МАЗ-5334: краткий обзор, характеристики, модели. Технические характеристики автокран маз 5334

МАЗ 5334 – одно из наиболее популярных грузовых шасси 1980-х годов, выпускаемое Минским автомобильным заводом. Модель представляет собой глубокую модернизацию серии МАЗ 500. Производство машины началось в 1977 году. В тот период времени в СССР резко увеличилась потребность в грузоперевозках. Параллельно выросли требования к автотранспорту. В эпоху индустриализации были необходимы современные машины, способные удовлетворить растущие запросы.

Минский автозавод быстро отреагировал на изменения и представил шасси МАЗ 5334, предназначенное для установки различных надстроек и кузовов. По техническим параметрам модель выделялась среди аналогичных машин того времени. До середины 1980-х годов МАЗ 5334 находился в лидерах сегмента. Производство автомобиля завершилось в 1990 году, но благодаря уникальным техническим возможностям модель используется и в настоящее время.

Модификации

Шасси МАЗ 5334 применялось для установки широкого спектра надстроек. Серийная версия с бортовым кузовом, появившаяся в конце 1970-х годов, получила индекс МАЗ 5335. Данная вариация стала наиболее популярной и рассматривалась в качества отдельной модели.

На базе МАЗ 5334 также выпускались:

  • буровые установки;
  • автомобильные краны;
  • утепленные КУнГи для транспортировки людей;
  • самосвалы;
  • аварийно-спасательные мастерские;
  • топливозаправщики;
  • бетоновозы;
  • топливные цистерны.

Наиболее распространенные модификации, в основу которых легло на шасси МАЗ 5334:

  • автомобильный кран КС 3577 «Ивановец» с телескопической конструкцией. Предельная грузоподъемность – 12500 кг, максимальная глубина опускания – 3 м, максимальная высота подъема – 14500/22500 (основное положение/выдвинутые секции);
  • автомобильный кран КС-3562А/КС-3562Б;
  • автоцистерна для транспортировки тяжелых нефтепродуктов АЦМ-8-5334, выпускаемая Батайским энергомеханическим заводом в 1980-1984 годах;
  • седельный тягач МАЗ 35334 с грузоподъемностью до 20000 кг;
  • топливозаправщик ТЗА-7,5-5334 производства Тихорецкого машиностроительного завода;
  • буровая установка 1БА15В.

Особенности модификаций

Автомобиль МАЗ 5334 типа «автокран» оснащён выносными опорами поворотного типа и торсионной подвеской. Подъёмное оборудование стреловое: возможна установка телескопических и невыдвижных стрел. Для увеличения высоты подъёма предусмотрена установка гуськов. Управление спуско-подъёмным оборудованием ведётся из кабины машиниста, установленной на поворотной площадке. Грузоподъёмность машин этого типа составляет 12 500 кг. Маркировка МАЗа с крановым оборудованием — КС-3577.

Помимо МАЗ автокрана существует модификация для перевозки жидкого топлива — МАЗ топливозаправщик. На шасси установлены цистерна, насосное оборудование, фильтры, система трубопроводов, рукава, измерительные приборы. Машина может служить как для транспортировки топлива, так и для проведения манипуляций с ним в обход цистерны (например, для перекачки жидкостей при помощи насосов без помещения топлива в накопительный резервуар).

В годы своей особой актуальности МАЗ модели 5334 пользовался большой популярностью. Но со временем на смену старым приходят новые технологии. Бензовоз и кран ныне используются нечасто, их заменили машины на более совершенных шасси 5337А2, 6303А3, 6303А5. Хотя некоторые задачи старые модели ещё в состоянии выполнять, при обращении с ними следует быть внимательным во избежании чрезвычайных ситуаций.

Технические характеристики (базовое шасси)

Габаритные размеры:

  • длина – 7140 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2650 мм;
  • колесная база – 3950 мм;
  • дорожный просвет – 270 мм;
  • минимальный радиус поворота – 9500 мм.

Весовые показатели:

  • грузоподъемность – 8200 кг;
  • снаряженная масса – 7025 кг;
  • полная масса – 15225 кг;
  • допустимая масса буксируемого прицепа – 13000 кг.

Автомобиль может набирать скорость до 85 км/час. До 60 км/час машина разгоняется за 50 секунд. В полном снаряжении МАЗ 5334 преодолевает подъемы с уклоном до 25%.

Автокран

Одна из установок, монтируемая на базе 5334 – автомобильный кран КС 3577, больше знаменитый как «Ивановец».

Это агрегат на автомобильной базе, который предназначен для широкого спектра грузоподъемных операций. Главная особенность автокрана в том, что он обладает высокой производительностью. Поэтому он широко применяется в строительных целях и сельском хозяйстве.

Следует также отметить, что автокран отличается высокой ремонтопригодностью и хорошей проходимостью. Установка способна перемещать различные грузы, в том числе железобетонные изделия, металлические конструкции и лесоматериалы.

«Ивановец» был оснащен трапецеидальным опорным контуром. Это способствовало повышению грузоподъемности, если сравнивать с другими машинами такого класса.

Крутящий момент вырабатывается силовым агрегатом через (КОМ) коробку с отбором мощности. Он используется для вращения механизма поворота.

МАЗ 5334 автокран

Конструкция стрелы и лебедки

Автокран МАЗ 5334 с серийным номером КС 3577 оснащен двухсекционной гидравлической стрелой. Причем подвижная часть способна выдвигаться на высоту до 6 м с помощью двух гидроцилиндров, которые связаны друг с другом соединительными муфтами.

Если нужно повысить высоту подъема подъема крюка или расширить рабочую область, есть дополнительная часть фермовой конструкции. Устройство стрелы дает возможность перемещать груз как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

Грузовая лебедка состоит из:

  • барабана;
  • ленточного тормоза;
  • гидравлического замыкателя барабанного типа;
  • цилиндрического 2хступенчатого редуктора;
  • гидравлического мотора.

Для поворота используется роликовый опорный круг с зацеплением по внутренней части.

МАЗ 5334 автокран ивановец

Кабина и платформа

Кабина крановщика размещается на поворотной платформе, отличается многофункциональностью. Кроме этого, она оснащена вентиляционной системой, автономной печкой, освещением, аптечкой и защитными козырьками.

Пространство отделано виброизолирующим материалом. Все электрооборудование крана питается от 24 вольт. Внутри установлены приборы, контролирующие грузоподъемность, нагрузку на стрелу, а еще реле. Если показатели отходят от нормы, включается система безопасности, блокирующая ту или иную систему.

Хочется добавить, что платформа оснащена четырьмя гидравлическими аутригерами. Эти механизмы позволяют зафиксировать автокран в необходимом положении. Тем самым обеспечивается устойчивость при грузоподъемных операциях.

Автокран «Ивановец» относится к легкой серии автомобильных кранов. У КС 3577 технические характеристики превосходят параметры аналогичных собратьев. Основные параметры рассмотрим ниже.

  • Грузовое шасси под названием МАЗ 5334 (формула колес 4х2, двигатель ЯМЗ с индексом 236НЕ2);
  • Мощность двигателя – 230 л.с;
  • Длина стрелы – 14 метров;
  • Грузоподъемность – 14000 кг;
  • Скорость вращения механизма поворота – 1 об/мин;
  • Скорость, которая приходится на подъем или опускание груза – 10 м/мин;
  • Масса автокрана – 15500 кг;
  • Нагрузка на переднюю или заднюю ось – 6,1 или 9,4 т.с;
  • Габариты 9850х2500х3650 мм;
  • Максимальная скорость передвижения транспорта – 85 км/ч.

МАЗ 5334 автокран

Двигатель

Для серии МАЗ 5334 использовались 2 силовые установки Ярославского моторного завода:

  • ЯМЗ 236;
  • ЯМЗ 238.

ЯМЗ 236 устанавливался на более ранние версии и считался базовым мотором. При этом агрегат обеспечивал приличные ходовые качества и должную грузоподъемность. Дизельный двигатель имел V-образное расположение цилиндров под углом 90 градусов. Агрегат по праву заслужил репутацию одной из наиболее надежных и неприхотливых силовых установок.

Характеристики мотора ЯМЗ 236:

  • рабочий объем – 11,15 л;
  • номинальная мощность – 150-200 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 667-1275 Нм;
  • степень сжатия – 17,5;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

На некоторые версии МАЗ 5334 устанавливался более мощный мотор ЯМЗ 238 со схожей конструкцией. Агрегат имел следующие характеристики:

  • рабочий объем – 14,86 л;
  • номинальная мощность – 235-420 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 882-1765 Нм;
  • степень сжатия – 17,5;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

Средний расход топлива на 100 км пути составлял 22 л.

Основные показатели

МАЗ-5334, технические характеристики которого будут приведены ниже, на практике использовался в качестве автомобильного крана, топливозаправщика, самосвала, тягача, буровой установки, бетоновоза, аварийно-спасательной мастерской, машины для перевозки людей.

Основными техническими параметрами машины являются следующие:

  • Габариты в метрах — 7,14 х 2,5 х 2,65.
  • Колесная формула — 4 х 2 (ведущими являются задние колеса).
  • Показатель грузоподъёмности – 8200 кг.
  • Полный вес груженой машины – 15 225 кг.
  • Допускаемая масса загруженного прицепа – 13 000 кг.
  • Максимальная скорость движения – 85 км/ч.
  • Время, требуемое для разгона до скорости 60 км/ч – 50 секунд.
  • Потребление топлива – на каждые 100 км пути требуется 22 литра.

Устройство

МАЗ 5334 имеет колесную формулу 4 на 2 с ведущими задними колесами. Основные агрегаты и элементы устанавливаются на раму лестничного типа. На задней поперечине находится буксировочный прибор и штепсельная розетка для работы с электрическими устройствами прицепа. Некоторые шасси имеют отбойники для ограничения угла поворота дышла прицепа. В задней области правого лонжерона набивается серийный номер шасси.

МАЗ 5334 оборудован 5-ступенчатой механической трансмиссией с 5 передними и 1 задней скоростями. Синхронизаторы присутствуют на 4 высших передних передачах. Для монтажа редуктора отбора мощности используется съемный люк картера коробки передач. Данный узел необходим для работы дополнительного оборудования: лебедки, насосной станции и прочих устройств. Передача усилия на КПП выполняется с использованием 2-дискового сухого сцепления. Карданная передача имеет открытый тип. На концах передач устанавливаются шарниры с обслуживаемыми игольчатыми подшипниками. Двойная передача крутящего момента заднего моста состоит из колесных редукторов и конической главной пары. Минский автозавод выпускал шасси МАЗ 5334 с различными передаточными отношениями заднего моста.

Тормозная система комплектуется пневматическим приводом и дополнительным компрессионным тормозом, выполненным в виде заслонки, расположенной в выхлопном коллекторе. Ручной тормоз колодочного типа используется для фиксации шасси во время стоянки.

МАЗ 5334 оснащается проверенной водительской кабиной, внешние углы которой являются скругленными для улучшения аэродинамических показателей. Основные фары устанавливаются не на корпусе, а в районе бампера. Стальная решетка надежно закрывает радиатор. Широкие отверстия не мешают свободному притоку охлаждающего воздуха. Хорошая видимость обеспечивается за счет 2 ветровых стекол, разделенных вертикальной перегородкой. Подобная конструктивная особенность повышает сохранность стекла даже в случае нарушения целостности одной из частей. Рулевое колесо в МАЗ 5334 располагается практически вертикально. Водительское сиденье оборудовано амортизирующим механизмом, минимизирующим вибрацию в процессе движения по неровной дороге.

На приборной панели располагается комплект датчиков, сообщающих водителю об основных параметрах машины: давлении в гидросистеме, скорости движения, уровне топлива и других. Между панелью и окном имеется значительное пространство, позволяющее размещать детали и личные предметы.

Мотор и КПП

МАЗ-5334 оборудован шестицилиндровым низкооборотным V-образным двигателем ЯМЗ-236, мощность которого колеблется в пределах 150-300 лошадиных сил. В некоторых случаях допускалась установка ЯМЗ-238, который вполне мог выдавать до 420 лошадиных сил при сохранении того же числа оборотов.

Коробка переключения передач производилась трехходовой, пятиступенчатой. В ней 2-я и 3-я, а также 4-я и 5-я скорости были полностью синхронизированы. Для обеспечения устойчивой и длительной работы двигателя применялся шестисекционный ТНВД со встроенной муфтой опережения впрыска.

Цена нового и б/у

Производство МАЗ 5334 завершилось в 1990 году, потому моделей без пробега в настоящее время не предлагается. Стоимость б/у версий во многом определяется состоянием и модификацией.

Базовая модель на ходу с бортовой платформой обойдется в 100-170 тысяч рублей. Автокран КС 3577 «Ивановец» предлагается по цене от 250 до 830 тысяч рублей. Топливозаправщики на базе МАЗ 5334 имеют стоимость 180-400 тысяч рублей. Наиболее дорогими являются буровые установки. Здесь ценники колеблются от 250 до 900 тысяч рублей.

Историческая справка

Этот известный автомобиль производился работниками Минского автомобильного завода в период с 1977 по 1990 год. За счет своих технических возможностей машина нашла свое широкое применение во всех сферах народного хозяйства. Грузовик по своей сути является усовершенствованным вариантом МАЗ-5335 и создан для монтажа на базе шасси разнообразных кузовов или надстроек. В наше время машина уже не выпускается, однако его вполне можно приобрести у других людей по достаточно приемлемой цене.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: