Трактор МТЗ 320 Беларус: Устройство и технические характеристики

Трактор МТЗ 320.4 Беларус представляет собой обновленную модификацию МТЗ 320 с модернизированным и современным дизайном кузова и капота. Трактор малогабаритный и обладает высокой маневренностью, очень часто используется в теплицах, садах, ангарах и складских помещениях.

Модель трактора выполнена по колесной формуле 4 х4, передний мост – ведущий. Беларус 320.4 относится к тяговому классу 0,6, имеет мощность двигателя 36 л.с. Оборудован кабиной, дугой безопасности или тент-каркасом, имеет встроенные фары и пластиковый капот.

Устройство трактора МТЗ-320

Машина Беларус-320 4М построена по стандартной компоновочной схеме с передним расположением двигателя. Перед силовым агрегатом установлен радиатор охлаждения. Двигатель и радиатор закрыты съемным капотом, в котором установлены 2 квадратные фары головного освещения.

В устройство трактора входит двигатель, установленный через картер сцепления к чугунному жесткому корпусу коробки передач. Полученная конструкция является основой трактора. Под двигателем имеется дополнительная полурама, служащая опорой для переднего моста и навесного оборудования.

Коммунальные работы

Органы управления расположены в кабине, установленной над задними колесами, которые закрыты защитными щитками. Под кабиной расположен бак на 32 л дизельного топлива. Под задней стенкой кабины размещены узлы навески заднего оборудования и хвостовик вала отбора мощности, который применяется при работе с дополнительным навесным оборудованием для МТЗ-320.

Модификации

«Белорус» 3-й серии, кроме рассматриваемой, насчитывает ещё 6 моделей:

  • «БЕЛАРУС-311» — универсальный колёсный трактор (33 л. с), используется для выполнения сельскохозяйственных работ, находит также применение в промышленности, строительстве, на транспорте и в коммунальных хозяйствах.
  • «БЕЛАРУС-311M» — практически ничем не отличается от предыдущей модели, за исключением мощности двигателя, которая составляет 35.4 л. с. Можно выбирать, в зависимости от необходимости, привод 4х2 или 4х4.
  • «БЕЛАРУС-320.4М» — по сравнению с «БЕЛАРУС-320.4» несколько улучшены характеристики двигателя. За счёт уменьшения на 0.049 л (с 1649 до 1600) общего объёма цилиндров произошло увеличение на 2 Нм (с 92 до 94) максимального крутящего момента, что позволило добиться увеличения коэффициента запаса крутящего момента с 12 до 20%.
  • «БЕЛАРУС-321» — компактность размеров в сочетании с малым радиусом разворота позволяют применять трактор при проведении работ в питомниках, теплицах, садах, в цехах и подсобных помещениях на производстве.
  • «БЕЛАРУС-321M» — отличие от предыдущей модели в двигателе. За счёт небольшого снижения мощности (с 36 до 35.4 л. с) произошло увеличение на 2 Нм (с 92 до 94) максимального крутящего момента. Рост коэффициента запаса крутящего момента составил 3% (увеличение с 12 до 15%).
  • «БЕЛАРУС-320.5» — универсальный колёсный трактор с кабиной повышенной комфортности. Механическая блокировка дифференциала заднего моста. Установлен итальянский двигатель LOMBARDINI LDW1603/B3 мощностью 36 л. с. Обладает высокой производительностью, требуя при этом минимальных эксплуатационных расходов.

Модель«БЕЛАРУС
-311»
«БЕЛАРУС
-311M»
«БЕЛАРУС-
320.4М»
«БЕЛАРУС
-321M»
«БЕЛАРУС
-321»
«БЕЛАРУС-
320.4»
«БЕЛАРУС-
320.5»
Количество цилиндров3333333
Тип дизельныйдизель четырехтактный дизельный дизель четырехтактный
Мощность3335,435,335,436,036,036,0
Марка3Т30MMZ-3LDMMZ-3LDMMZ-3LDLOMBARDINI LDW1603/B3LOMBARDINI LDW1603/B3LOMBARDINI LDW1603/B3
Максимальный крутящий

момент

10010094,0949292,092,0
Число передач вперёд/назад8/48/416/816/816/816/816/8
Гидроподъёмность на оси подвеса87087011001100110011001100
Максимальное давление200200200200200200200
Производительность насоса17171717171717
Ёмкость бака гидросистемы9,09,09,09,09,09,09,0
Тип кабины Дуга безопасностиКабина Дуга безопасности Кабина
Муфта сцепления сухая, однодисковая, фрикционная, постоянно замкнутая
Тип трансмиссии Механическая

Технические характеристики МТЗ-320

Технические характеристики трактора Беларус-320 позволяют устанавливать на машину различное сельскохозяйственное и коммунальное оборудование, включая пылесосные установки или экскаваторную стрелу.

Габариты минитрактора МТЗ-320 составляют:

  • длина (при установке продольных тяг в транспортировочную позицию) — 2850 мм;
  • ширина (при установке колеи на минимум) — 1530 мм;
  • высота — 2190 мм;
  • дорожный просвет — 350 мм.

Небольшая длина и ширина позволяют использовать трактор в стесненных городских условиях. Описание характеристик будет не полным без упоминания радиуса поворота, который составляет 3700 мм. Завод непрерывно работает над улучшением технических характеристик, внедрением дополнительных опций и устранением недостатков трактора Беларус-320.

Двигатель

Трактор оснащается 3-цилиндровым дизельным четырехтактным двигателем с жидкостным охлаждением LDW1503 версии NR или CHD. Двигатель разработан компанией Lombardini. При рабочем объеме цилиндров 1,551 л мотор развивает в номинальном режиме до 33,5 л. с. Во время эксплуатации трактора двигатель приводит ряд вспомогательных агрегатов, поэтому его мощность снижается до значения 30 л. с.

В системе питания отсутствует турбокомпрессор, но применяется система подачи топлива в предкамеру, выполненную в поршне. Степень сжатия — 22 ед., что нормально для атмосферного дизеля. За счет продуманного процесса смесеобразования и сгорания расход топлива не превышает значения 232 г на 1 л.с./ ч.

Двигатель МТЗ

Двигатель имеет по одному впускному и выпускному клапану на цилиндр. Управление системой газораспределения ведется от распределительного вала, установленного в блоке цилиндров. Кулачки вала открывают клапаны при помощи штанги и коромысла. Закрытие происходит автоматически, под воздействием пружины.

К особенностям двигателя следует отнести способность работы в течение длительного времени с наклоном 25°. Производитель допускает кратковременное (до 0,5 минуты) увеличение наклона до 35°. Длительная работа в таком режиме запрещается, поскольку обнажается заборный патрубок системы смазки и масло не поступает в магистрали.

На машинах модификации МТЗ-320.4 применяется 3-цилиндровый дизель ММЗ-3LD с рабочим объемом 1,6 л и системой жидкостного охлаждения. Мощность двигателя составляет 35 л. с. По конструкции и габаритам мотор похож на LDW1503.

Электрооборудование

На тракторе применяется электрическая схема, рассчитанная на постоянное напряжение 12 В, отрицательный полюс батареи выведен на корпус машины. В качестве источников тока используется свинцово-кислотный аккумулятор и генератор мощностью 630 Вт. Генератор расположен на боковой части двигателя и приводится во вращение ременным приводом от коленчатого вала. В кабине трактора расположен выключатель, отключающий аккумуляторную батарею от электрической сети.

Потребителями тока являются: система запуска двигателя, система внешнего освещения и сигнализации, контрольные приборы и индикаторы. Электрические цепи трактора оснащены предохранителями, которые установлены в 3 блоках.

Приборная панель

Для запуска двигателя применяется электрический стартер с мощностью 2,2 кВт. В головке блока двигателя устанавливаются свечи накаливания, которые используются для облегчения запуска при низкой температуре воздуха. Управление свечами выполняется тумблером на панели приборов. В системе включения стартера установлен блокиратор, не допускающий запуска двигателя при включенной передаче.

Трансмиссия

Трактор МТЗ-320 комплектуется механической диапазонной коробкой одного типа. В одном картере с коробкой смонтирован дополнительный редуктор с понижающей передачей. В процессе работы шестерни коробки находятся в постоянном зацеплении, для снижения ударных нагрузок при переключении используются отдельные муфты.

В коробке имеется 2 диапазона переднего хода, обеспечивающие 8 передач вперед. Использование понижающего ряда увеличивает число скоростей вдвое.

Максимальная скорость переднего хода, достигаемая на шинах размерности 12,4L*16, составляет 25 км/ч.

Для движения задним ходом имеется отдельный диапазон, состоящий из 4 скоростей. Подключение демультипликатора расширяет его до 8 передач. Скорость движения задним ходом находится в интервале 1,8-13,3 км/ч.

Между коробкой и двигателем расположено однодисковое сцепление с механическим приводом от педали. В процессе эксплуатации требуется регулировка зазора в приводе выключения, которая выполняется при помощи оправки.

Передний мост

На переднем подрамнике трактора установлен мост портального типа, оборудованный конической передачей с дифференциалом самоблокирующегося типа. Мост имеет подвижную точку установки, допускающую наклоны балки в поперечной плоскости. Угол наклона ограничивается отбойниками, установленными на чулках моста. Привод моста выполняется карданным валом, закрытым металлическим защитным кожухом.

Передний мост

Поворотные кулаки оборудованы карданными шарнирами и редукторами. Колесные диски устанавливаются на ступицы, размещенные на выходных валах редукторов. Размер колес на переднем мосту трактора модификации 320.4 составляет 7,5L*16, на модели 320.5 применяются пневматические шины низкого давления с размером 210/80/R16.

Задний мост

Задний мост машины Беларус МТЗ-320 предназначен для передачи момента от вторичного вала коробки передач на задние скаты. Редуктор и дифференциал моста расположены в картере коробки передач.

Главная передача заднего моста состоит из пары валов, установленных под прямым углом. Для обеспечения бесшумной работы и ресурса шестерен требуется регулировка зазора. Настройка выполняется путем установки прокладок различной толщины под фланцы полуосей. Дифференциал оснащен системой механической блокировки с управлением от рукоятки в кабине. Рукоятка связана с исполнительной муфтой при помощи системы рычагов. Включение блокировки разрешено при выключенном сцеплении и низкой скорости движения.

На полуосях дифференциала установлены бортовые конечные передачи, которые увеличивают крутящий момент и передают его на ведущие колеса. Задний мост комплектуется пневматическими шинами размера 11.2*20.

Тормоза

Трактор оснащается тормозными механизмами дискового типа, расположенными в масляной ванне. Диски установлены на полуосях, связывающих коробку дифференциала и конечные бортовые передачи. Передний мост тормозными механизмами не оснащен.

Для управления используется механический привод от 2 педалей, расположенных в кабине. Схема управления позволяет осуществлять раздельное торможение левым и правым механизмом. На правой педали тормоза имеется тяга, связанная с распределительным краном пневматических тормозов прицепа.

На машине имеется стояночный тормоз, воздействующий на диски основной системы. Возможно использование тормоза в движении при отказе основного привода. При включении ручного тормоза на панели приборов включается контрольный индикатор.

Кабина

Кабина одноместная, оборудована 2 боковыми дверями. Точки крепления оборудованы резиновыми элементами, гасящими вибрации. Имеется вентиляционная установка и отопитель с электрическим вентилятором. Для очистки ветрового стекла установлен очиститель. Сиденье регулируется по весу оператора, по высоте и расстоянию от педального узла.

Кабина МТЗ

Органы управления сгруппированы в несколько функциональных групп. Педали сцепления и тормозов расположены на удобном для управления в зимней обуви расстоянии. На приборном щитке установлен тахоспидометр, оборудованный счетчиком моточасов.

Рулевое колесо регулируется вместе с колонкой по длине и углу наклона. Настройка длины — плавная, в пределах 80 мм, угла — ступенчатая, от 25° до 40° с шагом 5°.

Вал отбора мощности — ВОМ

Получает вращение от редуктора заднего моста, используется для привода прицепного оборудования в синхронном или зависимом режиме. При использовании зависимого режима вал обеспечивает две частоты вращения — 540 и 1000 об/мин. Синхронный метод работы имеет 3 скорости — 3, 4 и 6,3 оборота вала на каждый метр пути.

Управление частотой вращения выполняется из кабины путем перемещения блока шестерен. Хвостовик ВОМ съемный, переставляется в зависимости от режима работы и установленного оборудования. По специальному заказу возможна установка переднего ВОМ, который выводится под полурамой.

Рулевое управление

Трактор оснащен рулевым управлением гидрообъемного типа, построенным на базе насоса-дозатора. Поворот колес выполняется гидравлическим цилиндром двойного действия. При вращении руля происходит открытие золотникового клапана, чем обеспечивается подача масла в исполнительный цилиндр. Для работы используется запас масла, расположенный в расходном баке навесной гидравлической системы.

Гидронавесная система — ГНС

Используется для управления навесным или прицепным оборудованием с гидравлическим приводом механизмов. Система включает в себя масляный резервуар, насос, силовые цилиндры и выводы для подключения шлангов внешней гидравлической системы. Управление выполняется рукоятками на гидравлическом распределителе, установленном в кабине.

ГНС трактора

Гидросистема

Основным компонентом гидросистемы является масляный насос шестеренного типа, установленный на двигателе. Насос создает давление в магистралях и обеспечивает работу рулевого управления, а также агрегатов передней и задней навесок. В системе установлено предохранительное устройство, срабатывающее при повышении давления до 20 МПа.

Ходовая система

Ходовая часть оснащена 4 колесами, размещенными попарно на 2 мостах. Трактор модели 320 оснащен системой регулировки колеи переднего и заднего мостов. Настройка колеи переднего моста выполняется перестановкой и переворотом обода колес.

За счет этого обеспечивается 2 варианта колеи:

  • для переднего моста — 1260 и 1410 мм;
  • для заднего моста — 1250 и 1400 мм.

Отзывы

Как оценивают качество исполнения и основные параметры трактора «МТЗ 320» пользователи и владельцы данного агрегата? Ответить на этот вопрос помогут следующие отзывы:

  • Машина имеет довольно мощный мотор и высокопроизводительную гидравлическую систему. Технические характеристики Беларусь 320 позволяют использовать трактор как для выполнения задач общего назначения, так и для осуществления узкоспециализированных мероприятий.
  • Благодаря низкому давлению, оказываемому трактором на грунт, машина обладает хорошей маневренностью и отличной проходимостью на участках заболоченной местности.Из-за некачественной гидравлики, необходимо постоянно осуществлять очистку системы.

Навесное оборудование

Минский завод предусмотрел возможность применения на тракторах модели 320 большого числа навесного оборудования.

Дополнительное оборудорвание

Ниже перечислены несколько разновидностей навески:

  • Для выполнения работ, связанных с уборкой снега, возможна установка коммунального отвала с механическим приводом. Помимо расчистки дорог и площадок от снега, отвал может использоваться для уборки строительного мусора или песка.
  • Отвал с гидравлическим приводом поворота в две стороны. Отличается от механической модели установкой гидравлики с управлением из кабины.
  • Навесной погрузчик с гидравлическим приводом, который управляется от распределительного пульта в кабине оператора. Узлы погрузчика крепятся на штатные монтажные точки полурамы трактора. Технику применяют при уборке мусора или снега, а также при ведении земляных работ.
  • Экскаваторная стрела с платформой, комплектуемая ковшом емкостью 280 л. Стрела обеспечивает глубину копания до 1,83 м.
  • Для выполнения полевых работ трактор МТЗ-320 может оснащаться прицепными машинами с рабочим тяговым усилием не выше 6,5 кН. Техника используется для пахоты, внесения удобрений, транспортировки урожая и других видов деятельности.

Кабина трактора

Внутреннее рабочее пространство, которым оборудован трактор 320, с обдувом и обогревом. Уровень остекления, козырёк от солнца, отражающее устройство заднего обзора, набор оказания первой помощи, огнетушитель делают эксплуатацию трактора безвредной.

Органы, управляющие трактором, разбиты на функциональные группы. Ножные и ручные рычаги контроля и управления: механизм передачи крутящего момента за счёт трения, устройство остановки, акселератор размещены в доступной области. В процессе эксплуатации, движения водителя рациональны, перемещение происходит по требуемой траектории.

Кабина на трактор МТЗ-320:

Кабина на трактор МТЗ

Основные модификации

На основе базовой модели 320.4 производится несколько модификаций, достоинства и особенности комплектации которых следующие:

  • 320.5, комплектуется дизелем с улучшенными экологическими параметрами (соответствует норме Stage III), а также 2 топливными баками (на 46 и 48 л);
  • 320.Р, оснащенный каркасной открытой кабиной, с брезентовым верхом;
  • 320.4М, отличается установкой белорусского дизеля ММЗ-3LD.

На вторичном рынке встречаются модификации 320 и 320.3, которые сняты с производства. По своим данным машины аналогичны версии 320.4.

Достоинства и недостатки

Владельцы тракторов семейства 320 отмечают следующие положительные стороны машины:

  • малые габариты, которые обеспечивают маневренность;
  • система полного привода;
  • приводной вал в трансмиссии, позволяющий работать с различным прицепным оборудованием;
  • регулируемая колея;
  • удачно подобранные передаточные числа коробки позволяют обеспечить высокие тяговые усилия;
  • удобный доступ к узлам для обслуживания и ремонта.

Основные нарекания связаны с силовым агрегатом и трансмиссией:

  • встречаются сложности с запуском дизеля LDW1503 при низкой температуре;
  • дорогие запчасти для импортного двигателя;
  • заедания при переключении на вторую передачу;
  • ускоренный износ шестерен дифференциала;
  • необходимость постоянной проверки состояния сцепления и проведение периодической регулировки зазора.

Чем может комплектоваться

Трактор Беларусь 320 может комплектоваться следующими видами оборудования:

  • плугом;
  • культиватором;
  • дисковой бороной;
  • окучником;
  • картофелесажалкой;
  • картофелекопателем;
  • опрыскивателем;
  • косилкой;
  • бульдозерным отвалом;
  • щёткой;
  • фронтальным погрузчиком;
  • прицепом и полуприцепом.

Фото Беларус 320 с навесным оборудованием представлено ниже:

Цена и отзывы владельцев

Стоимость тракторов зависит от варианта оснащения и территориального расположения дилера и составляет:

  • 320.4 — от 685 тыс. рублей;
  • 320.4 с дополнительной пневматической системой — от 700 тыс. рублей
  • 320.4М — от 640 тыс. рублей;
  • 320.4М с дополнительной пневматической системой — от 655 тыс. рублей.

Евгений, Смоленская область

Трактор находится в эксплуатации шестой год. Применяется для обработки земельного участка, уборки снега в зимнее время. За все время несколько раз возникала проблема со сцеплением. После нескольких регулировок проведена замена узла. После этого неисправность не проявлялась. Трактор надежный, но требует грамотного и регулярного обслуживания.

МТЗ в поле

Руслан, Белгород

Трактор легко справляется с пахотой чернозема. Имеются претензии к сцеплению и к запуску двигателя в морозную погоду. По функциональности машина близка к тракторам МТЗ-80/82, но легче в управлении. При работе с передним навесным оборудованием желательно устанавливать противовесы на заднюю часть коробки. Не любит перегрузок, возможны повреждения бортовых редукторов. Гидравлика требует использования чистого и свежего масла, при работе на грязной жидкости залипают клапаны в распределительном устройстве.

Устройство

Трактор имеет стандартную конструкцию: в задней части располагается металлическая кабина и сцепное устройство, а спереди размещается силовой модуль и система питания. Двигатель жёстко прикреплён к раме машины, что увеличивает прочность и надёжность корпуса. Агрегат «МТЗ» оснащён ступенчатой трансмиссией и двухскоростным ВОМ. На тракторе установлен передний ведущий мост с самоблокирующимся дифференциалом.

МТЗ 320 с прицепом

Аналоги

Близким аналогом является относящийся к тяговому классу 0,6 т трактор Т-25/30 Владимирец, который выпускается в России. По сравнению с ним белорусская машина имеет большую функциональность и комфортабельное рабочее место оператора. Трактор типа «Владимирец» оснащается дизелем воздушного охлаждения, который склонен к перегреву при длительной работе в жаркое время.

Китайские трактора марки Xingtai имеют близкие габаритные размеры и массу, но уступают семейству машин 320 по надежности и функциональности. Кроме этого, можно упомянуть однотипные китайские машины Foton-404 и Dong Feng DF-404, которые имеют низкую цену и сравнимый набор функций. Качество машин не уступает продукции завода МТЗ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: