Регулятор давления тормозов ЗИЛ-131
Регулятор давления установлен на блоке цилиндров компрессора. Для увеличения надежности работы регулятора давления он снабжен двумя фильтрами:
один фильтр 8 установлен в месте поступления воздуха из пневматической системы, другой фильтр 7 — в месте входа воздуха в регулятор из разгрузочного устройства компрессора.
Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе путем впуска воздуха в разгрузочное устройство компрессора или выпуска воздуха из него.
По достижении в пневматической системе давления 7,0—7,4 кг/см² регулятор отключает подачу воздуха компрессором, а при снижении давления до 5,6—6,0 кг/см² снова включает компрессор.
Если давление в пневмосистеме не поддерживается в указанных пределах, то необходимо определить причину неисправности и устранить ее.
Причиной нарушения пределов давления в пневматической системе может быть неисправность регулятора давления или износ уплотнительных колец плунжера разгрузочного устройства, поэтому нужно предварительно проверить герметичность плунжеров разгрузочного устройства.
Если и после устранения негерметичности плунжеров пределы давлений не будут соответствовать норме, то следует разобрать регулятор, промыть детали в бензине или керосине и просушить.
Вскрывать и регулировать регулятор давления разрешается только квалифицированным работникам. Регулятор давления рекомендуется проверять на специальном стенде.
Повреждение поверхности шариков и их гнезд недопустимо.
Регулировку регулятора производят в такой последовательности.
1. Вращая колпак 4, добиваются, чтобы компрессор включался в работу при давлении 5,6—6,0 кг/см².
При завинчивании колпака давление увеличивается, при отвинчивании — уменьшается.
Колпак закрепляют контргайкой 16.
2. Изменяя количество прокладок 15, получают давление 7,0—7,4 кг/см², при котором компрессор отключается.
С увеличением числа прокладок давление понижается, с уменьшением — повышается.
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рулевое управление ЗИЛ-130
___________________________________________________________________________
Разборка рулевого управления ЗИЛ-130 Рулевая колонка ЗИЛ-130 Рулевую колонку ЗИЛ-130 (рис. 150) устанавливают в приспособление (рис. 151), состоящее из опорной плиты 6 в сборе с корпусом 8, неподвижной плиты 5 и рычагом 9 запорного механизма поворотной плиты 2. Поворотная плита 2 крепится к неподвижной плите при помощи вала 5 и имеет возможность поворачиваться на угол 360° по окружности. Различные положения плиты можно фиксировать. На поворотной плите установлены упоры 4 и зажим 1 (трубы колонки). Трубу колонки рулевого управления устанавливают на призмы 17 и поворотом рукоятки рычага 12 при помощи коромысла 15 и подшипника 16 крепят на приспособлении. Затем снимают кнопку 26 (см. рис. 150) сигнала, колпак 24 контакта провода, пружину 23 и тарелку 22 пружины контакта провода. Отвернув винт 21 и шурупы 17, снимают изоляционную втулку 18, пластину контакта 16, пружину 15 и тарелку 14 пружины контакта с массой.
Рис. 150. Детали рулевой колонки ЗИЛ-130 Отвернув гайку, снимают рулевое колесо 2 и удаляют из шпоночного паза шпонку 3. Расконтрив шайбу 12, отвертывают гайку 13. Отвернув винты 6, снимают с трубы 10 колонки контактное устройство 7 сигнала в сборе. Постукивая легкими ударами молотка с медным бойком в торец нижнего конца вала 9, подают вал вперед и вынимают его из трубы колонки. Затем выпрессовывают из трубы 10 подшипник 4 и уплотнительное кольцо 11 с обоймой и сальником в сборе. Для выпрессовки подшипника применяют съемник (рис. 152), который состоит из двух захватов 6, корпуса 5, упора 4, вала 3, передвижного груза 2 и рукоятки. Перед выпрессовыванием захваты 6 вводят через отверстие подшипника 4 (см. рис. 150) во внутреннюю полость трубы рулевой колонки и вращением рукоятки (см. рис. 152) разводят их до упора в стенки трубы. Перемещая груз 2 по валу 3 и ударяя в подпятник рукоятки, выпрессовывают подшипник. Отвертывая винты 27 (см. рис. 150), снимают переключатель 28 указателя поворотов, а затем трубу 10 колонки с приспособления. Вал рулевого управления. Вал разбирают в приспособлении, аналогичном по конструкции приспособлению, приведенному на рис. 151. Снимают стопорное кольцо 30 (см. рис. 150), разжимное кольцо 29, подшипник 4 и кольцо 25 контактного устройства сигнала в сборе. Рулевой карданный вал ЗИЛ-130
Рис. 153. Детали карданного вала рулевого управления ЗИЛ-130 Карданный вал рулевого управления (рис. 153) в сборе устанавливают в приспособление для разборки по конструкции, аналогичное описанному выше. Поворачивая карданный вал в удобные для разборки положения, отвертывают пресс-масленку 2 (см. рис. 153), снимают стопорные кольца 5, крышку 4 и уплотнительные кольца 5. Постукивая слегка медным молотком по вилке, подают ее вниз, а затем снимают втулки 6 и вилку 1. Затем снимают втулки 6 с крестовины 9, вынимают крестовину 9 из вилки 10 шлицевого соединения и снимают с крестовины обоймы 8 и уплотнительные кольца 7. Аналогичным образом разбирают противоположный конец карданного вала. Отвертывают колпачковую гайку 14, снимают с вилки 10 шлицевого стержня вилку 15 со шлицевой втулкой в сборе, уплотнительную шайбу 13, войлочное кольцо 12, резиновое кольцо и колпачковую гайку 14. Вилку 10 шлицевого стержня снимают с приспособления. Рулевой механизм ЗИЛ-130 Рулевой механизм ЗИЛ-130 (рис. 154) разбирают на стенде. Между нижней неподвижной плитой 2 и поворотной плитой 5 находятся в кольцевом пазу шарики, обеспечивающие легкий поворот плиты по окружности. Кроме того, на нижней плите находится механизм фиксации положения плиты.
Рис. 154. Детали механизма рулевого управления ЗИЛ-130 Рулевой механизм устанавливают картером 4 (см. рис. 154) в приспособление отверстиями под болты крепления к раме на пальцы-фиксаторы 12 и закрепляют прихватами. Отвертывают сливную пробку 32 (см. рис. 154) и сливают остатки масла в подставленную емкость. Отвертывают болты и снимают боковую крышку 24 вместе с валом 31 сошки и нижнюю крышку 1. Повернув приспособление, отвертывают болты, снимают верхнюю крышку 20 (см. рис. 154), корпус клапана 17 управления вместе с промежуточной крышкой 12, винтом 7 и поршнем-рейкой 5. Затем вынимают стопорное кольцо 37 и выпрессовывают при помощи оправки из гнезда отверстия картера 4 сальник 34, упорные кольца 35 и резиновую манжету 36. Узлы рулевого механизма разбирают на стенде. Боковую крышку в сборе с валом сошки разбирают следующим образом. Вал 31 (см. рис. 154) устанавливают в приспособление боковой крышкой 24 (см. рис. 154) вверх. Затем отвертывают стопорную гайку регулировочного винта 30 и, удерживая винт от проворачивания, отвертывают боковую крышку с регулировочного винта и снимают уплотнительные кольца 25 и 29. Из гнезда вала 31 сошки вынимают стопорное кольцо 28, регулировочную шайбу 27 в сборе с регулировочным винтом 30 и упорную шайбу 26. С винта 30снимают регулировочную шайбу 27 и вынимают вал 31 сошки из приспособления. Верхнюю крышку 20 для разборки (см. рис. 154) устанавливают в подставку плоскостью разъема вниз, из кольцевого паза гнезда крышки вынимают стопорное кольцо 37 (см. рис. 154) и переставляют крышку 20 плоскостью разъема вверх. Из гнезда съемником вынимают игольчатый подшипник 21 и при помощи оправки из гнезда крышки выпрессовывают сальник 38, упорные кольца 22, наружную уплотнительную манжету 23 и снимают крышку 20 с подставки. Узел клапана управления в сборе с промежуточной крышкой, винтом и поршнем-рейкой разбирают следующим образом. Промежуточную крышку 12 (см. рис. 154) закрепляют в приспособлении. Отвертывают установочные винты 42 (см. рис. 154), крепящие шариковую гайку 8, снимают поршень-рейку 5 с шариковой гайки 8, придерживая от выпадания желоба 9 и шарики 10. Затем снимают желоба 9, удаляют шарики 10, снимают шариковую гайку 8 и вынимают из промежуточной крышки 12 винт 7 в сборе с корпусом 17 клапана. Винт 7 устанавливают на подставку, отжимают бортик регулировочной гайки 19, вдавленный в канавку винта, отвертывают гайку 19 и снимают пружинную шайбу 18. Легкими ударами медного молотка по винту 7 подают его вперед и снимают упорные подшипники 13 и корпус 17 клапана управления в сборе. Затем снимают крышку 12 с приспособления. Вынимают из корпуса 17 клапана управления реактивные плунжера 40 пружины 39 и золотник 16. Затем с винта 7 снимают уплотнительные кольца, а с поршня-рейки 5 — поршневые кольца. Разборка насоса гидроусилителя ЗИЛ-130 Порядок разборки насоса ГУР рулевого механизма ЗИЛ-130 следующий. Перед разборкой насос гидроусилитачя должен быть очищен от грязи и промыт. Масло должно быть слито. При разборке, сборке и ремонте насоса не должны обезличиваться крышка насоса и перепускной клапан в сборе, статор, ротор и лопасти пасоса.
Рис.157. Насос гидроусилителя рулевого управления ЗИЛ-130 Насос ГУР ЗИЛ-130 разбирают и собирают в приспособлении с поворотной плитой. Конструкция приспособления аналогична конструкции приспособления для разборки и сборки колонки рулевого управления. Насос (рис. 157) гидроусилителя закрепляют корпусом 36 на поворотной плите приспособления. Вывертывают из крышки 13 бачка сапун 14. Отвернув гайку-барашек 11, снимают шайбу 12, крышку 13 бачка, уплотнительное кольцо 10 и уплотнительную прокладку 15 крышки. Из корпуса бачка 8 вынимают фильтры 9 и 18. Затем, вывернув шпильку 19 и отвернув болты, снимают коллектор 20 насоса, прокладку 21 коллектора, бачок 8 и уплотнительную прокладку 7 бачка. Предварительно отвернув болты крепления, снимают крышку 22 насоса в сборе с перепускным и предохранительным клапаном, удерживая клапан от выпадания технологической чекой. Затем снимают распределительный диск 26, статор 34 и ротор 32 в сборе с лопастями 33, надев на него технологическое резиновое кольцо и отметив положение статора относительно распределительного диска и корпуса насоса ГУР. Сняв уплотнительное кольцо 6 корпуса 36 насоса, выпрессовывают установочные штифты 35. Удалив шплинт 5, отвернув гайку 2 и сняв шайбу 44, спрессовывают шкив привода с вала 42 насоса и конусную втулку 43. Затем, вынув стопорное кольцо 5 при помощи медной оправки, легкими ударами молотка подают вал 42 вперед и выпрессовывают его в сборе с подшипником 41 из гнезда корпуса насоса. Из корпуса 36 насоса удаляют проставку 39 и выпрессовывают сальник 38 и игольчатый подшипник 37. Вал насоса ставят на подставку пресса, при помощи оправки спрессовывают с шейки вала 42 подшипник 41 и снимают упорную шайбу 40. Сборка рулевого управления ЗИЛ-130 Сборка вала рулевого управления Для сборки вала узел закрепляют в приспособлении. На шейку вала 9 (см. рис. 150) устанавливают кольцо 25 контактного устройства сигнала в сборе и напрессовывают его при помощи оправки, обеспечивая взаимное расположение провода сигнала и окна в теле вала в одной плоскости и расстояние 182 мм от торца вала до внутреннего торца кольца. Затем продевают провод сигнала с наконечником в сборе через окно тела вала на выход и снимают собранный узел с приспособления. Сборка вала рулевой сошки с боковой крышкой Вал рулевой сошки ЗИЛ-130 с боковой крышкой собирают в приспособлении. В гнездо вала 31 (см. рис. 154) сошки устанавливают упорную шайбу 26 и регулировочный винт 30. На винт надевают регулировочную шайбу 27 и, введя стопорное кольцо 28 в кольцевой паз гнезда вала сошки, стопорят регулировочный винт. Осевое перемещение регулировочного винта проверяют в контрольном приспособлении. Контрольное приспособление состоит из плиты 21, на которой закреплены упор 20 и подставка 19 с поворотной осью и эксцентриковым зажимом. Кроме этого, на плите 21 установлена призма 18 и корпус 17 натяжного механизма, который состоит из шпинделя 13, цанги 14, тяги 16, упорной крышки 5, шайбы, гайки 2 натяжки и стопорной гайки 5. Шпиндель 13 натяжного механизма перемещается во втулке 11, запрессованной в корпус 17. Шпиндель 13, цанга 14 и тяга 16 удерживаются от проворачивания шпонками. На верхнем торце корпуса 17 закреплена стойка 6 с индикатором 9 и защитным кожухом 10. Для проверки осевого перемещения регулировочного винта вал рулевой сошки ЗИЛ-130 устанавливают на поворотную подставку 19 и закрепляют эксцентриковым зажимом. Шпиндель 13 отводят в крайнее положение, поворачивают подставку 19 и устанавливают вал сошки опорной шейкой на призму 18. Затем перемещают шпиндель 13 и цангой 14 закрепляют регулировочный винт 30 (см. рис. 154) до упора в торец опорной шейки вала 31 сошки. По показанию индикатора определяют величину осевого перемещения регулировочного винта. Осевое перемещение регулировочного винта 30 (см. рис. 154) не должно превышать 0,02—0,08 мм. Затем в гнездо боковой крышки 24 вставляют уплотнительное кольцо 25, устанавливают боковую крышку на регулировочный винт и вращением винта соединяют ее с валом сошки, навертывая на винт 30 контргайку. Сборка верхней крышки Верхнюю крышку 20 (см. рис. 154) устанавливают в подставку плоскостью разъема вниз, Затем при помощи оправки в гнездо крышки запрессовывают сальник 38 (см. рис. 154), упорные кольца 22 и уплотнительную манжету 23; в кольцевой паз гнезда ставят стопорное кольцо 37. Переустанавливают крышку 20 плоскостью разъема вверх. В гнездо запрессовывают игольчатый подшипник 21 так, чтобы после запрессовки была видна маркировка, имеющаяся на его торце, а иголки подшипника свободно перемещались в обойме. Сборка винта рулевого управления с промежуточной крышкой и шариковой гайкой в сборе В канавку средней шейки винта 7 (см. рис. 154) устанавливают уплотнительное кольцо 6 и надевают на винт промежуточную крышку 12 и шариковую гайку 8. Шариковую гайку 8 устанавливают на нижнем конце винта, совместив отверстия гайки, в которые входят желоба 9, с винтовой канавкой винта. Затем через обращенное к средней шейке винта 7 отверстие в шариковой гайке вставляют в его винтовую поверхность шарика 10 с разноразмерностью не более 2 мкм одной размерной группы, поворачивая при этом винт против часовой стрелки. Сложив вместе желоба 9, закладывают в них восемь шариков 10 той же размерной группы и замазывают выходы консистентной смазкой УН (вазелин технический ГОСТ 782—59). Желоба с шариками вставляют в шариковую гайку и обвязывают ее для предотвращения выпадания желобов. Затем проверяют проворачивание шариковой гайки в средней части винта, используя для этой цели динамометр, который вставляют в гнездо под установочный винт. Момент проворачивания шариковой гайки в средней части винта должен быть в пределах 3—8 кГсм, что соответствует усилию 0,9—2,5 кГ, а по краям винта посадка должна быть свободной. При невыполнении этого требования необходимо заменить шарики на другую размерную группу (при ослабленном вращении — большим размером, а при тугом — меньшим размером). Сборка винта рулевого управления ЗИЛ-130 с промежуточной крышкой, шариковой гайкой и поршнем-рейкой Поршень-рейку 5 (см. рис. 154) устанавливают в приспособление. На поршень-рейку надевают поршневые кольца 11 (см. рис. 154). В канавку передней части винта 7 устанавливают уплотнительное кольцо 6 и шариковую гайку 8 в сборе с винтом 7 и промежуточной крышкой 12 соединяют с поршнем-рейкой, ввернув установочные винты 42 и затянув их (момент затяжки 2,75—3,5 кГм). Винты кернят в двух местах против канавок в поршне-рейке. В случае совпадения канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний должен быть заменен. Выступание винтов или заусенец от раскерновки над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо, так как это вызывает задир цилиндра гидроусилителя. Сборка рулевой колонки ЗИЛ-130 Трубу 10 (см. рис. 150) колонки рулевого управления закрепляют в приспособлении. Затем в трубу вставляют вал 9 (см. рис. 150) рулевого управления с кольцом 25 контактного устройства сигнала в сборе. На вал 9 рулевого управления с двух сторон устанавливают подшипники 4, предварительно смазав их смазкой УС-1 или УС «автомобильная» (ГОСТ 4366—56), и запрессовывают в гнезда трубы 10 колонки рулевогоуправления. Со стороны крепления рулевого колеса 2 на вал 9 рулевого управления надевают разжимное кольцо 29 подшипника и стопорное кольцо 30, а с другой стороны уплотнительное кольцо с обоймой и шайбой в сборе, стопорную шайбу 12, а затем на резьбовой конец вала навертывают гайку 13. В шпоночный паз вала 9 устанавливают шпонку 5, на конусную шейку рулевое колесо 2 и закрепляют гайкой. После этого регулируют подшипники 4 и проверяют усилия поворота вала рулевого управления, используя для этой цели динамометрический ключ. Динамометрический ключ устанавливают и закрепляют на валу 9 (см. рис. 150) рулевого управления при помощи насадка и поворачивают маховик 21. При этом создается усилие, воспринимаемое двумя плоскими пружинными пластинами 2, закрепленными на корпусе, которые в свою очередь воздействуют на коромысло 24, штифт 23, валик 18, насадок 19 и вал рулевого управления. Момент поворота вала рулевого управления ЗИЛ-130 фиксируется стрелкой 5 на шкале 4, закрепленной на секторе 3. Момент поворота вала 9 (см. рис. 150) должен быть в пределах 3-8 кГсм. Если момент поворота вала менее допустимого предела, то производят затяжку гайки 13 упорных подшипников 4. Чрезмерная затяжка гайки 13 с последующим отвертыванием для получения допустимого момента поворота (вращения) вала 9 недопустима, так как может вызывать повреждение нижнего подшипника 4. После регулировки подшипников и проверки момента поворота вала рулевого управления снимают динамометрический ключ, огибают у стопорной шайбы 12 в шлиц гайки 13, фиксируя ее положение. Затем на трубу 10 рулевой колонки устанавливают контактное устройство 7 сигнала в сборе и крепят посредством винтов 6 и пружинных шайб 5. Поворачивают каретку приспособления на 90° рулевым колесом 2 вверх. Затем на наконечник провода кольца 25 контактного устройства сигнала устанавливают тарелку 14 пружины контакта с массой, пружину 15, пластину 16 контакта в сборе с изоляционной втулкой 18 и соединяют винтом 21, фиксируя его положение шайбами 19 и 20. Пластину 16 контакта в сборе крепят к ступице рулевого колеса 2 шурупами 17. Затем устанавливают тарелку 22 пружины контакта провода, пружину 23, колпак 24 контакта провода и крышку 26 кнопки сигнала. На трубу 10 колонки устанавливают переключатель 28 указателя поворота, который крепят винтами 27. Сборка карданного вала рулевого управления ЗИЛ-130 Для сборки вилку 10 (см. рис. 153) шлицевого стержня устанавливают в приспособление и закрепляют. Поочередно на шипы крестовины 9 устанавливают обоймы 8 и уплотнительные кольца 7. Крестовину 9 шипами вставляют в отверстие вилки, на шипы напрессовывают втулки 6 при помощи оправки, устанавливают крышки 4 в сборе с уплотнительными кольцами 5 и фиксируют положение крестовины 9 стопорными кольцами 3. Затем вилку 1 в сборе с крестовиной 9 соединяют с вилкой 10 шлицевого стержня, устанавливая втулки 6, крышки 4 с уплотнительными кольцами 5 и стопорные кольца 3, и ввертывают пресс-масленку 2. Кардан со шлицевой втулкой собирают аналогично технологическому процессу, описанному выше. На шейку вилки 10 шлицевого стержня надевают колпачковую гайку 14, вставляют в гайку 14 резиновое кольцо 11, войлочное кольцо 12 и уплотнительную шайбу 13. На шлицы вилки 10 устанавливают вилку 15 со шлицевой втулкой в сборе, предварительно смазав шлицы тонким слоем смазки 1—13с (ВТУ НП5—58) или ЯМЗ-2 (ГОСТ 9432—60). Аналогичную смазку в количестве 18—20 г закладывают во втулку, а затем на резьбовой конец шлицевой втулки навертывают колпачковую гайку 14. Шарниры смазывают шприцем через пресс-масленки 2 и отверстия в крестовинах 9 смазкой ТАп-15 ГССТ 8412—57. Сборка рулевого механизма ЗИЛ-130 Картер 4 (см. рис. 154) устанавливается и закрепляется в приспособление. Базой является поверхность крепления к раме автомобиля. В гнездо (см. рис. 154) промежуточной крышки 12 устанавливают уплотнительные кольца 14. Одно со стороны картера 4, другое со стороны крепления клапана управления. Предварительно разведя замки поршневых колец поршня-рейки под углом 90° симметрично относительно зубьев рейки и смазав цилиндр картера рулевого механизма и поршневые кольца тонким слоем индустриального масла 20, вставляют в цилиндр поршень-рейку в сборе с винтом, шариковой гайкой и промежуточной крышкой, следя за тем, чтобы зубья рейки были обращены вниз. Предварительно закрепляют промежуточную крышку 12 на один болт, поставив пружинную шайбу. На шейку винта 7 напрессовывают до упора в буртик упорный шарикоподшипник 13. Предварительно смазав индустриальным маслом 20 золотник 16, реактивные пружины 39 и реактивные плунжеры 40, их устанавливают в корпус 17 обратного клапана. Затем на шейку винта 7 устанавливают корпус 17 обратного клапана в сборе с плунжерами, напрессовывают упорный шарикоподшипник 13 до упора в торец золотника 16, устанавливают пружинную шайбу 18 вогнутой стороной к шарикоподшипнику, навертывают и закрепляют регулировочную гайку 19. Момент, необходимый для проворачивания корпуса обратного клапана относительно винта 7, проверяют динамометром, поворачивая корпус 17. Величина момента должна быть равна 6-8,5 кГсм. После регулировки затяжки гайки 19 ее буртик должен быть вдавлен без разрыва в паз винта. При этом необходимо следить за тем, чтобы выдавка была закругленной и без острых углов. Затем корпус 17 обратного клапана и промежуточную крышку 12 крепят к картеру 4 рулевого управления болтами с пружинными шайбами. Вставив уплотнительное кольцо в гнездо верхней крышки 20, устанавливают ее на шейку винта 7 и крепят к корпусу 17 обратного клапана болтами с пружинными шайбами. Затем смазывают индустриальным маслом 20 шейки вала 31 сошки, устанавливают на шлицевую часть защитную муфту и вставляют вал 31 во втулки 33 картера 4 рулевого механизма, следя за тем, чтобы средний зуб сектора вала сошки совпал со средней впадиной поршня-рейки 5, после чего крепят боковую крышку 24 к картеру 4 рулевого механизма болтами с пружинными шайбами. В гнездо картера 4 устанавливают сальник 34, упорное кольцо 55, манжету 36, шайбу и стопорное кольцо 37. В корпус картера 4 рулевого механизма ввертывают магнитную сливную пробку 32 в сборе с прокладкой. Затем в гнездо нижней крышки 1 устанавливают уплотнительное кольцо 2 и крепят ее к картеру 4 болтами с пружинными шайбами. После сборки рулевого механизма величина усилия реактивных пружин 39 и момент вращения рулевого винта проверяют путем перемещения поршня-рейки в осевом направлении до упора в обе стороны с приложением дополнительного вращающего момента к рулевому винту 7. При крайних положениях поршня-рейки реактивные пружины должны обеспечивать его возврат в исходное положение. Момент вращения рулевого винта 7 проверяют динамометрическим ключом при продольном перемещении вала 31 сошки при переходе через среднее положение. Для этого ослабляют контргайку и вращают регулировочный винт 30. При вращении винта в правую сторону усилие будет увеличиваться, а при вращении в левую сторонууменьшаться. Допустимый момент при переходе через среднее положение должен быть не более 50 кГсм. После регулировки винт 30 контрится гайкой. Момент затяжки гайки должен быть 4-4,5 кГм. Сборка насоса гидроусилителя руля ЗИЛ-130 Установив на вал 42 (см. рис. 157) упорную шайбу 40 и подшипник 41, вал устанавливают на подставку к прессу и оправкой напрессовывают на его шейку подшипник 41. Закрепив корпус перепускного золотника 25 (клапана) в зажимное приспособление, в его гнездо устанавливают пружину 31 и направляющую пружину 30. Затем, установив на седло 27 регулировочные шайбы 28 и предварительно обжав гнездо седла 27 шариком 29, вводят шарик 29 в гнездо седла и направляющей пружины и завертывают седло 27 в корпус золотника с моментом 1,5—2,0 кГм. После этого перепускной клапан в сборе испытывают на специальном приспособлении. К отверстию в седле предохранительного клапана подводят масло под давлением 60 кГ/см. При этом не должно наблюдаться течи масла из-под предохранительного клапана. Регулировку на открытие предохранительного клапана при давлении 65—70 кГ/см выполняют подбором регулировочных шайб 28. При правильной регулировке клапан должен пропускать непрерывную струю масла. Для испытания применяют турбинное масло 22 (турбинное Л) с температурой в пределах 45—50° С. Предварительно смазав трущиеся поверхности гнезда крышки 22 и перепускного золотника 25 (клапана) турбинным маслом 22, в гнездо крышки устанавливают пружину 23 перепускного клапана, перепускной золотник 25 (клапан) в сборе с предохранительным, который должен перемещаться в гнезде крышки без заеданий до полного сжатия пружины 23 и обратно. Затем в резьбовое отверстие ввертывают уплотнительное седло 24. После этого крышку насоса в сборе испытывают на стенде (рис. 160).
В отверстие Б4 ввертывают пробку, а в полости А создают давление масла 60 кГ/см. При этом через отверстие Б наблюдают утечку масла, которая не должна превышать 50 см3 в минуту. Затем вывертывают заглушку из отверстия Б и перекрывают отверстие Б2, а в полости А также создают давление масла. При этом перепускной золотник (клапан) должен отвертываться при давлении масла в пределах 1,8—2,5 кПсмг. Открытие клапана и утечку масла необходимо проверять 3 раза. В случае несоответствия величины давления открытия перепускного клапана или утечки масла рекомендуется крышку и золотник подбирать по отверстию и наружному диаметру. После испытания в отверстие Б устанавливают технологическую чеку для предотвращения выпадания перепускного клапана. Сборку насоса гидроусилителя руля ЗИЛ-130 начинают с установки игольчатого подшипника. Установив проставку 39 в отверстия корпуса, вставляют вал 42, запрессовывают его с подшипником 41 припомощи оправки в гнездо корпуса 36 насоса, фиксируя его положение постановкой стопорного кольца 5. Вставив в паз вала 42 сегментную шпонку 4, на шейку вала устанавливают конусную втулку 43, напрессовывают шкив 1, устанавливают шайбу 44, а на резьбовой конец навертывают гайку 2, которую затягивают с моментом 6—8 кГм и шплинтуют. При проворачивании рукой за шкив валик должен вращаться без заеданий в корпусе насоса. Затем в корпус 36 насоса запрессовывают установочные штифты 35, а в кольцевой паз корпуса устанавливают уплотнительное кольцо 6. На установочные штифты 55 устанавливают статор 34 и распределительный диск 26 в соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения вала насоса, предварительно вставив в статор 34 ротор 32 в сборе с лопастями 33 и напрессовав его на шлицевой конец вала 42. При этом фаска шлицевого отверстия ротора 32 должна быть обращена к корпусу 36 насоса. Установив уплотнительное кольцо 6 на корпус 36 насоса, устанавливают крышку 22 насоса ГУР в сборе, которую закрепляют болтами с пружинными шайбами моментом 5—7 кГм. Затем освобождают перепускной клапан, удалив из отверстия крышки технологическую чеку. Ввернув от руки в резьбовые отверстия корпуса насоса и крышки две технологические шпильки, устанавливают уплотнительную прокладку 7, бачок 8 насоса, прокладку коллектора 21, коллектор 20 насоса и закрепляют их на корпусе насоса и крышке, поочередно вывертывая и заменяя технологические шпильки на болты с пружинными шайбами; момент затяжки болтов должен быть в пределах 0,6—0,8 кГм. В корпус коллектора 20 ввертывают шпильку 19 крепления крышки бачка. В корпус бачка 8 устанавливают фильтр 18 и заливной сетчатый фильтр 9. После этого, установив уплотнительную прокладку 15 в кольцевую канавку крышки 13, бачок 8 насоса закрывают крышкой 13 и крепят ее гайкой-барашком 11, предварительно надев на шпильку 19 уплотнительное кольцо 10 и шайбу 12 гайки-барашка. Затем в крышку 13 бачка ввертывают сапун 14. После сборки насос гидроусилителя рулевого механизма испытывают на производительность и предельное давление, развиваемое насосом.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Карданные валы и коробка отбора мощности Урал-4320
- Коробка передач КПП Урал-4320
- Мосты Урал-4320
- Раздаточная коробка Урал-4320
- Рулевое управление Урал-4320
- Автокраны и КМУ на базе грузовиков
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Блок цилиндров и головка блока ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ2
- Проверка и регулировка ЯМЗ-236
- Система питания и система смазки ЯМЗ-236
- Ведомый и ведущий диски сцепления ЯМЗ-236, 238
- Системы охлаждения и смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
_________________________________________________________________________
- Дизельный двигатель Камаз
- Ремонт и регулировки ГУР Камаз
- КПП Камаз-152 с делителем
- Детали коробки передач КПП Камаз-5320
- Раздаточная коробка и карданные валы Камаз
- Ремонт КПП Камаз
- Сцепление Камаз-5320
- Устройство ведущих мостов Камаз-4310
- Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
- Рулевое управление Маз-5516, 5440
- Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440
- Устройство сцепления ЗИЛ-130
- Ремонт КПП ЗИЛ-130
- Ремонт заднего моста ЗИЛ-130
- Базовые детали двигателя ЗИЛ-130
- Раздаточная коробка и отбор мощности ЗИЛ-131
- Ведущие мосты ЗИЛ-131
- Рулевое управление ЗИЛ-131
- Обслуживание деталей двигателя ЗИЛ-645
Рулевое управление
Рулевое управление автомобиля серьезная тема. К этому механизму надо отнестись с особым вниманием. В этой теме мы поговорим о некоторых неисправностях рулевого управления, которые встречаются на автомобилях ЗИЛ-130-431410.
Неисправность у меня была такая. Выдавливало переднюю крышку гура, при повороте руля до конца в право поршень-рейка выдавливал переднюю крышку крышку гура. Потому что на поворотных кулаках есть регулировочные болты ограничения поворота колеса, они были не отрегулированы или сносились со временем эксплуатации автомобиля.
регулировка поворотных кулаков
rulevoe-upravlenie-zil-130.gif
Применяют в рулевом управлении ЗИЛ -130 рулевой механизм с передачей типа винт, гайка, рейка, селектор с усилителем. Усилитель рулевого управления объединен вместе с рулевой передачей в один узел и имеет гидропривод от насоса, который продвигается клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала двигателя автомобиля.
Рулевая колонка объединена с рулевым механизмом, через короткий карданный вал, потому что оси рулевого вала и рулевого механизма не совпадают. Это сделано для уменьшения конструкции рулевого управления. Основной частью его является картер, который имеет форму цилиндра. Внутри цилиндра находятся поршень, рейка с жестко закрепленной в ней гайкой.
Гайка оснащена резьбой в виде полукруглой канавки, куда заложены шарики. Благодаря шарикам гайка закреплена винтом, он в свою очередь, соединяется с рулевым валом. В верхней части картера к нему прикреплен корпус клапана управление гидроусилителем. Управляющим элементом в клапане служит золотник.
Исполнительным механизмом гидроусилителя является поршень-рейка, установленная в цилиндре картера с помощью поршневых колец. Рейка поршня соединяется нарезкой с зубчатым селектором вала сошки.