Назначение
Камаз Батыр или Камаз 65221 – вездеход, который называют также лесовозом или седельным тягачом. Используется как военныйтягач с отменными техническими характеристиками. Возможна эксплуатация в качестве самосвала. Обладает внушительными габаритами и мощным двигателем стандарта Евро 4, мощностью 400 лошадиных сил. Выпускается с 2008 года.
Основное назначение: транспортировка тяжелых габаритных грузов, сыпучих строительных материалов, брёвен, досок, лесного сырья. Может эксплуатироваться как в составе автомобильного поезда, так и в качестве транспортного средства с одним прицепом. Поставляется с производства в виде шасси, но по заказу покупателя оборудуется различными надстройками.
Особенности Камаза Батыр 65221:
- подогрев топлива;
- приспособлен для работы в суровых условиях;
- заправочный бак на 350 литров;
- пониженный расход топлива благодаря модели топливного насоса.
«КАМАЗ-БАТЫР» и его новый двигатель с местной пропиской
Седельный тягач модели 65225 RG 6х6 с двигателем Cummins ISLe-C375 Euro 4 создан в ОАО «РИАТ», которое входит в группу «КАМАЗ». У этого предприятия, работающего с 1992 года, накоплен большой опыт проектирования и мелкосерийного изготовления штучной специальной техники, и здесь более 20 лет тому назад были предприняты попытки комплектации камских грузовиков импортными силовыми агрегатами. Обратите внимание на фото нашего тестового «Батыра». Как выгодно может изменить и омолодить экстерьер грамотно подобранная оригинальная схема окраски! Полноприводные седельные тягачи – особый сегмент рынка, основная область их применения – лесовозные и самосвальные автопоезда и тяжёлые низкорамные полуприцепы для перевозки строительной техники. КАМАЗ-65225 RG 6х6 может перевозить такие грузы в составе автопоезда полной массой до 75 360 кг. В движение седельный тягач приводит двигатель Cummins ISLe-C375 четвёртого экологического класса. Производство этого мотора с марта 2020 года локализовано на предприятии «Камминз Кама» наряду с давно изготовляемым здесь двигателем семейства ISB, рабочим объёмом 6,7 л. Остановлюсь немного подробнее на конструкции нового силового агрегата.
Миллионники серии «L»
Моторы серии «L» рабочим объёмом 8,9 л интересны относительно небольшой собственной массой: 738 кг, это примерно на 40 кг больше, чем у 6,7-литровых собратьев серии ISBе. Серия ISL рассчитана на более тяжёлую и интенсивную эксплуатацию. Блок цилиндров у этих двигателей с «мокрыми» гильзами, а для ремонта коленчатого вала предусмотрена возможность расточки в четыре ремонтных размера. Эти конструктивные решения снимают острую в наших российских условиях проблему «одноразового» мотора.
Блок и головка цилиндров Cummins ISL отлиты из чугуна, прокладка головки блока – металлическая, очень надёжная. Распредвал расположен в блоке, его привод шестерёнчатый, переднего расположения, в приводе ГРМ применены штанги и роликовые толкатели, и согласно инструкции регулировка тепловых зазоров в клапанах предусмотрена через 240 000 км, а суммарный ресурс до капремонта должен составить 1 000 000 км. В некоторых модификациях этих моторов применяют жаропрочные составные поршни с охлаждаемой маслом полостью и соответственно днищем: форсунки для подачи масла установлены в блоке цилиндров.
На двигателях серии ISL используют турбокомпрессоры «Holset» с перепускным клапаном, который снижает токсичность выхлопа и обеспечивает широкую полку характеристики крутящего момента. Эластичность мотора обеспечивается и электронным регулированием давления распыла. Cummins ISL может поставляться в восьми настройках мощности (290, 310, 315, 325, 340, 375, 390 и 400 л.с.) и пяти вариантах экологических стандартов, в том числе и не только привычных нам Euro 3, 4, 5, а индустриальных и сельскохозяйственных STAGE 2, STAGE 3А.
В машине «КАМАЗ-БАТЫР» с этим двигателем агрегатируется 16-ступенчатая механическая КП ZF Ecosplit 16S1820 родом также с берегов Камы в исполнении для работы с крутящим моментом до 1800 Нм (существуют различные модификации этой КП, «переваривающие» до 2300 Нм). Важный нюанс для водителя: на «Батыре» (РИАТе) применён иной привод переключения передач, из-за чего схема алгоритма стала зеркальной, что неожиданно выявилось в процессе теста. Особенно внимательным надо быть при использовании высших передач, на низах тяги и так с избытком, и ошибиться передачей не так страшно, а вот неверное ошибочное переключение с VII на VIII привычным движением рычага назад, а не вперёд, как требовал тестируемый тягач, может привести к нежелательным последствиям.
Собственная «раздатка» и разнообразие ведущих мостов на мощной раме
Для колёсной формулы 6х6 в «Батыре» применяют камазовскую раздаточную коробку модели 6522, выпускаемую с 2012 года, кстати, её же используют и на новой модели КАМАЗ-65802 6х6 с «мерседесовской» кабиной. Ведущие мосты также производства ПАО «КАМАЗ» со ступичными планетарными редукторами, есть блокировки межосевого и межколёсного дифференциалов, но в качестве опции бывают и альтернативные мосты Madara, Raba. Рама специфичного седельного тягача усилена по оригинальной технологии, которую в Челнах используют и для грузовиков специального назначения: снаружи на всю длину штампованный швеллер постоянного сечения толщиной 8 мм, а внутри стандартный лонжерон от грузовиков средней серии, суммарная толщина «сэндвича» в итоге доходит до 16 мм.
Техническая характеристика КАМАЗ-РИАТ 65225-0006112-RG (6х6)
Пареметр | Значение |
Полная масса, кг | 33 360 |
Допустимая полная масса автопоезда, кг | 75 360 |
Снаряжённая масса, кг | 11 285 |
Нагрузка на ССУ, кг | 22 000 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Двигатель:
| Cummins ISLe C375 Турбодизель, I-6, Euro 4 8872 375 при 2100 мин-1 1533 при 1400 мин-1 |
Коробка передач:
| ZF16S 1820, механическая 16/2 |
Сцепление | Сухое, однодисковое, диаметр ведомого диска 430 мм |
Тормозные механизмы всех колёс | Барабанные |
Подвеска | Рессорная |
Шины | 425/85 R21 |
Как выглядит кабина и электросхема автомобиля Камаз 65221
Внешний вид кабины Камаз 65221: двухместная, стандартная, с регулируемыми сиденьями, есть система отопления. Хороший обзор благодаря лобовому стеклу без перемычек. Спальное место отсутствует.
Электросхема Камаз 65221:
Схема автомобиля: вид спереди и сбоку:
Технические характеристики
- Грузоподъемность – 5000 кг.
- Снаряженная масса – 8410 кг.
- Полная масса – 15000 кг
- Максимальная скорость автомобиля – 80 км/ч
- Расход топлива при скорости 40 км/ч – 31 литр
- Максимально преодолеваемый подъем – 31 градус
- Глубина преодолеваемого брода – 1,4 метра
- Наименьший радиус поворота – 10,8 метров
- Дорожный просвет – 365 мм.
Следует отметить, что в процессе нашлось очень много удачных технических решений, которые потом были внедрены в последующие модели КамАЗа. Поэтому, взяв за основу КАМАЗ 4310, были созданы модифицированные модели, которые отличаются дополнительными элементами, в зависимости от их применения.
Камаз 43101 для сельского хозяйства
- В частности, для сельского хозяйства была разработана модификация КАМАЗ 43101, который имеет предпусковой запускатель двигателя. Грузоподъемность составляет 6 т. Кузов имеет 3 откидных борта.
- КАМАЗ 43102 и КАМАЗ 43103 имеют отличие в том, что кабина оснащена спальным местом.
- КАМАЗ 43104 – это шасси для сборки кузовов и установок.
- КАМАЗ43106 – гражданский транспорт с пониженной снаряженной массой и укомплектован двигателем КамАЗ – 740.20 с большей мощностью (220 л.с.).
- КАМАЗ 43105, подобие КАМАЗ 42106, имеет вместимость 7 т. У него более длинная грузовая платформа, отсутствует лебедка и централизованная система подкачки шин.
- КАМАЗ 4310 – спортивный вариант. Был специально разработан для ралли Париж-Даккар.
- КАМАЗ 43114- создан для армии (см. также тут). Оснащен дизельным мотором с турбонадувом, производительностью 260 л.с.
Особенности грузовика на видео.
Цены различных модификаций КАМАЗ 4310 зависят от комплектации модели и варьируются в пределах от 1800000 рублей до 2500000 рублей. Весь диапозон цен на КАМАЗы – тут.
Отзывы о Камазе 65221
Станислав Сергеевич:
«Работаю на таком лесовозеуже два года. Всем очень доволен, всё устраивает. Но чтобы быть объективным, напишу сразу и о плюсах, и о минусах. Машина не дешевая, покупать такую каждый год никто не будет, приобретается ведь раз и лет на 10-15, а там как повезёт. Сразу скажу: работают в северном регионе, дороги плохие, но машина их преодолевает на ура!
Достоинства: качество деталей и составляющих частей высокое, мощный двигатель, есть подогрев топлива, не замерзает дизель в баке, что для наших широт ощутимый плюс. Мощность двигателя 400 лошадей.
Недостатки: перед эксплуатацией пересматривал все ключевые узлы, нашел много недоработок – докручивал и дотягивал сам»
Конструктивные особенности
С позиции конструкции у этого автоприцепа есть несколько особенностей:
- С завода легковые прицепы под именем Батыр оснащаются качественной рессорно-амортизационной подвеской. Потому ставить дополнительно рессоры на прицеп не имеет никакого смысла в этом конкретном случае. Такая подвеска гарантирует плавных ход, вне зависимости от скорости и степени загрузки ТС;
- Удобная система крепления бортов. Да, Батыр относится к бортовым прицепам, которые легко трансформируются и позволяют загружать крупногабаритные грузы. Передний борт можно откинуть вниз, создав ровную лонг площадку. Задний борт откидывается и полностью снимается по мере необходимости;
- В качестве комплектации предлагается тент для прицепа хорошего качества. Опять же отнимает необходимость сшивать его самостоятельно;
- Батыр оснащается специальным опорным колесом, которое только добавляет очередные баллы в пользу этого прицепного транспортного средства. Удобное в использовании с надежной и долговечной конструкцией;
- Все элементы прицепа окрашены методом нанесения порошковой эмали с помощью электролитического напыления. Компания предлагает покупателям самостоятельно выбрать, в какой цвет будет окрашен их Батыр;
- Все автоприцепы изначально имеют самосвальную функцию. Упрощает процедуры выгрузки сыпучих материалов и не только. Опять же, очень предусмотрительный шаг со стороны src=»https://pricep-vlg.ru/wp-content/uploads/2017/12/batyr-pritsep-dlya-avto-e1513181023549.jpg» class=»aligncenter» width=»700″ height=»341″[/img]
Уже проявляются положительные качества. Все указанное выше явно смело можно занести производителю в актив.
Отличительные черты
Здесь уже приведу доводы самого предприятия, которое рассказывает об отличительных чертах своего прицепа Батыр на фоне других производителей.
Насколько это соответствует действительности, я сказать не могу. Но исходя из общения с владельцами автоприцепов Батыр, завод не обманывает. Судите сами.
Производитель делает акцент на нескольких отличиях:
- Конструкция основывается на полностью сварной раме, что обеспечивает необходимый уровень жесткости и надежности;
- Задний и передний борт основаны на сварном каркасе, изготовленного из металлического уголка. Его толщина составляет 3 мм. Для создания бортов применяют оцинкованную сталь;
- При сборке ТС применяются крепежные материалы, метизы только выпущенные предприятием БелЗАН. Для справки, этот завод поставляет метизы на сборочные конвейеры ИЖ, АвтоВАЗ, Зил, GM-Автоваз, КамАЗ, ГАЗ и пр.;
- Для подвески применяют сталь, толщина которой достигает 8 миллиметров. Рессоры имеют подрессорники, отличаются 6-листовой конструкцией, чего нет у многих производителей;
- Подвеска обладает показателем грузоподъемности в 615 кг. В реальных условиях справляется с нагрузками до 1500 кг. Это соответствующие действительности цифры. Проверял;
- Батыр использует дышло прицепа V-образной конструкции. Для него применяют профильные трубы размером 60×40 мм и с толщиной 3 мм. Показатели предельных нагрузок на излом впечатляют;
- На днище предусмотрены продольные усилители. Сама же поверхность выполнена из оцинкованной стали, толщина которой составляет 1,2 мм.
Внушительные достижения. И тут я бы отметил тот факт, что перед вами не мини прицеп сомнительного качества и происхождения. Это довольно известный автоприцеп, которые имеет стандартные как для бортового ТС размеры, но выполнен предельно аккуратно и качественно.
Такие конструкции берут те, кто готов потратить не самые маленькие деньги, но вложиться в действительно долговечный прицеп. Батыр не страшно покупать при выборе подержанного бу прицепа.