, 12 — зуб.

Экскаваторы механическим приводом.Экскаваторы механическим приводом по целому ряду уступают конструктивных, технологических и экономических показателей уступают гидравлическим экскаваторам. Механический привод для передачи движения от двигателя к рабочим механизмам и органам требует применения разветвленной системы устройств, состоящих из большого количества механических элементов. Отдельные механизмы и элементы передач (муфты, тормоза, цепи, канаты и др.) требуют частых регулировок или замены быстро изнашиваемых деталей.

Прямая лопата состоит из следующих основных узлов:

Ø ковша,

Ø рукояти,

Ø стрелы.

Прямые лопаты бывают:

ü маятниковые (рис.6, а) (рукоять шарнирно подвешивают на стреле),

ü с механизмом напора (рис.6,б)

Рукоять соединяют со стрелой подшипником 14, который дает возможность рукояти не только поворачиваться в вертикальной плоскости относительно стрелы, но и совершать возвратно- поступательные движения вдоль оси рукояти).

Рис.6. Общий вид экскаваторов, оборудованных прямой лопатой:

а — маятниковой конструкции, б – с механизмом напора, в – положения ковша при копании;

1 — двуногая стойка, 2 — передняя стойка, 3 — стрелоподъёмный канат, 4 — стрела, 5 — рукоять, 6 — канат подъёма ковша, 7 — ковш, 8 — механизм открывания днища ковша, 9 — блок ковша, 10 — ходовая тележка, 11 – головные блоки подъёма ковша, 12 — головные блоки подъёма стрелы, 13 – седловые блоки, 14 – седловый подшипник, 15 – напорный канат, 16 – уравнительный блок напорного каната, 17 – барабан подъёма ковша, 18 – барабан подъёма стрелы.

Стрелы прямых лопат представляют собой прочные пустотелые сваренные из металлопроката конструкции. Стрелы бывают:

Ø однобалочные,

Ø двухбалочные.

Рис.7 Стрелы прямых лопат:

а – однобалочная, б – двухбалочная;

1 – пята, 2 – клин коуша, 3 – коуш, 4 – балки, 5 и 7 – амортизаторы, 6, 8 и 17 – втулки, 9 – блоки подъёма ковша, 10 – стрелоподъёмные блоки, 11 и 12 – болты, 13 – крышка, 14 – указатель поворота стрелы, 15 – скоба, 16 – брус амортизатора.

Рукояти прямых лопат бывают:

Ø однобалочные,

Ø двухбалочные.

Рис. 8 Однобалочная рукоять с ковшом прямой лопаты.

1 – балка, 2 – блок ковша, 3 – корпус ковша, 4 – пояса, 5 – зубья, 6 – днище, 7 – тяга, 8 – канат открывания днища; 9 – планка, 10 – уравнительный блок, 11 — болт.

Ковш представляет собой комбинированную конструкцию из литых и сварных деталей.

Принцип работы экскаватора

Техника, оснащенная одним ковшом, выполняет работу циклично, из-за этого деятельность осуществляется прерывисто. При этом обеспечивается универсальность машины, экскаватор может применяться для погрузочных и разгрузочных работ. Установленный на экскаваторах цилиндр стрелы может работать от гидравлики, а также переключаться в плавающий режим, позволяющий нагружать ковш весом оборудования. Активация плавающего режима выполняется машинистом по необходимости путем нажатия на педаль.

Схема работы экскаватора выглядит следующим образом:

  • на первом этапе рабочего хода происходит забор грунта из траншеи в ковш;
  • после этого платформа поворачивается вокруг вертикальной оси, перенося грунт к месту отвала;
  • затем выполняется обратный ход и цикл начинается заново.

Принцип работы экскаватора с непрерывным действием основан на движении нескольких ковшей, которые автоматически отбрасывают грунт в сторону, формируя отвал. Рабочие элементы установлены на ротор или цепь. Цепные экскаваторы используют навесной или полуприцепный рабочий орган. Привод цепной звездочки выполняется механическим или гидравлическим способом. Глубина копания и усилие создаются при помощи гидравлического механизма. Выкопанный грунт подается на конвейерную ленту, которая отводит его в сторону.

Дополнительно на экскаваторе установлен бульдозерный нож, управляемый гидравлическим цилиндром. Нож применяется для разравнивания рабочей площадки.

Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗ

Читайте

180 лет со дня основания Volvo CE

Несомненно, эволюция не стоит на месте, и гидравлические экскаваторы стремительно вытеснили механические с объектов строительства. Но есть такие работы или регионы использования, где применение гидравлической техники невозможно или нерационально — это сваебойные машины или на работах в промышленных карьерах, а также при экстремальных температурных условиях, где гидравлическая техника слаба и бессильна. Благодаря этому, тросовые (канатные) экскаваторы продолжают выпускаться, такие как ЭО-5119 или ЭО-4112А.

Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗ

История завода началась с 1915 года, когда из Риги в Кострому эвакуировали завод наследниц Л.Ф. Пло, изготовлявший инструмент, напильники, вентиляторы и многое другое оборудование. Экскаваторостроение на заводе началось с 1933 года, когда был выпущен первый паровой экскаватор. В 1937 году осваивается производство электрических и дизельных экскаваторов, а в апреле 1939 года из ворот сборочного цеха двухметровыми шагами вышел опытный образец первого в Европе шагающего экскаватора. Он был направлен на одну из строек Севера. В эти годы были вскрыты и приведены в действие огромные резервы производства. В годы второй мировой войны производство экскаваторов было приостановлено. В короткие сроки был выполнен большой комплекс организационно-технических мероприятий и успешно освоен выпуск важнейших оборонных изделий. Производство экскаваторов возобновилось лишь в 1944 году. К 1948 году завод окончательно специализировался на выпуске механических канатных экскаваторов. Экскаваторы поставлялись из Костромы во все бывшие союзные республики, а также в 43 страны мира. В свое время на заводе выпускались следующие модели экскаваторов.

Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗ

Смотрите

История в фотографиях. Какой была техника в середине прошлого столетия?

Экскаватор Э-801 с ковшом емкостью 0,8 м3 предназначен для работы в карьерах и на строительных площадках в грунтах до IV категории и мелкодробленых строительных грунтах V и VI категорий. Экскаватор Э-801 заменил собой устаревшие и прекращенные производством с 1956 г. экскаваторы Э-753 и Э-754. Экскаватор Э-10011А с ковшом емкостью 1,0 м3 может работать с прямой и обратной лопатой, драглайном и грейфером. Длина основной решетчатой стрелы 12,5 м. При работе с крановым оборудованием решетчатая стрела может быть удлинена до 25 м. Экскаватор Э-10011АС является модификацией экскаватора Э-10011А и предназначен для работы в северных районах. Ответственные детали экскаватора выполнены из высококачественных сталей, дополнительно термически обработанных. Для запуска двигателя установлен предпусковой подогреватель. Поворотная платформа установлена на роликовое опорно-поворотное устройство. Кабина машиниста утеплена и обогревается от отопительно-вентиляционной установки. В систему пневмоуправления введены спиртовой осушитель и дополнительный масловлагоотделитель. Электрооборудование экскаватора имеет более мощный генератор переменного тока; установлены электрические приборы для контроля работы двигателя и гидротрансформатора.

Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗ

Экскаватор Э-10011Д — одноковшовый универсальный экскаватор с механическим приводом на гусеничном ходу является пятой модернизацией экскаватора Э-10011А. Сменное оборудование, с которым работал экскаватор — лопата прямая и обратная, драглайн, грейфер, кран, сваебойное оборудование. Управление исполнительными механизмами — пневматическое. На всех моделях экскаватора Э-10011 в приводе механизмов применяется турботрансформатор (в некоторых источниках именно так называется этот механизм, точное название — гидротрансформатор), защищавший двигатель и трансмиссию от резких нагрузок и перегрузок, возникавших во время работы, создавая наилучшие силовые и скоростные режимы работы. Модернизированный экскаватор Э-10011Е стал последним в модельном ряду этих машин.В 1982 году опытный образец модернизированного экскаватора ЭО-5111Б прошел приемочные испытания и рекомендован к серийному производству.

Смотрите

Все объявления о продаже экскаваторов

Экскаватор ЭО-5111Б предназначен для выполнения земляных работ в грунтах I — IV категорий и мелкодробленых скальных породах, погрузочно-разгрузочных и монтажных работ в промышленном и гражданском строительстве при температуре воздуха от -40 до +40°С. Экскаватор состоит из ходового многоопорного гусеничного устройства, поворотной платформы с механизмами, кузовом и кабиной машиниста и сменного рабочего оборудования: прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера и крана.

Источник фото: techstory.ru

Полноповоротный экскаватор ЭО-5112А (ЭП-1А) предназначен для уборки и погрузки взорванной скальной породы с размером кусков до 800 мм в шахтах, в которых разработка ведется камерными способами, а также для разработки взорванных скальных грунтов на поверхности. Погрузка породы может производиться в самосвалы и самоходные вагонетки с наибольшей высотой разгрузки ковша до 5 м. Экскаватор может работать в камерах шахт высотой не менее 6 м и шириной не менее 10 м.

В последнее время ОАО «ЭКСКО» производил универсальные тросовые экскаваторы модели ЭО-5119 на гусеничном ходу с различными видами сменного рабочего оборудования.

На рисунке представлена кинематическая схема № 1 эскаваторов Костромского ЭЗ

На рисунке представлена кинематическая схема № 2

эскаваторов

Преимуществом данных моделей экскаваторов является наличие в приводе гидротрансформатора. Крутящий момент от двигателя к механизмам передается через гидротрансформатор, цепной редуктор и промежуточный вал. Гидротрансформатор автоматически изменяет крутящий момент и скорость в зависимости от нагрузки на рабочий орган машины. Гидротрансформаторы применяют в сочетании с механической частью трансмиссии, которая обеспечивает высокий К.П.Д. передачи на различных рабочих режимах. Гидротрансформатор У 35801… (производства Московского Машиностроительного завода имени Калинина) — предназначен для автоматического изменения крутящего момента и частоты вращения в приводе строительных и дорожных машин.

Технические характеристики гидротрансформатора:

Наименование показателей Значение
У358011Е У358018Д
Активный диаметр 325 +/- 3 530+/- 3
Мощность, кВт (л/с) 50+/- 2,6 (68+/-3,5) 73,5+/-2,2 (100+/-3)
Частота вращения входного звена номинальная, л, ном, мин. (об. мин) 30(1800) 17,5 (1050)
Максимальный полный КПД, %, не менее 84 87
Коэффициент трансформации крутящего момента на стоповом режиме 2,6+/0,1 2,7+/- 0,1
Габаритные размеры, мм Длина Ширина Высота 715 580 620 825 990 900
Масса (без рабочей жидкости), кг 157 455
Система питания
Насос шестеренный: тип НШ 50У-2
Объемная подача рабочей жидкости номинальная, л/м 50 75
Давление нагнетания на входе в гидротрансформатор, Мпа (кгс/см) 0,04-0,15 (0,4-1,5) 0,06-0,2 (0,6-2,0)
Давление настройки предохранительного клапана номинальное, МПа (кгс/см) 0,8 (8)
Система управления
Золотник Двухпозиционный с пневматическим управлением
Давление нагнетания воздуха минимальное, МПа (кгс/см) 0,4 (4)

Примечания:

  • Показатели мощности максимального полного к.п.д. и коэффициента трансформации указаны для рабочей жидкости вязкостью от 4 до 6 мм2/с (сСт) и плотностью от 825 до 840 кг/м.
  • Мощность указана при максимальном полном к.п.д. и номинальной частоте вращения входного звена гидротрансформатора.

Компрессор унифицированный У43102А (производства Вильнюсского объединения по выпуску строительно-отделочных машин) – предназначен для обеспечения сжатым воздухом различной строительно-дорожной, землеройной и другой техники (экскаваторы, маркировочные машины, агрегаты технического обслуживания комбайнов, шахтные электровозы и т.п.) Его можно использовать на любой машине, оборудовании с приводом (через клиноременную передачу) от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя, что делает машины независимыми от пневмосети и расширяет их возможности. Компрессор поршневой одноступенчатый двухцилиндровый с принудительным воздушным охлаждением, имеет механизм разгрузки, который переводит компрессор на холостой ход при отсутствии расхода сжатого воздуха. Изготавливается в трёх исполнениях: 1, 2, 3 — унифицированный компрессор У43102А применяется как самостоятельный источник сжатого воздуха, а узел компрессора СО-62А-2 при изготовлении передвижных компрессорных установок СО-62А-2.

Технические характеристики
производительность, м3/ч 31
давление сжатого воздуха, кгс/см2 7
номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин 1300
потребляемая мощность на валу, КВт 4,2
габаритные размеры, мм 440X360X555
масса, кг 67
исполнение 1 2 3
диаметр шкива 200 200 240
профиль канавки шкива Б В Б
направление вращения (со стороны шкива-маховика) против часовой стрелки по часовой стрелке

Золотник дифференциальный 07.06.400, 264.23.00

Золотник поставляется в 3-х исполнениях:

Золотник дифференциальный (большой текстолит) d=38,5 Золотник дифференциальный (большой металлический) d=38,5 Золотник дифференциальный (малый металлический) d=33

Все представленные дифференциальные золотники взаимозаменяемы.

Дифференциальный золотник – предназначен для включения и выключения механизмов экскаватора. Дифференциальные золотники установлены в колонках пульта управления, механизме управления стрелой, ограничителе подъема стрелы.

Экскаваторы с механическим приводом. Конструкции и кинематика узлов универсальных экскаваторов с механическим приводом отличаются большим разнообразием и зависят в основном от типа привода, ходового устройства и типа управления.

Конструкции экскаваторов при емкости ковша до 0,4 м3 имеют свои особенности: привод всех механизмов от одного двигателя, унифицированы рабочее оборудование прямой и обратной лопаты и шарнирная подвеска рукояти прямой лопаты к стреле (рис. 1).

У этого типа экскаваторов:

— рабочее оборудование поднимается, опускается и перемещается главной (двухбарабанной) лебедкой, установленной в передней части поворотной платформы; поворотная платформа вращается поворотным механизмом, состоящим из зубчатых передач;

— направление вращения поворотной платформы и движения «вперед-назад» изменяется реверсивным механизмом, выполненным в виде системы конических или цилиндрических зубчатых колес с двумя фрикционными муфтами;

— движение ходовому механизму от двигателя передается от трансмиссии экскаватора через вертикальный вал, ось которого совпадает с осью вращения поворотной платформы.

Все движения рабочего и ходового оборудования осуществляются с помощью механизмов от одного двигателя (рис. 2). Двигатель 1 через главную муфту 2 вращает трансмиссию, к которой в соответствии с

Рис. 2 Кинематическая схема экскаватора на пневмоколесном ходу с унифицированным рабочим оборудованием: 1 — двигатель; 2- главная муфта; 3 — тяговый барабан; 4, 5, 13, 14, 16 — фрикционные муфты; в — подвижная шестерня; 7 — шестерня включения поворотного и ходового ме­ханизмов; 5 — поворотный механизм; 9 — блок шестерен; 10 — барабан подъема крано­вой стрелы; 11 — муфта планетарного механизма; 12 — шестерни переключения скоростей; 15 — подъемный барабан.

процессом работы поочередно подключаются рабочие и вспомогательные механизмы.

Вал главной лебедки 1 состоит из двух частей, получающих вращение каждая в отдельности. Барабан 15, к которому крепится подъемный канат, приводится во вращение включением муфты 14. Вращение барабана в противоположную сторону происходит под действием усилия в канате от веса рабочего органа. Муфта 14 в этот период выключается, а скорость вращения барабана регулируется тормозом. Тяговый барабан 3 (подъемный при крановом оборудовании) вращается от трансмиссии в обе стороны включением соответственно фрикционной муфты 4 или 16.

Вал // реверсивного механизма приводится во вращение в разном направлении включением фрикционной муфты 5 или 13.

Поворотный механизм 8 и ходовой механизм с трансмиссией со­единяются включением шестерни 7 соответственно с зубчатым колесом поворотного или ходового механизма.

Скорость вращения поворотной платформы и передвижения экскаватора изменяется включением блока шестерен 9 малым или большим колесом с зубчатыми колесами 12 реверсивного механизма. Стрелоподъемная лебедка 10 включается муфтой 11.

Управление применяется рычажное и пневматическое.

Погрузка автосамосвала

Погрузка автосамосвала

Универсальные экскаваторы с емкостью ковша от 0,65 до 1,25 м3 изготовляются с приводом механизмов от одного двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. Устанавливаемые двигатели взаимозаменяемы (на одном и том же экскаваторе двигатель внутреннего сгорания может быть заменен электродвигателем или наоборот, при сохранении всех остальных механизмов).

Рабочее оборудование прямой лопаты изготовляется с креплением рукояти к стреле в седловом подшипнике. Возвратно-поступательное движение рукояти относительно оси ее крепления осуществляется напорным механизмом, который устанавливается на стреле или по оси крепления стрелы к поворотной платформе.

Напорные механизмы применяются: зависимый (рукоять может вы­двигаться на больший радиус копания только при подъеме ковша), независимый (возвратно-поступательное движение рукояти кинематически

Рис. 3 Универсальный экскаватор на гусеничном ходу, оборудованный драглайном: 1 — стрелоподъемный полиспаст; 2 — мамат подвески стрелы; 3 — стрела; 4 — головные блоки; 5 — подъемный канат; 6 — ковш драглайна; 7 — тяговый канат; 8 — наводка

не связано с подъемом ковша) и комбинированный, при котором можно работать как с зависимым так и с независимым напорным механизмом.

В трудноразрабатываемых грунтах дает большую производительность экскаватор с независимым напорным механизмом, а на легкоразрабатываемых — с зависимым. В соответствии с этим при комбинированном напорном механизме экскаватор работает в легких грунтах как с зависимым, а в тяжелых — как с независимым механизмом.

На гидромелиоративных работах экскаваторы с емкостью ковша от 0,65 до 1,25 мг чаще всего применяются на нормальном и удлиненно-уширенном гусеничном ходу с рабочим оборудованием драглайна (рис. 3).

Стрела 3 шарнирно соединена пятой с поворотной платформой и подвешена на подвесном канате 2 и стрелоподъемном полиспасте 1. Ковш 6 подвешен на подъемном канате 5, который огибает головные блоки 4 стрелы и закрепляется на подъемном барабане главной лебедки. Тяговый канат 7 у пяты стрелы уложен между блоками направляющей обоймы 8 (наводки) и закреплен на тяговом барабане главной лебедки. Направляющая обойма предохраняет канат от соприкосновения со стрелой и деталями механизмов на поворотной платформе при любом месте расположения ковша. Управление применяется пневматическое и гидравлическое.

На базе универсальных экскаваторов с емкостью ковша 0,65- 1,0 м3 выпускаются специальные экскаваторы для подземных работ (тоннельные).

Подземный экскаватор имеет рабочее оборудование с минимально возможными общими габаритами. Рабочее оборудование выполнено по типу струга.

Универсальные экскаваторы с ковшом емкостью 1,6- 4 м3 изготовляются с дизель-электрическим и электрическим силовым оборудованием. Их используют на строительстве при больших сосредоточенных объемах земляных работ и в карьерах по добыче нерудных строительных материалов и удобрений. Основные механизмы их приводятся в действие от отдельных двигателей (многомоторный привод). Конструктивные и кинематические схемы этого типа экскаваторов и карьерных аналогичны.

Взять любой экскаватор в аренду можно зайдя на сайт организации предлагающей данную услугу. Аренда таких экскаваторов как правило приемлемая и учитывает экономическую ситуацию в строительной отрасли.

Как навесить и подключить гидромолот на экскаватор?

Нет времени читать?

После того как Вы выбрали гидромолот подходящий по технической характеристике к имеющемуся у Вас экскаватору нужно решить две технические проблемы:

Во первых нужно обеспечить механическое крепление молота на рабочем оборудовании экскаватора и во вторых подключить его к гидроприводу экскаватора.

В большинстве случаев гидромолот закрепляется вместо ковша экскаватора посредством промежуточного звена, которое называется адаптером, или монтажной плитой, или кронштейном, или просто — подвеской. С одной стороны на адаптере должен быть сформированы проушины, соответствующие проушинам ковша по диаметру отверстий под пальцы. Расстоянию между проушинами и другими геометрическим размерам, обеспечивающим возможность установки гидромолота на точку по которой будут наносится удары под нужным углом к горизонту. Поскольку существует множество моделей экскаваторов различных производителей то при заказе гидромолота потребитель должен заранее согласовать необходимые геометрические параметры адаптера с поставщиком гидромолота. В необходимых случаях наша компания высылает потребителю эскиз адаптера (рис. 1), на котором обозначены буквами геометрические параметры, которые должны быть уточнены потребителем и сообщены поставщику. С другой стороны привязочные размеры адаптера должны соответствовать местам крепления, сформированным на конкретной модели гидромолота. В большинстве случаев адаптер присоединяется к гидромолоту по плоскости посредством болтов с гайками. Предпочтительнее применять болты с мелким шагом резьбы или применять другие средства, исключающие возможность самоотвинчивания болтов из-за вибрации, возникающей при работе гидромолота.

Практически для всех моделей отечественных экскаваторов и гидромолотов адаптеры разработаны и их поставка потребителю вместе с гидромолотом не вызывает дополнительных потерь времени.

Однако в некоторых случаях адаптера приходится разрабатывать и изготавливать вновь или переделывать из имеющихся в наличии. В этих случаях при несовпадении диаметров соединительных проушин последние либо растачиваются до нужного размера отверстия, либо в проушины устанавливаются дополнительные втулки. Расстояние между проушинами также иногда удается скомплектовать с помощью дополнительных втулок. Расстояние между осями проушин адаптера может несколько отличаться от соответствующего расстояния между осями проушин экскаватора. Также может отличаться и расстояние от осей проушин до основания адаптера от соответствующих расстояний до днища ковша. Указанные расстояния влияют на возможность установки гидромолота в нужную точку на различных вылетах рабочего оборудования, на различных уровнях относительно уровня стоянки и углах наклона оси молота к горизонту. В большинстве случаев для соединения адаптера с экскаватором используется те же пальцы, что и для соединения ковша. Но в некоторых случаях приходится применять пальцы, отличающиеся по длине.

Более габаритным и дорогим получается адаптер, применяемый для навески гидромолота на погрузчики, у которых ширина ковшей значительно превосходит размеры ковшей экскаваторов. В этом случае адаптер также выполняется по размерам ковша погрузчика, а на его металлоконструкции формируется площадка, на которой размещаются отверстия под болты в соответствии с аналогичными отверстиями на монтажной площадке гидромолота. Площадка для крепления гидромолота должна располагаться так, чтобы при опущенной стреле погрузчика обеспечивалось необходимое транспортное положение гидромолота.

На гидромолотах тяжелой серии, таких как СП-62, Д-550, Д-600 адаптер закрепляется на корпусе молота с помощью двух пальцев. Такое крепление адаптера позволяет при необходимости обеспечить доступ к гидрораспределителю и гидроаккумулятору молота не снимая его с экскаватора. Для этого извлекается один из пальцев, а вокруг второго адаптер поворачивается с помощью ковшевого цилиндра экскаватора (рис. 1а)

Если Вы приобретаете гидромолот в Компании Традиция-К, то в большинстве случаев стоимость подвески входит в стоимость гидромолота. Дополнительные расходы возникают при изготовлении сложных и нестандартных подвесок (адаптеров) для гидромолотов, которые устанавливаются на минипогрузчики (Bobcat, ПУМ-500, МКСМ-800 и др.), а также, если на Вашем экскаваторе установлен быстроразъемный механизм БРМ. В таких случаях мы направляем, если это возможно, специалиста для замера точных геометрических присоединительных размеров адаптера гидромолота, или (как вариант),потребитель производит такие замеры самостоятельно и высылает в наш адрес чертеж (рукояти в месте крепления ковша или установленного БРМ), и наша фирма на основе этого чертежа изготавливает адаптер (при этом ответственность за предоставленные размеры и изготовленный по ним адаптер несет заказчик).

Гидравлическая схема подключения гидромолота к экскаватору ЭО-3323

Следующим этапом навески гидромолота является подключение к гидросистеме базовой машины (экскаватора). Как уже говорилось, в большинстве случаев гидромолот навешивается вместо ковша экскаватора, а иногда вместо рукояти, тогда подключение молота осуществляется к гидролиниям питания гидроцилиндра привода ковша, который снят с экскаватора вместе с рукоятью. При этом, если проходное сечение сливной линии недостаточно, то необходимо проложить дополнительную сливную линию от молота минуя гидрораспределитель экскаватора непосредственно в бак. В руководстве по эксплуатации гидромолота указано минимально необходимое проходное сечение сливной линии. Так, например, поступают при навеске гидромолотов вместо рукояти на экскаваторы ЭО-2621.

Если же навеска производится вместо ковша, что в общем случае более рационально, так как зона возможной работы с одной стоянки экскаватора значительно расширяется, то возможны несколько вариантов подключения молота к гидросистеме экскаватора.

В простейшем случае, когда на экскаваторе имеется резервная секция гидрораспределителя, то линии питания гидромолота подключается к этой секции. При этом опять-таки в случае необходимости монтируется дополнительная сливная линия.

Если же на экскаваторе не предусмотрена резервная секция гидрорасперделителя, то в зависимости от принципиальной гидросхемы экскаватора гидромолот может быть подключен, например, к линии питания какого-либо привода рабочего органа экскаватора.

На современных экскаваторах с целью возможности совмещения различных операций применяются сдвоенные гидронасосы, каждый из которых через соответствующие гидрораспределители подаёт рабочую жидкость к приводам рабочего оборудования. Например, на экскаваторах ЭО-3322 гидроцилиндры рукояти управляются от двух гидрораспределителей. В этом случае один из гидрораспеределителей привода рукояти отсоединяется от цилиндров рукояти и к этим линиям присоединяются линии питания гидромолота(рис. 2) , при этом управление распределителем, который подключается к молоту, осуществляется от блока управления добавки хода от золотника, который не используется при управлении экскаватором(рис. 3) . Аналогичным образом можно подключить гидромолот на экскаваторах ЭО-3323А (рис. 3а) , ЭО-4121 и ЭО-4125.

На некоторых моделях экскаваторов не представляется возможным разделить потоки от пары гидрораспределителей, обеспечивающих питание гидроцилиндров рабочего оборудования, например, на экскаваторах ЭО-33211, ЭО-5124, ЭО-5126, ЭО-5225. В этом случае для подключения гидромолота приходится устанавливать дополнительные распределители. Варианты такого подключения показаны на(рис. 4)и(рис. 5) .

Схема включения гидромолота на экскаваторе ЭО-5126

Во втором варианте подключения гидромолота на указанных экскаваторах дополнительный двухпозиционный гидрораспределитель устанавливается на поворотной платформе экскаватора перед одним из блоков распределителей экскаватора, как это показано на(рис. 5) . В нейтральной позиции золотника дополнительного распределителя рабочая жидкость от соответствующего гидронасоса подается на блок распределителей, а в другой позиции подает рабочую жидкость к гидромолоту, сливная линия гидромолота прокладывается непосредственно в бак. В этом случае при работе гидромолота сохраняется возможность управления всеми рабочими органами экскаватора, включая и ковшевой гидроцилиндр, не выключая гидромолот. Управление дополнительным распределителем осуществляется от педального блока сервоуправления. Если же на экскаваторе нет свободного золотника в блоке сервоуправления, то управление дополнительным гидраспределителем может осуществляться от пилотного распределителя с электромагнитным управлением. При этом в кабине машиниста необходимо установить электрический тумблер или кнопку управления электромагнитом пилотного гидрораспределителя, а питание электромагнита пилотного распределителя осуществляется от бортовой электросети экскаватора.

Специалистами нашей фирмы разработаны несколько видов гидрокомплектов для подключения гидромолота на экскаваторы ЭО-33211, ЭО-5126 (УВЗ, Нижний Тагил) и экскаваторы производства Воронежского экскаваторного завода (ВЭКС) ЭО-5122, ЭО-5124, ЭО-5225, ЭО-5126, ЭО-6123 и других модификаций. По вопросу их приобретения вместе с гидромолотом или отдельно, обращайтесь к нашим менеджерам.

При любом варианте подключения гидромолота к гидросистеме экскаватора рекомендуется сливную линию гидромолота прокладывать, минуя гидрораспределители и другие гидроаппараты экскаватора и соединять её с общей сливной линией гидросистемы непосредственно у входа в гидробак перед фильтрами. В противном случае гидравлические потери в сливной линии приводят к чрезмерному нагреву рабочей жидкости, вязкость которой падает, увеличиваются внутренние перетечки в рабочем цилиндре и распределителе гидромолота, в результате чего падает энергия удара и частота ударов вплоть до остановки молота.

Компания Традиция-К оказывает услуги по навеске и подключению гидромолотов на экскаваторы (погрузчики). Установка гидромолота осуществляется на нашей ремонтной базе в г.Москва. Также возможен выезд специалиста (бригады) на место эксплуатации техники (стоимость данной операции значительно дороже).

Для решения любых вопросов, связанных с изготовлением подвески гидромолота или его установки и подключения на экскаватор, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: