Двигатель А-01 в сборе ТТ-4М (без ЖМТ) (ОАО ПО АМЗ)

Моторный завод, расположенный в Алтае, известен качеством продукции, главную роль в прославлении предприятия сыграл двигатель А 41. Дизельная силовая установка считается базовым устройством, благодаря которому зародилась серия агрегатов. Предназначение мотора, привод тяжёлой техники строительного, сельского и лесопромышленного назначения.

Алтайский завод, предприятие с большим опытом, берущее начало с 1951 года. Этот факт наложил отпечаток на дизельный механизм, продукт показал, что надёжен, прост и безотказен. Такое сочетание качеств, совместно с пониженным уровнем загрязнения, отразилось на популярности, сделав двигатель востребованным и узнаваемым в мире. Изготовитель не стоит на месте, постоянно усовершенствуя агрегат. Так, последние доработки позволили весомо снизить утрату смазки и увеличить ресурс мотора.

Трактор ДТ-75:

Трактор ДТ-75

Описание двигателя А 41

Силовая установка развивает мощность в 90 лошадей на оборотах 1750 мин-1, такая характеристика двигателя А41 доступна благодаря объёму, который составляет 7,43 литра. Дизельный агрегат с четырьмя камерами, выстроенными в ряд и выполняющими четыре такта за один цикл. Мотор с непосредственным вводом топлива, в обновлённых изделиях за управление механизмом отвечает электроника. Камера, в которой сжимается и сгорает горючее, выполнена в форме тора, ёмкость размещена в днище вытеснителя, подход смягчает работу мотора.

Сверху на остове расположена головка, в которой содержатся: распылители, клапана, механизм привода. К боковым площадкам головки крепятся коллекторы впуска и выпуска. Сзади мотора установлен кронштейн, на котором фиксируется воздушный очиститель. Спереди блок двигателя А41 содержит: картер с распределяющими шестерёнками, опору, помпу, вентилятор. Сзади мотора предусмотрен кожух маховика, в котором собрано сцепление с двумя дисками. Что бы избежать вибрации в процессе работы, мотор уравновешивается специальным устройством, которое крепится в нижней части остова.

Важно то, что устройство двигателя А41 использует механизм распределения газов с двумя клапанами, это сказывается на параметрах мотора, увеличивая полезный коэффициент.

На ресурс силовой установки влияет использование гильз из чугуна, поверхность которых обрабатывается методом вершинного хонингования. Параллельно с применяемым охлаждением, меры отводят излишки тепла, поддерживая показатель температуры на требуемом уровне. Кроме того, внешний тепловой обмен поддерживает одинаковую температуру, как на повышенных нагрузках, так и на холостых оборотах.

Армейский мотовездеход АМ-1

Армейский вездеход АМ-1 предназначен для ведения дозорных и разведывательных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций, проводимых в разных климатических условиях. В настоящее время мотовездеход находится на вооружении российской армии. Он уже используются в воздушно-десантных войсках и создаваемых в стране арктических бригадах, также мотовездеходы АМ-1 поступают на вооружение армейских спецподразделений. К примеру, 10 мотовездеходов АМ-1 получили в феврале 2020 года спецподразделения Западного военного округа (ЗВО).

Первая партия из семи АМ-1 поступила на вооружение арктической мотострелковой бригады Северного флота (СФ), об этом в августе 2020 года сообщала пресс-служба флота. Транспортировка мотовездеходов осуществлялась в полуразобранном виде, уже на месте они были собраны и обкатаны при непосредственном участии специалистов автомобильной службы подразделения. Управлять армейскими квадроциклами доверили военнослужащим по контракту, обладающим водительским удостоверением соответствующей категории и существенным опытом эксплуатации мототехники. Данные мотовездеходы могут эксплуатироваться и в районах Арктики. В 2014 году мотовездеходы дважды проходили испытания в заполярных широтах. Испытания проводились на полуострове Рыбачий и на острове Котельный.

Армейский мотовездеход, получивший обозначение АМ-1, был разработан на базе серийной гражданской модели РМ500-2, оснащенной четырехтактным одноцилиндровым бензиновым двигателем жидкостного охлаждения, развивающим максимальную мощность 38 л.с. Мотовездеходы производятся из города Рыбинска. Рекомендованная розничная цена гражданской версии квадроцикла РМ500-2 составляет на сегодняшний день 349 тысяч рублей.

Армейская комплектация мотовездехода получила специальную стойку для крепления автомата АК-74, гранатомета, винтовки СВД; передний кофр; защиту фар; приборную панель с расширенными функциями; систему предпускового подогревателя двигателя; подогреватели рукояток пассажира; фару-прожектор и шины со специальным протектором, увеличивающие проходимость. Бензобак армейского мотовездехода АМ-1 получил самозатягивающееся покрытие, что исключает утечку топлива при повреждении его целостности в процессе эксплуатации, в том числе в боевых условиях. За пассажирским сидением было оборудовано специальное место, где размещены две металлических канистры с топливом по 20 литров каждая. Фара-прожектор, которая дополнила обычный набор световых приборов, позволяет АМ-1 действовать и в темное время суток. В базовую комплектацию включена также электролебедка с усилием до 2,5 тонн.

Не так давно квадроциклы считались исключительно развлекательной техникой, которую покупали обеспеченные почитатели мототехники и любители экстремальных прогулок по пересеченной местности. Сегодня же эти четырехколесные транспортные средства уверенно встают в строй, отзывы об их эксплуатации в российских вооруженных силах пока только положительные. По словам эксплуатировавших технику десантников, мотовездеходы показывают себя достойно. Отказов нет, в том числе и после совершения практического десантирования с борта воздушных судов в специальных контейнерах.

В целом можно говорить о том, что песок, камни, болота, горы, леса, море — это и есть стихия данной мототехники, идеальный полигон для проверки ее внедорожных качеств и проходимости. Неслучайно испытания армейских мотовездеходов проводились военными на Кольском полуострове. Здесь армейские квадроциклы подвергались всесторонним проверкам сложным рельефом местности, морской водой, их буквально топили в прибрежных волнах. При этом они намокали, но каждый раз заводились и снова могли ехать дальше. Ни одного заноса не показала мототехника и на достаточно сложном илистом дне, так же спокойно, без особых трудностей вездеходы преодолевали и навалы камней.

Первый в российской истории армейский квадроцикл, как уже отмечалось выше, спроектирован и производится в Рыбинске (Ярославская область) на предприятии «Русская механика». Для того чтобы вы лучше представляли себе, что это за предприятие, можно отметить, что именно здесь находится «родина» знаменитых на весь Советский Союз снегоходов «Буран», которые и сегодня эксплуатируются во многих уголках России.

Помимо этого важное отличие армейской версии мотовездеходной техники, выпускаемой на предприятии в Рыбинске, от гражданской версии — в усилении элементов несущей конструкции рамы. Это позволяет повысить общую грузоподъемность мотовездехода. Также были усилены рычаги, обеспечивающие проходимость, а агрегаты и узлы его конструкции предполагают езду по любым типам грунтов. Не менее чем на 150 кг была рассчитана и грузоподъемность багажника армейского мотовездехода. Помимо этого, дополнительные возможности АМ-1 обеспечивает наличие электролебедки.

Уникальные способности мотовездеходов оказываются незаменимы при преодолении высот. В том числе горных массивов с уклонами, которые близки к вертикальным. Подъем в горы подобной техники в этом случае осуществляется при помощи специального альпинистского снаряжения. Помогает АМ-1 и его лебедка, мотор которой, кстати, можно запустить не только вручную, но и удаленно — с помощью специального пульта (работает дистанционно). Незаменимыми оказываются мотовездеходы и при транспортировке различных грузов с помощью внешнего устройства. В частности, пресс-службой Минобороны распространялась информация о том, что АМ-1 в состоянии тянуть за собой прицеп массой до 500 кг.

На сегодняшний день характеристики для новой армейской мотовездеходной техники определяет отдел военно-гусеничных машин и специальной снегоболотоходной техники Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го центрального НИИ Минобороны РФ. Сегодня здесь рассматривают возможность внедрения в российскую армию не только квадроциклов, но и вездеходов типа «Багги». Это позволило бы военным решить проблему размещения пулемета на станке (на мотовездеходах с этим есть определенные неудобства, которые связаны с продольным размещением экипажа из двух человек). По словам Дениса Винникова, начальника отдела 3-го ЦНИИ, образцы военных багги уже существуют в иностранных армиях, рассматривается возможность их применения и в вооруженных силах России.

Основное предназначение ММК — поражение огневых средств и живой силы противника, а также небронированной техники, которая располагается на открытых позициях или в неприкрытых укрытиях полевого типа. Размещение 82-мм миномета 2Б24 на мотовездеходе позволяет существенно повысить мобильность всего комплекса, уменьшить время развертывания на огневой позиции, до 10 раз увеличить боекомплект комплекса в целом. Быстрая смена огневых позиций в современном бою, где все решает мобильность, имеет очень важное значение. Квадроцикл позволяет расчету оперативно менять боевые позиции, подготовка миномета и техники к смене позиции занимает не более 30 секунд.

До конца мая 2020 года Воздушно-десантные войска России должны были получить порядка 160 квадроциклов и снегоходов. Техника должна была поступить на вооружение Камышинского и Новороссийского соединений ВДВ. Десантникам поставили армейские мотовездеходы и снегоходы типов АМ-1 и А-1, сообщала пресс-служба Минобороны России. С начала летнего периода обучения, который в войсках начинается с 1 июня, все бригады и дивизии ВДВ должны были активно применять мотовездеходы в рамках практических занятий при решении учебных задач.

Все фото ниже: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Тактико-технические характеристики АМ-1: Габаритные размеры: длина — 2565 мм, ширина — 1245 мм, высота — 1645 мм. Колесная база — 1490 мм. Вес (нетто) — 420 кг. Силовая установка — бензиновый 4-тактный, одноцилиндровый, 4-клапанный двигатель жидкостного охлаждения. Объем двигателя — 493 смз. Максимальная мощность — 28 кВт (38 л.с.). Максимальная скорость — до 80 км/ч. Система запуска — электрический, ручной стартер. Трансмиссия — вариатор. Передачи: передняя с высоким и низким диапазоном, нейтральная, задняя. Шины: передние — 26 x 8 — 14 4PR, задние — 26 x 10 — 14 4PR. Тормоза: передние — дисковые гидравлические, задний — дисковый, трансмиссионный, гидравлический. Емкость топливного бака — 20 л. Аккумулятор — 12В/20А*ч. Вместимость (число мест) — 2.

Источники информации: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201511010808-ppe1.htm https://structure.mil.ru https://www.abw.by/news/183292 Материалы из открытых источников

Двигатель А 41 технические характеристики

Серия моторов «А 41», это дизельные агрегаты с четырьмя камерами без наддува. Моторы выпускаются модификациями, призвание которых удовлетворить потребности потребителя. Базовые характеристики у двигателей одинаковы.

Эксплуатационные характеристики мотора:

Показатель:Значение:
А-41СИ-1А-41СИ-02 (03)
Производство налаженоОАО «АМЗ»
Сырьё остовачугун
ПитаниеДизель, без наддува, впрыск
Система охлаждения дизельного двигателя А 41Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией
Число и расположение камерЧетыре, в ряд
Порядок работы камер«1342»
Перепускных вентилей на камеру, (шт.)2
Сечение камеры, (мм.)130
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.)140
Компрессия мотора16,5
Объём двигателя, (л)7,43
Мощь мотора, (лошадей/мин-1)9094
Вращение, (мин-1)2000
Импульс мотора, (Нм.)433482
Экологическое соответствиеЕвро-0
Вес двигателя А 41, (кг.)890900(810)
Удельный расход, (г/кВт*ч)227-245
Смазка мотораНапор + брызги + пар
Масло мотора, маркаЛето: ДС-11; Зима: ДС-8
Утрата смазки мотором, (% к дизелю)0,40,3
Объем масла в двигателе, (л.)22
Смена смазки, (период)Раз в год
Габариты мотора (ДхШхВ), (мм)1428х786х15671454х731х1174
Работа при температуре, (°С)91
Максимальный угол наклона (вдоль/поперёк), (°)30/20
Ресурс, (мотто час)900012000
Моторы используютсяТрактора: ДТ-75, Т-4А, Д-162, Т-4 и др.

Головка:

Головка А41

Техническое обслуживание двигателя

Положительный момент мотора, живучесть и неприхотливость. Пользователь при необходимости, в состоянии самостоятельно провести работы по замене и регулировке, главное, делать это в соответствии с установленными инструкцией временными нормами.

Так, мотор не любит перегревов, поэтому следят за этим показателем внимательно. Нельзя допускать увеличенного показателя давления и температуры смазки, падение или увеличения уровня жидкости, засорение магистралей и фильтров. Материал в системе смазки меняют после каждых 240 часов работы, параллельно чистят или меняют фильтрующий элемент.

Перед каждой эксплуатацией мотора, а так же после каждых 10 часов работы мотор осматривают. Контролируют, нет ли утечки жидкостей, чистят агрегат, проверяют фиксацию механизмов и узлов, контролируют шум и др.

Замена прокладки клапанной крышки:

клапанной крышки

После каждых 1000 часов работы, делается регулировка клапанов двигателя А41. Манипуляции проводятся для поддержания работоспособности и целостности агрегата, значения зазоров поддерживаются на уровне 0,25-0,3мм для каждого из клапанов.

Топливный насос высокого давления ДТ-75

На двигатель устанавливается рядный четырехплунжерный топливный насос. Для осмотра и регулировки насоса на корпусах регулятора и насоса имеются люки. На корпусе установлена дренажная трубка для слива топлива, просочившегося через плунжерные пары, и излишков масла. В головке топливного насоса имеется пробка для выпуска воздуха. Насос с регулятором имеют объединенную систему смазки. Излишки топлива из головки насоса отводятся через перепускной клапан к топливоподкачивающему насосу. Осевой люфт кулачкового вала насоса должен быть в пределах 0,06—0,25 мм и регулируется с помощью регулировочных прокладок 20. Топливный насос высокого давления:
I — штуцер нажимной; 2 — пружина нaгнетательного клапана; 2— шпилька крепления головки насоса; 4 — клапан нагнетательным. 5 прокладка нагнетательною клапана, в — головка топливного насоса; 7 — плунжерная пара; 8 корн>с топливного насоса; 9 — пружина плунжера; 10 — тарелка пружины плунжера, 11 — фланец установочный; 12 — гайка глухая; 13 — манжета; 14 — плита крепления; 15— шарикоподшипник; 16 — вал кулачковый; 17 — толкатель плунжера; 18 — хомутик; 19 — рейка топливного насоса; 20 — прокладки регулировочные; 21 — втулка шестерни; 22 — шестерня кулачкового вала; 23 — пробка сливная; 24 — крестовина; 25 — шарикоподшипник упорный; 26 — груз регулятора; 27 — шпилька-ограничитель; 28 — болт-ограничитель; 29 — рычаг4 регулятора; 30 — винт-упор; 31 — шарикоподшипник регулятора; 32 — валик регулятора; 33 — пружины регулятора; 34 — муфта; 35 — винт вилки регулировочный; 36 — вилка тяги регулятора; 37 — призма валика обогатителя; 38 — тяга рейки; 39 — шарикоподшипник регулятора; 40 — фланец регулятора; 41 — пробка заливная; 42 — топливопровод высокого давления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: