КАМАЗ запатентовал «тяжелую» кабину К5. В чем подход россиян отличается от МАЗа?


Об истории семейства МАЗ-6516

Грузовики МАЗ с колёсной формулой 8х4 разрабатывались ещё в середине 1960-х годов. Уже в те времена четырёхосники были включены в перспективные планы по выпуску МАЗов знаменитого 500-го семейства.

Об истории семейства МАЗ-6516

Об истории семейства МАЗ-6516-01

Однако в советской планово-экономической системе места для четырёхосных пятисотых МАЗов не нашлось. Вообще, ни один советский автомобильный завод так и не наладил серийного выпуска четырёхосных строительных грузовиков (армейские автомашины иной направленности не в счёт).

Первым отечественным строительным четырёхосником, предназначенным для перевозки сыпучих грузов, стал МЗКТ-6515 Минского завода колёсных тягачей. В 1994 году был сделан опытный грузовик этой модели, а в 1995-м было налажено его серийное производство. Модель, пережив несколько модернизаций, примерив несколько вариантов кузовов, почти два десятилетия присутствовала в производственной программе.

Об истории семейства МАЗ-6516-02

В 1996-м году собственный четырёхосник представил и Камский автозавод. Добавив четвёртую ось к 15-тоннику КамАЗ-65115, в Набережных Челнах сделали самосвал грузоподъёмностью 18,5 т и ещё один вариант шасси для различных надстроек. Это КамАЗ-6540. За ним в 2000 году последовал КамАЗ-65201 – четырёхосник с 25-тонной грузоподъёмностью.

Кременчугский автозавод с ноября 2004 года тоже запустил в серию четырёхосники – КрАЗ-7133С4. И даже «Урал» в 2006 году вывел на рынок четырёхосный самосвал с безкапотной кабиной и грузоподъёмностью в 25 тонн — Урал-6563.

Таким образом, Минский автомобильный завод стал последним из отечественных машиностроительных предприятий, кто шагнул в сегмент четырёхосных грузовиков. Произошло это в 2007 году, моделью МАЗ-6516А8-321.

КАМАЗ запатентовал «тяжелую» кабину К5. В чем подход россиян отличается от МАЗа?

Рассекречен облик кабины тяжелых грузовиков КАМАЗ поколения К5 — Камский автозавод получил российский патент на промышленный образец за номером RU 113002 S (документ опубликован на сайте ФИПС).

Поднявший мощный хайп в момент своего первого появления супертягач КАМАЗ-54901 уже в этом году должен получить статус серийной продукции (старт производства в Набережных Челнах намечен на второе полугодие). А следом за ним на конвейер подтянутся и другие представители перспективного семейства К5: новейшее поколение камских грузовиков будет включать не только «магистральники», но и автомобили попроще — региональные тягачи, строительные самосвалы, шасси под спецтехнику.

Главное отличие нового магистрального тягача КАМАЗ-54901 — это его кабина, которая отвечает самым современным стандартам удобства и комфорта водителя. Она создана на каркасе Mercedes-Benz Actros последнего поколения и выполнена в соответствии с последними требованиями эргономики: расстояние от пола до потолка равняется 1980 мм, а внутренняя ширина — 2270 мм. Внутри предусмотрено два спальных места.

Тяжелые транспортные автомобили нового семейства К5 получат другую кабину — ее эскизы приведены в упомянутом выше патенте.

Как видим, «тяжелая» кабина К5 меньше по высоте, у нее укороченная решетка радиатора, совершенно другой бампер, укороченные по высоте двери, открытые ступеньки (при этом нижняя ступенька — на гибком подвесе), основная оптика и противотуманные фары закрыты защитными решетками. В общем, кабина вполне приспособлена к эксплуатации в тяжелых условиях.

А вот самосвалы МАЗ нового семейства Евро-6 хотя уже и вышли в металле, получили кабины, которые в передней части ничем не отличаются от флагманского «магистральника» 5440M9 (его серийное производство стартовало в мае прошлого года).

Самосвал МАЗ-6516М9 с колесной формулой 8х4 был представлен в 2016-м. Самосвал МАЗ-6501М7 с колесной формулой 6х4 появился годом позже. Автомобили выглядят эффектно (новые кабины, кстати, собственная разработка завода). Но, как отмечали в комментариях многие наши читатели, ехать в карьер на них боязно — что будет с оптикой и пластиковым бампером?

Однако напомним, что создавалось это семейство МАЗов с прицелом на Европу. Поэтому данные самосвалы предназначены главным образом для работы в условия городских строек или на объектах, оснащенных подъездными дорогами с твердым покрытием. Что касается эксплуатации в тяжелых условиях, то и для этого случая конструкторы МАЗа наверняка смогут найти подходящее решение, ведь опыта им не занимать.

Сергей ГРИЩЕНКО ABW.BY Фото ПАО «КАМАЗ» и автора

Первый в новой перспективной серии: МАЗ-6516А8-321

На МАЗ-6516А8-321 устанавливались восьмицилиндровые V-образные двигатели ЯМЗ-6581.10 мощностью 400 лошадиных сил, агрегатированные со сцеплениями модели MFZ-430 и двенадцатиступенчатыми китайскими коробками переключения передач Shaanxi 12JS200TA. Грузоподъёмность самосвала данной модели составила 25 тонн, при общей его массе в 41 тонну.

Первый в новой перспективной серии: МАЗ-6516А8-321

Поскольку новую модель было непросто вписать в технологический цикл сборки на Минском автозаводе, МАЗ-6516А8-321 8х4 в итоге стали собирать на мощностях совместного предприятия 3А0 «МА3-МАН». Продажи новинки сразу пошли хорошо. Эти машины можно было увидеть и на грандиозном строительстве олимпийских объектов для Сочи-2014, и на многих других крупный стройках в России и других республиках бывшего Союза.

В 2010 году МАЗовские четырёхосники прошли модернизацию. В частности, была перераспределена нагрузка на мосты, увеличено расстояние между передними осями (с 1,6 м до 2,03 м), появились новые варианты кузова.

Всему голова

Только нижняя ступенька открыта всем ветрам – верхние прикрыты от грязи накладной панелью двери. Обратите внимание на индивидуальную подсветку двух ступенек

Грузовик определяет кабина. Можно поставить интереснейший кузов, можно создать оригинальное шасси, но всё равно идентификация техники идёт в первую очередь по кабине, а потом уже по всему остальному. На МАЗе об этом знают не понаслышке – их разработкой пользовались и пользуются МАЗ-МАН, МЗКТ, да и некоторые другие предприятия. Так что неудивительно, что 5-е поколение, открывающее на автозаводе страницу техники стандарта Euro 6 получило свою собственную кабину.

Кстати, именно необходимость соответствовать этим стандартам, заставила поменять не только внешний облик кабины, но и полностью переработать её конструкцию – технические требования двигателей Euro 6 просто невозможно было вписать в имеющуюся компоновку.

Несмотря на похожие внешние обводы, кабина создана заново, все штампованные элементы здесь новые. Дизайнеры поработали на славу, не узнать в машине МАЗ невозможно, но и спутать его с предыдущим поколением тоже вряд ли получится.

На самосвале установлена самая компактная из возможных кабин – короткая, с низкой крышей. Впрочем, по традиции, в ней присутствует откидная полка на задней стенке, так что вопросов с ночёвкой в случае необходимости не возникнет.

На «капитанский мостик» ведут четыре ступеньки – высоковато, но помогают удобные поручни. Впрочем, по-другому с новым мотором и не получится. Даже при такой высоте внутри заметно выступает моторный кожух, разделяя кабину на две части: шофёрский кокпит и место пассажира. Кресло последнего, кстати, идентично тому, что установлено для водителя. При нынешней тенденции совершать рейсы в одиночку чаще всего оно будет пустовать, и всё же, всё же…

Приборная панель теперь тоже оригинальная – вместо обилия циферблатов ЖК-экран бортового компьютера, который читабелен даже при ярком солнечном свете

Внутри от старого доброго МАЗа не осталось ровным счётом ничего. Всё это прекрасно видно на фото, так что отмечу лишь, что в движении даже по неровностям панели не издают никаких звуков, хотя пробег самосвала измеряется уже десятками тысяч километров.

Не могу не отметить новую панель приборов, а вернее её новый ЖК-монитор бортового компьютера. На нём в полном соответствии с современными тенденциями отображается вся возможная информация об автомобиле, от уровня AdBlue в баке до задействованных на данный момент блокировок дифференциала или технических неисправностей. Весьма наглядно и удобно.

Разве что эмблема МАЗ на руле, да знакомые дефлекторы подскажут, что вы не в кабине европейского грузовика. Хотя ёмкостей на горизонтальных поверхностях хотелось бы видеть больше. Передняя панель теперь спроектирована вокруг водителя – на развёрнутой к водителю консоли сконцентрированы основные клавиши управления самосвалом

Дабы закрыть вопрос о кабине – она собственной разработки, ни с чего не скопирована и зарубежные дизайнеры в определении концепции экстерьера и интерьера не участвовали. Что же касается некоего сходства отдельных элементов с различными европейскими аналогами – тенденции дизайна во всём мире одинаковы, и было бы странно, если тягачи Большой семёрки выглядели похоже, а МАЗ вдруг резко выделился из толпы. Не то время для экспериментов.

Несмотря на то что такое спальное место – компромиссный вариант, спальная полка готова к выполнению своих обязанностей на все 100%. По ощущениям – в меру мягко и по ширине достаточно

МАЗ-6516V8-520

Серьёзно отличался от первого МАЗовского четырёхосника автомобиль МАЗ-6516V8-520. На его раму установили U-образную («корытообразную») грузовую самосвальную платформу. А под кабину – 400-сильный дизельный двигатель MAN D2066 LF41 экологического стандарта «Евро-5». МАЗ-6516V8-520 стал первым белорусским самосвалом, который бы соответствовал «Евро-пятым» нормам.

МАЗ-6516V8-520

После рестайлинга. Виды самосвальной грузовой платформы

С 2011 года МАЗы 8х4 стали выпускаться укомплектованными кабинами нового образца. Внешний облик грузовика поменялся постепенно: сначала на автомобиль установили рестайлинговую переднюю маску, но с бампером старого образца. С полностью новой кабиной МАЗовский четырёхосник был представлен в 2011 году. Это был выставочный вариант, под заводским индексом МАЗ-6516W8-420-000, оснащённый 400-сильным дизельным мотором Cummins ISLe 400 40.

Ещё одним опытным образцом, который ныне не выпускается, стал самосвал МАЗ-6516B9-481-000, оснащённый огромным кузовом большей вместимости.

После рестайлинга. Виды самосвальной грузовой платформы

На все самосвалы МАЗ-6516 устанавливаются 2 варианта самосвальной платформы – обычного прямоугольного сечения или U-образной формы. В обоих случаях объём кузова может составлять 18 м3, либо 21 кубический метр. По паспорту, при загрузке грузовой платформы самосвала МАЗ-6516 сыпучими материалами объём ковша экскаватора не должен превышать 2,5 кубометра, а высота сброса над уровнем пола платформы – 1,8 м.

Грузовая платформа

Главное предназначение 4-осного самосвала – перевозка сыпучих, крупногабаритных и навальных грузов по дорогам любой категории. Именно поэтому производители продумали два варианта использования самосвальной платформы.

Первый вариант U-образной формы, а вторая модель прямоугольная, но в обоих случаях объем составляет 21 кубический метр. Грузоподъемность при таких характеристиках равняется 25-27 тоннам. Грузовая платформа установлена на гидравлический подъемник и имеет автоматически открывающийся задний борт, который помогает быстро разгрузить самосвал.

МАЗ-6516А9(А8) (Евро-З)

Данные модификации оснащаются дизельными двигателями ЯМЗ-650.10 / Cummins ISLe 375 30 (иногда, как вариант, также: ЯМЗ-7511.10 / ЯМЗ-650).

Двигатель ЯМЗ-650.10 – шестицилиндровый рядный силовой агрегат, оснащённый турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух». Cummins ISLe 375 30 от китайской компании Dongfeng / Cumminsтакже представляет собой рядный шестицилиндровый дизельный мотор, с турбокомпрессором НХ40 с регулируемым выпускным трактом.

МАЗ-6516А9(А8) (Евро-З)

Коробка передач – 12-ступенчатая синхронизированная китайская JS200TA от компании Shanxi Shaft Gear. Она изначально была разработана в качестве альтернативы коробке ЯМЗ-239, для применения совместно с двигателями Ярославского моторного завода, и широко применяется на многих автомобилях МАЗ. Грузовая самосвальная платформа устанавливается, как правило, U-образного типа.

Технические характеристики МАЗ-6516А9(А8) в цифрах

  • Масса полная: 41,8 т.
  • Масса снаряжённая: 14,825 тонн.
  • Грузоподъёмность: 26,9 тонн.
  • Нагрузка допустимая на оси: 1 и 2-ю – по 7,5 тонн; 3 и 4-ю – по 13,4 тонн.
  • Рабочий объём турбодизелей (ЯМЗ-650.10 / Cummins ISLe 375 30): 11 120 см3 / 8 900 см3; их мощность: 412 л.с., при 1900 об/мин / 375 л.с., при 210 об/мин; крутящий момент: 1870 Н.м при 1200 об/мин / 1550 Н.м при 1400 об/мин.
  • Шины: 315/80 R22,5.

Возможность выбора

Новый четырехосный самосвал с двигателем Euro 5 стал новой вехой развития белорусской техники. Теперь европейским стандартам могут соответствовать не только автобусы и седельные тягачи из Белоруссии, но и специальная строительная техника. Другой вопрос в том, что новый самосвал вряд ли пойдет в серийное производство в ближайшие годы. Ведь на большие продажи в Европе рассчитывать не приходится. Российские эксплуатационники тоже не становятся в очередь за сложной современной техникой. Но это и не беда, ведь сам факт наличия в производственной линейке машин различного экологического стандарта с двигателями ЯМЗ, Mercedes-Benz и MAN дает потребителю возможность выбора. А значит, Минский автозавод движется в правильном направлении.

Автомобиль для теста предоставило ОАО «МАЗ»

Самосвал МАЗ-6516V8-520

Техническая характеристика самосвала МАЗ-6516V8-520

Полная масса, кг41 800
Распределение полной массы по осям, кг7500/ 7500/ 13 400/ 13 400
Технически допустимая грузоподъемность, кг26 900
Снаряженная масса, кг14 825
Колесная формула8х4
Объем кузова, м321
Двигатель:
  • мощность, л.с./ кВт
  • крутящий момент, Н.м
MAN D 2066 LF41 400/ 294 1900
Коробка передач:
  • число передач вперед/ назад
ZF 16S2525 PTO 16/ 2
Передаточное число ведущих мостов4.59
Максимальная скорость с ограничителем, км/ч85
Размер шин315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л300

Самосвал МАЗ-6516V8-520

МАЗ-6516В9-480 (Евро-4)

Этот вариант самосвала МАЗ-6516 оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-651.10. Это шестицилиндровый дизельный силовой агрегат с рядным расположением цилиндров и системой турбонаддува и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух».

Коробка передач на данной модификации устанавливается та же – 12-ступенчатая китайская Shanxi JS200TA. Тип грузовой платформы – U-образная.

МАЗ-6516В9-480 (Евро-4)

Технические характеристики МАЗ-6516В9-480 в цифрах

  • Масса полная: 41,8 т.
  • Масса снаряжённая: 15,9 тонн.
  • Грузоподъёмность: 25,9 тонн.
  • Нагрузка допустимая на оси: 1 и 2-ю – по 7,5 тонн; 3 и 4-ю – по 13,4 т.
  • Рабочий объём турбодизеля ЯМЗ-651.10: 11 120 cм3; мощность: 412 л.с., при 1900 об/мин; крутящий момент: 1911 Н.м при 1200…1400 об/мин.
  • Шины: 315/80R22,5.

Модификации

Самосвал МАЗ-6516В9-480-000 имеет колесную формулу 8х4, грузоподъемность 26,9 т, разгрузка задняя, установлен двигатель ЯМЗ-651.10, форма кузова в виде совка, имеется обогрев платформы.

Модификация самосвала

Технические характеристики:

  • вес — 41,8 т;
  • объем кузова — 21 м³;
  • мощность двигателя — 412 л. с;
  • объем топливного бака — 300 л;
  • максимальная скорость — 85 км/ч.

Грузовик имеет заднюю разгрузку, платформу U-образной формы, используется для перевозки строительных грузов, сыпучих материалов.

Достоинства:

  • надежность;
  • комфортные условия для оператора;
  • небольшие эксплуатационные расходы;
  • большой модельный ряд;
  • использование высокотехнологичных узлов.

Машина с двухместной кабиной

Кабина двухместная, оснащена рессорами, подвеска четырехточечная на пневмоподушках. Двигатель имеет 6 цилиндров, объем двигателя 11,12 л, расход топлива 30,5 л/100 км, ресурс двигателя 1 000 000 км. КПП имеет 12 передач вперед и 1 назад, может работать с большой нагрузкой. Отличительной чертой является удобство техобслуживания и ремонта КПП, замены деталей. Установлены барабанные тормоза и пневматический привод.

Объем топливного бака 300 л, топливный фильтр с подогревом. В кабине имеется ящик для инструментов. Передаточное число моста 5,33. Установлено дополнительное оборудование: тахограф, магнитола, жидкостный подогрев, очистка воздуха, тент. Имеется возможность модернизации грузового автомобиля.

МАЗ-6516С9-520-000 (Евро-5)

Данная модификация укомплектовывается шестицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-653, с рядным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения, турбированным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух». Без системы EGR. Для достижения экологических стандартов Евро-5 в данном моторе применена система SCR, а также PM-САТ нейтрализатор каталитический.

Двигатель работает в связке с 16-ти ступенчатой синхронизированной коробкой переключения передач модели ZF 16S2525TO, от немецкого производителя Zahnrad Fabrik Friedrichshafen AG.

Технические характеристики МАЗ-6516С9-520-000 в цифрах

  • Масса полная: 44,8 т.
  • Масса снаряжённая: 14,9 тонн.
  • Грузоподъёмность: 29,9 тонн.
  • Нагрузка допустимая на оси: 1 и 2-ю – по 9 тонн; 3 и 4-ю – по 13,4 т.
  • Рабочий объём турбодизеля ЯМЗ-653: 11 120 cм3; мощность: 422 л.с., при 1900 об/мин; крутящий момент: 2000 Н.м при 1100…1300 об/мин.
  • Шины: передние – 385/65R22.5, задние – 315/80R22,5.

МАЗ-6516Y9-521-005 (Евро-5)

На четырёхосные самосвалы МАЗ-6516Y9-521-005 устанавливаются дизельные двигатели модели Cummins ISG12 460. Это новые, впервые представленные на рынке в 2014 году моторы, шестицилиндровые, рядной компоновки, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух».

Коробка передач, которая устанавливается в паре с данным двигателем, – шестнадцатиступенчатая ZF 16S2520T0.

МАЗ-6516Y9-521-005 (Евро-5)

Технические характеристики МАЗ-6516Y9-521-005 в цифрах

  • Масса полная: 44,8 т.
  • Масса снаряжённая: 16,3 тонн.
  • Грузоподъёмность: 28,5 тонн.
  • Нагрузка допустимая на оси: 1 и 2-ю – по 9 тонн; 3 и 4-ю – по 13,4 т.
  • Рабочий объём турбодизеля Cummins ISG12 460: 11 800 cм3; мощность: 460 л.с., при 1900 об/мин; крутящий момент: 2100 Н.м при 1100 об/мин.
  • Шины: передние – 385/65R22.5, задние – 315/80R22,5.

МАЗ-6516Е8-521-000 (Евро-5)

Данная модификация МАЗ-6516 оснащается дизельным двигателем «Мерседес-Бенц» модели OM457LA.V/4, которая производится «Даймлером» с 2003-го года. Это 12-литровый шестицилиндровый рядный дизельный мотор с турбокомпрессором.

Коробка передач, которую Минский автозавод использует в сочетании с данным двигателем – это шестнадцатиступенчатая ZF 16S2520T0 от Zahnrad Fabrik.

Технические характеристики МАЗ-6516Е8-521-000 в цифрах

  • Масса полная: 44,8 т.
  • Масса снаряжённая: 16,3 тонн.
  • Грузоподъёмность: 28,5 тонн.
  • Нагрузка допустимая на оси: 1 и 2-ю – по 9 тонн; 3 и 4-ю – по 13,4 т.
  • Рабочий объём турбодизеля Mercedes-Benz OM457LA.V/4: 11 967 cм3; мощность: 428 л.с., при 2000 об/мин; крутящий момент: 2100 Н.м при 1100 об/мин.
  • Шины: передние – 385/65R22.5, задние – 315/80R22,5.

Дела железные

А теперь самое время заглянуть под кабину. Увы, электропривод пока не предусмотрен, так что 94 качка монтажкой и вот оно – моторное царство!

В принципе, действие сие вам понадобится только для одной цели – полюбоваться на лучшее на данный момент творение немецких моторостроителей – двигатель Mercedes-Benz OM 471. Копаться в нём в познавательных целях, а тем более лезть с ключом и отверткой я бы настоятельно не рекомендовал, сэкономить таким образом вряд ли получится. Так что подъём кабины водителем, по идее, будет одноразовым действием: поднял – посмотрел – опустил – забыл. Возможно, из таких соображений не стали устанавливать и электропривод кабины. К слову, опускается кабина всего за 54 качка.

Не могу не отметить, что количество систем, связанных с обеспечением норм Euro 6 уже сейчас находится на пределе разумного. Тот же глушитель по своим размерам лишь немногим уступает инструментальному ящику рачительных дальнобойщиков, ходивших в рейсы на лобастых МАЗ-500, а у них запас деталей был ого-го!

Кстати, именно из-за столь большого количества дополнительных систем на самосвале не удалось пристроить полноценный топливный бак. Вместо него на машине установлена 300-литровая «пивная кружка». Вряд ли такой вариант устроит эксплуатационников, так что не исключена дальнейшая перекомпоновка.

При разговоре о подвеске основное, что нужно помнить, – самосвал предназначен для работы в условия городских строек либо на объектах, оснащённых подъездными дорогами с твёрдым покрытием (это видно и без уточнений по низкому переднему пластиковому бамперу и небольшому клиренсу). Значит, никаких карьеров, луж по колено и прочих прелестей строек первой очереди видеть ему не придётся. Поэтому для МАЗ-6516M9 была выбрана колёсная формула 8х4 с двумя передними управляемыми осями и компактной колёсной базой – всего 2600 мм между 2- и 3-й осью. В принципе, на случай природных катаклизмов самосвал оснащён межколёсной и межосевой блокировками, так что стандартный вседорожный арсенал на машине присутствует.

Обут тестируемый самосвал был в шины Matador Hector 315 / 80 R22.5 родом из Словакии. Никаких вопросов к ним ни от нас, ни от испытателей не образовалось.

Пожалуй, самым стандартным элементом конструкции является кузов – классическая прямоугольная платформа с задним бортом на верхней навеске. Его вместимость – 21 м3. Разумеется, что ни о каком естественном подогреве кузова от выхлопа Euro 6 речь не идёт, но конструкторы предусмотрели дополнительную систему с догревателем, которая обеспечит необходимую температуру.

Единственное, о чём не получится рассказать, – это о сервисе и гарантиях. Впрочем, судя по тому, что техническая начинка МАЗ-6516M9 очень близка к новейшему Mecedes-Benz Actros MP4, то обслуживать самосвал всё же придётся на фирменном сервисе, а следовательно, и с надёжностью, и с гарантий всё должно быть хорошо…

МАЗ-6516М9-620 (Евро-6)

В 2020 году на рынок был выведен первый МАЗовский четырёхосный самосвал, который соответствует актуальному экологическому стандарту Евро-6. Эта модель направлена на завоевание европейского рынка. Недаром новые МАЗы Евро-6 возят на выставки в Польше и Германии (а в России – наоборот, нет, потому как пока это бесперспективно). В связи с этим, а также по его технической начинке, исполнению и комфорту самосвал МАЗ-6516M9-620 можно назвать «грузовиком европейской направленности», или просто – «ЕвроМАЗом».

Под кабиной у него не просто современный дизель, а Mercedes-Benz OM 471. Такой же мотор ставится на флагманский магистральный тягач Минского автозавода – МАЗ-5440М9. И там тоже новым является не только мотор, но и оснащение, и дизайн.

Коробка передач – автоматическая, роботизированная Mercedes-Benz G281-12 New AMT с 12-ю передними и двумя задними передачами.

Подвеска – рессорная, со стабилизаторами поперечной устойчивости. По конструкции подвески видно, что самосвал предназначается для работы в условиях городских строек либо на объектах, оснащённых подъездными путями с твёрдым или прочным грунтовым покрытием: низкий передний пластиковый бампер, небольшой дорожный просвет. Для работы в карьерах МАЗ-6516М9-620 не предназначен.

МАЗ-6516М9-620 (Евро-6)

Но на случай погодных катаклизмов евросамосвал оборудован блокировками –межколёсной и межосевой блокировками, поэтому стандартные вседорожные функции у него есть. Тормозная система – пневматическая, оснащённая ABS и ASR.

Кабина короткая, с низкой крышей. Она создана «с нуля» минскими конструкторами, без прямых заимствований импортных образцов. Хотя, возможно, и «с оглядкой» на них. Все штампованные элементы в ней новые. Дизайнерам можно ставить твёрдую пятёрку: не узнать в данной машине МАЗ нельзя, но, в то же самое время, и спутать его с предыдущим поколением тоже не получится.

Удобные подлокотники, электрические стеклоподъёмники имеются в наличии уже в базе. Впервые на самосвалах МАЗ — шторка ветрового стекла, оснащённая электроприводом. Управляется она как раз с того верхнего блока клавиш. Несмотря на то, что кабина самосвала короткая, дневная, штатное спальное место в ней всё-таки предусмотрено. Это откидная полка, для использования которой нужно сложить вперёд сиденья.

МАЗ-6516М9-620 (Евро-6)

Только нижняя ступенька является открытой – верхние прикрывает от грязи дверь. У них есть индивидуальная подсветка двух ступенек. Предусмотрены удобные поручни. Заметно выступающий моторный кожух делит пространство кабины на две части: шофёрский кокпит и место пассажира.

Кабина этой модификации самосвала, конечно же, очень комфортная. В ней практически не чувствуется вибраций, тряски, подскоков на ямах – даже при порожнем кузове четырёхосника. Плавность хода дополнительно улучшается в загруженном состоянии. Шумоизоляция кабины очень хороша, по сравнению с машинами предыдущего поколения.

Технические характеристики МАЗ-6516М9-620 в цифрах

  • Масса полная: 41 тонна.
  • Масса снаряжённая: 15,075 тонн.
  • Грузоподъёмность: 25,925 тонн.
  • Нагрузка допустимая на оси: 1 и 2-ю – по 7,5 тонн; 3 и 4-ю – по 13 тонн.
  • Рабочий объём турбодизеля Mercedes-Benz OM471: 12 809 cм3; мощность: 476 л.с., при 1800 об/мин; крутящий момент: 2300 Н.м при 1100 об/мин.

'МАЗ-6516М9 c

и первый четырехосник в СНГ, соответствующий стандартам Euro-6.

01

. Об
эволюции МАЗовских четырехосников
мы уже подробно
рассказывали
. Теперь она вышла на новый виток. Обозначение новинки —
МАЗ-6516М9-620
. Изучаем эту машину в стиле
М-Парк Осмотра
.

02.

Первым грузовиком минской марки, на который установили двигатель
OM471
, был седельный тягач
МАЗ-5440М9
, впервые представленный в августе 2014 года. Новым было все, не только двигатель. Для флагманского дальнобойного тягача полностью переработали шасси и дизайн.

03.

Дизайн, кстати, «подвязан», прежде всего, к двигателю, а именно — к ширине его радиатора и требованиям к соблюдению определенных температур, которые должны быть обеспечены в пространстве над двигателем, перед ним, и за ним. Отсюда столь заметная разница с серийными МАЗами. Самосвал полностью унаследовал новый фронтальный облик.

04.

А вот кабина здесь другой модификации — короткая с низкой крышей. Как и у тягача, штампованные элементы и усилители этих элементов теперь другие. Поэтому, несмотря на общую схожесть контуров с серийными МАЗами, эта кабина — нового поколения, более технологичная в производстве.

05.

Осмотрим ее «навеску». Узнаете зеркала? Да, вам не показалось. Такие же, как у IVECO Stralis / Trakker. Они пока куплены у испанской фирмы
Ficosa
, которая поставляет их на конвейер IVECO.

06.

В перспективе планируют наладить производство своих. И первые шаги уже сделаны: дополнительное зеркало — продукт
УП «Универсал Бобруйск»
.

07.

Тандемные стеклоочистители тоже отечественные. Изготовитель —
ЗАО «Белробот»
из Минской области.

08.

Передняя оптика здесь, как и у тягача, полностью линзовая, фирмы
Hella
.

09.

Задние фонари тоже нового дизайна, и, как положено самосвалу, обрамлены защитной решеткой.

10.

Шины на первом образце использованы словацкие —
Matador Hector 315/80 R22.5
.

11.

Вообще, европейских комплектующих здесь уйма. Например, передние рессоры специально для этого самосвала изготовила бельгийская фирма
Weweler-Colaert
. Прежде рессоры этого поставщика МАЗ использовал только для болидов своей раллийной команды.

12.

Теперь откинем кабину.

13.

Привод опрокидывания пока выполнен ручным.

14.

У неподготовленного водителя будет шок. Столько коммуникаций в моторном отсеке МАЗов отродясь не было. Для соблюдения норм Euro-6 нужна масса электроники и дополнительных систем. Отсюда изобилие трубок и шлангов. Попутно надо отметить высокое качество укладки проводки.

15.

Интересный нюанс — фальшрешетка поднимается вместе с боковыми дефлекторами. Такое решение впервые применено на МАЗах.

16.

Доступ к точкам обслуживания и правда улучшился. Правда, в пространстве за фальшрешеткой радиатора тоже непривычно много проводов. Компоновка этой зоны существенно отличается от других МАЗов.

17.

Теперь поднимемся в кабину. Непривычно видеть горловину бачка омывателя у верхней ступеньки. Компоновка МАЗов уровня Euro-6 очень сильно отличается даже от Euro-5.

18.

«Дверная карта» здесь новая. Подлокотники стали удобнее, электростеклоподъемники уже в базе.

19.

Приборная панель на 90% аналогична тягачу Euro-6. Вполне качественный пластик, плавные контуры. Руль пока стоит мерседесовский, но уже существуют эскизы своего будущего оригинального рулевого колеса.

20.

Отличия самосвальной панели от панели тягача заключается только в наличии нескольких дополнительных клавиш в нижнем ряду. Сами клавиши, кстати, стали более эргономичными.

21.

Полок для документов теперь целых две. Появился и удобный подстаканник.

22.

«Штурману», если таковой окажется в кабине самосвала, тоже можно будет воспользоваться этими полочками.

23.

Под потолком над водительским местом также появился ряд клавиш.

24.

Впервые на самосвалах МАЗ — шторка ветрового стекла, оснащённая электроприводом. Управляется она как раз с того верхнего блока клавиш.

25.

Под потолком также появились дополнительные вещевые ниши. Волне удобные, кстати, и достаточно глубокие.

26.

Хоть кабина и короткая, но спальная полка в ней есть.

27.

Чтобы привести ее в горизонтальное положение необходимо сложить сиденья. Для короткокабинного самосвала спальное место получилось вполне приличное. И материал для обивки смогли подобрать вполне качественный.

28.

А вот для основной кабинной шторы я бы настоятельно рекомендовал подобрать другую, более плотную ткань. Нынешний вариант уж совсем тоненький, и пропускает много лишнего света.

29.

Даже дополнительная, опускающаяся сверху солнцезащитная шторка, не обеспечивает должного уровня затемнения. Надеюсь, на серийных машинах ткань будет уже поплотнее.

30.

Когда же серия? Пока об этом говорить рано. Скорее всего, даже не нынешний год. Почему?

Потому, что сделать грузовик уровня Euro-6 означает не только «поставить другой двигатель под кабину». Для этого необходимо серьезно перекомпоновать практически все агрегаты, «подружить» их друг с другом, и отладить работу… программного обеспечения. Да-да! МАЗ Euro-6, впрочем, как и любой другой подобный грузовик уже полу-автомобиль / полу-компьютер на колесах. Кстати, почти весь «софт» МАЗ пишет сам.

А дальше необходим большой объем испытаний — сначала внутренних, а затем и европейских, причем, на территории самой Европы с выдачей европейских же сертификатов соответствия.

Вся это работа требует большого количества времени. Огромную часть этой работы МАЗ уже проделал, но это еще далеко не все. Работают. Задача — предоставить европейским потребителям уже отлаженный продукт.

Все опытные образцы МАЗов уровня Euro-6 пока следует рассматривать, как машины-агрегатоносители для испытаний. Именно поэтому можно простить некоторые огрехи в подгонке панелей или выборе ткани для шторы. Начнется серия — качество вырастет еще.

31.

Конечно, это будет мелкая серия, скорее всего, даже не конвейерная, а стапельная сборка, но смелые амбиции минчан «застолбиться» на престижном европейском рынке заслуживают всяческого уважения. МАЗ первым в СНГ начал строить грузовики уровня Euro-6 и пока остается единственным отечественным производителем, результаты чьей работы по этому направлению можно «пощупать».

Когда-нибудь нормы Euro-6 придут и в страны СНГ, а к тому (еще пока далёкому) моменту евронаработки МАЗу ой как пригодятся.

У МАЗа уже есть четыре модели Euro-6, а в самое ближайшее время появятся новые версии для еврорынка. Мы следим за развитием событий :)

Типовые спецмашины на базе МАЗ-6516

Первая специальная машина на шасси МАЗ-6516 была представлена в 2010 году. Это был автокран КС-6571BY с современной стрелой овоидного типа грузоподъёмностью 40 тонн, построенный на МАЗовском филиале – предприятии «Могилёвтрансмаш».

Следующим перспективным вариантом стал бетононасос Everdigm 43CX-5 южнокорейского производства, который «Могилёвтрансмашем» был смонтирован на МАЗ-6516 с удлинённой базой. Данному специальному варианту был присвоен отдельный индекс МАЗ-69З269.

Типовые спецмашины на базе МАЗ-6516-01

Бетононасос МАЗ-69З269.

На то же удлинённое шасси четырёхосное МАЗ-6516 монтировались пожарные автомобили АКП-48 (с коленчатым подъёмником Everdigm ЕАР481004) и пожарные автолестницы АЛ-52 (Everdigm ERL52), для работы в белорусском МЧС.

Также в белорусских лесхозах работают МАЗовские четырёхосники МАЗ-6516В9 с немецкой измельчительной установкой Jenz НЕМ 561DQ, в паре с мозырьским манипулятором М75-05. Данная специальная машина тоже собрана на «Могилёвтрансмаше», и тоже имеет собственный промышленно-отраслевой индекс — МАЗ-694469.

Типовые спецмашины на базе МАЗ-6516-02

Однако главная специализация четырёхосников МАЗ-6516 всегда была и остаётся самосвальной.

Некоторые другие технические характеристики, общие для всех модификаций

  • Наименьший радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса – не более 11,8 м.
  • Внешний минимальный габаритный радиус поворота автомобиля – не более 12,5 м.
  • Угол поворота колеса: первой оси – 36 градусов, второй оси – 24 градуса.
  • Вместимость топливного бака – ЗОО литров.
  • Наибольшая скорость (с ограничителем) – 85 км/час.
  • Расход дизтоплива, при движении гружёного автомобиля с полной массой на постоянной скорости 60 км/ч – 38-40,5 литров на 100 км пути.

Технические характеристики

Автомобиль МАЗ-6516 оборудован всеми необходимыми системами, а дизайн доведен до современных традиций. Но все это было бы не нужно, если бы не технические показатели двигательных агрегатов. Моторы, произведенные на Ярославском металлургическом заводе, на протяжении долгих годов доказывают свою практичность, кроме этого, другие производители рабочих элементов по всей России дополняют общее представление о механизмах машины. Грузовики разных модификаций от «6516» производились с двумя типами характеристик колесного шасси:

  1. 1 600*2990*1400 мм
  2. 2 030*2620*1400 мм

Технические характеристики для базы № 1

Грузоподъемность
Наименование параметра651608651А8651А9651669
Максимальный вес автомобиля в полном снаряжении, в килограммах16 20516 20516 20516 205
Максимальный вес шасси и кабины, в килограммах11 70511 70511 70511 705
Максимально допустимая масса с учетом веса водителя41 78041 78041 78041 780
Распределение нагрузки на шасси по осям, в килограммах
На первую7 5007 5007 5007 500
На вторую7 5007 5007 5007 500
На третью19 39019 39019 39019 390
На четвертую19 39019 39019 39019 390
Максимальный допуск грузоподъемности шасси25 50025 50025 50025 500
Двигатель и коробка передач
Наименование параметра651608651А8651А9651669
Тип двигателяЯМЗ-7511.10ЯМЗ-6581.10ЯМЗ-650.10MAN D2866LF25
Максимальная мощность в киловаттах294294303301
Мощность двигателя в лошадиных силах400400420412
Тип экологического классаEuro-3
Расход топлива в расчете N литров на 100 километров. Скорость передвижения 60 км/ч38,039,040,540,0
Номинальная скорость при наличии ограничителя в км/ч85858585
Максимальная скорость без ограничителя скорости км/ч95+95+95+95+
Коробка переключения передач12JS200TA12JS200TA12JS200TAZF16S2525TO
Количество ступеней в КПП12 (10 вперед; 2 назад)
Передаточное число ведущего моста5,33
Технические характеристики базы № 2
Грузоподъемность
Наименование параметра6516А9651В96516696516V8
Максимальный вес автомобиля в полном снаряжении, в килограммах14 82514 82514 82514 825
Максимальный вес шасси и кабины, в килограммах11 42511 42511 42511 425
Максимально допустимая масса с учетом веса водителя41 80041 80041 80041 800
Распределение нагрузки на шасси по осям, в килограммах
На первую7 5007 5007 5007 500
На вторую7 5007 5007 5007 500
На третью13 40013 40013 40013 400
На четвертую13 40013 40013 40013 400
Максимальный допуск грузоподъемности шасси26 90026 90026 90026 900
Двигатель и коробка передач
Наименование параметра6516А9651В96516696516V8
Тип двигателяЯМЗ-650.10ЯМЗ-651.10MAN D2066LF01MAN D2066LF01
Максимальная мощность в киловаттах303303316294
Мощность двигателя в лошадиных силах420420434400
Тип экологического классаEuro-3Euro-4Euro-3Euro-5
Расход топлива в расчете N литров на 100 километров. Скорость передвижения 60 км/ч38,039,040,540,5
Номинальная скорость при наличии ограничителя в км/ч85858585
Максимальная скорость без ограничителя скорости км/ч95+95+95+95+
Коробка переключения передач12JS200TA12JS200TAZF16S2525TOZF16S2525TO
Количество ступеней в КПП12 (10 вперед; 2 назад)
Передаточное число ведущего моста5,33

Производитель коробки переключения передач типа 12JS200TA находится в КНР.

Общие параметры

Габариты
Высота3 650 мм
Ширина2 550 мм
Длина8 910 (9 000) мм
Длина грузового кузова5 790 мм
Высота грузового кузова1 600 мм
Угол наклона кузова50о
Объем кузова21 м3
Другие характеристики
Тип колесДисковые 2,00R20; камерные/универсальные, ГОСТ 5513-97;
Размеры шин /тип рисунка протектора315/80 R22,5;бескамерные (по заказу потребителя) / для первой, второй осей и запасного колеса – дорожный, для третьей и четвертой – универсальный
Угол поворота колесаПервая ось – 36о / Вторая ось – 25о
Объем топливного бака300 литров

Задняя подвеска — рессорно-балансирная многолистовая с вертикальным расположением стремянок. Крепления между рамой и подвеской обеспечивается болтами из особокрепкой марки стали. Задний и средний мосты оборудованы стабилизаторами поперечной устойчивости. На ходу работа стабилизаторов очень чувствуется: в повороте самосвал имеет небольшой крен, даже, если полностью загружен. Несмотря на такую реакцию, подпрыгиваний не наблюдается, да и в общем работа подвески проходит очень мягко.

Способность скрепляющих болтов выдерживать повышенные нагрузки подтверждена специальными испытаниями, проведенными специалистами.

Дополнительные свойства. В штатный набор систем входят ABS и PBS. Также опционально может быть установлен бортовой компьютер, который позволяет мониторить работу всех механизмов и контролировать расход топлива.

Двигатель и коробка передач

Из-за высокой сложности сборки и доставки разных моделей деталей производители решили сделать две сборки по характеристикам колесного шасси:

  • 2030/2620/1400 мм;
  • 1600/2990/1400 мм.

Соответственно это влияет и на подборку моделей двигателей.

Для базы №1 предусмотрено 4 наименования параметра, от которого зависит тип двигателя:

  • 651А9;
  • 651А8;
  • 651669.

Их основные характеристики схожи, поэтому описать двигательную систему можно выбрав средние значения. По этому показателю подходит параметр 651А9 с моделью двигателя ЯМЗ-650.10. Мощность его лошадиных сил равна 420, в то время как мощность по киловаттам составляет 303. Тип экологического класса на всех моделях двигателя – Euro 3. Потребления на этой модели двигателя равняется 40,5 литрам на сотню километров, а разница расхода между моделями двигателей находится в пределах 1-3 литров. Максимальная скорость грузового транспорта в загруженном виде равна 85 км/ч при установленном ограничителе. Если ограничитель снять, скорость развивается до +95 км/ч.

На все типы двигателя первой комплектации устанавливается коробка передач типа 12JS200TA. Количество передач на КПП равняется 12:

  • 10 передач для движения вперед;
  • 2 передачи для движения назад.

За пример сборки второй базы стоит взять параметр 651669, на которую устанавливается двигатель немецкого производства MAN D2066LF01. Максимальная мощность лошадиных сил в такой комплектации равна 434, при 316 мощности киловатт. Экологический класс второй сборки в зависимости от параметра бывает типа Euro-3, Euro-4, Euro-5. Расход топлива при использовании двигателя немецкой сборки равен 40,5 литрам на сотню километров, а разница между остальными моделями равна 1-2 литрам. При наличии ограничителя скорость разгон транспорта – 85 км/ч. Со снятым ограничителем самосвал разгоняется до 95 км/ч, но это не предел. На скорости выше 95 км/ч системы начинают испытывать чрезмерные нагрузки, не рекомендованные для транспорта.

Совместно с двигателем немецкого производства используется 12-ступенчатая коробка передач модели ZF16S2525TO. 10 передач для движения вперед, и 2 передачи для заднего движения. Ведущий мост имеет передаточное число равное 5,33, как и в случае первой модификации самосвала.

Отзывы водителей и владельцев МАЗ-6516

Люди, эксплуатирующие четырёхосные самосвалы МАЗ-6516, отмечают, что машины это достаточно крепкие и надёжные. Рама устойчивая – что на выгрузке, что на поворотах. Едет мягко, руль лёгкий. Запаса мощности и тяги у автомобиля достаточно, причём как на ровной трассе, так и на подъемах. Рама и рессоры крепкие, не ломаются. По ПТС можно грузить 25 тонн, но водители зачастую возят и по 30, а иногда и по 35 тонн.

Отзывы водителей и владельцев МАЗ-6516

Проходимость у самосвала слабая – заметно хуже, чем у трёхосника МАЗ-5516. Слабую грязь он преодолеет без проблем, но в раскисшем от влаге карьере ему точно делать нечего. Часто нарекания вызывает электрика. Когда выходит из строя тот или иной электроприбор (а случается это нередко), найти, в чём дело, бывает очень сложно. Реальный расход дизельного топлива намного превышает тот, что значится «по паспорту». В работе МАЗ-6516 «съедает» по 50 литров на 100 км, а в особо сложных условиях эксплуатации расход горючего может доходить и до 70-ти литров на сотню.

Кабина старого образца – та, что на машинах до 2011-го года выпуска, вызывает нарекания по части комфорта работы в ней. Рестайлинговая, разумеется, намного лучше – и просторней, и комфортнее. Но водительские кресла более или менее удобные и в старой кабине. Запчасти и расходники на МАЗ-6516 дорогие, их цены ощутимо «бьют по карману», в отличие от прежних простых МАЗов предыдущих поколений.

Кузов и кабина

Внешность кузова МАЗ-6516 содержит в себе традиционные детали, но в современной интерпретации. Индекс у кабины — 6501. Расположение достаточно высокое, чтобы приходилось использовать две ступеньки. Нельзя отметить излишеств в экстерьере. Радиаторная решетка украшена аббревиатурой «МАЗ», а в центре большого бампера расположен логотип в виде зубра, движущегося в левую сторону. И несмотря на то, что символически направление влево означает путь назад или торможение, про данную машину такого сказать нельзя.

За барельефом находится удачно спрятанное буксирное устройство.

Блок со всеми световыми индикациями расположен на бампере. Отдельно можно заметить противотуманные огни. К сожалению, отсутствует защита для фар, что в строительных и карьерных условиях — сильный минус. Помимо этого, в центре бампера установлены воздухозаборники. Там же, но по бокам, находятся ступеньки для доступа в кабину. Чтобы процесс подъема был удобнее, дверь открывается достаточно широко, а внутри имеются поручни, чтобы не упасть.

При попадании в кабину бросается в глаза большое панорамное окно, дающее хороший обзор. Перегородки между боковыми окнами и лобовым не толстые, но прочные, не создают неудобств при необходимости маневрировать в узком пространстве. Очистка переднего стекла производится сразу тремя дворниками, а значит, даже, в сильную непогоду видимость будет хорошая. Для заднего обзора имеется четыре зеркала, сводящие мертвую зону до минимального расстояния. Регулировка зеркал производится при помощи электропривода.

На случай запотевания производитель предусмотрел специальный электрический обогрев. Далее становится заметным удобное кресло, в котором сидит водитель. Оборудовано оно пневматической подвеской и регулируется в нескольких режимах, что позволяет водителю любой комплекции подстроить его под себя. Регулировка рулевой колонки уже не есть новинка для автомобилей МАЗ. Изменить положение можно по вертикали, по вылету и углу наклона руля. Педаль отключения фиксации находится в удобном положении, рядом со сцеплением. Подобный способ регулировки положения рулевого колеса можно встретить в грузовых машинах от Volvo.

Комфорт пассажира немного в худшем положении. Сидение такое же удобное, но не имеет рессоры, а это значит большую тряску во время езды. Но, в замену этого, под креслом расположен ящик для инструментов или запасных деталей, даже, обладающий замком. Спальное место сделано достаточно больших размеров, чтобы в нем мог поместиться человек почти любой комплекции. Для продуктивности и безопасности работы важно, чтобы водитель имел полноценный отдых во время длительной поездки. Поэтому этому элементу уделено должное внимание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]