Грозный МАЗ – непревзойденный 24-колесный ракетовоз СССР


МАЗ-МЗКТ-79221
Общие данные
ПроизводительМЗКТ МАЗ
Годы производства2000 — наст. время
КлассТягач
Иные обозначенияМАЗ-7922
Дизайн
Тип кузоваракетоносец
Платформагрузовая
Колёсная формула16 × 16 / 12 (3 передних, 3 задних)
Двигатель
ЯМЗ-847.10
Трансмиссия
гидромеханическая (4-ступенчатая + режим «Автомат»)[1]
Массово-габаритные характеристики
Длина22700 (оценочная)
Ширина3400 (оценочная)
Высота3300 (оценочная)
Клиренс475 мм
Масса44000 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость45 км/ч
Другая информация
Грузоподъёмность80000 кг
Расход топлива240 л (пустая), 300 л (с грузом)
Объём бака825 л
← МАЗ-7917
Медиафайлы на Викискладе

МАЗ-МЗКТ-79221

— специальное колёсное шасси большой грузоподъёмности производства Минского завода колёсных тягачей. Данное шасси использовано в составе подвижной пусковой установки для комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Разрабатывалось в 1996—1997 годах, серийный выпуск начат в 2000 году. Для монтажа гражданского оборудования выпускается модификация МЗКТ-79221-100.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 22700 мм;
  • ширина – 3400 мм;
  • высота – 3300 мм;
  • дорожный просвет – 475 мм.

Радиус поворота техники составляет 18500 мм. Для полного разворота машине достаточно площади в 34 кв.м.

Весовые показатели:

  • снаряженная масса – 44000 кг;
  • грузоподъемность – 80000 кг.

Максимальная скорость МЗКТ 79221 достигает 45 км/час. Полной заправки автомобилю хватает на 500 км пути. Предельный преодолеваемый брод составляет 1,1 м.

Ходовая часть

В качестве основы на шасси МАЗ-7907 используется хребтовая рама. В середине последней имеется горизонтальный шарнир, то есть она состоит из двух 6-осных частей. Такое устройство рамы позволило снизить изгибающие нагрузки в конструкции шасси. На фото в статье вы можете увидеть МАЗ-7907 сбоку.

В независимых рычажных подвесках его колёс используются гидропневматические элементы. Такая схема позволила обеспечить большой вертикальный ход подвески и высокую плавность движения. Дополнительно каждая пара бортовых колес МАЗ-7907 имеет пневматическую балансирную связь, что дополнительно улучшает параметры проходимости шасси.

Двигатель

Широкой линейки моторов для МЗКТ 79221 не предусмотрено. Шасси комплектуется исключительно дизельным мотором ЯМЗ-847.10 автомобильного типа. Для него характерен большой ресурс работы до капитального ремонта – порядка 5000 часов. Агрегат является частью серии 12-цилиндровых V-образных двигателей Ярославского моторного завода. Среди других особенностей мотора следует выделить наличие наддува, системы охлаждения жидкостного типа и непосредственного впрыска. Силовая установка выпускается без сцепления и коробки передач.

Характеристики двигателя ЯМЗ-847.10:

  • рабочий объем – 25,86 л;
  • номинальная мощность – 588 (800) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 3090 Нм;
  • диаметр цилиндра – 140 мм;
  • удельный расход топлива – 203 (149) г/кВт в час (г/л.с. в час).

В среднем машина расходует 160-200 л горючего на 100 км пути. Объем топливного бака составляет 825 л.

Примечания[ | ]

  1. 1234567891011121314151617181920Полковник Николай Качук.
    Крепя ракетно-ядерный щит Отечества (рус.) // Журнал Вооружённых Сил Республики Беларусь «Армия». — Минск, 2007. — Вып. 64. — № 6. — С. 48—53. — ISSN 1819-0790. Архивировано 3 января 2011 года.
  2. 12
    Экспериментальные и опытные двигатели на базе ГТД-1000 (рус.).
    Panzer-Marsch
    (20 марта 2002). Дата обращения 13 июля 2012.
  3. 1234В. Чехута.
    Магазин закрыт в связи с проездом катера // Грузовик Пресс. — 2007. — № 8. Архивировано 18 сентября 2010 года.
  4. Игорь Денисовец.
    МАЗ-7907
    (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    Автомодельное бюро
    . Дата обращения 13 июля 2012. Архивировано 13 февраля 2012 года.

Устройство

МЗКТ 79221 – сверхнадежная техника. Ходовая часть включает 16 ведущих колес, оснащенных шинами с переменным давлением. Колеса для 3 первых и 3 последних осей являются управляемыми, что делает технику невероятно маневренной. Это позволяет технике передвигаться по любому типу дорог и местности. Колебания из-за неровностей дороги амортизируются за счет гибкой рамы, отличающейся возможностью предсказуемой деформации. Оборудование на шасси крепится в 3 точках. Подобный способ позволяет минимизировать колебания без негативных последствий для прочности самих креплений.

Высота каждого колеса МЗКТ 79221 – порядка 2 м. Причем для повышения маневренности колеса передних осей поворачиваются влево, колеса задних осей – вправо. В базовом исполнении на шасси устанавливается система контроля давления в шинах. Для этого используются специальные насосы (накачка шин осуществляется прямо в процессе движения).

Для управления используется гидромеханическая коробка передач с возможностью автоматической работы. Переход на автоматический режим выполняется после того, как автомобиль набирает скорость более 10 км/час (2 первые ступени включаются вручную рычагом). Для выхода на максимальную скорость также придется перейти на ручной режим управления. Данная особенность необходима для оптимизации управления. Используемая трансмиссия представляет собой 4-диапазонный «автомат». При этом за задний и передней ход отвечает специальная клавиша.

Кабина МЗКТ 79221 располагается в передней части шасси и немного сдвинута влево. Все элементы салона сделаны из металла. Перечень оборудования не содержит ни электрических стеклоподъемников, ни кондиционера. В салоне техники все максимально упрощено, но различных кнопок и рычагов очень много. Для управления машиной потребуются усилия 3 человек (водителя и 2 помощников). Более того, обучиться вождению МЗКТ 79221 не так просто – навыками управления данной техникой овладевают целый год. Уровень комфорта в салоне не самый высокий, но достаточный для длительной работы. Рулевое колесо отличается большими размерами, но крутится очень легко. Ремней безопасности в технике не предусмотрено, но уровень пассивной безопасности у машины весом более 120 тонн и так запредельный. Также модель оснащается специальным бортовым компьютером, который контролирует состояние ходовой системы, мотора и регулирует давление в шинах.

МАЗ-7907: гигант ядерного апокалипсиса

Для создания ядерного щита в СССР не жалели никаких ресурсов. Так в 80-х годах появился огромный 24-колесный МАЗ предназначенный для транспортировки и запуска межконтинентальных ракет, способных поразить США

МАЗ-7907: гигант ядерного апокалипсиса

Разработка нового шасси для ракетного комплекса началась в Минске в самый разгар Холодной войны, в марте 1983 года. Самих ракет, для которых строилось шасси, на тот момент ещё не было. Правительство СССР выпустило постановление о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования спустя полгода, в августе 1983. Подвижный ракетный комплекс грунтового базирования получил официальное название «Целина-2» и неофициальное прозвище — «наш ответ Рейгану».

МАЗ-7907: гигант ядерного апокалипсиса

Первый экспериментальный образец МАЗ-7907 появился в 1985 году. К тому времени уже были известны ТТХ ракеты, которой оснащался комплекс. Снаряд весил без малого 105 тонн, имел длину 22,6 метра и диаметр 2,4 метра. Также конструкторам было необходимо взять в расчёт массу и габариты оборудования, для хранения, перевозки, подготовки и запуска ракеты. В результате, грузоподъёмность МАЗ-7907 составила 150 000 килограммов. Естественно, что габариты у машины были соответствующими: 28 метров в длину, 4,1 метра – в ширину и 4,4 метра – в высоту, клиренс составил 465 миллиметров. МАЗ-7907 стал единственной в мире машиной с 24 ведущими колёсами, каждое из которых имело диаметр 1,66 метра. При этом 16 колёс были управляемыми и питались энергией генератора, работавшего с помощью основного силового агрегата. Наименьший радиус разворота достигался благодаря тому, что сами колёса поворачивали в разные стороны: передние четыре пары колёс в сторону разворота, задние четыре пары – в противоположную сторону, четыре пары посередине оставались в прямом положении. Таким образом, при длине шасси в 28 метров радиус поворота составлял 27 метров. В качестве двигателя был использован усовершенствованный газотурбинный силовой агрегат от танка Т-80Б – ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 лошадиных сил. До МАЗ-7907 подобные двигатели на машинах такого типа никогда не применялись. Другой впечатляющей инновацией была уникальная трансмиссия. Двигатель приводил во вращение генератор переменного тока, который вырабатывал электроэнергию и питал всю электрическую трансмиссию, состоявшую из 24 синхронных электромоторов переменного тока с частотным регулированием, установленных внутри рамы по одному на каждое из колёс. Обладателю такой машины спешить бы явно никуда не пришлось, поэтому максимальная скорость МАЗ-7907 не превышала 25 километров в час.

МАЗ-7907 испытывали до 1987 года, параллельно дорабатывая гигантский автомобиль. К концу тестирования пробег экспериментального образца составлял 2054 километра. По сравнению с ближайшим аналогом (МАЗ-7906), получившееся шасси обладало рядом очевидных достоинств: меньшая нагрузка на оси, лёгкость в управлении, быстрый разгон (хоть и всего до 25 км/ч), лучшая шумо- и виброизоляция кабины, высокая надёжность, возможность перевозки по железной дороге.

МАЗ-7907: гигант ядерного апокалипсиса

Но вскоре Холодная война прекратилась, Советский Союз распался, и в вооружении масштаба «Целины-2» больше не было необходимости – так же, как и не было денег, чтобы это вооружение содержать. Проект был закрыт, хотя в 1996 году, пусть и не совсем успешно, пережил ещё один звёздный момент. Один из двух построенных МАЗ-7907 был использован в качестве транспорта для 40-метрового теплохода массой 88 тонн на расстояние 250 километров, от одного водоёма до другого. МАЗ-7907 доблестно справился с заданием, но на обратном пути вышли из строя электромоторы – сказалась разгрузка в условиях водоёма. Так что возвращать МАЗ-7907 на базу пришлось с помощью буксира. Из двух построенных шасси в 2006 году собрали одно, но окончательная реставрация машины так до сих пор и не проведена. Когда это наконец случится, МАЗ-7907 можно будет увидеть в музее Минского завода колёсных тягачей.

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Трансмиссия

Привод каждого колеса осуществлялся от индивидуального электродвигателя модели ДСТ180-6, мощностью 30 кВт каждый. Моторы были размещены внутри рамы и приводили колеса через полуоси с карданными шарнирами. В ступицах колес имелись планетарные редукторы. В конструкции трансмиссии были дополнительные согласующие редукторы.

Изначальный проект МАЗ-7907 предусматривал полноценное масляное охлаждение всех тяговых двигателей. Но на опытных машинах стояли двигатели с комбинированной воздушно-масляной системой отвода тепла. Блоки управления двигателями и их радиаторы размещались в охладительных модулях, установленных по бортам рамы в задней части шасси. Сверху эти устройства закрывались съёмными кожухами с продухами для подачи охлаждающего воздуха. На фотографии хорошо видны силовые кабели и трубопроводы системы охлаждения, идущие к модулям.

Колеса оснащались специальными шинами ВИ-207 с низким внутренним давлением, выпускавшимися на шинном заводе в Воронеже.

Дальнейшая судьба машин

Обе указанные машины долгое время находились на хранении на территории завода. Периодически они привлекались для выполнения различных уникальных работ. Одной из таких задач стала перевозка в 1996 году 90-тонного теплохода по маршруту протяженностью почти 250 км. Изначально шасси МАЗ-7907 должно было выступить в роли гигантского трейлера и буксироваться тягачом МЗКТ-79221. Но тот смог протащить автопоезд всего около 30 км, после чего вышел из строя.

Дальнейший путь в одну сторону шасси прошло самостоятельно. При разгрузке оно было загнано в воду безо всякой герметизации узлов. Такое испытание и долгий простой не пошли на пользу технике – на МАЗ-7907 отказали все тяговые электродвигатели, и машину привезли назад на завод на буксире. На фотографиях можно увидеть процесс перевозки теплохода.

В 2006 году из двух шасси было собрано одно, которое в настоящее время проходит восстановительный ремонт. По окончании ремонта рекордсмен МАЗ планируется выставить в музее завода колёсных тягачей МЗКТ Volat.

Система управления

Для поворота МАЗ-7907 используется уникальная система, в которой задействованы колеса четырех передних и четырёх задних осей. При осуществлении вращения руля колеса передних и задних осей поворачиваются в противоположные стороны.

Для правильной взаимной установки углов поворота здесь использована автоматическая система управления. Благодаря этому машина длиной в 28,1 метра вписывается в радиус поворота около 27 метров. По фотографии, представленной в статье, можно хорошо понять совместную кинематику поворотных колес на передних и задних осях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: