МАЗ-5549: характеристики и особенности конструкции


Немного об истории модели и её месте в ассортименте завода

Ближайшие «родственники» и предшественники автомобиля МАЗ-5549 в модельном ряду Минского автозавода – это грузовики МАЗ-503А и МАЗ-5335. Преемник – самосвал уже нового поколения МАЗ-5551. Несмотря на то, что последняя модель начала выпускаться в Минске с 1985-го года, более архаичный, по сравнению с ней, МАЗ-5549 задержался на заводском конвейере ещё 5 лет и сходил с него до 1990-го года включительно. Спрос на эти машины и в годы зарождающегося перестроечного лихолетья сохранялся стабильный.

По сравнению с предшествующими моделями, на МАЗ-5549 фары головного света впервые были перемещены с кабины на передний бампер. Это было сделано согласно требованиям нового международного стандарта безопасности по размещению светотехники на грузовиках. На остающуюся прежней знакомую «лобастую» МАЗовскую кабину была смонтирована новая декоративная пластиковая решётка радиатора. На месте прежних фар расположились специальные пластиковые заглушки, а в них – комбинированные габаритные фонари с указателями поворота.

Немного об истории модели и её месте в ассортименте завода

Эффективное применение самосвала отмечается при работе с экскаваторами, имеющими емкость ковша от 0,5 до 1 м3 – для разработки, перемещения и отсыпки грунта, щебня и песка, в том числе из карьеров на строительные площадки.

Основные отличия

Машины нового поколения МАЗ появились в производственной программе в 1977 году. Базовой моделью стал бортовой грузовик МАЗ-5335. Конструктивно машины мало отличались от предыдущего поколения «головастика» МАЗ-500.

Основные изменения коснулись расположения светотехники. Для соответствия новым стандартам, передние фары разместили в бампере. Несколько изменился дизайн рисунка решетки радиатора. А поскольку передняя панель кабины не изменилась, то отверстия от фар закрыли заглушками.

Декоративные заглушки выполнили в виде элементов решетки радиатора. В них установили комбинированные фонари. В состав каждого из них входили указатель поворота и фонарь габаритного света.

В соответствии с новыми отраслевыми требованиями, изменили систему обозначений моделей. В рамках модернизации, ресурс автомобиля до капитального ремонта увеличили до 350 тысяч километров и снизили сложность техобслуживания.

В 1985 году на МАЗ начался выпуск самосвальных машин нового поколения МАЗ-5551. Однако более дешевый и простой самосвал МАЗ-5549 производился параллельно с новой моделью еще в течение пяти лет.

Двигатель грузовика МАЗ-5549

На автомобиле используется шестицилиндровый четырёхтактный 12-клапанный дизельный двигатель ЯМЗ-236 с V-образным, под углом 90 градусов, расположением цилиндров. Рабочий объём – 11,15 литров; мощность 180 лошадиных сил (132 кВт), при частоте вращения коленвала 2100 об/мин. Крутящий момент – 667 Н.м (68 кгс.м), при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Минимальное число оборотов холостого хода – 450-550 об/мин. На «МАЗ-5549» устанавливали не турбированный, а обычный атмосферный вариант мотора «ЯМЗ-236» / «ЯМЗ-236М» / «ЯМЗ-236М2» (Евро-0).

Двигатель грузовика «МАЗ-5549»

Регулятор числа оборотов – центробежный, всережимный. Давление в системе смазки при номинальных оборотах составляет 4-7 кгс/см3. Масляных фильтров два. система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; охлаждение масла – с помощью масляного радиатора воздушного типа. Воздушный фильтр – инерционно-маляный, с контактным элементом. На двигателе ЯМЗ-236 установлен жидкостный пусковой подогреватель ПЖД-44.

Трансмиссия МАЗ-5549

На данный двигатель устанавливалось сцепление модели ЯМЗ-236К – сухое, фрикционное, двухдисковое. Механическая коробка переключения передач – ЯМЗ-236П, пятиступенчатая, трёхходовая, с синхронизаторами на II-III и IV-V передачах. передаточные числа следующие: 1 – 5,26; 2 – 2,90; 3 – 1,52; 4 – 1,00; 5 – 0,66; задняя – 5,48.

Трансмиссия «МАЗ-5549»

Карданный вал – открытого типа, средняя часть вала трубчатая. Шарниры с игольчатыми подшипниками. Главная передача представляет собой пару конических шестерён со спиральным зубом. Колёсная передача – цилиндрические прямозубые шестерни (центральная , три сателлита и коронная шестерня внутреннего зацепления). Общее передаточное число заднего моста составляет 8,28.

Механизмы управления

Рулевой механизм – с винтовой передачей и зубчатой парой. Передаточное число рулевого механизма – 23,6. Рулевой механизм снабжается гидравлическим усилителем. У МАЗ-5549 силовой цилиндр усилителя является составляющей частью рулевого привода (трапеции). Максимальный угол поворота передних колёс составляет 38 градусов.

Механизмы управления

Тормозная система представляет из себя передние и задние барабанные механизмы с пневматическим приводом. Привод ножного тормоза – с раздельным торможением передних и задних колёс. Воздушный компрессор двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением. Ручной тормоз – центральный, также колодочного типа, расположенный на фланце ведущей шестерни заднего моста. Тормоз-замедлитель – компрессионный, с поворачивающейся заслонкой в выхлопной системе.

Подвеска и ходовая часть

Передняя подвеска состоит из продольных полуэллиптических рессор, задняя оснащается дополнительными рессорными частями (подрессорниками). Передняя подвеска грузовика МАЗ-5549 снабжена гидравлическими амортизаторами двойного действия.

Все листы рессор МАЗ-5549 изготавливались из полосовой рессорной стали 60 С2. Для увеличения усталостной прочности листы термически обрабатывались, закалялись в формах, фиксирующих заданную кривизну листа. Твёрдость листов после термической обработки составляет НВ 363–444. После термической обработки три первых листа рессор с вогнутой стороны также подвергались дробеструйной обработке.

Подвеска и ходовая часть

У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом, что облегчает их сборку. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивали несколькими хомутиками из полосовой стали.

Колёса МАЗ-5549 – бездисковые, с бортовыми и замочными кольцами. Шины: 300-508Р (11,00-20) НС-14, модели И-68А. Возможна установка шин других моделей. К примеру, в официальном руководстве по эксплуатации МАЗ-5549 называются 302-508 (12,00-20) модели ИЯВ-12А и ИЯВ-12Б, а также 320-508р (12,00-20) модели И-109Б.

Самосвал может преодолевать уклон в 25 градусов вверх. Минимальный диаметр разворота составляет 15 метров.

Описание

Минский самосвал приводился в движение V-образным 4-тактным 6-цилиндровым 12-клапанным атмосферным силовым агрегатом ЯМЗ-236. Он был оборудован всережимным центробежным регулятором количества оборотов, двумя масляными фильтрами, принудительной жидкостной системой охлаждения и инерционно-масляным воздушным фильтром. Для пуска в холодное время года применялся жидкостный подогреватель ПЖД-44.

Сцепление ЯМЗ-236К – двухдисковое, фрикционное, сухое. КПП ЯМЗ-236П механическая, на 5 скоростей вперед, плюс 1 задняя, с синхронизаторами. Кардан открытый, с трубчатой средней частью. Рулевое сделано с зубчатой парой и винтовой передачей, а также гидроусилителем. Тормоза барабанные, с пневмоприводом. Есть компрессионный тормоз-замедлитель с заслонкой в глушителе и ручной стояночный.

Впереди стоят полуэллиптические рессоры, сзади – еще и подрессорники. Кроме того, на передней подвеске есть двойные гидроамортизаторы. Чтобы повысить усталостную прочность, листы закалялись в формах заданной кривизны. Колеса бездисковые. Кузов сварной металлический, поднимается на 55 град, задний борт открывается автоматически. Подъемник – телескопический цилиндр с гидроприводом. Есть клапан, при помощи которого производится встряхивание поднятого кузова.

Кабина сварная, цельнометаллическая, двухместная. Спальника нет. Чтобы открыть доступ к двигателю, она откидывается вперед на шарнирах. Лобовое стекло разделено на 2 части. Кресло водителя подрессорено.

Грузовая платформа

Грузовая платформа на МАЗ-5549 – металлическая, сварная, с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом. Самосвальная платформа оснащена механизмом подъёма кузова. Он гидравлический, одноцилиндровый, телескопического типа, с непосредственным воздействием цилиндра на платформу.

Управление самосвальным механизмом производится из кабины водителя, оно электропневматическое. Пневмопривод воздействует на коробку отбора мощности и клапан управления. Разгрузка производится только назад, с максимальным углом поднятия кузова в 55 градусов. В гидросистеме подъёмного механизма также предусмотрен специальный клапан, который обеспечивает встряхивание кузова в самом конце его подъёма вверх.

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 7,25 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,72 м.
  • Колёсная база – 3,4 м.
  • Ширина колеи: передней – 1,97 м; задней – 1,865 м (между серединами двойных скатов).
  • Дорожный просвет – 270 мм.
  • Минимальный радиус поворота – 7,5 м (по колее переднего наружнего колеса); 8,5 м (по бамперу).
  • Снаряжённая масса – 7,225 т. Полная масса – 15,375 т.
  • Распределение массы по осям: 3,6 т – на переднюю ось; 3,625 т – на задний мост (без нагрузки); 5,375 т – на переднюю ось; 10 т – на задний мост (с полной загрузкой).
  • Штатная грузоподъёмность, на дорогах с твёрдым покрытием – 8 тонн.
  • Объём кузова, без надставных бортов – 5,7 кубометров.
  • Угол въезда (с полной нагрузкой): передний – 24 градуса; задний угол съезда – 48 градусов.
  • Угол подъёма груза – 55 градусов.
  • Ёмкость бака для дизтоплива – 200 литров.
  • Ёмкость системы охлаждения – 30 литров.
  • Ёмкость системы смазки двигателя – 25 литров.
  • Максимальная скорость (с полной нагрузкой, на ровной сухой дороге) – 75 км/ч.
  • Штатный контрольный расход дизтоплива – 22 литров на 100 км пути.
  • Тормозной путь на скорости 40 км/ч – 18 м.

От «лобатого» до «гостя из будущего». Самосвальный ассортимент МАЗа

Когда-то, в моем детстве МАЗ выпускал только одну модель самосвала. И это казалось чем-то самим собой разумеющимся. Но с тех пор времена сильно изменились. От одной модели к… сотням! Приличный путь за двадцать лет. Сегодня кратко рассматриваем «самосвальный ассортимент» Минского автозавода.

Вот он, МАЗ-самосвал моего детства. МАЗ-5549 — последний самосвал из семейства «пятисотых». Не было ни других заводских вариантов кузова, ни трехосных версий. МАЗ-самосвал был один. А теперь их огромное количество. Начнем с «малышей».

Например, МАЗ-4570. Это самосвал с классической кабиной, трехсторонней разгрузкой на шинах размерности 8,25R20. База — 3.000 мм. Внутренние размеры платформы с трехсторонней разгрузкой — 3500 х 2350 х 660 мм, что в объеме дает 5,4 м3. Если добавить надставные борта, то внутренний объем увеличится до 11,5 м3. Двигателей два на выбор — 150-сильный ММЗ Д-245 или 166-сильный Cummins ISF3. Коробок передач также два варианта — производства СААЗ (Россия) и Shaanxi (Китай).

Недавно в производственной гамме Минского автозавода появилось совсем новое «полусреднее» самосвальное семейство МАЗ-4581. Это грузовики на шинах еще чуть большего размера — 9,00 R20 и с увеличенной до 6 тонн грузоподъемностью. За счет чего?

Дело в том, что на МАЗ-4381 стоят более грузоподъемные мосты российского производства. Собственно говоря, это самосвалы, призванные занять ту рыночную нишу, которую прежде занимал ЗИЛ. Двигателем для МАЗов-4581 служит 177-сильная модификация классического минского мотора ММЗ Д-245.

10-тонный сегмент — это классический МАЗовский размер. Именно с этим классом грузоподъемности, прежде всего, и ассоциируются самосвалы МАЗ еще с советских времен. Речь о «самом классическом» семействе МАЗ-5550. Машины представлены вариантами с задней и трехсторонней разгрузкой, различными двигателями и коробками передач.

«Компактным трехосником» можно назвать МАЗ-5516W4. Перед конструкторами была поставлена задача максимально уменьшить снаряженную массу автомобиля, чтобы сохранить приемлемую грузоподъемность при сниженной полной массе. В итоге самосвал получил облегченные мосты, рессорно-балансирную тележку, переднюю ось производства ОАО «МАЗ», а также облегченную раму. Кроме того, вместо привычного кузова с большой вместимостью на данной машине установлена 9-кубовая платформа U-образного сечения.

Все вышеперечисленное позволило удержать полную массу автомобиля в пределах 25.000 кг, сохранив грузоподъемность на уровне 14.800 кг. На МАЗ-5516 W4 установлены 300-сильный двигатель Cummins 6ISBe и механическая коробка передач 9JS135TA.

Полноразмерные самосвалы-трехосники открывают 20-тонный сегмент в грузоподъемности. Вариантов множество — кабины со спальником и без, кузова различных объемов и сечений. На фото показана классическая версия с традиционным кузовом — начало этой линейки.

Один из многочисленных представителей трехосного полноразмерного семейства. Короткобазный самосвал МАЗ-6501B9-470 с U-образной платформой внутренним объемом 12,5 м куб. Есть платформа увеличенного объема. Существуют и экспортные версии с правым рулем.

Хит недавних времен — МАЗ-6501В9-8420. Главная особенность — сочетание большой кабины со спальником и кузова объемом 20 м3. Номинальная грузоподъемность составляет при этом 20 тонн, то есть при загрузке надо учитывать плотность груза и его объем. Если этот кузов заполнить целиком мокрым песком, то паспортная грузоподъемность будет превышена в полтора раза. Пока в России относительно «сквозь пальцы» смотрели на осевые нагрузки, эта версия была очень популярна. После того, как ввели строгие нормы, легально такие машины песком можно засыпать в лучшем случае наполовину.

В трехосном семействе присутствуют и версии с трехсторонней разгрузкой. Представлены варианты с разной длинной колесной базы, разными объемами платформ.

Переходим к полноприводным версиям. МАЗ-6514Н9-470-000 — самосвал повышенной грузоподъемности с задней разгрузкой. Берет на себя уже не 20, а более 26 тонн. Отсюда другие диски, особо прочные шины Continental и усиленная рама. По сути — конкурент четырехосникам. Его стихия — технологические дороги и сложные условия.

Семейство внедорожных самосвалов недавно серьезно обновилось. Прежде всего у МАЗ-6502Н9 совершенно новый передний мост. Увеличен входной крутящий момент, что позволило поднять грузоподъемность на 2 тонны. И еще здесь появилась межколесная блокировка. Ранее она была только у спортивных машин.

Самосвалы-четырехосники еще лет пять назад были экзотикой, теперь встречаются все чаще и чаще. В 2014 году семейство пополнилось новой модификацией МАЗ-6516B9-481-000 с кузовом «немножко» увеличенной вместимости. МАЗ было, поддавшись тренду, заданному китайцами и КАМАЗом, сильно увлекся самосвальными кузовами монструозных объемов. Этот вариант «соблазна самосвальщика» — еще одно проявление, на наш взгляд, мягко говоря, нездорового увлечения, провоцирующего перегруз со всеми вытекающими. Но такие машины покупают, а, значит, МАЗ будет их делать.

МАЗ-6516М9 c «сердцем» Mercedes уровня Euro-6 — «гость из будущего». Много электроники и импортных компонентов, новые интерьер и экстерьер. Скорее всего, когда дело таки дойдет до серии, то массовые машину будут внешне отличаться от этого опытного образца.

Сейчас у МАЗа в «самосвальном» портфеле даже не десятки — сотни вариантов на выбор. Сориентироваться в них даже потребителям не та просто, но всегда лучше, когда есть выбор.

Дмитрий ГЛАДКИЙ Фото автора ABW.BY

Кабина самосвала МАЗ-5549

На грузовики МАЗ-5549 устанавливалась унифицированная МАЗовская кабина тех времён. Это двухместная цельнометаллическая сварная кабина с боковыми дверями, не имеющая спального места позади водительского и пассажирского сидений. Спальное место на компактном строительно-промышленном грузовике – это, конечно, не типичная и вряд ли необходимая вещь для автомобилей такого класса.

Для беспрепятственного и удобного доступа к двигателю кабина опрокидывается вперёд, относительно передних шарниров. Единого панорамного ветрового стекла в этой кабине ещё нет. Здесь стоят два лобовых стекла, с разделением между ними, как на древних МАЗах и прочих грузовиках. Водительское сиденье установлено на подрессоренной подставке, а пассажирское – просто жёстко прикреплено к полу кабины.

Сфера применения

Основной сферой применения самосвала была работа на стройках и небольших карьерах. Характеристики МАЗ-5549 позволяли использовать шасси в качестве базы для установки различных надстроек – бетономешалок и прочей строительной техники.

Отличительной чертой машин семейств МАЗ-500 и 5335 является «неубиваемость» конструкции и нетребовательность к качеству обслуживания. Стоимость самой машины низка при высокой распространенности новых и бывших в употреблении запчастей. По этим причинам машины используются на стройках до сих пор, несмотря на полное отсутствие комфорта для водителя.

Отзывы о самосвале МАЗ-5549

МАЗ-5549 никогда нельзя было назвать комфортным для работы автомобилем – ни в годы его производства, ни, тем более, в современную эпоху. Однако слабый, даже для самосвала, комфорт в салоне, задумчивый разгон и тяжёлое переключение передач тугим рычагом не смущали потребителей данной техники. Ведь эти явные недостатки компенсировались практичностью и функциональностью машины: низкой стоимостью покупки и дальнейшего обслуживания, чрезвычайной выносливостью и безотказностью, даже в условиях каждодневной интенсивной эксплуатации.

По отзывам водителей, в кабине МАЗ-5549 довольно шумно, тряско, особенно при езде с пустым кузовом – на кочках по кабине, в буквальном смысле, «всё летает». Хорошо, что водительское кресло подрессорено, однако всё равно является жестковатым. Рулевая колонка грузовика расположена практически вертикально, а рулевое колесо, соответственно — горизонтально. Трёхспицевый обод руля довольно тонкий. Однако благодаря эффективному гидравлическому усилителю работать с рулём достаточно удобно.

Отзывы о самосвале «МАЗ-5549»

Скорости надо переключать обязательно при выключенном сцеплении плавным нажатием на рычаг, без рывков. Почувствовав сопротивление рычага (момент соприкосновения конических поверхностей синхронизаторов), нужно продолжать плавное давление на него до полного включения передачи. Резкие движения рычагом не помогают, а мешают корректному включению передач. Трогаться с места без груза рекомендуется со второй передачи, а с грузом – только с первой.

Как отмечают в своих отзывах опытные водители, самосвал МАЗ-5549 очень «любит» копать и стартовать с пробуксовкой, особенно если он с пустым кузовом. На обычных шоссейных шинах это приводит к тому, что порой даже мокрая трава или слабое обледенение для него уже становятся небольшой преградой.

Поэтому и на погрузке песка или грунта главное – это удачно выехать из карьера. «Этот МАЗ двухосник очень любит копать. Копает везде, где стоит. Иногда, когда своими силами не выехать – экскаваторщик подталкивает ковшом. Именно поэтому у многих самосвалов задний борт весь мятый, – делится своими впечатлениями один из владельцев и, одновременно, водителей подержанного МАЗ-5549, – особенно бывает тяжко, если погрузка осуществляется на горке с хорошим уклоном и стартовать с грузом надо вверх. Тем у кого коробка с делителем – полегче».

А на разгрузке, рассказывает тот же опытный МАЗовед, главное – это разгружаться на ровной площадке. Если самосвал будет стоять криво, то есть риск порвать раму. Поэтому и трещины на раме для МАЗ-5549 и не являются редкостью: это последствия систематических перегрузов и «кривых» разгрузок.

Отзывы о самосвале «МАЗ-5549» (2)

Проходимость двухосного МАЗ-5549 слабая, поэтому он, в большинстве своём, является чисто «городским жителем». Здесь он всегда показывает себя с наилучшей стороны в плане маневренности и многофункциональности полезного применения.

Без сомнения, покупку самосвала МАЗ-5549 или работу на нём можно можно порекомендовать только исключительно опытным и квалифицированным водителям «старой закалки», которые готовы к любым сюрпризам в работе и бо́льшую часть ремонта смогут выполнять самостоятельно. Однако обвинять самосвалы МАЗ-5549 в какой-то ненадёжности или склонности к частым поломкам никаких оснований нет: всё как раз наоборот. Просто годы берут своё, и оставшиеся «в строю» грузовики данной модели уже зачастую неоднократно выработали свой штатный ресурс; часто являются «вареными/переваренными» из-за систематических перегрузов.

Большинство воспоминаний о работе на самосвалах МАЗ-5549 – положительные. Машина эта простая и надёжная, с безотказным и выносливым двигателем.

Устройство

Фирменной чертой модели МАЗ-5549 являются округлые формы кабины. Данный вид многим современным автомобилистам знаком с детства. Главной особенностью грузовика являются фары, монтированные в передний бампер, а также поворотники, установленные на месте, где традиционно располагаются фары. Панорамных стекол, как у последних продуктов Минского автозавода, здесь нет. К «фишкам» модели следует отнести двойное ветровое стекло.

Руль автомобиля расположен практически вертикально. Его обод 3-спицевый и весьма тонкий. Сам руль дополнен ГУР-ом.

Бескапотная компоновка, выбранная Минским автозаводом, имела ряд преимуществ. Она позволила сократить габариты, весовые характеристики и улучшить доступ к отдельным узлам машины и силовой установке. Управлять грузовиком стало намного легче. Решение белорусских конструкторов существенно упростило процесс сборки, отбросив необходимость в трудных штампах.

При этом увеличилась и вибронагрузка. Сократить ее разработчики попытались за счет более мягких рессор и улучшенных сидений и амортизаторов.

Изначально использование бескапотной схемы не казалось хорошим вариантом. Для большинства оптимальным решением представлялось применение полукапотной компоновки. Однако сторонники бескапотной версии взяли верх, обещав обеспечить надежную защиту и нормальное функционирование в тяжелых условиях.

Минские разработчики разобрались и с проблемой больших нагрузок на передний мост. Данный элемент был полностью переделан.

В итоге появился принципиально новый для всего советского рынка грузовой автомобиль. Ожидания оправдались, а продукт стал весьма востребованным.

При этом МАЗ-5549 никогда не был удобным автомобилем. Однако минимум комфорта в салоне, медленный разгон и тяжелое переключение рычага коробки передач отечественных потребителей не смущали, поскольку данные недостатки компенсировались низкой стоимостью и надежностью минского продукта.

Цена нового и б/у МАЗа-5549

Арендовать автомобиль вряд ли удастся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: