Междугородно-пригородный автобус МАЗ-231062

Автобус под конкретного пассажира

Андрей Филиппов, фото автора

Производитель:Автобусный (Республика Беларусь)
Модель:МАЗ-231062
Начало продаж в России:2011 г.

С 2000 года филиал АМАЗ практически ежегодно радовал нас своими новинками. В дополнение к моделям первого поколения автобусов в линейке постепенно появлялись их аналоги с индексом, начинающимся с цифры «2». И, следуя логике, многие ожидали от белорусов МАЗ-207 или даже МАЗ-271, но… Минчане удивили всех еще раз. На выставке «МАФ-2010» была показана машина не просто второго семейства, а совершенно нового для МАЗа класса. Междугородно-пригородный 12-метровый автобус, рассчитанный на перевозку в комфортабельных креслах 51 пассажира. Неслабо закручено?

Подробное описание, устройство

Угадать в этом автобусе МАЗ можно только по эмблеме. Причем не важно, с какой стороны смотреть.

Подобных машин у МАЗа действительно не было. Причем автобус не просто спроектировали «с ноля» – его целенаправленно делали под конкретный сегмент перевозок. Отказавшись от огромных багажных отсеков, конструкторы снизили посадочную и общую высоту автобуса. Максимально низкая первая ступенька и тяги дверей, обычно расположенные в междугородных автобусах под ступенькой, а в МАЗ-231 размещены в верхней части дверного проёма.

Эмблема на кузове автобуса МАЗ-231. Фото МАЗ

Внутри тоже много различных нововведений. Впервые на автобусах МАЗ использован ведущий мост известной фирмы Meritor с малошумным гипоидным зацеплением. Вкупе с двойной шумоизоляцией моторного отсека удалось достичь низкого уровня шума в салоне. Была переработана и передняя подвеска – в сторону улучшения комфортности и компактности. Последнее затевалось ради того, чтобы убрать из салона выступающие колёсные арки, характерные для автобусов с такой высотой кузова.

Серьёзному обновлению подверглась электронная начинка. В МАЗ-231 использована новая современная система электрооборудования на основе мультиплексной шины CAN. Благодаря этому в автобусе легко применимы любые современные электронные системы. Можно получать, анализировать и сохранять в памяти данные о большинстве узлов и систем, при этом выведя максимум информации на комбинацию приборов. Благодаря принципиально новому размещению электронных блоков в разы уменьшилась длина проводов и упростилась диагностика автобуса. Для замены предохранителей водителю, как и раньше, не нужно выходить на улицу и открывать крышку моторного отсека: наиболее часто контролируемые блоки размещены возле ступенек в запираемом отсеке.

Большинство блоков, связанных с управлением двигателем, коробкой передач, тормозами и прочим теперь перенесли в корму, сократив тем самым километраж проводки и соответственно увеличив место для пассажиров.

Появился в автобусе и современный двигатель Daimler OM926LA, отвечающий Euro-5 и более жёстким EEV, которые пока являются лишь предпочтительными. Основной задачей было разместить в моторном отсеке двигатель, максимально увешанный вспомогательными системами.

Боковое табло на «231-м» оригинальное, встроенное в оконный проём.

Кресла в салоне автобуса МАЗ-231. Фото РусбизнесАвто

В салон традиционно ведут две прислонно-сдвижные двери. Причём, как и у зарубежных аналогов, предусмотрена двустворчатая вторая дверь. Сделано это не ради увеличения скорости посадки-высадки, а для возможности размещения оборудования для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями. По сути, автобус достаточно уже сейчас оснастить кнопками связи с водителем с нескольких пассажирских мест, и он получит одобрение по дополнительным требованиям.

Пока же в салоне 51 комфортное кресло и… никакого намека на возможность перевозить 20 заявленных стоящих пассажиров. Ни под потолком, ни на полках, ни даже на креслах никакого намека на поручни. Странно, хотя и логично. На «межгороде» стоя ездить не стоит – скорости не те и ремней безопасности для тех, кто стоит, нет.

Зато у тех, кто сидит, – персональные блоки вентиляции и освещения. Снаружи вверху кузов имеет эффективные кожухи забора и выброса воздуха сложной внутренней формы. Они распределяют воздух не только к индивидуальным блокам, но и на боковые стекла. Оригинальная форма задней потолочной панели салона позволила при небольшой высоте автобуса разместить индивидуальные блоки даже над последним рядом сидений.

Наконец, в недрах полок с блоками индивидуальной вентиляции встроены нагнетающие вентиляторы. Поэтому в отличие от большинства междугородных и пригородных автобусов даже при 15–20-минутных стоянках в салоне не станет душно, как это обычно бывает почти в любом рейсе летом.

В салоне также установлена прогрессивная система активных конвекторов, когда идущие в ногах пассажиров теплопроводы, отдают тепло эффективнее, так как имеют блоки со встроенными вентиляторами, продувающими через них воздух.

С точки зрения водителя автобус тоже не разочаровал, но присутствуют и минусы. При высоком росте водителя верхняя кромка стекла обрезает часть правой линзы. Слишком высокий рычаг КП, придвинутый вплотную к панели, заставляет протискиваться на рабочее место. Остекление 1-й двери хочется опустить пониже, все-таки перевозки, на которые рассчитан автобус, требуют повышенного внимания к этой зоне.

Из положительного: обогрев боковых стекол, удобная левая форточка, развитая система воздуховодов в панели, позволяющая поддерживать индивидуальный микроклимат вне зависимости от частоты остановок на маршруте, большое ветровое стекло и «обволакивающая» панель. Хороша идея с размещением колонок в районе голени водителя. Звук получается довольно объёмный и чёткий и при этом не раздражает пассажиров, что часто немаловажно.

МАЗ: Минская альтернатива — Автоцентр.ua

В нынешнем году в Украине начались активные продажи новых автобусов среднего класса МАЗ-256. На нашем рынке среди машин подобной вместимости (43 пассажира, мест для сидения – 27) конкуренция весьма высока. Какие же качества новичка позволяют ему надеяться науспех?

Создавая этот автобус, конструкторы поставили перед собой задачу максимально унифицировать его с 5-тонным грузовиком «Зубренок» (МАЗ-4370). Это позволяло удешевить машину и снизить затраты на ТО и ремонт. На раму базового шасси установлен кузов каркасной конструкции.

Примечательно, что он облицован пластиковыми панелями не только спереди и сзади, но и с боков, а также сверху. Это снимает проблему коррозии и обеспечивает долговечность кузова. Панели крепятся к каркасу при помощи специального клея.

МАЗ-256 может выпускаться как в туристическом исполнении, так и в версии для городских и пригородных перевозок. Последнюю

мы и выбрали для нашего тест-драйва.

Снаружи

Внешность автобуса производит неплохое впечатление. Приятный современный дизайн, светлые ненавязчивые тона окраски. Привлекают внимание большие окна с вклеенными стеклами.

Нижние кромки дверных окон находятся на одном уровне со всеми остальными, образуя цельную линию, плавно ниспадающую к передней части. Это придает облику машины законченность и динамизм.

Светотехника – в духе нынешней моды: спереди и сзади разнокалиберные круглые плафоны; фары головного света оснащены еще и линзами, усиливающими световой

пучок.

В нижней части бортов, во всю их длину, – большие откидные люки. Слева их три, и, как оказалось, за ними скрывались топливный бак, автономный отопитель и ресивер, а также запаска. А справа находятся два люка багажных отсеков – наследство от туристической версии автобуса. Таково же происхождение багажника в задней стенке кузова – не глубокого, но широкого. Отметим, что все крышки в поднятом положении фиксируются газонаполненными амортизаторами,

а в опущенном – запираются на ключ.

На переднем и заднем бамперах есть небольшие округлые лючки: за ними спрятаны буксирные приборы.

Внутри

МАЗ-256 – машина на рамном шасси, предназначенная не только для города, но и для пригорода. Она не может, да и не должна быть низкопольной. В салон ведут две ступеньки, посадка незатруднительна: нижняя ступенька расположена всего в 360 мм от земли. Широкий дверной проем (650 мм) и

удобные поручни также способствуют этому.

Первое впечатление от салона – много воздуха и света. Внутренняя высота – более двух метров. Большие боковые окна доходят до самого потолка, верхняя половина задней панели – сплошное стекло. Душно в салоне быть не может: в окнах большие вентиляционные форточки – впору и человеку пролезть. А

в потолке – два вентиляционных люка, они же аварийные.

Центральный проход шириной 600 мм достаточен для пригородных и ненапряженных городских маршрутов. Но для работы в часы пик он узок – тут надо заказывать

другую планировку салона.

Рабочее место водителя оборудовано неплохо. Здесь установлено кресло на пневмоподвеске, причем можно менять не только высоту подушки сиденья, но и ее наклон. При регулировке в продольном направлении ход кресла недостаточный – для водителей ниже среднего роста желательно придвигать его поближе

к педалям.

Угол наклона регулируется в большом диапазоне, причем напольной педалькой, расположенной слева, возле сцепления. А вот глубину колонки, несмотря на заверения представителей фирмы, что это возможно, настроить не удалось.

Передняя панель состоит из нескольких частей, что упрощает доступ к расположенному за ней оборудованию в случае проведения сервиса и ремонта. Каждая часть

крепится по периметру винтами, к которым легко добраться.

На ходу

Готовясь к тесту, мы не знали, какой мотор установлен на нашем автобусе. Дело в том, что МАЗ-256 хоть и разработан на шасси «Зубренка», однако может комплектоваться по заказу 170-сильным турбодизелем Deutz Евро 3. Однако испытать белоруса с немецким «сердцем» так и не удалось. На нашем автобусе был установлен дизель в 156 л. с. из известного семейства Д-245,

отвечающий нормам Евро 2.

Минский дизель тяговит, нужно только не стесняться его раскручивать: «просыпается» он на экваторе зеленой зоны тахометра – после 1500 об/мин. На пятой передаче на верхней грани зеленой зоны – 1800 об/мин – машина разгонялась до 75 км/ч. Очевидно, это и есть ее крейсерская скорость на трассе.

Дело в том, что в отличие от туристической версии, здесь иное передаточное отношение в заднем мосту, рассчитанное не столько на высокую скорость, сколько на высокую тягу. Впрочем, при обгонах мы выходили за отметку в 90 км/ч. И все-таки хотелось бы, чтобы двигатель был помощнее. В часы пик при нашей «полной загрузке», т. е. как селедки в бочке, это улучшило бы динамику машины. В работе минский дизель шумноват.

На холостых оборотах наблюдается излишняя вибрация: в частности, через «прыгающее»

внутрисалонное зеркало мало что можно было увидеть.

Руль легкий, правда, при 80 км/ч на трассе порой приходилось слегка подруливать. Вероятно, сказывались порывы бокового ветра. Педали мягкие и послушные. Тормоза у машины хваткие, берут в начале хода педали. Кстати, все МАЗ-256

имеют систему ABS в стандарте.

Хоть автобус выполнен на шасси грузовика, подвеска не показалась нам излишне жесткой даже при неполной загрузке. В ходе теста нам попался ремонтируемый участок дороги. Ямки в асфальте с острыми кромками подвеска «проглатывала» легко и быстро гасила возникающие колебания. Как мы выяснили, рессоры

и амортизаторы были специально доработаны для автобуса.

Благодаря большим зеркалам и значительной площади остекления круговой обзор был отличным. Не хватало разве что дополнительных зеркал для наблюдения

за дорогой непосредственно у колес.

Сегодня Минский автозавод наращивает выпуск «двести пятьдесят шестых» – из ворот завода выходит до 30 таких автобусов в месяц. Пока большая

часть их остается на родине, однако и в Украине они могут быть востребованы.

Полностью пластиковая облицовка кузова
Просторный, светлый салон
Комфортабельное рабочее место водителя
Хваткие рабочие тормоза с ABS в стандарте
Легкость управления
Повышенная шумность и вибрация мотора
Неудобный доступ на место кондуктора
Слабоватый моторный тормоз
Общие данные
Типавтобус среднего класса
Габариты, Д/Ш/В, мм8090/2500/3150
Колесная база, мм4200
Пассажировместимость – полная– мест для сидения43 27+1
Объем багажников, м куб.1,4
Снаряженная масса, кг7400
Полная масса, кг10125
Внутренняя высота салона, мм2035
Радиус поворота, м8,0
Дорожный просвет, мм200
Объем бака, л130
Двигатель
МаркаММЗ-Д 245.30 (Евро 2)
Типдизель
Рабочий объем, см куб4750
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/2
Мощность, л. с./об/мин156/2400
Макс. кр. момент, Нм/об/мин567/1500-1700
Трансмиссия
КП, марка/типСААЗ-3206.70/мех. 5-ст.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.завис. рессорн./завис. рессорн.
Тормоза передн./задн.диск./диск.
Шины235/75 R17.5
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч110
Средний расход, л/100 кмдо 20
Стоимость ТОдо 1000 грн.
Периодичность ТО, км5000
Гарантия1 год/50 тыс. км
Цена тестируемого автомобиля231700 грн.

Леонид Гоголев Фото автора

Редакция благодарит ЗАО «Украинская торгово-промышленная корпорация» за предоставленный на тест автобус

Источник:

Основные сведения, характеристики

Междугородный/пригородный автобус МАЗ-231. Фото МАЗ

Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — управляющая – советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Назначение. Междугородный, пригородный, можно успешно использовать для организации корпоративных поездок и регионального туризма.

Класс. Большой.

Тип кузова. Цельнометаллический несущий кузов вагонного типа со стеклопластиковой фронтальной частью и боковинами и крышей, выполненными из оцинкованной стали.

Технические характеристики

Автобус междугородный МАЗ-231062. Фото РусбизнесАвто

Тип топлива. Дизель.

Емкость топливного бака, л. 280.

Снаряженная и полная масса, кг. 18000 и 19300.

Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 11000/7000.

Минимальный радиус разворота, м. 12500.

Рулевой механизм. ZF, с гидравлическим усилителем управления.

Тормозная система. ZF с гипоидной главной передачей.

Модификации

  • МАЗ-543П — базовое шасси грузоподъёмностью 19600 кг. Основа для пусковых установок 9П117 (ракетного комплекса 9К72) и 9П120 (9К76 «Темп-С»); аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 (1973 год);
  • МАЗ-543А (1967 год) — шасси с увеличенной до 22000 кг грузоподъёмностью за счёт перекомпоновки моторного отделения. На её базе создан ряд специальных машин, в том числе 9К58 «Смерч»), специальный кран КС-5571 (середина 1970-х годов);
  • МАЗ-543М (начало 1970-х годов) — вариант шасси с существенно перекомпонованной передней частью (дополнительный моторный отсек, демонтированная правая кабина, увеличенная площадь за кабиной экипажа, большая грузоподъёмность). На шасси была создана машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных комплексов, а также других элементов разнообразных военных комплексов;
  • МАЗ-7310 (1974 год) — прототип грузовика с бортовой платформой;
  • МАЗ-73101 (1976 год) — серийное шасси бортового автомобиля МАЗ-7310. Основное отличие от МАЗ-543А — отсутствие специального оборудования. МАЗ-7310 мог эксплуатироваться с двухосным МАЗ-8385, при этом длина автопоезда достигала 20550 мм; на его базе были созданы аэродромные пожарные автомобили АА-60(7310)-160 (1976 год), АА-60(7310)-160.01 (1978 год), АА-70(7310)-220 (1979 год), АПС-70(7310)-220.01 (1979 год);[источник не указан 1215 дней
    ]
  • МАЗ-7313 (шасси — МАЗ-73131, январь 1983 года) — шасси доработанной конструкции и увеличенной на 1 тонну грузоподъёмности при неизменном собственном весе;
  • МАЗ-73132 — укороченный вариант шасси.

Характеристики двигателя/силового агрегата

Марка. Daimler OM 926LA/Mercedes-Benz OM 926 LA.

Тип. Дизельный.

Панель приборов автобуса МАЗ-231. Фото МАЗ

Количество и расположение цилиндров. 6, рядное.

Нормы экологической безопасности. Евро-5.

Рабочий объем, л. 7,2.

Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 240 (326).

Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 1300.

Расположение двигателя. Заднее, продольное.

КПП. Механическая ZF 6S-170.

Подвеска передней-задней оси. Зависимая пневматическая 2-х пневмобаллонная, 1 амортизатор-зависимая пневматическая 4-х баллонная, 4 амортизатора.

Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 26.

Максимальная скорость, км/ч. 119.

В игровой и сувенирной индустрии

  • Масштабная модель МАЗ-7310 в четырёх модификациях (бортовой и пожарный) производится в г. Казани на НПО «Элекон». Масштаб 1:43. Достаточно крупная и тяжёлая модель изготовлена из металла и пластика. Бортовые модели и модели с цистернами мало чем отличаются друг от друга, кроме цвета. Пожарная от модели аэрофлот отличается цветом и наличием пожарного оборудования.
  • Масштабная модель боевой машины БМ-30 (9А52-2) ракетной системы залпового огня РСЗО 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М производилась фирмой GE Fabbri и вышла в журнальной серии «Русские танки» (выпуск 29, октябрь 2011 г.). Масштаб 1:72. Модель изготовлена из металла и пластика.
  • Модель для самостоятельной сборки ОТРК 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543, а также РСЗО 9К58 «Смерч» производились фирмой Trumpeter. Масштаб 1:35.
  • Модель для самостоятельной сборки из бумаги МАЗ-7310 в модификации бортовой производилась издательством «ЮТ для умелых рук». Масштаб 1:32.
  • Модель для самостоятельной сборки из бумаги МАЗ-7310 в модификации аэродромный пожарный производилась издательством «Левша». Масштаб 1:30.
  • Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7911 производилась фирмой Modelcollect. Масштаб 1:72
  • Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7310 в модификации аэродромный пожарный производилась фирмой A&A Models. Масштаб 1:72. Набор был представлен в штандартах Киевского аэропорта Жуляны, на широком торце крышки боковины 2-х Жулянских, 1-го Жуковского и 2-х Алма-Атинских схем маркировок.
  • Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7310 в модификации Радиолокатор 30Н6Е1 производилась фирмой PST Models. Масштаб 1:72.
  • Модель для самостоятельной сборки ОТРК 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543 производилась фирмой Toxsomodel. Масштаб 1:72.
  • Дальнобойщики 2 (игра) — грузовик Шторм Т2310 основан на МАЗ-7310.
  • В игре SpinTires носит название «модель E-7310».
  • В игре Command & Conquer: Generals пусковая установка Скад, артиллерия ГАО, основана на МАЗ-7310.
  • В игре Operation Flashpoint:Cold War Crisis и ArmA II: Operation Arrowhead в виде 9К72 «Эльбрус»
  • В игре Grand Theft Auto Online — ракетоноситель на базе МАЗ-7310.
  • В игре Fallout 76 — пожарная машина.

Комплектация

  • Независимый жидкостный подогреватель двигателя 30кВт Webasto, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона
  • Информационная система
  • Антиблокировочная система тормозов ABS
  • Противобуксовочная система ASR
  • Аудиосистема(с радиооборудованием)
  • Аварийно-вентиляционные люки
  • Термошумоизоляционное покрытие потолка
  • Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей
  • Износостойкое покрытие Автолин
  • Противотуманные фары
  • Цифравой тахограф
  • Оцинкованный лист на бортах и крыше
  • Встроенная в багажных полках салона система вентиляции
  • Шторки в салоне автобуса
  • Шторка противосолнечная ветрового стекла
  • Звуковая сигнализация заднего хода
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: