Автомобили для бездорожья. Сухопутные вездеходы ЗИЛ

В 1964 году на заводе имени Лихачева прошло обновление линейки, и появилась новая серия ЗИЛ 130, впоследствии распространившаяся по всей стране. Автомобиль выходил в огромном количестве модификаций и использовался повсеместно.

В 1986 году с введением ОСТ 37.001.269-83 название модели изменилось. Бортовая версия стала выпускаться под индексом ЗИЛ 431410, шасси – под индексом ЗИЛ 431412. Новинка конструктивно отличалась от предшественника. Техника получила улучшенную 5-ступенчатую трансмиссию, переработанную подвеску и модернизированный 150-сильный мотор. Изменения позволили модели сохранить свою популярность у потребителя, а ЗИЛ 431412 стал основным шасси для большинства специализированных автомобилей.

Примечательно, что серия, получившая название от завода имени Лихачева, почти не собиралась на нем. В тот период времени использовался принцип создания дополнительного оборудования на других заводах, потому после утверждения конструкции автомобиль ушел с головного предприятия, где выпускали для него лишь раму и кабину. Впоследствии производство ЗИЛ 431412 все же было открыто на заводе имени Лихачева, где оно продолжалось до 1994 года. На Уральском автомоторном заводе данную серию выпускали с передней частью ЗИЛ 131. Здесь автомобиль сняли с конвейера только в 2014 году.

Модификации

ЗИЛ 431412 использовался в качестве базы для огромного количества машин. На данном шасси были основаны:

  • автокраны АБК-4, КБА-22-15, КС 2561К и АКБС-4;
  • автовышки и гидроподъемники;
  • специальная техника с будками для аварийных служб;
  • бортовые модели;
  • топливозаправщики;
  • автоцистерны для транспортировки молока, воды, горючего и других жидкостей;
  • самосвалы;
  • поливомоечные машины;
  • передвижные мастерские ПРМ;
  • автогудронаторы;
  • техника с башенно-стреловым оборудованием АБКС-4 и АБК-4.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6980 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2525 мм;
  • колесная база – 3800 мм;
  • габаритный радиус поворота – 8900 мм.

Снаряженная масса – 4175 кг. На переднюю ось приходилась нагрузка 2005 кг, на заднюю ось – 2170 кг. Полная масса автомобиля составляла 10400, грузоподъемность – до 6800 кг. Нагрузка на переднюю ось при полной массе – 2510 кг, на заднюю ось – 7890 кг.

До 60 км/час машина разгонялась за 37 секунд, предельная скорость достигала 90 км/час. На скорости 50 км/час тормозной путь составлял 25 м, выбег с 50 км/час – 750 м. Максимальный преодолеваемый подъем – 31 градус.

ЗИЛ 431412 отличался неприхотливостью. Автомобиль мог работать на любом покрытии при температуре от -40 до +40 градусов.

Двигатель

На ЗИЛ 431412 устанавливался проверенный временем 4-тактный бензиновый агрегат ЗИЛ-508.10 собственного производства. Двигатель имел 2-камерный карбюратор с инерционно-масляным фильтром, дополненным 2-степчантой очисткой воздуха, падающим потоком смеси и экономайзером принудительного холостого хода.

Конструктивные особенности:

  • чугунный блок цилиндров с резиновыми уплотнителями и легкосъемными вставными гильзами;
  • алюминиевые поршни;
  • смешанная система смазки (под давлением, разбрызгиванием);
  • принудительная вентиляция картера;
  • закрытая жидкостная система охлаждения.

Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 110,4 (150) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8 (V-образное расположение);
  • диаметр цилиндра – 100 мм;
  • удельный расход топлива – 313 (230) г/кВт в час (г/л.с. в час).

Топливный бак ЗИЛ 341412 вмещал до 170 л горючего. С учетом среднего расхода топлива на скорости 60 км/час (25,8 л/100 км) одной заправки хватало на 650-680 км пути.

Проект Полуостров ЗИЛ: для чего там останется островок автозавода?

Обещания не застраивать завод жильем и офисами, которые столичный мэр Сергей Собянин давал на ЗИЛе два года назад, спасая его от банкротства, забыты. Конкурс среди архитекторов был объявлен больше года назад, и из 25 проектов, включая зарубежные, была выбрана концепция московского бюро Проект Меганом: жилой «полуостров» с парковыми зонами и системой каналов, этакая московская Венеция. Но в процессе доработок и согласований «Венеция» обросла офисами и коммерческой недвижимостью.

Работы должны начаться уже в этом году. К 2020 году будет снесено три четверти нынешних заводских построек. От нынешнего ЗИЛа, как сейчас модно, останется лишь декоративная маска советского модернизма — первоначальное здание заводоуправления (там сейчас размещен музей), центральная заводская аллея и огромный кузовной цех, который переделают в выставочный центр — по аналогии с лондонской электростанцией Bankside Power Station, из которой в 2000 году сделали галерею современного искусства. Возле Третьего транспортного кольца вырастет ледовый дворец спорта, на южной оконечности — эклектичная высотка Планета ЗИЛ.

На «полуострове», где в советские времена работало до 80 тысяч человек, будут созданы жилплощади для 40 тысяч человек и еще примерно столько же рабочих мест. Правда, на решение квартирного вопроса москвичам в этой связи рассчитывать не стоит — триста зиловских гектаров в шести километрах от Кремля будут застроены отнюдь не доступным жильем, а престижным «монолитом» и коммерческими апартаментами в индустриальном стиле.

Резервация для автозавода предусмот­рена в дальнем углу зиловской территории — на площади 50-80 гектаров, где сейчас расположены корпус главного конвейера, бывший Московский завод домашних холодильников (их производство уже перенесено в Ярославскую область), прессово-сварочный корпус и цех легковых автомобилей. ЗИЛ превратится в МосАвтоЗИЛ — это рожденное год назад СП между правительством Москвы, владеющим контрольным пакетом акций автозавода, и Сбербанком. Цель — создать на автомобильной части «полуострова» производство мощностью 150 тысяч автомобилей в год.

Каких?

О возрождении массового выпуска нынешних автомобилей речи уже не идет — на месте прессового, литейного и рессорно-пружинного цехов вырастут жилые кварталы. Зиловцы уверяют, что уже начали переброску сохранившегося оборудования на территорию будущего МосАвтоЗИЛа. Но что сохранять? Древние станки и оснастку, которые за двадцать с лишним лет рыночной экономики не позволили зиловцам хотя бы модернизировать архаичную кабину?

Спрос на нынешние грузовики ЗИЛ едва ли не в одиночку поддерживают коммунальные службы столицы — очевидно, по приказу «сверху». В прошлом году выпущено всего 1028 машин. И все же в планах МосАвтоЗИЛа значится выпуск грузовиков под собственной маркой — уже несколько лет на заводе ведут разработку новой среднетоннажной модели со стеклопластиковой кабиной, но в ее светлое будущее не особо верят даже сами зиловцы, хотя планируют к 2016 году выпускать по 6000 машин ежегодно.

Главной же специализацией нового ЗИЛ­а, как и на заре его истории, станет контрактный выпуск иномарок — со сваркой и окраской кабин и кузовов. Специально для этого выкуплен контрольный пакет акций саратовской компании Химэкс, которая владеет «спящим» соглашением о промышленной сборке автомобилей, причем еще на старых условиях (объем производства — не менее 25 тысяч машин в год, степень локализации — не менее 30%).

На зиловскую «прописку» претендуют три компании — Renault, Hyundai и FIAT-Chrysler. Французов привлекает возможность выпускать здесь малотоннажники Renault Master и Trafic. Fiat-Chrysler после развода с Соллерсом нуждается в российской сборочной площадке — на ЗИЛе в таком случае окажутся Fiat Ducato и Iveco Daily, а также внедорожники Jeep. Hyundai рассчитывает на сборку средних и тяжелых грузовиков вдобавок к мощностям ТагАЗа и Автотора.

А по ЗИЛу плакать поздно.

Завод пал не под натиском элитного жилья и роскошных офисов, а от бессилия в условиях открытой конкуренции и «прозорливости» топ-менеджеров, чей годовой оклад, бывало, вдвое превышал задолженность по зарплате рабочим. В нынешнем виде ЗИЛ — это обуза для столицы: по итогам 2011 года убытки завода достигли 4,07 млрд рублей, которые восполняет правительство города, то есть московские налогоплательщики. А в бывших цехах — арендаторы: офисы, киностудии, склады и мастерские.

Не все радужно и с будущим «полуостровом».

Сейчас 290 «элитных» гектаров — это техногенный полигон, чтобы не сказать могильник: за почти век работы завода земля под цехами отравлена нефтепродуктами на много метров в глубину. Вдобавок, насколько нам известно, во времена Великой Отечественной войны и после нее под заводом были построены огромные бомбоубежища и даже производственные цеха, которые уже много лет как заброшены. Чтобы возвести на поверхности новые здания, все эти катакомбы придется разбирать и засыпать. Надеемся, что инвесторы, будущие жильцы и те, кто в итоге будет оздоровлять «полуостров», в курсе.

По проектам город возьмет на себя еще и 20% из тех 15 млрд долларов инвестиций, что понадобятся на организацию транспортной инфраструктуры, так как нынешний «полуостров» удален от ближайших станций метро почти на два километра, отделен от города рекой и Третьим транспортным кольцом.

И еще. Похоже, что сохранение автомобильного производства — «политическая» позиция столичного правительства. Но где гарантии, что МосАвтоЗИЛ станет безубыточным? Да что там гарантии, есть ли хотя бы предпосылки? В новое производство планируется вложить 12млрд рублей, то есть 300 млн евро. Для сравнения: компания Renault за восемь лет вложила в Автофрамос 500 млн евро. Но на бывшем Москвиче делают востребованные легковушки и кроссоверы. А откуда возьмется спрос на продукцию нового ЗИЛа мощностью 150 тысяч автомобилей в год, если весь «белый» рынок коммерческой техники в России в прошлом году составил 226 тысяч машин, а годовые продажи автомобилей Jeep и вовсе не превышают пяти тысяч?

В следующем году Заводу имени Лихачева исполняется 90 лет. Исполнилось бы: похоже, что за автомобильный ЗИЛ бокалы если и будут поднимать, то не чокаясь. А за «полуостров»?

Минувшей зимой, после принятия решения о застройке, цена одна акции ЗИЛа взлетела с 356 до 1040 рублей, но по мере обсуждения проекта быстро упала вдвое.
Такой территория ЗИЛа должна стать к 2020 году. Почти 60 гектаров пойдут под жилые здания, чуть меньше — под офисы и апартаменты, а на завод МосАвтоЗИЛ выделено 50-80 гектаров. Вдоль набережной Москвы-реки будет проложена подземная бессветофорная дорога, а через реку перекинут два автомобильных моста. Вдобавок в центре полуострова предусмотрена станция малого кольца МЖД, по которому уже в 2014 году обещают пустить пассажирские поезда, а рядом с комплексом Nagatino iLand будет открыта наземная станция метро 1. Третье транспортное кольцо 2. Центральная аллея превратится впешеходную зону 3. Выставочная галерея расположится всуществующем здании кузовного цеха 4. Ледовый дворец спорта на месте давно заброшенного цеха 5. Стадион займет место кузнечного цеха 6. Ж/д станция Кожухово будет отстроена заново 7. ТЭЦ будет расширена (мощность увеличится со 100 до 460 МВт) 8. Комплекс Nagatino iLand уже возводится на месте складов готовой продукции 9. МосАвтоЗИЛ займет территорию нынешних прессово-сварочного и окрасочного цехов, автосборочного корпуса и закрытого завода домашних холодильников 10. Москва-река 11. Комплекс Планета ЗИЛ на месте цеха переработки лома 12. Малое кольцо московской железной дороги 13. Офисы и апартаменты расположат вдоль аллеи на месте литейных цехов 14. Жилая застройка на месте прессового, арматурного, рессорно-пружинного и ремонтно-механического цеха

Устройство

Колесная база ЗИЛ 341412 в сравнении с предшественником не поменялась (4 на 2), что позволяло использовать автомобиль на грунтовом покрытии в и районах, где дороги полностью отсутствовали. Высокую проходимость удалось достичь благодаря установке колес с автоматической регулировкой давления в шинах.

На более поздних модификациях ЗИЛ 341412 устанавливали усиленную раму, делающую конструкцию устойчивой к повышенным нагрузкам. Изменение позволяло монтировать тяжелые надстройки и перевозить грузы большей массы. Тип подвески при этом не поменялся. Техника оснащалась передней и задней подвеской на полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами. Передняя подвеска также получила амортизаторы.

ЗИЛ 341412 комплектовался улучшенной 5-ступенчатой трансмиссией (5 скоростей вперед, 1 скорость назад) с 4 синхронизированными передачами, повышающими маневренность автомобиля. Переключение скоростей выполнялось плавно. В состав трансмиссии входило однодисковое сцепление с механическим приводом и периферийными нажимными пружинами.

Машина использовала 3 тормозные системы, которые не зависели друг от друга. В основной системе применялся 2-контурный пневматический привод, тормозные камеры, снабженные пружинными аккумуляторами и регулятор тормозных усилий. Торможение осуществлялось за счет барабанных механизмов. Запасная тормозная система была совмещена со стояночным тормозом с пружинными аккумуляторами и пневматическим приводом. Для прицепа автопоезда предусматривался отдельный одинарный или 2-проводной привод.

Кабина ЗИЛ 341412 цельнометаллическая и выполнена по схеме с передним расположением капота (располагается за мотором). В салоне довольно просторно. Спального места в кабине не предусмотрено. Внутри располагается диван на 3 места. Водительское кресло можно регулировать по высоте, назад и вперед. Салон имеет отопительную систему и вентиляцию, что позволяет работать в холодное время года и в жару. Рулевой механизм выполнен в виде рейки с зубчатой сошкой. В базовом исполнении устанавливается гидроусилитель руля, облегчающий поворот.

ЗИЛ 341412 используется как шасси для различных надстроек. В качестве кузова может устанавливаться деревянная платформа с откидными боковыми и задним бортами и металлическими поперечными брусьями. Дополнительно предлагаются надставные борта, увеличивающие объем кузова, и тент с каркасом, защищающий от осадков.

Почти новые грузовики ЗИЛ-133ГЯ можно приобрести всего за 750 тысяч рублей

Несмотря на то что автозавод ЗИЛ уже несколько лет официально не работает, в Сети периодически появляются объявления о продаже новых грузовиков. Вот и недавно разместили предложение, согласно которому желающие могут приобрести трехосные ЗИЛ-133ГЯ практически без пробега.

Грузовики этой серии, которые сейчас можно приобрести за 750 тысяч рублей без ПТС (доплата за паспорт составляет 100 тысяч рублей), поступили в госрезерв 25 лет назад. Те машины, которые недавно появились в продаже, в течение указанного срока были законсервированы в государственном резерве. Сообщается, что общий пробег грузовиков составляет всего 1,5 тысячи километров.

ЗИЛ-133ГЯ комплектуется дизельным мотором марки КАМАЗ. Эта же компания поставляла для грузовиков коробки передач с делителем. ЗИЛ-133ГЯ оснащается как межколесными, так и межосевыми блокираторами, благодаря которым автомобиль обладает хорошими внедорожными способностями. В частности, грузовик может без труда преодолевать заснеженные трассы или дороги с неоднородным покрытием. Общая грузоподъемность ЗИЛ-133ГЯ достигает десяти тонн.

В связи с тем что во время хранения часть деталей, устанавливаемых на машине, выходит из строя, продавец грузовиков в объявлении отметил, что перед публикованием предложения модернизировал автомобили. Так, грузовики получили новые покрышки и аккумуляторы.

Напомним, что появление ЗИЛ-133ГЯ во многом обусловлено было потребностью российского рынка в машинах с повышенной проходимостью. Но из-за сложившейся на тот момент ситуации в стране разработчикам модели при создании автомобиля пришлось использовать только то, что имелось у них в распоряжении. В результате на свет появился грузовик с кабиной от ЗИЛ-130 и двигателем КАМАЗ. Кроме того, создатели за счет удлинения рамы сделали автомобиль трехосным. Решение о выпуске такой оригинальной модели отчасти объясняется и тем, что инженеры в то время занимались проектированием совершенно нового грузовика ЗИЛ-170. Впрочем, этот автомобиль так и не появился на рынке, однако послужил основной для КАМАЗ 5320.

Первые грузовики серии ЗИЛ-133ГЯ вышли в продажу в 1975 году. С производства эти модели были сняты в 1999 году. Данная машина эксплуатировалась в разных условиях. В продажу даже выходили автобусы, построенные на базе ЗИЛа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: