Потомок ракетовозаСамосвал МЗКТ-65151 «Волат»


Исторические факты

Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.

Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.

В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.

Маз 543 — тягач Ураган: технические характеристики, фото

Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ-543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый востребованный и распространенный тяжелый автомобиль Советской армии.

Высокая мощность, надежность конструкции, качество сборки и проходимость, приспособленность к эффективной эксплуатации в любых дорожных условиях и климатических зонах и относительно невысокая собственная масса, достигнутая путем широкого применения легированных сталей, алюминия и стеклопластика – вот основные преимущества этого грузовика.

Статьи / Военная техника Автомобиль с тысячью лиц: военные профессии тягачей МАЗВ предыдущей статье мы выяснили, что четырехосные седельные машины серии МАЗ-537 конструкции минского СКБ-1, производством которых занимался Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), заслужи… 20350 2 3 29.09.2016

Когда-то на военных парадах автомобили МАЗ-543 с новыми видами вооружения буквально каждый год преподносили иностранным наблюдателям очередные шокирующие «сюрпризы». До недавнего времени эти машины прочно удерживали свой высокий статус и до сих пор остаются на вооружении Российской армии.

К проектированию нового поколения тяжелых четырехосных машин СКБ-1 Минского автозавода под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника приступили в начале 1960-х, а организация производства 543-го семейства стала возможной лишь с передачей выпуска седельных тягачей МАЗ-537 на Курганский завод. Для сборки новой автотехники на МАЗе был образован секретный цех, позднее преобразованный в производство специальных колесных тягачей, а СКБ-1 превратилось в Управление главного конструктора № 2 (УГК-2).

Семейство МАЗ-543

По общей конструкции и агрегатной базе семейство МАЗ-543 являлось более быстроходной и маневренной транспортной модификацией седельных тягачей МАЗ-537Г, получившее модернизированные агрегаты, новые кабины и существенно увеличенную монтажную длину рамы. На шасси с оригинальной так называемой живой клепано-сварной рамой монтировали 525-сильный дизель Д12А-525А V12, автоматическую трансмиссию с модернизированным гидротрансформатором и трехступенчатой коробкой передач, новые дисковые колеса на торсионной подвеске с регулируемым давлением в широкопрофильных шинах.

Основу 543-го семейства составляли базовые шасси МАЗ-543, МАЗ-543А и МАЗ-543М с новыми стеклопластиковыми боковыми кабинами с обратным наклоном лобовых стекол, ставшими своеобразной «визитной карточкой» всей гаммы. Кабины имели правое и левое исполнения, а два члена экипажа располагались по оригинальной схеме тандем — на индивидуальных сиденьях друг за другом. Свободное пространство между ними использовалось под установку радиатора и размещение передней части ракеты. Все машины имели единый размер колесной базы 7,7 метра, с полной нагрузкой развивали скорость по шоссе 60 км/ч и расходовали 80 л топлива на 100 км.

МАЗ-543

Родоначальником 543-го семейства являлось «легкое» базовое шасси грузоподъемностью 19,1 т с незамысловатым индексом МАЗ-543. Первые шесть прототипов были собраны весной 1962 года и отправлены на волгоградский для монтажа ракетной системы. Выпуск машин МАЗ-543 начался осенью 1965-го. На них перед моторным отсеком стояли две изолированные друг от друга двухдверные кабины, что предопределило сравнительно небольшой передний свес (2,5 м) и монтажную длину рамы чуть более шести метров. Автомобили МАЗ-543 собрали в количестве 1 631 экземпляра.

В Народной армии ГДР на шасси МАЗ-543 монтировали короткие цельнометаллические кузова с тентом и усиленные сцепные приспособления, превращавшие их в мобильные ремонтно-эвакуационные средства или балластные тягачи.

На первом этапе главным предназначением этой версии являлось несение опытных ракетных комплексов оперативно-тактического звена. Первым из них стала макетная система комплекса 9К71 «Темп», за которой последовала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П117 нового комплекса 9К72.

На этой базе монтировали также первые образцы берегового ракетного комплекса «Рубеж», радиорелейной станции связи, пунктов боевого управления, войскового автокрана 9Т35, дизельных электростанций и т. д.

МАЗ-543А

В 1963 году первый образец шасси МАЗ-543А с полезной нагрузкой 19,4 т сразу же поступил под монтаж СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Темп-С», а потом служил основой для войсковых кузовов и надстроек. Его промышленное изготовление началось в 1966-м и два года спустя переросло в серийное производство.

Главным отличием машины от модели МАЗ-543 являлась незаметная со стороны перекомпоновка шасси путем небольшого продвижения обеих кабин вперед. Это привело к мизерному увеличению переднего свеса (всего на 93 мм) и удлинению полезной части рамы до семи метров. До середины 2000-х годов было выпущено свыше 2,6 тысяч шасси МАЗ-543А.

Главным и наиболее серьезным предназначением машины МАЗ-543А являлось несение пусковой установки 9П120 ОТРК «Темп-С» и входивших в ее состав транспортной и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), а также ТЗМ системы залпового огня «Смерч».

На этом автомобиле базировался расширенный набор военной техники: транспортно-установочные агрегаты, автокраны, подвижные командные пункты, машины связи и охраны ракетных комплексов, радиолокационные средства, мастерские, электростанции и другие.

Опытные и мелкосерийные машины семейства МАЗ-543

В конце 1960-х и начале 1970-х годов к 543-му семейству относилось несколько проходных экспериментальных и мелкосерийных модификаций. Первыми в алфавитном порядке являлись два опытных образца шасси МАЗ-543Б, построенные на базе МАЗ-543 и служившие для монтажа модернизированной пусковой установки 9П117М комплекса 9К72.

Главной новинкой был малоизвестный прототип МАЗ-543В с принципиально иной компоновкой и полезной нагрузкой 19,6 т, послуживший основой известного в будущем варианта МАЗ-543М. В отличие от предшественников, на нем впервые появилась единственная сдвинутая вперед двухместная кабина, расположенная с левой стороны рядом с моторным отсеком. Такая компоновка позволила существенно удлинить монтажную часть рамы под установку более крупного оборудования. Шасси МАЗ-543В собрали в количестве 233 экземпляров.

Для выполнения тыловых транспортных операций в Советской армии и народном хозяйстве в середине 1960-х был разработан многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П двойного назначения, выполнявший роль учебных машин или балластных тягачей для буксировки артиллерийских орудий и тяжелых прицепов.

К малоизвестным единичным прототипам, не получившим развития, относились шасси МАЗ-543Д с многотопливным вариантом штатного дизеля и экспериментальный «тропик» МАЗ-543Т для эксплуатации в горной и пустынной местности.

МАЗ-543М

В 1976 году, через два года после создания и испытаний опытного образца, родилось наиболее удачное, совершенное и эффективное шасси МАЗ-543М, сразу же поступившее в производство и на вооружение, а затем возглавившее всё 543-е семейство. От двух первых машин 543/543А новый автомобиль отличался установкой только одной левой кабины, расположенной рядом с моторным отсеком и сдвинутой на передний свес рамы, достигший своего максимума (2,8 м). При этом все агрегаты и узлы не претерпели изменений, а полезная нагрузка возросла до 22,2 т.

К немногочисленным модификациям этого автомобиля относилось пробное многоцелевое шасси с цельнометаллической бортовой платформой от гражданского грузовика МАЗ-7310 двойного назначения.

На долю МАЗ-543М приходились наиболее мощные и совершенные отечественные системы вооружения и многочисленные специализированные надстройки и кузова-фургоны. На нем монтировали самую мощную в мире боевую систему залпового огня «Смерч», пусковые установки берегового артиллерийского комплекса «Берег» и ракетного «Рубеж», несколько типов зенитных пусковых систем С-300 и т. д.

Самым же обширным был перечень вспомогательных средств обеспечения подвижных ракетных комплексов: мобильные командные пункты, машины обнаружения целей, связи, боевого дежурства, обороны и охраны, автономные мастерские и электростанции, передвижные столовые и общежития для боевого расчета и многие другие.

Пик производства машин МАЗ-543М пришелся на 1987 год. До середины 2000-х Минский автозавод собрал свыше 4,5 тыс. машин этой серии.

Распад Советского Союза привел к остановке серийного производства всех трех базовых шасси МАЗ-543, но их продолжали собирать небольшими партиями по заказам для восполнения парка списанной автотехники, а также для опробования на них новых перспективных систем вооружения. К середине 2000-х в Минске в общей сложности собрали более 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось около ста систем вооружения и военного оборудования. С 1986 года по лицензии сборка доработанных машин серии МАЗ-543 осуществляется китайской фирмой Wanshan под маркой WS-2400.

В 1990 году, накануне распада СССР, для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан многоцелевой 22-тонный прототип МАЗ-7930 с многотопливным двигателем V12 мощностью 500 л. с. и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, новой моноблочной кабиной и высокобортным стальным кузовом.

Тем временем 7 февраля 1991 года военное подразделение Минского автозавода было выведено из состава головного предприятия и преобразовано в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) с собственными производственными мощностями и научно-исследовательским центром. Несмотря на это, в 1994-м опытные образцы прошли испытания, через четыре года поступили в производство и в феврале 2003 года под маркой МЗКТ-7930 были приняты на снабжение Российской армии, где служат для монтажа новых видов вооружения и спецнадстроек.

До настоящего времени базовые машины семейства МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.

Фотографии без ссылок на источники — из архива автора.

Особенности тягача

Колесные автомобили военного назначения укомплектовываются силовыми агрегатами ЯМЗ-847. Они способны развивать мощность до 800 лошадиных сил. Полная масса составляет 120 тонн. По бездорожью тягач способен перевозить 80 тонн груза.

Тягач МЗКТ-79221 обладает огромными размерами. Его ширина составляет 3,4 метра. В длину он равен 22,7 метра. Движется за счет 16 колес, шины в которых с переменным давлением. Представить их размер можно, если узнать, что высота каждого такого изделия составляет почти 2 метра. Накачать воздухом такое колесо очень сложно. Поэтому установлены специальные насосы, которые накачают шины в случае поломки прямо на ходу. Давление в колесах контролируется встроенной системой. В случае ремонта необходимо соблюдать специально разработанный порядок действий при замене колеса МЗКТ-79221.

Из 8 осей 6 являются управляемыми (кроме двух центральных). Благодаря этому значительно уменьшился радиус разворота. Он практически равен данному параметру, характерному для четырехосного грузовика. Радиус поворота тягача равен 18 м. Для разворота автомобилю достаточно участка площадью 34 м2. За счет этого маневренность для тягача подобных размеров находится на высоте. Для улучшения данного показателя используется интересная система поворота колеса. В то время, когда колеса, установленные на первых осях, поворачиваются в одну сторону, колеса задних осей поворачиваются в противоположную.

Все неровности дороги сглаживаются за счет колес с большим диаметром, подвески и гибкой рамы, которая способна предсказуемо деформироваться. С этой же целью элементы крепятся к шасси в трех точках.

Приемочное испытание грузовик прошел с положительной отметкой. Поэтому его рекомендовали к серийному производству.

Модификации

Существует несколько модификаций:

  • 6501А8;
  • 6501А9;
  • 6501В5;
  • 6501С9;
  • 650108;
  • 650128;
  • 650185.

МАЗ-6501А8

Технические показатели модификации МАЗ-6501А8-325-000:

Средний расход топлива32 л
Количество колес6
Ведущие колеса4
Автопоезд57 100 кг
Нагрузка на переднюю ось7 500 кг
Нагрузка на задний мост22 600 кг
Снаряженная масса14 025 кг
Максимальный вес груза16 000 кг
Объем кузова33 м³
Модель мотораЯМЗ-6581.10
Экологический стандартЕвро-3
Мощность силового агрегата400 л. с.
КППZF16S1650
Тип коробки передачМеханический
Передаточное число мостов ведущего типа4,2
Бак для топлива500 л
Вес30 100 кг
Шины315/80R22,5
Максимальная скорость движения85 км/ч
ТахографЕсть
Ограничитель скоростиЕсть
Тип колесПневматические
Температурный режим-30°…+30°С
ТНВДПневматический гидроусилитель руля
Тип разгрузкиБоковой

Модификация агрегата

МАЗ-6501А9

Технические параметры модели МАЗ-6501А9:

Колесная формула автомобиля6х4
Распределение массы на передний мост7 500 кг
Распределение массы на заднюю телегу26 000 кг
Снаряженный вес транспорта13 125 кг
Наибольшая грузоподъемность20 300 кг
Модель силового агрегатаЯМЗ-650.10
Международный экологический стандартЕвро-3
Мощность412 л. с.
Модель трансмиссииZF 16S2220
Количество скоростей16
Передаточное число ведущих мостов4,59
Скорость движения90 км/ч
Вместимость грузовой платформы11 м³
Тормозная системаАБС
Объем бака для топливной жидкости300 л
Размер шин12.00R20
Буксирный механизмЕсть
Шумоизоляция в кабинеЕсть
ТахографЕсть
Система ограничения скоростиЕсть
Количество цилиндров8
Габариты7,75х3,3х2,55 м
Масса33 500 кг

Модификация машины

МАЗ-6501В5

Параметры и показатели модели МАЗ-6501В5-481-000:

Тип кузоваСамосвал
Колесная формула6х4
Давление на передний мост7 000 кг
Давление на задний мост26 000 кг
Снаряженная масса12 575 кг
Наибольший вес поднимаемого груза21 000 кг
Длина переднего свеса1,4 м
Колесная база3,2+1,4 м
Длина заднего свеса1,55 м
РазгрузкаЗадняя
ТурбонаддувЕсть
Количество цилиндрических элементов6
Мощность310 л. с.
Объем рабочего органа6 650 см³
Экологический стандартЕвро-4
Размеры7,55х2,55х3,15 м
Вес33500 кг

Один из видов машины

Технические параметры МАЗ-6501В5-441-000:

Мощность мотора300 л.с.
Модель КПП9JS13STA
Количество скоростей9
Тип сцепного механизмаФрикционный, однодисковый
Передаточное число6,4
Гидроусилитель руляЕсть
Тормозная системаБарабанного типа
Стабилизатор механизма подвескиЕсть
Бак300 л

МАЗ-6501В9

Технические показатели самосвала МАЗ-6501В9-8420-000:

Количество колес6
Ведущие колеса4
Нагрузка, оказываемая на переднюю ось7500 кг
Нагрузка, оказываемая на заднюю телегу26000 кг
Снаряженная масса13425 кг
Допустимый вес поднимаемого груза20000 кг
Грузовая платформа20 м³
Модель двигателяЯМЗ-653.10
Экологический стандартЕвро-5
Мощность412 л. с.
Наибольший крутящий момент1900 Нм
Частота вращения коленчатого вала2200 об/мин
Модель КППZF 16S2520TO
Коробка передачМеханическая
Количество передач КП16
Передаточное число4,59
Размер шин12.00R20
Объем бака для топлива300 л
Максимальная скорость движения85 км/ч
Тип платформыКороб
Рессорная подвеска заднего типа26 т
ТурбонаддувЕсть
Тормозной механизмАБС
Масса33500 кг

МАЗ-6501С9

Технические параметры данной модели:

Колесная формула6х4
Наибольший допустимый вес груза19500 кг
Объем грузовой платформы20 м³
Модель силового агрегатаЯМЗ-653.10
Мощность двигателя420 л. с.
Модель коробки передачZF 16S2520TO
Размер шин315/80R22,5
Форма платформыП-образная, короб
ТурбонаддувЕсть
Промежуточная система охлажденияЕсть
СцеплениеФрикционное
Управление КППМеханическое, дистанционное
Объем бака для топливной жидкости310 л
НагрузкаНа переднюю ось — 7050 кгНа заднюю телегу — 19500 кг
Тип колесПневматические
Частота вращения коленчатого вала2 000 об/мин
Тип кузоваСамосвал
Тип используемого топливаДизель
Расход рабочей жидкостиЗимой — 33 лЛетом — 26 л
Вес33500 кг

Модификация самосвала

МАЗ-650108

Особенности параметров и показателей МАЗ-650108:

Средний расход топливной жидкости30 л
Количество колес6
Ведущие колеса4
Автопоезд60 500 кг
Нагрузка на переднюю ось7 500 кг
Нагрузка на задний мост26 000 кг
Снаряженная масса13 350 кг
Максимальный вес груза20 000 кг
Объем кузова11 м³
Модель мотораЯМЗ-7511.10
Экологический стандартЕвро-2
Мощность силового агрегата400 л. с.
КППЯМЗ-239
Тип коробки передачМеханический
Передаточное число мостов ведущего типа5,33
Объем бака для топливной жидкости300 л
Вес33 500 кг
Шины12.00R20
Максимальная скорость движения92 км/ч
ТахографЕсть
Ограничитель скоростиЕсть
Тип колесПневматические
Температурный режим-35°…+40°С
ТНВДПневматический гидроусилитель руля
Тип разгрузкиБоковой

Грузовая машина

МАЗ-650128

Параметры и показатели модели:

Колесная формула6х4
Наибольший допустимый вес груза19700 кг
Объем грузовой платформы20 м³
Модель силового агрегатаWP 12.430Е50
Мощность двигателя316 лошадиных сил
Модель коробки передач12JS200TA
Размер шин315/80R22,5
Форма платформыКороб
Частота вращения коленчатого вала2 200 оборотов в минуту
ТурбонаддувЕсть
Промежуточная система охлажденияЕсть
СцеплениеФрикционное, однодисковое
Управление КППМеханическое, дистанционное
Объем бака для топливной жидкости300 л
Нагрузка26000 кг
Тип колесПневматические
Передаточное число6,03
Тип кузоваСамосвал
Тип используемого топливаДизель
Расход рабочей жидкости30 л
Вес33500 кг
Количество цилиндрических элементов6
Расположение цилиндровV-образное

Еще одна модификация машины

МАЗ-650185

Технические показатели грузовика-самосвала:

Количество колес6
Ведущие колеса4
Нагрузка, оказываемая на переднюю ось7 600 кг
Нагрузка, оказываемая на заднюю телегу18 000 кг
Снаряженная масса14 000 кг
Допустимый вес поднимаемого груза18 000 кг
Объем грузовой платформы19 м³
Модель двигателяЯМЗ-7511
Экологический стандартЕвро-4
Мощность385 л. с.
Наибольший крутящий момент1985 Нм
Частота вращения коленчатого вала2 100 об/мин
Модель КПП12JS200TA
Коробка передачМеханическая
Количество передач КП16
Передаточное число6,03
Размер шин315/80R22,5
Объем бака для топлива310 л
Максимальная скорость движения95 км/ч
Тип платформыКороб
Рессорная подвеска заднего типаЕсть
Масса30000 кг
ТурбонаддувЕсть

Вид самосвала

Силовой агрегат и коробка передач

На тягач МЗКТ-79221 устанавливается дизельный мотор с турбонаддувом ЯМЗ-847,10. Двигатель четырехтактный с непосредственным впрыском топлива. Охлаждение силового агрегата жидкостного типа. Вырабатываемая им мощность достигает 800 л. с. Объем двигателя равен 25,8 л.

При движении «в пустую» тягач потребляет 240 л. В состоянии полной загруженности расход увеличивается до 300 л. Емкость топливного бака составляет 825 л. Топлива достаточно, чтобы тягач мог двигаться 500 км без остановок.

Коробка передач автоматическая. Но в автоматическом режиме передачи переключаются только после того, как скорость движения тягача будет выше 10 км/ч. Чтобы развить максимальную скорость, необходимо также переключать передачи в ручном режиме. Рабочий интервал КПП разделен на 4 диапазона. Движение вперед или назад регулируется дополнительной кнопкой.

Кабина размещена в передней части, слегка сдвинута в левую сторону. Салон оборудован металлическими элементами. Нет ни стеклоподъемников, ни кондиционера. Управлять тягачом должны трое человек (один водитель и двое помощников), Салон практически полностью заполнен различными кнопками и рычагами. Причем обучение управлению длится год. Во время движения водитель должен выполнять все действия «на опережение».

5:04 / 11.03.18 Комментарий к фоторепортажу Алексея Китаева «Тактический автомобиль МЗКТ-600203»

23 февраля на 84-м году жизни скончался главный инженер-конструктор «АвтоВАЗа» Георгий Константинович Мирзоев кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент Российской инженерной академии. Конструктор работал над созданием легендарных автомобилей ВАЗ-2121 «Нива», «пятым» и «восьмым» поколениями ВАЗ, «десяткой», «Окой» и ВАЗ-2123, известным как «Шевроле-Нива», в период с 1976 по 1988 год.

Георгий Константинович Мирзоев / Фото: Carzclub.ru

Светлой памяти этого легендарного человека посвящается данная статья. [1]

22 февраля 2020 года в информационном агентстве Оружие России опубликован фоторепортаж [2] Алексея Китаева «Тактический автомобиль МЗКТ-600203».

Впервые о этих машинах читатель мог узнать из статьи Дмитрия Гладкого «Volat на IDEX-2015. Премьера МЗКТ-600203», опубликованной в издании Машинный парк mpark.pro 26 февраля 2020 года. [3]

В статье сообщалось, что сам по себе МЗКТ-600103

был разработан еще в 2008 году, а первое его появление на публике состоялось в 2009-м. В дальнейшем на базе этого шасси были построены спецмашина для транспортировки взрывоопасных предметов «Скарабей» и командно-штабная машина.

Предлагается поближе познакомиться с этими машинами. Давайте рассмотрим их тактико-технические характеристики (ТТХ).[4]

Volat презентовал 2 автомобиля перспективного поколения многоцелевых унифицированных шасси в новом дизайнерском исполнении на IDEX-2015.

Семейство «6001» — МЗКТ 500200 (4×4) Фото: www.volatdefence.com

В рамках семейства «6001» были созданы сразу несколько унифицированных шасси с колесной формулой от 4х4 до 8х8, пригодные для перевозки грузов или людей, либо для монтажа специального оборудования. К настоящему времени линейка МЗКТ-6001 включает в себя пять образцов автомобильной техники.[5]

Базовый МЗКТ-600103 с колесной формулой 6х6 / Фото: mpark.pro

К отличительным особенностям этих машин относятся: уникальная подвеска МЗКТ-600103 — гидропневматический вариант. Разработчики называют ее даже не совсем подвеской, а ходовым модулем. Этот ходовой модуль устанавливается, например, на новейший российский бронеавтомобиль Урал «Тайфун-У», право применения которого МЗКТ получил в результате сотрудничества с ОАО «УралАЗ».

Так выглядит уникальная подвеска МЗКТ-600103 на «рентгене». Здесь показан гидропневматический вариант. Разработчики называют ее даже не совсем подвеской, а ходовым модулем / Изображение: mpark.pro

МЗКТ-600103, показанный на IDEX 2020, заметно отличается внешне от ранее демонстрировавшихся машин. Применена каркасно-панельная кабина (идея заимствованная от ОАО «АЗ «УралАЗ»). Такая кабина позволяет применять дифференцированное бронирование. Изменен экстерьер кабины, в крыше появился люк, интерьер также доработан.

МЗКТ-600103, показанный на IDEX 2020 / Фото: mpark.pro

Семейство МЗКТ-6001 – это модельный ряд унифицированных колесных шасси дорожного габарита. Ключевой особенностью автомобилей семейства является использование инновационной независимой подвески Volat. Шасси оборудованы автоматической коробкой переключения передач собственной разработки.

Совокупность высокой проходимости, плавности хода и скорости движения по бездорожью делает шасси данного семейства идеальным вариантом для размещения дорогостоящего и прихотливого оборудования, которое нуждается в повышенной мобильности.

Компоновка данных автомобилей наглядно отражает возможность широкого выбора комплектующих от ведущих производителей мира.

Volat оснащает шасси семейства МЗКТ-6001 не только передовыми технологиями, улучшающими ходовые характеристики машин, но и кабинами с обновленным экстерьером и повышенным уровнем комфорта.

Изображение: mpark.pro

Технические характеристики шасси специального полноприводного МЗКТ-600103

Колёсная формула6 Х 6
Грузоподъёмность, кГ12500
Снаряжённая масса, кг13300
Полная масса (экипаж 2 человека), кг26000
Распределение полной массы по осям, кг:первая ось — 8000; вторая ось — 9000; третья ось — 9000
Максимальная скорость, км/ч110
Минимальная устойчивая скорость, км/ч5
Габариты (Ш/В/Д), мм*2550/3195/9470
Клиренс, мм420
Брод, м:1,4 — с ходу; 1,8 — с подготовкой
Минимальный радиус поворота по оси переднего внешнего колеса не долее, м11,5
Количество и емкость баков, л2 Х270
Запас хода по контрольному расходу топлива, км1000
Максим. угол подъёма, град./проценты35 /70
ДвигательЯМЗ-7513
Типдизельный, V-образный с турбонаддувом (с охлаждением нагнетаемого воздуха)
Число цилиндров8
Максимальная мощность, кВт (л.с.)309 (420) при 1900 об/мин
Максимальный крутящий момент, Н х м (кГс х м)1765 (180)
Предпусковой подогревательПЖД-30 (по требованию заказчика)
ТрансмиссияГМП – 4361
Типавтоматическая (гидромеханическая)
Число передач 6 (вперёд), 1 (назад)6 (вперёд), 1 (назад)
Диапазон4,15 – 0,63
Раздаточная коробкас блокируемым межосевым дифференциалом
Число передач2
Передаточные числа1,601 – 1,0
Ведущие мостыразрезные, с центральными редукторами, полуосевыми карданными валами и колёсными передачами, с межосевыми и межколёсными дифференциалами с принудительной блокировкой
Подвесканезависимая, гидропневматическая, с регулируемым клиренсом
Колёсаоборудованы системой типа «bead-lock»
Шины16.00R20, бескамерные, с универсальным протектором, с регулированием давлением из кабины
Рулевое управлениес гидравлическим усилителем, с механической связью между управляемыми колёсами, распределителем, с дублирующим насосом
Тормозная системаколодочные механизмы на колёсах, 2-х контурная схема с пневмогидравлическим приводом, с АБС, запасная (она и стояночная) система, вспомогательная (моторный тормоз)
Рамалонжеронного типа, с передним и задним буксирными устройствами
Кабина2+1 место, каркасно-панельная, металлическая, отапливаемая, опрокидываемая, оборудована климатической установкой
Электрооборудование24 В. Однопроводная (2-ух проводная для розеток переносных ламп)
Аккумуляторная батарея2 шт. 190 А/ч 24 В
Дополнительное оборудованиеЛебёдка самовытаскивания (гидравлическая)

Примечание: * ширина машины дана по внешним бортам шин, высота – по тенту.
Следующим автомобилем, показанным на IDEX 2020, является абсолютно новая модель МЗКТ-600203 с колесной формулой 8х8.

Новинка и премьера выставки IDEX — 2020. Долгожданный четырехосник из семейства 6001 / Фото: mpark.pro

Автомобиль предназначен под монтаж и транспортирование специального оборудования по всем видам дорог и разведанной местности при температурах окружающего воздуха от -40ºС до +55ºС. Машина оснащена шинами Run Flat (такие шины с утолщёнными бортами мировые производители позаимствовали от советского БТР-80), шины позволяют МЗКТ-600203 без проблем добраться до точки назначения даже на спущенных шинах.

У шасси те же преимущества по подвеске, а грузоподъемность увеличена до 16,5 т. / Изображение: mpark.pro

МЗКТ-600203 (8х8) / Фото: topwar.ru

03-6 схема.jpg

Автомобиль предназначен для эксплуатации с прицепами массой до 16 т.

Изображение: mpark.pro

Технические характеристики шасси МЗКТ-600203. Колёсная формула 8 Х 8

Грузоподъёмность, кГ17000
Снаряженная масса (без экипажа), кг17000
Полная масса (экипаж 2 чел.), кг34000
Распределение полной массы по осям, кг:первая ось – 8000; вторая ось – 8000; третья ось — 9000; четвёртая ось – 9000
Максимальная скорость, км/ч105
Минимальная устойчиваая скорость, км/ч5
Минимальный габаритный радиус поворота по оси переднего колеса внешнего, м12,8
Габариты (Ш/В/Д), мм*2550/3430/9430
Брод, м:1,5 — с ходу; 1,8 — с подготовкой
Клиренс, мм370
Количество и емкость топливных баков, л2 х 312
Запас хода по контрольному расходу топлива, км1000
Максимальный угол подъёма, град. / процент35/70
ДвигательCATERPILLAR C13
Типдизельный, рядный, с турбонаддувом и охлаждением надуваемого воздуха
Число цилиндров6
Максимальная мощность, кВт (л.с.)403 (540) при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент, Н х м2466
Трансмиссияавтоматическая (гидромеханическая) Allison 4500SP
Число передач6 (вперёд), 1 (назад)
Диапазон4,40 – 0,65
Раздаточная коробка2 шт. с блокируемым межосевым дифференциалом
Число передач2
Передаточные числа1,57 – 0,99
Ведущие мостыразрезные, с центральными редукторами, полуосевыми карданными валами и колёсными передачами, с межосевыми и межколёсными дифференциалами с принудительной блокировкой
Подвесканезависимая пружинная
Колёса16.00R20 с универсальным протектором с регулируемым давлением из кабины, выполнены по технологии Run Flat
Рулевое управлениес гидравлическим усилителем, с механической связью между управляемыми колёсами, распределителем, с дублирующим насосом
Тормозные системыколодочные тормозные механизмы колёс, с АБС, пневмогидравлическим приводом, 2-ух контурная схема, запасная система (она и стояночная), вспомогательная система (моторный тормоз)
Рамалонжеронного типа, с передним и задним буксирными устройствами
Кабинакаркасно-панельная, металлическая, отапливаемая, опрокидываемая, оборудована климатической установкой
Число мест2 + 1
Электрооборудование24 В, электропроводка однопроводная (2-ух проводная для розеток переносных ламп)
Аккумуляторные батареи2 шт., 190 Ач/24 В
Дополнительное оборудованиелебёдка самовытаскивания гидравлическая

Примечание: *
ширина машины дана по внешним бортам шин, высота – по тенту

Далее представляется интересным сравнить минские тактические автомобили с наиболее массовыми армейскими машинами Уральского автозавода. Сравнение представляется необходимым провести с Урал NEXT 4320-6951-70 с колёсной формулой 6 Х 6 и с новыми машинами семейства «Торнадо-У».

Урал NEXT 4320-6951-70 с колёсной формулой 6 Х 6 / Фото: St-kt.ru

В 2020 году автозавод начал производство нового семейства грузовиков «Урал NEXT». В конструкцию автомобилей внедрено около 50 изменений и технологических улучшений. Кабина для нового поколения уральских вездеходов разработана в Объединенном инженерном на основе кабин автомобилей «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», серийное производство кабинного модуля «Урала» ведется на мощностях Горьковского автозавода, современный двигатель ЯМЗ-536 производится на Ярославском моторном заводе, также входящем в «Группу ГАЗ».

Урал NEXT 4320-6951-70 с колёсной формулой 6 Х 6 / Фото: St-kt.ru

Чем примечательны эти кабины? В отличии от ГАЗелевских и ГАЗовских кабин, они – трёхместные. Оперение выполнено пластиковым, а сами кабины – каркасно-панельные, металлические и имеют возможность навешивания бронелистов, для защиты водителя и пассажиров от пуль стрелкового оружия. Сидение водителя имеет пневмоподвеску, крепление кабины – на резино-металлических опорах. Внутри кабина имеет кондиционер, магнитолу с USB разъёмом. Каркасно-панельные обычные гражданские кабины и капоты становятся способными защищать силовую установку, водителя и пассажиров от бронебойных пуль калибром 7,62 мм и мелких осколков после навески на них бронелистов.

Урал NEXT 4320-6951-70 с колёсной формулой 6 Х 6 / Изображение: St-kt.ru

Тактико-техническая характеристика Урал NEXT 4320-6951-70

Базовое шассиУрал NEXT 4320-6951-74
Колёсная формула6 х 6
Полная масса, кг22500
Масса в снаряженном состоянии, кг8500
ДвигательЯМЗ-53602-10 (ЕВРО-4), рядный, 6-цилиндровый, Объёмом 6,7 л.
Тип двигателядизельный, Евро-4
Мощность, л.с. (кВт)250 (312/285) при 2300 об/мин
Ёмкость топливного бака, л300
Коробка передач (модель)ZF-9S1310T0
Тип КППмеханическая, 9-ступенчатая
Раздаточная коробкамеханическая, 2-ступенчатая, с понижающей передачей, с блокируемым межосевым дифференциалом ( высш.пер.- 1,04; низш. пер – 2,15)
Привод тормозной системыпневматический
Рабочая тормозная системапневматический 2-х контурный привод с АБС, тормозные механизмы колёс – барабанные
Шины425/85 R21
Габариты (дл/шир/высота), мм9000/2500/2952
Клиренс, мм400
Колея (задняя / передняя), мм2000/2000
Брод, м:без подготовки – 0,7; с подготовкой – 1,2
Дополнительное оборудованиелебёдка заднего расположения

С «Торнадо» ситуация следующая. На вооружении российской армии состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г» – модернизированная РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм – и «Торнадо-С» – модернизированная РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм. Обе системы смонтированы на шасси Урал-4320, разработанном еще в 1977 году.

Урал-63704-0010 «Торнадо-У» / Фото: St-kt.ru

На Международном военно-техническом форуме в 2020 году был впервые публично продемонстрирован автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704-0010 «Торнадо-У». Этой модели нет на официальном сайте авто, поскольку машина изначально предназначалась для транспортировки вооружений, а также военной и специальной техники, а не для продажи на «гражданке».[6]

Фото: St-kt.ru

Та же механическая КПП и двухступенчатая механическая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколёсных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту. Подвеска, в отличие от «Тайфуна-У», – зависимая, рессорная. Рабочая тормозная система – двухконтурная с пневматическим приводом и АБС. Как утверждает главный конструктор по военной технике Олег Якупов, при производстве «Торнадо-У» применяются только российские комплектующие.

Попытки заменить шасси второй половины ХХ века на более современное предпринимались неоднократно. Поэтому неудивительно, что новое оригинальное шасси от Уральского автозавода получило унифицированное название «Торнадо-У», в качестве специально созданного для систем залпового огня «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».

В качестве одной из главных особенностей машины производитель называет кабину: она капотная, каркасно-панельная, трехместная, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования. Имеется возможность установки на кабину комплекта дополнительной защиты (КДЗ) – брони 5-го класса защиты по ГОСТ 50963-96 (от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, выпущенных из АКМ с расстояния 5-10 м).

УРАЛ 63704-0010 «ТОРНАДО-У» Колёсная формула 6 х 6 / Фото: St-kt.ru

ТТХ автомобиля многоцелевого назначения УРАЛ 63704-0010 «ТОРНАДО-У»

Колёсная формула6 х 6
Грузоподъёмность, кГ16000
Полная масса, кг30000
Распределение полной массы, кг:на передний мост – 12000; на тележку ср. и задн. мостов – 22500
Масса буксируемого прицепа, кг12000
Максимальная скорость, не менее, км/ч100
Двигатель:ЯМЗ-652 (вероятно форсирован), тип; мощность, не менее, кВт (Л.С.) 323(440); дизельный, рядный; 6-ти цилиндровый, многотопливный
Трансмиссиямеханическая КПП, 2-х ступенчатая РК с межосевым блокируемым дифференциалом, ведущие мосты с центральным и колёсными редукторами, с блокировкой межколёсных дифференциалов с межосевой блокировкой на среднем мосту
Подвесказависимая, рессорная
Рабочая тормозная система2-ух контурная, с пневмоприводом и АБ
Кабинакапотная, каркасно-панельная, 3-х местная, С возможностью установки КДЗ, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования
Шины16.00 R 20 с рисунком повышенной Проходимости
Ёмкость топливных баков, л(не менее) 400
Запас хода по контрольному расходу топлива, км1000
Габариты (Д/Ш/В), мм9000/2500/2952
Клиренс, мм400
Преодолеваемые препятствия:подъём, процентов — 60; брод, м — не менее 1,8

Далее, что касается машины с колёсной формулой 8 Х 8, то «Торнадо-У» с колесной формулой 8х8 на пружинной подвеске задних осей, информация о этой машине (концепткар впервые показан на выставке Форума Минобороны россии в 2020 году) появилась в интернете в начале осени 2020 года. На выставке перспективный седельный тягач имеет необычную схему расположения осей: одна спереди и три сзади.[7]

Для читателей вполне понятно, что пока машины семейства «Торнадо-У» с колёсными формулами 4 Х 4 и 8 Х 8 находятся в стадии проектирования и создания опытных образцов, то их ТТХ не раскрываются и не публикуются в открытой печати.

Однако, следует понимать, что у конструкторов ОАО «АЗ «УРАЛ» в запасниках имеется масса наработок по новым машинам, к примеру, таких, как плавающий Урал-4320П.[8]

Так, что если МО РФ потребует создать даже плавающий тактический автомобиль в семействе «Торнадо-У», то на предприятии готовы такие машины поставить в армию.() Далее представляется возможным сравнить машины, производимые в Минске, с наиболее распространёнными в армии машинами ОАО «АЗ «УРАЛ».

По предназначению

. Из ТТХ и заводского описания условий эксплуатации следует, что автомобили МЗКТ-600103 и МЗКТ-600203 предназначены для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -40 до +55 градусов Цельсия. Из этого вытекает, что машины будут непригодны к эксплуатации в условиях Сибири, Дальнего Востока и Заполярья. Скорее всего белорусские производители в большей степени ориентируются на европейских и африканских потребителей.

По конструкции

. Уральские машины производятся с соблюдением требований ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию по назначению в любое время года и суток при безгаражном хранении: — при рабочих температурах окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 °С — запыленности воздуха до 1,5 г/м3 и скорости ветра до 20 м/с — в горной местности (с превышением над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м), с соответствующим снижением показателей тягово-динамических характеристик и топливной экономичности, — при относительной влажности воздуха до 100 % при температуре до 25 °С — при интенсивности осадков 180 мм/ч — при интегральной плотности теплового потока 1125 (0,027) Вт/м2 (кал/см2.с).[9] Эти данные подтверждены при испытаниях и опытной эксплуатации в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и экспедицией ГАБТУ МО РФ на Эльбрус в 2020. году. [10] Уральские автомобили, предназначенные для оснащения ВС РФ положительно зарекомендовали себя в ходе испытаний.

Минские производители предлагают свои машины в качестве тактических автомобилей, предназначенных и для использования на дорогах общего назначения. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Для машин, предназначенных для движения по этим дорогам накладываются ограничения по габаритам. Так ширина транспортного средства не должна превышать 2,55 метра.[11] Пункт23.5 гласит: «Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными «правилами»».

Из выше упомянутой статьи от ОАО МЗКТ (смотри источник 4) становиться очевидным, что реально габарит по ширине у машин Volat больше, хотя бы из-за выступающих за предельный размер отбортовки крыльев и зеркал.

В то время как отечественные УРАЛы вкладываются в нормы по габариту.

Двигатели автомобилей Volat соответствуют экологическому классу 3 (Caterpillar C-13) и экологическому классу 2 (ЯМЗ-7513), в то время как на Эльбрус поднимался Урал Next с целью проверить, как поведёт себя на высоте двигатель выполненный по нормам экологического класса 5.

По размещению силовой установки, на автомобилях Volat она размещается между кабиной и кузовом. Такое размещение имеет свои минусы. Во-первых, значительно снижается длина грузовой платформы. Во-вторых, поднятие двигателей выше рамы приводит к перемещению центра тяжести вверх от дороги. Видимо по этой причине минские производители не указывают предельный угол бокового крена.

По ходовой части

. На автомобилях Volat применена независимая подвеска колёс, в то время как все Уралы имеют рессорную мостовую схему. Независимая подвеска даёт очевидное повышение скорости движения, особенно на пересечённой местности, и защищает машину от раскачивания кузова при наезде на неровности местности – явное преимущество. Применённая на МЗКТ-600203 (модификация 600201) схема приблизительно равно разнесённых по бортам машины колёс способствует повышению её живучести при потере от подрыва одного из колёс (автомобиль способен выполнять боевую задачу). Эта же схема обеспечивает лучшую траншееходимость машины.

Применение боестойких шин (с увеличенной толщиной борта) даёт возможность двигаться даже при атмосферном давлении воздуха в шине – явное преимущество. Но такие шины не могут в значительной степени разплющиваться, что снижает проходимость по грунтам с низкой несущей способностью (удельное давление на грунт больше, чем у обычных шин).

По дополнительному оборудованию

. Применение на МЗКТ-600203 камер кругового обзора значительно облегчает управление машиной.

По экономическим показателям

. Эффективность применения грузовой машины можно оценить по коэффициенту использования веса (отношение веса перевозимого груза к весу машины в снаряженном состоянии).

Для МЗКТ-600103 этот коэффициент равен 0,94; для МЗКТ-600203 – 1,0; для Урал Next 4320-6951-74 – 1.67; для Урал 63704-0010 «Торнадо-У» -1,14. То есть, Уралы перевозят груз больший, чем их масса в снаряжённом состоянии, их экономические показатели выше, чем у машин МЗКТ и находятся на уровне лучших мировых образцов.

Выводы:

  1. Минские машины в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к тактическим автомобилям.
  2. По ряду показателей: независимая подвеска колёс, приблизительно равномерное распределение колёс по бортам автомобиля, применение камер бокового обзора минские машины превосходят уральские.
  3. На уральских машинах применяются более современные силовые установки.
  4. Минские машины не могут в России использоваться по дорогам общего назначения из-за большой ширины, уральские машины для этих дорог приспособлены.
  5. Минские машины не предназначены для эксплуатации в районах Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Арктики, уральские машины для этих климатический условий приспособлены.
  6. Экономические показатели уральских машин выше, чем у минских.

Автор: полковник кандидат наук Анатолий Черкашин.
При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Статья Екатерины Михайловой «Умер советский конструктор, создавший легендарный автомобиль «Нива»» в издании LIFE#НОВОСТИ от 25 февраля 2020 г.

2. Алексей Китаев фоторепортаж «Тактический автомобиль МЗКТ-600203» в издании информационного агентства Оружие России от 21 февраля 2018 г.

3. Статья Дмитрия Гладкова Volat на IDEX-2015. Премьера МЗКТ-600201 в издании Машинный парк mpark.pro от 26 февраля 2015 года.

4. Статья от ОАО МЗКТ «Volat демонстрирует свои новинки на IDEX-2015» в издании Новости ВПК от 27.02.2015 г.

5. Статья Кирилла Рябова «Тактическое шасси МЗКТ-600203 (Республика Беларусь)» в издании ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ от 05 марта 2018 г.

6. Статья Виктора Николаева «Тайфуны» и «Торнадо»: новые армейские «Уралы» в издании Колёса.ру от 25.06.2015 года.

7. Статья «Секретный армейский «Урал» 8 х 8: первое фото» в издании АВТО@mail.ru от 12 сентября 2020 года

8.Статья в блоге автора Stranger_NN «Крокодил не ловится, не плывет «Урал». Испытательный стенд «Урал-4320П» в издании LIVEJOURNAL от 30 ноября 2012 года.

9. ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды».

10. Статья Анатолия Черкашина «Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус» в издании информационного агентства Оружие России от 15.11.17 г.

11. Правила Дорожного Движения, пункт 23.5 в редакции от26 октября 2020 года.

Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
1
Теги: главный инженер-конструктор, тактический автомобиль, ТТХ, природно-климатические условия эксплуатации, дорога общего пользования, габарит по ширине, экологический класс, коэффициент использования веса машины

Достоинства

МЗКТ-79221, технические характеристики которого рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. Среди них выделяют:

  • Способность перевозить грузы общей массой до 80 тонн.
  • Выносливость (автомобиль выдерживает сильнейшие нагрузки во время движения при наличии препятствий).
  • Маневренность (несмотря на свои большие габариты).
  • Контроль давления колес проводится из кабины.
  • Наличие бортового компьютера, который следит за состоянием основных узлов и механизмов машины (двигателя, подвески, ходовых элементов, давления в колесах и так далее).
  • Установлен двигатель автомобильного типа. Он обладает ресурсом до капитального ремонта (5 тысяч часов). Предшественники оснащались танковыми моторами, ресурс которых не превышал 300 ч.
  • Возможность двигаться вброд, если глубина не превышает 1,1 м.

Технические характеристики

Технические характеристики автомобиля:

Максимальная грузоподъемность21 000 кг
Модель двигателяЯМЗ-6582.10
Экологический стандартЕвро-3
Мощность моторного механизма330 л. с.
РазгрузкаЗадняя
Вместимость грузовой платформы МАЗ-6501А512,5 м³
Топливный бак300 л
Размер шин315/80R22,5
Давление на переднюю ось7 500 кг
Давление на заднюю телегу26 000 кг
Используемое топливоДизель
Колесная формула6х4
Снаряженная масса13 025 кг
Модель коробки передач9JS135A
Габариты7,55х1,24х4,44 м
Масса33 500 кг

Техника оборудована грузовой платформой

Конструкция и описание МАЗ-650129:

  1. Техника оборудована грузовой платформой с задним типом разгрузки.
  2. Объем кузовной части составляет 20 м³.
  3. Самосвал оснащен системой топливной подачи Common Rail.
  4. У кабины высокий уровень шумоизоляции.

Недостатки

По своей конструкции тягач МЗКТ-79221 является внедорожником, так как обладает несколькими осями. Соответственно, он предназначен именно для движения по пересеченной местности. Но при этом тягач не может двигаться по маршруту, который не проверен. Все колеса должны касаться земли. Если хотя бы несколько будут висеть в воздухе, произойдет перегрузка всей конструкции. А на подобные перегрузки автомобиль не рассчитан.

Среди недостатков можно выделить также большой расход топлива. Мощный двигатель, установленный на автомобиль, потребляет топливо с удвоенной силой.

«Волат» следующей генерации

Принципиально другая машина

Появившийся около пяти лет назад трехосный грузовик-внедорожник МЗКТ-6001 стал не просто еще одной моделью, претендующей занять ведущее место в перспективной производственной программе Минского завода колесных тягачей. По сути своим появлением этот автомобиль задает новый технический облик всей перспективной техники предприятия: в его конструкции воплощены целый ряд совершенно новых технических решений, которые мы вполне возможно увидим и на других разрабатываемых в настоящее время «Волатах».

Что представляет из себя перспективный минский трехосник? При снаряженной массе 12 300 кг его грузоподъемность в варианте шасси составляет 11 200 кг. Это примерно столько же, сколько везут внедорожный КрАЗ или длиннобазная модификация «Урала». Выходит, минчане добились всего лишь паритета с аналогами других производителей? На самом деле это не так.

Волат Volat МЗКТ

Во-первых, МЗКТ-6001 оснащен V-образным 8-цилиндровым турбодизелем ЯМЗ-7513.10-02, развивающим 430 л.с. и обеспечивающим удельную мощность аж 18 «лошадок» на тонну. Для сравнения, у вышеупомянутого КрАЗа с 330-сильной ярославской «восьмеркой» этот параметр чуть меньше 14,5 л.с./т.

Во-вторых, новинка получила разработанную специалистами завода современную гидромеханическую трансмиссию с электронным управлением, тогда как у всех аналогов производства СНГ применены обычные механические коробки передач, переключаемые вручную.

В-третьих, у МЗКТ-6001 полностью независимая подвеска всех колес (ход ±200 мм). Из отечественных грузовых автопроизводителей подобную подвеску в конструкции своих внедорожников применяет только БАЗ, но его машины стоят классом выше. А серийные грузовики повышенной проходимости, которые делают Минский, Камский, Кременчугский и Уральский автозаводы, оснащены зависимой подвеской, более простой и дешевой.

Волат Volat МЗКТ

Плюсы на бездорожье

Любому, кто знаком с нюансами применения автомобилей в условиях бездорожья, не надо объяснять, какие преимущества дают МЗКТ-6001 коробка-автомат и независимая подвеска по отношению к близким по грузоподъемности аналогам с обычными механическими КП и неразрезными мостами! Благодаря двум вышеназванным особенностям конструкции удалось значительно поднять не только проходимость, но также подвижность и плавность хода минского внедорожника при движении по пересеченной местности. Здесь надо заметить, что в подвеске опытного образца использованы пружины (редчайший случай для автомобиля данной весовой категории). А вот следующие машины получат пневматические упругие элементы, после чего конструкторы собирались приступить к испытаниям и традиционных для техники предприятия торсионов. Но это уже частности – важно другое: выбранные конструкторские решения обеспечивают МЗКТ-6001 заметные преимущества перед ныне выпускаемыми в странах СНГ внедорожными грузовиками данного класса.

Волат Volat МЗКТ

Более того, у новинки есть еще ряд важных для внедорожника достоинств: 470-миллиметровый клиренс, прочная рама с постоянным сечением швеллеров, литые картеры мостов и изготавливаемые в Челябинске бесшовные диски колес.

Стоит обратить внимание и на кабину: при ее изготовлении, в отличие от кабин всех разработанных в последнее время на МЗКТ автомобилей, конструкторы отказались от стеклопластика и отдали предпочтение технологии, уже давно применяемой в автобусном производстве, когда сперва изготавливают трубчатый кузовной каркас, а затем обтягивают его оцинкованным стальным листом.

К кому на службу?

Что повлияло на выбор конструкторов в пользу ряда прогрессивных технических решений, внедрение которых требовало большой и серьезной работы? Как рассказывал предыдущий генеральный директор УП «МЗКТ» Геннадий Синеговский, создатели нового внедорожного грузовика во многом ориентировались на перспективные технические требования к подобным автомобилям, сформулированные российским 21-ым НИИ, главные из которых – значительная удельная мощность, высокая проходимость по бездорожью, и в том числе – по каменистой горной местности. Именно из-за нацеленности МЗКТ-6001 на применение в российских вооруженных силах его оснастили исключительно отечественными комплектующими. По замыслу разработчиков, автомобили перспективного семейства, в которое помимо трехосника войдут модели с колесной формулой 4х4, 8х8 и, может быть, 10х10, в армейских частях смогут занять нишу между «Уралами» и тяжелой многоосной автотехникой Минского завода колесных тягачей.

Волат Volat МЗКТ

Хотя, если судить по внешности внедорожника, сильно перекликающейся с внешностью современных армейских грузовиков западноевропейского производства (особенно марки MAN), Минский завод колесных тягачей строит расчет на широкую географию экспорта своей новинки. Тем более что Министерство обороны России все последние годы проводит четкий курс на замещение в своих рядах автомобилей производства Украины и Белоруссии отечественными аналогами: КрАЗов и МАЗов в российской армии больше не встретишь, а технику МЗКТ где это возможно вытесняют БАЗы. Поэтому логично ожидать, что с целью более эффективного предложения на экспорт в будущем для МЗКТ-6001 адаптируют те или иные зарубежные силовые агрегаты и другие комплектующие, в чем у предприятия за постсоветские годы накоплен завидный опыт. Причем появление подобных модификаций окажется полезным в том числе и для продвижения нового семейства в нашей стране, но уже среди гражданских заказчиков. Ведь минские тяжеловозы с импортной «начинкой» находят покупателей не только за пределами СНГ, но и среди российских компаний, так или иначе связанных с добычей полезных ископаемых. И можно не сомневаться, что новая разработка МЗКТ при всех достоинствах конструкции вызовет у них должный интерес!

После яркой демонстрации МЗКТ-6001 в начале 2009 года тема этого автомобиля на заводе несколько отодвинулась на задний план, но в 2013 году она получила новый импульс: потенциальным заказчикам показали вторую модель семейства – МЗКТ-5002 грузоподъемностью 3 т с колесной формулой 4х4. Говорят, этим автомобилем крайне заинтересовались белорусские пограничники. А в мае 2014 года МЗКТ-5002 демонстрировали на выставке вооружений в Казахстане. Значит, проект не похоронен, и теперь появилась надежда увидеть ранее обещанные версии этого «Волата» с колесной формулой 8х8 и 10х10.

Технические характеристики МЗКТ-6001 (6х6)
Снаряженная масса, кг 12 300 Грузоподъемность, кг 11 200 Полная масса, кг 23 800 Масса буксируемого прицепа, кг 10 000 Дорожный просвет, мм 470 Двигатель ЯМЗ-7513.10-02, V8 Д Рабочий объем, л 14,86 Максимальная мощность, л.с. 430 Тип коробки передач АКП Максимальный преодолеваемый подъем 58% Глубина преодолеваемого брода, м 1,2 Размер шин 16.00R20

Армейская техникаМЗКТ
Tweet

Интересное от редакции:

МЗКТ продвигает новое семейство внедорожных шасси

05.03.2015 в 07:00

Аналоги и конкуренты

Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.

АЭРОДРОМНЫЕ ТЯГАЧИ БЕЛАЗ

05.09.2016

Аэродромный тягач БЕЛАЗ-74212

Разработку гаммы новых аэродромных тягачей на ОАО «БЕЛАЗ» было решено начать с создания автомобиля балластного типа с колесной формулой 4х4 для буксировки широкофюзеляжных воздушных судов пятой категории с взлетной массой от 400 до 600 тонн, таких как Boeing 747 и Airbus A-380, тяжелые транспортные самолеты Ан-124, Ан-225, С-5 Galaxy. И сегодня на предприятии завершена сборка первого образца данной машины с индексом БЕЛАЗ-74270.

Новый аэродромный тягач БЕЛАЗ-74270

Какими же конструктивными особенностями обладает новый аэродромный тягач, и чем он отличается от серийно выпускаемых моделей? • Изменена компоновка машины. Максимально рациональное использование компоновочного объема сварной несущей конструкции (рамы тягача) с обеспечением комфортного доступа к узлам и системам, позволило оставить БЕЛАЗ-74270 в габаритных размерах машин предыдущей серии (БЕЛАЗ-74212). Однако при этом новый тягач позволяет осуществлять буксировку воздушных судов 5-го класса с взлётной массой до 600 тонн. • Применен надёжный экономичный двигатель фирмы DEUTZ TCD 2020 мощностью 330 кВт с электронной системой управления и диагностики. Ещё одним неоспоримым преимуществом дизеля является его экологическая безопасность, соответствующая стандартам EPA/ COMIII. • Установлена современная, регулируемая по высоте, 3-местная кабина повышенной комфортабельности с панорамным лобовым стеклом, кондиционером, информационным жидкокристаллическим дисплеем на панели приборов, улучшенными обивочными шумоизоляционными материалами. Для улучшения обзорности на машине применена камера заднего вида. • Применены новые ведущие управляемые мосты с многодисковыми тормозами в масляной ванне, позволяющие производить 4 способа поворота: поворот передними колёсами, поворот задними колёсами, поворот передними и задними колёсами в одну сторону (движение крабом), поворот передними и задними колёсами с обеспечением малого радиуса поворота. • Установлена современная автоматическая гидромеханическая передача производства ОАО «БЕЛАЗ» с четырьмя ступенями переднего хода и тремя ступенями заднего хода. Система автоматического управления гидромеханической передачей позволяет выбрать наиболее оптимальный тягово-скоростной режим движения машины, что облегчает управление транспортным средством и обеспечивает безопасность движения. • Легкосъемные балласты с удобными захватными элементами позволят быстро адаптировать тягач под буксировку самолетов с определенной взлетной массой. • Применены гидравлические аутригеры для подъема шасси. • Установлена бортовая система пожаротушения с дистанционным включением. Технические характеристики аэродромного тягача БЕЛАЗ-74270

Колесная формула

4х4
Масса эксплуатационная без балласта, кг 40 000
Масса эксплуатационная с балластом, кг 49 200 58 400 70 000
Тяговое усилие, кН 280 344 410 460
Размеры габаритные, мм:
— максимальная длина (без передней и задней сцепки) 7990
— максимальная ширина 3380
— максимальная высота на шинах 18.00R25 — без верхнего балласта — с балластом — по кабине 1725 1970 1850
Подъем/опускание кабины оператора, мм, не менее 450
колесная база, мм, не менее 3 630
Клиренс, мм, не менее 200
Распределение нагрузки на оси, % 50/50
Габаритный радиус поворота (внешний), мм, не более 7 600
Максимальная скорость движения тягача без буксируемого самолета, вперед/назад, км/ч 32/25
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч, не менее 12
Емкость топливного бака, л 280
Скорость подъема и опускания кабины водителя, м/с 0,2

В скором времени производственная линейка аэродромных тягачей ОАО «БЕЛАЗ» пополнится очередными востребованными на рынке машинами. К концу 2020 г. запланировано окончание разработки, и во второй половине 2020г. испытания аэродромного тягача для осуществления буксировки воздушных судов 2-го класса с взлётной массой до 150 тонн. Далее придет очередь замены на новую машину первенца аэродромных тягачей предприятия БЕЛАЗ-74211, которую планируется изготовить во второй половине 2020г. с учетом опыта испытаний, эксплуатации и технических решений, приобретенных в последних разработках. В результате будет разработан новый тягач для буксировки воздушных судов 3-го класса с взлётной массой до 260 тонн. Согласно маркетинговым исследованиям техника данного класса будет востребована на рынке.

Реализация аэродромной продукции БЕЛАЗ выполняется через официальную дилерскую сеть, в которую входит ООО «АВТОТЕХИНМАШ». ООО «АВТОТЕХИНМАШ» осуществляет продажу и проводит сервисное сопровождение техники БЕЛАЗ. Компания обладает квалифицированным персоналом, отлаженной схемой логистики, необходимыми складскими площадями и ценным опытом работы в сфере поставок техники и запасных частей, а также сервисного сопровождения. Представители ООО «АВТОТЕХИНМАШ» готовы оперативно предоставить всю интересующую техническую и прочую информацию по всей линейке продукции. www.atim-belaz.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: